Атеистка, бисексуалка и революционерка: кем была возлюбленная сергея есенина айседора дункан

Верю — не верю

В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским

Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы

Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.

Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».

Станиславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org

Танцы на столах

Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.

Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.

В популярной культуре[ | код]

  • Французская актриса, автор и исполнительница песен Барбара рассказывает о Лои Фуллер в своей песне «Fragson».
  • В фильме Клода Пиното «Награда доктора Шутца» (Les palmes de M. Schutz, 1997), Лои Фуллер в исполнении Сюзанны Эндрюс танцует «танец науки» во время обеда Пьера и Марии Кюри.
  • Песня «Rimes féminines» французской певицы Жульет Нуреддин посвящена Лои Фуллер.
  • Фильм «Танцовщица» французской сценаристки и режиссера Стефани де Джусто был представлен на Каннском кинофестивале в разделе «Особый взгляд». Роль с Лои Фуллер исполнила французская актриса Соко. Фильм очень вольно трактует реальную историю Лои Фуллер — любовные отношения между танцовщицей и хореографом Габриель Блох заменены на роман с вымышленным мужским персонажем, Луи д’Орсе (в исполнении Гаспара Ульеля). Это режиссерское решение спровоцировало резкие критические отзывы.
  • Американская певица Тейлор Свифт отдала дань уважения Лои Фуллер во время концертного турне, посвященного выходу студийного альбома «Reputation». Во время исполнения песни Dress, танцовщицы кордебалета были одеты в платья с длинными крыльями, подобные тем, которые носила Лои Фуллер.
  • Лои Фуллер на сцене(1902)

  • Лои Фулер в Фоли-БержерТулуз-Лотрек(1892)

  • Танцовщица Лои ФуллерКоломан Мозер(1910)

Список фильмов Сэмюэл Фуллер (Samuel Fuller)

2005

  • The Big Red One: The ReconstructionРежиссер 
  • Кинематографисты за работой / Cineastes en acció (Сэмюэл Фуллер, хроника) 
  • Тысяча фильмов / Cinema mil (Сэмюэл Фуллер, хроника) 

2002

  • The Making of «Street of No Return» / The Making of ‘Street of No Return’ (Сэмюэл Фуллер; короткометражка) 
  • The Men Who Made the Movies: Samuel Fuller (Сэмюэл Фуллер) 

1998

  • 70-я церемония вручения премии «Оскар» / The 70th Annual Academy Awards (Сэмюэл Фуллер (Memorial Tribute), хроника) 

1996

  • MilimАктер (Flavius (narrator)) 
  • Пишущая машинка, винтовка и кинокамера / The Typewriter, the Rifle & the Movie Camera (Сэмюэл Фуллер) 

1995

  • История американского кино от Мартина Скорсезе / A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies (Сэмюэл Фуллер, хроника, в титрах не указан) 

1994

  • Девочки в тюрьме / Girls in PrisonСценарист 
  • Гонщики / Rebel HighwayСценарист 
  • Тот, кто влюблен / Somebody to LoveАктер (Sam Silverman) 
  • Tigrero: A Film That Was Never Made (Сэмюэл Фуллер) 

1992

  • Gibellina, Metamorphosis of a MelodyАктер 
  • Голем, дух изгнания / Golem, l’esprit de l’exilАктер (Elimelek) 
  • Жизнь богемы / La vie de bohèmeАктер (Gassot) 
  • Missä on Musette? 

1990

  • Tinikling ou «La madonne et le dragon» / Tinikling ou ‘La madonne et le dragon’Сценарист (и адаптация), Режиссер, Актер (Chef de bureau Newsweek) 
  • Сыновья / SonsАктер (Father) 
  • Голливуд Маверикс / Hollywood Mavericks (Сэмюэл Фуллер, хроника) 

1989

  • Без надежды на возвращение / Street of No ReturnСценарист, Режиссер, Актер (Police Commissioner) 
  • Давид Лански / David LanskyАктер (Capodagli) 

1987

  • Возвращение в Салем / A Return to Salem’s LotАктер (Dr. Van Meer) 
  • Хельсинки – Неаполь всю ночь напролет / Helsinki Napoli All Night LongАктер (Boss) 

1984

  • Чужой кровью / Le sang des autresАктер: Хроника, В титрах не указан (Old Man in Small Cafe, в титрах не указан) 
  • Fear — Angst (гость) 
  • Синематон / Cinématon (Сэмюэл Фуллер (1985)) 

1983

  • Ночные воришки / Les voleurs de la nuitСценарист (адаптация), Режиссер, Актер (Zoltan) 
  • Scotch Myths (Сэмюэл Фуллер) 

1982

  • Белая собака / White DogСценарист, Режиссер, Актер (Charlie Felton) 
  • Фарс / Slapstick (Of Another Kind)Актер (Colonel Sharp) 
  • Положение вещей / Der Stand der DingeАктер (Joe) 
  • Хэммет / HammettАктер (Old Man in Pool Hall) 

1973

  • Смертельные преследователи / The Deadly TrackersСценарист (рассказ), Режиссер 
  • Молодые медсестры / The Young NursesАктер (Doc Haskell (в титрах: Sam Fuller)) 

1970

  • Место преступления / TatortСценарист, Режиссер, Актер: Хроника, В титрах не указан (American Senator, в титрах не указан) 

1964

  • Обнаженный поцелуй / The Naked KissСценарист, Режиссер, Продюсер 
  • Кинематографисты нашего времени / Cinéastes de notre temps (Сэмюэл Фуллер) 

1961

  • Другой мир США / Underworld U.S.A.Сценарист, Режиссер, Продюсер, (Сэмюэл Фуллер — Trailer ведущий, в титрах не указан) 
  • Шоу Дика Пауэлла / The Dick Powell ShowРежиссер 

1959

  • Кровавое кимоно / The Crimson KimonoСценарист, Режиссер, Продюсер 
  • Запрещено! / Verboten!Сценарист, Режиссер, Продюсер 

1957

  • Сорок ружей / Forty GunsСценарист, Режиссер, Продюсер 
  • Убегая от стрелы / Run of the ArrowСценарист, Режиссер, Продюсер 
  • Китайские ворота / China GateСценарист, Режиссер, Продюсер 

1955

  • Дом из бамбука / House of BambooСценарист (дополнительные диалоги), Режиссер, Актер: Хроника, В титрах не указан (Japanese policeman, в титрах не указан) 

1951

  • Примкнуть штыки! / Fixed Bayonets!Сценарист, Режиссер 
  • The Tanks Are ComingСценарист (рассказ) 
  • Стальной шлем / The Steel HelmetСценарист, Режиссер, Продюсер 

1950

  • Аризонский барон / The Baron of ArizonaСценарист, Режиссер 
  • Час комедии от Колгейт / The Colgate Comedy HourПродюсер (исполнительный продюсер / продюсер-супервайзер (10 эпизодов, 1951-1954)) 

1938

  • Federal Man-HuntСценарист (рассказ) 
  • Приключение в Сахаре / Adventure in SaharaСценарист (рассказ) 
  • Банды Нью-Йорка / Gangs of New YorkСценарист (и сюжет) 

Похабники и скандалисты

Поэт был натурой неуравновешенной, Айседора и сама могла устроить скандал на людях, влепить пощечину заговорившей с Сергеем девушке, тут же упасть на колени и в рыданиях просить прощения. В мае 1922 года пара поженилась для того, чтобы Есенин мог выехать за границу — в этом Айседора видела спасение для их отношений.

Но на чужбине Есенин начал спиваться, уходил из дома, скандалил и в результате вынудил супругу вернуться в Россию. Лучше не стало, и буквально через месяц Айседора практически сбежала от буйствовавшего во хмелю поэта. Оттуда он вскоре прислал записку, в которой были всего несколько слов: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин.»

До самой своей смерти в 1927 году Айседора тепло отзывалась о своем непутевом муже. Она отказалась от прав на его произведения в пользу его матери и сестер.

После разрыва с Есениным у танцовщицы было еще несколько скандальных связей, в том числе — с поэтессой Мерседес де Акоста. Айседора не афишировала этих отношений, но сохранилась переписка влюбленных дам. В одном из писем Дункан писала, что готова идти за подругой на край света.

«Я атеистка! Атеистка!»

Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!»  В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.

Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.

Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.

Биография[ | код]

В начале карьеры выступала как драматическая актриса в ролях травести. В 1878—1886 годах работала в Чикаго. Позднее выступала с хореографическими импровизациями на классическую музыку (Глюка, Бетховена, Шопена и других композиторов), использовала световые и воздушные эффекты.

В 1892 году переехала в Париж, где выступала в варьете «Фоли-Бержер» . Гастролировала в различных городах Европы и США. В 1900 году выступала на Всемирной Парижской выставке, в «Гранд-Опера» и др. Наиболее восторженную оценку современников вызывал танец «Серпантин». Её костюм был оснащён крыльями, которые крепились к рукам, удлинённым стержнями. Танцовщица стояла у люка, через который подавалась струя воздуха. По сути это был акробатический трюк, манипуляция развевающейся тканью. Номер был впервые поставлен в 1890 году в Америке и уже в следующем году стал гвоздём программы парижского варьете Фоли-Бержер. Восторженные отзывы о номере оставил Анатоль Франс, считая этот танец возрождением античных традиций. Анатолий Луначарский в 1914 году считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку.

Танец, созданный Лои Фуллер, получил развитие в искусстве Айседоры Дункан («Танец серпантин», «Танец огня» и др.), выступавшей вместе с ней до 1902 года. В 1927 году создала в Лондоне собственную труппу, которая просуществовала до 1938 года. Роден позднее рассматривал единую линию развития Фуллер-Дункан-Нижинский, — «танцовщиков, раскрепостивших движение».

Написала книгу «Пятнадцать лет моей жизни».

Погребена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

В 2016 году был снят художественный фильм «Танцовщица», который не является достоверной биографией Лои Фуллер (у неё не было покровителей, а уж тем более мужского пола, с Дункан её не связывали интимные отношения, на момент переезда в Париж ее родители были живы), но позволяет ближе познакомиться с этой выдающейся женщиной.

Златоглавая любовь

В октябре 1921 года Дункан уже была готова все бросить, но тут на вечеринке, куда ее пригласил танцевать художник Георгий Якулов, состоялось ее знакомство с Сергеем Есениным. В первый же вечер Айседора разделила с ним ложе. Влюбчивый поэт был покорен свободным нравом Айседоры и уже через несколько дней практически переехал к ней.

Есенин, Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фото: Wikimedia.org

До весны влюбленные не расставались, хотя их отношения были весьма неоднозначными. Айседора была старше на 18 лет, и никто не понимал, зачем поэту вообще эта связь. Но страсть была так сильна, что Айседора даже изменила своему принципу никогда не выходить замуж, а Есенин был готов последовать за любимой хоть в ад, хоть под венец.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector