Из крестьян или из благородных? историк о русских именах и фамилиях

У крестьян и у князей

Родовые имена крестьянской социальной группы возникали от имён родственников, места проживания, рода занятия человека, его внешних данных и даже от бытовых и погодных условий, при которых он появился на свет.

Большой пласт родовых имён произошёл от прозвищ, которые приклеивались ко всем потомкам семьи. Так среди дворян XVI века появились экзотические родословные Кобыла, Кошка, Лопата, Редька, Козел, Зверь, Корова, Дятел, Капуста, Трава.

Родовые имена князей имели более сакральное значение, в дохристианскую эпоху они обожествлялись и наделялись сверхъестественными защитными функциями, поскольку бытовало мнение, что дух пращура носившего это имя становился невидимым покровителем малыша. Считалось, что входившие в избранный фонд языческого родового именослова мужские имена обладали особой энергетикой и несли на себе отпечаток судьбы и характера предка, а значит, называя ребёнка одним из этих имён, родители как бы определяли его участь.

Выбирая родовое имя князю, родители определяли его место в династии, актуализировали историю родословной и панировали его будущее.

Нарекая новорождённого именем сильного и уважаемого в обществе предка, они как бы заочно переносили любовь социума к новому члену рода, от которого люди ждали такого же благополучного правления, как от тёзки.

Веря в реинкарнацию через общее династическое имя, князья по языческому поверью никогда не называли детей родовым именем живого прямого предка, то есть сына нельзя было именовать в честь здравствующего отца или деда.

Медичи (VIII век)

Знаменитое олигархическое семейство Медичи в первую очередь связывают с Флоренцией, правителями которой они становились с XIII по XVIII века. Однако свое влияние Медичи распространили и на Тоскану. Более того, четыре представителя этого рода удостоились чести носить титул папы Римского.

В своей деятельности Медичи часто и весьма успешно играли на противостоянии интересов народа и знати, благодаря чему смогли достигнуть политического могущества. Козимо Медичи (1389—1464) и Лоренцо Медичи (1394—1440) стали, пожалуй, самыми успешными политиками семейства.

Еще одна область, где Медичи оставили после себя память – это меценатство. Вот и современный глава дома Оттавиано Медичи, президент Международной ассоциации Медичи по защите искусства, науки и литературы, поддерживает славу своих знатных предков.

Что думают по этому поводу сами казаки

Идеологические последователи казачества считали, что чуб могут носить те, кто побывал в бою / Фото: yandex.by

Как считали казаки того времени, неизвестно. А вот их наследники (в идеологическом смысле, естественно) имеют совершенно другое мнение на этот счет. Из разных источников следует, что чуб-оселедец могли носить далеко не все представители рода казачьего, а только наиболее опытные из них, которые хоть один раз в своей жизни, но побывали в настоящей битве. Как и в случае с предыдущими версиями, четких исторических доказательств того, что это было действительно так и никак иначе, нет.

Чупрына выступал знаком отличия и показатель статусности казака / Фото: ii.yakuji.moe

Если рассматривать гипотезу с теоретической точки зрения, то вполне возможно, что чуб действительно выступал своеобразным знаком отличия и являлся показателем статуса казака. То есть, чем длиннее оселедец, тем статуснее казак, ну а писари и им подобные личности на подобное «украшение» своей буйной головушки права не имели. У них была своя отличительная прическа, которую мы и сейчас называем «под горшок».

Существуют и мистические версии причин, для чего казакам оселедец / Фото: zp.vgorode.ua

Некоторые склонны верить в совсем уж нереальную, мистическую версию. Согласно ей, казаки были убеждены, что их после смерти Бог из адского котла вытащил именно за чуб. Ну а в ад, естественно, попадал каждый казак за все свои «хорошие» деяния. А их было много. Достаточно вспомнить походы за зипунами…

Репин на своей картине изобразил казака-банкомета с чубом, свисающим на правую сторону / Фото: fb.ru

С этой версией связан и способ ношения оселедца. Ее приверженцы считают, что волосы должны свисать с левой стороны, чтобы они помогали смахнуть с плеча беса. Кто знает, может в этом что-то и есть. А если присмотреться к картине Репина, то у банкомета (человека без рубахи, ответственного за карточную раздачу), чуб свисает справа.

Существует и версия, что казаки брили головы в целях поддержания гигиены / Фото: armyinform.com.ua

Ну и последняя гипотеза, вышедшая тоже из народа, гласит, что голову казаки брили в целях гигиены, а именно, чтобы не заводились вши. Чуб оставлялся для того, чтобы свои могли идентифицировать его. Нам остается выбрать ту версию, которая больше всего понравится. Подлинную причину ношения оселедца, возможно, никто и никогда не узнает.

М

Мавра – темная
– Константинопольская, диакониса, игумения: Окт. 31
– (Моисеева), мц.: Ил. 28 || Новомуч.
– Фиваидская, мц.: М. 3Макария (Сапрыкина), прмц.: Д. 26 || Новомуч. – блаженная Макрина Каппадокийская, Новая, Младшая, прп.: Ил. 19 – сухая Мамелхва Персидская, мц.: Окт. 5Мамика Готфская, мц.: Мр. 26Манефа Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Н. 13 – данная часть Маргарита
– Антиохийская – см. Марина Антиохийская
– (Гунаронуло), игумения, прмц.: || Новомуч.
– (Закачурина), прмц.: Д. 2 || Новомуч.
*Мариам, сестра пророка Моисея: || Св. праотец; Св. отец; Син.Мариамна (Мария), сестра апостола Филиппа: Ф. 17Марина – морская
– (Маргарита) Антиохийская, вмц.: Ил. 17
– Берийская (Македонская), дева, затворница, прп.: Ф. 28Марионилла Египетская, мц.: Ян. 8Мария – госпожа
– Азийская, дева, мц.: Ф. 6
– Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц
– Вифинская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ф. 12
– Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Владимира Владимирского: || Влад.
– (в иночестве Марфа) Владимирская, княгиня, прп.: || Влад.
– (Волнухина), мц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут.
– (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– (Данилова), мц.: Д. 30 || Новомуч.; Ростов.
– Дивеевская (Федина), блаженная: Ав. 26
– (Дмитриевская), мц.: Д. 2 || Новомуч.
– Египетская, прп.: Ап. 1; 5-я Неделя Великого поста
– (Журавлева), прмц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
– Заозерская, княгиня: || Волог.
– Кесарийская (Палестинская), мц.: Ин. 7
– Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица: Неделя св. жен-мироносиц
– Константинопольская, Палестинская, прп.: Ян. 26
– Константинопольская, патрицианка, мц.: Ав. 9
– (Корепова), исп.: || Новомуч.; Ростов.
– (Лактионова), прмц.: Д. 26 || Новомуч.
– (Лелянова), инокиня, прмц.: Ап. 4 || Новомуч.
– Магдалина, равноапостольная, мироносица: Ил. 22; Неделя св. жен-мироносиц
– (Мамонтова-Шашина), прмц.: С. 19 || Новомуч.
– (Неизвестная), мц.: Ав. 5 || Новомуч.
– Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– (Носова), послушница, прмц.: Ап. 27 || Новомуч.
– Персидская – см. Голиндуха Персидская
– Персидская, мц.: Ин. 9
– (Портнова), прмц.: || Новомуч.
– (в иночестве Марфа) Псковская, княгиня, прп., супруга св. Довмонта Псковского: || Псков.
– Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 || Радонеж.; Ростов.
– (Рыкова), прмц.: С. 15 || Новомуч.
– сестра ап. Филиппа – см. Мариамна
– (Стефани), мц.: || Новомуч.
– Устюжская: || Волог.
– Хиданская, прп.: Окт. 29
– (Цейтлин), прмц.: Д. 2 || Новомуч.Марфа
– Азийская, дева, мц.: Ф. 6
– Антиохийская, Едесская: Ил. 4
– Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц
– Дивеевская (Милюкова), прп.: Ав. 21
– (Дударенко), мц.: || Новомуч.
– Каппадокийская: С. 1
– (Коврова), послушница, прмц.: Мр. 3 || Новомуч.
– Московская, Христа ради юродивая: || Моск.
– Персидская, мц.: Ин. 9
– Персиянка, Римская, мц.: Ил. 6
– Тамбовская, старица, прп.: || Тамб.
– (Тестова), прмц.: Ап. 13 || Новомуч.Мастридия Александрийская, дева, прп.: Н. 24 – исследующая Матрона – знатная
– (Алексеева), прмц.: Мр. 19 || Новомуч.
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая, исп.: Ил. 16 || Новомуч.; Ряз.
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6
– (Власова), инокиня, исп.: Окт. 25 || Новомуч.
– (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– Константинопольская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Н. 9
– (Конюхова), мц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
– (Макандина), послушница, прмц.: Мр. 1 || Новомуч.
– Московская (Никонова), блаженная: Ап. 19 || Моск.; Тул.
– (Наволокина), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– Солунская (Фессалоникийская), мц.: Мр. 27Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская, прп.: Д. 31 – черная Мелитина Маркианопольская, мц.: С. 16 – медовая Милица
– (Кувшинова), мц.: Ян. 23 || Новомуч. Бут.
– (в крещении Евфросиния, в иночестве Евгения, в схиме Евфросиния) Сербская, княгиня: Ил. 19Минодора Вифинская, мц.: С. 10 – дар месяца Миропия Хиосская, мц.: Д. 2 – делающая миро Митродора Вифинская, мц.: С. 10 – дар матери Михаила (Иванова), схимонахиня, прмц.: С. 28 || Новомуч. Бут.Моико Готфская, мц.: Мр. 26Мстислава (Фокина), прмц.: Ф. 25 || Новомуч.Муза Римляныня, отроковица: М. 16

Как развивается критическое мышление?

Сперва идет нулевой уровень — обыденное, автоматическое мышление, когда мы не думаем, а действуем по накатанной: что нам говорят, то мы и воспринимаем, не подвергая критике. Такой подход дает нам очень простенькие решения, которые приходят в голову абсолютно всем. Никакого креатива, никакой системности — ничего.

Дальше идет первый уровень, осваивать который стоит всем, особенно если мы хотим продвигаться в развитии мыслительных способностей. Этот уровень называют «Молодость» — уже не детство, но еще не зрелость.

На него как раз и приходятся все навыки критического мышления: осознанная работа с информацией, разного рода логики (особенно причинно-следственная), эмпиричность, то есть упор на факты, на реальный опыт, а не на что-то, что мне сказали или я так чувствую (это интуиция). И, конечно, рациональное рассуждение. Все это и есть составляющие критического мышления.

Пока мы не освоим эти навыки, мы будем сталкиваться с большими сложностями в освоении высших форм мышления, например системного, стратегического, контекстного, понятийного. Высшие формы мышления сложные, они не могут развиваться, пока у человека нет основы, фундамента в виде критического мышления.

Развитое критическое мышление — это ключ к другому восприятию мира и, как следствие, к более обоснованным решениям и вариативному поведению, это такой способ борьбы с массовой культурой, которая подразумевает простые решения, дихотомию, белое/черное, правополушарное/левополушарное, эмократию (власть эмоций). «Расскажи, что ты чувствуешь по поводу этой идеи, по поводу этого фильма? Дай обратную связь, основываясь на чувствах, на эмоциях» — вот что сейчас активно продвигает массовая культура, а ведь эмоции не требуют таких усилий, как мышление.

Аристократические фамилии для девушек

Все дворянские фамилии всегда звучат очень торжественно и благородно. Богатые люди всегда гордятся своим происхождением и наличием звонкой фамилии. Но не только состоятельные люди имеют такие высокопарные наименования, но и писатели, художники и различные известные на весь мир дизайнеры.

Например, в Англии к аристократическим фамилиям можно отнести:

  1. Линкольн;
  2. Корнуолл;
  3. Уилтшир;
  4. Мортимер.

В Германии представители благородных кровей гордятся наличием таких фамилий:

  1. Мюнхгаузен;
  2. Зальм;
  3. Розен;
  4. Изенбург.

В Швеции аристократы имеют такие фамилии:

А в Италии гордятся следующими фамилиями, носители которых в прошлом внесли огромный вклад в развитие своего государства:

Родовые имена Романовых

Родовые имена династии Романовых условно можно разделить на «допетровские» и «послепетровские», использование которых на первом этапе её 300-летнего правления должно было показать преемственность власти от Рюриковичей, а позже демонстрировать её самостоятельность.

Романовы при наречении ребёнка крайне редко прибегали к святцам, предпочитая называть его именем наиболее выгодным по династическим соображениям.

Императоры, при всей их благосклонности к культу предков, вычеркивали из именослова антропоним неудачливого или трагического исторического пращура, именно поэтому после смерти Петра III и Павла I их имена практически исчезли с династического небосклона Романовых.

Существенное обновление родовых имён императорской семьи происходит во время правления Екатерины Великой.

Распространённой чертой дома Романовых был обычай называть сыновей теми же именами и в той же последовательности, что и их отцы. Так в генеалогическом древе императорской семьи после Николая I сложилась ситуация, когда в четырех ветвях рода на протяжении трех поколений имелись линии из трех идентичных имен: Александр, Константин, Николай и Михаил.

«Приятнее же быть Козловым и Гнидкиным, чем Козлом или Гнидкой»

– У русских фамилий много различных суффиксов – кто-то «–ов», кто-то «–ин» и так далее. Это различие что-то значит?

– В подавляющем большинстве случаев эти различия связаны только с правилами словообразования в русском языке, не более. Бессуффиксальные же фамилии в XIX-XX веках часто дооформлялись такими суффиксами в основном из эстетических соображений. Приятнее же быть Козловым, Барановым, Хомяковым, Гнидкиным, чем Козлом, Бараном, Хомяком или Гнидкой.

Что касается фамилий на «-ский», многие ассоциируют их обладателей с поляками или евреями. Часто это совсем не так. К примеру, на Вологодчине процент таких фамилий тоже очень велик. Там было принято получать фамилии по названию деревни, которой владеешь или в которой проживаешь, путем прибавления этого суффикса.

Вообще же, это общеславянский суффикс: Достоевские владели половинкой деревни с названием Достоево, а Березовские – из деревни Березовка. Поэтому когда вы встречаете человека с такой фамилией, не обязательно кипу из кармана доставать.

– Россия – одна из немногих стран, где до сих пор в ходу отчества. Сохранится ли эта традиция в будущем?

– Все будет зависеть от того, в каком направлении будет развиваться Россия. Будет ли это самостоятельный путь или искусственное включение в европейскую традицию. На мой взгляд, наша формула именования вполне разумна. Потому что русский именник довольно бедный. И если убрать отчества, число полных тезок будет очень велико. В наш цифровой век, когда круг общения людей очень широк, это может стать проблемой.

– Как имя и фамилия зависели от сословия человека? Отличались ли «дворянские» и «простонародные» имена?

– У нас в России дворянское сословие было совсем не таким, как описано в школьных учебниках. Там дается определение — замкнутое общество, куда был закрыт вход для других сословий. В России же было с точностью до наоборот.

Еще в XV-XVI веках великие князья Московские были вынуждены неоднократно издавать указы, запрещающие дворянам записываться в холопы. В наших глазах это довольно странное падение в плане социальной лестницы. Но на самом деле это делалось для того, чтоб уклониться от воинской службы.

Поэтому до XVIII века имя и фамилия от сословия никак не зависели. Затем, после разделения Речи Посполитой, основная часть польской шляхты получила в Российской империи дворянские титулы, поэтому в дворянском сословии стало очень много фамилий с суффиксом «-ский». Эту моду подхватили и наши дворяне, такие фамилии стали считаться престижными и в Российской империи.

И поэтому, например, дед Петра Ильича Чайковского — казачок по фамилии Чайка, попросил, чтоб его записали Чайковским.

Композитор Петр Ильич Чайковский

История критического мышления

Термин появился не так давно, хотя направление развивается с античных времен. Из того, что нам известно, сочетание «критическое мышление» впервые употребил американский философ и педагог Джон Дьюи — один из столпов современной американской философии — в своей книге «Как мы думаем», которую впервые опубликовали еще в начале XX века.

За своего рода конструктивную критику выступал тот же Фома Аквинский, он же обращал внимание на то, что необходимо изучать не только аргументы «за», но и «против». То есть надо всегда попытаться проверить, а нет ли чего-то, что противоречит нашему утверждению. Рене Декарт, автор известного утверждения «Я мыслю; следовательно, существую», также в своих работах и рассуждениях настаивал на том, что необходимо подвергать результаты экспериментов сомнению и проверке

Но, наверное, среди всех философов, математиков и мыслителей наиболее близок к нам Бертран Рассел, нобелевский лауреат по литературе за книгу «История западной философии». В ходе своих диспутов, в том числе с представителями религиозных институтов, которые предлагали ему доказать, что Бога не существует, Рассел придумал умозрительный эксперимент, который называется «Летающий чайник». Допустим, я говорю вам, что по орбите нашей планеты вращается фарфоровый чайник, но его невозможно увидеть ни в один телескоп, такой он маленький, — следовательно, мое утверждение, в принципе, может быть правдивым, поскольку его сложно опровергнуть.

Атака на логику и здравый смысл является одним из способов манипулирования мнением общества, так что критическое мышление очень важно, однако не только поэтому, но еще и потому, что информации вокруг нас слишком много: по данным компании IDC, к 2025 году ее объем будет составлять 175 зеттабайт. Эту цифру просто невозможно представить! Скажем, если записать все эти данные на Blu-ray диски, то их стопками можно покрыть расстояние от Земли до Луны 23 раза

Также важную роль играет то, что информация легко доступна (у нас под рукой всегда смартфон), но полезной информации, то есть той, которая действительно может служить основой для решения каких-то задач, достаточно мало. Чем больше информации, тем меньше в ней процент полезной.

Еще один феномен — то, что сейчас наш мозг перестраивает цепи, которые раньше отвечали за поиск еды, на поиск информации. То есть, по заверениям и экспериментам нейрофизиологов, мозг человека начинает воспринимать информацию как пищу, и она очень легкодоступна.

Поэтому нам крайне трудно сосредотачиваться на чем-то одном и, если страница сайта открывается дольше, чем 5 секунд, мы его покидаем, потому что вокруг много другой «еды»

Зачем ждать, пока созреет эта? Развитым критическим мышлением особенно важно владеть в нашу эпоху фейк-ньюс, поскольку сейчас надо проверять вообще все и ограничить свой круг информации только проверенными источниками

Если мы посетим различные конференции, где аналитики предлагают свои версии важнейших навыков настоящего и будущего, почитаем книги и посмотрим какие-то авторитетные сайты, мы везде будем встречать критическое мышление. Один из примеров — Мировой экономический форум, где критическое мышление уже несколько лет входит в топ-10 навыков.

Еще один аргумент в пользу критического мышления — тот, что мышление само по себе в принципе подразумевает критический подход. В Европе (и в Америке, хотя чуть меньше) критическое мышление является базовой дисциплиной, которую проходят в средней и высшей школе в рамках предмета, названного «медиаграмотность». В наших вузах этого пока что, к сожалению, нет.

«Не заплатишь – напишут какую-нибудь дурацкую фамилию, типа Трахтенберг»

– Поговаривают, что иногда благозвучные фамилии покупались за взятки. Правда ли такое бывало?

– Да, только это было не у русских, а у евреев, и не в России, а в Австро-Венгрии. В XVIII веке там был принят закон о том, что все должны иметь фамилию, чего в еврейской традиции никогда не было. И тогда было так – если ты пришел и какую-то денежку заплатил писарю, то тебе напишут, например, красивую фамилию Гольдман (золотой человек) или Гольдштейн (золотой камень). А не заплатишь – напишут какую-нибудь дурацкую, типа Трахтенберг (мыслящая гора) и Драхенблуд (кровь дракона).

У нас же записывали ту фамилию, которая сложилась у человека исторически из его семейного прозвания. Поменять по своему усмотрению фамилию было крайне сложно. Например, в XIX веке один астраханский купец с непримечательной фамилией поднялся на том, что торговал фруктами. Он захотел поменять свою фамилию на более, по его мнению, красивую – Абрикосов. Для этого ему пришлось писать прошение на имя самого государя. Вот так появился знаменитый купеческий род, давший России много известных людей.

Проще стало после революции, когда каждый желающий мог прийти в соответствующие органы и попросить поменять фамилию. Если б не это, у нас сейчас было бы много людей с не совсем приличными, а порой даже и издевательскими фамилиями.

Иностранные и необычные фамилии

Ровно как и в России, в каждой стране свои интересные фамилии. Немногие из них привычны и благозвучны для уха русского человека. А между тем, принцип происхождения слов семейной принадлежности идентичен. Так, иностранцы носят фамилии, образованные от рода занятий, статуса, и даже названий животных и птиц.

Самые популярные страны для заимствования зарубежных фамилий представлены в списке ниже.

Германия

Как и в России, немецкие жители не сразу обзавелись родовым наименованием. Изначально это был атрибут знати, и намного позже уже менее статусных слоев населения. Вообще, процесс развития второго имени в Германии занял 8 столетий. Первые версии образовывались от мужских имен в роду, затем использовался регион проживания, позже – профессиональные черты и особенности внешности. В следующем списке фамилии, которые станут созвучными со славянскими именами и отчествами:

  • Рихтер;
  • Шварц;
  • Мюллер;
  • Кёниг;
  • Шмидт;
  • Кёлер;
  • Фишер;
  • Майер;
  • Вагнер;
  • Краузе;
  • Беккер;
  • Крюгер;
  • Вернер;
  • Хартманн;
  • Хофманн;
  • Шефер;
  • Бауэр;
  • Вольф;
  • Шрёдер;
  • Циммерманн.

Америка

В принципе во всей Америке сплошь заимствованные фамилии, поскольку население страны − многочисленные народности. Но, прибывшие на континент люди, видоизменяли и адаптировали родовые обозначения под семантику новой родины. Отчасти это было вызвано желанием начать новую жизнь. Популярными фамилиями остаются традиционные Смит и Уильямс, ведь число их представителей перевалило уже за миллионы.

По опросам, именно американские фамилии самые благозвучные. Интересные варианты перечислены ниже:

  • Дэвис;
  • Джоунс;
  • Робинсон;
  • Фостер;
  • Мур;
  • Ньюман;
  • Харрис;
  • Эванс;
  • Грин;
  • Тэйлор;
  • Лав;
  • Гилмор;
  • Дэвис;
  • Флоренс;
  • Стоун;
  • Форд;
  • Ламберт;
  • Ньюман;
  • Картер;
  • Беллоуз;
  • Вашингтон;
  • Хьюстон;
  • Беверли.

Франция

Никто не будет спорить, что французские фамилии наделены особым изяществом и шармом. К тому же, способ произношения сильно отличается от правил европейского языка. Например, в Англии, Америке и Германии существует четкое правило постановки ударения. А вот во Франции одна и та же фамилия звучит по-разному, в зависимости от желания носителя.

Образование слов, обозначающих родовую принадлежность, здесь было значительно раньше, чем в других странах – в начале XI века. А в XVII веке это право даровали и обычным людям. Стоит отметить, что превалирующая часть мужских и женских фамилий именные, то есть, образованы от имени прародителя или главы рода. Но нельзя не согласиться в особой красоте звучания этих необычных и редких в российской среде фамилий:

  • Робер;
  • Мартен;
  • Ришар;
  • Бернар;
  • Моро;
  • Симон;
  • Дюран;
  • Лоран;
  • Лефевр;
  • Венсан;
  • Леруа;
  • Андре;
  • Бонне;
  • Франсуа;
  • Буке.

Япония

Нельзя найти более оригинальных фамилий, нежели японские. Звучат они емко, необычно, и не тривиально. А перевод поражает воображение европейского человека. В словообразовании, главным образом, учитывались эмоциональные критерии, приятные ассоциации и природа.

С развитие аниме-культуры в России, стали присматриваться к японским фамилиям. Пока это на уровне названия аккаунтов в соцсетях «ВКонтакте» или «Инстраграмм», что характерно для девушек. Ники с такими фамилиями несут особую таинственность и загадочность. Не мудрено, что рано или поздно появится тренд не только на японскую культуру, но и на идентификационные сведения. А пока стоит присмотреться к классным и неординарным для русского слуха фамилиям:

  • Оомори (таинственный лес);
  • Катаяма (заросший колодец);
  • Накагава (река);
  • Игараси (тысячи штормов);
  • Окамото (таинственный холм);
  • Мияко (рожденный в марте);
  • Коикэ (неглубокий пруд);
  • Мията (древний храм).

Корея

Односложные корейские фамилии не особо известны в России, если не считать многочисленных представителей нации, проживающих на территории страны. По большей части, они состоят из одного слова. У всего корейского народа только 12 форм двусложных фамилий.

  • Монкут;
  • Джин – Хо;
  • Сон;
  • Джунг;
  • Хан;
  • Хонг;
  • Ким;
  • Трэй;
  • Квон;
  • Ханыль;
  • Ту;
  • Дунг;
  • Цой;
  • Чай;
  • Ан;
  • Исыль.

Китай

Из всех стран, в Китае появление фамилии было самым ранним, еще до нашей эры. Изначально наличие фамилии считалось роскошью, достойной первых лиц государства. Чаще, китайские фамилии, как и корейские, состоят из одного слова. Правда, даже для самого короткого варианта – «Ю» используется три иероглифа.

Женщина, выходя замуж, редко берет мужскую фамилию, поскольку в этой стране и мужчины и представительницы слабого пола считаются равноценными продолжателями рода. А вообще, в Китае мало фамилий. Включая редкие наберется чуть больше 100 наименований. Среди них знамениты следующие:

  • Киаохуи;
  • Джия;
  • Фенфанг;
  • Аи;
  • Тинг;
  • Хуиджонг;
  • Руолан;
  • Нингонг;
  • Юн;
  • Венкиан;
  • Юминг;
  • Джи;
  • Юи;
  • Мейхуи;
  • Я;
  • Жилан.

«Даже если фамилия д’Артаньян, предком вполне может быть крестьянин»

– Как человеку понять, что означает его фамилия? К каким источникам можно обратиться?

– Самый надежный способ – обратиться к специалисту. Можно воспользоваться справочниками. Но их минус в том, что они ограничены по объему. И есть много фамилий одинаково звучащих, но восходящих совершенно к разным именам. Например, фамилия Киреев у татар восходит к слову «кирей» – названию одного из крымско-татарских племен. А русские Киреевы – это потомки тех, кого крестили именем Кирилл или, например, Кир, которые в обиходе нередко произносились как Кирей. А фамилии получились одинаковыми.

– Может ли современный человек по фамилии понять, «благородные» у него или «подлые» корни?

– Не может. Даже если у него фамилия д’Артаньян. Его предком вполне может быть французский крестьянин, приехавший сюда и назвавшийся именем своей деревушки. Разделения на благородные и неблагородные фамилии в России никогда не было. У нас Твардовские — крестьяне, а Бибиковы — дворяне. Блохины, Дурново – тоже дворяне. Можно назвать такие фамилии благородными, если не знать, что это древний род? Вряд ли. Но они своими фамилиями гордились. ​

Министр внутренних дел царского правительства Петр Николаевич Дурново. 1906 год

Родовые имена Рюриковичей

Весьма ограниченным был сонм родовых имён династии Рюриковичей, поскольку не все элементы, как языческого, так и христианского именослова подходили для наречения новорождённых потомков. Представители первого русского правящего рода на протяжении 600 лет старались не предавать забвению имена умерших предков и с помощью консервативных антропонимов легитимизовали власть. У Рюриковичей существовал собственный запас родовых имён, которыми нельзя было пользоваться людям, не принадлежавшим к их династии, поскольку они имели непосредственную ссылку на царского предка. В большинстве своём родовые имена доставались новорождённым от умерших прадедов, но «поздние» Рюриковичи пренебрегали этим правилом, именно поэтому Иван Калита, назвал одного из своих наследников Иваном, и это не единичный пример.

Желая провести различия между детьми, рождёнными от разных жён, князья часто прибегали к такому способу наречения, при котором чадам от одной супруги давались исключительно языческие, а от другой крестильные имена. Так поступил Владимир Мономах, чье имя с XIII века вошло в христианский именослов.

Габсбурги (X век)

В течение Средневековья и Нового времени Габсбурги без преувеличения являлись самым могущественным монаршим домом. Из скромных владетелей замков на севере Швейцарии и в Эльзасе Габсбурги к концу XIII столетия превращаются в правителей Австрии.

Благодаря искусной дипломатии, а также силе взяток и оружия влияние Габсбургов быстро растет. В разное время они правят Чехией, Венгрией, Хорватией, Испанией, Португалией, Неаполитанским королевством и даже Мексикой. В XVI веке территории, подвластные габсбургской короне справедливо называли «империей, над которой никогда не заходит солнце».

В 1799 году с Габсбургами породнились Романовы: дочь Павла I – Александра Павловна стала женой эрцгерцога Иосифа.

Сегодня живут представители различных ветвей Габсбургов. Так, в 2010 году в президентских выборах в Австрии принимал участие Ульрих Габсбург, но, не набрав достаточного количества подписей избирателей, выбыл из гонки.

«На Руси сложились две группы исконно славянских имен»

– Что ученым известно о первых именах и фамилиях на Руси? По какому принципу они давались?

– К моменту возникновения письменности на Руси сложилось две группы исконно славянских имен. Первые называли все предметы, животных, эмоции, чувства, явления природы – Волк, Кабан, Облако, Ветер и прочие. Вторые – так называемые «княжьи» имена. В основном они были двусоставными: Святослав, Ярополк, Брячислав, Владимир и так далее. Звучали довольно пафосно и давались по большей части представителям воинского сословия.

Имени в древности придавали большое значение. Считалось, что оно накладывает отпечаток на характер человека и влияет на его судьбу.

Массовое оформление официальных фамилий в России относится к XIX веку. Однако семейные прозвания, многие из которых потом получили статус фамилий, появились намного раньше. Например, фамилии Трубецкие, Ростовские, Белозерские и т.д. изначально были прозваниями – по месту, которым владела данная семья. Рюриковичи – тоже не фамилия. Это прозвание, образованное от имени знаменитого предка – Рюрика.

Есть мнение, что крестьяне получили фамилии только после отмены крепостного права. Это чушь полная. Тогда бы у нас не было столько Волковых, Гусевых, Медведевых и т.д. Потому что образовались они все от древнерусских имен, которые уже к концу XVII века вышли из употребления. Крестьянам также часто давали фамилии помещиков, к которым они были приписаны. Именно так получил фамилию предок космонавта Юрия Гагарина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector