10 фактов о болливуде, которые поражают воображение

Правила посещения Болливуда

Посетителям необходимо вовремя прибыть к месту начала экскурсии, поскольку ждать никого не будут, а деньги за пропущенную экскурсию не возвращаются.

Посетители должны иметь при себе документы (паспорт или водительское удостоверение).

На территории Болливуда строго запрещено курение, выпивка, жевание паана и гутки (листья с легким наркотическим эффектом).

Лучшее время для посещения Болливуда — с октября по май (хотя в мае может быть уже слишком жарко). С июня по сентябрь в Мумбаи продолжается сезон дождей, что означает огромную влажность даже при отсутствии дождя. Поэтому съемочная деятельность в это время ограничена, посетители экскурсии рискуют не увидеть съемки вживую, ограничившись осмотром декораций.

Во время экскурсии мобильные телефоны должны оставаться в режиме «без звука». Фото- и видеосъемка разрешены только в определенных местах.

Туристы должны всегда оставаться в группе и соблюдать все правила, не мусорить, не мешать работе съемочной группы. За порчу имущества студии придется уплатить штраф, а за любые нарушения правил участие в экскурсии прекращается.

trilok singh kachhawa

Что такое Болливуд?

Болливуд – это особое слово для всех, кто увлекается индийскими фильмами. Так называют киноиндустрию города Бомбей, сегодня переименованного в город Мумбаи, который во всем мире сравнивают с Голливудом.

Первые упоминания этого слова относятся к 70-ым годам, но популярность термин приобрёл лишь в середине 1990-х годов. Ежегодно на большие экраны в Индии выходит более тысячи картин, каждая пятая из которых снята на хинди именно в Болливуде. Съемки проходят также в других уголках страны – например, картины на телугу выходят в Толливуде, а на тамильском языке в Колливуде. Болливуд и юг стали визитной карточкой киноиндустрии Индии. Красочные фильмы продолжают набирать популярность в других странах, ежегодно принося своим создателям более двадцати миллиардов долларов.

На съемочной площадке

Поцелуи в 1930-х длились по четыре минуты

Девика Рани впилась в губы своего мужа на экране в фильме 1933 года «Карма». Актриса не отрывалась от мужниного рта целых четыре минуты.

Image caption

Девика Рани славилась как непревзойденный эксперт по поцелуям

Кинокритик и колумнист газеты Indian Express Шубхра Гупта отметила, что после обретения независимости поцелуй исчез в «миазмах ханжества и ложной скромности», а также из-за неверных представлений о том, что приемлемо исходя из индийской культуры и традиций, а что — нет.

В 1954 году группа индийских женщин направила прошение премьер-министру Джавахарлалу Неру с просьбой обуздать влияние кино на «преждевременное начало половой жизни».

Но в течение последнего десятилетия многое изменилось.

«Поцелуй вновь претендует на свое место в кино — кивающие цветки и ласкающиеся лебеди ушли в седую древность» — добавляет Гупта.

Критик отмечает, что нынешний Болливуд пытается компенсировать десятилетия подавления сексуальности, поскольку современная индустрия признала, что секс и вожделение являются частью человеческого поведения.

Супергерои делают кассу

Болливуд не единственная киноиндустрия, которая испытывает трудности с донесением романтических сказок до зрителя.

Image caption

Том Олтер — популярнейший из американцев в Болливуде

Гупта утверждает, что основная масса аудитория — молодые люди в возрасте 15-25 лет — сильно ориентированы на фильмы с участием супергероев и разного рода мстителей из комиксов.

«Молодым влюбленным на экране тяжело найти кинозрителя, а любовные истории зрелых людей практически исчезли из кинозалов», — переживает обозреватель.

Одним из самых популярных боевиков про супергероев в недавнем прокате стала научно-фантастическая серия «Крриш» с Хритиком Рошаном в главной роли.

Но супергерои появились в индийском кино куда раньше: так, в 1987 году Анил Капур исполнил заглавную роль в блокбастере «Мистер Индия».

Ищите мужчину!

Как и в Голливуде, в Болливуде доминируют суперзвезды, большинство из которых — мужчины под 50.

По словам кинокритика Гупты, они «правят бал». Среди них — три Хана, присутствовавшие в ряде блокбастеров из Мумбаи за последние два десятилетия: Шахрух Хан, Салман Хан и Амир Хан.

«Средний зритель не испытывает диссонанс, видя, как его любимый Хан или Капур резвится с гораздо более молодой девушкой. В массовых картинах Болливуда героиня, будь она даже большой звездой, является обязательным, но легко заменяемым компонентом, а герой — нет», — добавляет критик.

Киноиндустрия — не изолированная система в вакууме, она является проводником патриархата, говорит режиссер Зоя Ахтар.

«Это подогревает формирование представлений о женщинах. Например, мы видим ряд сцен в фильмах, где мужчина добивается женщины, настойчиво преследуя ее. Индийское кино является главным вектором поп-культуры в этой стране, поэтому мы должны брать на себя больше ответственности», — уверена постановщица.

Пение на грани ультразвука

Основные разновидности песен в фильмах — это производные от региональных напевов, которые мало изменились с 1930-х годов, говорит историк кино Насрин Рехман.

«Это можно сравнить с оперой, но если опера — это непрерывное пение, то в индийских фильмах от пяти до девяти песен в среднем», — подчеркивает специалист.

Как песня, так и танец используются для передачи эйфории от любви, а также в качестве связующего звена в повествовании.

«Когда песни и танцы стали обязательной приправой, оказалось, что найти комбинацию правильного лица и правильного голоса не так просто, что привело к частому использованию фонограммы», — отмечает Рехман.

Высокий женский голос бывает небезынтересно сравнить с оперой.

По словам историка, обученные петь в классической традиции дхрупад Нур Джахан и Лата Мангешкар стали ориентиром для других певиц.

Нур Джахан впоследствии переехала в Пакистан и там записала многие из своих лучших песен.

Певицы Руна Лайла и Фирдоуси, также узнаваемые по высоким голосам, пели в Пакистане и Бангладеш.

В классической традиции вокалистки Южной Азии поют на более низких частотах, чем Нур Джахан и Мангешкар, чья вокальная подача ближе к западным оперным дивам-сопрано.

Плохому танцору дерево помогает

В прошлом звезды Болливуда регулярно танцевали вокруг деревьев, признаваясь в любви.

Image caption

Съемочные группы Болливуда могут оказаться в любом уголке мира

Самый простой ответ, почему эта формула пережила несколько поколений, заключается в том, что они не были хорошими танцорами.

«В этих фильмах танец символизирует сексуальность. Раньше только секс-символ, как правило, танцевал в кино. Теперь все герои и героини танцуют», — утверждает Насрин Рехман.

В последние десятилетия актеры Болливуда доказали, что они действительно могут двигаться.

«Вплоть до 1980-х годов танцоры вдруг появлялись из ниоткуда на фоне гор. В настоящее время они все еще могут появляться из ниоткуда, но хореография стала куда более сложной», — говорит режиссер Каран Джохар.

Фееричные пляски Болливуда оказались источником вдохновения для многих западных режиссеров, в частности, для постановщика «Мулен Руж» База Лурманна.

В подготовке материала приняли участие Самантхи Диссанаяк, Джастиндер Кхера, Алистер Лоусон и Гита Панди

Цена экскурсии

Цена для иностранных граждан немного различается в зависимости от выбранной программы. Для граждан Индии экскурсии дешевле, как и во многих других туристических местах. В указанную ниже сумму включены все налоги.

На официальном сайте экскурсионного бюро часто бывают акционные предложения — например, скидка в размере 10% на утреннюю экскурсию, также есть скидки для групп от 3 человек (до 25%) и т. п.

Mumbai Filmcity Tour

  • Иностранцы — 49 долларов США;
  • Граждане Индии — 650 рупий (экв. 8,15 долларов США);
  • Дети до 5 лет — бесплатно.

Live Show Tour

  • Иностранцы — 49 долларов США;
  • Граждане Индии — 1600 рупий;
  • Дети до 5 лет — бесплатно.

mumbaifilmcitytours

Как добраться

Хотя общественный транспорт в Мумбаи развит достаточно хорошо, Болливуд расположен вдали от большинства туристических мест, поэтому туристам, поселившимся на юге города, придется добираться довольно долго. Например, дорога на автомобиле из Колабы до Filmcity занимает 1 час 45 минут.

Туристы, остановившиеся в северном районе мегаполиса, неподалеку от аэропорта, смогут доехать до Болливуда довольно быстро. Для удобства можно воспользоваться планировщиком маршрутов.

SIRVI KAMLESH

Неподалеку от входа в Болливуд останавливаются автобусы № № 343, 345, 349, 447 (ост. Santosh Nagar Extension), от остановки нужно пройти пешком 900 м по улице Film City Road. Также можно добраться автобусами № № 326, 327, 346, 454, 456 (ост. Shivshai Prakalp / Mantri Park), а оттуда пройти до входа в Болливуд пешком (1,5 км).

Маршруты пригородных поездов Мумбаи

К Болливуду можно доехать, воспользовавшись пригородной железной дорогой Western line, проходящей через центр Мумбаи, от станции Churchgate. Выйдя на станции Goregaon, придется проехать до Болливуда автобусом № № 447,343, 349 (примерно 25 мин). До этой же станции Goregaon можно добраться и метрополитеном (красная линия, Western Metro Line).

Схема метро Мумбаи

Посетители могут с комфортом добраться до Болливуда на такси, воспользовавшись мобильными приложениями Uber, Ola, Baxi, S3 или Aamchi Drive (приложение-агрегатор Союза таксисов Мумбаи). Стоимость проезда можно рассчитать на специальном сайте. Можно также установить приложение Rapido и заказать байк-такси (защитный шлем предоставляется).

Видео «Фильмсити» в Мумбаи

Большинство индийцев не смотрит кино

Режиссер Каран Джохар недавно сказал: «Из 1,2 миллиарда жителей Индии фильмы должны охватывать не менее 300 миллионов человек, но в настоящее время мы можем достучаться лишь до 45 миллионов. Если мы выясним, как завоевать эту аудиторию, мы изменим ход игры».

Тем не менее, болливудский кинопром отнюдь не страдает от недопроизводства: при показателе в более чем тысячу фильмов в год это крупнейший кинорынок в мире.

Бизнес-корреспондент Би-би-си в Индии Шилпа Каннан отмечает, что в стране снимают фильмы на более чем 20 языках, но использующий хинди Болливуд — крупнейший кинопроизводитель.

Самый дорогой индийский фильм — тамилоязычный «Робот» стоимостью 35 млн долларов.

Индийцы покупают 2,7 млрд билетов год, что является самым высоким показателем в мире. Но средние цены на билеты — одни из самых низких в мире, поэтому доходы от их продаж в несколько раз меньше сборов Голливуда.

Для страны, которая одержима фильмами, в Индии еще очень мало кинозалов: их около 13 тыс. по сравнению с почти 40 тыс. в США.

Особенности индийских фильмов

Считается, что большая часть времени в болливудских картинах уделяется песням и танцам. Однако по жанру индийские фильмы – вовсе не мюзиклы, а всего лишь кино с музыкальными вставками. При этом раньше таких пауз было больше – обычно не менее десяти в одной картине. Сегодня их пять или шесть. Голливудские режиссеры стараются рассказать историю максимально правдоподобно, поэтому специально создают в мюзиклах такие условия, когда танцы и пение актеров обосновано в сюжете. В Болливуде ситуация полностью противоположная – считается, что музыкальные зарисовки лучше всего передают эмоции героев, понимание которых не должно быть буквальным. Поэтому вставки смотрятся несколько нереально, чтобы зрители сделали самостоятельные выводы и научились лучше чувствовать переживания и радости любимых. Рекомендуем статью про лучшие индийские комедии.

Танцы в индийских фильмах

Кажется, что все индийские актеры талантливо поют, но на деле это не так. Актеры редко сами исполняют песни – обычно за них эту задачу выполняют известные индийские певцы. Однако бывают и другие случаи. Так артист Митхун Чакраборти, который снялся более чем в 350 картинах, отличается потрясающим слухом и врожденным чувством ритма, а также играет на разных музыкальных инструментах.

Династия Капур

Еще одна отличительная особенность местного кинематографа связана с продолжительностью картин. Жители Индии любят длительные развлечения – например, свадьбы могут отмечать не один-два дня, как в России, а целую неделю или даже несколько недель. Поэтому трехчасовые фильмы, которые непривычны американским и европейским зрителям, тут в порядке вещей. Считается, что так усиливается эмоциональная вовлеченность в действие. Однако сегодня режиссеры уменьшают продолжительность фильмов, сокращая музыкальные фрагменты. Также особый интерес могут представлять фильмы про Индию, которые сняты не по канонам Болливуда.

В последние годы становится меньше музыкальных пауз и больше диалогов

Индийское кино принято снимать по шаблону – сюжет достаточно стандартен. Актеры за работу получают смешные по голливудским меркам гонорары

Большее внимание уделяется музыке – саундтреки можно услышать задолго до выхода картины на экраны. Так создатели подогревают интерес к премьере

Саундтреки к фильму появляются задолго до премьерыКрасочный мир кино позволяет забыть обо всех бедах и проблемахАйшвария Рай и Салман Кхан

Как поучаствовать в съемках фильмов Болливуда?

Болливуд Индия давно сделала своей визитной карточкой. Если вы планируете поездку в эту страну, то не упустите возможность заглянуть в кинозакулисье – на территорию Болливуда, которая занимает 202 343 гектара. Тут расположено 14 специально оборудованных студий и 44 площадки в лесу под открытым небом. Экскурсии стали проводить относительно недавно – с 2011 года все желающие могут оказаться на съемках. Доступно две возможности – экскурсия по кинокомплексу или съемка в массовке.

Туристы могут побывать на съемочной площадке и даже сняться в массовке

В первом случае необходимо заранее приобрести на специальном сайте билеты, забронировав участие в заинтересовавшей программе. Опытные гиды рассказывают об индийском кинематографе на английском и на хинди. Много ходить не придется – экскурсии проводятся на автобусе, который курсирует между самыми интересными съемочными площадками. Туристы осматривают достопримечательности, а иногда и наблюдают за тем, как проходят съемки.

На съемочной площадке болливуда

Кроме того, есть специальная программа для тех, кто хочет больше узнать именно о процессе работы. Вы побываете на площадке одновременно с актерами, познакомитесь с режиссерами, редакторами и операторами, а также при удачном стечении обстоятельств заглянете в гримерку. Стоимость экскурсии на человека – около 50 долларов.

Есть и еще одна уникальная возможность – принять участие в массовке. Для этого рекомендуется прийти вечером в район Колаба и надеяться на удачу. В кафе Leopold`s и гест-хаусе Red Shield Salvation Army туристам нередко предлагают экскурсионные поездки на съемочную площадку и даже участие в фильмах. Однако не стоит с радостью соглашаться на все предложения. Внимательно изучите визитку агента, узнайте все подробности по поводу фильма, в который вас приглашают.

Массовка с актрисой Приянкой Чопрой

Поездку лучше планировать заранее – индийский Болливуд располагается вдали от популярных туристических мест. Путь на машине из Колабы может занимать около двух часов. Если вы живете в районе аэропорта, то добраться будет значительно проще – воспользуйтесь планировщиком маршрутов. В Болливуд едут автобусы под номерами 326, 327, 343, 345, 346, 447, 349, 454 и 456. От остановки нужно будет пройти пешком от 900 метров до 1,5 км в зависимости от выбранного маршрута.

Судя по отзывам, туристы остаются очень довольны экскурсиями и участием в съемках фильмов – ведь это уникальная возможность оказаться по другую сторону экрана, получить непередаваемые эмоции от общения с местными звездами и увидеть своими глазами мир Болливуда. Мы недавно писали про феномен индийских фильмов, рекомендуем.

Любовь в Альпах уже не в моде

Болливуд открыл для себя горы Швейцарии в 1960-х годах.

В 1970-х легендарный продюсер Яш Чопра сделал «горную любовь» особенно популярной, решив переехать со склонов Кашмира в альпийские окрестности для съемок новых высокобюджетных романтических лент с признаниями в любви под музыку.

Кинокритик и обозреватель Indian Express Шубхра Гупта говорит, что творческий метод Чопры «распространился как пожар».

«Настолько, что никакая романтики из Болливуда не считалась полноценной без падения главных героев на ледяном склоне, причем героиня летела вниз в одном лишь тонком шифоне, а герой — в непромокаемых сапогах и куртке!»

Но сегодня этот образ уже не пленит мумбайскую индустрию, поскольку та решительно двинулась за пределы Швейцарии, говорит критик.

Экзотические места по-прежнему в моде, но теперь съемочные группы Болливуда можно встретить в Шотландии, США, Австралии, Новой Зеландии, Таиланде и Южной Африке.

Плохому танцору дерево помогает

В прошлом звезды Болливуда регулярно танцевали вокруг деревьев, признаваясь в любви.

Image caption

Съемочные группы Болливуда могут оказаться в любом уголке мира

Самый простой ответ, почему эта формула пережила несколько поколений, заключается в том, что они не были хорошими танцорами.

«В этих фильмах танец символизирует сексуальность. Раньше только секс-символ, как правило, танцевал в кино. Теперь все герои и героини танцуют», — утверждает Насрин Рехман.

В последние десятилетия актеры Болливуда доказали, что они действительно могут двигаться.

«Вплоть до 1980-х годов танцоры вдруг появлялись из ниоткуда на фоне гор. В настоящее время они все еще могут появляться из ниоткуда, но хореография стала куда более сложной», — говорит режиссер Каран Джохар.

Фееричные пляски Болливуда оказались источником вдохновения для многих западных режиссеров, в частности, для постановщика «Мулен Руж» База Лурманна.

В подготовке материала приняли участие Самантхи Диссанаяк, Джастиндер Кхера, Алистер Лоусон и Гита Панди

История индийского кино

Первая полнометражная картина вышла в Индии еще в начале прошлого столетия – в 1913 году на суд зрителей представили черно-белый фильм «Раджа Харишчандр»

История о мудром правителе, который никогда не обманывал других, привлекла внимание миллионов зрителей. Помимо сценария и игры актеров активно обсуждалась эротическая сцена – режиссер добавил в картину кадры купания супруги правителя

Девушка запечатлена вместе со служанками в намокших сари, которые смотрелись на актрисах провокационно. Подобные сцены даже сегодня считаются в Индии пикантными, поэтому реакцию зрителей 100 лет назад представить нетрудно. Фильм вызвал настоящий ажиотаж, кинопремьера стала одним из самых обсуждаемых событий тех лет.

Кадры из фильма «Раджа Харишчандр»

Уже к 1930 в год в Индии выходило не менее 200 фильмов. Первой озвученной картиной стал фильм «Alam Ara» (что переводится как «Свет мира»), режиссером которого выступал известный Ардешир Ирани. После успеха в прокате начался массовый переход к звуковому кинематографу. Примечательно, что с именем этого же режиссера связан еще один прорыв в новом виде искусства – Ардешир Ирани снял первый цветной фильм на хинди. Картина называлась «Kisan Kanya». Однако полноцветные ленты стали популярными только ближе к 50-ым годам. Основной жанр – мелодрамы. Рекомендуем также материал про лучшие фильмы Болливуда.

Постер фильма «Kisan Kanya»Режиссер Гуру Датт

Болливуд бесплатно

Для желающих посетить индийскую съемочную площадку есть и другие возможности, помимо организованной экскурсии. Киноагенты с удовольствием приглашают людей европейской внешности поучаствовать в массовке или даже сыграть эпизодическую роль. Особенно ценятся актеры, умеющие танцевать индийские танцы, петь или играть на музыкальных инструментах.

Во время съемочного дня, который продолжается довольно долго, 10–11 часов, актеров кормят, а по окончанию работы платят гонорар — 500–3000 рупий. Киноагенты часто ищут массовку по вечерам в районе Колаба — около ворот Индии, в близлежащем кафе Leopold`s или в гест-хаусе Red Shield Salvation Army.

Satish Pradhan

Западные актеры — тоже звезды Болливуда

Тысячи западных актеров прибывают в Болливуд ежегодно в надежде на прорыв. Многие начинают в качестве статистов. Однако это не новое явление.

Возможно, первым иностранцем, которому удалось достичь культового статуса в Болливуде, стала австралийка Надя, также известная как «Бесстрашная Надя» или «Хунтервали» — «женщина с кнутом».

Она прибыла в страну в 1935 или 1936 году и стала первой королевой трюков в индийском кино.

Историк кино Джайпракаш Чокси говорит, что сыгравшая в 35 фильмах Надя была его любимой героиней в детстве.

«Она могла ездить на лошади в маске, запрыгивать на движущийся поезд, в одиночку отхлестать кнутом 25-30 мужчин и расправиться с ними голыми руками в случае необходимости», — предается ностальгии Чокси.

Итальянская актриса по имени Синьорина Манелли сыграла женщину-вамп в немом фильме 1922 года «Пати Бхакти» — фильма, чья мораль сводилась к тому, что женщины должны быть преданы своим мужьям.

Image caption

Катрина Кайф продолжила дело суперзвезд-иностранцев в Болливуде

Рожденный в Индии американец Том Олтер сыграл в 60 фильмах в образе «белого человека», который говорит на хинди с заметным акцентом.

Тогда, конечно, была Хелен, которая покорила несколько поколений индийских зрителей фильма своими чувственными танцевальными движениями. Не отягощенная одеждой, она нашла свой путь в сердца поколений индийских мужчин благодаря танцам живота и вращениям бедер.

В последние годы, возможно, никто не взошел на пьедестал так, как текущая королева Болливуда Катрина Кайф — наполовину британка, говорящая на хинди с иностранным акцентом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector