Население башкирии: численность, национальный состав, вероисповедание
Содержание:
- На Олимпиаде не повезло
- Академическая музыка
- Что за народ – башкиры?
- «Армянский вопрос» в столице Башкирии
- Другие религии в Башкортостане
- Принятие ислама
- Сашка-стена
- Характер
- Географическое положение
- Два языка, две песни
- Народная музыка
- Характеристика творчества
- Возросшая популярность
- Время побед Ислама
- Земфира
- Немного истории
- Наши новости
- Язык и вероисповедание
На Олимпиаде не повезло
Фото skisport.ru
Другой ведущий спортсмен Башкортостана в своей дисциплине — биатлонист Антон Бабиков — провел год не столь медально. В январе мужская четверка России по биатлону, в ряды которой вошел Антон, стала второй в эстафетной гонке 4х7,5 км на этапе Кубка мира, который проходил в немецком Рупольдинге. Затем российский квартет занял третье место в эстафете на этапе Кубка мира в итальянской Антерсельве. На Олимпиаде в Пхенчхане, которая была для него первой в карьере, Бабикову не везло.
В спринте Антон оказался 57-м среди 87 участников, проиграв на стрельбище. В индивидуальной гонке, на которую спортсмен делал ставку, он стал лишь 16-м. Все эти промахи не позволили ему участвовать в масс-старте (он не попал в 30-ку по очкам). Последняя надежда была на смешанную эстафету, но и тут сборная ОАР (России) оказалась далека от пьедестала — лишь девятое место. В мае Антон Бабиков попробовал снять лыжи — пробежал 60 км в рамках благотворительного марафона Wings for life в Австрии. Биатлонист сборной России показал 19-й результат среди нескольких тысяч участников. Кроме того, Бабиков стал третьим в своей группе.
Чемпионом Бабиков стал уже осенью, на чемпионате России в Тюмени по летнему биатлону. Мужская сборная Республики Башкортостан, в составе которой выступили Антон Бабиков, Эдуард Латыпов, Александр Бабчин и Алексей Петров, завоевала золото. В конце ноября Антон выиграл спринтерскую гонку на первом этапе Кубка IBU в Идре.
В середине декабря уже в итальянском местечке Риднау на втором этапе биатлонного Кубка IBU Антон помог одержать победу сборной России в смешанной эстафете вместе с Ириной Казакевич, Светланой Мироновой и Юрием Шопиным. Там же Бабиков выиграл серебро в спринте, уступив 22 секунды Йоханнесу Дале (Норвегия).
Главный тренер сборной России Анатолий Хованцев перед Новым годом рассказал о ближайшем будущем биатлониста:
— Участие в Кубке IBU после Нового года забронировали себе трое: Антон Бабиков, Александр Поварницын и Сергей Корастылев. Они в десятке общего зачета.
Академическая музыка
Начиная с XIX века русские и зарубежные композиторы обращались к башкирской народной музыке в своих сочинениях. Это композиторы A. A. Алябьев (Азиатские песни), А. Т. Гречанинов (пятнадцать башкирских мелодий), С. Г. Рыбаков, Н. Я. Мясковский (третья часть
Восьмой симфонии), A.A. Эйхенвальд, Л. Б. Степанов, Л. Н. Лебединский, Н. И. Пейко, А. П. Гладковский, А. Э. Спадавеккиа, I.K. Чемберджи, К. Б. Шуберт (финал струнного квартета), А. Г. Чугаев.
С 1920-х годов в Башкирии развивается профессиональная музыка, создаются музыкальные учебные заведения. Башкирские композиторы Х. К. Ибрагимов, М. М. Валеев, кураисты Ю. М. Исянбаев, Х. Б. Ахметов, Г. Г. Ушанов пишут музыку для спектаклей Башкирского академического театра драмы. Выдающихся башкирские музыканты — певец Г. С. Альмухаметов и кураист Юмабай Исянбаев, гастролируют по стране и за рубежом. При Обществе по изучению быта, истории и культуры Башкирии в Уфе создаётся искусствоведческие секции по изучению фольклора, профессиональной музыки 1920-х годов. В секцию входили И. В. Салтыков, Г. С. Альмухаметов, С. Х. Габяши, А. С. Ключарев.
В Уфе открылись учебные заведения: музыкальная школа (1920), музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств (УУИ), 1922); башкирские студии при Московской государственной консерватории и Ленинградском хореографическом училище (1932), готовившем кадры для Башкортостана. В 1938 году в Уфе открылся Башкирский оперный театр (с 1941 Башкирский государственный театр оперы и балета (ТОБ)), в 1939 — Башкирская государственная филармония (с муз. лекторием).
В годы войны вклад в музыкальную культуру Башкортостана внесли композиторы А. Э. Спадавеккиа, Н. И. Пейко, Н. К. Чем6ерджи, Эйхенвальд, Л. Б. Степанов, Ф. Е. Козицкий. В ТОБ поставлены оперы «Карлугас» Чемберджи, «Акбузат» Х. Ш. Заимова и Спадавеккиа, «За Родину» Ибрагимова и Козицкого, «Айхылу» Валеева и Пейко, «Мэргэн» и «Ашкадар» Эйхенвальда, балет «Журавлиная песнь» Степанова. Композиторами была созданы серии песен-листовок для воинов-фронтовиков, а также подготовлен сборник «Башкирские композиторы — Красной Армии» с 44 песнями. На фронт ушли студенты учившиеся в башкирской студии при Московской консерватории Р. А. Габитов, Р. А. Муртазин, Займов, Ш. З. Кульборисов, Ш. Ш. Ибрагимов, Х. Ф. Ахметов, а также уфимцы М. З. Баширов, Л. П. Атанова, К. Ю. Рахимов.
В начале 1950-х годов башкирские композиторы уделяют внимание развитию хоровой, симфонической и камерно-инструментальной музыки. Были созданы: «Поэма об Урале» Габитова, кантаты «Башкортостан» и «На просторах полей» Заимова, хоровая сюита «Нефтяники Башкирии» З. Г. Исмагилова, хоры Рахимова, Валеева, Муртазина, Ахметова, воспевающие труд, дружбу народов, призывающие к борьбе за мир
Симфоническая музыка — «Лирическая сюита» Ахметова, «Героическая поэма» Н. Г. Сабитова, «Увертюра на две башкирские темы» Исмагилова, «Праздничная симфониэтта» Муртазина, «Элегия» и «Танцевальная сюита» Валеева. Балеты «Горная быль» Ключарева, «Горный орел» Сабитова и Ахметова, оперы «Салават Юлаев» Исмагилова. В 50-60-х годах создаются З. Г. Исмагиловым — опера «Салават Юлаев» (1955), лирико-психологическая драма «Шаура» («Легенда о любви», 1963), муз. комедия «Кодаса» («Свояченица», 1959), лирическая опера «Волны Агидели» (1972); Н. Г. Сабитовым — балеты «Буратино» (1960), «Гюльназира» (1963), «Горный орёл» (совм. с X. Ф. Ахметовым, 1959), «Мурзилка-космонавт» (1964), «Люблю тебя, жизнь» (1967), «Страна Айгуль» (1971); Р. А. Муртазиным — опера «Дауыл» («Буря», 1969); X. Ф. Ахметовым — опера «Замандаштар» («Современники», 1970) о башкирском рабочем классе; А. С. Ключарёвым — балет «Горная быль» (1959) на историко-героический сюжет; X. Ш. Заимовым и А. Г. Чугаевым — балет «Черноликие» (1965).
В 1968 году в Уфе был открыт Уфимский государственный институт искусств.
В целях поддержки музыкальной культуры и музыкантов Башкортостана 2 марта 1940 года был создан Союз Советских композиторов БАССР. Председателем Союза был избран М. М. Валеев, автор первой башкирской оперы «Хакмар».
В 2012 году в состав Союза композиторов Республики Башкортостан входили 31 композитор и 15 музыковедов.
Что за народ – башкиры?
Это автохтонное население одноименной исторической области. Если население Республики составляет более четырех миллионов человек, то этнических башкиров в ней проживает всего 1172287 человек (согласно последней переписи 2010 года). Во всей Российской Федерации насчитывается полтора миллиона представителей этой народности. Еще около ста тысяч выехали за рубеж. Башкирский язык выделился из алтайской семьи западнотюркской подгруппы давно. Но письменность вплоть до начала ХХ века у них была на основе арабской вязи. В Советской Союзе «указом сверху» ее перевели на латиницу, а в годы правления Сталина – на кириллицу. Но не только язык объединяет народ. Скрепляющим фактором, позволяющим сохранить свою идентичность, является и религия. Большинство верующих башкир – мусульмане-сунниты. Ниже мы более подробно рассмотрим их религию.
«Армянский вопрос» в столице Башкирии
В уфимском сегменте социальных сетей разгорается буря возмущения по поводу очередной выходки скандальной башкирской общественницы Рамили Саитовой. Она залила в YouTube видео, снятое ею в Уфе на смартфон. В ролике видно, как она подходит к гуляющим по парку пяти девушкам и при этом комментирует, что те «из непонятной страны».
Общественница спрашивает, откуда они. Те с улыбкой отвечают, что местные и они армянки.
— Откуда у нас столько армян появилось? — начала напирать Саитова.
— До свидания! — попыталась завершить разговор одна из собеседниц, вероятно, догадавшись, что их провоцируют на конфликт. Девушки развернулись и пошли дальше.
— А что вам не нравится? Где ваша толерантность? — все же не выдержала одна из них.
— Толерантность — это смерть, девочки! — выпалила инициатор разговора им вслед. — Моего ребенка в Башкортостане никто не тронет! Я не знаю, откуда вас так много!
Хотя Саитова в комментарии делает акцент на горящих лесах в Башкирском государственном природном заповеднике (в Бурзянском районе), но на фоне очередного конфликта между Азербайджаном и Арменией видео приобретает дополнительный политический окрас. Фото 02.mchs.gov.ru
— Не знаете — уходите, — обернувшись, ответила одна из девушек.
— Я должна уйти? Вы где живете? Вы где учитесь? — закричала им в спину Саитова.
Ссылку на это видео она разместила на своих страничках в «Фейсбуке», «ВКонтакте» и «Инстаграме». Более того, проиллюстрировала ролик свадебной фотографией нынешней супруги Радия Хабирова Каринэ Аветисян, когда та первый раз выходила замуж.
Сам ролик озаглавлен так: «Есть хоть один армянин среди тех добровольцев, которые тушат лесной пожар в Бурзяне?». А уже в подписи она возмущается тем, что якобы армянки «наслаждаются жизнью в Уфе», а тем временем «башкорты тушат лесной пожар в Бурзяне».
Хотя Саитова в комментарии делает акцент на горящих лесах в Башкирском государственном природном заповеднике (в Бурзянском районе), но на фоне очередного конфликта между Азербайджаном и Арменией это видео приобретает дополнительный политический окрас.
Другие религии в Башкортостане
Учитывая, что из всего населения Республики этнические башкиры составляют всего четверть, следует упомянуть и о других вероисповеданиях. Прежде всего, это православие, которое проникло сюда с первыми русскими поселенцами (конец XVI в.). Позже здесь прижились и старообрядцы. В XIX столетии в край приехали немецкие и еврейские мастера. Появились лютеранские кирхи и синагоги. Когда Польша и Литва стали частью Российской империи, в краю стали селиться военные и ссыльные католики. В начале ХХ века в Уфу переехала колония баптистов из Харьковской области. Многонациональность населения Республики послужила причиной и разнообразия верований, к которым очень толерантны коренные башкиры. Религия этого народа, с присущим ей синкретизмом, до сих пор остается элементом самоидентификации этноса.
Принятие ислама
Первые мусульманские захоронения на территории Республики Башкортостан датируются восьмым веком. Но, судя по предметам, найденным в могильнике, можно судить, что усопшие, скорее всего, были пришлыми людьми. На раннем этапе обращения местного населения в ислам (десятое столетие) сыграли большую роль миссионеры таких братств, как Накшбандийа и Ясавийа. Они прибывали из городов Средней Азии, преимущественно из Бухары. Это предопределило то, какую религию исповедуют башкиры сейчас. Ведь Бухарское царство придерживалось суннитского ислама, в котором тесно переплелись суфийские представления и ханафитские истолкования Корана. Но для западных соседей все эти нюансы мусульманства были непонятны. Францисканцы Иоанн-Венгр и Вильгельм, прожившие беспрерывно шесть лет в Башкирии, посылают в 1320 году такую реляцию Генералу своего ордена: «Мы нашли Государя Баскардии и почти всех его домочадцев совершенно зараженными сарацинскими заблуждениями». И это позволяет говорить о том, что в первой половине четырнадцатого века большинство населения края приняло ислам.
Сашка-стена
Фото bashinform.ru
«Летний поток» открывает страж ворот — голкипер ФК «Уфа» Александр Беленов. Беленов незаменим на последнем рубеже с момента перехода в стан «горожан» в 2017 году. Его сменщик Гиорги Шелия в первой половине чемпионата РПЛ-2018/2019 выходил на поле только в игре в «Зенитом», где хозяева поля из Уфы уступили 0:2. Безусловно, немалая заслуга Александра и в 6-м рекордном месте «Уфы» в прошлом сезоне.
В 2018 году Беленов вместе с «горожанами» дебютировал в Лиге Европы. Здесь он тоже много «тащил», но вытянуть в одиночку команду в групповой этап Лиги не смог. Он помог пройти словенский «Домжале» и «Прогрес Нидеркорн» (во второй игре с люксемуржцами (2:2) ворота защищал Шелия) и сделал все возможное, чтобы «Глазго Рейнджерс» не забил «Уфе» полную сетку голов.
В концовке года Александр отбил два пенальти в чемпионате Премьер-лиги и сравнялся по этому показателю (15 сейвов) с Игорем Акинфеевым. Лидирует же в этом неофициальном соревновании Роман Березовский (18 отраженных ударов).
В декабре Беленов был по праву признан лучшим игроком месяца в ФК «Уфа» и вполне может рассчитывать на приз лучшего по итогам 2018 года.
Характер
Башкиры отличаются свободолюбием и душевным нравом. Они всегда стремятся к справедливости, остаются гордыми, упрямыми. К пришлым народ относился с пониманием, никогда не навязывался и принимал людей такими, каике они есть. Без преувеличения можно сказать, что башкиры абсолютно лояльны ко всем людям. Гостеприимство предписывают не только древние обычаи, но и нынешние нормы шариата. Каждого гостя нужно накормить, уезжающему дать подарок. Если гости явились с грудным ребенком, значит, и ему нужно преподнести дар. Считается, что так малыш будет задобрен и не навлечет проклятия на дом хозяев. Отношение к женщине у башкир всегда было трепетным. По традиции невесту выбирали родители, они же отвечали за организацию свадьбы. Раньше девушка не могла в течение первого года после замужества общаться с родителями мужа. Однако с давних времен в семье ее почитали и уважали. Мужу строго запрещалось поднимать на жену руку, быть жадным и скупым в ее отношении. Женщине же надлежало хранить верность — измена каралась строго. Башкиры щепетильны к детям. При рождении ребенка женщина становилась подобной царице. Все это было необходимо для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым. Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор. Многие башкиры советуются со стариками и просят благословения на сделки.
Географическое положение
Башкортостан находится на границе Европы и Азии. Территория республики составляет чуть более 143 тысяч кв. км и охватывает часть Восточно-Европейской равнины, горной системы Южного Урала и возвышенности Зауралья. Столица региона – Уфа — является самым крупным населенным пунктом республики, остальные города Башкирии по численности населения и размерам территории сильно уступают ей.
Рельеф Башкортостана чрезвычайно разнообразный. Самая высокая точка региона – хребет Зигальга (1427 м). Равнины и возвышенности хорошо подходят для ведения сельского хозяйства, поэтому население Башкирии издавна занимается скотоводством и растениеводством. Республика богата водными ресурсами, здесь размещаются бассейны таких рек, как Волга, Урал и Обь. По территории Башкирии протекает 12 тысяч рек разного размера, здесь размещается 2700 озер, преимущественно родникового происхождения. Также здесь создано 440 искусственных водоемов.
Регион располагает большими запасами полезных ископаемых. Так, здесь обнаружены месторождения нефти, золота, железной руды, меди, природного газа, цинка. Башкирия находится в зоне умеренного пояса, на ее территории немало смешанных лесов, лесостепей и степей. Здесь выделены три крупных заповедника и несколько природных заказников. Башкортостан граничит с такими субъектами Федерации, как Свердловская, Челябинская и Оренбургская области, с Удмуртией и Татарстаном.
Два языка, две песни
В Башкортостане давно сложилась такая атмосфера, в которой гармонично сплелись две языковые и музыкальные культуры. На лоне живописной и разнообразной природы Башкортостана, горных хребтов Урала и густых лесов, чистых рек и искрящихся солнцем озер свободно звучат и мягкий, чуть замедленный башкирский говор, и скорая звонкая татарская речь, и протяжный башкирский озон-кюй, и татарские напевы.
— Дело в том, что татарские артисты с рождения слышали песни башкирских артистов. Они росли, с детства впитывая в себя моң двух народов, поэтому их пение более глубокое, проникновенное, — считает народный артист Башкортостана, кураист и певец Расуль Карабулатов.
«Моң» — слово со многими оттенками, вбирающими печаль, тоску, мелодию, напев, задушевность, лиризм, — уникальное явление, которое объединяет в себе музыкальную сокровищницу обоих народов. Так вот, этот моң на просторах Башкортостана насыщеннее, концентрированнее, что ли. В башкирских протяжных песнях сложная мелизматика, и надо быть большим мастером, виртуозом, чтобы уметь ее исполнить. Не зря же говорят: «Чтобы петь башкирские песни, надо родиться башкиром». И татары, родившиеся в Башкирии, с детства постигают это умение. Например, непревзойденный исполнитель башкирских протяжных песен Рамазан Янбеков — один из кумиров и Салавата Фатхетдинова, и Нафката Нигматуллина, которые говорят, что выросли на его песнях. Впоследствии многие татарские артисты с любовью включают в свой репертуар башкирские песни, которые значительно обогащают его, становятся изюминкой. Вспомним, как задушевно пела башкирские песни Хания Фархи.
«Татарские артисты росли, с детства впитывая в себя моң двух народов, поэтому их пение более глубокое, проникновенное», — считает Расуль Карабулатов. Фото bashinform.ru
— Башкирия более двуязычная. Многие наши люди с детства знают татарский язык, при этом татары на башкирском говорить не могут, — утверждает известный башкирский композитор Рим Хасанов. — В репертуаре татарских артистов обычно есть башкирские песни, в том числе и протяжные, такие, как «Уйыл», «Зульхизя», и те, кто могут выпевать мелизмы, обязательно исполняют их.
«У башкирских татар напевность в крови», — отмечает и народный поэт Татарстана, уроженец Башкортостана Роберт Миннуллин. Он, кстати, автор слов песни «Башкирские татары», которую поет Салават Фатхетдинов. «В Казани говорят, что я создал башкирскую мафию. Называют нас татарами из Башкортостана», — признавался певец.
Вот и получается, что жители Башкортостана с детства впитывают в себя богатейшее наследие двух народов. Особенно это заметно в селах на границе с Татарстаном. Для некоторых районов Уфа чисто географически находится дальше Казани, а маленькие города не вызывают у людей большого интереса в плане развития. В Башкирии еще в советское время люди больше тянулись к Казани, слушали казанское радио, читали татарские газеты. Было много татарских школ, где даже обучение проводилось по учебникам соседней республики.
— В одной школе даже казус произошел, — с удивлением вспоминает один из экс-руководителей башкирского Министерства просвещения. — Учащиеся изучали как родной татарский язык, портреты башкирских писателей были вывешены под заголовком «Тугандаш Башкортостаннын язучылары» («Писатели братского Башкортостана»). Они не понимали, что проживают в Башкирии. Они учились по татарским учебникам, выпущенным в Татарстане, татарских деятелей культуры считали родными.
«У башкирских татар напевность в крови», — отмечает народный поэт Татарстана, уроженец Башкортостана Роберт Миннуллин. Фото taratorim.ru
Народная музыка
Песни и инструментальные наигрыши башкир близки по содержанию и по музыкально-стилевым признакам. Инструментальная народная музыка башкир, представленная наигрышами на курае, реже на кубызе, а в послереволюционный период на гармони и скрипке. Исполнение песен и наигрышей часто предваряется легендой (йыр тарихы) об истории возникновения данной песни или напева.
О близости вокальных и инструментальных форм башкирской народной музыки говорит наличие такого оригинального вида музицирования, как «узляу» (эзлэу), представляющего собою особый способ исполнения одним певцом двухголосия, являющегося своеобразной имитацией звучания народного инструмента курая.
Классическим жанром народной песенности является группа узун кюй (протяжных медленных песен и наигрышей). По существу, термин Узун-кюй (езен кей) есть не только определение типа мелодии, им в народе определяют жанровые и стилевые черты как самого напева, так и стиль его исполнения. В широком смысле узун кюй есть совокупность стилевых и жанровых приемов, выработанных многовековой художественной практикой, когда создатель напева был и его первым исполнителем, когда мастерство импровизации, в пределах эстетических норм, выработанных традицией, лежало в основе народного искусства. В более узком смысле, под узун кюй подразумевают медленную, протяжную песню или наигрыш. Инструментальные мелодии в стиле узун кюй являются чаще всего вариантами песен, довольно своеобразными и развитыми по своей форме.
Термином «кыска кюй» (кыска кей), то есть короткая песня, определяется очень широкий пласт народно-песенного искусства, вокальные мелодии и инструментальные напевы в жанре кыска кюй обычно связаны с бытовыми и лирическими темами, но встречаются Кыска-кюй и на исторические темы.
Так же, как песни типа узун кюй, песни в стиле кыска кюй имеют свои характерные особенности, которые вероятно, складывались на протяжении очень длительного периода. Понятие кыска кюй, так же, как и узун кюй, включает в себя определенные стилевые черты напева и характера его исполнения.
По своему содержанию и жанровым признакам напевы кыска кюй можно подразделить на несколько групп. Ряд песен в стиле кыска кюй называют в народе hалмаk кей, то есть спокойная песня. Они исполняются в умеренном темпе, имеют лирико-созерцательный характер, чаще всего в них воспеваются образы природы. Можно привести, например, песни «Тюяляс», «Круглое озеро», «Степной Еркей».
К характерным особенностям башкиркой народной музыки относятся следующие:
- образно-эмоциональная содержательность;
- интонационные идиомы национальной музыки (обороты, включающие характерную интервалику, например, ходы на кварту, как наиболее типичные для озон-кюй, или ходы на большую секунду и малую терцию);
- ладовые средства (например, пентатоника);
- тембровые закономерности (имитация курая флейтой);
- типы развития, свойственные фольклорным образцам (песенно-куплетные и вариационные принципы, формы повторности, осгинатности);
- жанры вокальной и инструментальной музыки, воспроизведенные или претворенные в профессиональном музыкальном искусстве (например, озон-кюй, такмак и другие);
- композиционные структуры (например, повторность, периодичность, пара периодичностей и другие).
- широкий диапазон напевов, октавные скачки в мелодии, характерное начало песни от тонической терции к квинте, интонационный оборот по звукам трезвучия от квинты через терцию к основному тону, внутрислоговые распевы.
К особенностям башкирской музыки, имеющим черты «восточной музыки» относятся опевание, орнаментика, секвенционность, остинатность.
Изучением и записыванием башкирских народных песен занимались искусствоведы Игнатьев, А. Н. Оводов, Г. Х. Еникеев и др. С. Г. Рыбаковым, М. И. Султановым были изданы сборники музыки и песен уральских мусульман. В медресе «Галия» в г. Уфе изучали музыку (преподаватель — профессор Варшавской консерватории В. Клеменц), был создан хор и оркестр.
К наиболее древним жанрам башкирского музыкального фольклора относятся эпические кубаиры (былины) и баиты (сюжетные песни-сказы), а также свадебные причитания (сенляу) и величания (теляк). Широтой распева, метроритмической свободой, богатством мелодической орнаментики отличаются протяжные песни (озон-кой); на на мелодической скороговорке основаны четкие по структуре и ритмические рисунки, быстрые и короткие песни (кыска-кой). К кыска-кой по музыкальному характеру и складу примыкают бию-кой мелодии, сопровождающие воинственные, изобразительные (калынып-бию), лирические, шуточные, свадебные танцы и так-мак, песни-пляски типа частушек.
См. также Военная история башкир в музыке.
Характеристика творчества
Мустай Карим своим творчеством дарит нам Башкирию — он много писал о родном крае. В его стихах свежо и многоцветно живут заливные луга и пашни, озера, реки и горы.
Поэт поднимал серьезные вопросы. Как следует жить человеку? Ответ вы найдете в стихотворении Мустая Карима «Так начинается жизнь».
В 1957 году он написал комедию «Похищение девушки», полную народного юмора. Но все же жанр трагедии ближе его творчеству. Перу этого автора принадлежат «Страна Айгуль» (1967 год) — романтическая драма, трагедия «Салават» (1971 год) и другие, посвященные главной теме — поискам человеком смысла жизни, самого себя.
«Радость нашего дома» занимает особое место среди других книг, посвященных описанию военного детства. Она очень светлая, повествует о дружбе двух детей и народов огромной страны.
Творчество этого поэта, таким образом, наполнено любовью к родине и народам, населяющим этот край, желанием сделать людей лучше.
Возросшая популярность
Через несколько лет известность его выходит за пределы даже Средней Азии, достигнув Башкортостана, Татарстана и Сибири. Дальше были гастроли в Сибири, Поволжье, Азербайджане, Казахстане. Юноша этот, которого уже тогда включали в список «выдающиеся люди Башкортостана», не удовлетворяется лишь концертной деятельностью, живо интересуясь татарскими и башкирскими народными песнями, их легендами и историей. Их он собирает и записывает, постепенно становясь фольклористом.
После этого он увлекается задумкой создания основанной на башкирских и татарских народных мелодиях оперы, и осуществляет ее (опера «Сания»). Премьера состоялась в Казани в 1925 году. За ней последовала и другая, «Эшсе».
После этого Газиз Салихович осуществляет поиски талантов для оперной студии, являясь наставником многих музыкантов, певцов и композиторов, позже также пополнивших список «выдающиеся личности Башкортостана».
В 1933 году он издает книгу, посвященную проблемам музыкального воспитания.
Время побед Ислама
Фото ruspekh.ru
Завершает хит-парад борец из Уфы Ислам Опиев. С 2012 года Ислам тренируется под руководством главного тренера сборной России по греко-римской борьбе Рамиля Сираева. За это время он принял участие в чемпионатах Башкортостана, России и Европы. Весной 2015 года Исламу было присвоено звание мастера спорта России по греко-римской борьбе.
В сентябре прошлого года на первенстве мира среди юношей до 21 года в Словакии Опиев выиграл золотую медаль. На пути к триумфу он победил фаворитов турнира, борцов из США и Кыргызстана. В финале меньше чем за две минуты Ислам одержал техническую победу над представителем Индии со счетом 8:0.
На Мемориале Владимира Бормана в Уфе борцу тоже не было равных в средней весовой категории. Уже в декабре в Москве Опиев выиграл Всероссийский турнир по греко-римской борьбе памяти мастера спорта СССР Сергея Тараскина. В категории до 77 кг в финале он с легкостью расправился со своим соперником из Москвы Эльдаром Хажнагоевым — 10:0.
Дмитрий Слезин
СпортФутболХоккейВодные виды спорта Башкортостан
Земфира
В этом году она преподнесла публике несколько сюрпризов. Первым подарком от певицы стала презентация новой группы под необычным, но близким для жителей Башкирии названием The Uchpochmack. Певица стала вокалисткой и выбрала для себя псевдоним Ракета. Компанию Земфире в The Uchpochmack составили ее же племянники – Артур и Артем Рамазановы. Их представили слушателям как Лука и Бро. Летом коллектив выступил на нескольких крупных музыкальных фестивалях в Москве и Нижнем Новгороде, но потом почему-то исчез из поля зрения. Возможно, The Uchpochmack записывает новые синглы и готовится удивить теперь уже своих поклонников.
Немного истории
Самые ранние следы пребывания человека на территории Башкирии найдены на стоянке Мысовая на озере Карабалыкты, относящейся к раннему и среднему палеолиту.
Самый удивительный археологический памятник республики и Южного Урала – Капова пещера (Шульган-Таш) на реке Белой. Внутри пещеры найдены древние наскальные рисунки с изображениями мамонтов, шерстистых носорогов и даже верблюда. Они относятся к позднему палеолиту. Примерный возраст рисунков от 14,5 до 40 тысяч лет.
По одной из версий, именно на территории Башкирии впервые приручили лошадь. На стоянках Муллино II и Давлеканово II нашли самые древние останки домашней лошади, возраст которых оценили как рубеж VII-VI тысячелетий до н.э.
Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в сочинениях Геродота (V век до н.э.). В X веке Ал-Балхи писал о башкирах как о народе, разделённом на две группы, одна из которых обитает на Южном Урале, другая – около Дуная, близ границ Византии. В том же веке Ибн Русте отмечал, что «башкиры – народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта».
В начале II тысячелетия н.э. сложились союзы башкирских племён. В разное время Башкирия входила в состав Золотой Орды, Ногайской Орды, Казанского ханства, Сибирского ханства. Большая часть территории вошла в состав Русского государства в середине XVI века (к 1557 году, когда был подписан официальный акт), а оставшаяся зауральская часть – к середине XVII века. Башкиры занимали обширную территорию от левого берега реки Волги на западе до верховьев реки Тобол на востоке, от реки Сылвы на севере до среднего течения реки Яик (Урал) на юге. В обмен на воинскую повинность и поставку пушнины и мёда башкирам дали вотчинное право на землю, возможность иметь собственную администрацию, войско, религию.
В 1574 году был построен Уфимский острог, вскоре ставший городом Уфа. Это была первая русская крепость на территории Башкирии. После присоединения Башкортостана к России на его территории был образован Уфимский уезд.
Из-за активной колонизации башкирских земель и притеснений со стороны властей в XVII – XVIII веках неоднократно вспыхивали восстания башкир. Кроме того, башкиры принимали активное участие в Крестьянской войне, поддержав Пугачёва. В XVIII веке на территории Башкирии возникали медеплавильные, чугуноплавильные и железоделательные заводы.
В 1744 году основная часть территории вошла в Оренбургскую губернию. В 1781 году была преобразована в Уфимское наместничество, с 1796 года – вновь Оренбургская губерния, в 1865 году разделена на Оренбургскую и Уфимскую губернии. Уфимская губерния состояла из Уфимского, Белебеевского, Бирского, Златоустовского, Мензелинского и Стерлитамакского уездов.
15 ноября 1917 года была образована автономия Башкортостана, а с 20 марта 1919 года была официально создана БАССР. В советское время тут развивалась промышленность и сельское хозяйство. В годы Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован ряд заводов. В послевоенный период активно развивалась нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. В начале 1950‑х годов БАССР по добыче нефти занимала 2‑е, а по её переработке — 1‑е место в СССР.
11 октября 1990 года с принятием Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики регион был преобразован в БССР—Башкортостан. С 25 февраля 1992 года имеет современное название.
Наши новости
-
Педагогов Башкортостана приглашают на первую всероссийскую «Августовку Учи.ру»
подробнее
11.08.2020
-
Мидхат МУСАКАЕВ: «ЭНЕРГИИ ПОЗИТИВА ВСЕМ!»
Сегодня – Всероссийский День физкультурника
В 1939 году был учреждён в нашей стране праздник – День физкультурника. Сегодня это праздник не только профессионалов – спортсменов и спортработников, – но и всех, кто любит физкультуру, спорт, здоровый образ жизни. И, пожалуй, нынче впервые мы отмечаем День физкультурника в ситуации задержавшегося моратория на все спортивные соревнования и зрелищные мероприятия… О сложившейся обстановке, связанной с пандемией коронавируса, о перспективе возвращения привычной жизни наш корреспондент беседует с председателем Общественного совета по физической культуре и спорту при главе администрации г.Стерлитамака Мидхатом Мусакаевым.
08.08.2020
-
Благородная профессия
Александр Самородов 42 года строит промышленные и гражданские объекты
09.08.2020
-
Хозяева, отзовитеь!
от подписчика
05.08.2020
-
К нам идёт Курбан-байрам
31.07.2020
Все новости
Язык и вероисповедание
В национальных регионах всегда стоит проблема сохранения религии и языка, не исключение и Башкирия. Вероисповедание населения – важная часть национальной идентичности. Для башкир исконной верой является ислам суннитского толка. В советские времена религия была под негласным запретом, хотя внутрисемейный уклад часто все-таки строился по мусульманским традициям. В постперестроечные времена в Башкирии начинается возрождение религиозных обычаев. За 20 лет в регионе было открыто более 1000 мечетей (в советское время их было всего 15), около 200 православных храмов и несколько культовых заведений других конфессий. И все же доминирующей религией региона остается мусульманство, этой религии принадлежит около 70 % всех церквей республики.
Язык – важная часть национального самосознания. В Башкирии в советское время не было специальной языковой политики. Поэтому часть населения начала утрачивать родную речь. С 1989 года в республике ведется специальная работа по возрождению национального языка. Введено обучение в школе на родном языке (башкирском, татарском). Сегодня 95 % населения владеют русским языком, 27 % владеют башкирским, 35 % — татарским.