Кафтан — это что значит?
Содержание:
- Та же серия:
- Виды марокканской одежды
- Материалы
- Как наряд выглядит на разных типах фигур
- Верхняя одежда в раннем и зрелом русском Средневековье
- Мужская одежда
- Будут ли мужчины снова носить кафтаны
- Верхняя одежда в Позднем Средневековье
- Сочетание с другими элементами гардероба
- Традиции Востока и Африки
- Кафтаны знаменитых модельеров современности
- Какие кафтаны продаются в магазинах
- Вариации кафтанов
- Кафтаны на Руси
- 2 Ферязь
- 7 Головной убор
- 1 Кафтан
Та же серия:
Мягкий жилет значок в стиле trendy design. мягкий жилет значок изолирован на белом фоне. Значок вектора мягкого жилета простой и современный плоский символ
.
Значок джинсовой куртки в модном стиле дизайна. Джинсовая куртка значок изолирован на белом фоне. Значок вектора джинсовой куртки простой и современный плоский символ
.
Chinos брюки значок в модном стиле дизайна. chinos брюки значок изолирован на белом фоне. chinos брюки вектор значок простой и современный плоский символ
.
Оксфорд волновой блейзер икона в стиле trendy design. иконка блейзера оксфордской волны изолирована на белом фоне. Векторный значок блейзера оксфордской волны простой и современный плоский символ
.
Значок обеденной куртки в модном стиле. значок обеденной куртки изолирован на белом фоне. векторный значок обеденной куртки простой и современный плоский символ
.
Ковбойский жилет икона в модном стиле дизайна. Ковбойский жилет значок изолирован на белом фоне. Ковбойский векторный значок простой и современный плоский символ
.
Значок жилет костюм в модном стиле дизайна. значок жилет костюм изолирован на белом фоне. Значок вектора жилета простой и современный плоский символ
.
Икона друзей по дню рождения в модном стиле дизайна. икона друзей-именинников на белом фоне. векторная икона друзей дня рождения простой и современный плоский символ
.
Иконка плаща в модном стиле дизайна. значок плаща изолирован на белом фоне. иконка вектора плаща простой и современный плоский символ для веб-сайта, мобильного телефона, логотипа, приложения, пользовательского интерфейса. векторная иллюстрация маскировки, EPS10
.
Виды марокканской одежды
Платье − характерная одежда марокканок. Основой для подобного наряда послужило повседневное одеяние индийских монахов − длинное платье простого кроя, сшитое из грубой ткани.
Гандура
Этот вид одежды представляет собой удлинённую тунику с плотным воротником-стойкой. В большинстве случаев её шьют из ткани светлых цветов (белого, кремового, бежевого и светло-серого). Если гандура надевается вместе со штанами, такой комплект будет называться джабадор.
Кафтан
Разновидность длинной туники из плотного хлопка или шёлка, относящейся к традиционной одежде такого типа. Сравнительно недавно марокканский кафтан завоевал популярность в других странах и превратился в объект творчества многих марокканских дизайнеров.
Самые нарядные модели кафтанов делают из шёлка и органзы, щедро декорированной бисером.
Джеллаба
Ещё одна деталь традиционного марокканского наряда. Это национальное женское одеяние напоминает длинный сюртук с пышными рукавами и остроконечным капюшоном, застёгивающийся на мелкие пуговицы и прикрывающий всё тело. В праздничные дни поверх этой одежды надевается кафтан.
Традиционный марокканский костюм, который состоит из бархатной куртки и брюк.
Касфа-аль-кабира
Наряд, распространённый в районе Танжера и Тетуана. Составными частями такого костюма являются:
- ктеф (нагрудник);
- гонбандж (лиф);
- саяты (нижние юбки);
- джельтита (расшитая золотом юбка из бархата);
- хзам (пояс);
- сабния (платок).
Бабуши
Удобные мягкие туфли с острыми загнутыми носами. Делают такую обувь из мягкой кожи преимущественно белого или бежевого цвета. Украшают бабуши изящной вышивкой с золотыми и серебряными нитями.
Имеется много разновидностей этой обуви, различающихся в зависимости от региональной принадлежности.
Современные бабуши.
Материалы
Габардин часто используется для изготовления кафтанов. Это ткань диагонального переплетения. Габардины вырабатывают из крученой пряжи. Они жесткие, сыпучие, повреждаются иглой, их используют для изготовления мужских и женских летних кафтанов. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой.
Букле – ещё один часто используемый вариант материала для кафтана. Это грубая ткань полотняного переплетения из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность. Ткань достаточно плотная, имеет очень приятный внешний вид. Этот материал может использоваться в качестве верхней одежды на холодное время года.
Твид тоже довольно часто используется при изготовлении кафтанов. Это ткань с меланжевым эффектом и характерной шершавой поверхностью, среднетяжелая, мягкая. Ткань очень приятная в носке, эластичная, она не выгорает на солнце, но боится моли.
Кашемир – это изысканный, шикарный, утонченный и справедливо самый дорогой материал. Из него можно изготавливать плотные и качественные кафтаны, которые будут использоваться в качестве верхней одежды. Делают его из выщипанного вручную пуха (подшерстка) кашемировых коз. Кашемир – это мягкая полушерстяная ткань саржевого переплетения, окрашенная в ровные цвета или набивная. Такая ткань очень мягкая, хорошо сохраняет тепло, приятная в носке, обладает низкой аллергенностью, мало пачкается. Это очень приятный на ощупь материал, кафтан из него прослужит своей обладательнице далеко не один сезон.
Недостатком кашемира является то, что при долгой носке в местах, где ткань трется о ткань, могут появиться катышки. Но их достаточно легко устранить, поэтому недостаток несущественный.
Как наряд выглядит на разных типах фигур
Тема кафтана неисчерпаема. Под этим названием подразумеваются очень разные платья, которые прекрасно сидят на всех типах фигур. Они подходят любым возрастным категориям. Длинный кафтан с вертикальными кантами вдоль разрезов боковых швов и по переду сделает более узкой и изящной даму корпулентного телосложения, а невысокой особе добавит роста. Худощавой фигуре отделка на груди и пояс на талии придадут соблазнительный объём в тех местах, где его недостаточно. Женщина в кафтане выглядит более стройной, мягкой, сексуальной. А ведь изначально этот вид одежды относился к предметам мужского гардероба.
Верхняя одежда в раннем и зрелом русском Средневековье
На заре русской истории, в X-XII веках, верхнюю одежду знати заменял плащ. Это была одновременно и статусная и практичная вещь. В воинском разноэтничном сообществе также возникала и своя мода. Однако на плаще виды верхней одежды не останавливаются. Помимо рубах, к которым мы все привыкли, существовали еще и верхние рубахи. Они имели идентичный крой, но шились из более плотного, теплого и ноского материала, чем нижние рубахи. Свита — разновидность верхней рубахи. Это сшитое из шерсти не распашное (надевающееся через голову) изделие. Иногда она украшалась разговорами и узорными пуговками.
Свита без запаха
В процессе активного общения со степными народами (особенно с монголами) в обиход входит распашная верхняя одежда — куртки (короткое распашное изделие) и кафтаны (долгополое распашное изделие, само слово является заимствованным из тюркских языков и имеет значение «верхняя мужская одежда»). В период XIV века в источниках мы можем видеть распашные свиты с глубоким запахом или полами встык.
Свита с запахом
Ближе к XV веку появляются различные виды кафтанов: верхние кафтаны (опашни), однорядки (кафтаны без подклада) и т.д. Все эти вещи имели различные названия в зависимости от практического применения, ткани и т.д., но типологически это были одинаковые вещи. Шились свиты как цельнокроеными халатообразными, так и отрезными приталенными.
Мужская одежда
Мужская мода в старообрядческом мире подлежала строгой религиозной регламентации. Статьи уложений соборов XVIII-XIX вв. содержат подробные указания о том, какая одежда и какого кроя является допустимой как для ношения во время служб, так и для повседневной носки. 6 и 9 статьи Тюменского собора 1840 года содержит следующее указание: «Християном … одежду необычную христианам не носити — мужскому полу и женскому»; «Христианом главы своея не украшати, но очищати, сверху постригати, брады не брити».
Традиционный мужской комплекс старообрядцев состоит из рубахи, портов (брюк в более позднее время), головного убора и кафтана. Тельная одежда представляет собой классические общерусские образцы — туникообразные рубахи, рубахи на кокетке и рубахи позднего сорочечного покроя (две полочки и втачные рукава). В обязательном порядке на рубахе должен присутствовать ворот-стойка и ширинка (так называли планку на груди).
Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музей
Вседневные рубахи могли быть кубовыми (сделанными из крашенины) и из другой своедельщины. Для вседневных рубах не было особых предписаний. Моленная рубаха должна была быть праздничной, то есть иметь вышивку или быть сделанной из богатой ткани (шелк, кашемир), допускались также ткани с набоем — рисунком. Интересно, что в фондах музеев среди рубах, атрибутированных как старообрядческие, встречаются шелковые рубахи с кармашком под часы.
Порты присутствуют только в качестве воспоминания при демонстрации информантам образцов. В с. Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области старожилы вспоминают: «Брюки шили из плисового шавиота… мода была на портянки»; «Носили простые однотонные суконные шаровары, покупные… вправляли в сапоги… дома молились в брюках на роспуск ».
Из головных уборов предпочитали носить шляпы. Эта тенденция прослеживается и по фотографиям начала XX века. Однако эта традиция берет начало от обычая носить валяные шапки. В XVII-XVIII веках староверы продолжали носить средневековые своедельные колпаки, меховые шапки, крытые сукном или более дорогой тканью, и валяные шапки. С середины XIX века в моду входят картузы — «фуражки». В этой связи отличительной чертой староверов оставалось ношение валяных шапок, центрами изготовления которых были Поволжье, центральная Россия и Урал. В обиход староверов картузы входят только в самом конце XIX века.
Невьянский двубортный кафтан
Едва ли не самой важной частью мужского гардероба является кафтан. Кафтан-поддевка (отрезной и приталенный) вошел в моленный комплекс старообрядцев и благодаря этому сохранился до наших дней в использовании
Среди указаний соборов встречаются указания на то, какими должны быть моленные кафтаны и какая верхняя одежда допустима к ношению в повседневности.
Среди образцов старинных кафтанов, хранящихся в часовнях, по домам, а также в фондах музеев встречаются самые разнообразные крои кафтанов: отрезные по талии со сборкой сзади (так называемые «подевки»), с восьмью встречными и очень глубокими складками, с восьмью борами (по четыре на каждой стороне). Цвет кафтана должен быть однотонный. Ткани с рисунком (набивом) не допускались для пошива кафтана. Чаще всего кафтаны шьются из тонкой шерсти синего, темно-синего, оливкового, коричневого, серого или черного цвета.
Кафтан-поддевка из Режевского музея
Кафтан на молитве подпоясывать не полагалось. Однако в повседневной носке поверх кафтана надевалась какая-либо разновидность верхней одежды. В летнее время — армяки, азямы, сермяги. В зимнее — шубы и полушубки, крытые сукном.
В качестве обуви в повседневности носили лапти, обутки и поршни — кожаная обувь, а также сапоги.
Будут ли мужчины снова носить кафтаны
Кафтаны в разное время довольно долго были форменной одеждой военных. Они богато расшивались позументом, украшались пристёгивающимися на металлические пуговицы пластронами, отделывались мехом, дополнялись съёмными воротниками. Сейчас современный мужской кафтан можно найти только с очень большим трудом. Если удастся, то понадобится большая смелость, чтобы надеть его и носить. Мода в этом вопросе пока на стороне женщин, но она быстротечна и очень изменчива. Кто знает, может быть, очень скоро мужчины снова станут носить кафтаны. Меняется мода, одни предпочтения приходят на смену другим. Но значение слова кафтан остаётся прежним – это удобная и практичная верхняя одежда.
Верхняя одежда в Позднем Средневековье
Период XV-XVII веков является одним из интереснейших в истории мужской верхней одежды. Это связано не только с огромным разнообразием видов кафтанов, появившимся в этот период, но и с мировыми историческими событиями.
Одежда XVII века на Руси
Мало кто знает, что именно в этот период появляется и наш русский сарафан в том виде, в котором он сохранился у староверов — косоклинный сарафан. Само слово «сарафан» также является заимствованием из тюрко-иранской среды и означало мужскую верхнюю одежду. Постепенно он трансформируется в косоклинный сарафан и приобретает привычный нам вид к XVIII–XIX векам.
В XV веке в связи с активностью турок на Руси начинается «турецкая мода» — активно поступают ткани из Ирана и Средней Азии, а также сама одежда от турок. Есть упоминания о том, что восточные послы в качестве подарков приносили русским князьям и верхнюю одежду.
Турецкий кафтан
Можно вспомнить и казачьего предводителя Степана Разина, ходившего «за зипунами» в Персию. Надо сказать, что «турецкая мода» проявляется не только в одежде, но и в оружии, доспехах и тактике боя. В начале XV века русское войско из преимущественно тяжелой конницы становится лекговооруженной. Одновременно с этим в Московском княжестве начинается «византийский ренессанс», при дворе Ивана III складываются некие представления о Византии, и «образ Византии» становится весьма модным. Надо сказать, что это было именно представление о Византии, а не настоящая византийская мода. А именно: долгополые богатые одежды, рукава с напуском, сюда же прибавились и древнерусские длинные рукава.
Все эти процессы приводят к классическому образу русской мужской одежды: рубаха, нижний кафтан (однорядка, свита, поддевка) и верхний кафтан (опашень, охабень и т.д.). На иконе «Молящиеся новгородцы» XV века мы можем видеть «классический look» мужской моды: все одеты в свиты с полами в стык, сверху надеты внаброс верхние кафтаны — опашни, с долгими рукавами и прорезями для рук.
Икона «Молящиеся Новгородцы»
Зачастую рукава завязывались за спиной. Иногда надевали несколько нижних кафтанов для пущего щегольства и знатности. Аналогичным знаком знатности и богатства были и длинные рукава на кафтанах. Также появляются поддоспешные кафтаны и стеганые кафтаны, представляющие собой вид легкого защитного вооружения.
«Трехслойность» сохранялась в русской традиционной одежде до конца XVII века в среде знати, а в крестьянской среде — до начала XX века.
В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты. В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья. Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф.Г. Солнцева «Одежды Русского государства».
Акварели Ф. Г. Солнцева «Одежды Русского государства»Латный полукафтан
Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта. Стоит отметить, что в XVI-XVII веках также складывается и профессиональная корпорация церковных певчих — певчие дьяки. Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма.
Кафтан певчего дьяка из ГИМа
Сочетание с другими элементами гардероба
Кафтан – вовсе не базовая вещь в гардеробе, поэтому сочетать его с другими вещами порой бывает непросто. Вот несколько простых стильных советов и готовых образов.
Зимний вариант
Бархатный черный кафтан свободного кроя с бахромой на подоле станет отличным вариантом того, как можно из базового образа сделать что-то яркое и интересное. Можно носить как с брюками, так и с юбками. Из обуви следует отдать предпочтение туфлям или ботильонам на каблуке.
Осенний вариант
Шёлковый лёгкий кафтан в разных оттенках синего отлично сочетается с платьями, водолазками, футболками и брюками тёмных оттенков. Для создания делового образа можно подобрать лодочки на каблуке, а для прогулки подойдёт более удобная обувь, например, балетки.
Весенний вариант
Серый кафтан можно сочетать практически с любой одеждой. Джинсы и базовая футболка будут отлично смотреться вместе с таким кафтаном. Обувь можно подобрать любую удобную – кроссовки, балетки, кеды или мокасины.
Летний вариант
Лёгкий хлопковый кафтан может стать незаменимой вещью для прохладных летних вечеров. Можно сочетать практически с любой одеждой, главное, чтобы оттенки хорошо сочетались. Обувь так же подойдёт практически любая – от босоножек до кроссовок.
Выбрав кафтан, женщина однозначно не будет выглядеть скучно или однообразно. Главное, подобрать фасон, который выгодно сядет, выделит достоинства и скроет недостатки.
Традиции Востока и Африки
На формирование принципов марокканской моды оказали существенное влияние римская и греческая культуры.
Характерными отличительными чертами этого стиля считаются следующие:
Ткани. Поскольку для Марокко характерен очень знойный климат, местные модницы стараются выбирать для повседневных нарядов лёгкие, прохладные, струящиеся ткани. Чаще всего они предпочитают носить одежду из хлопка, льна или батиста. Для самой нарядной одежды в подобном стиле используется атлас, бархат, парча, органза и тяжёлый шёлк.
Национальная одежда Марокко.
Цветовые решения. В подобных нарядах весьма одобряется разнообразие оттенков и колоритные сочетания естественных и пёстрых расцветок. Наиболее популярными у марокканских женщин считаются цвета, вызывающие ассоциации со знойной пустыней и жарким солнцем. К таким относятся тёплые оттенки красного, терракотовый, натуральный песочный и насыщенный коричневый. Очень популярны ослепительный белый, насыщенный бордовый, зелёный, аметистовый, сапфирово-синий и фиолетовый.
- Принты. Для одежды в подобном стиле характерны геометрические мотивы, растительные узоры, анималистические принты, арабески и пейсли. Характерными особенностями традиционных марокканских узоров являются сложность переплетений и витиеватость.
- Крой. Модели в этом стиле отличают плавность силуэта и лаконичная простота линий. Каждый элемент такого наряда помогает подчеркнуть скромность, женственность и притягательность.
Кафтаны знаменитых модельеров современности
Молодые дизайнеры модной одежды больше ориентируются на кафтаны народов Африки, Азии и Аравии, например, Мухра, Артка, Мэтью Уильямсон.
Наш знаменитый соотечественник — кутюрье Вячеслав Зайцев, дал новую жизнь кафтану-зипуну в своей роскошной коллекции в русском стиле. Его кафтан – это отрезное по талии короткое женское пальто с прилегающим лифом и расширяющейся трапецией нижней частью. Те старинные наряды, которые вдохновили его на создание этой коллекции, шились из однотонной ткани. Он же свои шедевры выполнил из материалов с роскошной набивкой, традиционной для платков павлово-посадских мануфактур.
Кутюрье высших эшелонов индустрии моды для вдохновения нередко обращаются к хранилищам музеев старинного прикладного искусства. В потрясающей роскошью блеска камней и золотой вышивки коллекции Дольче и Габбана «Византия» кафтан – это платье прямого, очень простого покроя, напоминающее верхнюю одежду русских царей.
Кензо же придал ему стиль сафари. Спущенные плечи, широкий пояс, ткань-хаки – очень своеобразное видение старинного русского наряда. Роберто Кавалли подарил публике невероятно женственные летящие платья-кафтаны из тончайшего шифона с анималистическим рисунком.
Какие кафтаны продаются в магазинах
Если зайти в модный бутик зарубежной брендовой одежды и спросить, можно ли у них купить кафтан, то вам предложат на выбор длинные платья для пляжа, для дома или для праздничного торжества. Что значит кафтан в представлении молоденьких продавщиц этих магазинов? Это длинное просторное платье с разнообразной отделкой по краям выреза, подола и рукавов. Отделка бывает из контрастной косой бейки или из пёстрой тесьмы. Платье-кафтан обычно имеет верхнюю часть полочки и спинки прилегающего силуэта. В нём не может быть никаких драпировок, воланов, рюшей, пышных воротников, допустим только маленький воротник-стойка.
Вариации кафтанов
Разновидностей существует достаточно для того, чтобы женщина смогла подобрать вариант, который идеально подчеркнёт её достоинства и полностью оправдает ожидания.
Модель на меху
Идеальная верхняя одежда для зимы. Эти модели зачастую с длинным рукавом, они могут быть на запахе или застёжке – как будет удобнее обладательнице. Фасон может быть как облегающим, так и слегка свободным, что позволяет женщинам с разными типами фигур и комплекцией носить этот элемент гардероба.
Модель без пояса
Это чаще всего лёгкие модели для тёплой погоды. Может использоваться как накидка, которая защитит от ветра. Некоторые современные интерпретации позволяют кафтанам становиться моделями оверсайз, то есть застёгиваться кафтан может не с помощью пояса, а на любую застёжку, которая позволяет модели сидеть свободно и не облегать фигуру. Такой кафтан может носить абсолютно любая женщина с любым типом фигуры и комплекцией.
Домашний вариант
Такой кафтан скорее напоминает халат. В нём легко и удобно, он комфортен для ежедневного использования в домашних условиях. Чаще всего такие модели на запахе и с поясом, что делает их невероятно удобными. Носить такие модели могут все девушки: и полные, и стройные. С помощью пояса можно выделить талию, тем самым сделав фигуру пропорциональнее.
Длинная модель
Фасон длины макси выглядит очень празднично и торжественно, так что такой кафтан можно выбрать для праздничного выхода или мероприятия. Часто такие модели используются как элемент национального восточного костюма. Кафтан в таком случае богато расшивают вышивками и бисером, из-за чего вещь выглядит очень необычно и ярко.
Золотой кафтан
Такая вещь точно также, скорее всего, относится к части восточного национального наряда. Эти кафтаны часто расшивают золотыми нитями и украшают сияющими камнями для того, чтобы костюм в целом смотрелся на девушке дорого и подчёркивал её красоту.
Зимний кафтан
Такая модель обязательно шьётся с длинным рукавом. Длина может варьироваться. А сам кафтан может использоваться по-разному – некоторые модели используются как верхняя одежда, а некоторые – в качестве накидки на тонкий джемпер или водолазку, а уже сверху может надеваться пальто или шуба. От этого зависит и длина кафтана, и материал, из которого он изготовлен. Но в любом случае зимняя модель должна быть достаточно плотной, чтобы защищать от холода, часто с воротником и на меху.
Кафтан без ворота
Очень распространённая модель, может быть разной длины и на разной застёжке. Модель без воротника хороша тем, что она более комфортна для носки и хорошо сидит на женщинах разного телосложения и внешних данных.
Кафтаны на Руси
Кафтаны на Руси были в основном серого или синего цвета, шились из грубой хлопчатобумажной ткани или льняной ткани кустарной выделки (холстинки). Подпоясывался кафтан, как правило, кушаком (обычно другого цвета). Застегивался встык — крючками на левую сторону.
Разновидности кафтанов шились из атласа, бархата, камчатки, тафты, сукна и других тканей. Кафтаны, отличавшиеся друг от друга по материалу, покрою, отделке, получали дополнительные обозначения: турский, становой, русский, терлик и так далее. Короткий кафтан назывался полукафтаном или полукафтаньем. Украинский полукафтан назывался свиткой.
Также в России в XVI—XVII веках кафтаном назывался заимствованный из Западной Европы жюстокор (фр. justaucorps), со времён Петра I широко использовавшийся как гражданская и военная одежда.
В старообрядческих общинах кафтаны часто использовались как молёная одежда, то есть одежда, в которой мужчины ходили в молельный дом.
2 Ферязь
Этот вид кафтана был широким в подоле, до трех метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Благодаря ферязи и родилась поговорка «работать спустя рукава». Ее носили как холодной зимой, так и жарким летом. Летние ферязи были на тонкой подкладке, а зимние — на меху. Шили этот предмет одежды из разных тканей — от парчи и бархата (состоятельные люди) до сермяги и хлопчатобумажных тканей (крестьяне). Богатые люди одевали ферязь на другие кафтаны, а бедные — прямо на рубахи. Бюджетный вариант ферязи завязывался на шнуры, а петлицы его отличались скромностью и не превышали числом 3—5. Эксклюзивные же кафтаны украшались семью дорогими петлицами с кистями, которые могли, как завязываться, так и застегиваться. По краю ферязи обшивались галуном или золотым кружевом.
Куда надевать?
На крупные торжества и официальные приемы, проходящие на открытом воздухе.
7 Головной убор
Представить себе русского человека XVII века, появившегося на улице без головного убора, невозможно. Это было чудовищным нарушением приличий. В допетровские времена центральным «головным» атрибутом являлся колпак: остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Знатные люди ходили в колпаках, шитых из бархата, парчи или шелка и обитых ценным мехом. Простой народ довольствовался войлочными или валяными шапками, которые так и называли «валёнки». В жаркое время или дома русские носили так называемые «тафьи», прикрывающие макушки шапочки, напоминающие тюбетейки. Знатные граждане имели тафьи, расшитые шёлком или золотыми нитями и украшенные драгоценными каменьями.
Куда надевать?
Колпак легко заменит принятые сегодня вязаные шапочки нелепого вида. А тафья вытеснит «чужеродные» бейсболки и прочие «панамы» в летнее время.
1 Кафтан
Это краеугольный камень русского гардероба. Почти все другие виды верхней мужской одежды на Руси являлись версиями кафтана. Его в X веке ввели в русскую моду варяги, которые, в свою очередь, подсмотрели его у персов. Сначала в нем щеголяли только князья и бояре, но со временем кафтан проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Для знати кафтаны шили из легких шелковых тканей, парчи или атласа, а по краям часто делали меховую опушку. Рядом с опушкой по полам, манжетам, подолу нашивали золотое или серебряное кружево. Кафтан был чрезвычайно удобной одеждой и скрывал недостатки фигуры своего владельца. Людям невзрачным он придавал значимости, худым – солидности, тучным – величия.
Куда надевать?
На деловые встречи. Хороший кафтан легко заменит вам унылые костюм с галстуком.