Лекция марины абрамович в киеве: перформанс для меня
Содержание:
- Энергия покоя / Остаточная энергия (1980)
- Рубрика: Арт, искусство, Март 12, 2015 — 12:17, Tags марина абрамович, перформанс
- Марина Абрамович перфомансы. Перформанс Марины Абрамович
- «Спаситель мира», «тулузский Караваджо», «компьенский Чимабуэ», а также пересмотр истории искусства с учетом творчества женщин-художниц — оживление рынка старых мастеров
- Небывалый взлет онлайн-аукционов искусства и в целом массовый выход арта в интернет
- Биография
- Ритм 0 (1974)
- Последние новости
- Энергия покоя / Остаточная энергия (1980)
- Фейк-выставка Дэмиена Херста на Венецианской биеннале 2017 года
- НАШИ ЛЮДИ
- Венецианская биеннале искусства и блокбастерные арт-ярмарки (Art Basel, Frieze, Paris Photo, FIAC) стали массовыми мероприятиями
- Примечания
- Выход музеев искусства в массы
- «Ритм 0»
Энергия покоя / Остаточная энергия (1980)
Яркий пример полной самоотдачи Марины Абрамович – это работа «Энергия покоя», показанная в Дублине в 1980 году. В этом перформансе Абрамович и Улай, стоя друг напротив друга, смотрят один другому в глаза. Абрамович держит боевой лук, а Улай – тетиву этого лука со стрелой, нацеленной прямо в сердце Абрамович. У обоих к сердцу прикреплены микрофоны, которые на всё помещение транслируют звук всё ускоряющегося сердцебиения. Они свободно отдаются весу своих тел, при этом лук, за который они держатся, – единственный пункт их взаимной стабильности.
Абрамович говорит: «Ритм 0» и «Энергия покоя» – это два самых трудных произведения в моей жизни, поскольку в них я не отвечала за себя. В «Энергии покоя» мы действительно держали нашими телами стрелу, направленную мне в сердце. У нас было два микрофона, присоединенных к нашим сердцам, и мы могли слышать их биение. По мере развития нашего перформанса оно становилось все более интенсивным. Это длилось четыре минуты и десять секунд, и для меня они были вечностью. Это был перформанс, полностью посвященный безграничному доверию».
Точка контакта (1980)
Точка контакта – это минималистичный, статичный перформанс, исполненный Мариной и Улаем в Амстердаме в 1980 году. Художники протягивают друг к другу свои указательные пальцы и перед тем, как они соприкоснутся, ощущают особую ауру и силовое поле. Марина Абрамович: «Это ощущение чистого присутствия – самое совершенное состояние человека. И если ты переживаешь это состояние душой и телом, ты действительно можешь достичь преобразующего качества трансцендентного, возвышаешь свой дух и дух зрителя».
Ночной переход (1981)
«Ночной переход» – это серия из 22-х перформансов, которые осуществлялись между 1981 и 1987 годами в 19 точках на разных континентах. Во время перформансов Улай и Абрамович молча и неподвижно сидели с разных сторон стола лицом друг к другу. В 2010 году эта идея будет использована в перформансе «В присутствии художника», где каждый желающий мог сесть по другую сторону стола от Марины Абрамович, молча и неподвижно смотря ей в глаза.
Пьета (1983)
Пьета (от итальянского pietà — жалость) — иконография сцены оплакивания Христа Девой Марией, где она держит тело мертвого сына на коленях. Марина и Улай в 1983 году в Амстердаме представили свою трактовку религиозной сцены.
Поход по Великой китайской стене (1988)
Однажды Марина и Улай увидели репортаж, в котором астронавты рассказывали, что единственные постройки человека, которые видны с Луны – это пирамиды и Великая китайская стена. Тогда у художников и возникла идея пройтись навстречу друг другу по Великой китайской стене. Чтобы получить разрешение на перформанс от китайских властей, им потребовалось почти восемь лет.
После Марина и Улай пришли к идее, что Великая китайская стена была построена не для защиты от Чингисхана и других врагов, а, скорее, несет в себе метафизический смысл, являясь точной копией Млечного Пути на Земле. Она начинается в Желтом море, где покоится голова Дракона, хвост его находится в пустыне Гоби, а туловище – в горах.
Улай, как стихия огня, как мужское начало, начал свой путь из пустыни. Марина Абрамович, как женское начало – из воды, со стороны моря.
Изначально они предполагали встретиться посередине стены и пожениться. Однако за годы, прошедшие между началом проекта и его завершением, отношения Абрамович и Улая разладились. Улай стал изменять Марине, она в ответ на это стала изменять ему. Вдобавок обнаружилось, что помогавшая художникам переводчица-китаянка беременна от Улая.
В итоге каждый из художников прошел две с половиной тысяч километров, чтобы встретиться посередине стены и расстаться. Улай женился на той самой китаянке, а Марина начала http://top-antropos.com/history/20-century/item/815-marina-abramovic-3 — уже без Улая.
В присутствии художника (2010)
В 2010 году Улай принял участие в перформансе «В присутствии художника» и в съемках одноименного фильма, посвященного этому перформансу. Стоит отметить, что даже после расставания на Великой китайской стене Улай и Марина не раз виделись. Марина знала, что Улай будет на открытии её выставки «В присутствии художника», но то, что он сядет за стол напротив, стало для нее неожиданностью и вызвало у художницы слёзы.
Рубрика: Арт, искусство, Март 12, 2015 — 12:17, Tags марина абрамович, перформанс
Работы сербской художницы-перформансиста Марины Абрамович, по праву, считаются одними из самых интересных и заслуживающих внимание проектов в сфере современного искусства. Они оказали влияние на творчество многих молодых художников, стиль которых пребывал на этапе формирования
Из множества перформансов художницы мы постарались отобрать 5, по нашему мнению, лучших.
Одним из наиболее социальных проектов Марины Абрамович был „Балканское барокко“, который оценили на Венецианской биеннале престижной премией „Золотой лев“. Суть работы заключается в критике явления, которое можно обозначить как чёрное пятно в истории, практически, каждого народа – войне. В данном перформансе художница сидела на полу и перемывала гору окровавленных костей в память жертв Югославской войны.
Главной особенностью всего творчества Абрамович можно назвать способность рисковать и жертвовать чем-то, а иногда и собой, ради искусства и собственных идей. В проекте „Ритм 0“ художница оставила для себя наиболее пассивную роль – оставаться неподвижной на протяжении 6 часов. Основным заданием было проанализировать взаимодействие публики с самим художником во время работы, и искусством как явлением. В зале находилось 72 предмета, которые было разрешено применять по отношению к художнице по своему усмотрению. Некоторые из вещей могли доставлять удовольствие, другие – боль и увечья, а некоторые даже представляли опасность для жизни, такие как нож, или заряженный пистолет. Поначалу публика вела себя достаточно дружелюбно, но, увидев власть в своих руках, понемногу начала действовать агрессивней, позже Абрамович вспоминает: „Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить. <…> Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии. Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния“. Таким образом, многие человеческие качества, которые нельзя проявить в социуме, оказались на поверхности, а люди показали себя как достаточно жестокие существа.
Еще одним проектом, основанным исключительно на доверии, но уже не публике, а любимому человеку был проект „Энергия покоя“. На протяжении нескольких минут Абрамович держала лук, а Улай – стрелу, натянутую и нацеленную прямо в сердце Марины. В это время динамики транслировали ритм сердца и учащенное дыхание художников
Любое неосторожное движение Улая или Марины могло закончиться фатальной ошибкой, но проект получился более чем интересным и запоминающимся
Окончание долгого периода отношений и совместной работы Марины и Улая тоже были оформлены как перформанс. В 1988 году они запланировали духовное путешествие с противоположных концов Великой китайской стены. Пройдя по 2500 км, они встретились посередине и приняли решение проститься навсегда.
Этот список закончит один из последних проектов Абрамович „Присутствие художника“, который состоялся в 2010 в Нью-Йоркском музее современного искусства. На протяжении нескольких суток заданием художника было смотреть в глаза зрителям, которые постоянно сменяли друг друга. За более чем 700 часов перформанса, Марина встретилась взглядом примерно с 1500 людьми, одним из них был и Улай. Стоит упомянуть, что это было их первой встречей после последнего совместного проекта в 1988 году. На несколько секунд художница поддалась эмоциям и расплакалась, но любовь к искусству оказалась сильней и уже через мгновение перформанс продолжился как ни в чем не бывало.
Автор статьи: Вика Ежевика
Марина Абрамович перфомансы. Перформанс Марины Абрамович
Она разрешила людям делать с собой всё, что они захотят. Спустя несколько часов начался АД!Сербскую художницу Марину Абрамович по праву называют бабушкой перформанса. Уже 40 лет она проводит различные акции, в которых принимает непосредственное участие. К примеру, в одном из наших материалов ты мог читать о выставке под названием «В присутствии художника».Суть проекта состояла в том, что любой из посетителей мог сесть рядом с Мариной и посмотреть ей в глаза. Для художницы было большим сюрпризом, что среди желающих сесть напротив оказался ее бывший возлюбленный. Женщина не смогла сдержать эмоции!Вашему вниманию перформанс, который состоялся в 1974 году в Неаполе. Акция получила название «Ритм 0». Идея была довольно проста: Абрамович стоит неподвижно на протяжении 6 часов, а посетители могут делать с ней всё что угодно при помощи 72 предметов, которые находятся на столе.В руках у Марины была табличка с надписью: «На столе лежат 72 предмета, которые можно использовать на мне как вам пожелается. Я — предмет. Я беру на себя всю ответственность на период проведения акции с 20:00 по 02:00».Набор предметов был весьма разнообразным. Там были безобидные цветы или перья. Не обошлось также без лезвия, ножа и пистолета с одним патроном!На акции присутствовал арт-критик Томас Макэвиллей. Позже он вспоминал, что начиналось всё весьма безобидно: «Кто-то поднял ей руки, другой повернул, третий потрогал в интимных местах…»«К третьему часу ситуация обострилась. Люди начали срезать с нее одежду при помощи лезвия. Еще через час ножи, лезвия и шипы роз начали касаться кожи. Ее тело подверглось некому насилию, но Марина была настолько предана идее, что не сопротивлялась бы даже изнасилованию или убийству», — рассказывал Томас.В последние два часа на художницу несколько раз наставляли пистолет. Правда находились те, кто отбирал его. В результате оружие вложили ей в руки и заставили направить на себя.Сама художница вспоминает: «Оставляя решение за публикой, ты рискуешь быть убитым. Я чувствовала над собой реальное насилие. Вокруг царила агрессивная атмосфера!»Шесть часов спустя Марина Абрамович пошла через толпу посетителей. Люди избегали ее взгляда. Никто не хотел нести ответственность за содеянное. Казалось, что все присутствующие хотели забыть то, как они издевались над девушкой.Эта работа раскрывает нечто ужасное в сущности человечества. Становится понятно, что большинство из нас способно причинить человеку боль, если только за это не нужно будет нести какого-то наказания. Главное — дать возможность!
«Спаситель мира», «тулузский Караваджо», «компьенский Чимабуэ», а также пересмотр истории искусства с учетом творчества женщин-художниц — оживление рынка старых мастеров
AFP/East News
Как отмечают аналитики портала artnet, рынок старых мастеров больше других секторов движим предложением. Поэтому каждая новость в этом сегменте и каждая вновь попадающая на рынок работа становится довольно громким событием — что и говорить о произведениях, которые возникают на рынке впервые. Уходящая декада была богата на потрясения: тут и в духе — а то и кисти — Караваджо, и , казалось бы, предельно консервативный и маскулинный рынок старых мастеров — как и вся история искусств — подвергается пересмотру. К 2019 году все считаются с женщинами-художницами прошлого, не знать эти имена — , , , — уже не комильфо.
Небывалый взлет онлайн-аукционов искусства и в целом массовый выход арта в интернет
Lisa Maree Williams/Getty Images
Вслед за люксовыми брендами искусство тоже пошло в народ. Аукционные гиганты Sotheby’s, Christie’s, Phillips не только предложили клиентам возможность онлайн-торговли и отдельные онлайн-торги (и на своих площадках, и в сотрудничестве с агрегаторами-маркетплейсами наподобие Artsy), но и завели себе инстаграмы, в которых решительно заманивают аудиторию соцсети на аукционы гравюр, антикварных книг, ювелирных изделий и дорогих сумок. Любопытно, что при этом русский аккаунт Christie’s показывает только выставки московского офиса и международные новости, о московских торгах не говорят ничего. Все специалисты рынка сходятся во мнении о том, что Instagram совершил революцию в наших покупательских привычках и демократизировал арт-индустрию (многим художникам теперь попросту не нужен галерист — они прекрасно продают через свой аккаунт). Нет смысла игнорировать столь мощный визуальный инструмент работы с аудиторией, который к тому же приносит прибыль.
Биография
Абрамович родилась в Белграде в Сербии. Её двоюродным дедом был патриарх Варнава из Сербской православной церкви. Её родители были югославскими партизанами во время Второй мировой войны. Отец Марины Войо был командующим, которого приветствовали как национального героя после войны. Её мать Даница была майором в армии, а в 1960-х директором Музея Революции и Искусства в Белграде.
В 14 лет она попросила своего отца купить ей масляные краски. Один из друзей отца решил показать ей, как ими пользоваться: он положил холст на пол, выплеснул на него смесь из красок и подорвал. На этом примере Марина поняла, что в искусстве «процесс важнее результата».
В 1964 году её отец оставил семью. В интервью 1998 года Абрамович описывала, как её «мать взяла на себя полное управление в военном стиле надо мной и моим братом. Мне не разрешили выходить из дома после 10 часов вечера до 29 лет. <…> Все перформансы в Югославии я свершала до 10 часов вечера, потому что в это время должна была быть дома. Это было абсолютное безумие, но все мои порезы, хлестания, поджигания, которые могли лишить меня жизни, — всё делалось до 10 вечера».
Она была студенткой университета искусств в Белграде с 1965 до 1970 годы. В 1972 году закончила свои исследования в Академии изящных искусств в Загребе в Хорватии. С 1973 до 1975 годы преподавала в Академии изящных искусств в Но́ви-Сад, давая первые сольные выступления.
С 1971 до 1976 года Марина была замужем за Нешем Париповичем.
С 1976 года живёт в Амстердаме. Переехав в Амстердам, Абрамович познакомилась с западногерманским перформансистом Уве Лайсипеном (англ.)русск., выступавшим под псевдонимом Улай. В 1988 году, после нескольких лет натянутых отношений, Абрамович и Улай решили расстаться. Для этого они предприняли путешествие по Великой китайской стене: отправившись в путь с противоположных концов, они встретились посередине, чтобы попрощаться друг с другом
В 1997 году получила премию «Золотой лев» 47-й Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко» — художница перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
В 2016 году на сайте издательства Penguin Random House появилась информация, что 25 октября 2016 года художница выпустит автобиографию «Walk Through Walls».
Ритм 0 (1974)
В 1974 году в Неаполе, состоялся перформанс «Ритм 0», где зрители вместе с художницей были заперты в галерее Morra на шесть часов. Перед Мариной Абрамович стоял стол с 72 предметами, которые были отобраны в качестве инструментов, вызывающих наслаждение (роза, мёд, виноград, карандаш, краски, свеча, поляроидная фотокамера), боль (кнут, ножницы, скальпель, спички) или смерть (пуля, пистолет). В галерее была вывешена информация, что во время перформанса тело Абрамович находится в распоряжении зрителей и они могут с ним (так же, как и с находящимися на столе предметами) делать всё, что заблагорассудится. Сама она всё это время оставалась неподвижной. Вначале люди были в замешательстве и ничего не делали, затем понемногу начали включаться в игру, и их активность переросла в настоящую агрессивность. В конечном счёте её одежда оказалась разрезанной, тело было исколото шипами розы, на теле были сделаны надрезы и некоторые даже пили её кровь. Она сказала, что за эти шесть часов ей пришлось воплотить три иконографических женских образа – Мадонну, мать и уличную девку. В тот раз перформанс прервал галерист, сообщивший, что он закончился. Это произошло в тот момент, когда кто-то из посетителей уже зарядил пистолет пулей и приставил его к виску художницы. Когда она начала двигаться, оживая из состояния объекта, публика была этим по-настоящему шокирована и буквально разбежалась, стараясь скрыться от любой возможной конфронтации. Позже в гостинице она обнаружила, что у неё появилась прядь седых волос.
Фотографии с перформанса Ритм 0:
Последние новости
- Переведено на русский стихотворение Бродского, которое пролежало в книге 30 лет 9.08.2020 09:27
- Российские звёзды отказываются от концертов в Белоруссии перед президентскими выборами 7.08.2020 22:15
- Актриса Кэмерон Диаз рассказала, почему решила закончить карьеру 6.08.2020 23:34
- В Питере в режиме онлайн пройдёт фестиваль корейского кино 5.08.2020 23:17
- Актер Сергей Жигунов чуть не погиб на съёмках фильма 4.08.2020 23:57
- Неокуб — оригинальная игрушка-конструктор из магнитных шариков завоевывает любовь детей и взрослых 4.08.2020 22:19
- В центре Москвы откроется книжный магазин черносотенцев 4.08.2020 00:02
- Крушинский Константин Николаевич: чем примечательна княжеская резиденция в Монако 3.08.2020 22:20
- «Ржев» произвел фурор среди зрителей Шанхайского международного кинофестиваля 3.08.2020 15:56
- Опекун Бритни Спирс дал комментарии по поводу требований освобидить дочь из-под опеки 2.08.2020 23:30
Все новости
Энергия покоя / Остаточная энергия (1980)
Яркий пример полной самоотдачи Марины Абрамович – это работа «Энергия покоя», показанная в Дублине в 1980 году. В этом перформансе Абрамович и Улай, стоя друг напротив друга, смотрят один другому в глаза. Абрамович держит боевой лук, а Улай – тетиву этого лука со стрелой, нацеленной прямо в сердце Абрамович. У обоих к сердцу прикреплены микрофоны, которые на всё помещение транслируют звук всё ускоряющегося сердцебиения. Они свободно отдаются весу своих тел, при этом лук, за который они держатся, – единственный пункт их взаимной стабильности.Абрамович говорит: «Ритм 0» и «Энергия покоя» – это два самых трудных произведения в моей жизни, поскольку в них я не отвечала за себя. В «Энергии покоя» мы действительно держали нашими телами стрелу, направленную мне в сердце. У нас было два микрофона, присоединенных к нашим сердцам, и мы могли слышать их биение. По мере развития нашего перформанса оно становилось все более интенсивным. Это длилось четыре минуты и десять секунд, и для меня они были вечностью. Это был перформанс, полностью посвященный безграничному доверию».
https://youtube.com/watch?v=YrHgSZBns8g
Фейк-выставка Дэмиена Херста на Венецианской биеннале 2017 года
Awakening/Getty Images
В мире, который все больше управляем законами создания контента и нарратива, громким событием стало шоу Дэмиена Херста . Я могу определить инсталляцию Херста на Венецианской биеннале 2017 года только термином «шоу», потому что один из самых высокооплачиваемых современных художников все сделал как по учебнику сценарного искусства. Скрестив основные мировые религии, арт-традиции и сюжеты, Херст сочинил легенду о крушении корабля Apistos («Невероятный»), случившемся более 2000 лет назад. Корабль якобы вез на некий музейный остров коллекцию, собранную освобожденным рабом по имени Сиф Амотан II (по-английски это имя — Cif Amotan II — анаграмма фразы I am a fiction, «Я — фикция»). Херст создал 189 артефактов — от безделушек до гигантских бронзовых статуй, заботливо состарил их в глубине океана, снял для Netflix о том, как все эти сокровища поднимают со дна морского, взаправду поднял их на сушу, и разместил для обозрения и продажи в двух помещениях фонда фэшн-магната Франсуа Пино: Палаццо Грасси и галерее Пунта делла Догана. Критики всего мира скрестили копья, обсуждая баснословно дорогую выставку гигантских размеров: проходились и по неуемным амбициям Херста, и по его любви к поп-культуре, и по его желанию хорошенько заработать, и по колоссальным бюджетам, грохнутым на производство «Затонувших сокровищ». Я не могу сказать, что люблю Херста, но мне нравится размах, мне нравится наглость, наконец, мне нравится громкое высказывание на тему постправды, эстетического вкуса, а также способности и желания критически мыслить. Другой вопрос — как много иронии вложил сам художник в свой исполинский арт-диснейленд.
НАШИ ЛЮДИ
Алена Полынь
Другое
парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ
Ylvis
Другое
комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера
XP Voodoo
Другое
один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения
Wretch 32
Другое
английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея
Wisin & Yandel
Другое
Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel
Timbuktu
Другое
«https://ru
TheHill88
Другое
YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88
The Doodler
Другое
Венецианская биеннале искусства и блокбастерные арт-ярмарки (Art Basel, Frieze, Paris Photo, FIAC) стали массовыми мероприятиями
Harold Cunningham/Getty Images
Это случилось за четыре-пять лет — вдруг знакомые стали планировать отпуска в Венеции, Базеле и Лондоне, как бы между прочим бросая в разговоре: «Ну, увидимся на биеннале, на «Фризе», на «Базеле». Маттео Джаннази, консультант отдела обучения Венецианской биеннале (его в 2009 году слили с отделом маркетинга), говорит о том, что за последние 15 лет в реконструкцию Арсенала (второй площадки основной программы) вложены огромные деньги
С приходом Паоло Баратты на директорский пост в 2008 году стремительно развиваются образовательные программы и огромное внимание уделяется расширению аудитории. Надо помнить, что биеннале — это не просто выставка, но огромный фонд, который в первую очередь занимается образованием и продвижением не только современного искусства, но и музыки, архитектуры, кино, театра и танца, поэтому увеличение целевой аудитории — логичный шаг
Другой вопрос, что именно биеннале искусства — самая популярная из всех венецианских выставок, поэтому именно к ней привлекают максимальное количество посетителей. Что же до арт-ярмарок, то их цель — продажа выставочных пространств галеристам и привлечение к этим пространствам максимально большой аудитории за немаленькие деньги (дневной билет на обе ярмарки лондонской Frieze в 2019 году стоил £60). Так в арт-рынок оказываются все больше втянутыми не только его непосредственные игроки (художники, галеристы и кураторы), но и мы с вами. Если события и дальше будут развиваться в том же духе, то биеннале и арт-ярмарки со временем рискуют превратиться в недели моды в их последней версии: на первом ряду не редакторы, а инфлюенсеры, на ряд показов продают билеты, бренды-мастодонты устраивают светские ужины, на которых длинноногие обольстительницы выгуливают платья и ведут прицельную охоту за миллионерами. Не то чтобы это было плохо, но места искусству может и не остаться.
Примечания
- Demaria, Cristina. The Performative Body of Marina Abramovic (англ.) // European Journal of Women’s Studies (англ.)русск. : journal. — 2004. — August (vol. 11, no. 3). — P. 295.
- ↑ . nv.ua. Дата обращения 13 июля 2020.
- ↑ Dazed. (англ.). Dazed (16 April 2020). Дата обращения 13 июля 2020.
- . Lacan.com. Дата обращения 11 декабря 2013.
- Quoted in Thomas McEvilley, «Stages of Energy: Performance Art Ground Zero?» in Abramović, Artist Body, .
- . Дата обращения 6 февраля 2015.
- Абрамович М., Яппе Э. Есть нечто новое, а именно — юмор // Художественный журнал. — № 6.
- ↑
- ↑
- . IMDB.
- . IMDB.
- . IMDB.
- . Bird In Flight (22 апреля 2020). Дата обращения 13 июля 2020.
Выход музеев искусства в массы
Пресс-служба ГМИИ им. Пушкина
На фоне конкуренции брендов за внимание пользователя музеи тоже приоткрыли двери своих башен из слоновой кости. О том, что музеи искусства конкурируют не с другими музеями, а вообще со всеми источниками развлечений, будь то кинотеатры, рестораны, торговые центры и любимый продавленный диван, исследователи говорят давно — , если не раньше
Однако музеи — не просто центры развлечений, это в первую очередь архивы, исследовательские и консервационные площадки, платформы для искусствоведческой работы, накопители знаний. Эта высокая миссия всегда давала музеям повод и возможность высокомерно смотреть на другие институции проведения досуга — но тут появился Instagram, и высоколобые колоссы покачнулись. Теперь музейные эсэмэмщики соревнуются в остроумии и любезно отвечают на комментарии пользователей в соцсетях, маркетологи выдумывают мерч позалихватистей (например, Пушкинский музей выпустил к выставке коллекции Щукина скейтборды и рубашки с принтами, разработанными маркой Гоши Рубчинского «Рассвет»), а кураторы планируют выставки поблокбастерней. Куда ни глянь — карточки друзей музея, патронские программы и регулярно обновляемые меню в классных музейных кафе. Все научились не просто открывать выставки, а производить продукт, контент, нарратив, выводить его на рынок и продавать
Всем важно, чтобы молодежь пилила селфи на фоне экспликации. Всем хочется, чтобы инфлюенсеры щеголяли в толстовках с именно их логотипом
Никому не хочется слишком больших очередей (поэтому для самых популярных выставок заранее запускают онлайн-продажи билетов на временные интервалы), но, подозреваю, многие не против, чтобы #очередьнасерова случилась именно у них.
«Ритм 0»
В Студии Морра в Неаполе в 1974 году Марина Абрамович разложила на столе 72 объекта, которые посетители могли использовать по своему усмотрению.
Ножницы, роза, нож, хлыст, оливковое масло, скальпель, пистолет с одной пулей — в течение шести часов зрители играли с этими предметами и художницей, которая находилась рядом, не двигаясь.
Этот перформанс стал одним из самых шокирующих и самых известных в ее жизни.
Ей порвали одежду и порезали кожу, прикладывали пистолет к голове и сексуально домогались.
Уже после этого художница говорила, что готова была умереть, а после эксперимента чувствовала себя как никогда одинокой.
По замыслу Марины Абрамович, перформанс продемонстрировал человеческую уязвимость и агрессивность. Она провоцировала людей проявлять в себе хорошее и плохое — и принимала все эти проявления с любовью.
Image caption
В своих перформансах Марина Абрамович представляет женское тело как объект: например, позволяет зрителям делать с ней все, что угодно