Рейтинг самых известных опер мира: великие шедевры не умирают

Ария Леоноры «Pace, pace, mio» («Покоя, дай покоя, о Боже!»)

Опера «Сила судьбы», Джузеппе Верди

Опера «Сила судьбы» была написана Верди по заказу России — ее мировая премьера состоялась в 1862 году в Санкт-Петербурге. Сюжет оперы основан на пьесе испанского аристократа-романтика герцога Риваза «Альваро, или Сила судьбы». История в четырех действиях отягощена сложными сюжетными перипетиями». Если очень коротко, то Леонора, девушка из богатой семьи, полюбила безродного Альваро, но отец девушки, как полагается, был против. В результате несчастного случая отец погибает, подозрения падают на жениха, поэтому влюбленные скрываются. Дальше в дело вступает сила судьбы, жажда мести и война.  В общем, все очень запутанно и драматично.

Знаменитая ария Леоноры «Расе, расе mio Dio» («Покоя, дай покоя, о Боже!»), звучит в финале истории. Героиня, скрываясь от мести семьи за случайную смерть отца, живет отшельницей в пещере при монастыре. Она уверена, что ее любимый погиб, потому в порыве отчаяния просит Бога об успокоении и смерти, потому что не может забыть любимого. 

Watch this video on YouTube

Немецкая оперная певица Аня Хартерос, Silvesterkonzert aus Baden-Baden, 2010

«Женитьба»

Владимир Хрулев в роли Подколесина и Людмила Колмакова в роли Свахи в спектакле «Женитьба». 1989. Спектакль Камерного музыкального театра, Москва. Русский национальный музей музыки, Москва

Модест Мусоргский. Опера «Женитьба» в редакции Николая Римского-Корсакова. Действие I. Для пения с фортепиано. Печатное издание. Санкт-Петербург, музыкальное издательство «В. Бессель и Ко», 1911. Русский национальный музей музыки, Москва

Владимир Хрулев в роли Подколесина в спектакле «Женитьба». 1989. Спектакль Камерного музыкального театра, Москва. Русский национальный музей музыки, Москва

Опера «Женитьба» стала творческим экспериментом Мусоргского. Сам композитор определил жанр как «Совершенно невероятное событие в трех действиях». Литературной основой оперы стала одноименная пьеса Николая Гоголя. Композитор пытался выразить музыкой интонацию обычной речи, «сказать музыкально так, как хотят говорить гоголевские действующие лица». Свою идею Мусоргский высказал в одном из писем к Людмиле Шестаковой, сестре Михаила Глинки: «Звуки человеческой речи как наружные проявления мысли и чувства должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной».

Композитор создавал «Женитьбу» летом 1868 года. Мусоргский быстро завершил первое действие, состоящее из четырех картин, однако два других так и не написал. Впоследствии композитор оценивал свой опыт создания «Женитьбы» как этюд по овладению мастерством речитатива, который пригодился ему в работе над «Борисом Годуновым».

Римский-Корсаков обратился к «Женитьбе» в последние годы жизни. Именно в его редакции опера впервые была издана в 1908 году. Композитор внес много изменений в партитуру: по его мнению, некоторые звукосочетания в тексте Мусоргского не имели музыкального основания, другие — были некрасивы. Именно благодаря труду Римского-Корсакова оперу начали исполнять в публичных театрах. Позднее, в XX веке, свои оркестровые редакции «Женитьбы» сделали дирижеры Александр Гаук и Геннадий Рождественский. Варианты завершения оперы предложили композиторы Михаил Ипполитов-Иванов и Александр Черепнин.

«Una furtiva lagrima» (“Невольная слеза”)

Этот прекрасный теноровый романс из оперы “Любовный напиток” — шлягер из шлягеров. 

Простой парень Неморино влюблен в красавицу Адину, но той не интересны отношения с бедняком. Чтобы завоевать ее сердце, Неморино записывается в солдаты, а на все вырученные от контракта деньги покупает “любовное зелье”. На самом деле чудодейственный эликсир — обычное красное вино, но Неморино видит на щеке Адины слезу и верит, что зелье работает. А на самом деле слезу выдавила простая корысть. Но мужская любовь слепа и вот мы имеем на выходе гениальное посвящение недостойному объекту

Слушаем оцифрованную версию арии в исполнении Энрике Карузо. 1904 год. 

Watch this video on YouTube

«Je crois entendre encore» (“Я верю, что еще услышу”)

Ария-романс молодого охотника Надира из первого акта лирической оперы Бизе, которую незаслуженно редко ставят в театрах. Любовные страсти разыгрываются на экзотическом острове Цейлон. Надир после долгого отсутствия вернулся в родное селение и встретил жрицу Лейлу, которой запрещено любить. Ее лицо скрыто, но Надир в своем романсе утверждает, что узнал голос девушки. Лейла когда-то была его любимой и из-за любви к ней Надир смертельно рассорился с другом Зургой. В общем, любовный треугольник. 

Ария «Je crois entendre encore» приобрела огромную популярность отдельно от оперы. Она часто звучит, как отдельный номер в концертах и проходит фоном во многих известных фильмах, например у Вуди Аллена в “Матч-пойнт” и у Романа Балаяна в “Филере”.

Слушаем арию в исполнении легендарного тенора Пласидо Доминго.

Watch this video on YouTube

Хосе Каррерас

Каррерас Хосе, оперный певец испанского происхождения (тенор), родился в 1946 году в Барселоне. Обладает уникальным тембром голоса. Широко известны его интерпретации произведений Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. В 1972 году впервые выступил на американской сцене в опере Пуччини «Чио-Чио-сан», в роли главного героя, лейтенанта Пинкертона.

Спустя два года Каррерас сыграл роль герцога Мантуанского в опере Джузеппе Верди «Риголетто».

К 28 годам певец исполнил более двух десятков ролей оперного классического репертуара. А в 1987 году Хосе Каррераса настигла страшная беда: врачи диагностировали у него рак крови. Острая лейкемия прервала карьеру певца более чем на год. В конце концов болезнь отступила, а Каррерас организовал фонд для содействия исследованиям в области лечебных методик против рака.

После выздоровления Хосе отправился в Москву, где принял участие в благотворительном концерте, посвященном землетрясению в Армении, совместно с Монсеррат Кабалье. Впоследствии тенор не раз приезжал в Россию с гастролями. Закончил Хосе Каррерас свои выступления на оперной сцене в 2009 году.

Сибирский самородок

Хворостовский Дмитрий Александрович — оперный певец, баритон. Родился в 1962 году в Красноярске. Является Народным артистом России. Участвует в многочисленных музыкальных проектах по всему миру, среди которых опера «Дон-Жуан», поставленная в Женеве, и спектакль «Любовный напиток» Доницетти — в Метрополитен-опера.

Дмитрий Хворостовский не останавливается на достигнутом в области оперного искусства, он активно сотрудничает с композиторами, которые пишут музыку современности, вальсы, патриотические песни, лирические произведения. У певца есть цикл песен военных лет, которые были созданы в разное время. Среди них «Дымилась роща под горою» (композитор В. Баснер, слова М. Матусовского), «Эх, дороги!» (музыка А. Новикова, стихи Л. Ошанина), «Темная ночь» (музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова), «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) и многие другие.

1930–1990-е годы

Галина Вишневская. Фотография: inserprud.ru

Осип Браз. Портрет Мстислава Добужинского. 1922. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Николай Гяуров. Фотография: operasofia.bg

Несмотря на мировые войны и «железный занавес», балеты и инструментальные сочинения русских композиторов продолжали появляться на зарубежных афишах в течение всего XX века. Но с операми было иначе: с 1930-х по 1990-е годы они практически не шли в европейских театрах — ставили лишь популярные спектакли. Например, в Зальцбурге исполнили «Бориса Годунова» в постановке руководителя фестиваля Герберта фон Караяна: опера шла три года подряд — с 1965-го по 1967-й. В заглавной партии блистал болгарский бас Николай Гяуров, роль Самозванца — Григория Отрепьева — исполнил тенор Большого театра Алексей Масленников. В 1971 году вышла запись «Бориса Годунова» под управлением австрийского дирижера с Масленниковым в партии Юродивого и Галиной Вишневской в роли Марины Мнишек. В следующий раз Зальцбургский фестиваль представил русскую оперу лишь в 1994 году — и это снова был «Борис Годунов».

Чаще других в период холодной войны к русскому наследию обращался главный театр Америки — Метрополитен-опера. Несколько раз он открывал сезон русскими названиями: в 1943 и 1977 году — «Борисом Годуновым», в 1957-м и 2013-м — «Евгением Онегиным». В 1950 году здесь поставили «Хованщину» Модеста Мусоргского, правда, на английском. Декорации к спектаклю создал известный русский художник-эмигрант Мстислав Добужинский.

Театр хотел ставить оперы на языке оригинала, однако на Западе не было русскоговорящих певцов высокого класса, а разовые визиты солистов Большого театра не меняли общую картину.

И все-таки в 1972 году с оригинальным либретто прозвучала «Пиковая дама». В спектакле были заняты шведский тенор с русскими корнями Николай Гедда и болгарское сопрано Райна Кабаиванска. Первым репетитором по русскому языку в Метрополитен-опере стал Георгий Чехановский. Сам в прошлом певец, он посвящал артистов в тонкости не только разговорного, но и вокального языка.

В 1974 году на русском вышел «Борис Годунов». Полонез для польского акта ставил уроженец Петербурга — основоположник американского балета хореограф Джордж Баланчин. С 1977 года в Метрополитен поют по-русски «Евгения Онегина», в 1979 году главные партии в этом спектакле исполнили солисты Большого театра Маквала Касрашвили и Юрий Мазурок. В 1985 году на сцену уже на языке оригинала вернулась «Хованщина».

Популярные оперы и оперетты (95)

  • № 1: Жорж Бизе «Кармен. Хабанера»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 213737

    У любви, как у пташки, крылья,
    Её нельзя никак поймать.
    Тщетны были бы все усилья,
    Но крыльев ей нам не связать.

  • № 2: Михаил Глинка «Жизнь за царя (Иван Сусанин). Финальный хор»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 184360

    Неофициальный гимн царской Российской Империи «Славься, славься, нашъ русский Царь!»

  • № 3: Петр Ильич Чайковский «Евгений Онегин. Ария Ленского»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 150997

    Куда, куда,
    куда вы удалились,
    весны моей златые дни?
    Что день грядущий
    мне готовит?

  • № 4: Петр Ильич Чайковский «Пиковая дама. Ария Германа»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 150467

    Что наша жизнь? Игра!

  • № 5: Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта. Папагено и Папагена»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 142122

    — Па-па-па ?!
    — Па-па-па !!
    — Па-па-па-па …
    — Па-па-па-па !!!

  • № 6: Вольфганг Амадей Моцарт «Волшебная флейта. Царица ночи»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 141623

    Самая популярная ария для колоратурного сопрано. Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen (В моей душе пылает жажда мести) — вторая ария Царицы ночи (Die Königin der Nacht), из второго акта оперы.

  • № 7: Николай Римский-Корсаков «Садко. Ария Индийского гостя»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 135931

    Песнь Индийского гостя
    Не счесть алмазов в каменных пещерах,
    Не счесть жемчужин в море полудённом —
    Далёкой Индии чудес.

  • № 8: Николай Римский-Корсаков «Садко. Ария Варяжского гостя»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 133618

    Песнь Варяжского Гостя
    О скалы грозные дробятся с ревом волны,
    И с белой пеной крутясь бегут назад,
    Но тверды серые утесы,
    Выносят воли напор над морем стоя.

  • № 9: Вольфганг Амадей Моцарт «Свадьба Фигаро. Ария Фигаро»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 127334

    «Мальчик резвый кудрявый, влюбленный
    Адонис, женской лаской прельщённый,
    Не довольно ль вертеться, кружиться,
    Не пора ли мужчиною быть.»

  • № 10: Жорж Бизе «Кармен. Куплеты Эскамильо»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 125626

    Тореадор, смелее!
    Тореадор! Тореадор!
    Знай, что испанок жгучие глаза
    На тебя смотрят страстно
    И ждет тебя любовь, тореадор,
    Да ждет тебя любовь.

  • № 11: Вольфганг Амадей Моцарт «Дон Жуан. Ария Лепорелло (Ария со списком)»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 118313

    Знаменитая ария со списком, в котором записаны бесчисленные любовные похождения Дона Жуана во многих странах.

  • № 12: Джузеппе Верди «Травиата. Застольная песнь»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 116838

    Libiamo ne lieti calici (с итал. — «Поднимем мы кубки веселья»; в русскоязычных источниках часто «Застольная песня») — дуэт из второй сцены первого акта оперы «Травиата» Джузеппе Верди.

  • № 13: Джузеппе Верди «Риголетто. Песенка Герцога»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 115354

    Сердце красавиц склонно к измене
    И к перемене, как ветер мая.
    Клятвами страстными сердце взволнует,
    Этими ж губками лжёт и целует.
    Можно браниться, можно сердиться,
    Но не влюбиться всё же нельзя,
    Всё же нельзя, всё же нельзя!

  • № 14: Джузеппе Верди «Набукко. Хор пленных иудеев»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 114286

    «Va, pensiero» — хор из третьего акта оперы «Набукко» Джузеппе Верди, наиболее известный музыкальный фрагмент этой оперы.

  • № 15: Джоаккино Россини «Севильский цирюльник. Каватина Фигаро»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 109096

    «Фигаро здесь, Фигаро там»

  • № 16: Шарль Гуно «Фауст. Куплеты Мефистофеля»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 108244

    Куплеты Мефистофеля — визитная карточка оперы «Фауст».

    «Люди гибнут за металл!»

  • № 17: Александр Бородин «Князь Игорь. Половецкие пляски»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 108028

    Улетай на крыльях ветра
    Ты в край родной, родная песня наша,
    Туда, где мы тебя свободно пели,
    Где было так привольно нам с тобою.

  • № 18: Имре Кальман «Принцесса цирка. Ария мистера Икс»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 106521

    Устал я греться у чужого огня
    Но где же сердце, что полюбит меня
    Живу без ласки, боль свою затая
    Всегда быть в маске судьба моя

  • № 19: Джузеппе Верди «Травиата. Ария Виолетты»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 105667

    Арию «Быть свободной, быть беспечной» («Sempre libera») Виолетта исполняет после бала и знакомства с Альфредом, отбрасывая нахлынувшие на нее чувства.

  • № 20: Джакомо Пуччини «Тоска. Ария Тоски»
    Оперное искусство

    Народный рейтинг: 100621

    «Vissi d’arte», Флории Тоски — ария для сопрано из II-го действия оперы Джакомо Пуччини «Тоска» (премьера 14 января 1900, Рим).

  • 1

Известные рок-оперы

За рубежом

  • «S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
  • «Томми» (англ. Tommy, 1969) — группа The Who
  • «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
  • «Квадрофения» (англ. Quadrophenia, 1973) — группа The Who
  • «Стена» (англ. The Wall, 1979) — группа Pink Floyd
  • «Земля обетованная» (каз. Жерұйық, 1980) — Дос-Мукасан (Т. М. Мухамеджанов)
  • «Freudiana» — Эрик Вульфсон
  • «Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
  • «Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
  • «The Final Experiment» (1994) — Ayreon
  • «Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
  • «Nostradamus (2001) — Николо Коцев
  • «Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
  • «American Idiot» (2004) — Green Day
  • «The Human Equation» (2004) — Ayreon
  • «The Räuber» (2008) — Bonfire
  • «Nostradamus» (2008) — Judas Priest
  • «Рипо! Генетическая опера» (2008)
  • «She» (2008) — проект Caamora Клайва Нолан
  • «Equilibrio» (2008) — Xystus
  • «21st Century Breakdown» (2009) — Green Day
  • «Моцарт. Рок-опера » (2009) — Dove Attia et Albert Cohen
  • «Человек-паук: Погасить тьму» (2011) — Стэн Ли
  • «Lačplēsis» (2013) — группа Autobuss Debesis (Bus in the Sky)
  • «The Theory of Everything» (2013) — Ayreon
  • «Beloved Antichrist» (2018) — Therion

в СССР и России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

  • «Орфей и Эвридика» (1975) Александра Журбина
  • «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1975) Алексея Рыбникова
  • «Юнона и Авось» (1980) Алексей Рыбников
  • «Фламандская легенда» (1982) Ромуальд Гринблат (театр «Рок-Опера»)
  • «Стадион» (1985), «Мастер и Маргарита» Александра Градского
  • «Алые паруса» (А. Богословский, записана ВИА «Музыка» в 1977 году)
  • «Улица» (1989) Владимира Преснякова-старшего

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
  • «Жанна д’Арк»
  • «Паганини»
  • «Кентервильское привидение»
  • «Царь-Девица»
  • «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
  • «Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
  • «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия
  • «Парфюмер» (2007) — Игорь Демарин
  • «Мастер и Маргарита» (2009) — Александр Градский
  • «Дорога без возврата» (2009) — группа ESSE
  • «Последнее испытание» (2009) — Антон Круглов
  • «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»
  • «TODD» (2012—2013) — группа Король и Шут
  • «Сокровище Энии» (2014) — группа Эпидемия
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2016) — группа Power Tale
  • «Пугачев» (Рок-Синдром, Сергей Есенин) (2016) Рок-Синдром — «Пугачов — музыка бунтарей» на полный текст драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачов», 1922 (через «О», согласно орфографическим правилам тех лет)
  • «Окситания» — проект Margenta в рамках проекта «Династия Посвящённых»
  • «Легенда Ксентарона» (2018) — группа Эпидемия

Особенности Рок-опер в СССР и России

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются камерными постановками, не способными обрести массовую аудиторию[источник не указан 182 дня]. Так, опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» писалась автором почти 30 лет, но ее выход в 2007 году на двойном CD-альбоме практически не был доступен широкому слушателю[источник не указан 182 дня], несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Иван Козловский

Этот оперный певец появился на свет в 1900 году в Киевской губернии. Его отец занимался игрой на венской гармошке и отлично пел. Благодаря этому с самого детства у Козловского Ивана Семеновича пробудилось сильная тяга к музыке и пению

Его отец сразу обратил внимание на то, что у мальчика превосходный слух, а его голосу могут позавидовать многие профессиональные оперные певцы. Поэтому неудивительно, что когда Иван подрос, он отправился петь в хор Троицкого народного дома, который был расположен в Киеве

Однако, покорив всех своим талантом, уже через некоторое время Козловский Иван Семенович стал солистом Большого академического хора. В то время им руководил Кошиц. Он и стал наставником юного дарования. Благодаря его урокам и рекомендациям Козловский смог поступить в Киевский музыкально-драматический институт, который он с отличием окончил в 1920 году. Однако после этого его планы немного поменялись, так как Иван решил уйти добровольцем в Красную армию. Его определили в стрелковую бригаду инженерных войск, после чего Козловский был вынужден отправиться в Полтаву. Однако ему разрешили совместить службу и концертную работу. Чуть позже в 1924 году Иван поступил в Харьковский оперный театр.

Голос этого талантливого оперного певца поражал даже самых неутомимых критиков, которые всегда находили повод для низких оценок. Однако Козловский всегда получал наивысшие баллы и признание его коллег.

Евгений Гаврилович Кибкало

Этот оперный певец отличился прекрасным баритоном и своим опытом в педагогической деятельности. Также Евгению Кибкало был присужден титул народного артиста РСФСР. Гениальный оперный певец начал свою карьеру в Украине. Однако уже в 1956 году он перебрался в Большой театр, где стал солистом. Первоначально все считали, что из него получится только певец, отличающийся хорошим басом. Однако его голос мог прекрасно брать нижние частоты.

Благодаря своим разносторонним талантам, в 1963 году он отправился на стажировку в Милан. Преподаватели Миланского театра отмечали его мягкий, ровный и красивый голос, который отличается потрясающей частотой и равномерностью. Они отметили, что Евгений Гаврилович прекрасно может переходить на фальцет.

После этого Евгений Кибкало сыграл партию «Евгения Онегина» в фильме-опере Тихомирова. Он сразу же выделил певца перед всеми другими баритонами, которые претендовали на эту роль. Позднее режиссер ни разу не пожалел о своем решении.

Стоит отметить, что Евгений доучивал свою роль прямо в процессе съемок, так как у него было очень мало времени. Однако это не помешало ему с грандиозным успехом исполнить свою партию. Стоит отметить, что оперный певец всегда отличался прекрасной певческой одаренностью и скоростью обучения. Многие специалисты признали его голос эталонным среди баритонов. Однако при всем этом он также мог и придавать звонкости своему пению, благодаря чему он действительно стал уникальным исполнителем.

Самые известные оперные певцы мира

Талантливые исполнители, признанные мастера вокала, составляют опеределенную творческую группу. Известные оперные певцы — это, прежде всего, солисты, несущие высокое искусство в массы. Витруозное исполнение арий является их «визитной карточкой», публика ходит на Пласидо Доминго, Марию Биешу или Дмитрия Хворостовского.

Бывают случаи, когда высокое искусство сводит вместе талантливых исполнителей из категории «знаменитые оперные певцы». Так было, когда образовалось великолепное трио – Паваротти Лучано, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Самые непревзойденные, знаменитые оперные певцы, три тенора, стали выступать вместе, чем произвели настоящий фуррор в мире музыки. Публика с восторгом и благодарностью приняла совместное творчество мэтров.

Сопрано

Вишневская Галина Павловна (1926-2012) — оперная певица России, обладающая сопрано уникальной чистоты, актриса, театральный режиссер и педагог. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством». Всю свою долгую жизнь занималась плодотворной деятельностью, с 2006 года являлась председателем жюри Международных конкурсов оперных артистов. Тогда же Галина Вишневская сыграла в фильме Сокурова «Александра», проявив себя как талантливая драматическая актриса.

Казарновская Любовь Юрьевна родилась в 1956 году. Оперная певица России, сопрано. Окончила Московскую консерваторию и Институт Гнесиных. Профессор, доктор наук. Дебютировала в роли Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» Петра Ильича Чайковского. Исполняла ведущие партии в «Паяцах», «Иоланте», «Богеме» и многих других операх. Была солисткой Мариинского театра с 1986 по 1989 г.

Нетребко Анна Юрьевна — оперная певица России, сопрано. В 1993 году была приглашена на работу Валерием Гергиевым, главным дирижером Мариинского театра. В 2002 году Анна Нетребко впервые выступила в Нью-Йорке на сцене театра Метрополитен-опера. В настоящее время Нетребко выступает в спектаклях ведущих оперных театров Европы и США.

Музыка

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире

Опера «Кармен» знаменитого французского композитора XIX в. Жоржа Бизе (1838—1875) входит в золотой фонд оперной классики. В основу ее сюжета положена одноименная новелла Проспера Мериме, в которой правдиво рассказывается история любви и гибели ее главных героев, людей из народа, — солдата Хозе и цыганки Кармен.

Конфликт между свободолюбием красавицы Кармен и ревнивой страстностью Хозе приводит к трагической развязке. Бизе своей музыкой возвысил героев, обобщил основной конфликт и поднял его до глубокой человеческой драмы. «Кармен» не только вершина в творчестве Бизе, но и вершина мирового оперного искусства.

Ж. Бизе

События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Характер сочинения Бизе определило чувство влюбленности в жизнь, пронизывающее народные сцены. «Кармен», — считал французский писатель Ромен Роллан, — вся жизнь, вся свет без теней, без недосказанности». Этим прочтение сюжета Бизе отличается от новеллы Мериме, где господствуют мрачные тона.

Бизе стремился как можно точнее воспроизвести колорит испанской народной музыки. Используя интонации и ритмы подлинно народных мелодий, он подвергает их творческой переработке. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто «говорит» за действующих лиц. Оркестровые эgизоды оперы рисуют живописные картины природы, передают характер и дух испанского народа.

Программа и афиша оперы «Кармен»

В опере четыре действия. Открывается она увертюрой, в которой в контрастном сопоставлении перед слушателями возникают основные образы оперы вплоть до короткой, полной трагической напряженности мелодии (темы роковой страсти Кармен), которая будет развиваться на протяжении всей оперы вместе с трагической судьбой героини.

  • Спойте основные темы увертюры. Каким героям оперы, по вашему мнению, они могут принадлежать? Какая из тем увертюры звучит трагически? В чем ее интонационные особенности?

  • Послушайте увертюру к опере «Кармен». Сколько контрастных разделов можно услышать в этой музыке? Звучанием каких групп инструментов симфонического оркестра композитор подчеркивает конфликт сюжета?

  • Музыкальной характеристики какого персонажа — Кармен, Хозе, Эскамильо — нет в увертюре? Почему?

  • Продолжите эмоциональный словарь, характеризующий образный строй увертюры: праздник — трагедия; радость — страдание…

  • Увертюра к опере «Кармен» часто исполняется в программах симфонических концертов как самостоятельный номер. Как вы думаете, почему?

  • Запишите в «Творческую тетрадь» названия опер, с увертюрами и вступлениями к которым вы знакомы. Как разные композиторы передают в них главную идею оперных спектаклей?

Николай Римский-Корсаков, «Снегурочка» (1881)

Эту оперу Николай Андреевич мог бы и не написать. Когда он впервые прочитал пьесу Островского «Снегурочка», она ему не понравилась: царство берендеев показалось композитору «странным».

Берендеи — добрый мифический народ, любящий своего царя Берендея и поклоняющийся солнечному божеству Яриле. Несмотря на свою «мифичность», в стихотворной сказке Островского берендеи очень похожи на обитателей обычной русской деревеньки. Хотя и фантастического в этой пьесе — предостаточно.

Перечитав «весеннюю сказку» спустя несколько лет, композитор, по его признанию, «точно прозрел»: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем».

Над оперой он работал в живописном местечке — имении Стелёво, южнее Петербурга. Всё вокруг словно сошло со страниц «весенней» пьесы Островского.

Премьера оперы «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года в Петербурге. Критика, как водится, привередничала. Римского-Корсакова обвиняли в бедности фантазии: ведь он, утверждали некоторые, использовал в опере бездну народных тем. Композитор невозмутимо спрашивал, какие именно народные песни звучат в его опере. Но никто из авторитетных критиков ему не ответил. Публика реагировала по-своему: она вызывала Римского-Корсакова на поклоны, а по ходу спектакля требовала повторений особо понравившихся номеров.

Еще в 1873 году к постановке «весенней сказки» Островского несколько музыкальных номеров написал Чайковский. Это не единственный случай творческого пересечения двух русских композиторов

Важно, что Чайковский и Римский-Корсаков всегда относились друг к другу с уважением

«Жизнь за царя», или «Иван Сусанин», Михаила Глинки

Впервые о событиях 1612 года, польском походе на Москву, пропели в 1836 году со сцены петербургского Большого театра. Автор либретто в первой редакции — барон фон Розен. После революции к советской действительности сюжет адаптировал Сергей Городецкий. В одной из версий костромской крестьянин стал комсомольцем и председателем сельсовета. С 1945 года опера «Иван Сусанин» открывает сезон в Большом театре. В 1993 году спектакль был представлен на историческом месте, где происходили эти события 400 лет назад, — в Ипатьевском монастыре Костромы. Постановку транслировали в 15 странах мира.

Травиата | Джузеппе Верди

«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени — падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.

https://www.youtube.com/watch?v=0fDNrEPfTgc

Нью-Йоркская опера (Metropolitan Opera)

Сами американцы чаще всего называют свой театр оперы – Мет. Он единственный, из входящих в список «великих», построен в ХХ столетии. Правда еще до постройки нынешнего здания, театр с аналогичным названием располагался на Бродвее.

Впервые новый театр, построенный в стиле модернизма по проекту У. Харрисона, встретил поклонников оперы в 1966 г. в стиле модернизма. Внутренние пространство театра украшено фресками М. Шагала.

Главной достопримечательностью Метрополитена считается зал, который с первых же дней окрестили «бриллиантовой подковой». Своим названием он обязан не совсем обычной форме и большому количеству светильников. Пятиарочный зал вмещает 3650 зрителей.

Примечательно, что многие спектакли можно посмотреть и не входя в театр – они транслируются на плазменном экране на фасаде здания. Мини-экраны установлены и на спинках кресел каждого ряда. На них транслируется синхронный перевод, если опера звучит на иностранном языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector