Педро альмодовар — биография, информация, личная жизнь

2000-е

За картину 2002 г. «Поговори с ней» Альмодовар стал обладателем «Оскара» в качестве лучшего сценариста. Через три года состоялся премьерный показ «Дурного воспитания». Эта кинолента не была награждена ни одной премией «Гойя». Режиссер и его брат из-за такой несправедливости покинули испанскую киноакадемию.

В 2011 г. вышла одна из лучших кинолент Альмодовара последнего десятилетия «Кожа, в которой я живу». В ней Антонио Бандерас стал талантливым хирургом, научившимся создавать искусственную кожу.

Любителям кино известно, что режиссер является открытым геем, но о своей личной жизни он не любит рассказывать.

Кинодебют

В 1980 г. Альмодовар завершил съемки первой ленты «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» по своей же фотоновелле «Частые эрекции», заказанной изданием «Эль-Вибора». Создание картины длилось целый год. В основном режиссер использовал для этого выходные дни. Бюджет фильма составил пятьсот тысяч песет, которые удалось раздобыть Кармен Мауре и музыканту «Лос-Гориардос» Феликсу Ротаэту. Снимали картину на одолженном оборудовании. У поклонников независимого испанского кино первая кинолента Альмодовара стала культовой. Она целых четыре года шла в кинотеатрах «Альфавиль», правда, только по ночам.

Человек из Ла-Манчи

Для не слишком искушенного зрителя Альмодовар равен испанскому кинематографу в целом, он идеальный символ постфранкистского искусства вообще, знак того, как освобождение от тоталитаризма дает мощный толчок развитию культуры. Всё это абсолютно верно, но нужно всё же сперва сказать два слова вот о чем.

Испания времен Франко — особенно, разумеется, позднего Франко — вовсе не была культурной пустыней. Достаточно назвать имена Карлоса Сауры и Хуана Антонио Бардема, режиссеров больших и респектабельных, пользовавшихся громадным уважением по всему миру. Да и формальный эмигрант Бунюэль приезжал на родину снимать «Виридиану» (в Испании, впрочем, сразу же запрещенную) и «Тристану». Ни на какие особенные компромиссы эти художники не шли, и в целом дела с кино в Испании обстояли куда лучше, чем с демократией.

Альмодовар

Режиссер Педро Альмодовар

Фото: Global Look Press/Universal International Pictures

Но Педро Альмодовар — явление всё же совершенно иного порядка. Каким бы либеральным ни было испанское киноначальство, такой режиссер, как он, мог появиться и существовать только в той странной, немного неврастенической атмосфере, в которую окунулась Испания в первое 20-летие после падения франкизма.

Сам Альмодовар при этом, разумеется, плоть от плоти именно франкистской Испании, и об этом часто забывают, когда пытаются понять истоки его фонтанирующего яркого темперамента. Глухая провинция, где он вырос и где с точки зрения нравов мало что изменилось со времен Сервантеса (Альмодовар, кстати, родился в Ла-Манче). Закрытая католическая школа со всеми ее специфическими нормами взаимоотношений учителей-священников и учеников. После школы — сразу Мадрид, город, в те времена являвший собой немного пугающую смесь столичного консервативного лоска — внешне и обжигающе свободного порока — за кулисами. Это была яркая, пульсирующая виниловыми цветами молодость — настоящий глэм-рок, что играл Альмодовар в своей полулюбительской группе в начале 1970-х. Это время стало его запечатленной памятью и определило то немного «кислотное» визуальное богатство его картин, что принесло ему великую славу.

«Боль и слава» (2019)

Самый личный проект Альмодовара с Антонио Бандерасом в главной роли. Герой фильма — режиссер на закате творческого пути — ударяется в воспоминания о детстве, исследует свои эмоциональные травмы и встречается лицом к лицу с самыми болезненными провалами. Задумчивому и меланхоличному протагонисту в исполнении Антонио Бандераса подбирают на редкость пестрый гардероб. Цветные кожаные пиджаки, костюмы в оттенках драгоценных камней и рубашки с принтами — некоторые из гардероба самого Альмодовара — создают визуальный ряд в лучших традициях испанского режиссера.

Антонио Бандерас в фильме «Боль и слава» (2019)

Карьера

В 1980 году снял свой первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Началом этому проекту послужила фотоновелла Альмодовара «Частые эрекции» («Erecciones generales»), созданная по заказу журнала «El Víbora». Фильм снимался больше года, только по выходным. Деньги, в сумме полмиллиона песет, нашли Феликс Ротаэта, ещё один участник группы «Los Goliardos», и Кармен Маура, оборудование одалживалось. Тем не менее, нехватка средств обернулась свободой действий. Фильм сразу же стал культовым в независимых кругах и среди посетителей сети кинотеатров Альфавиль, где он шёл на ночных сеансах в течение 4 лет.

Первый крупный успех пришёл к Альмодовару после фильма «За что мне это?». Вот так отзывалась об этой картине газета «Нью-Йорк Таймс»: «Замечательная чёрная комедия. Просто маленький шедевр».

В 1985 году вместе со своим братом, Агустином Альмодоваром, создал продюсерскую компанию «El Deseo», которая начала свою деятельность с выпуска в 1986 году фильма Педро Альмодовара «Закон желания». Позже «El Deseo» выпустила проекты таких режиссёров, как Алекс де ла Иглесия, Гильермо дель Торо, Даниэль Кальпарсоро, Моника Лагуна, Изабель Койшет, а также дуэта, состоящего из Дуньи Аясо и Феликса Сабросо.

Мировое признание Альмодовару принесла эксцентрическая комедия «Женщины на грани нервного срыва». Она получила около пятидесяти национальных премий, первый Европейский приз «Феликс» и номинировалась на «Оскар». За чередой ярких, «безбашенных» комедий периода постфранкистского раскрепощения, известного как «мовида» (en), последовали более сдержанные картины 1990-х годов, в которых Альмодовар осваивал более зрелую, менее эпатажную тематику. Своими мелодрамами он пытается развивать традиции кумиров — Фассбиндера, Джона Сталя и Дугласа Сирка.

Итогом этих исканий стал фильм «Всё о моей матери» (1999), где из лабиринта экзотических страстей режиссёр выходит на общечеловеческие темы, на этот раз оставляя своим героям шанс на примирение и обретение. С этого фильма, получившего десятки национальных премий и «Оскар» за лучшую ленту на иностранном языке, начался для Альмодовара второй период расцвета. Все четыре фильма, вышедшие в 1999—2006 годах, были признаны мировой кинопрессой шедеврами. В 2002 году фильм «Поговори с ней» принёс Альмодовару «Оскар» за лучший сценарий.

Триумфу Альмодовара сопутствует обострение отношений с киноакадемией Испании, которая не выдвинула «Поговори с ней» на соискание «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В 2005 году, когда следующий фильм Альмодовара, «Дурное воспитание», не получил ни одной премии «Гойя», он вместе с братом объявляет о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования, не позволяющей победить в номинации при небольшом количестве голосов «за».

В июне 2019 года дирекция Венецианского кинофестиваля приняла решение вручить Альмодовару почетную награду «Золотой лев Святого Марка».

«Колдовство» (Карлос Серрано де Осма, 1948)


«Колдовство» Карлоса Серрано де Осмы — «проклятый» фильм, несмотря на, казалось бы, безобидную тему песен и танцев фламенко. Примечателен уже тот факт, что участие в картине приняли певец Маноло Караколь и танцовщица Лола Флорес, находившиеся на пике своих карьер. Эти две легенды помогают нам прочувствовать мистику искусства фламенко. Но когда картина вышла, ее подвергли критике — никто не мог простить авторам, что они отклонились от общепринятых шаблонов драматургии. А между тем через экспрессивный визуальный ряд создателям удалось запечатлеть тот самый эффект колдовства, создаваемый фламенко. Даже сегодня фильм остается очень современным.

«Джульетта», 2016

На Каннском кинофестивале 2016 года Альмодовар представил свою юбилейную, двадцатую, ленту «Джульетта». Он углубился в переживания 50-летней женщины, вернувшейся в родной Мадрид, чтобы найти таинственно исчезнувшую много лет назад дочь.

Конечно же, это фильм о материнской любви. Но не только о ней, а и о воспоминаниях, ушедшей молодости, увядающей красоте, красках жизни, которые зачем-то блекнут, хотя краски фильма, как всегда, насыщенны. Красный Альмодовара — безудержно красный, желтый — вызывающе желтый, а синий — бунтующе синий. В общем, смотреть обязательно, потому что это именно тот Альмодовар, каким мы его любим.

Педро Альмодовар — Фильмы

Дебютный фильм Педро Альмодовара назывался «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» и вышел на экраны в 1980 году. В независимых кругах картина была высоко оценена и тут же получила статус культовой. Однако первый значимый успех пришел к постановщику после съемок ленты «За что мне это?».

Затем в 1999 году он снимает фильм «Все о моей матери», ставший культовым и принесший ему всемирную известность. Также режиссер известен такими лентами, как «Поговори с ней», «Разомкнутые объятия», «Кожа, в которой я живу», «Я очень возбужден» и другими.

Его работы отличаются очень чутким раскрытием женских персонажей, представляющих собой подавляющее большинство в его фильмах, кричащими яркими цветами и сексуальной тематикой.

«Возвращение» Педро Альмодовара

Одной из главных муз Педро Альмодовара является актриса Пенелопа Крус. Она сыграла во многих фильмах постановщика, в числе которых «Все о моей матери», «Разомкнутые объятия», «Живая плоть» и «Возвращение». Последний является одним из наиболее известных в фильмографии режиссера. В центре сюжета оказывается молодая женщина по имени Раймунда, которая растит дочь подростка и переживает смерть матери. Однако после череды загадочных и непоправимых событий она начинает подозревать, что ее мать вернулась с того света. В картине также сыграли Кармен Маура, Лола Дуэньяс и другие.

«Джульетта» Педро Альмодовара

В 2016 году в прокат вышел фильм «Джульетта», который был представлен на Каннском кинофестивале. В картине снялись известные испанские актеры: Эмма Суарес, Адриана Угарте, Мишель Хеннер и Росси де Пальма, которая также играет в большинстве фильмов Альмодовара. В центре сюжета — одинокая женщина Джульетта, которая отправляется в Мадрид, чтобы разыскать дочь, исчезнувшую из ее жизни. Улицы города навевают на нее воспоминания о юности и первой любви в те времена, когда жизнь казалась беззаботной и радостной.

«Главная улица» (Хуан Антонио Бардем, 1956)


«Главная улица» — большое кино, которое не только выдержало проверку временем, но и продолжает укреплять свою репутацию. Это мелодрама, повествующая о незамужней женщине и ее жизни в провинции. Я испытываю слабость к таким картинам. До десяти лет я жил в окружении одних только женщин, и многие из них были похожи на героиню «Главной улицы». Пожалуй, это и объясняет мою любовь к женским характерам. Поразительно, что авторам удается создать эффект эротизма без демонстрации наготы или сексуальных сцен. В испанском кино того времени, по моему мнению, больше не было фильмов, где мотив плотского желания звучал бы столь же отчетливо.

«Странное путешествие» (Фернандо Фернан Гомес, 1964)


«Странное путешествие» — тоже «проклятый» шедевр Фернандо Фернана Гомеса, к которому цензоры даже и не знали, какие меры применить. Когда картину сняли, был 1964 год, страна взяла курс на модернизацию и развитие, основным мотором которого должен был стать туризм. Но в фильме Испания демонстрировалась не в самом приглядном виде, так что его выпустили лишь семь лет спустя. И с тех пор картина не перестает завоевывать поклонников. А Фернандо Фернан Гомес — воистину человек эпохи Возрождения: актер, режиссер, писатель, драматург. «Странное путешествие», пожалуй, можно назвать образцом испанского неореализма, где по сравнению с итальянским место сентиментальности занимает гротеск, черный юмор и сюрреализм.
 

Творчество

В фильмах Альмодовара, особенно ранних, представлена жизнь трансвеститов и маргиналов; они полны эпатирующих персонажей и, тем не менее кинематограф Альмодовара выходит далеко за рамки жанрового «гейского» кино. Особенно интересует его работа с женскими персонажами:

Творчество Альмодовара тесно связано с национальным менталитетом испанцев. Отмечается влияние барокко, поэтики эсперпенто (исп.)русск., особенно театра Валье-Инклана и фильмов Буньюэля. К типично испанским чертам относят, в частности, соединение трагического и фарсового начала. Бушующие на экране эмоции передаёт и сочная цветовая гамма, ставшая элементом фирменного стиля Альмодовара:

«Джульетта» (2016)

Фильм-адаптация трех рассказов канадской писательницы Элис Манро — трогательная история матери, которую бросила ее дочь. Действие картины начинается в Мадриде: главная героиня случайно встречает Беатрис, подругу своей дочери Антии, и узнает у той ее примерное местонахождение. Утопая в чувстве вины, горе и надеждах на возможное примирение, мать пытается восстановить с ней контакт. Флешбэки, похожие на галлюцинации, возвращают Джульетту во времена ее молодости — в 1980-х героиня щеголяет образцовыми нарядами той эпохи, с объемными плечами, серьгами-клипсами и так далее. Современный гардероб Джульетты впечатляет не меньше: здесь и «старый» Céline времен Фиби Файло, и Hermès. Беатрис, одетая в Dior с ног до головы, также предстает той еще модницей.

Кадр из фильма «Джульетта» (2016)

Педро Альмодовар сейчас

В 2016 году состоялась премьера нового фильма Альмодовара, в котором испанец выступил в роли сценариста и режиссера, драма «Джульетта». Фильм снят по сюжету трех рассказов из сборника «Беглянка» (Runaway) знаменитой писательницы из Канады Элис Манро, лауреата Нобелевской премии по литературе.

Фильм вошел в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, кроме того, «Джульетта» претендовала на премию «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке» и на престижную национальную кинопремию Испании «Гойя», причем на последнюю сразу в семи номинациях.

https://youtube.com/watch?v=DI-efGN-YcU

Сюжет фильма рассказывает о женщине по имени Джульетта (Эмма Суарес), которая пишет письмо дочери, бросившей мать 12 лет назад, чтобы рассказать той важный секрет, который героиня хранила все эти годы.

В 2017 году Педро Альмодовар выступил в роли продюсера короткометражной картины «Princesa de hielo» и драмы «Зама», повествующей о жизни чиновника на службе испанского короля в столице Парагвая. Премьера последнего фильма прошла на Международном кинофестивале в Венеции.

В 2018 году выйдет криминальная драма «Ангел», продюсером которой также стал Альмодовар.

«Возвращение» (2006)

Стиль этой картины навеян испанскими мыльными операми и образами Софи Лорен доголливудской эпохи. Одним словом, услада для эстетских глаз. Каждая минута в фильме наполнена цветом и принтами, но Пенелопа Крус в роли эксцентричной Раймунды превосходит всех. За образы этой представительницы рабочего класса, которая пытается защитить свою дочь, отвечала художница по костюмам Бина Дайгелер. На экране Крус появляется в цветастых юбках-карандаш, топах с цветочным принтом и кардиганах в клетку гингем, дополняя все это золотыми серьгами-кольцами и медальоном с изображением распятого Христа.

Пенелопа Крус в фильме «Возвращение» (2006)

Биография

Родился в городе Кальсада-де-Калатрава (провинция Сьюдад-Реаль, Кастилия — Ла-Манча). В 8 лет переехал вместе с семьёй в Эстремадуру, где посещал сначала салезианскую, а потом францисканскую школы.

В 16 лет, один, без семьи и денег, переехал в Мадрид. Сменив множество мест работы, на 12 лет осел в компании «Телефоника». В это же время стал членом театральной группы «Los Goliardos». Играл маленькие роли в профессиональном театре, где познакомился с Кармен Маурой. Вместе с Фабио Макнамарой организует музыкальную группу в стиле пародийный панк-глэм-рок. Пишет рассказы, которые периодически публикуются в коллективных сборниках («Сон разума»).

В 1980 году снял свой первый полнометражный фильм «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки». Началом этому проекту послужила фотоновелла Альмодовара «Частые эрекции» («Erecciones generales»), созданная по заказу журнала «El Víbora». Фильм снимался больше года, только по выходным. Деньги, в сумме полмиллиона песет, нашли Феликс Ротаэта, ещё один участник группы «Los Goliardos», и Кармен Маура, оборудование одалживалось. Тем не менее, нехватка средств обернулась свободой действий. Фильм сразу же стал культовым в независимых кругах и среди посетителей сети кинотеатров Альфавиль, где он шёл на ночных сеансах в течение 4 лет.

Первый крупный успех пришёл к Альмодовару после фильма «За что мне это?». Вот так отзывалась об этой картине газета «Нью-Йорк Таймс»: «Замечательная чёрная комедия. Просто маленький шедевр».

В 1985 году вместе со своим братом, Агустином Альмодоваром, создал продюсерскую компанию «El Deseo», которая начала свою деятельность с выпуска в 1986 году фильма Педро Альмодовара «Закон желания». Позже «El Deseo» выпустила проекты таких режиссёров, как Алекс де ла Иглесия, Гильермо дель Торо, Даниэль Кальпарсоро, Моника Лагуна, Изабель Койшет, а также дуэта, состоящего из Дуньи Аясо и Феликса Сабросо.

Мировое признание Альмодовару принесла эксцентрическая комедия «Женщины на грани нервного срыва». Она получила около пятидесяти национальных премий, первый Европейский приз «Феликс» и номинировалась на «Оскар». За чередой ярких, «безбашенных» комедий периода постфранкистского раскрепощения, известного как «мовида» (en), последовали более сдержанные картины 1990-х годов, в которых Альмодовар осваивал более зрелую, менее эпатажную тематику. Своими мелодрамами он пытается развивать традиции кумиров — Фассбиндера, Джона Сталя и Дугласа Сирка.

Итогом этих исканий стал фильм «Всё о моей матери» (1999), где из лабиринта экзотических страстей режиссёр выходит на общечеловеческие темы, на этот раз оставляя своим героям шанс на примирение и обретение. С этого фильма, получившего десятки национальных премий и «Оскар» за лучшую ленту на иностранном языке, начался для Альмодовара второй период расцвета. Все четыре фильма, вышедшие в 1999—2006 годах, были признаны мировой кинопрессой шедеврами. В 2002 году фильм «Поговори с ней» принёс Альмодовару «Оскар» за лучший сценарий.

Триумфу Альмодовара сопутствует обострение отношений с киноакадемией Испании, которая не выдвинула «Поговори с ней» на соискание «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В 2005 году, когда следующий фильм Альмодовара, «Дурное воспитание», не получил ни одной премии «Гойя», он вместе с братом объявляет о выходе из состава академии, объяснив это несогласием с системой голосования, не позволяющей победить в номинации при небольшом количестве голосов «за».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector