Война и мир (телесериал, 2007)

Сюжет

Армия Наполеона Бонапарта начала завоевательные походы, в то время как многие в Москве об этом даже не слышали.
В Москве все жили своей обычной жизнью. В доме Ростовых готовились отмечать именины двух Наташ — графини и её дочери. Маленькая Наташа, наблюдая за тайной любовью её брата Николая и Сони, тоже мечтает о счастливой любви.
В связи с болезнью отца из Парижа в Москву возвращается Пьер. Кроме Пьера на именины приходит ещё много других людей, в их числе друг Пьера князь Андрей Болконский с женой Лизой, князь Василий Курагин с дочерью, красавицей Элен, и Мария Дмитриевна, которая желает помочь Пьеру устроить свою жизнь. На этом балу Наташа влюбляется в Андрея. Вскоре Андрей уходит на войну с Наполеоном. В союзе с австрийцами русские войска сражаются с французами в битве под Аустерлицем и проигрывают её. Андрей возвращается к отцу, у которого он оставил жену. Лиза умирает в родах, и Андрей с той поры думает, что его жизнь кончена. Но увидев Наташу на балу и потанцевав с ней, он влюбляется в неё и делает ей предложение. Она соглашается. Но её отец говорит, что свадьбу следует отложить на год. Когда год почти проходит, Анатоль Курагин соблазняет Наташу и хочет увезти её, но ему помешает Пьер. Наташа, понимая, какое зло она сделала Андрею, просит Пьера передать ему просьбу о прощении. Андрей, не найдя сил простить, уходит на войну. В битве при Бородине его смертельно ранят. Там же ранят и Анатоля. Они встречаются. Анатоль умирает, а Андрей прощает Наташу и понимает, что любит её «божеской» любовью. Пьер увозит его к Наташе. Они встречаются. Наташа просит Андрея о прощении, тот в ответ признаётся ей в любви. Она начинает за ним ухаживать, но он умирает от ран, полученных в сражении. Тем временем война подходит к концу. Брат Наташи Николай доходит до Парижа и оставляет службу, после чего женится на Марии Болконской. Соня выходит замуж за генерала Денисова. Наташа выходит замуж за Пьера.

Особенности съемок

Большой кинороман в четырех частях снимался шесть лет — это самая большая работа Бондарчука за всю историю его творчества. Фильм по-своему новаторский, в картине впервые были использованы масштабные панорамные съемки, да и батальные сцены стали настоящей кинематографической находкой. И это одна из первых советских картин, которая в 1969 году получила премию «Оскар» в номинации «За лучший фильм на иностранном языке».

В этой картине Сергей Бондарчук выступил и в роли режиссера, и в роли сценариста (совместно с Василием Соловьевым); он даже снялся в одной из главных ролей, сыграв Пьера Безухова.

Людмила Савельева

Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, была отобрана Бондарчуком, по воспоминаниям, «за ее распахнутые глаза и естественность каждого движения». На роль претендовали такие уже известные и любимые зрителями актрисы, как Анастасия Вертинская и Людмила Гурченко. Но в результате выбор был сделан в пользу никому не известной юной балерины. Сама Людмила Савельева утверждала, что «себя она Наташей Ростовой не ощущала». Но так или иначе ей удалось создать неповторимый образ юной Наташи. На роль же Болконского был утвержден актер Вячеслав Тихонов, который на тот момент уже был одним из самых известных актеров отечественного кинематографа. А природные холодность и аристократизм делали его наиболее подходящей кандидатурой на роль князя.

Изначально фильм планировали снять к 150-летию Бородинской битвы. Во многом творческую группу подстегивал тот факт, что на экраны уже вышел американский фильм «Война и мир» режиссера Кинга Видора с Одри Хепбёрн в главной роли. И не только вышел, но и был очень тепло принят зрителями. А вот своей экранизации великого романа Толстого в СССР так и не было.

Тогда и поступил госзаказ на съемку эпопеи. Борьба развернулась между маститым режиссером Иваном Пырьевым и тогда еще мало известным Сергеем Бондарчуком. Спор разрешился неожиданно — Пырьев сам отказался снимать киноэпопею. Но смертельно обиделся на Бондарчука и до конца дней с ним даже не здоровался.

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир»

Музыку к фильму написал малоизвестный тогда композитор Вячеслав Овчинников, хотя Бондарчук принимал решение долго. В картине изначально планировалось использовать музыку Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия Шостаковича и Георгия Свиридова. Но только работа Овчинникова позволяла в музыкальную канву киноромана включать исторические песни и марши, что по задумке режиссера должно было добавить картине реалистичности.

Роман, а позже и сценарий требовал масштабных батальных сцен и сложнейших декораций. Впечатляет даже сам перечень реквизита: так, для съемок фильма были использованы коллекции 58 музеев страны, свыше 40 предприятий производили вооружение и экипировку — от табакерок до телег.

География съемок была невероятна широка, съемки проходили практически по всему пути Наполеоновской армии, они начинались в Москве и закончились под Смоленском. А для павильонных съемок было построено более 50 объектов декораций.

Лекция о фильме «Война и мир»

Сюжетные несоответствия между романом Толстого и кинофильмом

Сильно изменен эпилог романа:

В романе Соня не выходит замуж за Денисова (как в кинофильме), но живёт в доме Николая Ростова — «она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» (Толстой).

В фильме Элен умирает то ли от сифилиса, то ли от оспы, заразившись от любовника из ближайшего окружения Наполеона. В романе она умирает предположительно в результате неудачного аборта:

«…Она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом. Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства». Итальянец «предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но… Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал её, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь».
  • Внешность Клеманс Поэзи совершенно не соответствует образу Наташи Ростовой. В романе она описывается как темноволосая, темноглазая, высокая девушка, а Поззи является невысокой голубоглазой блондинкой.
  • В романе Николай Ростов был секундантом Долохова, а не Пьера.
  • Во время сражения при Аустерлице императору Александру Первому было 28 лет. Играющему его Игорю Костолевскому на момент съемок было 59.
  • В фильме отсутствует эпизод в салоне Анны Павловны Шерер. Все важные встречи и диалоги перенесены в эпизод именин у Ростовых.
  • В фильме князь Андрей Болконский прощает Анатоля Курагина на поле Бородинского сражения, после того как его ранили. В романе князь Андрей попадает в госпиталь, где лежит на соседней койке, уже с отрезанной ногой, Анатоль Курагин. И прощает его Болконский мысленно, а не пламенным рукопожатием, как это показали в фильме.
  • В фильме Пьер встречает Наташу Ростову после разграбления Москвы французами, играющую на пианино в разрушенном доме. В романе он встречает её у княжны Марьи, уже совсем изменившуюся.
  • В фильме образ Пьера описан неверно. По роману Льва Николаевича Толстого Пьер — это «толстый, неуклюжий медведь», в фильме же он худой; но неуклюжесть была передана верно.
  • Кроме того, в фильме нет упоминаний о старшей дочери Ростовых — Вере.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector