Лучшие мюзиклы

Содержание:

«Алые паруса»

Премьера: Москва, 2010 год
Основа: новелла Александра Грина «Алые паруса»
Где увидеть: РАМТ

Более счастливая участь ожидала мюзикл Максима Дунаевского: «Алые паруса» стали самым популярным его произведением после музыки к «Трем мушкетерам». Либретто повести было значительно переделано Михаилом Бартеневым и Андреем Усачевым, в нем осталась только линия Ассоль, на долю которой выпадают многочисленные испытания. Пьеса вообще получилась более жесткой, чем романтическая сказка Грина. Но музыка Максима Дунаевского, щедрого на мелодичные и мгновенно ложащиеся на ухо хиты, искупала некоторую мрачность и однобокость сюжета. Первыми «Алые паруса» поставили в РАМТе, но это был скорее драматический спектакль с музыкальными номерами. Зато потом мюзикл разошелся по всей стране и играется в Екатеринбурге, Новосибирске, Перми и Омске. Самая оригинальная постановка в стиле стим-панка была создана компанией «Русский мюзикл» в 2013 году, но сейчас она, увы, нигде не идет.

«Чикаго»

11 марта 1924 года в газете «Чикаго Трибьюн» журналистка Морин Уоткинс рассказала об актрисе варьете, убившей своего любовника, — это стало отправной точкой для сюжета мюзикла. В те времена рассказы о преступлениях на сексуальной почве были весьма популярны, и Уоткинс продолжила писать о них. 3 апреля 1924 года появилась ее новая заметка о женщине, застрелившей бойфренда. Позже Уоткинс написала пьесу «Чикаго».

История мюзикла рассказывает о танцовщице кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. В тюрьме Рокси знакомится с Велмой Келли и другими преступницами, а потом нанимает адвоката Билли Флинна, с помощью которого избегает наказания, а заодно становится настоящей звездой. Премьера мюзикла состоялась 3 июня 1975 года.

В 2002 году вышел фильм «Чикаго» с Рене Зелльвегер (Рокси), Кэтрин Зетой-Джонс (Вельма) и Ричардом Гиром (Билли Флинн).

Киномюзикл: фильмы, на которые стоит обратить внимание

Бал / Le Bal (1983)

Одна из ярчайших картин в карьере Этторе Сколы, классика итальянского кино, недавно, к сожалению, почившего на 84-м году жизни. Сам фильм – настоящее отражение темперамента творца: веселый, жизнерадостный и невероятно красивый, он одними только песнями, танцами и выразительными средствами, без слов умудряется рассказать о весьма непростой теме – судьбе французского сопротивления во времена Второй Мировой войны.

Оливер! / Oliver! (1968)

Переложить классическое произведение Чарльза Диккенса на рельсы мюзикла – что может быть круче? Тем более музыкальная экранизация «Оливера Твиста» может похвастаться первоклассной актёрской игрой величайшего актёра Оливера Рида, выразительной проработкой каждого музыкального/танцевального эпизода и даже наличием антрактов между сценами – почти как в театре!

Багси Мэлоун / Bugsy Malone (1976)

Упоительно смешной и весёлый киномюзикл от режиссёра «Стены» и «Жизни Дэвида Гейла» Алана Паркера, отчаянно пародирующий все гангстерские фильмы вместе взятые. В качестве персонажей здесь выступают исключительно дети по 10-12 лет, которые вместо разборок поют, танцуют и кривляются, а перестрелки ведутся из фальшивых автоматов, которые стреляют тортами с заварным кремом.

https://www.youtube.com/watch?v=hngkehyUy1k

Вечер в опере / A Night at the Opera (1935)

Классика от самого бесшабашного квартета в истории мирового кино – братьев Маркс! Граучо, Чико и Харпо (без Зиппо) отправляются в Нью-Йоркскую оперу, чтобы там от души покривляться, подурачиться и распевать арии за кулисами прямо во время выступления. Как обычно, здесь присутствуют традиционные элементы для фильмов с участием легендарных комиков: слэпстик, абстрактный юмор, основанный на созвучии слов (вроде как в ответ на просьбу «подать печать» герой вываливает на стол тюленя).

Моя жизнь в Айдлвайлде / Idlewild (2006)

Киномюзикл, снятый по мотивам получившего «Грэмми» альбома «Idlewild» от одного из крутейших хип-хоп дуэтов в современной музыке Outlast. Что интересно: от самого хип-хопа в фильме (как и в альбоме) осталось не так уж и много. Это увлекательная джаз-фанк-соул история про то, как двое находчивых парней во времена сухого закона подрабатывали тем, что развлекали уставший от грустной жизни народ выступлениями в своем джазовом клубе с участием множества красивых женщин.

Любовь и сигареты / Romance & Cigarettes (2005)

Достаточно грустный, очень циничный киномюзикл о поиске веры человеком, запутавшимся в реалиях жизни и быта. Режиссёр – великолепный актёр Джон Туртурро, в главной роли задействован почивший около трёх лет назад бессменный глава «Клана Сопрано» Джеймс Гандольфини, распевающий «A Man Without Love» Энгельберта Хампердинка. Также задействованы сестра режиссёра, яркая Аида Туртурро, Стив Бушеми и Кейт Уинслет.

Танцующая в темноте / Dancer in the Dark (2000)

Самый «авторский» киномюзикл из всех представленных за авторством главного провокатора современности Ларса фон Триера, который принёс ему «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. История о слепой женщине в исполнении великолепной Бьорк, которая мечтает о лучшей жизни и работает на заводе ради своего сына, а в мыслях танцует, поёт и представляет себе мир прекрасным местом, которым он, увы, не является. Этот фильм вы точно должны не пропустить.

https://www.youtube.com/watch?v=Pj4LhTHpahs

Дыра / Dong (1997)

Самый странный представитель в нашем списке – сюрреалистичный, мрачный, депрессивный тайваньский мюзикл Цая Минляна, который рассказывает об одиночестве двух людей в умирающем на пороге нового тысячелетия мире, где навыки коммуникации утеряны напрочь, а единственным способом связи двух потерянных душ является дыра в стене. Если вы любите странное, сложное, многослойное кино, где музыка является не развлечением, а способом донести некую идею, то «Дыра» наверняка вам понравится. (К сожалению, найти трейлер к этому фильму оказалось проблематичным – прим.ред.)

«Иисус Христос — суперзвезда»

Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи.

Музыку для этого мюзикла написал Эндрю Ллойд Вебер. В отличие от традиционных постановок, в этой вся история рассказывается только с помощью песен. Также он стал оригинальным благодаря рок-музыке и современной лексике в текстах. Это и сделало постановку настоящим хитом.

Повествование в ней идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованного учением Христа.

Впервые рок-опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, главную роль в ней исполнил солист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. Через год оно было поставлено на Бродвее.

Лучшие фильмы мюзиклы 2016 года:

Фильмы мюзиклы – жанр кинематографического искусства, в котором актеры помимо чтения диалогов исполняют танцевальные и песенные номера

Несмотря на то, что в большинстве фильмов мюзиклов 2016 года песни и танцы являются важной составляющей сюжета, иногда они могут не играть существенной роли и использоваться лишь для перехода между сценами. Отличительной особенностью многих фильмов мюзиклов, пришедшей в кино из театра, является то, что при исполнении номеров актеры смотрят прямо в камеру, благодаря чему создается ощущение, что они выступают для живой аудитории

Фильмы мюзиклы возникли, как результат естественного развития театральных мюзиклов после появления технологии звукового кинематографа. Чаще всего, ключевое различие театральных мюзиклов и фильмов мюзиклов 2016 года состоит в том, что у режиссеров-кинематографов есть возможность использовать в качестве заднего плана экзотические ландшафты и детально проработанные декорации, воссоздавать которые в театре непрактично, а то и вовсе невозможно. Именно из-за дороговизны декораций лучшие бродвейские мюзиклы, известные качеством используемых спецэффектов, являются стационарными.

Пик популярности фильмов мюзиклов пришелся на 30-е – 50-е годы прошлого века. В то время они пользовались огромной популярностью не только у себя на родине, в США, но и по всему миру. Однако постепенно их популярность стала сходить на нет и уже в 1970-х годах, лишившись коммерческой привлекательности, они перешли в разряд жанров, ориентирующихся не на массового зрителя, а на сравнительно немногочисленных ценителей. В этой связи фильмы мюзиклы 2016 года на больших экранах практически не появлялись. Единственным исключением в этом плане является Индия, где новинки данного жанра по-прежнему пользуются фантастической популярностью и выходят в прокат даже чаще чем новинки других жанров.

Рейтинг:8.64

Балерина (Ballerina)

Страна: Франция, Канада

Жанр: мультфильм, мюзикл, приключения, семейный

Режиссер: Эрик Саммер, Эрик Уорин

В главных ролях: Элли Фаннинг, Дэйн ДеХаан

Дата премьеры: 26.01.2017

Рейтинг:1.33

Голоса большой страны

Страна: Россия

Жанр: комедия, мелодрама, мюзикл

Режиссер: Таир Мамедов

В главных ролях: Алена Тойминцева, Андрей Гризли

Дата премьеры: 07.01.2016

Рейтинг:7.03

Да здравствует Цезарь! (Hail, Caesar!)

Страна: США, Великобритания

Жанр: драма, комедия, мюзикл

Режиссер: Итан Коэн, Джоэл Коэн

В главных ролях: Скарлетт Йоханссон, Чаннинг Татум

Дата премьеры: 03.03.2016

Рейтинг:7.19

Зверопой (Sing)

Страна: Япония, США

Жанр: драма, комедия, мультфильм, мюзикл, семейный

Режиссер: Гарт Дженнингс

В главных ролях: Тэрон Эджертон, Скарлетт Йоханссон

Дата премьеры: 02.03.2017

Рейтинг:8.19

Ла-Ла Ленд (La La Land)

Страна: США

Жанр: драма, комедия, мелодрама, мюзикл

Режиссер: Дэмьен Шазелл

В главных ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг

Дата премьеры: 12.01.2017

Рейтинг:7.98

Моана (Moana)

Страна: США

Жанр: детский, комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези

Режиссер: Рон Клементс, Джон Маскер, Дон Холл, Крис Уильямс

В главных ролях: Дуэйн Джонсон, Алан Тьюдик

Дата премьеры: 01.12.2016

Рейтинг:6.00

Премьера (Opening Night)

Страна: США

Жанр: комедия, мюзикл

Режиссер: Исаак Ренц

В главных ролях: Тофер Грейс, Алона Тал

Дата премьеры: 02.06.2017

Рейтинг:4.00

Том и Джерри: Возвращение в страну Оз (Tom & Jerry: Back to Oz)

Страна: США

Жанр: комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези

Режиссер: Тони Червоне, Спайк Брандт

В главных ролях: Грэй ДеЛисл, Джейсон Александр

Дата премьеры: 22.06.2016

Рейтинг:6.78

Тролли (Trolls)

Страна: США

Жанр: комедия, мультфильм, мюзикл, приключения, семейный, фэнтези

Режиссер: Майк Митчел, Уолт Дорн

В главных ролях: Анна Кендрик, Джастин Тимберлэйк

Дата премьеры: 27.10.2016

Рейтинг:10.00

Шоу ужасов Рокки Хоррора (The Rocky Horror Picture Show)

Страна: США

Жанр: комедия, мюзикл, триллер, ужасы

Режиссер: Кенни Ортега

В главных ролях: Рив Карни, Тим Карри

Дата премьеры: 20.10.2016

«Моя прекрасная леди»

Премьера: Бродвей, 1956 год
Основа: пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион»
Где посмотреть: Московский Театр оперетты

Это была одна из первых попыток использовать «большую» литературу в развлекательном жанре мюзикла. Молодые авторы, композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Лернер, шли строго по тексту знаменитой пьесы Бернарда Шоу, однако философские рассуждения драматурга о правах личности отошли на второй план, уступив первое место истории сказочного превращения привокзальной дурнушки в принцессу салонов. Да и финал создатели изменили, соединив главных героев, Пигмалиона и его Галатею, счастливым союзом. Мюзикл имел сокрушительный успех, был сыгран на Бродвее около трех тысяч раз, переведен на множество языков и через десять лет экранизирован. Правда, вместо начинающей актрисы Джули Эндрюс роль Элизы в фильме исполнила Одри Хепберн, но это только увеличило популярность мюзикла, ставшего вскоре настоящей классикой.

История возникновения нового музыкального жанра

Исходной точкой этого жанра принято считать 1866 год, когда на Бродвейской сцене прошла постановка первого мюзикла – “Черный крюк” (Black Crook), в котором сплелись мелодрама, романтический балет и другие жанры. С этого времени список мюзиклов постоянно пополнялся новыми спектаклями. Из сказанного выше следует, что родиной этого жанра является Америка. В начале 19-го века американские композиторы Дж. Керн, Дж. Гершвин, Кол Портер придали жанру мюзикла истинно американскую окраску: в ритмах мелодий проглядывались нотки джаза, либретто стали более сложными, в текстах песен появились американские обороты и др. В 1932 году дело дошло до высоких наград. Джорджу Гершвину за мюзикл “Я пою о тебе” была вручена Пулитцеровская премия. Наиболее известными спектаклями, которые входят в список мюзиклов, безусловно, являются “Вестсайдская история” (композитор Л. Бернстайн) по мотивам шекспировской трагедии “Ромео и Джульетта” и «Иисус Христос – суперзвезда” на музыку композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Этот талантливый композитор также является автором других не менее, а может, и более знаменитых мюзиклов: “Кошки” и “Призрак Оперы”.

Зарождение мюзикла в России

В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.

И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.

Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.

 После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы.  Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.

Среди успешных отечественных постановок этого жанра можно выделить спектакль «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».

«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.

Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.

Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.

Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»

После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.

Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.

Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.

 Современный мюзикл в России

Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).

В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.

В течение нескольких лет один за другим появляются:

В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.

Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги»

С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.

Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.

«Преступление и наказание»

Основа: роман Федора ДостоевскогоГде посмотреть: Театр мюзикла

Для постановки рок-опера была значительно переработана и получила новые аранжировки,так что история Достоевского, положенная на стихи Юрием Ряшенцевым, будет звучать вполне современно, а выглядеть вообще с иголочки. Британский сценограф Мэтт Дилли, которому доверили визуальный ряд, привез в Россию 6D-видеомэппинг, позволяющий проецировать изображения на любой движущийся предмет. Такие технологии раньше использовались разве что на концертах Мадонны и в Cirque du Soleil. Но для постановщика Андрея Кончаловского на первом месте стоит, конечно, не эффектное шоу, а погружение в пучины психологии Достоевского.

А для тех, кто не верит, что жанру мюзикла или рок-оперы под силу такие серьезные темы,мы подготовили обзор мировых и российских постановок по произведениям классической литературы.

Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты

Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.

Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.

Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов. 

Наиболее известные мировые мюзиклы

Известные мировые произведения, такие как

не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.

Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.

Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).  

«Нотр-Дам де Пари»

Премьера: Париж, 1998 год
Основа: роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Где увидеть: Гастрольный тур мюзикла по городам Италии (Милан, Неаполь, Турин,Флоренция, Палермо, Рим, Верона) продлится до сентября. А 23 ноября в парижском Дворце Конгрессов стартует новое французское турне.

Во Франции жанр мюзикла долгое время не приживался – гордые французы не хотели потреблять английские и американские театральные продукты. Все изменилось, когда композитор Риккардо Коччианте и либреттист Люк Пламондон представили публике концепт-альбом нового мюзикла по роману Гюго. Мелодичные, полные истинно галльской грации композиции сразу взлетели на вершину хит-парадов, так что к моменту премьеры публика знала их наизусть. Шоу не укладывалось в форматы Бродвея и Уэст-Энда и больше походило на театрализованный концерт с участием звезд эстрады, но это не смущало многочисленных поклонников мюзикла. В Лондоне и на Бродвее история любви цыганки и горбуна не имела особого успеха, зато настоящее признание ждало её в России: лицензионная постановка в Театре оперетты шла два сезона и заработала 15 млн рублей.

«Мама Миа»

Популярность песен группы ABBA столь велика, что идея о создать мюзикл на их основе неудивительна. В мюзикл вошли 22 хита легендарного квартета. Его авторами стала мужская половина ABBA. Сюжет следующий: Софи готовится выйти замуж. На свадьбу она собирается пригласить отца, чтобы тот отвел ее к алтарю. Только вот мать девушки, Донна, никогда не говорила о нем. Софи нашла дневник матери, где рассказывалось о ее отношениях с тремя различными мужчинами, в результате приглашение отправляется всем им. Когда на свадьбу начинают прибывать гости, начинается самое интересное…

Впервые этот веселый и яркий мюзикл был показан зрителям в 1999 году, а в 2008 году свет увидел фильм по нему с Мерил Стрип, Пирсом Броснаном, Колином Фертом, Амандой Сэйфрид и другими актерами.

«Призрак оперы»

«Призрак оперы» создан по одноименному роману Гастона Леру. Романтическая, но мрачная история рассказывает о живущем в подземелье под Парижской оперой загадочном существе со сверхъестественными способностями. Оно влюбляется в молодую певицу Кристину и становится ее покровителем.

Премьера «Призрака оперы» состоялась 9 октября 1986 года в Королевском театре, на ней присутствовали даже члены семьи Ее Величества. Шоу стало первым по длительности демонстрации мюзиклом за всю историю Бродвея, обогнав даже «Кошек».

В 2004 году мюзикл стал фильмом, в котором образ призрака в маске воплотил Джерард Батлер.

Через Вселенную (реж. Джули Тэймор, США, 2007)

Остроумный, политически озабоченный и в меру сентиментальный мюзикл по 32-м песням «битлов». Ливерпульский докер Джуд (Джим Стерджесс), потискав на прощание девчонку и застегнув наглухо бушлат, садится на пароход до Америки — где-то там, в одном из университетских городков, служит истопником его папаша. За океаном Джуд быстро находит новых друзей — раздолбая Макса (Джо Андерсон) и его прекрасную сестру Люси (Эван Рейчел Вуд), у которой только что очень кстати убили во Вьетнаме жениха. Макса выпирают из университета, и вся компания перебирается в Нью-Йорк. На дворе 1968 год, и мир вокруг расширяется с невероятной силой: новые фасоны штанов, новые наркотики, новая политика и новая музыка — разумеется, The Beatles.

Театральный режиссер по основной специальности, постановщица мюзиклов на Бродвее и опер — в оперных театрах, Джули Тэймор наконец-то полностью совместила свой интерес к кино (шесть оскаровских номинаций за «Фриду») с навыком постановки масштабных поп-шоу. «Через Вселенную» — это мюзикл в лучшем виде: не нудная история, прерываемая сеансами караоке, а действительно музыкальное кино, в котором песни не выдрать из сюжета. 32 хита The Beatles, перепетых хриплыми голосами актеров прямо на площадке (у прокатчиков хватило такта не дублировать песни), дают исчерпывающую картину конца 60-х — от ЛСД до секс-революции, от «Strawberry Fields Forever» до «Helter Skelter».

Банальность — не то, чего можно ждать от Тэймор, умудрившейся переделать диснеевского «Короля Льва» в роскошный костюмированный цирк на Бродвее и поставить в кино полузабытого театралами шекспировского «Тита Андроника» во всей его средневековой жестокости и политической некорректности («Титус»). Вот и здесь «I Want to Hold Your Hand» превращается в лесбийскую лирику, а «Come Together» — в марш черных гетто. Дирижирует психоделическим балаганом мистер Кайт, распадается на пять клонов наряженная сексапильной медсестрой Сальма Хайек, взрываются клубничками американские бомбы, полиция обрабатывает дубинками пацифистов, Кен Кизи никак не встретится с Тимоти Лири.

Конечно, это несколько обобщенное и романтизированное воспоминание о «революции цветов» — Тэймор знает те годы только по газетам и подслушанным разговорам встревоженных родителей (герой Джо Андерсона, например, списан с ее старшего брата). Но других у нас нет: как говорится, «если вы помните 1968-й, значит, вас там не было».

«Кошки»

В «Кошках» нет занавеса, а сцена сливается с залом в единое пространство.

Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота «Книга старого Опоссума о практичных кошках», вышедший в Англии в 1939 году. В сборнике иронично рассказывалось о привычках и повадках кошек, в которых угадывались человеческие черты. Стихи Эллиота понравились Эндрю Ллойду Вебберу.

В «Кошках» необычно все — на сцене нет занавеса, она сливается в единое пространство с залом. Сама сцена оформлена, как свалка. Актеры предстают в виде грациозных кошек благодаря сложному многослойному гриму. Их костюмы расписаны вручную, парики, хвосты и воротники выполнены из шерсти яка. Мюзикл впервые был показан 11 мая 1981 года в Лондоне.

Чикаго (реж. Роб Маршалл, США, 2002)

Звездная киноверсия знаменитого, одноименного, бродвейского мюзикла. Чикаго, 1929. Убийство. Страсть. Слава. Секс. И весь этот джаз! Рокси Харт мечтает о песнях и танцах и о том, как сравняться с самой Велмой Келли, примадонной водевиля. И Рокси действительно оказывается с Велмой в одном положении, когда несколько очень неправильных шагов приводят обеих на скамью подсудимых. В угрюмых стенах тюрьмы Рокси встречает легендарного адвоката Билли Флинна, который соглашается взяться за ее дело. Карьера Рокси резко идет вверх. Но хитроумная мисс Келли приготовила всем большой сюрприз «под занавес».

Литература

  • Алексеев Э.Е. Азбука жанра. Творческие проблемы мюзикла (рус.) // Театр : журнал. — 1967. — № 9. — С. 141—147.
  • Чёрная Г. О сценической природе мюзикла // Вопросы театрального искусства: сборник научных статей. — 1-е изд. — М. : ГИТИС, 1977. — С. 228—259.
  • Данько Л.Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля: лекция для студентов институтов культуры по курсу «История музыки». — Л.: ЛГИК, 1977. — 26 с.
  • Гринберг М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. — 1-е изд. — М. : Сов. композитор, 1982. — С. 231—286.
  • Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. — М.: Сов. композитор, 1982. — 175 с. — 20 000 экз.
  • Ханиш М. О песнях под дождём. — М.: Радуга, 1984. — 162 с.
  • Межибовская Р.Я. Играем мюзикл. — М.: Советская Россия, 1988. — 96 с.
  • Бушуева С.К. Мюзикл // Искусство и массы в современном буржуазном обществе: Сб. Гос. НИИ искусствознания. — 1-е изд. — М. : Сов. композитор, 1989. — С. 170—193. — 320 с.
  • Великие мюзиклы мира. Популярная энциклопедия. — М.: Олма-Пресс, 2002. — 704 с. — ISBN 5-224-03724-7.
  • Енукидзе Н. И. Из истории джаза и мюзикла. — М.: Пара Ла Оро, 2009. — 130 с. — ISBN 978-985-6854-46-3.
  • Димитрин Ю. Г. Избранное в 5 книгах. Мюзикл. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2016. — 276 с. — ISBN 978-5-8114-2193-0.
  • Мюзиклы. Знаменитые и легендарные. — М.: АСТ, 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-17-102414-7.
Энциклопедии

Мюзикл / А. В. Волынцев, Дж. К. Михайлов // Корто — Октоль. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1976. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия :  / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 3).

Призрак оперы (реж. Джоэл Шумахер, Великобритания, 2004)

Двенадцатая по счету экранизация готической новеллы Гастона Леру. Поющий призрак в маске терроризирует труппу оперного театра и учит вокалу сироту Кристину. Пожалуй, самым благодарным занятием для поклонников любого блокбастера является финансовый отчет: людям всегда интересно знать, кто и сколько просадил денег на то, чего в результате на экране не видно. Чтобы не томить читателя, сразу приведем некоторые сведения: в новом Призраке оперы на постройку здания театра Opera Populaire ушло 40 недель, было использовано 73 тонны железа, 15 тысяч литров краски, а доски, понадобившиеся для возведения строительных лесов, сложенные в длину, протянулись бы на 51 милю. Не забудьте про центнеры конфетти, килограммы грима, ярды тюля на платья и тысячи свечей для создания колорита. Ну, и про общую сумму: 40 миллионов американских денежных знаков.

К чести Джоэла Шумахера, снявшего двенадцатую по счету киноверсию новеллы Гастона Леру о душителе, который живет прямо в театре и опекает молодую певицу, в картине каждая секунда экранного времени красноречиво свидетельствует о приличных затратах. Однако в этом вполне традиционном для фильма-ревю излишестве режиссер, как никто до него, приблизился к самой сути того жанра, который дал жизнь готической истории французского автора, а затем и мюзиклу успешного британского маэстро жанра оперы. Редко когда пожалуй, только в Мулен Руже Бэза Лурманна глаз режиссера столь откровенно и беззастенчиво упивался самодовлеющей оперной роскошью, которой сюжет и музыка не указ. Визуальные образы фильма все эти бра, канделябры, рисованные задники, позолоченные кариатиды, розовые лепестки, чей душный запах, кажется, струится с экрана, создают свой параллельный сюжет, никак не связанный с рассказываемой историей, которая, честно говоря, захватывает не слишком, ведь вы ее и без Шумахера знали. Так что на искусственность и картинность Призраку оперы не попеняешь это все равно что обвинить вердиевскую Аиду в том, что в ней слишком много музыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector