История жанны д’арк

Жанна дАрк: биография, краткое содержание

Принято считать, что годом рождения юной героини является именно 1412 год, однако в документе о причислении к лику святых указана дата 6 января 1409 года. Она предпочитала называть себя «Жанной Девственницей» нежели Жанной д’Арк. В ранние годы юную героиню в семьи зачастую называли Жанеттой.

В возрасте 13 лет Жанна услышала в своей голове голос архангела Михаила, который велел ей выслушать его рассказ и принять свою судьбу. Согласно откровению Михаила, именно Жанна являлась Орлеанской Девой, и только ей было под силу освободить осажденный Орлеан, изгнав, таким образом, всех противников.

Когда девушке исполнилось 17 лет, она без раздумий отправилась к капитану города. На тот момент им был признан Вокулер Бодрикуру, который высмеял рассказ девушки о том, что якобы она должна стать на защиту своих родных земель. Однако Жанна не сдавалась и уже со второго раза ее приняли в свои ряды. Капитан приказал выделить ей несколько воинов, после того как девушка предсказала поражение французов под Орлеаном. Жанна предпочитала носить именно мужскую воинскую одежду, аргументируя это тем, что в ней она ощущает себя свободнее и сильнее. Вместе с Жанной на войну отправились два ее лучших рыцаря — Жан де Мец и Бертран де Пуланжи.

Ординарный процесс

На заседании 28 марта были зачитаны 70 статей обвинения, составленных Жаном д’Эстиве, каждая статья сопровождалась выдержками из материалов допроса Жанны, позволявшими оценить показания Жанны и её отношение к каждому из пунктов обвинения. Большая часть обвинений базировалась на показаниях самой Жанны, но многие, часто весьма нелепые, исходили из других неуказанных источников. Те фактические обстоятельства, которые Жанной отвергались, в дальнейшем не фигурировали в деле.

5 апреля были переданы докторам и знатокам права 12 статей, представлявших собой извлечения из показаний Жанны. В ближайшие недели были получены заключения от ряда докторов теологии и других юристов

18 апреля епископ в сопровождении группы лиц явился в тюрьму к Жанне (больной после отравления рыбой), увещевая её подчиниться Церкви, а в противном случае ей нельзя будет предоставить таинств.

Донжон Руанского замка, где проходило заседание 9 мая

На заседании 2 мая в палате Руанского замка в присутствии всего состава суда архидиакон зачитал Жанне основные обвинения против неё, она заявила, что верит в Воинствующую Церковь, но в трактовке её поступков и речей доверяет только Богу.

На заседании 9 мая в большой башне Руанского замка, где присутствовали несколько судей, Жанну увещевали и заявили, что её могут подвергнуть пытке, на что она заявила, что своих показаний не изменит. 12 мая судьи обсуждали необходимость пытки, трое судей высказались за, 10 — против пытки, и она не была применена.

На заседании 19 мая было оглашено послание Парижского университета, содержащее заключение по делу Жанны, принятое 14 мая, с 12 статьями, утверждёнными Факультетом теологии Парижского университета и содержащими указания на грехи и теологические заблуждения Жанны. После этого были выслушаны заключения по делу докторов и магистров из Руана.

Жанну в женском платье ведут к судьям. Миниатюра из «Вигилий Карла VI»

23 мая Жанне были оглашены 12 пунктов её основных заблуждений. В грамоте указывалось:

  1. Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.
  2. Явление ангела, принёсшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.
  3. Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.
  4. Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.
  5. Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.
  6. Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.
  7. Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.
  8. Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.
  9. Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадёт в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры.
  10. Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.
  11. Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.
  12. Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

24 мая на площади на кладбище аббатства Сент-Уэн (возле приготовленного заранее костра) доктор теологии Гийом Эрар произнёс проповедь, после чего, согласно документам процесса, Жанна согласилась подписать отречение и подчиниться всему, что прикажет Церковь, после чего епископ огласил приговор — нести покаяние в вечном заточении «на хлебе страдания и воде скорби», и Жанна переоделась в женское платье.

28 мая судьи явились в место заточения Жанны и зафиксировали, что она вновь надела мужскую одежду, причём заявила, что сделала это по собственному желанию. После этого Жанна заявила, что все её слова 24 мая были вызваны лишь страхом перед огнём, и она плохо осознавала, в чем смысл её отречений.

На заседании суда 29 мая судьи подтвердили факт рецидива ереси и постановили передать Жанну светскому правосудию. 30 мая окончательный приговор об отлучении от Церкви как вероотступницы и еретички и предании светскому правосудию был оглашён на площади Старого Рынка в Руане. В тот же день последовала казнь.

5Битва при Жаржо

После снятия осады с Орлеана целью французов стало овладение английскими крепостями на Луаре, что позволяло развить наступление на занятый англичанами север страны. Благодаря воодушевлению, вызванному победой при Орлеане, весь последующий месяц французское войско активно наращивало силы. 9 июня армия выступила из Орлеана на Жаржо. Тем временем, 8 июня сэр Джон Фастольф наконец вышел из Парижа во главе мощной английской армии в несколько тысяч человек, держа путь на долину Луары.Жаржо был защищен стенами с несколькими башнями, укрепленными воротами и рвом. Город защищали приблизительно 700 солдат с огнестрельным оружием. Авангард французских сил во главе с Жанной д’Арк и герцогом Алансонским насчитывал около 1200 человек. Битва началась 10 июня с французской атаки на предместья, но англичане сделали вылазку и заставили французов отступить. Тогда Жанна со знаменем в руках сама повела войска на новый приступ. Англичане были оттеснены внутрь городских стен и французы заняли внешнюю линию укреплений. Утром 11 июня Жанна обратилась к защитникам крепости с призывом сложить оружие и обещанием отпустить их. Англичане, ожидавшие скорого прибытия Фастольфа, потребовали двухнедельного перемирия. Тогда Жанна предложила им уйти с оружием немедленно, но и эти условия не были приняты.Ранним утром 12 июня французы начали интенсивную бомбардировку, используя пушки и осадные машины. Когда была разрушена одна из крепостных башен, французы устремились на штурм городских стен. Жанна д’Арк лично возглавляла атаку и получила легкое ранение (каменный снаряд расколол надвое ее шлем). Англичане понесли тяжелые потери: из 700 защитников города погибли от 300 до 400. Саффолк попал в плен.

Жанна встречается с принцем

Предание о Жанне Дарк говорит так. Деревенской девочке – а ей было всего 13 лет – начали слышаться голоса и являться святые и сам архангел Михаил. Они объявили ей, что именно она сможет снять осаду с Орлеана, и именно она спасет Францию. Жанна Дарк, краткая биография которой об этом умалчивает, не один раз пыталась выполнить свою миссию.  Три года она слушала свои голоса, а в 16 лет отправилась к наследнику, дофину Карлу. Но до наследника не дошла – она встретилась с Робером де Бодрикуром, его приближенным, с просьбой помочь ей встретится с принцем. Робер отказался ей помогать – перед ним была 16-летняя деревенская девица. Жанна Дарк – это кто вообще? Как можно вести ее к дофину? Но она продолжала настаивать – и он наконец согласился помочь ей.

Встреча с дофином началась с того, что было современниками воспринято как чудо, и возможно и правда было таким, а возможно было результатом отличной интуиции и наблюдательности юной Жанны. Для проверки Карл решил «замаскироваться»: на трон посадил другого, а сам спрятался в толпе. Жанна безошибочно его вычислила. Она произвела на всех огромное впечатление, и совсем не казалась деревенской простушкой: отлично скакала на лошади, владела оружием, разговаривала как образованная. И она потребовала действий: дать ей войско и отправить освобождать Орлеан. Фактически с этого началась биография Жанны Дарк. Википедия приводит цитату из одного из приближенных принца, он пишет что, казалось, Жанна была «воспитана была не в полях, а в школе».

Девушку еще долго проверяли: дамы осматривали, девственна ли она, богословы экзаменовали – правильно ли она верит? Ей потребовалось специальное разрешение целой комиссии для того, чтобы надеть мужскую одежду и воинский доспех. Но в конце концов, она получила войско и отправилась к Орлеану. Это было в 1429 году.

Слухи о ней неслись впереди нее. Войска ликовали – с ними идет дева, посланная самим Богом и она обещала победу! Жанна Дарк – орлеанская дева, так стали ее называть в народе.  Всего за 4 дня она сняла осаду с города – до сих пор день снятия этой осады каждый год празднуется в Орлеане.

Франция ликовала. Англичане были изгнаны, а юного короля помазали на царство в Реймсе. Оставалось освободить Париж. К этому была готова Жанна Дарк. Биография кратко говорит следующее.

Сюжет

В 1412 году в Северной Франции, истерзанной постоянными междоусобными войнами с бургундцами и многолетней войной с англичанами, родилась в простой крестьянской семье Жака Дарка дочь Жанна. Узнав, что родилась дочь, отец хотел даже убить её — столь жестоки были времена. Но мать помешала мужу.

С детства девочка видела только войны и убийства, а в возрасте 12 лет Жанна впервые познала божественный свет. Совсем юной девой она поняла, что Богом на неё возложена миссия спасти Францию, объединив её под правлением одного короля, Карла, который сможет объединить Францию и Бургундию и изгнать англичан. И эта простая деревенская девушка отправляется к дофину.

Не веря в божественный выбор, дофин и епископ Кошон, тем не менее, решили использовать Жанну, объявив её Лотарингской девой, которая должна была прийти и спасти народ в соответствии с пророчеством волшебника Мерлина.

Работа над фильмом

Работа над фильмом продолжалась около полутора лет. Для работы над фильмом Дрейер переехал в Париж вместе с семьёй — женой и двумя детьми. Первоначально режиссёр хотел экранизировать пьесу Викторьена Сарду «Тоска» («La Tosca», 1887), но кинокомпания Société Générale des Films не согласилась и предложила на выбор три возможных персонажа — Екатерину Медичи, Марию Антуанетту и Жанну д’Арк (картины на исторические темы пользовались во Франции большой популярностью). Консультантом сценария выступил историк Пьер Шампион, который подготовил и опубликовал в 1920 году текст процесса над Жанной с переводом и примечаниями.

Для съёмок фильма Дрейер разработал специальные декорации с подвижными стенами, на создание которых ушла основная часть выделенного бюджета. Эти декорации стали на тот момент самыми дорогими в истории французского кино. При этом декорации в кадре видны лишь фрагментарно, так как основной акцент сделан на крупные планы персонажей. На съёмках никто из актёров не гримировался, что было в те времена беспрецедентно. Критик и теоретик кино Леон Муссинак отмечал, что Дрейер максимально использовал крупные планы и все выразительные возможности различных ракурсов: «Отказ от грима придаёт лицам необычную, страшную силу, особенно подчёркивающую внутреннюю игру чувств или мыслей героев».

Декорации для павильонных съёмок были построены в пригороде Парижа — Бийанкуре, в пустовавшем фабричном здании, принадлежавшем автомобильной компании Рено, а натурные съёмки проходили в другом пригороде Парижа — Пети-Кламаре, где был фактически построен самый настоящий средневековый город. Ральф Холм, один из помощников режиссёра, вспоминал, что после окончания съёмок декорации пришлось взрывать даже с помощью динамита. В стенах необходимо было просверлить множество отверстий, чтобы камеры могли снимать сцены с нужного ракурса, а для низких планов Дрейер распоряжался выкапывать двухметровые ямы, чтобы поместить туда камеру, — после нескольких дней таких съёмок земля напоминала огромный кусок швейцарского сыра, так что техническая команда даже стала называть режиссёра — «Карл Грюйер».

В роли монаха Жана Масьё снимался будущий создатель «Театра жестокости» Антонен Арто. В 1964 году Дрейер вспоминал, какое чувство стыда и неловкости испытывал Арто, когда ему пришлось появиться в кафе, где часто собирались сюрреалисты, с тонзурой на голове — в полном соответствии с уставом доминиканского ордена. Сам Арто вспоминал позже: «Дрейер был требователен к актёрам, он пытался вселить в них дух снимаемой сцены, а затем давал им свободу направления, они могли рассматривать её под любым личным углом — пока он верил, что сохраняется требуемый дух».

Игра Фальконетти была настолько реалистичной, что после выхода фильма на экраны родилась легенда, согласно которой Дрейер чуть ли не пытал актрису, чтобы добиться нужной реакции. Сам режиссёр писал вскоре после премьеры: «В ней я нашел то, что я мог бы, грубо говоря, назвать „реинкарнацией святой“»

Всего отсняли более чем 85 000 м плёнки, из которых в окончательную версию вошло примерно 2200 м. Всего в фильме 1333 кадра и 174 интертитров, итого 1517 кадров, что было довольно много для того времени. Общая стоимость фильма составила 9 млн франков (снятый на той же студии многочасовой «Наполеон» Абеля Ганса со множеством батальных сцен стоил около 17 млн франков). Фильм не имел коммерческого успеха. После данного фильма Дрейеру пришлось ждать целых пять лет, пока кто-то согласится вложить деньги в его следующую картину.

Детство и юность Жанны д’Арк

Будущая спасительница Франции родилась в Домреми – деревушке у границ Лотарингии. Согласно официальной версии, это случилось 6 января 1412 г., однако точные годы жизни Жанны д’Арк не установлены: когда папа Пий X причислял её к лику блаженных, он указал, что девочка появилась на свет в 1408 или 1409 г.

О детстве известно мало. Родители, вероятно, считались зажиточными, хотя некоторые источники сообщают, что это была крестьянская семья. Жанна росла набожной и часто ходила в церковь. В то время шла Столетняя война, конца которой ничто не предвещало, поэтому в народе появилась легенда о деве из Лотарингии, спасающей страну.

Жанна была обычным ребёнком, но в возрасте 12 или 13 лет стала слышать голоса с небес. Предположительно это был архангел Михаил и великомученицы Екатерина Александрийская и Маргарита Антиохийская. Иногда они являлись как видения – по словам Жанны, она даже могла их обнять.

Неожиданные гости приказывали освободить Орлеан, вернуть на престол Карла VII и изгнать англичан. Четыре года Жанна сопротивлялась видениям, но всё же сдалась.

На войне

В январе 1429 года Жанна д’Арк сбежала из дома и отправилась в Вокулер. Встретившись с капитаном города Робером де Бодрикуром, объявила о намерении встретиться с дофином. Девушку не приняли всерьез и отправили домой. Вернувшись в Вокулер через год, Жанна потрясла капитана, предсказав поражение французов в битве при Руврэ, известия о которой пришли гораздо позже предсказания.

Портрет Жанны Д’арк

Впечатленный Робер де Бодрикур отправил Жанну д’Арк ко двору, снабдив мужским облачением, письмом к дофину и дав в подмогу группу солдат. В пути девушку сопровождали и братья. Путь ко двору Карла был чрезвычайно опасен. Как говорила сама Жанна, в дороге путешественникам помогал архангел Михаил.

Момент встречи Жанны д’Арк и Карла поэтично описан во многих произведениях. Карл долго не решался на встречу. Двор разделился на два лагеря, многие отговаривали дофина от встречи с пастушкой из Лотарингии. Духовенство считало, что Орлеанскую деву ведет дьявол. Дав согласие на аудиенцию, Карл посадил вместо себя на трон пажа. Жанна, войдя в зал, не взглянула на трон, а подошла к Карлу, стоящему среди придворных.

Орлеанская дева Жанна Д’арк

Как потом сказала Дева, на Карла ей указал архангел Михаил. После диалога Жанны и Карла наедине будущий король выглядел просветленным. Суть разговора Карл раскрыл лишь через четверть века — д’Арк развеяла сомнения дофина касательно законности его власти. Жанна заверила будущего государя, что трон принадлежит ему по праву.

Итак, Карл поверил Деве. Но его мнение решало не все — последнее слово было за священниками. Церковнослужители устроили Жанне утомительное испытание. Благодаря искренности и чистоте помыслов, пройдя все испытания и допросы комиссии в Пуатье, Жанна была допущена Карлом к армии. Начался доблестный военный путь Орлеанской девы. Из Пуатье Жанна д’Арк прибыла в Тур. Получив в Туре снаряжение и коня, Дева отправилась в город Блуа — начальную точку в пути на Орлеан.

Жанна Д’арк в сражении

В Блуа произошло необъяснимое событие — Жанна д’Арк указала часовню Сент-Катерен-Фьербуа, в которой хранился меч короля Карла Мартелла. С этим мечом король победил сарацинов в битве при Пуатье в 732 г. Меч помог Деве в сражениях. Известие о появлении спасительницы облетело Францию. Под знамена Жанны д’Арк собиралось ополчение. Хаосу и унынию в рядах войск пришел конец, бойцы воспряли духом и поверили, что Орлеанская дева приведет к победе.

Жанна стояла впереди войска в сияющих доспехах, с древним мечом и знаменем. Невероятно, но малограмотной пастушке из Лотарингии удалось в кратчайший срок освоить хитрости военной науки, навести порядок в деморализованных войсках, заслужить уважение среди военных начальников. Остается гадать, как в 17-летней простушке проявился недюжинный талант полководца. Сама Жанна повторяла, что ее ведет Бог.

Жанна Д’арк

Первый шаг в борьбе Жанны против англичан — снятие осады Орлеана. Орлеан являлся единственным форпостом на пути английских войск к полному захвату Франции, поэтому освобождение города явилось первоочередной задачей для Жанны д’Арк. 28 апреля 1429 года французские войска во главе с юной военачальницей выступили в поход на Орлеан. Их встретила шеститысячная армия французов. Дева предложила капитанам своей армии подойти к главным воротам Орлеана и напасть на войска противника.

Но командиры ослушались приказа, вывели войска к осажденному Орлеану и встали по левому берегу Луары, напротив войск противника. Оба моста к Орлеану были осаждены англичанами. Переправа вплавь под оружием противника — дело опасное. Положение оказалось безвыходным. Жанна была взбешена. Пришлось отправить войска назад, к Блуа, и направить по правому берегу Луары. Сама же д’Арк с небольшим отрядом вплавь пробралась с южной стороны Орлеана и вошла в город через Бургундские ворота. Ликованию горожан не было предела.

Народная героиня Жанна Д’арк

Битва под Орлеаном закончилась триумфальной победой Жанны д’Арк. В снятии осады крепостей Сен-Лу, Огюстен и Турель Дева участвовала лично. В атаке на последнюю получила ранение в плечо. 8 мая 1429 года англичане оставили подступы к Орлеану и постыдно бежали. Город объявили спасенным. Победа французов имела психологическое значение — страна поверила в свои силы. После победы под Орлеаном юной главнокомандующей дали прозвище «Орлеанская дева».

Юность

В тринадцатилетнем возрасте, по заявлениям самой Жанетты, она впервые увидела архангела Михаила. О своих видениях девушка могла рассказать лишь родителям, поскольку подруг она не имела. Но и родные не признавали того, что говорила д’Арк, списывая всё на фантазию Жанны и её стремление «обзавестись хотя бы вымышленными друзьями».

Но спустя несколько месяцев д’Арк вновь заявляет родителям о том, что видела архангела Михаила и двух других женщин (по версии ученых, это были святые Маргарита Антиохийская и Екатерина Александрийская). По словам девушки, явившиеся «гости» рассказали ей о её предназначении: снять осаду города Орлеана, навсегда изгнав захватчиков, и возвести на трон дофина.

Не получив должной поддержки со стороны родственников, Жанна д’Арк отправляется к капитану Роберту де Бондикуру, являвшемся на тот момент управляющим города Вокулёра. Там девушка рассказывает свою историю, но, к сожалению, видит абсолютно идентичную ситуацию: капитан лишь посмеивается над её нездоровой фантазией и отправляет назад, не желая даже выслушивать до конца. Жанетта, раздосадованная подобным отношением к своей персоне, отправляется в родной Домреми, но не сдаётся.

Спустя год ситуация повторяется: она вновь приходит к капитану, утверждая о возможности победы в сражении только в том случае, если он назначит её военачальницей. Решающим становится предсказание д’Арк об исходе так называемой «Селедочной битвы», которая должна пройти в недалеком будущем под стенами города Орлеана.

На этот раз де Бондикур прислушивается к словам девушки и решает разрешить ей участвовать в сражении

Жанетте выдают мужскую одежду (которую, к слову, она после этого начала предпочитать многочисленным платьям, заявляя, что такой образ не только помогает в бою, но и отбивает внимание к её персоне со стороны солдат) и снаряжают вместе с небольшим отрядом. Именно к нему впоследствии присоединяются двое лучших друзей д’Арк: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Мец

После смерти

Осуждение и казнь Жанны д’Арк не помогли англичанам — от удара, нанесённого ею, они так и не смогли оправиться.

Граф Уорик, запоздало поняв, какое воздействие на страну оказала коронация Карла в Реймсе, устроил своё «миропомазание» юного Генриха VI в Соборе Парижской Богоматери в декабре 1431 года, которое, однако, мало кем во Франции было воспринято как законное.

Уже в следующем году Дюнуа взял Шартр, а коннетабль Ришмон, окончательно примирившийся с королём, стал его главным советником. Примиренец де ла Тремуйль (выступал за переговоры с Бургундией) был насильно устранён от двора и заточён в .

В 1435 году умерли Бедфорд и Изабелла Баварская.
В сентябре этого же года произошло важнейшее событие — окончательное примирение Франции и Бургундии, которые заключили Аррасский договор против англичан. Уже на следующий год Ришмон вошёл с армией в Париж. Решающее наступление французов задержалось на несколько лет из-за интриг и мятежей при королевском дворе.

В 1449 году французы начали наступление в Нормандии, которое завершилось победой 15 апреля 1450 года в битве при Форминьи. Нормандия была взята французами.

Битва при Кастийоне 17 июля 1453 года была решающим эпизодом в заключительном этапе Столетней войны, через три месяца французы взяли Бордо, что окончательно положило конец войне.

Закрытые заседания

Последующие допросы проходили в камере в Руанском замке, их вёл Жан де Ла Фонтэн по поручению епископа Бове, присутствовало ещё несколько человек.

10 марта Жанна ответила на 22 вопроса. Они касались обстоятельств её пленения, её штандарта, коней и денег, которыми она располагала. Также она рассказала о знаке, который ангел дал её королю, раскрыв лишь отдельные детали (этот вопрос ей был задан 1 марта, но в тот день она не ответила).

Жанна и кардинал Винчестерский. (Поль Деларош, 1824 год)

12 марта её допрашивали дважды, и она ответила на 24 вопроса. Они касались знака королю, видений святых, она рассказала о своих отце и матери (включая сон отца о возможном уходе Жанны), а также планах освободить герцога Орлеанского.

13 марта она ответила на 31 вопрос. Жанна наконец рассказала, что этим знаком была корона, которую, по её словам, ангел принёс с небес в покои Карла в Шинонском замке, большая часть вопросов того дня касались этого события, а ещё несколько — деталей военных кампаний.

14 марта её допрашивали дважды, она ответила на 18 вопросов. Они касались её прыжка с башни Боревуар, деталей бесед со святыми. Когда Жанна сказала, что святая Екатерина пообещала ей, что она попадёт в рай, Жанне напомнили о том, как был казнён по её повелению Франк д’Аррас, а также о том, что она забрала лошадь у епископа Санлисского, устроила штурм Парижа в день праздника и носит мужскую одежду. Жанна отвергла утверждения в греховности таких поступков, настаивая, что Франк д’Аррас был убийцей и казнён по приговору суда Ланьи, за лошадь епископ получил расписку, а мужское платье она надела по велению Бога.

15 марта Жанна ответила на 27 вопросов. Её спрашивали, считает ли она допустимым сбежать из тюрьмы, и она ответила утвердительно. Также её спросили, готова ли она надеть женское платье, если хочет отслушать мессу, но она заявила, что поклялась королю не снимать платья. Другие вопросы касались того, готова ли она подчиниться воле церкви, а также деталей бесед со святыми и того, как она смогла бы отличить ангела от демона.

17 марта Жанну допрашивали дважды, она ответила на 48 вопросов. Они касались её отношения к Церкви, её одежды, бесед со святыми (которых она обнимала, и те благоухали), её доспехов и штандарта, а также использования имён «Иисус Мария». Кроме того, Жанну спросили, ненавидит ли Бог англичан, на что она ответила, что об этом ничего не знает, но уверена, что Бог пошлёт французам победу.

18 и 22 марта епископ собрал в своём доме заседателей и зачитал им выдержки из допросов. 24 марта регистр с материалами допросов был зачитан по-французски Жанне, и она подтвердила его верность, уточнив лишь две детали. 25 марта епископ спрашивал Жанну, желает ли она надеть женское платье, но она отказалась, прося, чтобы ей дозволили отслушать мессу в мужском платье.

Коронация Карла

Отпраздновав победу в Орлеане, Жанна д’Арк отправилась в Тур к Карлу, объявить о победе. Путь к дофину проходил через толпы благодарных французов. Все хотели прикоснуться к доспехам Орлеанской девы. В церквях проходили торжественные молебны в честь спасительницы. Карл встретил юную главнокомандующую с почестями — усадил рядом, как королеву, пожаловал дворянский титул.

Жанна Д’арк на коронации Карла

Следующей задачей для Орлеанской девы стало освобождение Реймса. Именно в нем проходила коронация всех правителей Франции. Небывалые патриотические настроения населения позволили собрать около 12 тысяч воинов национально-освободительной армии. Волна освободительного движения захлестнула Францию. Карл до последнего сомневался в успехе похода на Реймс. Однако сбылось предсказание Девы — войска бескровно прошли к стенам города за две с половиной недели. Коронация Карла прошла в традиционном месте. Корону дофину надели в Реймском соборе. Рядом с королем стояла Жанна д’Арк со знаменем, в доспехах рыцаря.

Пленение и смерть

С коронацией Карла миссия Орлеанской девы закончилась. Жанна попросила короля отпустить ее в родную деревню. Карл лично попросил остаться на посту главнокомандующего. Жанна согласилась. Правящая верхушка Франции во главе с Ла Тремуйлем, получающая доходы с войны и заключившая перемирие с герцогом Бургундским, уговорила Карла повременить с освобождением Парижа. Жанна д’Арк предприняла попытку самостоятельного наступления.

Пленение Жанны Д’арк

23 мая 1430 года Жанна попала в плен к войскам Бургундского. Держал ее в плену командующий бургундцев в Пикардии Жан Люксембургский. Он не собирался отдавать Деву англичанам, а просил выкуп у Карла. Король предал ту, которая возвела его на престол, не проявив заинтересованности. Молчаливый отказ французы считают главным предательством в истории страны.

Суд над Жанной д’Арк прошел в Руане. Англичанам нужно было не просто убить Орлеанскую деву — необходимо было очернить ее имя. Поэтому Жанна должна была перед казнью по приговору французского трибунала подтвердить связь с дьяволом. Для этого на церковное судилище пригласили самого искушенного. Им стал Пьер Кошон, бывший епископ Бове. За успешную расправу над Девой англичане обещали Кошону митру архиепископа Руана.

Допрос Жанны Д’арк

С декабря 1431 года Жанну содержали под стражей в Руане — месте, принадлежащем англичанам на земле Франции. Там же проходил суд. Приговорить Деву к смерти нужно было, доказав связь с дьяволом. В этом, косвенно помогла подсудимая, объяснявшая поступки связью со сверхъестественным. На помощь спасительнице не пришли ни король, ни спасенный Орлеан, ни боевые товарищи. Единственный, кто бросился на помощь Жанне д’Арк, — рыцарь Жиль де Рэ, позже казненный.

Казнь Жанны Д’арк

На кладбище аббатства Сент-Уэн Жанна подписала бумагу о виновности и связи с дьяволом. Судьи вырвали признание обманом, зачитав иной документ. Вскрылся подлог позже, в процессе реабилитации мученицы. Приговор трибунала гласил: «Казнь через сожжение на костре заживо». Жанна до момента гибели держалась спокойно и уверенно. «Голоса» обещали Орлеанской деве спасение в мае 1431 года.

Реабилитация Жанны д’Арк состоялась через 25 лет, после освобождения Франции от английских оккупантов.

2Вокулер

В мае 1428 года Жанна вышла из дома и направилась в город Вокулер. С ней шел ее дядя Дюран Лаксар, который жил в деревне Бюрей, рядом с Вокулером. Прибыв в город, Жанна отправилась к капитану Вокулера Роберу де Бодрикуру и объявила о своей миссии по спасению Франции. Бодрикур не принял девушку всерьез, высмеял и отправил обратно домой. Но Жанна не потеряла веру в свое призвание. Напротив, возвратившись к себе в деревню, она стала уже открыто говорить всем, что якобы через нее бог хочет спасти погибающую Францию. Чтобы выбить дурь из головы непутевой дочери, родители попытались выдать ее замуж, но тут послушная и тихая девушка проявила невиданное упорство, до брака дело не дошло.В начале января 1429 года Жанна ушла из дома, чтобы больше никогда не вернуться. Она вновь пошла в Вокулер и вновь появилась перед Робертом де Бодрикуром. В самом Вокулере положение резко изменилось. Бодрикуру пришлось уступить свою должность наместнику английского короля, но он еще продолжал жить в городе, сохраняя тайную связь с дофином Карлом. Заручиться поддержкой Бодрикура Жанне удалось не сразу. Три недели прожила она в Вокулере. Слухи о необыкновенной девушке разнеслись по городу и округе. Люди шли на нее посмотреть. Они приходили, движимые чувством любопытства, а уходили уверенные, что они действительно видели чудесную избавительницу. В конце концов Бодрикур написал письмо Карлу, в котором спрашивал, желает ли принц видеть эту странную девушку. Карл ответил утвердительно.Бодрикур предоставил Жанне небольшую, но надежную охрану. Маленький отряд, отправившийся в Шинон, насчитавал всего семь человек: Жанна, Жан из Меца, Бертран де Пуланже, их слуги Гидольен и Жан, лучник Рошан и Кольен де Вьен — королевский гонец, который привез письмо от Карла.

Примечания

  1. Marius Sepet, » Observations critiques sur l’histoire de Jeanne d’Arc. La lettre de Perceval de Boulainvilliers «, Bibliothèque de l’École des chartes, Paris, Librairie Alphonse Picard et fils, t. 77,‎ 1916, p. 439—447.
  2. Colette Beaune, Jeanne d’Arc, Paris, Perrin, 2004, p. 26-30.
  3. Olivier Bouzy, Jeanne d’Arc en son siècle, Paris, Fayard, 2013, p.91-93
  4. Gerd Krumeich, » La date de la naissance de Jeanne d’Arc «, dans Catherine Guyon et Magali Delavenne, De Domrémy… à Tokyo : Jeanne d’Arc et la Lorraine : actes du colloque universitaire international, Domrémy et Vaucouleurs, 24-26 mai 2012, Nancy, Presses universitaires de Nancy, coll. » Archéologie, espaces, patrimoines «, 2013, p. 21-31.
  5. Традиционно считается, что речь идёт о святой Маргарите Антиохийской, однако, как отмечает В. И. Райцес в книге «Жанна д’Арк. Факты. Легенды. Гипотезы» (Л.: Наука, 1982. — Серия «Научные биографии»), никаких пересечений её жития и культа с жизнью Жанны обнаружить не удаётся. Исследователь, отмечая, что Жанна, по его мнению, не различала этих двух женщин, ссылается на легенду о «Маргарите, именуемой Пелагием», изложенную в «Золотой легенде» Якова Ворагинского под датой 8 октября. «Золотая легенда» никогда всерьёз не воспринималась теологами, однако была одной из самой читаемых (и, как следствие, весьма известной в устных пересказах) книг в XIV—XVI вв. В ней рассказывается, что Маргарита была очень красивой девушкой, но была воспитана в столь великом благонравии и целомудрии, что избегала даже взглядов мужчин. К ней посватался знатный юноша, родители дали согласие на свадьбу, но Маргарита, приняв решение сохранить свою девственность, остригла волосы и надела мужской костюм и под именем брата Пелагия укрылась в мужском монастыре, подверглась там несправедливым гонениям, но терпеливо вынесла все испытания и окончила жизнь в святости, открыв свою тайну только перед смертью. В 1455—1456 годах, накануне реабилитации Жанны, несколько авторитетных богословов написали специальные трактаты об оправдании Жанны, собрав все сведения о святых женщинах, которым пришлось по каким-то причинам носить мужскую одежду. «Маргарита-Пелагий» ими не упоминается, поскольку никогда не была канонизирована, а её жизнеописание Якова Ворагинского, по мнению исследователей, представляет собой вольное изложение жития других святых.
  6. Исследователи называют разные даты — 23 февраля, 4 или 6 марта — точно день прибытия Жанны установить пока не представляется возможным (См.:Тогоева О. И. В плену у «Исторической действительности» // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории — 2003. Выпуск 5. — М., 2003.).
  7. Традиционная версия встречи, которая повторяется с разницей лишь в незначительных деталях почти во всех работах, посвященных Жанне, не вызывала сомнений у исследователей до последней четверти XX века. Впоследствии историки Жак Кордье и Клод Дезама предположили, что во время аудиенции не было «опознания» Жанной дофина, и что он не сообщал ей «королевского секрета». В. Райцес сомневался в том, что встреча прошла при большом скоплении народа. В своём докладе, прочитанном весной 1989 года в орлеанском Центре Жанны д’Арк (фр. Centre Jeanne d’Arc), Райцес отметил, что «торжественная встреча в Шиноне, по-видимому, историографическая легенда»(См.: Райцес В. «Свидание в Шиноне». Опыт реконструкции // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории — 2003. Выпуск 5. — М., 2003.).
  8. Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк. // Жизнь и развлечения в средние века / Пер. с фр. М. Ю. Некрасова; вступ. ст. профессора А. Н. Кирпичникова; науч. ред. Н. И. Милетенко; сост. С. Е. Ерёменко.. — СПб.: Евразия, 1997. — 384 с. — (Культура средних веков в памятниках исторической мысли Франции). — 3000 экз. — ISBN 5-8071-0021-2. «Квинтина (quintaine) — упражнение с копьём для всадника, называемое также cuitaine, состоявшее в том, чтобы поразить в центр щита манекен, облачённый в полный доспех»
  9. По мнению В. И. Райцеса, перевод с французского, «Орлеанская дева», является не совсем корректным, так как эпитет «Дева» (фр. la Vierge) в средние века в Западной Европе применяли исключительно к Богородице
  10. Paul D. Solon. Jeanne d’Ark // Medieval France: An Encyclopedia. — New York; London, 1995. — p. 936.
  11. Эта статуя охраняется государством как исторический монумент с 30 октября 2002
  12. Перну Р., Клэн М.-В. Жанна д’Арк. — М., 1992. — С. 249.
  13. Сабов А. Жанна д’Арк и Европа // Новый мир : журнал. — 1980. — № 9.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector