Главная мысль «сказки о царе салтане»

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Сказка о царе Салтане (сказка А.С. Пушкина)

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах

Мимо острова крутого, Мимо города большого; Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости, Он их кормит и поит И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведетеИ куда теперь плывете?»Корабельщики в ответ:«Мы объехали весь свет,Торговали мы недаромНеуказанным товаром;А лежит нам путь далек:Восвояси на восток,Мимо острова Буяна,В царство славного Салтана».Князь им вымолвил тогда:«Добрый путь вам, господа,По морю по ОкиянуК славному царю Салтану;Да напомните ему,Государю своему:К нам он в гости обещался,А доселе не собрался —Шлю ему я свой поклон».Гости в путь, а князь ГвидонДома на сей раз осталсяИ с женою не расстался.

Ветер весело шумит,Судно весело бежитМимо острова БуянаК царству славного Салтана,И знакомая странаВот уж издали видна.Вот на берег вышли гости.Царь Салтан зовет их в гости.Гости видят: во дворцеЦарь сидит в своем венце,

А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,Около царя сидят,Четырьмя все три глядят.Царь Салтан гостей сажаетЗа свой стол и вопрошает:«Ой вы, гости-господа,Долго ль ездили? куда?Ладно ль за морем, иль худо?И какое в свете чудо?»Корабельщики в ответ:«Мы объехали весь свет;За морем житье не худо,В свете ж вот какое чудо:Остров на море лежит,Град на острове стоит,С златоглавыми церквами,С теремами и садами;Ель растет перед дворцом,А под ней хрустальный дом;Белка в нем живет ручная,Да чудесница какая!Белка песенки поетДа орешки всё грызет;А орешки не простые,Скорлупы-то золотые,Ядра — чистый изумруд;Белку холят, берегут.Там еще другое диво:Море вздуется бурливо,Закипит, подымет вой,Хлынет на берег пустой,Расплеснется в скором беге,И очутятся на бреге,В чешуе, как жар горя,Тридцать три богатыря,Все красавцы удалые,Великаны молодые,Все равны, как на подбор —С ними дядька Черномор.

И той стражи нет надежней,Ни храбрее, ни прилежней.А у князя женка есть,Что не можно глаз отвесть:Днем свет божий затмевает,Ночью землю освещает;Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.Князь Гвидон тот город правит,Всяк его усердно славит;Он прислал тебе поклон,Да тебе пеняет он:К нам-де в гости обещался,А доселе не собрался».

Тут уж царь не утерпел,Снарядить он флот велел.А ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой,Не хотят царя пуститьЧудный остров навестить.Но Салтан им не внимаетИ как раз их унимает:«Что я? царь или дитя? —Говорит он не шутя: —Нынче ж еду!» — Тут он топнул,Вышел вон и дверью хлопнул.

Под окном Гвидон сидит,Молча на море глядит:Не шумит оно, не хлещет,Лишь едва, едва трепещет,И в лазоревой далиПоказались корабли:По равнинам ОкиянаЕдет флот царя Салтана.Князь Гвидон тогда вскочил,Громогласно возопил:«Матушка моя родная!Ты, княгиня молодая!Посмотрите вы туда:Едет батюшка сюда».

Флот уж к острову подходит.Князь Гвидон трубу наводит:Царь на палубе стоитИ в трубу на них глядит;С ним ткачиха с поварихой,С сватьей бабой Бабарихой;Удивляются онеНезнакомой стороне.Разом пушки запалили;В колокольнях зазвонили;К морю сам идет Гвидон;Там царя встречает онС поварихой и ткачихой,С сватьей бабой Бабарихой;В город он повел царя,Ничего не говоря.

Все теперь идут в палаты:У ворот блистают латы,И стоят в глазах царяТридцать три богатыря,Все красавцы молодые,Великаны удалые,Все равны, как на подбор,С ними дядька Черномор.

Страницы: 9

Записи

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Издатель и каталожный номер Текст заголовка
1952 Симфонический оркестр Штутгартского радио Ганс Мюллер-Край царь Салтан — Вильгельм Ширп, царица Милитриса — Maud Cunitz, Ткачиха — Hetty Plümacher, баба Бабариха — Res Fischer, царевич Гвидон — Christo Bajew, царевна Лебедь — Friederike Sailer, старый дед — Franz Fehringer, гонец — Robert Titze Walhall «Eternity Series» WLCD 0242 (2008) На немецком
1955 Хор и оркестр Большого театра Василий Небольсин царь Салтан — Иван Петров, царица Милитриса — Евгения Смоленская, Ткачиха — Лариса Никитина, Повариха — Елена Шумилова, баба Бабариха — Евгения Вербицкая, царевич Гвидон — Владимир Ивановский, царевна Лебедь — Галина Олейниченко, старый дед — Павел Чекин, гонец — Алексей Иванов, скоморох — Марк Решетин Д 05010-5 (1959), Мелодия

Д 032909-14 (1972)

1959 Хорватский национальный театр в Загребе Димитрий Зебре царь Салтан — Zdravko Kovac, царица Милитриса — Nada Toncic, Ткачиха — Tatiana Slastenko, Повариха — Bjanka Decman, баба Бабариха — Mariana Radev, царевич Гвидон — Janec Lipusek, царевна Лебедь — Maria Glavasevic, старый дед — Franco Paulik, гонец — Milivoy Belavic, скоморох — Milivoy Bacanovic Philips

A 02014-6 L (1960)

Видеозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Производитель или издатель и каталожный номер Примечания
1978 Дрезденская государственная опера Зигфрид Курц царь Салтан — Rolf Wollard, царица Милитриса — Lidija Rushizkaja, баба Бабариха — Barbara Hoene, царевич Гвидон — Stephan Spiewok, царевна Лебедь — Ilse Ludwig(-Jahns) V.I.E.W. Video 1406 На немецком
2019 Ла Монне Ален Альтиноглу царь Салтан — Анте Йеркуница, царица Милитриса — Светлана Аксёнова, царевич Гвидон — Богдан Волков, царевна Лебедь — Ольга Кульчинская На русском

Сюжет

Подслушав разговор трех сестер, царь Салатан решил взять в жены ту, которая пообещала родить ему богатыря. Двух других сестер он снарядил во дворец ткачихой и поварихой.

Царь Сатан отправился в военный поход, а тем временем молодая царица родила ему богатыря. Однако Бобариха, Ткачиха и Повариха, пылая завистью, написали письмо царю, сообщая, что царица родила неведомую зверушку. Царь опечалился, но велел дождаться его возвращения. Однако злым бабам удалось опоить гонца и подменить царское письмо. В результате молодую царицу и ее маленького сына бояре заколотили в бочку и бросили в море.

Царица принялась умолять море сжалиться над ними, и послушная волна вынесла мать и дитя невредимыми на берег пустынного острова. За время этого путешествия царь Гвидон вырос во взрослого сильного и красивого юношу. Сделав стрелы, он отправился на охоту, где убил коршуна, терзавшего белого лебедя. Спасенная птица поблагодарила юношу и пообещала помочь ему.

Проснувшись утром, царица и царевич увидели красивый город, жители которого признали Гвидона своим царем. Когда на острове побывали корабельщики и рассказали князю, что держат путь к царю Салтану, тот захотел увидеть его. Лебедь превратила его в комара, и он улетел вместе с корабельщиками. Царь Салтан захотел навестить Гвидона, но Бабариха, Ткачиха и Портниха отговорили его, рассказав о чуде – белочке с золотыми орешками. От злости комар укусил Повариху.

Лебедь, желая утешить грустного Гвидона, подарила ему белочку, которая плясала и грызла золотые орешки. Остров вновь навестили корабельщики, которые подивились этому чуду. Молодой князь, превратившись в этот раз в муху, отправился с ними к Салтану. Завистливые бабы рассказали царю о дядьке Черноморе и богатырях. Муха укусила Ткачиху и улетела. Лебедь сказала Гвидону, что богатыри – ее родные братья, которых она попросила служить молодому царю. Корабельщики рассказали об этом диве Салтану, но Бабариха утешила его самым главным на свете чудом – прекрасной царевной, у которой звезда во лбу горит, и месяц под звездой блестит. Гвидон, превращенный в шмеля, ужалил завистливую бабу в нос.

Лебедь призналась, что она и есть та самая царевна, и обернулась редкой красоты девушкой, с которой Гвидон обвенчался. Узнав об этом, Салтан разгневался и, не слушая баб, отправился навестить Гвидона. Приплыв на остров, он узнал свою жену и покаялся перед ней. На радостях он простил Бабариху, Ткачиху и Повариху, отправил их домой, а сам устроил пир.

В культуре

В конце 19 века композитор Николай Римский-Корсаков написал по мотивам сказки великолепную оперу, пережившую множество постановок.


Царь Салтан в мультфильме

В наше время музыку использовала олимпийская чемпионка Мария Киселева в авторском спектакле на воде «Сказка о царе Салтане», который до сих пор колесит с гастролями по России. Водная сказка – это микс спорта и искусства, где участвуют актеры цирка, хореографы, чемпионы по синхронному плаванию, по прыжкам в воду и аквабайку. В интервью Мария Киселева отмечала:

Произведение вошло и в кинематографическое наследие. Впервые пушкинское творение запечатлели на пленке в 1943 году. Режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг создали черно-белый мультфильм, в котором Салтан говорит голосом актера Михаила Жарова. Цветной мультик увидел свет намного позже – в 1984 году. Эта картина стала последней работой легендарного режиссерского тандема Ивана Иванова-Вано и Льва Мильчина. Салтана озвучил Михаил Зимин.


Владимир Андреев в роли царя Салтана

В 1966 году за сюжет сказки взялся Александр Птушко, сняв художественный фильм. На съемочной площадке трудились Лариса Голубкина (царица), Олег Видов (Гвидон), Ксения Рябинкина (царевна Лебедь). Роль Салтана досталась Владимиру Андрееву.

История создания

Мысль о написании оперы на сюжет сказки Пушкина пришла к композитору вскоре после окончания «Царской невесты», и разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Дирижёр — Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик — Михаил Врубель.

Сам композитор эту оперу особенно любил. После драматической «Царской невесты» она стала воплощением светлого, легкого юмора. В 1901 году Римский-Корсаков, просматривая корректуру «Салтана» писал Забеле-Врубель:

Иногда, как вчера вечером, когда… дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь, какой я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки..

«Салтан» стал последней оперой, в сценической истории которой ведущую роль сыграла Московская частная опера. Впоследствии Римский-Корсаков отдавал премьеры своих опер императорским театрам.

Читательский дневник по сказке Александра Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Название произведения: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Число страниц: 19

Жанр: сказка в стихах

Главные герои: позитивные: Салтан, Гвидон, царевна-лебедь, царица; негативные: ткачиха, повариха, Бабриха.

Характеристика главных героев:

Царь Салтан — добрый, сильный и могучий правитель.

Наивный и добродушный.

Князь Гвидон — смелый и сильный парень.

Свою мужественность проявляет в поступках.

Гостеприимный. Целеустремленный.

Царевна-лебедь — мудрая и честная.

Прекрасная девица.

Рассудительная и ведикодушная.

Царица — добрая, отзывчивая, терпеливая и честная.

Ткачиха, Повариха, Сватья баба Бабриха — завистливые, злопамятные и коварные женщины.

Принесли много беды.

___

_______

Как-то царь Салтан услыхал, о чем говорили девицы, и взял себе в жены одну из них – она обещала даровать сына.

Завистницы устроили заговор, из-за которого царицу с сыном Гвидоном бросили в море, заточив в бочке.

К счастью, бочку выкинуло на островной берег.

Там Гвидон спас белую лебедь, за что получил награду – целый град.

Затем лебедь помогла ему встретиться с отцом, и вскоре все стало на свои места.

План произведения для пересказа:

1. Разговор трех девиц

2. Женитьба царя

3. Поход

4. Рождение сына

5. Злой заговор

6. Царская семья в бочке

7. Берег острова

8. Гвидон спас белую лебедь

9. Правление Гвидона

10. Чудесная белочка

11. Чудесный остров

12. Перевоплощение Гвидона

13. Чудесная девица

14. Свадьба

15. Приезд Салтана

16. Истина и воссоединение семьи

Царевна-лебедь.

Красивая, мудрая.

Подружилась, помогала, поддерживала.

Сначала друг, затем жена.

Волшебница.

Главная мысль сказки о царе Салтане:

Зависть губительна для человеческой души и часто толкает на подлые поступки.

Но это всегда приводит к плохим последствиям.

Чему учит произведение:

Сказка учит не бояться преград.

Они закаляют дух, делая человека выдержанным и сильным.

К тому же, нужно помнить, что настоящие друзья всегда протянут руку помощи.

Чему учит произведение:

Сказка Александра Сергеевича Пушкина учит «иметь свою голову на плечах», не верить сплетням и наговорам, пока сам не убедишься, не увидишь своими глазами. 

Не нужно делать что-то сгоряча, на скорую руку, лучше подумать, успокоится и только тогда принимать решение.

А то получится как с царем Салтаном, который велел утопить любимую жену и красавца сына.

Также сказка учит тому, что справедливость всегда восторжествует и добро победит зло.

Краткий отзыв по произведению «Сказка о царе Салтане…» для читательского дневника:

Сказка о царе Салтане А.С. Пушкина очень сильно меня впечатлила.

Ее сюжет интересный, непредсказуемый и волнительный.

Я перечитывал ее несколько раз и даже смотрел мультфильм, который сняли по этой сказке.

В ней автор раскрывает тему добра и зла, зависти и честности.

Ведь, если бы не Ткачиха, Повариха и Бабариха, то ничего плохого не случилось бы. 

Меня поразил поступок царя Салтана, который не наказал завистливых женщин.

Ведь жизнь их в итоге все равно наказала.

Мой любимый герой – Гвидон.

С детства его судьба выдалась непростой.

Но благодаря смелости, целеустремленности и доброму сердцу, он добился успеха, воссоединил семью и женился на прекрасной царевне.

Я всем рекомендую прочитать эту сказку.

Пословицы к произведению:

Кто старается, тот и в камень гвоздь забьет.

В лихости и зависти нет ни проку, ни радости.

Кто бывает стоек, тот достигает того, чего желает. 

Завистливый сохнет по чужому счастью.

Было бы устремление, тогда и выход найдётся.

Первый полёт Гвидона

Проводив купцов, Гвидон загрустил. Приплывшей к нему Лебеди он признался, что хотел бы увидеть отца, и та превратила князя в комара. Князь-комар догнал купеческий корабль и на нём приплыл в царство Салтана.

Царь пригласил торговых гостей во дворец, а за ними туда залетел и Гвидон. Салтан начал расспрашивать купцов, какие чудеса они видели, и те рассказали ему о городе, который чудом возник на пустынном острове, и о его князе Гвидоне.

Царю захотелось посетить чудный остров, но ткачиха, повариха и Бабариха не пожелали его отпускать. Повариха заявила, что град на острове — вовсе не чудо, есть на свете чудеса поинтересней. Например, белка, живущая под волшебной елью, которая поёт песенки и грызёт орешки с изумрудными ядрами и золотой скорлупой.

Речи поварихи разозлили князя-комара, он укусил тётку в правый глаз, и та «окривела». Слуги с криками начали ловить комара, но он вылетел в окошко и вернулся домой.

Дома князь рассказал Лебеди о чудесной белке и что хотел бы завести это чудо в своём городе. Лебедь исполнила его желание. Князь выстроил для белочки хрустальный дом и приставил к ней караул и дьяка «строгий счёт орехам весть».

Брифли существует благодаря рекламе:

Главная мысль

Кратко описать главную мысль сказки можно следующим образом: не стоит от зависти ждать ничего хорошего. Ложь и плохие поступки вознаграждены не будут, а обман рано или поздно все равно раскроется. Сказка учит читателей не сдаваться в трудной ситуации, а собрать всю силу в кулак и надеяться на чудо.

Но если поглубже разобрать смысл всех строк, то мораль этого произведения славится суровостью несчастий, надеждой и терпением для победы добром над злом. Через все строки тянется цепочка зарождения, сбережения и преданности семье.

Пушкин выделяет несколько основных особенностей сюжета:

  1. Присутствие волшебства (сын быстро вырос в бочке и превратился в богатыря).
  2. Каждый герой отличается своим приключением (на добро отвечают добром — Гвидон спасает Лебедь, а она исполняет его желания).
  3. Все эпизоды, как в настоящих русских народных сказках, повторяются трёхкратно.
  4. В финале происходит воссоединение семьи, и добро торжествует над злом.

В сказке поэт уделяет внимание материнской молитве. Это написано в эпизоде, когда мать просит волну выпустить их на берег

Судьба их оберегает от всяких несчастий, несмотря на то, как коварно слуги с ней обошлись.

На сюжет сказки Пушкина 2 ноября 1900 года в Москве показали первую оперу в четырех действиях с прологом. В ней принимал участие великий композитор Римский-Корсаков.

Вера, Надежда, Любовь

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Девицы-сестрицы: Вера, Надежда, Любовь!

Окно в иной невидимый мир, а они сидели в светлице — в нашем 3х мерном мире.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир»

Мечта создать общество всеобщей сытости. Человек приходит к вере в Бога от страданий, когда надеяться больше не на кого. И первое желание обрести в вере надежду на помощь Божью в выживании в этом мире: возможности трудоустройства, заработка, здоровья и т.д.

«Кабы я была царица,-

Говорит ее сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна»

Желание создать общество всеобщего благоденствия. Следуюшая ступень в познании Бога – это надежда на помощь в создании своей семьи, рождении деток , их успешной жизни т.е. обрести счастливую судьбу.

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки царя

Родила богатыря».

Это самая высшая ступень. Любовь безусловна. Она не просит ничего. Она готова отдавать. «Святой апостол Павел воспел гимн христианской любви. Он указал на ее величие, указал именно на те неземные свойства этой любви, которую заповедал миру Господь наш Иисус Христос. Он пишет: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не ищет зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Все, кого мы знаем с такими качествами – это великие святые.

Входит в светлицу царь, стороны той Государь. «Речь последней по всему полюбилася ему».

Создатели

  • Авторы сценария и кинорежиссёры — Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин
  • Художники-постановщики — Иван Иванов-Вано, Лев Мильчин
  • Кинооператор — Михаил Друян
  • Композитор — Михаил Меерович
  • Звукооператор — Борис Фильчиков
  • Художники-мультипликаторы:
    • Николай Фёдоров
    • Виктор Лихачёв
    • Антонина Алёшина
    • Марина Рогова
    • Анатолий Абаренов
    • Александр Панов
    • Андрей Игнатенко
    • Владимир Зарубин
    • Юрий Мещеряков
    • Владимир Крумин
    • Марина Восканьянц
    • Сергей Аврамов
  • Роли озвучивали:
    • Анастасия Зуева — сватья баба Бабариха
    • Михаил Зимин — царь Салтан
    • Алексей Золотницкий — князь Гвидон
    • Наталья Боронина — царица
    • Роман Филиппов — Черномор
    • Алла Покровская — ткачиха
    • Николай Граббе — седой корабельщик
    • Мария Виноградова — повариха
    • Борис Новиков — рыжий корабельщик
    • Людмила Иванова — царевна Лебедь
    • Сергей Яковлев — черноволосый корабельщик (в титрах не указан)
  • Текст читает Авангард Леонтьев
  • Художник-декоратор — Ирина Троянова
  • Художник по персонажам — Марина Игнатенко
  • Монтажёр — Наталия Степанцева
  • Ассистенты режиссёра — Раиса Макарова, Ирина Литовская
  • Художники:
    • В. Максимович
    • Ирина Светлица
    • Лидия Алёхина
    • Г. Степаненко
    • Татьяна Герасименко
    • Игорь Олейников
  • Редактор — Раиса Фричинская
  • Директор съёмочной группы — Лилиана Монахова

Княжение в новом городе

Утром царевич увидел перед собой большой красивый город и сразу понял, что это чудо сотворила Лебедь.

Горожане встретили его как желанного князя, и царевич с разрешения матери стал править новым городом, нарёкшись Гвидоном.

Гвидон Салтанович — сын царя Салтана, добрый, славный и могучий богатырь, гостеприимный князь нового города, уважает свою мать и скучает по отцу

Проплывавшие мимо купцы удивились, увидев на некогда пустом острове богатый город с пристанью. Гвидон радушно принял гостей, а купцы рассказали, что возвращаются домой, «в царство славного Салтана».

Продолжение после рекламы:

Главная мысль «Сказки о царе Салтане» Пушкина

Главная мысль «Сказки о царе Салтане» — что любая ложь, какой бы она продуманной не была, в конечном итоге будет раскрыта и наказана, но все же если человек искренне раскается и попросит прощения, то он его получит. В этой сказке Пушкина показано:

  • добро действительно победит зло,
  • обман всегда раскроется.
  • надо уметь прощать всех, даже тех, кто тебе принес много страданий и горя.

О чём «Сказка о царе Салтане»?

Главный герой «Сказки о царе Салтане» — молодой князь Гвидон, сын царя Салтана. Когда он родился, по злой воле завистливых тетушек его вместе с матерью, втайне от царя, бросили в закрытой бочке в море. Пока бочка плыла, Гвидон вырос. Вскоре бочку выбросило на пустынный берег и князь пошел на охоту. Он  подстрелил коршуна и спас от гибели царевну-лебедь.

Царевна-лебедь отплатила добром и на пустынном острове появился большой и красивый город, где стал править Гвидон. В городской порт стали заходить торговые корабли, плывущие мимо. Один из них плыл в царство Салтана. Гвидону захотелось повидать отца. Царевна-лебедь превратила его в комара, и князь Гвидон в таком облике доплыл на торговом корабле до родных мест. Летая комаром возле трона отца, он услышал, как купцы передали его приглашение царю Салтану. Но его тетушки, ткачиха и повариха, стали отговаривать царя от поездки. Они советовали поехать в место, где живет белка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Комар-князь ужалил повариху в глаз и улетел из дворца.

Вернувшись, князь рассказал царевне-лебедю о чудесной белке, и она устроила так, что такая белка стала жить у Гвидона в городе. Проезжие купцы донесли весть о чудесной белке царю Салтану. Вместе с ними, в облике мухи, снова побывал в родных местах Гвидон. На этот раз такчиха стала отговаривать царя Салтана от поездки. Она рассказала еще об одном чуде – как из моря выходят тридцать три богатыря и ведет их дядька Черномор. Князь Гвидон в облике мухи и ткачиху ужалил в глаз.

Воротившись домой, он рассказал о богатырях царевне-лебедю и та призвала богатырей, которые были ее братьями, вместе с дядькой Черномором на службу князю Гвидону.

На третий раз, когда купцы снова приглашали царя Салтана к князю Гвидону, отговаривать того начала сватья Бабариха. Она рассказала о прекрасной царевне, живущей за морем. Князь Гвидон, присутствовавший при рассказе в облике шмеля, ужалил Бабариху в нос и вернулся домой.

Он рассказал лебедю о прекрасной царевне и о своем желании на ней жениться. И лебедь превратился в ту самую прекрасную царевну. С благословения матери Гвидона состоялась свадьба.

Через проезжих купцов князь Гвидон еще раз отправил царю Салтану приглашение посетить его остров. И вскоре тот прибыл со всей своей свитой, воочию увидал чудеса, о которых рассказывали купцы. Тут же он узнал в матери князя Гвидона свою жену и понял, что Гвидон – его сын. На радостях ткачиху, повариху и сватью наказывать не стали, а отправили их домой.

Теперь Вы знаете какая основная мысль сказки о царе Салтане Пушкина.

Сюжет

Разговаривая меж собой, три сестры за прялкой мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если б вдруг стала царицей. Первая из них обещает устроить пир на весь мир, вторая — наткать полотна, а третья — «для батюшки-царя» родить богатыря. В этот момент в светлицу входит сам царь Салтан, который ещё до этого подслушивал разговор сестёр. Он предложил третьей из них брак, а двум другим — места ткачихи и поварихи во дворце.

Когда царь отправляется воевать в дальние края, царица рождает ему сына — царевича Гвидона. Однако сёстры из зависти подменяют письмо царю, что та родила ему «неведому зверушку». Царь приказывает подождать до его возвращения, однако сёстры и здесь заменяют письмо царя подложным письмом с приказом — царские бояре сбрасывают мать с новорождённым в море внутри бочки. Бочку выносит на необитаемый остров, причём Гвидон выходит из неё уже взрослым юношей. Чтобы прокормить мать, он мастерит лук и стрелу и идёт к морю на охоту. Там он спасает белую лебедь от коршуна, и та обещает отблагодарить его. На пустом острове появляется город, правителем которого становится Гвидон.

Мимо острова проплывают четыре купца. После прибытия в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись (с помощью лебеди) в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке, которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав о новом чуде, царь отказывается от поездки к Гвидону. За это комар жалит повариху в правый глаз. Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в город Гвидона. Для белки князь строит хрустальный дом.

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

И вновь купцы рассказывают Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Салтан, услышав о новом чуде, в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона, потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть.

Царь опять принимает у себя бояр. Те рассказывают ему о всех трёх чудесах в царстве Гвидона, да передают царю слова Гвидона, мол царь «в гости обещался, а до селе не собрался». На этот раз Салтан твёрдо решает отправиться в путь к острову Буяну. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью. Устраивается весёлый пир на весь мир, и все живут счастливо и богато.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector