«негламурная» софия: как в российских сериалах перевирают историю
Содержание:
Примечания
- ↑ (англ.). Medieval Lands. Дата обращения 7 февраля 2015.
- ↑ The Oxford Dictionary of Byzantium / Alexander P. Kazhdan. — New York and Oxford: Oxford University Press, 1991. — Т. 3. — С. 2077—2078. — 2338 с. — ISBN 0195046528.
- ↑ // Византийский словарь: в 2 т. / К.А. Филатов. — СПб: Амфора, 2011. — Т. 2. — С. 451—452.
- Fine, J. V. A. The Late Medieval Balkans, A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. — University of Michigan Press, 1994. — С. 544.
- Fine, J. V. A. The Late Medieval Balkans, A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. — University of Michigan Press, 1994. — С. 545.
- Fine, J. V. A. The Late Medieval Balkans, A Critical Survey from the Late Twelfth Century to the Ottoman Conquest. — University of Michigan Press, 1994. — С. 562.
- ↑
Выгодный брак
Великий князь взял эти слова в мысль, говорит летописец. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны, и в следующем месяце отправил в Рим своего посла (Ивана Фрязина.
Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог.Муйжель В. |
А царевну на иконе написану принесе
Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.
Узнав о том, что впереди шествия несут латинский крест митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града».
Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться.
12 ноября года София въехала в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, государь обвенчался с ней.
На другой день легат правил посольство и поднес дары от папы. Разумеется, он должен был немедленно же обратиться к делу о соединении церквей; но скоро испугался, говорит летописец, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: иное, спросив у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказав: «Нет книг со мною!» Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог.
Борьба продолжается
В феврале 1498 года в Москве прошли торжества по случаю коронации юного Дмитрия. На церемонии в Успенском соборе присутствовали все бояре и члены великокняжеской семьи за исключением Василия и Софии. Опальных родственников великого князя на коронацию демонстративно не пригласили. На Дмитрия надели Шапку Мономаха, а Иван III устроил в честь внука грандиозный пир.
Партия Елены могла торжествовать – это был ее долгожданный триумф. Однако даже сторонники Дмитрия и его матери не могли чувствовать себя слишком уверенно. Иван III всегда отличался импульсивностью. Из-за крутого нрава он мог ввергнуть в опалу кого угодно, в том числе и жену, однако ничто не гарантировало, что великий князь не изменит своих предпочтений.
После коронации Дмитрия прошел год. Неожиданно к Софии и ее старшему сыну вернулась милость государя. В летописях нет свидетельств, говорящих о причинах, побудивших Ивана примириться с супругой. Так или иначе, но великий князь приказал пересмотреть дело против жены. При повторном расследовании открылись новые обстоятельства придворной борьбы. Некоторые доносы на Софию и Василия оказались лживыми.
Государь обвинил в клевете самых влиятельных заступников Елены и Дмитрия – князей Ивана Патрикеева и Симеона Ряполовского. Первый из них был главным военным советником московского правителя на протяжении более чем тридцати лет. Отец Ряполовского защищал Ивана Васильевича в детстве, когда ему грозила опасность со стороны Дмитрия Шемяки во время последней русской междоусобной войны. Эти великие заслуги вельмож и их семей не спасли их.
Спустя шесть недель после боярской опалы уже вернувший благосклонность к Софии Иван объявил их сына Василия новгородским и псковским князем. Дмитрий все еще считался наследником, но члены двора, чувствуя перемену настроения государя, стали покидать Елену и ее ребенка. Боясь повторить судьбу Патрикеева и Ряполовского, прочие аристократы начали демонстрировать лояльность Софии и Василию.
Биография
Ранние годы
Фома Палеолог родился в 1409 году в Константинополе и был младшим сыном византийского императора Мануила II Палеолога и Елены Драгаш. Таким образом, он являлся братом будущих императоров Иоанна VIII Палеолога и Константина XI Палеолога, деспота Фессалоник Андроника Палеолога, а также деспотов Мореи Феодора II и Димитрия Палеологов. Более того, в этом контексте он упоминается в трудах византийских историков Дуки и Георгия Сфрандзи.
В 1418 году девятилетний Фома был отправлен в морейский город Мистру — вероятно, для подготовки к будущему статусу деспота. В 1428 году Морейский деспотат был, наконец, передан ему во владение, хотя до 1443 года ему приходилось делить власть со своими братьями: Феодором, правившим с 1409 года, и Константином, ставшим деспотом Мореи в этом же году.
Части Морейского деспотата, подконтрольные Фоме и Димитрию Палеологам в 1450 году
Правление в Морее
В 1429 году молодой деспот предпринял военную кампанию против Ахейского княжества, вынудив князя Чентурионе II Дзаккариа дать согласие на брак его дочери Катерины с Фомой, что делало последнего наследником всех владений Ахеи. Чентурионе было позволено сохранить свои родовые земли — баронию Аркадию. Туда он и удалился после заключения брака Катерины и Фомы в 1430 году, умерев через два года. Таким образом, под властью Византии оказался практически весь Пелопоннес, за исключением нескольких венецианских крепостей..
В 1443 году Феодор II отказался от титула деспота и Константин с Фомой разделили Морею между собой. Последний стал управлять северо-западом деспотата, сделав своей резиденцией город Леонтарион.
В 1446 году турецкие войска под началом Мурада II атаковали Морею и, с применением артиллерии, пробили перетянутую через Коринфский перешеек стену Гексамилион, защищавшую Пелопоннес от османов, после чего подвергли разорению лежавшие за ней византийские земли. Деспоты сохранили владения, но были вынуждены признать себя вассалами султана.
Братья продолжили соправление до 1449 года. Затем пришла весть о смерти Иоанна VIII и Константин взошёл на византийский трон под именем Константина XI Палеолога, передав юго-восток Мореи Димитрию. Однако между деспотами быстро начала расти напряжённость, поскольку Фома придерживался про-западной ориентации, надеясь на помощь католиков в борьбе с турками-османами, а Димитрий напротив, стал поддерживать последних. В результате эти противоречия так обострились, что привели к вооружённым столкновениям между ними.
Осенью 1452 года турки под командованием Турахан-бея вновь преодолели Гексамилион и вторглись в Морею — на сей раз для того, чтобы не позволить деспотам оказать помощь Константинополю, осаду которого планировал новый османский султан Мехмед II. 29 мая 1453 года его замысел был исполнен: турецкие войска захватили Константинополь, положив тем самым конец существованию Византийской империи.
В этом же году местные греки и албанские мигранты, недовольные властью враждующих Фомы и Димитрия, подняли против них восстание. Деспоты были вынуждены обратиться за помощью к султану, как к своему сюзерену. Поэтому 1454 года Турахан-бей с большими силами вторгся в Пелопоннес и, после взятия нескольких крепостей, принудил повстанцев к капитуляции. Однако перед тем, как покинуть Морею, военачальник посоветовал братьям мирно урегулировать все свои разногласия.
Бегство в Италию
После падения Константинополя Фома бежал вместе с женой и детьми на принадлежавший тогда Венеции остров Корфу, забрав с собой забальзамированную голову святого апостола Андрея, которая хранилась в Патрасе. В конце 1460 года он уехал, взяв её с собой, в Италию, и 7 марта 1461 года был с почестями принят в Риме. Через неделю папа, которому Фома преподнёс голову апостола Андрея, наградил его орденом Золотой розы. Фома остался жить в Италии, но надеялся когда-нибудь вернуться в Морею. Папа предоставил ему содержание в размере 300 золотых дукатов в месяц. Впоследствии, кардиналы из своих собственных средств добавили к его содержанию еще 500 дукатов.
Чувство собственного достоинства и красота, которую Фома сумел сохранить до преклонных лет, произвели на итальянцев большое впечатление. Он также угодил им тем, что официально принял католичество.
Жена Фомы, Катерина Заккария, оставшаяся на Корфу, умерла там в августе 1462 года.
В 1465 году Фома вызвал своих детей в Рим. Через несколько дней после их прибытия, 12 мая, Фома умер в возрасте 56 лет.
В искусстве
Литература
- Николай Спасский, роман «Византиец». Действие происходит в Италии XV века на фоне последствий падения Константинополя. Главный герой интригует, чтобы выдать Зою Палеолог за русского царя.
- Георгиос Леонардос, роман «София Палеолог — из Византии в Россию».
- Николай Аксаков посвятил венецианскому врачу Леону Жидовину рассказ[], где говорилось о дружбе еврейского врача с гуманистом Пико делла Мирандола, и о путешествии из Италии вместе с братом царицы Софьи Андреем Палеологом, русскими посланниками Семеном Толбузиным, Мануилом и Дмитрием Ралевыми, и итальянскими мастерами, — архитекторами, ювелирами, пушкарями. — приглашёнными на службу московским государем.
- Иван Лажечников. «Басурман» — роман о враче Софии.
- Валерий Язвицкий, роман «Иван III — государь всея Руси» — роман В.Язвицкого воссоздает эпоху правления Ивана III (1440—1505), мужа Софии.
- Людмила Гордеева, роман «Иоанн III Великий» — исторический роман в четырех частях, повествующий о важнейшем периоде русской истории второй половины XV века в эпоху правления Иоанна III.
- Максим Греков, роман «В тени креста». События описываемые в романе происходят в 1489 году. Софья и её люди ведут борьбу с придворными Ивана III, одновременно пытаясь сдержать распространение ереси на Руси.
Живопись и графика
- Как указывает словарь XIX века, существует фреска, на которой, в числе лишённых престола государей, окружающих папу Сикста IV, помещена и София; «но, судя по костюмам, это изображение, вероятно, сделано не в XV в., а гораздо позднее».
Историческая роль
Вместе с Софией в Россию приехала ее греческая свита. Иван III с большим интересом относился к наследию Византии. Брак с Софией стал сигналом для многих других скитавшихся в Европе греков. Образовался поток единоверцев, стремившихся поселиться во владениях великого князя.
Что сделала для России София Палеолог? Она открыла ее для европейцев. В Московию ехали не только греки, но и итальянцы. Особенно ценились мастера и ученые люди. Иван III опекал итальянских архитекторов (например, Аристотеля Фиораванти), построивших в Москве большое количество шедевров зодчества. Для самой Софии были выстроены отдельный двор и хоромы. Они сгорели в 1493 году во время страшного пожара. Вместе с ними была утрачена сокровищница великой княгини.
Заметки
Византийская царевна Софья (Зоя) была племянницей последнего императора Византии Константина XI, который погиб в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, мелкий провинциальный правитель, бежал от турок в Италию вместе с семьей; здесь они пользовалась папским покровительством.
Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году папой римским Павлом II в надежде на усиление влияния католицизма в Московии и на сближение католической и православных церквей (реставрация флорентийского проекта, так сказать). Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом: род невестны восходил к византийским императорам. Словом, недавно овдовевший монарх согласился на брак с греческой принцессой.
Папский двор, устроивший этот брак, пытался воздействовать на Ивана III через Софью, дабы убедить его в необходимости признать унию. Эта линия провалилась, но Иван III немало потворствовал ересям и еретикам, многим покровительствовал, защищая их от гнева церкви. Позднее, жестко принуждаемый отцами святыми, он вынужден был карать своих бывших фаворитов. Заговорам и интригам искусно способствовала царица Софья, стремившаяся посадить на трон своего сына.
Софья была второй женой Ивана III. Он овдовел в 1467 году, а первая жена Мария, княжна Тверская, оставила ему единственного сына – Ивана. А от брака с Софьей у Ивана III был сын Василий, которому в конце концов и достался престол – исключительно благодаря энергии и интригам Софьи.
Сын Дмитрий у Ивана Молодого и Елены родился в 1483 году. После 1485-го Иван III и Иван Молодой оба именуются «самодержцами Русской земли»
Наследник пользовался громкой славой отважного воеводы; он отличился при взятиях непокорных княжеств и уделов, которые постепенно приводились “под руку Москвы”.
Счастливый брак продлился около 7 лет. В 1490 году наследник престола заболел «камчюгою в ногах» (подагрой; по другим данным, это была проказа). Софья выписала из Венеции лекаря, который обещал Ивану III вылечить его сына, но тот скончался. Врача казнили, а по Москве пошли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет это было выдано за подлинный факт в записках Андрея Курбского.
Даже если Софья действительно отравила Ивана-царевича, то на этом этапе она ничего не добилась, кроме вреда для себя. Обвиненная в попытке отравить и сына Елены Дмитрия, она попала за решетку вместе с Василием. Правда, позже их освободили, сняв обвинение.
Но великий князь назначил своим наследником именно Дмитрия – сына Елены и своего внука. И даже венчал его как наследника по полному ритуалу. Это возбудило новые интриги: Софья толковала передачу трона внуку при наличии сына как нарушение династических канонов. Тем более, что византийской линии предпочли отпрыска малоизвестной Молдавии…
После смерти Фомы папа взял его детей на свое попечение. В июне 1466 г. Зоя, принявшая католичество и получившая имя Софья, ещё девочкой вышла замуж за римского аристократа из дома Караччоло, но довольно скоро овдовела. В 1472 г. папа Сикст IV добился, как ему казалось, большого дипломатического успеха, устроив её брак с русским князем Иваном III. Однако, прибыв в Россию Софья снова приняла православие. Дочь Софьи, польская королева Елена умерла бездетной, но род сына Софьи, Великого князя Василия III пресекся лишь сто лет спустя.
Семья
Брак и дети
У Фомы Палеолога была одна жена — Катерина Заккария, дочь последнего ахейского князя Чентурионе II. Дети Фомы и Катерины:
- Елена Палеолог — жена Лазаря Бранковича.
- Андрей Палеолог — остался в Италии; сын: Константин.
- Мануил Палеолог — вернулся в Стамбул; сыновья: Иоанн и Андрей (Мехмед-паши).
- София (Зоя) Палеолог — жена Ивана III.
Предки
Предки Фомы Палеолога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Товарищи стали слугами
После византийской пышности и римского великолепия Софию не могли не раздражать незатейливость и демократичность княжеской жизни.
— Под влиянием Палеолог стали являться в Москве новые обычаи: Иван III стал держать себя величаво, установил обряд целования царской руки в знак особенной милости
Бояре, бывшие раньше советниками, думцами княжими, с которыми великий князь по обычаю совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обращаются в покорных слуг его, — пишет академик Сергей Платонов
Русский князь дошел до того, что потребовал преклонения перед собой, как пред земным божеством. Превратился из прообраза короля Артура в подобие Папы Римского и, соответственно, начал строить из Москвы Третий Рим.
Потворствуя жене, Иван III затеял перестройку Кремля. Ею были приглашены итальянские зодчие, имеющие большой опыт в строительстве сакральных мест. Они возводили такой Кремль, который бы собирал и концентрировал мощь энергий Земли и космоса, чтобы никто не мог завоевать Новую Византию. Энергетика места чувствуется до сих пор.
Первым начали перестройку построенного при Иване Калите Успенского собора. Псковские строители заложили церковь с торжественными обрядами, с колокольным звоном; но, когда стали складывать стену и довели ее до сводов, она рухнула. Поговаривали, что не без магической помощи Палеолог. Пыль от кирпичей еще не успела развеяться, как для строительства Успенского собора из Италии приехал архитектор Аристотель Фиораванти. Он построил под Кремлем и собором тайное подземное хранилище для бесценной библиотеки княгини и ее магических артефактов. Закончив его сооружение, Аристотель провел по отстроенным лабиринтам Софию, после чего попросил княгиню отпустить его на родину в Италию. С тех пор знаменитого архитектора больше никто не видел.
Свадьба
Московское посольство приехало в Рим в мае 1472 года. Во главе делегации был итальянец Джан Батиста делла Вольпе, в России известный как Иван Фрязин. Послов встретил папа Сикст IV, незадолго до того сменивший скончавшегося Павла II. В знак признательности за оказанное гостеприимство понтифик получил в дар большое количество собольего меха.
Прошла всего неделя, и в главном римском соборе святого Петра прошла торжественная церемония, на которой София Палеолог и Иван III заочно обручились. В роли жениха пребывал Вольпе
Готовясь к важному событию, посол допустил серьезную оплошность. Католический обряд требовал использования обручальных колец, но Вольпе не подготовил их
Скандал замяли. Все влиятельные организаторы помолвки хотели благополучно завершить ее и закрыли глаза на формальности.
Летом 1472 года София Палеолог вместе с собственной свитой, папским легатом и московскими послами отправилась в далекий путь. На прощание она встретилась с понтификом, давшим невесте свое финальное благословение. Из нескольких маршрутов спутники Софии избрали путь через Северную Европу и Балтию. Греческая царевна пересекла весь Старый Свет, приехав из Рима в Любек. София Палеолог из Византии достойно терпела тяготы дальней дороги – подобные путешествия были ей не впервой. По настоянию папы все католические города организовывали посольству радушный прием. Морем девушка добралась до Таллина. Далее последовали Юрьев, Псков, а за ним и Новгород. София Палеолог, реконструкция внешности которой была проведена специалистами в XX веке, удивляла россиян своей чужеземной южной внешностью и незнакомыми привычками. Всюду будущую великую княгиню встречали с хлебом и солью.
12 ноября 1472 года принцесса София Палеолог прибыла в долгожданную Москву. Церемония венчания с Иваном III прошла в тот же день. У спешки была объяснимая причина. Приезд Софьи совпал с празднованием дня памяти Иоанна Златоуста – святого покровителя великого князя. Так московский государь отдал свой брак под небесное покровительство.
Для православной церкви тот факт, что София – вторая жена Ивана III, был предосудительным. Священник, который венчал бы подобный брак, должен был рисковать своей репутацией. Кроме того, отношение к невесте как к чужой латинянке закрепилось в консервативных кругах с самого ее появления в Москве. Именно поэтому митрополит Филипп уклонился от обязанности провести венчание. Вместо него церемонией руководил протопоп Коломны Осия.
София Палеолог, вероисповедание которой оставалось православным даже во время пребывания в Риме, тем не менее приехала с папским легатом. Этот посланец, путешествуя по российским дорогам, демонстративно вез перед собой большое католическое распятие. Под давлением митрополита Филиппа Иван Васильевич дал понять легату, что не собирается терпеть подобное поведение, смущающее его православных подданных. Конфликт был исчерпан, однако «римская слава» преследовала Софию до конца ее дней.
Внутренняя политика
А еще во время правления Ивана III появился нынешний Московский Кремль, возведенный из кирпича на месте старой деревянной постройки. В Кремле были построены Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы. Были воздвигнуты также каменные крепости в Коломне, Туле и Иван-городе.
Был написан и принят свод государственных законов – Судебник, сцементировавший молодую державу. Также появились зачатки дипломатии и передовая для своего времени поместная землевладельческая система. Начало формироваться крепостное право. Крестьяне, которые раньше переходили от одного хозяина к другому свободно, теперь были ограничены сроком Юрьева дня. На переход крестьянам выделялось определенное время года – неделя до и после осеннего праздника Георгия Победоносца.
В течение правления Ивана III церковь Московии, хотя и стала независимой от патриарха константинопольского и превратилась в национальную Русскую Церковь. Во многих случаях, а особенно при выборе митрополита, Иван III вел себя как глава церковной администрации. Митрополита избирал епископский собор, однако с одобрения великого князя.
Благодаря Ивану Третьему Великое княжество Московское превратилось в крепкое государство. А сам Иван Великий оказался первым российским правителем, назвавшимся «государем всея Руси». Историки утверждают, что нынешняя Россия в своей основе имеет тот фундамент, который своей деятельностью заложил именно Иван III Васильевич. Даже двуглавый орел – и тот перекочевал на герб державы после правления Великого князя Московского.
Опала
В 1497 году Ивану III стало известно о готовившемся за его спиной заговоре. Юный Василий попал под влияние нескольких неосторожных бояр. Среди них выделялся Федор Стромилов. Этот дьяк смог уверить Василия, что Иван уже собрался официально объявить своим наследником Дмитрия. Безрассудные бояре предложили избавиться от конкурента или захватить в Вологде государеву казну. Количество вовлеченных в затею единомышленников продолжало расти, пока о заговоре не узнал сам Иван III.
Как всегда, страшный в гневе великий князь приказал казнить основных знатных заговорщиков, в том числе и дьяка Стромилова. Василий избежал темницы, однако к нему была приставлена стража. В опалу попала и София. До мужа дошли слухи, что она водит к себе мнимых колдуний и пытается получить зелье, чтобы отравить Елену или Дмитрия. Этих женщин нашли и утопили в реке. Государь запретил супруге попадаться ему на глаза. В довершение Иван действительно объявил пятнадцатилетнего внука своим официальным наследником.
Присоединение Новгорода
В Новгороде в то время существовало 2 партии: пролитовская и промосковская. В первую входили бояре во главе с Борецкими. Вторая партия состояла из простых людей. Но бояре имели власть и право принимать политические решения. Поэтому в 1471 году Великий Новгород заключил союз с великим князем Литовским и польским королём Казимиром Ягеллоном. Тот направил в город своего наместника и пообещал защиту от Москвы.
Помимо этого, в антимосковскую коалицию вошла Золотая Орда, которой в то время правил хан Ахмат. То есть создался военный союз против Руси, и Иван III тоже начал искать союзников. Свой взор он обратил на Крымское ханство, во главе которого стоял хан Менгли-Гирей. В 1473 году Москва заключила договор с крымскими татарами. Те пообещали воевать с литовцами, ожидая от москвичей помощи в борьбе с Ахматом.
Войну против враждебной коалиции великий князь московский Иван III начал с похода на Великий Новгород в июне 1471 года. Это было не случайно, так как в русских землях было сильно возмущение союзом Новгорода с Золотой Ордой и литовцами. Простые люди смотрели на такой союз как на измену общерусскому делу и сравнивали поход московского князя с походом Дмитрия Донского на Мамая.
При общенародной поддержке москвичи двинули в северные земли мощную рать, а возглавил её князь Даниил Холмский. Вместе с русским войском шли и татары во главе с касимовским царевичем Данияром. Решающее сражение произошло на реке Шелони 14 июля 1471 года. Новгородским ополчением командовал Дмитрий Борецкий. Его воины были хорошо вооружены, но имели малый военный опыт. Новгородцы также ждали помощи от литовцев, но те так и не появились.
Как результат, новгородское ополчение было разгромлено, а итоги битвы на Шелони оказались для Великого Новгорода печальными. Он полностью отказался от долговременных планов союза с Литвой и заплатил Москве денежную контрибуцию, которая составила более 15 тыс. рублей. Всё это было обговорено в мирном договоре – Коростынском мире, который был заключён 11 августа 1471 года.
Воины Ивана III
Однако Иван III, будучи умным политиком, понимал, что достигнутых успехов явно недостаточно. В Новгороде существовала сильная литовская партия, а сама Литва была в союзе с Золотой Ордой. Поэтому беспрекословное выполнение Новгородом обязательств вызывало сомнения. Московский же князь стремился к полному подчинению Новгорода и низвержению Золотой Орды.
В 1478 году великий московский князь предъявил Новгороду новые требования и выступил во второй поход. Теперь новгородцам ставились жёсткие условия: Вечу не быть, посаднику не быть и беспрекословно подчиняться Москве. В этот раз сопротивление Новгорода было непродолжительным. Вечевая республика подчинилась воле великого князя и приняла все его требования. Символ новгородской вольности вечевой колокол сняли и увезли в Москву, а знатные семейства отправили в другие области как служилых людей.
Так закончилась история последнего независимого княжества Древней Руси. Оно было включено в Великое княжество московское и полностью утратило свою самостоятельность. Вместе с ней исчезли стереотипы поведения вечевой Руси, то есть на новгородской демократии был поставлен большой жирный крест, а люди сохранили лишь память о былых вольностях.