Что означает «сечь розгами». как в старину секли розгами?

Поставить на сухой горох

Сейчас никому в голову не придет заставить своего ребенка страдать, стоя коленями на колкой крупе, впивающейся в нежную детскую кожу, кроме совсем уж отмороженных «родителей», как это было в случае с мальчиком, которого ставили коленями на гречку. К счастью, сейчас такие поступки шокируют, они скорее исключение, чем правило.

А в семьях, живших лет 150 тому назад, это было рядовое явление. Нашкодил — отправляйся в угол с горохом, гречкой или солью. Это считалось не самой строгой мерой, бывали и похлеще. И никто не жалел мальцов, у которых после такого воспитания на коленях еще долго оставались вмятины и синяки.

Розги с Рублевки

В это было трудно поверить. В попе, заалевшей рубцами, пульсировала боль. Съемщик стресса копался у стола, выбирая, чем будет дальше выбивать из меня накопившееся напряжение. И зачем только я отправилась в Киров? Ведь предлагали и коллеги, и знакомые выпороть меня хоть на квартире, хоть прямо в офисе, чем ехать за тридевять земель «к какому-то маньяку», да еще с подружкой-фотографом, которая все это заснимет якобы на память.

…Николаю Платонову чуть за тридцать. Чистой воды шарлатан без медицинского образования. Приехал в Москву на заработки. Скучал на должности охранника, ломая голову, как заработать, не вкладывая денег вообще. Дошутился с мужиками до того, что все москвичи — зажравшиеся сволочи и, мол, пороть их надо! А что? Ведь это — идея, только еще не совсем докрученная. Николай погрузился в Интернет и, как мог вдумчиво, изучил историю вопроса.

— Детей пороли, пороли солдат, пороли дворовых, — между ставшими ритмичными ударами розготерапевт читает мне лекцию. — И ведь это только на пользу человеку шло. Вся дурь выбивается! А стресс — это та же дурь: надуманные проблемы, которые всегда можно решить. Но ты это поймешь только после порки.

За «инструментом» Николай специально приехал на известную всей стране подмосковную Рублевку. Зашел в лес и ободрал там с десяток ив с березами. А поздним вечером подумал: «Чего уезжать? Места-то здесь не только красивые, но и денежные» — и развесил в нескольких поселках объявления. Вот текст, который Николай помнит наизусть:

«Оригинальный массаж для снятия стресса и выхода из депрессии — порка розгами! Процесс 20-25 минут, максимальное количество ударов — 100, через 30 ударов перерывы. В основе лежит заглушение боли душевной болью физической. Розги классические 40-60 см из веточек березы и ивовой лозы. Количество ограниченно. Дополнительно — шпицрутен, хлыст кожаный, ремень солдатский. Процедура противопоказана лицам, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, несвертываемостью крови. После процедуры могут появиться синяки и ссадины на две недели».

Что означает «сечь розгами»?

Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами — значит наносить удары связкой прутьев по мягким частям тела. Обычно этот способ применялся в качестве наказания ребенка за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами — это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. Это унижение оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.

Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.

Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.

У этого способа есть даже свое латинское наименование — «флагелляция». Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и просит прощения.

Я тебя породил, я тебя и убью!

Строгое отношение к детям было свойственно не только крестьянам, но и представителям высших сословий. Уклад патриархальной крестьянской семьи строился на строгом подчинении младших старшим. Да и женщины были обязаны подчиняться мужчинам. Но чаще всего родители демонстрировали свою власть именно над детьми, которые должны были быть абсолютно послушны под страхом наказания.

Как правило, до семи лет дети больше общались с матерью, но потом мальчики постепенно переходили на воспитание к отцу. Детям прививали не только жизненно необходимые навыки, но и покорность родителям. Они имели огромную власть над детьми. В XVIII — первой половине XIX века, как и в более раннее время, отец легко мог продать детей или отдать в кабалу, желая погасить свои долги. 

Народная педагогика признавала принуждение и насилие нормальными и важными формами воздействия на непослушных. Дети наказывались физически, особенно часто маленькие; но розга не обходила и взрослых детей. Крестьяне считали, что родительская любовь состоит в строгом отношении к детям, что наказание всегда идёт на пользу ребёнку, и поэтому не упускали случая наказать его, искренне полагая при этом, что они обходятся с детьми ласково и балуют их
Борис Миронов, «Социальная история России периода империи: XVIII — начало XIX века»

Поводы для наказания могли быть самыми разными. Например, как сказано в Уложении 1649 года, если дети в любом возрасте говорили родителям грубые слова, поднимали на них руку, они подвергались наказанию кнутом. Детям запрещалось жаловаться на родителей, а также судиться с ними.

При этом родителей могли наказать только в том случае, если они ненароком убивали своих детей в процессе воспитания. За убийство ребёнка они приговаривались к году тюрьмы и церковному покаянию. Но за любое другое убийство без смягчающих обстоятельств полагалась в то время смертная казнь. По мнению историка Ричарда Хейли, столь мягкое наказание родителям за их действия способствовало развитию детоубийства.

В конце XVIII века закон позволял родителям заключать непослушных и ведущих неправильный образ жизни детей в специальные смирительные дома. В «Уложении о наказаниях уголовных» 1845 года было прописано, что отправить в это исправительное учреждение детей можно на срок от трёх до шести месяцев. Впрочем, родители на своё усмотрение могли сократить этот срок.

О воспитании детей было сказано также в документе «Устав благочиния или полицейский» 1782 года, подписанный Екатериной II. Позже эти постановления вошли в Свод законов 1832 и 1857 годов.

Родители суть властелины над своими детьми, природная любовь к детям предписывает им долг дать детям пропитание, одежду и воспитание доброе и честное по состоянию; дети имеют оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь и служить им самим делом, словами и речами отзываться об них величайшим почтением, сносить родительские поправления и увещания терпеливо, без ропота, и да продолжится почтение и по кончине родителей
«Устав благочиния или полицейский»

6. Своеобразные наказания в США

Возможно, вы уже когда-то слышали имя судьи штата Огайо Марка Циконетти, ведь он своего рода звезда по части оригинальных наказаний (в случаях, где речь идет о легких преступлениях).

Например, парень, арестованный за незаконное ношение заряженного пистолета, был отправлен Циконетти в морг смотреть на трупы. А подростков, которые прокололи шины школьного автобуса, судья обязал устроить пикник для учеников младших классов.

Когда на улице снегопад — в качестве приговора за мелкие правонарушения часто фигурируют принудительные уборки снега.

Бывали и более резонансные случаи. К примеру, однажды женщину, которая оставила на холоде в лесу маленьких котят, Циконетти обязал самой провести ночь в лесу. А 13-летней девочке-подростку, которая нарочно отрезала волосы трехлетней девочке, было предложено отстричь свои собственные волосы непосредственно в зале суда. В противном случае ей грозили 30 дней заключения и 276 часов общественных работ.

Посмотрите заодно нашу подборку из 11 богатейших наркобаронов мира: от Эскобара до Эль Чапо.

4. Удары кнутом из верблюжьей шерсти в Судане

Это ужасно, но в Судане женщины постоянно подвергаются телесным истязаниям за «непристойное поведение».

Часто сами обвинения выглядят более чем абсурдно. Например, недавно 16-летняя христианская девушка была приговорена в Судане к 50 ударам кнутом за ношение «слишком короткой юбки», которая «еле прикрывала ей колени».

Также в 2009 году в этой стране были арестованы сразу 12 женщин за, внимание, ношение брюк (в заключении суда значилось «ношение неприличной одежды в общественном месте»). Всем им грозило 40 ударов кнутом и штрафы.. Одна из женщин, журналистка Лубна Ахмед аль-Хусейн, чудом смогла избежать порки благодаря вмешательству международных правозащитных организаций (и отделалась только штрафом)

Однако остальные девушки были высечены в соответствии со всей строгостью закона.

Одна из женщин, журналистка Лубна Ахмед аль-Хусейн, чудом смогла избежать порки благодаря вмешательству международных правозащитных организаций (и отделалась только штрафом). Однако остальные девушки были высечены в соответствии со всей строгостью закона.

Бить или не бить — даже не вопрос

В семье, за закрытыми дверями, детям доставалось не меньше, чем в гимназиях. Помните Ваньку Жукова из чеховского рассказа, которого отдали в ученье к сапожнику и который просил дедушку забрать его от мучений?

Издевались не только над несчастными сиротами — в дворянских семьях самодуров тоже хватало. Писатель Иван Сергеевич Тургенев  в детстве настрадался от своей властной и жестокой матери: «Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день». А Максим Горький описывал в  автобиографической повести «Детство» свое пребывание в доме родного деда  Василия Каширина, когда его чуть не засекли до потери сознания.

20 минут спустя

После пятидесяти ударов я сломалась. Николай тут же предложил выпороть его: «Порка — это наркотик. Я уже на него подсел». 

Уж я его отходила! Представляя на месте розготерапевта всех своих мужчин, которые меня когда-то обидели. Николай, открыв рот, постанывал и просил: «Сильнее! Сильнее!» Но долго пороть я его не смогла — жалко стало. Потом еле выгнала: он пристально смотрел на мою выдающуюся грудь (замечу, совсем не обнаженную!) и явно был не против начать «пороть» меня своим детородным органом: «А что? Многие женщины возбуждаются сильно… и просят… ну, сами понимаете, чего». У меня после сеанса ощущения были двоякие. В голове — пустота, а пятая точка побаливала и чесалась. Накрыло меня спустя минут двадцать: я почувствовала дикое возбуждение. И все встало на свои места: муж мне пока не нужен, а вот любовника нужно срочно завести!

Комментирует психиатр, доктор медицинских наук Лев Яковицкий: 

— Переживание ощущения, связанного с преодолением боли, с подчинением ее себе и определенной победой над ней может помочь приведению в состояние равновесия психики человека. Терапевтический эффект достигается благодаря устранению травматических воспоминаний, избавлению от страхов. В определенных ситуациях и обстоятельствах подобные процедуры могут повышать либидо. В рамках нормы это остается, если участники не допускают «передозировки» в телесном воздействии и не превращают его в истязание, оставаясь верными традиции игрового начала в ролевом сексе.

s-info.ru

Розги на обложке букваря 1637 года

Розги.

Еще одним видом наказания были розги. Это связка прутьев, вымоченных в холодной воде. Иногда для «пущего эффекта» розги вымачивали в соленом растворе. Высечь розгами могли ребенка любого сословия и за любую любой провинность. Это делали и родители, и школьные учителя. Порка розгами считалось полезной для растущего организма. В некоторых семьях проводили так называемые субботние порки, причём не за какие-то провинности, а так, для профилактики. Жаловаться на побои ребенку было нельзя. Более того, про отца, который не сечет детей, соседи говорили, что он не воспитывает своих отпрысков.Розги были так популярны, что даже в 1637 году были изображены на обложке букваря, напечатанного Василием Бурцевым. На картинке учитель избивает ученика розгами, а остальные прилежно занимаются. Многие читали «Детство» Максима Горького и ужасались эпизоду экзекуции Алёши, когда суровый дед высек мальчика до потери сознания. В «Очерках бурсы» Николая Помяловского много места уделено физическим наказаниям, в том числе и розгам, читать это без содрогания просто невозможно.В школах телесные наказания отменили только в начале 19 века. Что касается семей, некоторые родители и сегодня физически наказывают детей. Правда, используются не розги, а чаще всего обычный ремень.Сложно сказать, что сильнее ранило ребенка — розги или моральное унижение. А ведь и последний метод применялся достаточно активно. Например, если ученик шалил на уроке или плохо выполнял домашние задания, его могли нарядить в дурацкий костюм или повесить на шею табличку с издевательской надписью. Так он должен был ходить некоторое время, выслушивая насмешки других учеников. Даже царственные особы подвергались наказаниям. Например, у великого князя Николая Павловича был воспитатель Матвей Иванович Ламздорф. Кажется, в такой среде можно было бы выбрать любые педагогические методы. Но нет — Ламздорф бил мальчика оружейным шомполом и колотил головой об стену. Воистину царское воспитание. Единственным учебным заведением, где физические наказания были под официальным запретом, был Царскосельский лицей. Шалунов и нарушителей запирали в комнатах. Еще один вариант наказания — это усаживание в самый конец стола во время еды. В сравнении с розгами или шомполом это кажется просто смешным.

Что такое розги?

Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги — это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину — не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался «бархатным», так как следы на теле исчезали очень быстро — от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.

Строптив – получи пощечину и голодай

Сегодня розги заменил ремень.

Ограничение в еде относилось к очень популярному наказанию. Чаще всего лишали сладкого, а иногда могли вообще перестать кормить. Особенно доставалось тем, кто шалил во время церковной службы. Им прописывались земные поклоны в огромном количестве и строжайший пост в течение 12 дней.Наказание в виде пощечин использовалось для «выбивания дури» из детей. Строптивых и капризных воспитывали, хлеща по щекам и не считая это чем-то неправильным или непедагогичным. Да, детей держали в строгости. За какую-то несущественную жалобу типа «мне жарко в этой одежде» ребёнка могли наказать, прописав двадцать пять земных поклонов. И не просто поклониться, это означало очень медленное опускание на колени, а затем такой же медленный подъем. Символика этого наказания — падение, грех, и получение прощения от Господа. Да, сегодняшнее ворчание родителей и угрозы отобрать мобильный телефон кажутся просто детским лепетом в сравнении с теми методами, которые применялись в старой Руси.

Впрочем, не только в Руси…

Карцер

Сейчас штрафные изоляторы для особо злостных нарушителей есть только в тюрьмах, и невозможно себе представить, что это ужасное помещение для пыток могли использовать в «педагогических» целях. А ведь такая практика была на протяжении более чем ста лет! Описание карцера, куда отправляли одуматься сорванцов, есть у Салтыкова‑Щедрина: «…Помещение занимало темную и крохотную трехугольную впадину в капитальной стене; на полу этой впадины был брошен набитый соломой тюфяк, около которого была поставлена деревянная табуретка. Двигаться по этой конуре было невозможно… Вот в эту вонючую дыру и заключали преступного школяра, причем не давали ему свечи, а вместо пищи назначали в день три куска черного хлеба и воды».

Розги — ветви с древа знанья

Телесные наказания применялись к детям чаще всего в школах. Как пишет Борис Миронов, начиная с XVII века и до 1860-х годов телесные наказания считались главным воспитательным средством. В качестве примера он приводит воспоминания декабриста Владимира Штейнгейля.

Способ исправления состоял в истинном тиранстве. Капитаны, казалось, хвастались друг перед другом, кто из них бесчеловечнее и безжалостнее сечёт кадет. Каждую субботу подавались ленивые сотнями, и в дежурной комнате целый день вопль не прекращался. Один приём наказания приводил сердца несчастных детей в трепет. Подавалась скамейка, на которую двое дюжих барабанщиков растягивали виновного и держали за руки и за ноги, а двое со сторон изо всей силы били розгами, так что кровь текла ручьями и тело раздиралось в куски. Нередко отсчитывали до 600 ударов и более, до того, что несчастного мученика относили прямо в лазарет
Владимир Штейнгейль

Согласно сохранившейся статистике, в 1858 году в 11 гимназиях Киевского учебного округа из 4109 учеников телесному наказанию подвергся 551 из них, что составляет 13% от общего числа. В отдельных гимназиях процент наказанных розгами учащихся достигал 48%.

Известный поэт-сатирик XIX века Василий Курочкин даже написал стихотворение, воспевающее воспитательную функцию порки розгами.

Как секли розгами в старину

Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, «чтобы неповадно было».

Так, Эразм Роттердамский вспоминал в своих мемуарах, что частенько испытывал на себе побои деревянными прутьями. Его воспитатель делал это просто для того, чтобы посмотреть, насколько его ученик чувствителен к боли. Позже телесные наказания применялись только за совершение детьми серьезных проступков (побег с уроков, дерзости в разговоре с учителями, открытое непослушание). В частных школах эта процедура часто заменяла карцер.

2 Битье тростью в Сингапуре

Если быть точными, речь идет о палках из ротанга длиной около 125 см и толщиной в 1,27 см, предварительно вымоченных в воде. Битье такой палкой причиняет сильную боль, зачастую рассекает кожу, впоследствии раны оставляют на теле шрамы.

Наказание тростью из ротанга предусмотрено в Сингапуре буквально за все — от мелких преступлений, до крупных, разница только в количестве ударов. Наказать могут за просроченную туристическую визу, вандализм (например, граффити), грабеж, наркоманию, преступления на сексуальной почве.

Только в 2012 году к битью тростью были приговорены 2 203 человека, причем 1070 из них были иностранцами.

Извращенцы столичные

Первыми клиентами предприимчивого дельца стали, конечно, доверчивые женщины.

— Мужики снимают стресс водкой, — смеется Николай, — и боли больше боятся. А женщины иногда просят в лохмотья им жопу порвать — больше ста ударов выдерживают! Стонут, корчатся, извиваются. Признаются, что одна порка двух оргазмов стоит. Один ко мне мужчина приходил, чтобы подготовиться к сексу с женой, — у него после порки такой стояк! Аж рычал и орал под розгами: «Сейчас домой приду, ух, жена, держись!» 

Продвинутые москвичи не желают, чтобы их пороли предметами из арсенала, доступного сейчас в каждом секс-шопе: шпицрутеном, хлыстом — скучно и неинтересно. 

— Все вы охочи до розг, — недоумевает их популяризатор. — Извращенцы! 

Но обстоятельства заставили вернуться домой — а в Кирове таких мало…

Для эпатажа — пациентов постоянно нужно удивлять! — он наряжается в короткую юбочку

Но на его лохматые ляжки обращать внимание я перестала быстро, потому что до краев наполнилась болью. Она застряла где-то в области солнечного сплетения

Крутилась там волчком и никак не могла вырваться наружу. Под шпицрутеном и хлыстом вздрагивала всем телом, сжимая свои «булочки» от страха. А бедра еще неделю украшали синеватые, вспухшие рубцы. Ремень ложился широкими мазками, давая некоторое отдохновение. Розги заставляли тонко визжать — и почти с таким же тонким визгом они обрушивались на мою нежную плоть. Больше всего мне понравились бамбуковые палочки. Я была словно ксилофоном, по которому ими мелодично стучали: пятая точка — ножки — пяточки. Туда — сюда — обратно — тебе — и мне  — приятно…

3. Порка и отрубание голов в Саудовской Аравии

Страна, где с легкостью могут назначить тысячу ударов плетью или отсечение головы мечом — Саудовская Аравия. Казней здесь зашкаливающее количество, а перечень преступлений — еще больше.

Например, наказывается не только измена, но даже намек на нее, а еще интимная связь до брака. Преступниками считаются атеисты, а также те, кто перешел из ислама в другую религию. Все, кто подозревается в колдовстве и любители азартных игр.

В 2009 году сотрудник «Саудовских авиалиний» выступил в эфире ливанского телевидения, где случайно упомянул о своей личной жизни и знакомствах с девушками. По возвращении на родину его ждали пять лет тюрьмы и тысяча плетей.

Кстати, порку назначают не только преступникам, но и жертвам. Например, в 2006 году семь человек напали на молодую женщину и ее спутника, которые сидели в автомобиле. Их обоих похитили и изнасиловали. Суд назначил преступникам несколько сотен ударов плетью и тюремные сроки. Изнасилованные также были приговорены к полугоду тюрьмы и 200 ударам плетью каждый только за то, что находились в машине вместе, не будучи супругами.

Обезглавить в Саудовской Аравии могут за изнасилование, убийство, отступничество от веры, торговлю наркотиками и гомосексуальность. Порой казнь происходит публично. В это трудно поверить, но только в 2015 году в Саудовской Аравии обезглавили 157 людей.

5. Ослепление и ампутация частей тела в Иране

Бесчеловечная судебная система в 2019 году наблюдается и в Иране. Властями широко применяются телесные наказания, в том числе порка (зачастую на виду у общественности), отсечения частей тела (чаще всего кистей рук и стоп) и ослепление (путем закапывания в глаза кислоты).

Ампутацию также практикуют в уже упомянутых выше Саудовской Аравии и Судане. В разных ситуациях ее могут осуществлять и врачи под наркозом, и публично без какой-либо анестезии. В особых случаях преступникам делают перекрестную ампутацию — отсекают правую руку и левую стопу.

Наказаниям в Иране подвергаются люди в том числе до 30 лет. Порка так и вовсе полагается здесь за любые безобидные действия, например, потребление пищи в общественном месте во время поста в Рамадан, за внебрачные отношения или за посещение «смешанной» вечеринки с участием как мужчин, так и женщин.

За что секли розгами девушек

В 19 веке, вплоть до 1830 года, этот вид наказания широко применялся и к девочкам. За что и как секли розгами девушек? Этот довольно негуманный по отношению к женскому полу способ имел свою градацию. Так, существовало три степени наказания. Первая — виновную ученицу бил руководитель учреждения или учитель в присутствии одного из слуг. Вторая степень — секли розгами на специальной скамейке в присутствии трех слуг. Из них двое держали виновницу, если ее руки не были привязаны, а третий наносил побои. И, наконец, третья — осуществление процедуры в присутствии всего класса. При самых тяжких провинностях свидетелями становились вообще все ученицы учреждения. Когда принималось решение об иссечении розгами третьей степени, прежде чем провести девочку в комнату для экзекуции, на нее надевали ночную сорочку.

Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.

В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.

При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.

«Не хочу бить!», – что делать?

Бороться с «жестоким обращением с детьми» сегодня тьма желающих, а вот помогать родителям, которые хотели бы перестать «воспитывать» подобным образом мало кто хочет и может.

Я безмерно уважаю тех родителей, которые, будучи сами биты в детстве, стараются детей не бить. Или хотя бы бить меньше. Потому что их Внутренний родитель, тот, который достался им в наследство от родителей реальных, считает, что бить можно и нужно. И даже если в здравом уме и твердой памяти они считают, что этого лучше не делать, стоит разуму ослабить контроль (усталость, недосып, испуг, отчаяние, сильное давление извне, например, от школы), как рука «сама тянется к ремню». И им гораздо труднее себя контролировать, чем тем, у кого в «программе» родительского поведения это не записано и ничего никуда не тянется. Если им все же удается контролировать себя, – это здорово. То же относится к крику, молчанию, шантажу и так далее.

Итак, что же делать родителям, которые хотят «завязать»?

Первое – запретить себе фразы типа «ребенок получил ремня». Особенно меня передергивает от «ему по попе прилетело». Это языковая и ментальная ловушка. Никто сам по себе ничего не получал. И уж точно никому ничего от мироздания не прилетало. Это вы его побили. И под видом «юмора» пытаетесь снять с себя ответственность. Как кто-то написал: «он совершил проступок и получил по попе, – это естественные последствия». Нет. Это самообман. Пока вы ему предаетесь, ничего не изменится. Как только научитесь хотя бы про себя говорить: «Я побил (а) своего ребенка», –удивитесь, насколько вырастет ваша способность к самообладанию.

То же самое с фразами типа «без этого все равно нельзя». Не надо обобщать. Научитесь говорить: «Я пока не умею обходиться без битья». Это честно, точно и обнадеживает.

В той книжке, про трудное поведение, которую я цитировала, главная мысль такая: ребенок, когда делает что-то не так, обычно не хочет плохого. Он хочет чего-то вполне понятного: быть хорошим, быть любимым, не иметь неприятностей и так далее. Трудное поведение – просто плохой способ этого достичь.

Все то же самое справедливо по отношению к родителям. Очень редко кто ХОЧЕТ мучить и обижать своего ребенка. Исключения есть, это то, о чем шла речь в пункте 8, с оговорками – 6 и 7. И это очень редко.

Во всех других случаях родитель хочет вполне хорошего или, по крайней мере, понятного. Чтобы ребенок был жив-здоров, чтобы вел себя хорошо, чтобы не нервничать, чтобы иметь контроль над ситуацией, чтобы не стыдиться, чтобы пожалели, чтоб все как у людей, чтобы разрядиться, чтобы хоть что-то предпринять.

Если понять про себя, чего ты на самом деле хочешь, когда бьешь, какова твоя глубинная потребность, то можно придумать, как удовлетворить эту потребность иначе.

Например, отдохнуть, чтобы не надо было разряжаться.

Или не обращать внимания на оценки посторонних, чтобы не стыдиться.

Или убрать какие-то опасные ситуации и вещи, чтобы ребенку не угрожала опасность.

Или что-то превратить в игру, чтобы контролировать ситуацию весело.

Или сказать о своих чувствах ребенку (супругу, подруге), чтобы быть услышанным.

Или пройти психотерапию, чтобы освободиться от власти собственных детских травм.

Или изменить свою жизнь, чтобы не ненавидеть ребенка за то, что она «не удалась».

А дальше придуманные альтернативные способы пробовать и смотреть, что будет. Не подошло одно, — пробовать другое.

Привычка эмоционально разряжаться через ребенка — это просто дурная привычка, своего рода зависимость. И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе». Не «с этой минуты больше никогда», – все знают, к чему приводят такие зароки, а «сегодня хоть немного меньше, чем вчера», или «обойтись без этого только один день» (потом «только одну неделю», «только один месяц»).

Не пугаться, что не все получается. Не сдаваться. Не стесняться спрашивать и просить помощи. Держать в голове древнюю мудрость: «Лучше один шаг в правильном направлении, чем десять в неверном».

И помнить, что почти всегда дело в собственном Внутреннем ребенке, обиженном, испуганном или сердитом. Помнить о нем и иногда, вместо того чтобы воспитывать своего реального ребенка, заняться тем мальчиком или девочкой, что бушует внутри. Поговорить, пожалеть, похвалить, утешить, пообещать, что больше никому не дадите его обижать.

Это всё происходит не быстро и не сразу. И на этом пути нужно очень друг друга поддерживать супругам, и знакомым, и просто всем, кого считаете близкими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector