Страшные истории

Про еду

Строго. Очень строго. Могли наорать, побить игрушечным молотком за любую прибавку в весе. Набрала 200 граммов – прыгай сотте дополнительные 60 раз. Привычка не жрать, если срочно надо скинуть вес, осталась. Просто ешь кефир и огурцы, на правильное питание сесть проблема. За спиной грозный учитель, который наорет за сытный, но ненекалорийный рацион, так как вздует живот и прыжок будет хуже. Балерина должна порхать же. И в идеале питаться воздухом.

Расскажу на примере склонных к полноте. Очень популярны были чаи и ксеникал. То есть диет не было в принципе. Либо монодиеты. Гречка без соли с водой и так далее. Но это огромный вред ЖКТ. До сих пор не понимаю, почему у балерин не приветствуется правильное питание.

Родители, кстати, горячо включаются в кампанию под названием “Ты жирная!” и лишают детей не только вожделенных сладостей, но и элементарной еды, необходимой для детского организма. А в этом возрасте закладываются основы: кости, хрящи, суставы…

Юлия Грибоедова, 24 года

преподаватель классической хореографии, Body Ballet и Booty Barre в «Хореографической студии Ксении Белой»; экс-солистка труппы «Классический русский балет» под руководством Хасана Усманова

Партии (до завершения карьеры): русская невеста («Лебединое озеро»), сестра («Золушка»).

Вес: 50 кг.

Рост: 175 см.

Завтрак: чай, яичница, хлеб, листик салата, кусочек курицы.

Обед (16:00): суп, салат, иногда второе.

Ужин: опционально – зависит от степени усталости и чувства голода: макароны с тефтелями/ пельмени/ чай с тортом, либо же никакого ужина вообще – сразу спать.

Физическая нагрузка: Body Ballet, классическая хореография, Booty Barre 5 раз в неделю.

Витамины и БАДы: не принимает.

Если нужно похудеть: отдает предпочтение спортивному питанию, которое помогает строить мышцы и избавляться от лишнего, – строгий баланс белков, жиров и углеводов, акцент на молочные продукты и фрукты, мучное и сладости исключаются.

Запрещенные продукты: фастфуд.

Любимое блюдо/кухня: итальянская кухня (спагетти, лазанья).

Всегда в холодильнике: сыр, колбаса, мясо, овощи.

«Моя комплекция не позволяет мне сильно толстеть. Я такой родилась, фигурой пошла в маму, у которой, кстати, четверо детей, и она в хорошей форме. Ем очень мало. Но у меня все же были проблемы с лишним весом в училище. Нас взвешивали каждую неделю и заставляли сидеть буквально на воде и чае. Особенно строго к нам относились в период полового созревания, когда девушки естественным образом начинали набирать вес. Дело в том, что в дисциплине «дуэтный танец» мальчики нас поднимают, основная нагрузка приходится на их спину, а они тоже в это время растут, и лишний вес партнерши может привести к травме. В этом возрасте при росте 175 мне удалось похудеть до 49 кг 200 г. Я эту цифру помню до сих пор. Все мое питание ограничивалось сыром и зеленым чаем. У меня постоянно кружилась голова, а желудок отказывался принимать еду. Вместе с нами училась девочка, которая страдала анорексией.

После выпуска из училища меня взяли в труппу, которая гастролировала по всему миру. Два месяца репетиций, и я отправилась в первую поездку – в Германию, на три месяца. Там у меня существенно изменился рацион. Немцы едят в основном сосиски, жирные шницели, картошку, бутерброды. На таком питании я резко потолстела до 57 кг. У меня грудь выросла до 4-го размера! Художественный руководитель отнесся к этому с пониманием и не стал меня штрафовать, ведь мне было всего 17 лет – растущий организм. Девочкам 20-23 лет, которые танцевали со мной, за набор веса назначали штрафы. Гастроли – это постоянный стресс, нерегулярное питание. Стабилизировать вес крайне сложно. Только спустя 1,5 года мне удалось вернуть комфортные 50-52 кг.

С тех пор как я завершила карьеру балерины и стала преподавать, моя физическая нагрузка, как ни странно, только увеличилась. Я стала сжигать больше калорий. Работа с детьми требует большой отдачи, мы занимаемся по 10 часов в день – такой активный график не позволяет мне набрать лишнее».

Чего нельзя маленьким балеринам

Профессиональный балет требует безусловных ограничений в еде и образе жизни. «В мое время нам вообще запрещали кататься на лыжах, коньках, роликах, потому что в балете работают мышцы на разворот, а в спорте – прямые, и это может отразиться на постановке ног, – рассказала Валентина Горская. — Конечно, нужно следить и за едой, но дети в нашей школе занимаются для общего развития, и поэтому мы можем такие ограничения только порекомендовать, а не потребовать», – добавляет она.

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Но, что, безусловно, требуется для обучения в балетной школе от всех детей, – это дисциплина. Нужно успевать ходить в обычную школу, делать уроки, приходить в балетную школу и заниматься там два часа подряд. «Даже иногда бывает, что родители отменяют какие-то занятия в средней школе, если ребенок очень хочет заниматься балетом», – отмечает педагог.

Что приводит к пирамидной недостаточности в детском возрасте

Пирамидная недостаточность у детей — это признак, который появляется при различных патологиях нервной системы. Другие названия этого состояния – центральный, или спастический паралич, парез, спастическая атаксия. Развивается при поражении проекционной зоны коры больших полушарий. Это различные области мозгового вещества, за которыми закреплены движения мышц разных участков тела. Врач может определить по выраженности симптомов у ребенка, в каком участке мозга расположен патологически очаг.

Причины спастического паралича могут быть следующие:

  • врожденные аномалии развития нервной системы;
  • травма головки плода в родах;
  • перенесенная во время беременности или родов острая гипоксия;
  • инфекционные поражения головного мозга;
  • патологии, приводящие к нарушению оттока ликвора из желудочков мозга;
  • опухоли или абсцессы;
  • кровоизлияния, которые могут быть следствием недоношенности или травмы;
  • воспаление мозговой оболочки – энцефалит, менингит.

Опасность для ребенка представляет острая гипоксия. Это состояние может развиваться во время беременности и родов. При тяжелом состоянии плода может потребоваться экстренное кесарево сечение. Но операция не всегда может помочь. При глубокой недоношенности поражение клеток головного мозга возникает в период выхаживания ребенка в реанимации. Новорожденные с низкой массой тела больше остальных подвержены возникновению мозгового кровотечения, которое может стать причиной поражения пирамидного пути.

Причиной может быть родовая травма или гипоксия плода

Родовая травма головного мозга может возникать при нормальном течении беременности. Если у женщины развиваются стремительные роды, когда головка плода не успевает изменять конфигурацию при прохождении родовых путей, есть высокая вероятность ее сдавления костными структурами.

Клинические проявления

При спастической атаксии происходит поражение клеток Беца или их аксонов, что приводит к спазму мышц, параличу. Нервные клетки производят избыточное количество электрических сигналов. Мышечный тонус поддерживается на высоком уровне, появляется дрожь, патологические рефлексы.

Любые симптомы гипертонуса мышц, которые имеются до 3 месячного возраста, не считают патологией. Наоборот, сниженный тонус, отсутствие или неразвитость хватательного рефлекса говорят в пользу патологии. Повышенный тонус и большинство рефлексов угасают с возрастом. Но невролог может заметить их сохранение. Это является показанием для тщательного обследования и наблюдения за ребенком.

Симптомами спастической атаксии могут быть:

  • тремор рук, ног или подбородка;
  • запрокидывание головы назад;
  • подворачивание пальцев ног при попытке поставить ребенка на стол;
  • в старшем возрасте – ходьба на носках, без опоры на пятку.

В возбужденном состоянии у ребенка 1-2 месяцев может возникать тремор подбородка. Но этот симптом не должен появляться в покое и в более позднем возрасте.

Часто пирамидную недостаточность диагностируют только когда ребенок пробует передвигаться вертикально. Более ранними признаками могут быть сохранение сухожильного рефлекса Бабинского в 2-3 месяца, внезапное оживление сухожильных рефлексов на руках. Плохой знак – медленное угасание автоматической ходьбы или ползания, рефлекса Моро.

Пирамидная недостаточность является опасным состоянием. Ее последствия приводят к формированию синдрома двигательных нарушений, который тяжело поддается коррекции. Такие дети позже начинают сидеть, стоять и ходить. Отдаленные эффекты могут быть следующие:

  • неуклюжесть;
  • дизартрия при нарушении тонуса языка и мягкого неба;
  • гиперсаливация, или слюнотечение;
  • синкинезии.

Содружественные движения, или синкинезии проявляются в сочетании одновременного непроизвольного движения разных частей тела. Наиболее часто наблюдается запрокидывание головы или закрывание рта при подъеме кончика языка вверх, одновременное движение в стороны языка и глаз, поднятие пальцев рук и языка.

При пирамидной недостаточности нарушения питания мышц не происходит, поэтому она не отстает в размере от противоположной стороны, не наблюдается ее атрофия.

Симптомы проявляются в виде сохранения рефлексов дольше возрастной нормы

«Дон Кихот»

Сцена из балета «Дон-Кихот». Одна из первых постановок Мариуса Петипа

Премьера балета Л.Ф. Минкуса «Дон Кихот» в Большом театре. 1869 год. Из альбома архитектора Альберта Кавоса

Сцены из балета «Дон-Кихот». Китри — Любовь Рославлева (в центре). Постановка А.А. Горского. Москва, Большой театр. 1900 год

Музыка Л. Минкуса, либретто М. Петипа. Первая постановка: Москва, Большой театр, 1869, хореография М. Петипа. Последующие постановки: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1871, хореография М. Петипа; Москва, Большой театр, 1900, Санкт-Петербург, Мариинский театр, 1902, Москва, Большой театр, 1906, все — хореография А. Горского.

Балет «Дон Кихот» — полное жизни и ликования театральное представление, вечный праздник танца, которое никогда не утомляет взрослых и на которое родители с удовольствием ведут детей. Хотя он и называется именем героя знаменитого романа Сервантеса, но отталкивается от одного его эпизода, «Свадьбы Китерии и Базилио», и рассказывает о приключениях молодых героев, любовь которых в конце концов побеждает, невзирая на противодействие упрямого папаши героини, захотевшего выдать ее замуж за богатого Гамаша.

Так что Дон Кихот тут почти ни при чем. Весь спектакль высоченный худой артист в сопровождении низенького пузатенького коллеги, изображающего Санчо Пансу, расхаживает по сцене, порою мешая смотреть сочиненные Петипа и Горским прекрасные танцы. Балет, в сущности, является концертом в костюмах, праздником классического и характерного танца, где всем артистам любой балетной труппы находится дело.

Первая постановка балета состоялась в Москве, куда Петипа время от времени наезжал, дабы поднять уровень местной труппы, которую нельзя было сравнить с блистательной труппой Мариинского театра. Но в Москве дышалось посвободнее, так что балетмейстер, по существу, поставил балет-воспоминание о прекрасных годах молодости, проведенных в солнечной стране.

Балет имел успех, и два года спустя Петипа перенес его в Петербург, что вызвало необходимость переделок. Там характерными танцами интересовались гораздо меньше, чем чистой классикой. Петипа расширил «Дон Кихота» до пяти актов, сочинил «белый акт», так называемый «Сон Дон Кихота», настоящий рай для любителей балерин в пачках, обладательниц хорошеньких ножек. Количество амурчиков в «Сне» достигало пятидесяти двух…

До нас «Дон Кихот» дошел в переделке московского хореографа Александра Горского, который увлекался идеями Константина Станиславского и желал сделать старый балет более логичным и драматически убедительным. Горский разрушил симметричные композиции Петипа, отменил пачки в сцене «Сна» и настаивал на использовании смуглого грима у танцовщиц, изображающих испанок. Петипа обозвал его «свиньей», но уже в первой переделке Горского балет прошел на сцене Большого театра 225 раз.

Сердечно-сосудистые заболевания

Атеросклероз со временем приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Не поэтому ли наши прекрасные балерины выходят на пенсию в 38 лет? Раньше, чем солдаты…

И остаются с изношенными сосудами, бесконечными залеченными травмами и деформированными стопами. Эти последствия будут преследовать их всю жизнь, такова плата за несколько лет триумфа на сцене.

Ноги балерины без пуантов

К 38 годам у артистов балета довольно сильно деформируются стопы, от постоянных перегрузок стираются межпозвоночные диски.

Поэтому одно из профессиональных заболеваний балерин – межпозвонковая грыжа. Спина при этом болит невыносимо… К сожалению в молодом возрасте девочки не задумываются о последствиях в самозабвенных тренировках, а понимание приходит позже, с возрастом.

О грыжах межпозвонковых дисков читайте в отдельной статье здесь.

Методы диагностики и лечения

Диагностика назначается врачом-неврологом после осмотра ребенка. Она направлена на поиск факторов, которые привели к появлению пирамидной недостаточности. У маленьких детей с открытым родничком для оценки структур мозга применяется УЗИ. После года – МРТ. Для определения очага патологической импульсации применяется электроэнцефалография. Реакцию мускулатуры определенной области проверяют при помощи электромиографии.

Лечение спастической атаксии подбирается индивидуально в зависимости от этиологии. Основу составляет массаж, который применяется с самого раннего детства. После процедуры проводятся специальные упражнения, которые позволяют нормализовать тонус, физиотерапия. В старшем возрасте дети посещают занятия ЛФК.

По показаниям применяется медикаментозная терапия:

  • ноотропы для нормализации процессов возбудимости и торможения;
  • витаминотерапия;
  • противосудорожные препараты.

Хирургическое вмешательство необходимо при гидроцефалии, опухолях мозга, гематомах и некоторых типах травм.

Избежать неврологических патологий у детей можно при соблюдении рекомендаций врача. Прием фолиевой кислоты при подготовке к зачатию и в первом триместре является одной из форм профилактики патологии нервной трубки. Также необходимо своевременно лечить инфекционные заболевания и планировать свою беременность.

Сотрудничество с Цискаридзе

В 2013 году Лопаткину неожиданно для многих рекомендовали на пост художественного руководителя Академии русского балета имени Агриппины Вагановой. С такой инициативой выступил только что назначенный исполняющим обязанности ректора академии Николай Цискаридзе.

Само назначение Цискаридзе в академию получилось весьма скандальным. Цискаридзе незадолго до этого покинул Большой театр после того, как руководство учреждения культуры отказалось продлевать с артистом трудовой договор. Сам Цискаридзе в октябре 2013 года приехал в академию вместе с министром культуры Владимиром Мединским. Руководитель ведомства представил профессорско-преподавательскому составу нового исполняющего обязанности ректора, что прямо нарушало устав учебного заведения.

Вера Дорофеева, которая занимала пост ректора до этого, была переведена на работу в Михайловский театр, хотя, как отмечали специалисты, в академии она занималась исключительно хозяйственными делами. После назначения Цискаридзе ректором с должности художественного руководителя уволилась балерина Алтынай Асылмуратова, которая проработала на этом месте целых 13 лет. Она не сработалась с Цискаридзе, который тоже был артистом и оказался фактически ее начальником.

4 страшные болезни балерин

Последние исследования ученых просто шокировали общество. Конечно, мы  и раньше знали, что труд балерин очень тяжелый. И вся легкость и красота, которую они демонстрируют на сцене – плод тяжелого физического труда.

Но такое… Оказалось, что все беды начинаются от недостаточного питания юных девушек. Вес средней балерины составляет около 51 кг. Да, это красиво, да, партнерам легче поднимать на руках легких девушек.

Но они платят за это постоянным чувством голода, и если бы на этом все заканчивалось…

Недостаток в рационе кальция и тяжелые физические нагрузки приводят к раннему остеопорозу. А ведь это болезнь пожилых людей! Балерины гораздо чаще своих сверстниц ломают руки и ноги.

И не только потому, что занимаются травмоопасным “спортом”. А именно из-за разрежения костной ткани – остеопороза.

Идеальные параметры балерин

    Чтобы попасть в балетную школу, мало только желания. Прочитайте нашу статью “рацион питания балерин”.В отличие от танцевальных школ в балетную школу не берут всех девушек. Создаётся комиссия из специалистов, которые выбирают девушек по разработанным параметрам:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .

    Гибкость для балерин очень важна. Ведь они выполняют такие элементы в балете, что ни одна женщина не смогла бы такое повторить. Так как в балетную школу идут девушки, которые ранее занимались гимнастикой и танцами, поэтому они могут продемонстрировать свою гибкость. Высокая гибкость девушек это постоянная работа над собой. Посмотрите нашу статью “режим дня балерин”.

  Строение пальцев ног один из важных критериев для балерины, хотя неосновной. Ведь балерины должны выполнять элементы, которые предусматривают вставания на мисочки. Балерины, которые имеют одинаковый размер большого пальца, второго и среднего легче выполнять это упражнение. А вот девушки, у которых большой палец длиннее им труднее удерживать вес тела на одном пальце. Хотя найти девушек с тремя одинаковыми по размеру пальцами это большая редкость.

    Выворотность важный параметр, по которому выбирают девушек. Балерины должны свободно развернуть ногу на внешнюю сторону. Без данной возможности невозможно выполнение многих элементов в балете. Поэтому девочек выбирают по возможности выворачивать стопы, колени без труда.

   Соотношение роста и массы тела. По данному критерию балерины должны весить в соответствии со своим ростом. Идеальные параметры определяют путём отнимания роста балерины от 120–122. Если девушка вписывается в данные параметры она может продолжать заниматься балетом. Важную роль играет и рост балерин. Если девушка ростом 170–180 см её довольно трудно найти партнёра по росту

Поэтому комиссия при выборе девушек обращает внимание на параметры их родителей, чтобы знать какого роста может достичь девочка в будущем. Читайте наши статью “правильное питания балерин”

    При выборе девушек комиссия обращает внимание и на длину конечностей. Балерины должны иметь длинные руки и ноги

Преимущественно длину ног определяют визуально. Однако балерины с короткими ногами и руками лучше себя зарекомендовали во время выполнения быстрых танцев.

Пачка, шопенка — женские костюмы в балете

В классических балетах женский состав танцует в горизонтальной юбке — пачке. Она состоит из нескольких слоёв фатина — от жесткого снизу и мягкого сверху. Пачки шьют по индивидуальным меркам балерины. Пачку невозможно постирать, поэтому, как только она испачкается, в мастерских театра шьется новая.

Оксана Скорик в шопенке и в пачке

Фатиновая юбка чуть ниже колен получила название «шопенка» — от балета М. Фокина «Шопениана». Такую же юбку можно увидеть во втором действии балета «Жизель» и в балете «Сильфида». Не случайно именно в этих балетах встречается такая юбка, ведь она подчеркивает невесомость и нереальность ускользающего образа.

«Взрослые» причины

Пирамидная недостаточность – не болезнь, а синдром. Однако это не мешает многим врачам классифицировать патологию как заболевание и ставить однозначный диагноз. Медики часто обозначают ее как центральный паралич или парез.

Если синдром пирамидной недостаточности у самых маленьких детей может быть следствием родовых травм, гипоксии либо аномалий внутриутробного развития, то взрослом возрасте синдром чаще всего наблюдается у людей, страдающих онкологическими заболеваниями либо болезнями сосудов или сердца.

Пирамидная недостаточность у взрослых развивается вследствие таких причин:

  • воспалительные процессы в тканях мозга (энцефалит, менингит или подобные заболевания);
  • патологические изменения мозгового кровообращения (к примеру, вследствие перенесенного инсульта);
  • механические повреждения черепа, повлекшие за собой нарушения процесса передачи нервных импульсов;
  • доброкачественные или злокачественные опухоли головного мозга.

Пирамидальный синдром у взрослых пациентов – приобретенная патология, лечение которой подразумевает устранение не только симптомов, но и первопричины нарушений.

Как лечить и нужно ли?

Если пирамидальная недостаточность не сопровождается другим, более серьезным диагнозом (из приведенных выше списков), для ее устранения достаточно процедур физиотерапии. Для лечения детей повсеместно используют массаж. Профессионал – массажист помогает укрепить мышцы и снять гипертонус. Родители же выполняют с ребенком в домашних условиях комплекс специальных профилактических упражнений.

Также помогают наладить двигательную активность и укрепить организм плавание, гимнастика, упражнения на координацию движений, бальнеотерапия (целебные ванны). Данная рекомендация актуальна как для детей, так и для взрослых.

В дополнение врач может назначить витамины, активирующие микроциркуляцию вазоактивные вещества или препараты для улучшения метаболизма нервных клеток (Ноотропил, Церебролизин, Энцефабол и другие). Нормализовать проведение нервных импульсов помогают Прозерин и Дибазол. Улучшить тонус мышц можно с помощью витаминов групп Е и В, а также препараты Баклофен, Лиоресал и Мидокалм.

Нейрохирургическая терапия назначается, если имеют место травмы спинного или головного мозга, либо опухоли. Оперативное вмешательство применяется при нарушениях кровообращения в мозгу, мальформациях церебральных сосудов, а также при внутримозговой гематоме и тромбозе экстрацеребральных артерий.

Лицам, страдающим от данной патологии, особенно малышам, которые только учатся ходить, необходимо носить специальную ортопедическую обувь. Ее отличает закрытый перед и жесткая задняя часть.

Также родителям малышей до года стоит запомнить: ребенка не нужно раньше времени ставить на ножки, не стоит сажать в ходунки – это может помешать нормальному развитию стопы. Когда придет время, малыш сам попробует ходить – и у него обязательно все получится!

Взрослым для лечения пирамидальной недостаточности назначаются ощутимые физические нагрузки: бег, плавание, прогулки, занятия лечебной физкультурой и спортом. Отличные результаты дает ЛФК, точечный массаж и рефлексотерапия.

Если же синдром возник на фоне другого заболевания, основной упор следует сделать на исцеление от него

Так же важно восстановить двигательную активность пациента, если имеется паралич. Однако не стоит забывать и о необходимости купировать симптомы описываемой патологии; в особенности это важно для маленьких пациентов

Чтобы избежать такого неприятного и опасного своими осложнениями патологического состояния, как пирамидная недостаточность, необходимо:

  • тщательно следить за своим здоровьем и здоровьем детей;
  • принимать все необходимые меры для предотвращения травм, могущих стать провокаторами развития патологии;
  • своевременно лечить болезни, на фоне которых может возникнуть синдром, а также предпринимать меры для их профилактики.

Ульяна Лопаткина

фото: Olga Zinovskaya / Legion-Media

Одна из самых сценически красивых, одухотворенных и… высоких балерин. Рост Лопаткиной — 175 см. Обычно высоким девочкам сложно уже в балетной школе, но Ульяна вытянулась уже к концу обучения. Дело в том, что партнерам балерин полагается поднимать не более 50 кг, такие нормы охраны труда (в том числе и сценического), действуют в нашей стране. Поэтому жесткая формула веса «рост минус 120», действующая для артисток балета, в случае с высокими девушками становится еще строже. Понятно, что им приходится привыкать к сдержанному рациону. Летом 2017 года звезда объявила о завершении балетной карьеры, но привычка быть постоянно в форме осталась.

Политика разумных ограничений. Именно разумных, потому что при физических нагрузках необходимо быть в тонусе, с хорошим запасом энергии.

Утренний кофе. Ульяну никогда не смущали поздние репетиции, она предпочитала брать вечернее время, чтобы заниматься столько, сколько захочется, и не опасаться, что придут коллеги и будут ждать, когда освободится зал. Вставать она тоже привыкла поздно. Особое удовольствие для нее — спокойно, не торопясь, выпить чашечку кофе.

Травяные чаи. Еще один любимый напиток балерины — зеленый чай с травами.

Маленькие радости. Ульяна Лопаткина рассказывала в шоу Ивана Урганта о том, как они с подругами баловали себя, когда еще учились в Академии русского балета и жили в интернате. Запретное лакомство состояло из хлеба и масла. Этот незатейливый бутерброд с двух сторон сжимали горячими утюгами. Получался горячий сэндвич, который интенсивно растущим девчонкам казался настоящим деликатесом.

Чему учат маленьких балерин

Обязательные балетные предметы – это ритмика, работа у станка и занятия с хореографом.

«Ритмика – это предмет, которым начинают заниматься самые маленькие детки. Это возможность научиться существовать в пространстве музыки, слышать музыкальную фразу, различать forte и piano и передавать это движениями. Удивительное дело, когда ребенок пытается движением соответствовать музыке, то начинает очень глубоко ее ощущать и понимать очень тонко», – говорит Илзе Лиепа.

По ее словам, не менее важна работа с хореографом. Это должен быть знающий педагог, который поставит композиции, подберет музыку, образы, которые соответствуют детскому возрасту. Все это дает ребенку возможность растанцеваться и понять, что через танец он может выразить себя, проявить свой характер и темперамент.

«Мой отец, когда-то отдав нас с Андрисом в кружок при клубе Чкалова, сказал: «Я очень хочу, чтобы дети сначала растанцевались»

И это важно, ведь если сразу начать заниматься только движением, гимнастикой, совершенствованием тела без элемента творчества, оно в ребенке может и не расцвести», – уверена создательница школы

Фото: M24.ru/Александр Авилов

Если балетмейстер ставит танец, то педагог на уроке репетирует необходимые для танца элементы и просто работает над техникой. Занятия у станка скучны и утомительны, но именно они помогают выработать чистоту движения.

В филиале в Жуковке хорошо найден необходимый баланс между скучными упражнениями и творческим танцем. Педагог Валентина Горская рассказывает: «Детишки здесь светятся. Они сюда прибегают с удовольствием. Конечно, им у станка не очень нравится стоять, им больше нравится заниматься хореографией, но мы объясняем, что без усилий, без определенного навыка, без определенных упражнений не будет получаться то, что вы танцуете».

[править] Тема стихотворения

Влюбленно белые нарциссы…

Песня посвящена тяжелой женской доле и, судя по всему, относилась не к советским балеринам, а к юным танцовщицам императорских сцен 19 столетия. Не стоит искать реальный прообраз песни, это поэтическое обобщение. Юные красавицы, всегда из бедных семей, часто в личной жизни оставались неустроенными. Балет в России 19 столетия был моден; эту моду на него можно сравнить с современным отношением к футболу, который в то время не был столь популярен. Императорская казна не скупилась на приглашение иноземных балетмейстеров и танцовщиков — чем не сегодняшние расценки тренеров и игроков-легионеров из разных стран! — а аристократы-зрители хорошо знали всех молоденьких танцовщиц, которые часто становились их содержанками (напомним: любое сравнение «хромает», и жизнь сегодняшних футболистов-миллионеров мало походит на танцовщиц императорской труппы XIX столетия). Конечно, и юные танцовщицы были разными, и у кого-то из них женская судьба складывалась вполне удачно, но все же таких было немного (достаточно удачно сложилась жизнь балерины Екатерины Гавриловны Числовой — фактической супруги великого князя Николая Николаевича (брата императора Александра II), или Матильды Николаевны Мадаевой, ставшей членом семьи князей Голицыных, или Анны Ивановной Прихуновой, вступившей в брак с предводителем московского дворянства князем Л. Н. Гагариным, — но подобные истории были исключениями, неразрывно связанными со скандалами). Песня посвящена юным девам, царящим на сценах, но вне стен театра оказывавшихся бедными и никому не нужными. Со временем красота и легкость уходили, ничего не оставляя взамен, кроме небольшого пенсиона. Юные красавицы знали, что собственное будущее надо устраивать самим — что по меркам времени было непросто для женщины.

…и лакфиоль

Эту тему поднимала в своих мемуарах еще Авдотья Яковлевна Панаева (1820—1893); сама дочь драматического артиста Я. Г. Брянского, она хорошо знала закулисную среду императорских театров первой половины 19 века. Этой же теме посвящена книга Ольги Ковалик «Повседневная жизнь балерин русского императорского театра» (издательство «Молодая гвардия», серия «Живая история. Повседневная жизнь человечества», 2011), в которой автор пишет: «На заре золотого балетного века любая постановка превращалась в ярмарку красавиц. <…> В петербургском обществе испокон веков знали, что перед окончанием училища каждая будущая балетная фея подвергалась традиционному искушению особым благоволением начальства. Что означало принуждение со стороны театральных чиновников выше среднего уровня к сожительству с обещанием сразу после выпуска обеспечить приличное жалование».

Рацион Майи Плисецкой

Пример для подражания и для самих танцовщиц балета — Майя Плисецкая — имеет свой вариант диеты балерин. Сама она никогда не ест ни жирной пищи, ни колбас, ни сахара, ни выпечки. Самым важным она называет низкую калорийность еды, а также отказ от перекуса на ночь.

Меню для эффективного похудения Плисецкая предлагает следующее:

  • овсянка на воде утром;
  • овощи (суп, салат) днем;
  • рыба, овощи, рис вечером.

В качестве перекуса можно употреблять некалорийные фрукты, овощи, пить воду.

Такая диета балерин предполагает полный отказ от картофеля, мяса, яиц, помидоров, кофе и шоколада. Но придерживаться столь ограниченного рациона можно не более 2 недель. Результаты похудения за это время могут достичь 10 кг. При необходимости режим повторяют не раньше, чем через 2 месяца.

Про конкуренцию

Удивителен накал интриг среди этих 5-6-летних соплюшек: в борьбе за внимание тренера они бьют друг друга в раздевалках, пачкают и режут костюмы, выбрасывают инвентарь, радуются чужим травмам. Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек

Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала

Я обожала, когда у меня что-то получалось лучше, чем других девочек. Ой, а на выступлениях чего только не было! И порезанные пуанты, и выбрасывание костюма, и рванье пачки. Одну поймала за руку, когда она мне в обувь стекло сыпала.

Самая дичь – подлить дихлофос в грим. Гримерка одна, но такие твари могут во всё налить. Хоть кислоту.

Екатерина Шипулина

фото: Wally Skalij / Los Angeles Times / Getty Images

Потомственная балерина, родившаяся в Перми, ведущая солистка Большого театра, которую приняли в труппу сразу после окончания Московской государственной академии хореографии — в 1998 году, то есть больше 20 лет назад! А еще Екатерина — жена пианиста Дениса Мацуева, который дает концерты по всему миру. В октябре 2016 года у них родилась дочка Анна. Помимо беременности был еще один период, когда Шипулина поправилась достаточно сильно — набрала 8 кг. Это было после травмы колена и сложной операции, которую делали в Австрии. Она признавалась, что, глядя в зеркало, стала замечать округлившиеся щечки, а когда появилась возможность снять больничную одежду, не влезла в любимые джинсы. Но затем восстановила форму достаточно быстро. Каких же правил придерживается звезда балета, чтобы оставаться стройной?

Слушать свой организм. Это, пожалуй, главное. Екатерина против всевозможных диет. Считает, что нельзя себе отказывать в том, чего хочется.  Если организм заказывает определенный продукт, значит, он ему необходим. Съешьте немного, и это пойдет вам на пользу.

Гармоничный рацион. Выстраивать его нужно так, чтобы обеспечить свой организм всем, что ему необходимо. Тогда калории будут сгорать и лишние сантиметры в талии не добавятся. Другое дело, что диеты и искусственные ограничения сбивают настройки, и человеку становится сложно определить, что и когда нужно съесть на самом деле. Но этому можно и нужно учиться, потому что никто не поймет и не почувствует наши потребности лучше, чем мы сами.

Завтрак полноценный, ужин — обязательный. По мнению Шипулиной, в идеале нужно есть в одно и то же время. Она обязательно хорошо завтракает. Это связано еще и с тем, что днем она очень загружена и не всегда может выкроить перерыв. Все же старается есть достаточно часто и придерживаться стабильного режима питания. И никогда не пропускает ужин! Даже если добраться до него удалось только к полуночи.

Еда с удовольствием. Екатерина — настоящий гурман. У нее много любимых блюд, одно из них — узбекский плов. Любит и сладкое — шоколад, мороженое. Готовит вдохновенно, осваивает новые рецепты и с удовольствием угощает гостей, собравшихся за большим столом. Тоже любит поесть, а все, что нужно для поддержания фигуры, делает в балетном зале. Ведь надо признать, ремесло невесомых нимф, порхающих по сцене, — это титанический труд.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.

Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector