Атеистка, бисексуалка и революционерка: кем была возлюбленная сергея есенина айседора дункан
Содержание:
Верю — не верю
В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским
Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы
Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.
Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».
Станиславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org
Танцы на столах
Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.
Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.
В популярной культуре[ | код]
- Французская актриса, автор и исполнительница песен Барбара рассказывает о Лои Фуллер в своей песне «Fragson».
- В фильме Клода Пиното «Награда доктора Шутца» (Les palmes de M. Schutz, 1997), Лои Фуллер в исполнении Сюзанны Эндрюс танцует «танец науки» во время обеда Пьера и Марии Кюри.
- Песня «Rimes féminines» французской певицы Жульет Нуреддин посвящена Лои Фуллер.
- Фильм «Танцовщица» французской сценаристки и режиссера Стефани де Джусто был представлен на Каннском кинофестивале в разделе «Особый взгляд». Роль с Лои Фуллер исполнила французская актриса Соко. Фильм очень вольно трактует реальную историю Лои Фуллер — любовные отношения между танцовщицей и хореографом Габриель Блох заменены на роман с вымышленным мужским персонажем, Луи д’Орсе (в исполнении Гаспара Ульеля). Это режиссерское решение спровоцировало резкие критические отзывы.
- Американская певица Тейлор Свифт отдала дань уважения Лои Фуллер во время концертного турне, посвященного выходу студийного альбома «Reputation». Во время исполнения песни Dress, танцовщицы кордебалета были одеты в платья с длинными крыльями, подобные тем, которые носила Лои Фуллер.
-
Лои Фуллер на сцене(1902)
-
Лои Фулер в Фоли-БержерТулуз-Лотрек(1892)
-
Танцовщица Лои ФуллерКоломан Мозер(1910)
Список фильмов Сэмюэл Фуллер (Samuel Fuller)
2005
- The Big Red One: The ReconstructionРежиссер
- Кинематографисты за работой / Cineastes en acció (Сэмюэл Фуллер, хроника)
- Тысяча фильмов / Cinema mil (Сэмюэл Фуллер, хроника)
2002
- The Making of «Street of No Return» / The Making of ‘Street of No Return’ (Сэмюэл Фуллер; короткометражка)
- The Men Who Made the Movies: Samuel Fuller (Сэмюэл Фуллер)
1998
- 70-я церемония вручения премии «Оскар» / The 70th Annual Academy Awards (Сэмюэл Фуллер (Memorial Tribute), хроника)
1996
- MilimАктер (Flavius (narrator))
- Пишущая машинка, винтовка и кинокамера / The Typewriter, the Rifle & the Movie Camera (Сэмюэл Фуллер)
1995
- История американского кино от Мартина Скорсезе / A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies (Сэмюэл Фуллер, хроника, в титрах не указан)
1994
- Девочки в тюрьме / Girls in PrisonСценарист
- Гонщики / Rebel HighwayСценарист
- Тот, кто влюблен / Somebody to LoveАктер (Sam Silverman)
- Tigrero: A Film That Was Never Made (Сэмюэл Фуллер)
1992
- Gibellina, Metamorphosis of a MelodyАктер
- Голем, дух изгнания / Golem, l’esprit de l’exilАктер (Elimelek)
- Жизнь богемы / La vie de bohèmeАктер (Gassot)
- Missä on Musette?
1990
- Tinikling ou «La madonne et le dragon» / Tinikling ou ‘La madonne et le dragon’Сценарист (и адаптация), Режиссер, Актер (Chef de bureau Newsweek)
- Сыновья / SonsАктер (Father)
- Голливуд Маверикс / Hollywood Mavericks (Сэмюэл Фуллер, хроника)
1989
- Без надежды на возвращение / Street of No ReturnСценарист, Режиссер, Актер (Police Commissioner)
- Давид Лански / David LanskyАктер (Capodagli)
1987
- Возвращение в Салем / A Return to Salem’s LotАктер (Dr. Van Meer)
- Хельсинки – Неаполь всю ночь напролет / Helsinki Napoli All Night LongАктер (Boss)
1984
- Чужой кровью / Le sang des autresАктер: Хроника, В титрах не указан (Old Man in Small Cafe, в титрах не указан)
- Fear — Angst (гость)
- Синематон / Cinématon (Сэмюэл Фуллер (1985))
1983
- Ночные воришки / Les voleurs de la nuitСценарист (адаптация), Режиссер, Актер (Zoltan)
- Scotch Myths (Сэмюэл Фуллер)
1982
- Белая собака / White DogСценарист, Режиссер, Актер (Charlie Felton)
- Фарс / Slapstick (Of Another Kind)Актер (Colonel Sharp)
- Положение вещей / Der Stand der DingeАктер (Joe)
- Хэммет / HammettАктер (Old Man in Pool Hall)
1973
- Смертельные преследователи / The Deadly TrackersСценарист (рассказ), Режиссер
- Молодые медсестры / The Young NursesАктер (Doc Haskell (в титрах: Sam Fuller))
1970
- Место преступления / TatortСценарист, Режиссер, Актер: Хроника, В титрах не указан (American Senator, в титрах не указан)
1964
- Обнаженный поцелуй / The Naked KissСценарист, Режиссер, Продюсер
- Кинематографисты нашего времени / Cinéastes de notre temps (Сэмюэл Фуллер)
1961
- Другой мир США / Underworld U.S.A.Сценарист, Режиссер, Продюсер, (Сэмюэл Фуллер — Trailer ведущий, в титрах не указан)
- Шоу Дика Пауэлла / The Dick Powell ShowРежиссер
1959
- Кровавое кимоно / The Crimson KimonoСценарист, Режиссер, Продюсер
- Запрещено! / Verboten!Сценарист, Режиссер, Продюсер
1957
- Сорок ружей / Forty GunsСценарист, Режиссер, Продюсер
- Убегая от стрелы / Run of the ArrowСценарист, Режиссер, Продюсер
- Китайские ворота / China GateСценарист, Режиссер, Продюсер
1955
- Дом из бамбука / House of BambooСценарист (дополнительные диалоги), Режиссер, Актер: Хроника, В титрах не указан (Japanese policeman, в титрах не указан)
1951
- Примкнуть штыки! / Fixed Bayonets!Сценарист, Режиссер
- The Tanks Are ComingСценарист (рассказ)
- Стальной шлем / The Steel HelmetСценарист, Режиссер, Продюсер
1950
- Аризонский барон / The Baron of ArizonaСценарист, Режиссер
- Час комедии от Колгейт / The Colgate Comedy HourПродюсер (исполнительный продюсер / продюсер-супервайзер (10 эпизодов, 1951-1954))
1938
- Federal Man-HuntСценарист (рассказ)
- Приключение в Сахаре / Adventure in SaharaСценарист (рассказ)
- Банды Нью-Йорка / Gangs of New YorkСценарист (и сюжет)
Похабники и скандалисты
Поэт был натурой неуравновешенной, Айседора и сама могла устроить скандал на людях, влепить пощечину заговорившей с Сергеем девушке, тут же упасть на колени и в рыданиях просить прощения. В мае 1922 года пара поженилась для того, чтобы Есенин мог выехать за границу — в этом Айседора видела спасение для их отношений.
Но на чужбине Есенин начал спиваться, уходил из дома, скандалил и в результате вынудил супругу вернуться в Россию. Лучше не стало, и буквально через месяц Айседора практически сбежала от буйствовавшего во хмелю поэта. Оттуда он вскоре прислал записку, в которой были всего несколько слов: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин.»
До самой своей смерти в 1927 году Айседора тепло отзывалась о своем непутевом муже. Она отказалась от прав на его произведения в пользу его матери и сестер.
После разрыва с Есениным у танцовщицы было еще несколько скандальных связей, в том числе — с поэтессой Мерседес де Акоста. Айседора не афишировала этих отношений, но сохранилась переписка влюбленных дам. В одном из писем Дункан писала, что готова идти за подругой на край света.
«Я атеистка! Атеистка!»
Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!» В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.
Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.
Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.
Биография[ | код]
В начале карьеры выступала как драматическая актриса в ролях травести. В 1878—1886 годах работала в Чикаго. Позднее выступала с хореографическими импровизациями на классическую музыку (Глюка, Бетховена, Шопена и других композиторов), использовала световые и воздушные эффекты.
В 1892 году переехала в Париж, где выступала в варьете «Фоли-Бержер» . Гастролировала в различных городах Европы и США. В 1900 году выступала на Всемирной Парижской выставке, в «Гранд-Опера» и др. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку.
Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан («Танец серпантин», «Танец огня» и др.), выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития Фуллер-Дункан-Нижинский, — «танцовщиков, раскрепостивших движение».
Написала книгу «Пятнадцать лет моей жизни».
Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
В 2016 году был снят художественный фильм «Танцовщица», который не является достоверной биографией Лои Фуллер (у неё не было покровителей, а уж тем более мужского пола, с Дункан её не связывали интимные отношения, на момент переезда в Париж ее родители были живы), но позволяет ближе познакомиться с этой выдающейся женщиной.
Златоглавая любовь
В октябре 1921 года Дункан уже была готова все бросить, но тут на вечеринке, куда ее пригласил танцевать художник Георгий Якулов, состоялось ее знакомство с Сергеем Есениным. В первый же вечер Айседора разделила с ним ложе. Влюбчивый поэт был покорен свободным нравом Айседоры и уже через несколько дней практически переехал к ней.
Есенин, Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фото: Wikimedia.org
До весны влюбленные не расставались, хотя их отношения были весьма неоднозначными. Айседора была старше на 18 лет, и никто не понимал, зачем поэту вообще эта связь. Но страсть была так сильна, что Айседора даже изменила своему принципу никогда не выходить замуж, а Есенин был готов последовать за любимой хоть в ад, хоть под венец.