Александра пахмутова, николай добронравов
Содержание:
Начало творческого пути
Уже в возрасте 5 лет девочка написала первую свою фортепианную пьесу, которая называлась «Петухи поют».
Еще через два года родители отдали ее учиться в местную музыкальную школу. Годы освоения азов фортепианного искусства пришлись для Александры Пахмутовой на нелегкое военное время. Через несколько месяцев после начала боевых действий учебное заведение было закрыто. Однако любовь к искусству у некоторых детей была настолько велика, что они не хотели прекращать осваивать игру на инструменте даже в этот тяжелый для страны период. Некоторые преподаватели пошли им навстречу и проводили занятия то у себя дома, а то у кого-то из воспитанников.
Ранние страницы биографии Александры Николаевны Пахмутовой связаны с воспоминаниями о непростом военном детстве. Мать с детьми была эвакуирована в Караганду. Отец, как и многие мужчины трудоспособного возраста, остался работать на электрической станции.
Семья совершила переезд в далекий степной город на поезде. Композитор вспоминает, что в один из дней над открытой равниной, где пролегала железная дорога, появился немецкий бомбардировщик.
Людям в вагонах ничего другого не оставалось делать, как обреченно смотреть на воздушные маневры врага и ждать. Рассказывая об этом моменте в своей биографии, Александра Пахмутова говорит, что твердо убеждена, что тогда их семье помог Господь. Через некоторое время после появления немецкой авиации раздался рев советских истребителей. Александра Николаевна видела, как недалеко от железнодорожных путей упал подбитый бомбардировщик.
Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой
Биография и личная жизнь Александры Пахмутовой, не представляют никакой тайны для поклонников её творчества.
Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в Волгограде. Музыкой она стала увлекаться с самого рождения, наверное унаследовала это качество от отца. Уже в 5 лет написала пьесу для фортепиано «Петухи поют». После этого вопрос самоопределения, поиска себя и своего дела отпал сам собой. Родители отдали девочку в музыкальную школу, в которой и училась маленькая Пахмутова до начала войны. Военное время хоть и внесло некоторые коррективы, но не отбило желания заниматься музыкой. Пахмутова с семьей была вынуждена переехать в Казахстан, где училась в местной в музыкальной школе.
В 1943 году Пахмутова отправляется на покорение Москвы. Практически сразу поступает в музыкальную школу при столичной консерватории. Свою альма-матер оканчивает в 1956 году защищая диплом аспирантки у В. Я. Шебалина. Одновременно Пахмутова умудряется влюбиться, да так, что на всю жизнь. Помимо активного становления Пахмутовой, как профессионала, в 1956 году произошло и её становление, как женщины, которая может и хочет любить. Работая на радио она познакомилась с молодым поэтом Николаем Добронравовым. Совместная работа над радиопроектами быстро сблизила молодых людей и уже 6 августа 1956 они стояли у порога Московского ЗАГСа.
Всю свою дальнейшую жизнь Пахмутова посвятила написанию музыки, которую поистине можно назвать легендарной. В её архиве сотни композиций в соавторстве с ведущими поэтами-песенниками СССР. Её песни в 60-90-х годах звучат буквально повсюду, их исполняют с эстрады, они звучат с театральных подмостков, в кинофильмах. Пожалуй не найдётся ни одного известного артиста той эпохи в репертуаре которого не было бы песен Пахмутовой: Лев Лещенко, Йосиф Кобзон, София Ротару, Алла Пугачёва, Майя Кристалинская ВИА «Песняры» — десятая, если не сотая, часть плеяды артистов, прославившихся именно благодаря песням Пахмутовой. Все они отзываются о композиторе в положительном ключе, многие отмечают, что свой талант Пахмутова практически дарила им, прося за свои песни сущие гроши, или не требуя гонорара вовсе.
Кроме музыки, Пахмутова занималась общественной деятельностью. В разное время занимала ответственные посты — входила в союз композиторов СССР, была депутатом Верховного Совета. Ей доверяли вершить судьбы молодых и талантливых. Так с 1968 года Пахмутова является постоянным членом жюри фестиваля «Красная гвоздика». Сегодня за оценкой своих талантов студенты сами выстраиваются к ней в очередь — Пахмутова передаёт опыт молодёжи, являясь преподавателем МГУ. За свою активность, как в общественной жизни, так и на музыкальном поприще Пахмутова неоднократно награждалась как отечественными, так и зарубежными наградами, коллекцию которых с удовольствием демонстрирует журналистам.
Начало 21 века принесло с собой новую эпоху в музыке, новые жанры и хиты, но песни Пахмутовой до сих пор остаются актуальными. Она и сегодня занимается музыкой, пишет новые мелодии, но скорее для себя, для души, преподаёт в МГУ, по приглашениям коллег появляется на концертах и творческих вечерах артистов с чьим творчеством неразрывно связана её жизнь.
Примечательно, что некоторые песни Пахмутовой являются официальными гимнами субъектов РФ. В 2011 году власти Магнитогорска утвердили песню Пахмутовой «Магнитка» в качестве гимна города. Подобное решение приняли чиновники Ярославля в 2017 году.
Детство
Родители Добронравова поженились в 1927 году и переехали в Ленинград. В этом городе 22 ноября 1928 года появился на свет их первенец Коленька. Позже в семье родился еще один мальчик – Дима.
Папа, Добронравов Николай Петрович, имел профессию инженера и работал на заводе. По отцовской линии предки были священнослужителями и военными офицерами белогвардейской эскадрильи. Папу арестовали в 1937 году, Коля тогда не мог даже подумать, что видит его в последний раз, мальчику было всего девять лет.
Мама, Добронравова Елена Дмитриевна (девичья фамилия Дорошевская), занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына. Ее тоже арестовали вслед за мужем, но мама смогла выжить в тюрьме и через несколько лет вернулась. Она прожила долгую жизнь, которую посвятила педагогике, работала учительницей.
Родители Николая Добронравова
Воспитание Николая легло в основном на плечи бабушки (папиной мамы). С ранних лет она приучала внуков к прекрасному, вместе они ходили на балет и в оперу, на спектакли в кукольный и драматический театры. Даже известие о том, что началась война, они услышали в театре. Пришли на премьеру, но так ее и не посмотрели, спектакль был отменен в связи с начавшимися военными действиями.
Чудом выжили
— Пахмутова сыграла в моей жизни огромную роль, — поведал певец Юлиан. — Мы познакомились на Всесоюзном радио на улице Качалова, когда я учился на первом курсе ГИТИСа. Александра Николаевна участвовала с Николаем Николаевичем в какой-то передаче. А я принес на радио свои песни. И буквально столкнулся с ней у дверей. Наша встреча могла не состояться. Но так вышло, что они забыли в студии зонтик. И пока Добронравов за ним возвращался, Пахмутова осталась ждать внизу. Я подошел к ней и признался в любви к ее творчеству. Я действительно с детства любил ее песни и знал их наизусть. Она очень удивилась, когда я назвал несколько песен, которые даже не всем были известны. Так у нас завязался разговор.
Уже через несколько дней я оказался у них с Николаем Николаевичем дома. Узнав, что я пою, Александра Николаевна заинтересовалась и сама меня пригласила. Я даже немного растерялся. Мы сразу задружились. Я спел ее «Старый клен» из фильма «Девчата». Потом попросил Пахмутову написать мне песню о России. И она в такси по дороге в Звездный городок к космонавтам буквально за 10 минут сочинила «Русский вальс».
Меня всегда потрясало, как она пишет музыку. Для этого ей не нужен рояль. У нее все сочиняется в голове. Потом она берет нотную бумагу и записывает ноты. И только после этого может подойти к инструменту. Причем она почти никогда не пишет музыку на стихи. И Николаю Николаевичу выпадает тяжелая работа — подтекстовывать готовую мелодию. Так было и с «Русским вальсом», и с другими песнями, которые Александра Николаевна для меня написала в дальнейшем.
За годы нашего сотрудничества я спел рекордное количество ее песен общим звучанием около четырех часов. Даже больше, чем Иосиф Кобзон за всю жизнь.
Мы много времени проводили вместе. Гастролировали по всей стране. И даже отдыхали втроем. Ездили в модные тогда морские круизы. Во время одного из них оказались в Египте. У пирамид решили покататься на верблюдах. И нас похитили бедуины: увезли в неизвестном направлении и потребовали выкуп. Половину того, что они говорили, мы не понимали. Пахмутова испугалась и стала предлагать себя в заложники, чтобы Добронравова и меня отпустили. Но в итоге от похитителей удалось отделаться несколькими долларами и пачкой сигарет.
Бедуины в Египте контролируют преступный бизнес. Фото: Depositphotos.com
Любопытно, что, будучи активной путешественницей, Пахмутова панически боялась летать на самолетах. Я каждый раз пытался ее уговорить. Но чаще всего не получалось. И мне приходилось садиться с ней на поезд или отправлять ее поездом и лететь одному. А когда мы летали на север, куда, кроме как самолетом, вариантов добраться не было, я всю дорогу с ней разговаривал и отвлекал ее, потому что ей было страшно.
По иронии судьбы несчастье случилось с Пахмутовой и Добронравовым отнюдь не во время полета. Их пригласили на День города в Ярославль. Прислали за ними машину. И по дороге они попали в жуткую аварию. Я собирался ехать с ними. Но в последний момент улетел на гастроли во Владивосток. На месте, где обычно сидел я, ехал помощник мэра. Он очень серьезно пострадал. А Александра Николаевна и Николай Николаевич, по словам врачей, и вовсе чудом выжили.
Непростые времена
— Часто говорят, что Пахмутова меня пропихнула на эстраду, — продолжает Юлиан. — Но Александра Николаевна не из тех людей, которые будут кого-то пропихивать. Да и не было у нее в те времена такой возможности. В начале 90-х, когда мы начали сотрудничать, она сама находилась под негласным запретом.
Тогда разрушился Советский Союз. Все ценности поменялись. Ее считали коммунистическим композитором. Не могли ей забыть «Ленин такой молодой» и еще несколько песен, воспевавших партию и комсомол. И пробиться с ее песнями на радио и ТВ было очень сложно. «Зачем ты поешь «Старый клен»? — ругали меня. — Кому нужен этот нафталин?» А «Русский вальс» и вовсе не хотели никуда брать.
Когда я поехал с «Русским вальсом» на первый «Славянский базар», меня там полностью задвинули и даже не включили в число дипломантов. Александру Николаевну приглашали в жюри. Но из-за моего участия она отказалась. И члены жюри, которые почему-то ее не любили, как потом выяснилось, таким образом через меня отомстили ей. «Брось нас! — говорила мне Пахмутова. — Зачем тебе проблемы?» Но мы вместе протаранили эту стенку. И помогли друг другу пережить эти непростые времена.
Со временем наши творческие пути разошлись. Они уже стали меньше писать. Я начал сотрудничать с другими авторами. С их стороны была определенная ревность. Но вопреки слухам никакой ссоры между нами не было. Мы по-прежнему общаемся. Время от времени созваниваемся. Для меня Александра Николаевна — вечный ребенок. Желаю ей всегда оставаться такой!
Детство
Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).
Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.
Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.
С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.
Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.
Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.
Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.
Подборки
Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»
Награды и звания
Советские и российские
Звания
- Герой Социалистического Труда (29 октября 1990 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и плодотворную общественную деятельность
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (2 июня 1971 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства
- Народная артистка РСФСР (1 августа 1977 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства
- Народная артистка СССР (22 июня 1984 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства
- Почётный гражданин Москвы (13 сентября 2000 года) — за неоценимый вклад в отечественную музыкальную культуру, создание любимых народом песен высокого гражданского и патриотического звучания, большую общественную и педагогическую деятельность
- Почётный гражданин Волгограда (19 октября 1993 года) — за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства, значительный творческий вклад, получивший признание волгоградцев и всей России
- Почётный гражданин Луганска (1971)
- Почётный гражданин Братска (1994)
- Почётный гражданин Магнитогорска (1994)
- Первый почётный гражданин Усть-Илимска (1979)
- Почётный профессор МГУ (2015)
Ордена
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного (28 октября 2019 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (9 ноября 2009 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 декабря 1999 года) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 сентября 2014 года) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и достигнутые творческие успехи
- Два ордена Ленина (6 ноября 1979 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения, 29 октября 1990 года)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971)
- Орден Дружбы народов (1986)
Премии
- Государственная премия СССР (1975) — за песни последних лет (1971—1974)
- Государственная премия СССР (1982) — за музыкальное оформление фильма «О, спорт, ты — мир!» (1981)
- Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2014 года (8 июня 2015 года)
- Премия Ленинского комсомола () — за цикл песен о молодёжи и комсомоле
- Премия Союзного государства России и Белоруссии за произведения литературы и искусства, вносящие большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами — участниками Союзного государства (10 марта 2004 года)
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) — за вклад в развитие культуры
Иностранные
Орден Франциска Скорины (3 апреля 2000 года, Белоруссия) — за активную деятельность по развитию и укреплению белорусско-российских культурных связей
- Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2002)
- Премия «Российский Национальный Олимп» (2004)
- Национальная премия общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2006)
- Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2008)
- Орден Святой равноапостольной княгини Ольги I степени (РПЦ, 2014)
- Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
- Российская премия Л. Э. Нобеля (Фонд Людвига Нобеля, Санкт-Петербург)
- Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
- Звание «Человек года-2011» по версии «Царицынской Музы»
- Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина за 2014 год, в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в русскую музыкальную культуру.
- В 2017 году номинирована на награду за многолетний добросовестный труд и профессионализм в сфере искусства и культуры на церемонии награждения Национальной премии «Великие Люди Великой России» при Правительстве Москвы
Творчество
Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.
В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.
Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова
Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.
Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».
Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС
С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.
Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.
Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме
Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:
- «Беловежская пуща»;
- «Трус не играет в хоккей»;
- «Белоруссия»;
- «Старый клен»;
- «Весна 45-го года»;
- «Нежность»;
- «Где ты, где ты, отчий дом?»;
- «Надежда»;
- «Герои спорта»;
- «Любовь, комсомол и весна»;
- «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
- «Команда молодости нашей»;
- «Знаете, каким он парнем был»;
- «Как молоды мы были»;
- «И вновь продолжается бой»;
- «Птица счастья».
Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.
И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:
- «Девчата»;
- «Сын за отца»;
- «Три тополя на Плющихе»;
- «Битва за Москву»;
- «Рожденная революцией»;
- «Полынь – трава горькая»;
- «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».
За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.
В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.
Биография А. Пахмутовой
Начать можно с того, что время появления на свет А. Пахмутовой пришлось на конец двадцатых годов 20 века, 9 ноября 1929 года. Родилась она в небольшом посёлке, называвшемся Бекетовка, располагавшегося тогда недалеко от Сталинграда. Сейчас это место является частью территории города и более не существуеткак отдельный посёлок, а собственно то самое место, где она родилась, находится на улице Омской. Её родителями были Николай Андрианович (1902—1983 гг.) и Мария Амплеевна (1897—1978 гг.).
Удивительно, но маленькая Александра Николаевна (тогда ещё просто Саша) впервые попыталась проводить свои музыкальные опыты по достижении всего 3-х лет. В этом возрасте родители, видя явную музыкальную одарённость дочки, стали обучать её азам игры на пbанино. Разумеется, о знакомстве с нотами в этом возрасте и речи идти не может… Первым же собственным музыкальным произведением композитор называет собственную пьесу «Петухи поют». Сочинила её маленькая Саша, в возрасте всего пяти лет.
По достижении семи лет Саша становится ученицей музыкальной школы. К сожалению, учёба там прервалась. Поскольку это был 1941 год, а он ознаменовал начало страшной Великой Отечественной войны.
В августе 1942 года маленькую Сашу эвакуировали в Караганду, где она продолжает получать своё музыкальное образование. Когда же в 1943 г. Красная армия перенесла боевые действия на территорию противника, Александра переезжает в Москву. Нужно отметить её удивительное мужество – ехать по полуразрушенной стране, где только недавно шла самая страшная война в истории. Когда ей исполняется 14 лет, Александра становится ученицей ЦМШ с посещением специализированных уроков по игре на фортепиано, участвует в работе кружка юных композиторов, организованный В. Шебалиным.
После получения диплома в 1953 г. Александра Николаевна продолжает обучение и по прошествии 3-х лет заканчивает аспирантуру.
Очень большую роль в появлении действительно любимых всеми песен сыграло знакомство, а впоследствии долгие годы семейной жизни и совместного творчества с Н.Н. Добронравовым. Правдой будет, если сказать, что познакомила их именно музыка. Встретились они в редакции Всесоюзного радио
В то время Александра Николаевна получила приглашение поработать над музыкой для радиопередач «Пионерская зорька» и «Внимание, на старт!», в которых Николай Николаевич исполнял собственные стихотворения. Получилось так, что практически немедленно появился их первый дуэт «Лодочка моторная»
Их взаимная симпатия оказалась настолько сильной, что после трёх месяцев знакомства Александра Пахмутова и Николай Добронравов приняли решение зарегистрироваться в ЗАГСе.
Регистрация проходили в августе, стояла жара, но днём внезапно хлынул летний ливень. Наверное, судьба подавала им знак. Свадебным путешествием стала поездка к абхазским родственникам. Оба супруга до сих пор считают эту поездку счастливейшими днями их жизни. Проводили время весело – блюда кавказской кухни, приготовленные тётей А. Пахмутовой были великолепны, молодожёны всё время напролёт плавали в Чёрном море, отдыхали…
По признанию многих известных творческих людей, их семья не только талантлива, Александра Николаевна и Николай Николаевич — одна из очень гостеприимных дуэтов периода СССР.
Лев Валерьянович Лещенко вспоминал, что Пахмутова и Добронравов умели поддерживать в доме замечательно теплую, дружескую атмосферу. Обращались же они друг к другу исключительно «Колечка» и «Алечка». И не видели в этом ничего особенного –просто видимо, именно такое обращение служило им одним из тех самых «рецептов счастья». «Просто-напросто не нужно создавать какие-то придирки по мелочи, не выпячивать свою принципиальность» считают звёздные супруги. Недаром Николай Николаевич, когда рассказывает про то, на чём основывается счастье в их семье, любить обращаться к словам знаменитого французского писателя: «Любить – это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Наверное, это их случай.
Александра Пахмутова жената на Николае Николаевиче Добронравове на протяжении вот уже более пяти десятков лет, хотя поверить в это можно далеко не сразу. Просто слишком влюблёнными глазами всегда глядят они друг на друга, слишком долго могут разговаривать о том, что им хочется воплоить в жизнь.
К сожалению, своих собственных детей у Анны Николаевны и её мужа нет… Зато с уверенностью можно сказать, что в какой-то степени их дети – это мальчишки и девчонки всей России – настолько огромна любовь детей к их детским произведениям. В их числе «Всегда готовы!», «Гайдар шагает впереди», «Лодочка моторная», «Мальчиш-Кибальчиш», «Мы — гагаринцы» и многие другие.
Биография Александры Пахмутовой. Дети войны
После возвращения из эвакуации Александра Николаевна и ее семья застали родной город погруженным в развалины. Вокруг населенного пункта находилось множество выведенной из строя вражеской военной техники. Иногда на таких свалках удавалось найти немецкий аккордеон. Этот инструмент девочка освоила, так как достать пианино в это время было практически невозможно.
Однако даже в столь юном возрасте Александра Пахмутова уже начала задумываться о своем будущем предназначении. Она хотела посвятить свою жизнь музыке. Поэтому девочка часто в шутку говорила родителям, что ей нужно ехать учиться в Москву или в Ленинград, и что если родители не отправят туда, то она улетит вместе со знакомыми летчиками, с которыми якобы уже договорилась об этом.