Группа «битлз»: биография и творчество (фото). история группы the beatles

Прощание с концертом

Когда 29 августа 1966 года изможденные «Битлз» сошли со сцены бейсбольного стадиона Candlestick Park в Сан-Франциско, они еще не предполагали, что это выступление станет последним в пятилетнем бесконечном концертном марафоне, в котором группа пребывала с начала своей гастрольной деятельности в Гамбурге в 1961 году.

Image caption

Полиция разгоняет слишком возбужденных фанов на последнем концерте последнего турне «Битлз» 29 августа 1966 года, стадион Candlestick Park, Сан-Франциско

Усталость, а главное, разочарование и недовольство были, однако, настолько велики, что прекращение гастролей в привычном виде было вопросом времени.

«Битлз» уже вовсю экспериментировали в студии, вышедший месяцем ранее Revolver был наполнен сложными по конструкции, многослойными композициями с изощренными студийными эффектами, самой «закрученной» из которых стала психоделичная Tomorrow Never Knows.

И речи не было о возможности воспроизвести новый звук на сцене. А главное — концертная публика, по-прежнему состоящая по большей части из пораженных вирусом битломании молодых девчонок, ничего нового и сложного не ждала и не хотела. Она по-прежнему непрестанно истерично визжала на протяжении всех получасовых концертов, ждала старых проверенных хитов, и верхом ее желаний и ожиданий было увидеть живыми своих кумиров.

Концертная аппаратура в те годы была далека по своему качеству от нынешней, визг и истеричные вопли толпы заглушали музыку, музыканты элементарно себя не слышали. Сами же они за считанные два-три года переросли не только свою концертную публику, но самих себя двух-трехлетней давности. Из поп-идолов они превратились в настоящих художников и больше не могли и не хотели выносить этот переставший им приносить хоть какое бы то ни было творческое удовлетворение «концертный оброк».

С концертами было покончено, Битлз полностью посвятили себя студийной работе, изучению трансцендентальной медитации, экспериментам с наркотиками, опытам в мультипликации и телевидении и выдавали на-гора один за другим студийные шедевры Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, Magical Mystery Tour, The White Album.

2 января, на второй день нового 1969 года, всего лишь через пару месяцев после выхода монументального «Белого альбома», «Битлз» приступили к репетициям очередного альбома, который поначалу должен был называться Get Back. Выражавшая концепцию новой работы строчка из давшей ей название песни Маккартни Get back to where you once belonged… («Вернись туда, откуда ты родом…») означала возвращение не столько пространственное, сколько временное: возвращение в молодость, в чистую ливерпульскую юность, в простой, без студийных наворотов и экспериментов, наивный и светлый рок-н-ролл.

Идея — в полной противоположности предыдущим сложным, с многочисленными наложениями студийным работам — состояла в прямой, почти «наживо» записи имеющегося материала, который, наряду с новыми песнями, включал в себя один из самых первых, еще ливерпульского периода совместных творческих опытов Леннона-Маккартни «One After 909».

Процесс записи начали снимать для документального фильма, который, как впоследствии и альбом, стал называться Let It Be. Сохранился, впрочем, проект обложки альбома Get Back, в полном соответствии с концепцией копирующий композицию обложки дебютного альбома Please Please Me — только вместо свежих юношеских лиц с балкона на зрителя взирают обросшие длинными волосами и бородами «Битлз» образца 1969 года.

Эпитафия

И хотя «Битлз» предстояло записать еще один великолепный альбом — свою настоящую лебединую песню Abbey Road, именно записанный в те зимние дни 1969 года Let It Be стал последним, уже по сути дела посмертным релизом группы. Он вышел 8 мая 1970 года, а почти месяцем ранее, 10 апреля, сделанное Маккартни объявление об уходе из «Битлз» считается официальной датой конца группы.

Последняя песня Let It Be — Get Back. Последние звуки Get Back и, соответственно, последние звуки последнего альбома «Битлз» — слова, сказанные Ленноном в микрофон в завершение концерта на крыше: «I’d like to say thank you on behalf of the group and ourselves, and I hope we passed the audition.» («Я хочу поблагодарить всех от имени группы. Надеюсь, мы прошли прослушивание»).

Со свойственным ему сарказмом, Леннон намекал на многочисленные неудачные прослушивания, которые «Битлз» приходилось проходить, пока они не получили признание.

Большой старт

С лета 1960 The Beatles получили приглашение на концерт в Гамбург. Для всех участников Битлз это было великолепным шансом продемонстрировать себя за пределами родной страны, выйти на Европу, как сказали бы сегодня. Самое любопытное в том, что на деле такой выбор был достаточно странным. У группы не было постоянного ударника, что осложняло работу, и она никому не была особенно известна. Однако так случилось, что на тот момент более популярные коллективы не могли отправляться в длительное турне, и Аллан Уильямс сумел протолкнуть вперед начинающих. Перед гастролями долгие поиски ударника привели в команду Пита Беста – практически случайно.

Конечно, не обошлось без сложностей – тур в Германию стал большим испытанием. Почти семь месяцев за границей «битлы» выступали в клубах Indra и Kaiserkeller. График концертов оказался весьма напряженным, ведь концерты тогда шли без остановок, и ни в коем случае нельзя было ударить в грязь лицом. Оставив собственные композиции на более удобный случай, команда ударилась в исполнение вариаций, импровизаций и обработок.

Расслабляться было нельзя. The Beatles играли блюз, обрабатывали народные песни, исполняли блюз, рок-н-ролл, отбирали и пели эстрадные композиции. Это оказалось хорошим опытом: за семь месяцев турне мастерство заметно выросло.

Возвращение команды оценили и в знакомых клубах. Группа Битлз зазвучала иначе.

Однако не только этот след оставило первое в истории команды турне. Стюарт Сатклифф познакомился и завел отношения с Астрид Кирхерр. Это ей принадлежит фотоссессия в Гамбургском парке. И именно она предложила команде подобрать новый имидж.

Новые стильные прически и аккуратные пиджаки без воротников и лацканов от Кардена стали обновленным образом команды. Можно считать, что немецкая девушка выступила имиджмейкером.

Hey Jude

Одна из самых известных песен Пола Маккартни, которая и по сей день закрывает его концерты, на самом деле должна была называться «Hey Jools». Она была обращена к сыну Леннона Джулиану, который в тот момент очень переживал из-за развода родителей.

В 1968 году у Джона уже начался роман с Йоко Оно, а отношения с его первой женой Синтией развалились. Между тем, Пол хорошо знал Джулиана – и даже, по некоторым свидетельствам, проводил с ним едва ли не больше времени, чем отец.

«Я подумал, что как друг семьи я должен съездить в Уэйбридж и попробовать как-то подбодрить их, успокоить, сказать, что все будет нормально, спросить, как дела, — рассказывал Маккартни. – Ехать мне было около часа. А я всегда выключаю по дороге радио и пытаюсь сочинять – вдруг что-то получится… И я начал петь «Hey Jools, don’t make it bad…»

Позже Маккартни поменял название, поскольку «Hey Jude» было проще петь, и такое имя носил один из персонажей популярного в середине 1950-х голливудского кино-мюзикла «Оклахома!».

Впрочем, у происхождения «Hey Jude» есть еще одна версия, и выдвинул ее никто иной, как Джон Леннон (который к ее сочинению практически не имел отношения, но считал одной из самых лучших песен Маккартни).

«Я всегда слышал ее как песню, обращенную ко мне, — говорил Леннон. – Я знаю, что эти мои слова похожи на выдумки фанов, которые придумывают всякую ерунду, но ведь на эту песню правда можно смотреть как на написанную для меня. Вот подумайте: только что появилась Йоко, и он поет «Эй, Джуд – Эй, Джон». И эти его слова «go out and get her» (давай, возьми ее) – подсознательно он этим говорил: «вперед, уходи от меня!»

Но сколько ни рассуждай о тайных смыслах «Hey Jude», она останется в истории как одно из главных музыкальных произведений ХХ века. Ее длительность составляет 7 минут, 11 секунд – что для поп-музыки того времени примерно соответствовало двум с половиной композициям, выпущенным на синглах.

«Это была очень длинная песня, — говорит продюсер «Битлз» Джордж Мартин. – На самом деле, когда я замерил ее длительность, я сказал: «таким длинным сингл быть не может». И тогда парни стали на меня кричать – уже далеко не впервые – и Джон спросил: «почему же нет?» Ничего толкового мне в голову не приходило, и я отделался отговоркой, что диск-жокеи ее не будут ставить. Он ответил: «Будут, если это наша песня». И он, конечно, был абсолютно прав».

ДекабрьПравить

  1. 1938 — Состоялось бракосочетание Джулии Стенли и Альфреда Леннона. 1961 Брайан Эпстайн пригласил Битлз в свой офис чтобы обсудить будующий контракт.
  2. 1991 — Умерла Мими Смит — тётя Джона.
  3. 1973 — вышел Band on the Run — третий студийный альбом группы Wings
  4. 1952 — Брайана Эпстайна призвали в армию.
  5. 1964 — сингл The Beatles «I Feel Fine» № 1 в Англии и США стал уже шестым синглом на вершине хит-парадов.
  6. 1963 — Битлз приняли участие в телевизионной программе «Жюри игрального автомата» дав этой програме самые большие рейтинги за всё её существование.
  7. 1912 — родился отец Джона — Альфред Леннон.
  8. 1967 — вышел сингл Битлз «Christmas Time is Here Again», альбом Битлз «Magical Mystery Tour» получил Золотой статус.
  9. 1965 — Битлз получают золотой диск за альбом Rubber Soul.
  10. 1967 — Мировая премьера фильма «Волшебное таинственное путешествие (Magical Mystery Tour)».
  11. 1960 — Выступление Битлз в «Литерлэнд-Таун-холл».
  12. 1963 — Ричард Баклз в газете » Санди таймс» в обзоре музыки Джона и Пола заявил что они самые великие композиторы со времён Бетховена.
  13. 1994 — Умерла Морин Старки — первая жена Ринго.

Зерна раздора

Леннона заявление Маккартни привело в бешенство. Он был готов уйти из группы еще осенью 1969 года. 20 сентября вскоре после завершения работы над Abbey Road на встрече группы с руководством EMI он заявил о своем принятом несколькими днями раньше после удачного сольного выступления на рок-фестивале в Торонто решении.

Image caption

С середины 1969 года Леннон стал активно выступать вместе со своей женой в составе Plastic Ono Band

Леннона убедили повременить со своим заявлением — оно повредит рекламной кампании по выходу альбома. Он смирился и теперь, когда Маккартни лицемерно сделал именно такой шаг, он чувствовал себя просто элементарно одураченным.

«Я начал эту группу, я же должен был ее и закончить», — говорил он впоследствии в одном из интервью.

На самом деле зерна распада постепенно всходили на протяжении нескольких лет.

Прекращение в августе 1966 года концертных выступлений, неожиданная смерть год спустя Брайана Эпстайна размыли монолит «великолепной четверки».

Записывавшийся летом 1968 года «Белый» — при всем его великолепии — многие не без оснований считают уже не столько альбомом группы, сколько набором индивидуальных песен четырех ее музыкантов.

Джайлз Мартин: «Белый альбом» хлесток, как пощечина

Растущая творческая зрелость трех ведущих битлов неизбежно снижала центростремительные и с той же неизбежностью усиливала центробежные силы внутри группы. Маккартни лишь стиснув зубы пустил на альбом ленноновское (вместе с Йоко) авангардное экспериментирование на Revolution 9, а Леннон, в свою очередь, пренебрежительно, если не презрительно отзывался о легковесных, мюзик-холльных маккартниевских Martha My Dear и Honey Pie.

Впоследствии Маккартни говорил о трениях внутри группы во время записи «Белого». Леннон в одном из интервью признал: «распад «Битлз» слышен на этом альбоме». А журнал Rolling Stone и вовсе назвал «Белый» «четырьмя сольными альбомами под одной крышей».

Сольники, впрочем, не замедлили появиться. Практически сразу же после выхода «Белого» Харрисон первым из «Битлз», еще в ноябре 1968 года, выпустил Wonderwall Music — альбом по большей части инструментальных композиций к психоделическому фильму Wonderwall, которые он записал со столь милыми его сердцу индийскими музыкантами.

Харрисон был самым младшим из битлов и много позже Леннона-Маккартни стал сочинять собственные песни. Он считал, что Джон и Пол относятся к нему снисходительно, его авторский дар не ценят и песни его в альбомы «Битлз» пускают далеко не в той мере, как они того заслуживают.

Доказательством тому, что его обиды на старших товарищей не были паранойей, а имели под собой основания, стал выплеск спустя буквально шесть месяцев после распада накопившихся за эти годы песен. Их хватило на вышедший уже в ноябре 1970-го великолепный тройной (!) альбом All Things Must Pass.

Image caption

Джордж Харрисон (справа) на завершающем этапе работы над альбомом All Things Must Pass. Слева представитель фирмы Apple Пол Беннет. В центре — продюсер Фил Спектор

Леннон лишь на несколько дней отстал от Харрисона. Его первый «сольник» Unfinished Music No1: Two Virgins — вместе с Йоко, и со скандальной фотографией обнаженной пары на обложке — появился в том же ноябре 68-го. За ним последовали еще два вышедших до распада «Битлз» альбома — Unfinished Music No2: Life with the Lions и Wedding Album (соответственно май и ноябрь 1969 г.) — такие же экспериментально-авангардные, как и первый, и так даже до сих пор в общем-то не принятые самыми заядлыми битломанами и леннономанами.

Знакомство с Джорджем Мартином

Менеджер The Beatles, Брайан Эпстайн, встретился с Джорджем Мартином, продюсером из лейбла Parlophone. Джордж молодой группой заинтересовался и захотел увидеть ее выступление в студии Abbey Road (Лондон). Записи коллектива не впечатлили Джорджа Мартина, однако он полюбил самих музыкантов, привлекательных, веселых и немного наглых ребят. Когда Дж. Мартин спросил, все ли им нравится в студии, Харрисон ответил, что ему не нравится галстук Мартина. Продюсер оценил эту шутку и предложил группе подписать контракт. Именно начиная с истории с галстуком, прямые, резкие и остроумные ответы участников «Битлз» на интервью и пресс-конференциях стали их фирменным стилем.

Не только музыка

К тому же музыкой он не ограничивался. Уже в первом битловском фильме A Hard Day’s Night (название, кстати, тоже принадлежит Ринго) критики в первую очередь отметили именно его актерскую игру. Сейчас фильмография Ринго Старра, где он отметился как актер или продюсер, составляет около трех десятков картин. Это и художественные, и документальные фильмы, в которых он неизменно весел, ярок и харизматичен. Ну а главной режиссерской работой Ринго, пожалуй, стоит считать Born to Boogie, документалку о друге, погибшем в автокатастрофе, — короле глэм-рока, лидере группы T-Rex Марке Болане.

Еще одно любимое поле экспериментов экс-битла — фотография. Ребенком он мечтал о фотоаппарате, но семья была настолько бедной, что не могла себе позволить не то что фотоаппарат, а просто поход в фотоателье: детских фото Ринго наперечет. Зато, как только деньги появились, он принялся без устали скупать самое новое фотооборудование. Сейчас на его стеллажах рядом с альбомами музыкальными гордо красуются альбомы фотографий и вышедшие изрядными тиражами детские сказки с его фотоработами.

битлс

Кадр фильма A Hard Day’s Night

Фото: Global Look Press/mago/stock&people

Зарекомендовал себя Ринго и как очень неплохой бизнесмен. То и дело всплывает информация об аукционах, где вещи из его кладовок уходят за бешеные суммы. Среди наиболее удачных продаж, например, барабанная установка Ludwig, на которой Старр работал в 1963–1964 годах ($2,11 млн), и гитара Rickenbacker Джона Леннона, подаренная им Ринго ($910 тыс.). Однажды после таких операций на счет самого богатого в мире барабанщика упало около $9,2 млн.

При этом, узнав, что кто-то из фанатов перепродает подписанные им раритеты, Ринго напрочь отказался ставить автографы, но позже вроде поостыл. Приличную часть из заработанного он перечисляет в свой же благотворительный фонд The Lotus Foundation, цель которого — помощь людям, страдающим от алкоголизма. Ринго, справившись с болезнью сам, сегодня пропагандирует здоровый образ жизни.

Владимир Матецкий, композитор, продюсер

Возвращение к концерту

Частью общего замысла возвращения к истокам стала идея живого концерта — первого спустя два с половиной года после памятного стадиона в Сан-Франциско. Снятый на пленку и включенный в документальный фильм в качестве утверждающей финальной точки концерт должен был показать миру, что запершиеся в студийно-лабораторном искусственном вакууме музыканты не потеряли способность живого музицирования и остаются полноценно действующей рок-группой.

Идей для места проведения концерта было множество, вожделенная простота была забыта, и на полном серьезе обсуждались самые разнообразные локации — от очевидных типа лондонских залов Palladium и Roundhouse до самых экзотических вроде египетских пирамид, пустыни Сахара или борта океанского лайнера Queen Elizabeth.

Режиссеру будущего фильма Let It Be Майклу Линдсей-Хоггу особенно нравилась идея древнеримского амфитеатра в Тунисе. «Битлз должны были начать играть с восходом солнца, и постепенно амфитеатр должен был наполняться публикой», — мечтательно размышлял он (два с половиной года спустя, в октябре 1971-го идея рок-концерта в римском амфитеатре была осуществлена в фильме Pink Floyd: Live at Pompeii).

«Битлз», однако, находились в состоянии чудовищного раздрая, прекрасно переданном в фильме, зафиксировавшем начальный этап записи Let It Be в Twickenham Studios в окрестностях Лондона. Группу тянули на разрыв две центробежные силы. С одной стороны, занявшая гигантское место в жизни Леннона и неизменно присутствующая бок о бок с ним Йоко Оно — просто физически ощутимо, какое раздражение вызывает она у остальных. С другой стороны — непомерно возросшие лидерские амбиции Маккартни, который все увереннее и все более бесцеремонно руководил процессом, что было ему тем проще, чем больше погружался в свою личную жизнь и свои собственные проекты с Йоко Леннон.

Харрисон, и без того на протяжении последнего времени ощущавший острейшее недовольство своим подчиненным положением в группе и игнорированием его авторских талантов, и вовсе отстранился от участия в репетициях.

Ситуация чуть улучшилась после переезда 22 января из Твикенхема в центр Лондона, в приобретенный группой летом предыдущего 1968 года для вновь созданной компании Apple особняк по адресу Сэвил-Роу, дом 3. В подвале была оборудована студия, куда и перенесли запись альбома.

  • Apple Records: 50 лет битловскому «яблоку иллюзий»
  • И Леннон, и Маккартни называли себя автором музыки к песне In My Life. Кому из них верить?
  • «Симпсоны» и «Южный парк» вышли из «Желтой подводной лодки» «Битлз». Ей стукнуло 50

Хлопнувший было дверью Харрисон вернулся и привел с собой чернокожего клавишника Билли Престона, который сыграл ключевую роль в записи Let It Be, нескольких последующих синглов и Abbey Road осенью 1969 года. Настолько ключевую, что Леннон даже предлагал сделать его постоянным участником группы — пятым битлом. «Мы и вчетвером едва удерживаемся», — решительно отверг эту идею Маккартни.

Image caption

Хотя «пятым битлом» Билли Престон не стал, дружбу с музыкантами группы он сохранил на всю жизнь. Вместе с Джорджем Харрисоном и Ринго Старром после концерта в честь 50-летия Джона Леннона. 9 октября 1990 г.

Но, как бы то ни было, 30 января на крыше Билли Престон отыграл весь концерт как полноценный член группы. А на вышедшем в свет в апреле 1969 года сингле Get Back/Don’t Let Me Down исполнитель был обозначен как The Beatles and Billy Preston.

На фоне едва достигнутого хрупкого перемирия было решено забыть о маниловски-амбициозных проектах концерта, вынести концертную аппаратуру из подвала на крышу и сыграть тут же, что называется «у себя дома» — так проще, быстрее и дешевле.

Название

По воспоминаниям одного из друзей группы, название «Битлз» было придумано Ленноном и Стаклиффом. К моменту, когда команда начала выступать в «Каверне», никто из парней уже не учился в школе, поэтому имя коллектива «Кворримен» теперь звучало странно. Джон и Стю решили исправить это положение. Стаклифф сказал, что группа Бадди Холли (известного рок-н-ролльного исполнителя) носит название Crickets («Сверчки»), которое прекрасно подходит для музыкального ансамбля. Тогда Леннон предложил вспомнить других насекомых.

Музыканты остановили свой выбор на жуках. Но вторую букву «E» в названии они заменили на «A», намекая на стиль «бит» (Beat), к которому они причисляли свою музыку. Впрочем, сами музыканты высказывали разные версии появления названия. Поэтому во многих версиях биографии группы «Битлз» можно найти много мнений об этом.

Пол. Биография

История «Битлз» началась со встречи двух людей — Леннона и МакКартни. Поэтому рассказ об этой группе невозможен без отдельной главы о Поле. Он появился на свет в 1942 году, 18 июня. Его мать была акушеркой в роддоме. Там и родился будущий музыкант и композитор. Первое его выступление на сцене состоялось на школьном празднике в честь восшествия на престол Елизаветы Второй. Мальчик пел песню (какую именно, Пол забыл). Его мама умерла, когда будущему музыканту было четырнадцать лет. МакКартни вспоминал, что мать мечтала о том, чтобы ее сын стал творческим человеком. Отец тоже всячески поощрял его занятия музыкой. Он сам в двадцатые годы руководил джазовым оркестром. Папа подарил Полу старую трубу. Играть на ней МакКартни научиться не смог и обменял ее на гитару. Поскольку Пол — левша, ему пришлось переставить струны в обратном порядке. Вскоре он сочинил свою первую песню. Пол, его брат Майкл и отец Джеймс часто играли на музыкальных инструментах вместе. Некоторые воспоминания о детстве МакКартни выразил в своих песнях. Он много времени проводил на природе, любил гулять в садах и парках и забираться на деревья. Об этом рассказывается в композиции Mother nature’s son.

Еще Пол всегда любил двухэтажные автобусы. Он часто проезжал на этом виде транспорта улицу «Пенни Лейн» (отсюда название одной из песен «Битлз»). Став подростком, он много времени проводил, играя на гитаре. В его сольном альбоме 2018 года Egypt Station есть песня, посвященная гитаре. Вот отрывок из нее: «Ты была подругой, которой я доверял все секреты, сидя в коморке под лестницей. Я играл на тебе целыми днями и делился с тобою всеми мыслями. В отличие от других так называемых друзей, ты всегда оставалась со мной». Сэр Пол МакКартни до сих пор остается верен музыке и время от времени записывает новые альбомы.

Закат

У Леннона появился новый проект, хотя он все так же числился в составе The Beatles, Маккартни ударился в сольное творчество. К середине 1969 совместного творчества не было, однако фанаты как будто бы не знали о такой неприятной ситуации.

Когда же в 1970 Маккартни сообщил, что оставляет проект, это всех шокировало. Впрочем, коллектив распался благополучно – каждый музыкант нашел собственную стезю.

Фанаты же мечтали о воссоединении, однако в 1980 погиб Леннон, и стало ясно, что эпоха The Beatles ушла безоговорочно, что нисколько не повлияло на масштаб популярности. И сегодня альбомы коллектива слушают и знают повсеместно.

Разгар «битломании» (1963-1964)

В Британии квартет имел бешеную популярность, но в Америке синглы группы не издавались, так как обычно английские группы не имели особого успеха. Менеджеру удалось заключить контракт с небольшой фирмой, но пластинки не были замечены.

Как попала на большую американскую сцену группа «Битлз»? Биография (краткая) коллектива рассказывает, что все изменилось, когда музыкальный критик известной газеты прослушал сингл I Want To Hold Your Hand, уже весьма популярный в Англии, и назвал музыкантов «величайшими композиторами после Бетховена». В следующем месяце группа оказалась на вершинах чартов.

«Битломания» перешагнула через океан. В первый приезд группы в Америку музыкантов в аэропорту встречали несколько тысяч фанатов. «Битлз» дали 3 больших концерта и выступили на телешоу. За ними наблюдала вся Америка.

В марте 1964 г. квартет приступил к созданию нового альбома A Hard Day’s Night и одноименного музыкального фильма. А появившийся в этом месяце сингл Can’t Buy Me Love/You Can’t Do That поставил мировой рекорд по количеству предварительных заявок.

19 августа 1964 г. стартовало полноценное турне по Северной Америке. Группа дала 31 концерт в 24 городах. Изначально планировалось посетить 23 города, но хозяин баскетбольного клуба из Казас-Сити предложил музыкантам 150 тысяч долларов за получасовой концерт (обычно ансамбль получал 25-30 тысяч).

Гастроли проходили тяжело для музыкантов. Они находились будто в тюрьме, полностью изолированные от внешнего мира. Места, где битлы останавливались, круглосуточно осаждали толпы фанатов в надежде увидеть кумиров.

Концертные площадки были огромными, оборудование низкого качества. Музыканты не слышали друг друга и даже себя, часто сбивались, но зрители этого не слышали и практически ничего не видели, так как сцена в целях безопасности устанавливалась очень далеко. Выступать приходилось по четкой программе, ни о какой импровизации и экспериментах на сцене не могло быть и речи.

Йоко Оно

В 2016 году. Yoko Ono / Facebook

Скандальной вдове Леннона 18 февраля будет 86 лет. Ее долгое время считали виновницей распада «Битлз» и злым гением Джона. Часть фанатов группы ненавидит ее до сих пор, подозревая чуть ли не в заказном убийстве мужа (что, конечно, безосновательная чушь).

Публичный имидж Йоко был настолько негативным, что ее истинный вклад в творчество Леннона занижали и скрывали. К примеру, только в 2017 году она была официально признана соавтором знаменитой песни «Imagine» – самого успешного сингла в его сольной карьере.

Yoko Ono / Facebook

Странная японская художница, чьи перфомансы и инсталляции никто не считал настоящим искусством, появилась в жизни Леннона в 1966-м. Он уже был легендой и миллионером, к тому же женатым, имел сына. Йоко стала его буквально преследовать, появляясь везде, где бы он ни находился, даже в Гималаях, куда «битлы» ездили медитировать.

На расспросы жены, почему Оно постоянно названивает и приходит к ним домой, Леннон отвечал, что она хочет лишь денег на свою «авангардную фигню». Но однажды утром Синтия вернулась из поездки и застала парочку за совместным чаепитием, Йоко была в ее халате. Джон невозмутимо сказал жене: «А, привет».

Съемка 82-летней Оно для календаря Пирелли на 2016 год. Yoko Ono / Facebook

Леннон и Оно поженились в 1969-м и превратили свой медовый месяц в знаменитую постельную акцию против войны во Вьетнаме.

Getty

В тот год, ставший для группы последним, Йоко особенно раздражала остальных участников своим навязчивым присутствием. По свидетельству одного из журналистов, у нее в студии даже была кровать с микрофоном, откуда она могла озвучивать свои замечания.

Однако впоследствии музыканты отрицали, что Оно развалила группу, ее появление лишь совпало с усилившимися внутренними противоречиями. Сегодня Пол и Ринго пребывают в дружеских отношениях со вдовой, несмотря на раздоры в прошлом.

С Полом Маккартни. Yoko Ono / Facebook

С Ринго Старром. Yoko Ono / Facebook

Удивительным образом с Йоко Оно спустя годы примирились даже бывшая жена Синтия (умерла в 2015-м в возрасте 75 лет) и старший сын Леннона Джулиан, с которым она в свое время не давала общаться отцу. После гибели Джона оказалось, что парень даже не упомянут в завещании. Всеми правами на многомиллионное наследство завладела Йоко. Джулиан 16 лет пытался отсудить у «мачехи» свою долю. По сведениям прессы, хотя и неподтвержденным, он в конце концов получил около 20 млн фунтов.

Йоко и Синтия с сыновьями Шоном (слева) и Джулианом в 2010 году

Между тем семья Леннона и Йоко Оно тоже не была идеальной. В 70-е они временно расстались, и Джон полтора года открыто жил с 22-летней любовницей китайского происхождения Мэй Пэнг. Причем Йоко сама убедила ее вступить с ним в связь.

Эти 18 месяцев музыкант позже назвал «потерянным уикендом». Однако именно благодаря Мэй он тогда возобновил общение с Джулианом и начал налаживать отношения с близкими и друзьями. С женой он, наоборот, видеться перестал и даже не отвечал на ее звонки.

Мэй Пэнг и Леннон в 1974-м. Getty

Но однажды Йоко под каким-то предлогом все-таки добилась встречи с Ленноном и после этого он уже не вернулся к любовнице.

А через 5 лет у нее на глазах муж получил четыре выстрела в спину и умер по дороге в больницу.

В 1982-м вдова размышляла в беседе с «Вашингтон пост»: «После ухода Джона я все время думаю, что я такого сделала, чем заслужила столь страшное наказание. Я не знаю. Если мы делали что-то не так, то, наверно, были слишком поглощены друг другом и нашими отношениями».

В 2018 году. yokoonoofficial / Instagram

Прошли еще годы, прежде чем Йоко Оно перестали считать «бездарной шарлатанкой». Джон Леннон когда-то говорил: «Моя жена – самая известная и неизвестная артистка: все знают ее имя, но никто не знает, чем она занимается». С тех пор она получила ряд наград за вклад в искусство, борьбу за мир и права человека.

Один из арт-объектов по дизайну Йоко Оно – Башня «Вообрази мир» (Imagine Peace Tower) близ Рейкьявика. Это мемориал Леннона и символ пацифизма. Ежегодно со дня рождения музыканта 9 октября по день смерти 8 декабря из белого монумента на высоту 4 км бьют световые лучи.

Yoko Ono / Facebook

Вдова хранит музыкальное наследие Леннона и сама записывает песни, выпускает диски, в том числе вместе с сыном.

С сыном Шоном (справа) и музыкантом Лесом Клейпулом 1 января 2019 года. sean_ono_lennon / Instagram

В октябре 2018-го она выпустила свой кавер песни «Imagine» и видео, созданное по ее рисункам и записям.

Распад (1969-1970)

В начале 1969 года у музыкантов было много планов. Они собирались выпустить альбом, фильм, рассказывающий об их студийной работе, и книгу. Пол Маккартни сочинил песню Get Back («Вернись»), которая дала название всему проекту. Группа «Битлз», биография которой начиналась так непринужденно, приближалась к распаду.

Участники группы хотели показать атмосферу веселья и непринужденности, которая царила на выступлениях в Гамбурге, но это не удавалось. Было записано множество песен, но отобрано лишь пять, отснято много видеоматериала. Последней записью должна была стать съемка импровизированного концерта на крыше студии звукозаписи. Он был прерван полицией, которую вызвали местные жители. Этот концерт стал последним выступлением группы.

3 февраля 1969 года у коллектива появился новый менеджер, Аллен Клейн. Маккартни был резко против, так как считал, что лучшим кандидатом на эту роль будет его будущий тесть, Джон Истмен. Пол начал судебное разбирательство против остальных членов группы. Таким образом, группа «Битлз», биография которой описывается в данной статье, начала переживать серьезный конфликт.

Работа над амбициозным проектом была заброшена, но группа все-таки выпустила альбом Abbey Road, в который вошла гениальная композиция Джорджа Харрисона Something. Музыкант долго трудился над ней, записал около 40 готовых вариантов. Песню ставят в один ряд с Yesterday.

8 января 1970 года вышел последний альбом Let It Be, переработанный американским продюсером Филом Спектором материал неудавшегося проекта Get Back. 20 мая вышел документальный фильм о коллективе, который к моменту премьеры уже распался. Так закончилась биография «Битлз». На русском языке название фильма звучит как «Пусть будет так».

Гамбург (1960-1962)

Мастерство музыкантов росло, но они оставались просто одной из многих музыкальных групп родного города. Биография группы «Битлз», краткое содержание которой вы начали читать, продолжается переездом коллектива в Гамбург.

Молодым музыкантам на руку сыграл тот факт, что многочисленные гамбургские клубы нуждались в англоязычных группах, а несколько команд из Ливерпуля неплохо себя зарекомендовали. Летом 1960 года битлы получили приглашение приехать в Гамбург. Это было уже серьезной работой, поэтому квартету пришлось срочно искать барабанщика. Так в группе появился Пит Бест.

Первый концерт состоялся на следующий день после приезда. Несколько месяцев музыканты оттачивали свое мастерство в гамбургских клубах. Им приходилось подолгу играть музыку разных стилей и направлений – рок-н-ролл, блюз, ритм-энд-блюз, петь эстрадные и народные песни. Можно сказать, что во многом благодаря опыту, полученному в Гамбурге, и состоялась группа «Битлз». Биография коллектива переживала свой рассвет.

Всего за два года битлы дали в Гамбурге около 800 концертов и подняли свое мастерство с уровня любителей до профессионалов. «Битлз» не исполняли собственные песни, сконцентрировавшись на композициях известных исполнителей.

В Гамбурге музыканты познакомились со студентами местного арт-колледжа. Одна из студенток, Астрид Кирхер, начала встречаться с Сатклиффом и активно участвовать в жизни группы. Эта девушка предложила парням новые прически – зачесанные на лоб и уши волосы, а позже и характерные пиджаки без лацканов и воротников.

Вернувшиеся в Ливерпуль битлы были уже не любителями, они стали в один ряд с самыми популярными группами. Именно тогда они познакомились с Ринго Старром, барабанщиком конкурирующей команды.

После возвращения в Гамбург состоялась первая профессиональная запись группы. Музыканты аккомпанировали рок-н-ролльному певцу Тони Шеридану. Квартет записал и несколько собственных песен. В этот раз их название было The Beat Brothers («Бит-братья»), а не «Битлз».

Биография краткая Сатклиффа продолжилась выходом из коллектива. По завершении гастролей он отказался возвращаться в Ливерпуль, решив остаться со своей девушкой в Гамбурге. Через год Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector