Андреев, борис фёдорович

Звания и награды

  • Народный артист РСФСР (1950)
  • Народный артист СССР (1962)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Якова Бурмака в фильме «Сказание о земле Сибирской»
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли Алексея Иванова в фильме «Падение Берлина»
  • Орден Ленина (1967)
  • Орден Октябрьской Революции (12.04.1974)
  • Орден Красной Звезды (14.04.1944) — за фильм «Два бойца»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»)
  • ВКФ в Киеве (1959, Первая премия за исполнение мужской роли, фильм «Поэма о море»)
  • МКФ в Сан-Франциско (1963, Приз «Золотые ворота» за лучшее исполнение мужской роли, фильм «Оптимистическая трагедия»)

Борис Андреев в роли Харитона Балуна. Кинофильм «Большая жизнь», 1939 г. Почтовая карточка, выпущенная к столетию со дня рождения актёра. Почта России, 2015 г., (ЦФА № 264-окр)

ГЛАВА 6. ЧУДОВИЩНЫЙ БЫТ ПЕТРА АЛЕЙНИКОВА

60-литровая бочка пива. – Нетрезвые обиды. — Охота на  «безродных космополитов».

— Однажды я встретил знакомого, с которым работал на киностудии в Алма-Ате.

— Пырьев сейчас на «Мосфильме» снимает «Сказание о земле сибирской», — сообщил он. – Я у него замдиректора картины. Приходи к нам в группу!

И я снова стал у Пырьева администратором. Это было замечательное время.

Когда снимали сцену в чайной, где герой Бориса Андреева пьет пиво, ассистент режиссера Артавазд Кефчиян каждый день привозил 60-литровую бочку этого напитка. Она оформлялась как исходящий реквизит. И после съемок к бочке прикладывалась вся съемочная группа. Люди начинали курить прямо в павильоне.

— Немедленно прекратите! — ругался на нас дежурный пожарник. Но ему наливали пива, и он на все закрывал глаза. К нам прибегали даже из других съемочных групп и просили их угостить. Закончилось все не очень хорошо.

Дело в том, что Пырьев не умел работать с актерами и делал много дублей. Цветной пленки, на которую снималось «Сказание о земле сибирской», не хватало. Но ему разрешали расходовать ее без счета.

— Иван, я не могу больше, — жаловался Андреев после девятого или десятого дубля.

— Нет, надо еще, Боря, — настаивал Пырьев. – Плохо получилось. Ты играй лучше!

Каждый дубль Борис Федорович выпивал по кружке пива и, в конце концов, перебрал.

— Ах, я плохо играю! — возмутился он и набросился на Пырьева с кулаками. Тому пришлось спасаться бегством и прятаться.

Наверное, Андреев убил бы его, если бы догнал. В подпитии он становился очень агрессивен. Даже Пырьев, который сам на всех орал, его боялся.

— Чего ты мне все глазки открываешь? – говорил мне Иван Александрович. – Иди Андрееву открой глазки и утихомирь его!

И мне приходилось делать это.

Пётр АЛЕЙНИКОВ

На самом деле ему просто нельзя было пить. А так Борис Федорович был очень добрым человеком. Помню, как он хлопотал за своего друга и собутыльника Петра Алейникова. У того были проблемы с легкими. А жил он в ужасных условиях – в комнате постоянно лило с потолка. Андреев поехал к министру кинематографии, плакал неподдельными слезами и добился, чтобы Алейникову предоставили нормальное жилье.

Как на грех, в разгар съемок «Сказания о земле сибирской» началась печально известная кампания против «безродных космополитов». На «Мосфильме» приказали уволить всех директоров картин и даже некоторых режиссеров еврейской национальности. Попал в «черный» список и я.

Занимался этим вопросом такой Саконтиков, заместитель по кадрам министра кинематографии Ивана Большакова.

— Какого хрена ты требуешь увольнения нужного мне сотрудника? – набросился на него Пырьев. – Отмени приказ! Или ты хочешь иметь дело со мной? Я тебе по башке тресну, имей в виду!

И замахнулся своей толстой резной тростью, которой все страшно боялись.

— Хорошо, — пошел на попятную Саконтиков. – Пусть пока работает!

Даже после окончания войны трофейные консервы были на вес золота

Съемки уже шли к концу. Вдруг вышел еще один список на увольнение. И в нем опять фигурировал я.

-Не ходи в отдел кадров! – сказал мне Иван Александрович. – Работай, как работал! В случае чего отвечать буду я.

Через некоторое время ему пришло письмо из министерства: «Почему до сих пор не уволили Шахнаровича?».

— Ну, я им сейчас устрою! — завелся Пырьев.

Ворвался в кабинет к Саконтикову и начал орать:

— Ты что же, сволочь, творишь? Ты дашь мне закончить картину или нет? Что ты привязался к парню? Что он тебе сделал?». Тот испугался и разрешил оставить меня до окончания съемок.

Вскоре начался монтажный период. Мне уже нечего было делать.

— Не волнуйся! – успокоил меня Иван Александрович. – Я договорился с режиссером Александром Столпером. Он снимает «Повесть о настоящем человеке». У них намечается экспедиция в Звенигород. И ты с завтрашнего дня числишься в экспедиции.

Это позволило мне еще на какое-то время избежать увольнения.

Продолжение следует…

Биография

Борис Андреевич Андреев родился 14 марта 1945 года в городе Ленинграде.

Свою работу на киностудии «Ленфильм» начал в 1963 году.

За время работы на киностудии (в 1972 году), окончил факультет этики и эстетики Ленинградского университета марксизма-ленинизма. Начиная 1986 года, стал преподавать на кафедре звукотехники и кафедре киноискусства Ленинградского института киноинженеров (в настоящее время — Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГУКиТ).

С 1996 года — режиссёр дубляжа на киностудии «Петрополь» (которая была образована на базе Творческо-производственного объединения телевизионных фильмов киностудии «Ленфильм»).

Член Союза кинематографистов Российской Федерации.

В 1992 году Борису Андреевичу Андрееву было присвоено почётное звание Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Ушёл из жизни 29 августа 2008 года.

Фильмография

Актёрские работы

Борис Андреев и Людмила Ковалёва (впоследствии — Анненская) в фильме «Два бойца». Съёмки на Ташкентской киностудии в 1943 году

  • 1939 — Трактористы — Назар Дума
  • 1939 — Большая жизнь. Часть 1 — Харитон Егорович Балун
  • 1939 — Истребители — лейтенант Птенчик
  • 1939 — Щорс — молодой красноармеец
  • 1941 — Богдан Хмельницкий — казак Довбня / боярин , московский посол
  • 1941 — Боевой киносборник № 8 (эпизод «Три танкиста») — Макар, танкист
  • 1941 — Валерий Чкалов — механик
  • 1942 — Александр Пархоменко — анархист
  • 1942 — Дорога к звёздам — лётчик
  • 1942 — Как закалялась сталь — железнодорожник
  • 1942 — Котовский — студент, раздающий долговые расписки
  • 1942 — Сын Таджикистана — Иван
  • 1943 — Два бойца — Саша Свинцов
  • 1944 — Малахов курган — командир полка, майор Жуковский
  • 1944 — Я черноморец — краснофлотец Степан Полосухин / Григорий Полосухин
  • 1944 — Однажды ночью — Христофоров
  • 1945 — Золотая тропа — Епифанцев
  • 1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Харитон Егорович Балун
  • 1947 — Сказание о земле Сибирской — Яков Захарович Бурмак
  • 1947 — Белая тьма (Чехословакия) — советский партизан Дугин
  • 1949 — Встреча на Эльбе — сержант Егоркин
  • 1949 — Кубанские казаки — Федя Груша
  • 1949 — Падение Берлина — Алексей Иванов
  • 1951 — Незабываемый 1919-й — Шибаев
  • 1952 — Максимка — матрос Лучкин
  • 1953 — Судьба Марины — Матвей
  • 1954 — Большая семья — Илья Матвеевич Журбин
  • 1955 — Мексиканец — Паулино Вэра
  • 1956 — Илья Муромец — Илья Муромец
  • 1958 — Поэма о море — Савва Зарудный
  • 1958 — Годы молодые — Захар
  • 1959 — Жестокость — Лазарь Евтифьевич Баукин
  • 1959 — Хождение по мукам (фильм № 3 «Хмурое утро») — Чугай
  • 1959 — В степной тиши — эпизод
  • 1960 — Повесть пламенных лет — генерал Глазунов
  • 1961 — Казаки — Ерошка
  • 1962 — Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль) — гость, объявляет о вручении новогодних подарков
  • 1962 — Путь к причалу — боцман «Полоцка» Зосима Семёнович Росомаха
  • 1963 — Оптимистическая трагедия — Вожак
  • 1964 — Зачарованная Десна — дед Платон
  • 1965 — Над нами Южный Крест — Федосеенко
  • 1966 — На диком бреге — Литвинов
  • 1968 — День ангела — купец Грызлов
  • 1969 — Ночной звонок — Лаврентий Квашнин
  • 1971 — Остров сокровищ — Джон Сильвер
  • 1971 — Шутите? (киноальманах (в новелле «Вандербуль бежит за горизонт») — таксист
  • 1973 — Дети Ванюшина — Александр Егорович Ванюшин
  • 1975 — На край света… — дежурный по переезду
  • 1975 — Назначаешься внучкой — дед Тимофей
  • 1976 — Первый рейс — капитан Дмитрий Иванович Белоусов
  • 1976 — Моё дело — Друянов
  • 1977 — Сапоги всмятку — Василий Александрович Блистанов
  • 1980 — Сергей Иванович уходит на пенсию — Сергей Иванович
  • 1982 — Предисловие к битве — Мохов
  • 1982 — Слёзы капали — Николай Ваничкин

Озвучивание мультфильмов

  • 1948 — Полкан и Шавка — Полкан
  • 1952 — Валидуб — Янек
  • 1955 — Необыкновенный матч — Чубик-зазнайка
  • 1956 — Старые знакомые — Чубик-зазнайка
  • 1974 — Мешок яблок — Медведь
  • 1974 — Молодильные яблоки — Старый селянин

Участие в фильмах

  • 1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
  • 1971 — Народный артист Андреев (документальный) — текст за кадром
  • 1972 — Народный артист Касымов (документальный) — текст за кадром
  • 1973 — Народный артист Шукур Бурханов (документальный) — текст за кадром
  • 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный) — рассказ о П. М. Алейникове
  • 1978 — Иван Пырьев (документальный)
  • 1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
  • 1981 — Николай Крючков, км (рассказывает о Н. А. Крючкове)

Личная жизнь

Во время съемок прославившей артиста картины «Трактористы» Андреев познакомился с Петром Алейниковым, который стал лучшим другом на всю жизнь. Вместе закадычные товарищи коротали досуг и шли бок о бок по творческому пути.

Борис Андреев и Петр Алейников

С женой Галиной Васильевной Андреев познакомился тоже благодаря Алейникову. Товарищ подшучивал над БэФэ, что за такого простодушного грубого увальня, как он, замуж никто не пойдет. Вспылив, Андреев ответил, что женится на первой же девушке, вошедшей в общественный транспорт, в котором ехали приятели. Ею оказалась Галина, сразу же приглянувшаяся Борису Федоровичу.

Правда, завоевать сердце девушки оказалось только половиной дела. Отцом Галины оказался комиссар милиции, который категорически воспротивился браку. По-мнению будущего тестя, счастливая совместная жизнь дочери невозможна с алкашом актером, как называл его строгий комиссар.

Борис Андреев и его жена Галина

Справедливости ради стоить отметить, что актеры и правда любили «победокурить» и о приключениях приятелей ходили легенды. Поговаривали, что они то заснут в витрине магазина, то заявятся в одном белье, вымазавшись чернилами, на банкет кинематографистов, не получив туда приглашение. Что из рассказов истина, а что миф – до сих пор не известно.

Туманной остается история о благосклонности Сталина к актеру. В 1940, приняв на грудь, Андреев якобы позволил нелицеприятно высказываться о вожде народов, за что загремел в тюрьму и даже попал в расстрельный список. Однако, по легенде, Сталин собственноручно вычеркнул фамилию артиста, заметив, что «этот может еще побегать, а расстрелять всегда успеется».

Сын Бориса Андреева

Неоспоримым стало только то, что с Галиной Васильевной, которая все-таки стала супругой актера, звезда советского кино прожил всю жизнь. В 1952 году у пары родился сын, которого также, как отца, назвали Борисом.

Несмотря на образ простодушного русского мужика, Андреев оставался начитанным и эрудированным человеком. В течение жизни писал афористичный роман, в котором собирал хлесткие и точные сатирические высказывания, пословицы и поговорки собственного сочинения. Сам БэФэ называл их «охренизмами». А мечтой жизни стала роль Короля Лира, которую артисту, к сожалению, сыграть так и не удалось.

ГЛАВА 4. МАСТЕРА КАЗАХСКОГО ИСКУССТВА

Запаршивевший акын Джамбул. – Цыганское коварство.  — Конно-прожекторная рота.

— Когда я вышел из тюрьмы, меня хотели призвать в армию, но на киностудии мне сделали «бронь». В тот момент решили снимать фильм-концерт с участием мастеров казахского искусства. И меня назначили замдиректора этой картины.

Помню, как мы ездили к знаменитому казахскому акыну Джамбулу. У него был большой дом, где жила вся семья. А во дворе стояла юрта. И в ней жил сам Джамбул! Он не мылся и совсем запаршивел.

Его отвезли на Медео, где находился правительственный санаторий. Старую одежду сожгли. А его отмыли и одели во все чистое. Мы зашли к нему в комнату и хотели обсудить с ним будущий фильм. Но разговаривать с нами Джамбул не стал. Посмотрел на нас, пробурчал что-то по-казахски и отвернулся к стене.

Джамбул ДЖАБАЕВ умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев. Фото с сайта almaty-akshamy.kz

Для съемок этого фильма под Алма-Атой согнали табуны лошадей и отары овец. Мне пришлось всем этим хозяйством заниматься и обеспечивать его питанием. Я постоянно ездил то в ЦК компартии Казахстана, то в колхозы. Это был какой-то ад.

Между тем, военкомат не отставал.  В конце концов, мне все это надоело, и я решил пойти в армию. Как ограниченно годного меня направили в Узбекистан, на границу. До Ташкента я должен был ехать с группой цыган, которых для отправки на фронт отпустили из тюрьмы. Их сопровождал пожилой военный.

— Давай завтра поедем! – предложили ему цыгане. – А сегодня пойдем выпьем!

Этот дурак пошел с ними. Утром он вернулся весь избитый. Цыгане отобрали у него документы и разбежались. Пришлось мне ехать одному.

Хозяйственным мылом можно смыть не только бактерии, но и даже мазут и масляную краску

Местом моего назначения оказалась конно-прожекторная рота. Там служили одни неграмотные узбеки. Узнав, что у меня незаконченное высшее образование, командир сказал, что такие люди нужнее в других местах, и отправил меня в Москву, в военкомат по месту жительства.

Смерть

Весной 1982 года, вернувшись с гастролей, актер неожиданно почувствовал себя плохо. Как вспоминал сын артиста, медики в больнице сослались на переутомление. Жена Андреева переживала, что супруг много спит и заговаривается. На самом же деле великий артист предчувствовал скорый уход из жизни.

Могила Бориса Андреева

Когда близкие навестили его в больнице в последний раз, он задумчиво спросил, почему видел себя на площади, лежащим в цветах, и много людей вокруг. Однако, отмахнувшись, заметил, что, видимо, увидел дурной сон.

В тот же вечер легенда советского кино ушел из жизни. Причиной смерти назвали обширный инфаркт.

ГЛАВА 5. МОСКОВСКИЕ «МЫТАРСТВА»

Хорошие деньги в глубоком тылу. — Гнев литовского коммуниста.  Первая взятка — 20 тысяч рублей.

— В Москве меня окончательно сняли с военного учета как негодного к службе. И я устроился администратором во фронтовой филиал Малого театра. Хоть филиал и назывался фронтовым, на фронт они ни фига не ездили. Работали в основном в домах культуры по Московской области. В войска посылали только небольшие бригадки по 4-5 человек, получая под это дело хорошие деньги.

Потом я работал в аналогичном филиале драмтеатра под руководством Федора Николаевича Каверина. Оттуда меня переманили во фронтовой филиал театра оперетты, где был побольше оклад, и атмосфера повеселее. Они тоже из Москвы почти не выезжали. Давали спектакли в помещении театра транспорта у Курского вокзала.

Но и здесь я долго не задержался. Перешел главным администратором в кинотеатр «Ударник». Он находился на особом положении. Тогда еще из Дома на набережной  не всех посадили, и в «Ударнике» бывали многие жильцы – тот же председатель президиума Верховного совета РСФСР Николай Шверник или председатель президиума Верховного совета Литвы Юстас Палецкис. Если они должны были прийти на 6-часовой сеанс, с 2-х часов дня за мной уже ходил «искусствовед в штатском» и следил, с кем я говорю и что делаю.

Юстас ПАЛЕЦКИС. Фото: wikipedia.org

А когда приходили высокопоставленные зрители со своей охраной, я должен был обеспечить им проход в правительственную ложу. На этом я и погорел. Обычно я ставил рядом с ложей билетершу с ключом. В ее обязанности входило снять перекрывавший вход канат и открыть дверь. А однажды в момент прихода Палецкиса билетерша отлучилась в уборную. Он был очень недоволен, что его заставили ждать. В результате меня уволили.

Некоторое время я заведовал промышленным комбинатом строительного треста наркомата авиационной промышленности. Под моим руководством находились сапожные мастерские, пошивочные цеха и даже мыловарня. Правда, я в этом абсолютно ничего не понимал. И подчиненные вешали мне лапшу на уши.

В годы Великой Отечественной «Ударник» продолжал работать

Однажды пришел ко мне заведующий мыловарней.

— У нас задержали машину с мылом, — сказал он. – Напишите справку, что мы везли его в лабораторию на анализы.

А мыла там было 2,5 тонны. Мне и в голову не пришло, что для анализа это слишком много. И я написал все, как он просил.

— Спасибо! — поблагодарил меня заведующий и сунул мне в ящик стола какой-то сверток. В нем оказалось 20 тысяч рублей. Я испугался, вернул ему деньги и тут же написал заявление об уходе.

После этого мне предложили возглавить дворец культуры медеплавильного завода. Но там стали требовать, чтобы я вступил в партию. А я не был ни пионером, ни комсомольцем. И в партию не хотел. Пришлось из дворца культуры уйти.

Янина Жеймо (1909 — 1987)

Янина Жеймо — тогда и в последние годы| www.kino-teatr.ru, imagescorn.ru.net

Киноактриса польского происхождения Янина Жеймо, сыгравшая медсестру в фильме “Два бойца”, родилась в семье цирковых артистов. С трех лет будущая звезда выступала в цирке — наездницей, гимнасткой и балериной. Янина Болеславовна начала сниматься в кино с 1925 года, ее фильмография пополнилась картинами “Чертово колесо”, “Шинель”, “Одна”, “Моя Родина”, “Мы с Урала” и др. Примечательно, что широкую известность Жеймо получила только в 1947-м, исполнив главную роль в фильме-сказке “Золушка”.

Янина Болеславовна завершила карьеру в 1957 году и уехала вместе с третьим мужем в Польшу. Звезда скончалась в 1987-м, гроб с ее телом перевезли из Варшавы в Москву, где похоронили, согласно завещанию, на Востряковском кладбище.

Литература

  • Аркадьев Д. А. Большой ринг республики. — К.: Здоров’я, 1986. — 160 с.
  • Грот Ю. І. // Енциклопедія сучасної України (укр.). — К.: НАН України, Наукове товариство ім. Шевченка, Інститут енциклопедичних досліджень НАН України.
  • Завьялов М. М. Боксёрские байки от Михал Михалыча. Непридуманные истории Главного тренера. — К.: Техника, 2016. — 212 с. — ISBN 978-966-575-210-3.
  • Бокс. Энциклопедия / сост. Тараторин Н. Н. — М.: «Терра-Спорт», 1998. — 320 с. — ISBN 5-93127-006-X.
  • Энциклопедия Олимпийского спорта / под общ. ред. Платонова В. Н. — К.: Олимпийская литература, 2004. — Т. 5. — С.  (стб. 2). — 527 с. — ISBN 966-7133-56-7.

Марк Бернес (1911 — 1969)

Марк Бернес — тогда и в последние годы| www.kino-teatr.ru, e-wiki.org

Советский актер Марк Бернес в фильме Лукова сыграл сварщика из Одессы Аркадия Дзюбина. За годы творческой карьеры Марк Наумович исполнил более 40 ролей в кино, а также являлся выдающимся русским шансонье.

Его первый публичный концерт как певца состоялся в 1943 году, после чего Бернес отправился в турне по Уралу. В песенном репертуаре артиста более 80 композиций. Хоть Марк Наумович и снимался в кино, больше времени он уделял эстраде. В его фильмографии — “Шахтеры”, “Валерий Чкалов”, “Дорога к звездам”, “Они были первыми” и др.

16 августа 1969-го Марк Бернес скончался, причиной смерти послужил рак легких. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище. Согласно его предсмертному желанию, во время траурной церемонии звучали песни “Три года ты мне снилась”, “Романс Рощина”, “Я люблю тебя, жизнь” и “Журавли”.

Тренерство и ученики

За время своей тренерской деятельности Андреев подготовил одного заслуженного мастера спорта СССР, двух мастеров спорта СССР международного класса и приблизительно 30 мастеров спорта СССР и Украины. В 1967 году был удостоен звания Заслуженного тренера Украинской ССР.

Мемориальная доска на здании Малого зала бокса на стадионе ХТЗ. Текст (переведен с украинского): В этом помещении во II половине XX века ветераны Великой Отечественной войны: заслуженный тренер СССР по тяжёлой атлетике М. П. Светличный и заслуженный тренер Украины по боксу Б. К. Андреев воспитывали ведущих спортсменов страны, среди которых — двукратный олимпийский чемпион Л. Жаботинский и двукратный чемпион Европы, призёр Чемпионата мира А. Климанов

Единственным заслуженным мастером спорта, подготовленным Андреевым, был Анатолий Климанов (1949—2009) — бронзовый призёр чемпионата мира 1974 года, победитель двух чемпионатов Европы 1973 и 1975 годов, двукратный победитель (1973 и 1978) и четырёхкратный призёр (1970, 1971, 1974 и 1975) чемпионатов СССР, двукратный призёр спартакиад народов СССР (1971 и 1975), участник XXI летних Олимпийских игр. Среди других учеников Андреева были: Леонид Задорожный (род. 1955) — Мастер спорта СССР международного класса, семикратный чемпион Украинской ССР, призёр чемпионатов СССР, член сборной команды СССР, участник матчевых встреч СССР — США и председатель ОСК «ХТЗ», Роман Шкарупа (род. 1979) — боксер-профессионал, мастер спорта Украины, чемпион Европы по версии WBA, чемпион мира по версии GBU, среди других мастеров спорта были — Николай Войтюк, Владимир Медведев, Юрий Мудрый, Анатолий Омельченко, Виктор Руденко, Василий Смаль, Виктор Третьяк. Также учеником Бориса Андреева был кандидат в мастера спорта Дмитрий Шенцев (род. 1964) — многократный чемпион Харьковской области по боксу, народный депутат Украины V, VI, VII, VIII и IX созывов и первый вице-президент .

Роль в карьере Анатолия Климанова

Анатолий Климанов начал тренироваться у Андреева в 1961 году. В 1962 году Анатолий провёл свой первый боксёрский поединок, одержав в нём победу, в 1965 году выиграл чемпионат Украинской ССР среди юношей, в 1967 году победил в спартакиаде школьников, которая была объединена с чемпионатом СССР среди юношей в Ленинграде, в 1968 году выиграл чемпионат СССР среди молодёжи и получил звание мастера спорта СССР, после чего в том же году выиграл свой первый международный турнир «Олимпийские надежды», победив четырёх боксёров из других стран (из Венгрии, ГДР, Кубы и Румынии).

С 1968 года являлся капитаном сборной СССР по боксу. В 1969 году в Риге на чемпионате СССР среди молодёжи Климанов, простудившись во время турнира, поставил под угрозу возможность своего дальнейшего в нём участия. Однако жена Бориса Андреева, Евгения Григорьевна, смогла вылечить Анатолия, и в итоге он выиграл соревнования, став двукратным чемпионом СССР среди молодёжи.

Климанов сам признавался, что благодаря Андрееву он «был оторван от всего плохого». Послушав тренера, он перестал участвовать в уличных драках. В 12 лет Анатолий начал курить, но Андреев убедил воспитанника в пагубности этой привычки. Также тренер оказал влияние на школьную успеваемость спортсмена, объяснив тому, что учёба у него должна стоять на первом месте, а бокс на втором. В итоге Климанов окончил школу с тремя пятёрками в аттестате (по геометрии, черчению и физической культуре). За время тренировок у Андреева он трижды отчислялся из секции, однако затем вновь принимался в неё. Одно из отчислений было вызвано его опозданием на тренировку на несколько минут и должно было способствовать улучшению дисциплины.

В 1970 году Анатолий Климанов переехал в Жданов (ныне Мариуполь), где стал тренироваться под руководством Михаила Завьялова, который отмечал заслугу Андреева в подготовке боксёра. В частности, Завьялов утверждал, что благодаря Андрееву Климанову были присущи следующие качества: способность применять теорию на практике, трудолюбие, самоотдача, дисциплина, сила воли. Также Завьялов отмечал высокий уровень Андреевской школы бокса.

Биография

Семья Бориса Андреева переехала в небольшой приволжский городок Аткарск, когда будущему лауреату двух Сталинских премий исполнилось всего пять лет. Здесь и прошло все его детство и часть юности. После окончания 7-летки, получив неполное среднее образование, молодой человек решил продолжить свое обучение в Саратове. Причем о кино и тем более о театральных подмостках он в то время даже и не думал. Цель подростка была более чем реалистична – поступить в сельскохозяйственный техникум.

Факт! В 1948 году за роль Якова Бурмака в киноленте «Сказание о земле Сибирской» актер удостоен Сталинской премии.

Прибыв в свой родной город, Борис Андреев был потрясен развернувшейся масштабной стройкой – здесь возводился волжский завод для производства комбайнов. Не меньше удивили его и молодые рабочие – энергичные, с горящими от энтузиазма глазами юноши и девушки. Они и склонили его записаться на социалистическую стройку. Пройдя ускоренное обучение и получив рабочую специальность слесаря-электромонтера, будущий актер начал свою трудовую карьеру.

В эпоху соцреализма руководство гигантских строек заботилось и о досуге рабочих, подавляющее большинство которых состояло из молодежи – организовывались кружки по интересам, спортивные секции, драмкружки и так далее. На строительстве, где трудился Борис, был организован драмкружок под руководством режиссера саратовского драмтеатра И.А. Слонова. Попав на одну из репетиций, где вдохновенно играли его сверстники, он, как оказалось навсегда, заразился сценой! Вскоре его заметил режиссер и предложил принять участие, на что последовало незамедлительное согласие.

Факт! Вторую Сталинскую премию актер получил за роль Алексея Иванова в киноленте «Падение Берлина».

Талант молодого, на тот момент непрофессионального актера настолько поразил Слонова, что режиссер предложил юноше поступать в театральный техникум Саратова. Однако Борис не хотел уходить со стройки. Поэтому упорный наставник предложил ему получить специальное образование без отрыва от производства. И в 1933 году молодой человек поступает в учебное заведение. Оказалось, совмещать учебу и работу даже такому сильному юноше было достаточно тяжело. Но и тут фортуна улыбнулась парню – руководство строительства пошло ему навстречу.

С ночных смен Борис Андреев был снят, а дневные нормы были существенно сокращены. Предпринятые меры позволили юноше в 1937 году закончить обучение и защитить диплом. Актер часто вспоминал этот день, когда он пришел с дипломом к своему заводскому коллективу – к этому моменту строительство закончилось, и производство выпускало комбайны – не в какой-то промасленной робе, а в накрахмаленной рубашке, гладко причесанный, с повязанным галстуком, который впервые тогда надел. От всех окружающих сыпались искренние поздравления, а ветеран труда Королев, выражая общее мнение, сказал: «Сегодня вместе с 1738 комбайном мы выпустили одного артиста. Выступай и покажи, чего стоит советский рабочий!»

Факт! Всенародную любовь актер приобрел в 1939 году после выхода киноленты «Большая жизнь», где он блестяще сыграл шахтера Харитона Балуна. По окончании техникума Борис поступил на службу в драмтеатр им. К. Маркса в Саратове, но что-то значительное сыграть ему не пришлось – страстью всей его жизни оказался кинематограф. А билет в этот мир дал ему И. Пырьев, заметивший в волжском парне недюжий талант и отобравший его на пробах к картине «Трактористы» на роль Назара Думы. В процессе работы над кинолентой, которая вышла в 1939 году и стала всенародным хитом, актер сблизился со своим коллегой и одногодкой Петром Мартыновичем Алейниковым. Вскоре они стали закадычными друзьями!

Весной 1958 года, за три дня до окончания съемочного процесса картины «Жестокость» актера свалил инфаркт. Держа себя из последних сил в руках, Борис Федорович доигрывает сцены и ложится на больничную койку. В 1975 году, когда он работал над фильмом «Мое дело» здоровье вновь начало подводить – у актера часто открывалось носовое кровотечение. Однако съемочную площадку упрямый волжанин не покидал – отлеживался во время приступов на раскладушке. Вечером 24 апреля 1982 года всенародного любимца не стало…

Факт! Фильмография актера состоит более чем из 50 картин! Его голос можно услышать во многих документальных лентах, где он читал закадровый текст, а также в мультфильмах, где он озвучивал сказочных персонажей.

Краткая биография

Бори́с Фёдорович Андре́ев (1915—1982) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1962). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1948, 1950).

Борис Андреев родился 27 января (9 февраля) 1915 года в Саратове в семье рабочих.

Детские и юношеские годы прошли в Аткарске Саратовской губернии. После окончания школы–семилетки в 1930 году работал слесарем-электромонтёром на комбайновом заводе в Саратове (1930—1935). В 1933—1935 годах без отрыва от работы учился в Школе рабочей молодёжи при заводском управлении. Уже тогда начал ходить в заводской драмкружок. Заметивший успехи Андреева известный саратовский актёр И. А. Слонов предложил Борису поступить в Саратовское театральное училище имени И. А. Слонова (ныне Театральный институт Саратовской государственной консерватории им. Собинова), которое Андреев успешно окончил в 1937 году. Коллектив завода всемерно поддерживал начинающего артиста и даже платил ему стипендию, после выпускных экзаменов его встречали как своего героя: «В этом году наш завод выпустил 1738 комбайнов и одного актёра»

В 1937—1938 годах — актёр Саратовского драматического театра им. (с 2003 — имени И. А. Слонова). Во время гастролей театра в Москве актёра заметил кинорежиссёр И. А. Пырьев и пригласил в картину «Трактористы». Фильм вышел на широкий экран в 1939 году, в фильме актёр выступил достойно и не затерялся среди уже известных артистов.

В 1938—1941 годах — актёр Киевской киностудии (ныне «Киностудия имени А. Довженко»), в 1941—1942 — Ташкентской киностудии (ныне «Узбекфильм») и ЦОКС (ныне «Казахфильм»), в 1943—1944 — Ашхабадской (ныне «Туркменфильм»), Сталинабадской (ныне «Таджикфильм») и Тбилисской киностудий (ныне «Грузия-фильм»), в 1944—1982 — Театра-студии киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра).

Во время съёмок фильмов «Трактористы» и «Истребители» приобрёл двух очень близких друзей — П. Алейникова и Н. Крючкова. Впоследствии в кругу киноактёров он называл эту компанию «святой троицей».

В 1940 году артист, будучи в крепком подпитии, позволил себе ряд резких отзывов о руководстве страны. Андреева закрыли в СИЗО, ему грозила 58 «политическая» статья. Однако через несколько месяцев актёра освободили по личному указанию Сталина.

В годы войны вместе с М. Бернесом снялся в легендарном фильме «Два бойца» (1943).

В этом московском доме по улице Б. Бронная, 2 Борис Фёдорович прожил последние годы своей жизни 1970—1982

В роли Ильи Журбина в фильме «Большая семья» (1954) проявилось умение актёра воплощать психологически глубокие характеры. Проникнуто эмоциональной насыщенностью исполнение Андреевым ролей Лазаря Баукина в экранизации повести Павла Нилина «Жестокость» (1959) и боцмана Росомахи в экранизации повести Виктора Конецкого «Путь к причалу» (1962). Крупнейшей работой артиста в кино стал Вожак в фильме «Оптимистическая трагедия» (1963).

Принимал участие в озвучивании мультфильмов.

Член правления Союза кинематографистов СССР. В 1960—1982 годах — председатель актёрской секции Союза.

Член ВКП(б) с 1948 года.

Борис Андреев умер 25 апреля 1982 года (по другим источникам — 21 или 24 апреля) в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище, хотя ему как народному артисту СССР полагалось упокоение на Новодевичьем, ранее, в 1965 году, своё законное место на престижном кладбище он уступил своему лучшему другу Петру Алейникову.

Семья

  • Жена — Галина Васильевна Андреева (1925—1984)
  • Сын — Борис Борисович Андреев (1952—2013), доктор культурологии, профессор Московского государственного университета культуры и искусств
  • Внук — Борис Борисович Андреев (р. 1974), режиссёр телевидения
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector