Психоаналитическое понимание сказки «колобок»

Краткое содержание «Колобка»

  Жили-были старик со старухой. Старик попросил старуху испечь ему колобок. Старуха замесила тесто и спекла чудесный румяный колобок. Положила его на окошко студиться. Колобку вскоре надоело лежать на окошке, он спрыгнул и убежал. Покатился по дорожке прямо в лес. В лесу встретил сначала зайчика, который сказал: «Колобок, колобок, я тебя съем!» «Не ешь меня, я тебе песенку спою», — попросил колобок и спел зайчику веселую песенку о том, как его испекла старуха и как он убежал. И дальше покатился по лесу. По дороге он увидел серого волка и медведя. Они тоже хотели съесть колобка, но тот каждому пел свою задорную песенку и убегал. Но вот встретил колобок хитрую лисичку. Ей он тоже спел свою песню и хотел уже покатиться дальше, но ловкая лиса его обманула. Она хвалила нашего незадачливого путника, пожаловалась, что плохо слышит, и попросила его сесть ей на язычок и еще раз пропеть свою чудесную песню. Колобок обрадовался, что его песня понравилась, и, не подумав, прыгнул на язычок хитрой рыжей бестии, которая его сразу же проглатила. Ам — и нет колобка!   Вот на такой не очень радостной ноте и закончим краткое содержание «Колобка». История, которую сочинил русский народ, и правда маленькая, но очень содержательная.  

Так почему же Колобка нельзя есть?

Что в нём такого «не того»? Подсказку даёт встреча с Лисой. Как известно, Колобок и Лисе пропел свою песенку-предупреждение, намекая на «состав продукта».

Но, к сожалению, лиса была глуха (и к ещё большему сожалению, как оказалось, ещё и тупо-прожорлива).

Лиса ответила: «Старая я уже стала, плохо слышу. Сядь-ка ты мне на нос и там свою песенку пропой»

Зачем на нос? Потому что Лиса хоть и не может «прочесть состав без очков», но она может его понюхать!

Так мы, не умея найти сроки годности пакета с молоком, просто нюхаем его!

К великому несчастью для Лисы – она оказалась, скорее всего, жадной. Она понюхала Колобка, как и собиралась.

Но то ли вкусы у неё были поганые (недаром ведь мясо лисы считается у крестьян несъедобным, а само животное это – зловонным и нечистым в культуре – вспомним японских лисиц-оборотней)…

То ли она и сама примерно так же едко пахла, что ей показалось «Даже ничего»…

То ли просто решила: «А, ладно, и такое съедим!»…

И решила свою судьбу…

Так из чего же был сделан Колобок?..

А вы потяните носом, поморщитесь и скажите тихо и брезгливо: «Фу-у, чем это так воняет?»

Вот именно из того самого и был сделан наш Колобок!

И вот тут уже начинается сюжет высокой сказки о Герое.

Колобок был честен – он всех, (кто мог и хотел его услышать!), об этом предупреждал: «Не ешьте меня! Я по коробу скребён и по амбару метён!».

Недаром ведь бабка наскребла и намела (метут – сор) из своих пустых закромов – 2 горсточки…

1-ая горсточка – это действительно остатки хорошей когда-то муки…

2-ая горсточка – мышиный кал, мышиный помёт…

И самое трагичное состоит в том, что эти обе горсточки перемешаны!

Есть хлеб из такой «муки», в которую нагадили мыши, нельзя!

С точки зрения медицины – из-за риска туляремии (так порченые мышами продукты могут послужить причиной заболевания).

С точки зрения мифов, древних понятий о ритуальной чистоте и нечистоте – такой хлеб тоже есть нельзя, потому что это – скверна. Некошерно, в общем…

Мифомышление (и не только оно) полагает: Мы есть то, что мы едим!

Поедая дерьмо (согласно мифомышлению) мы и сами превращаемся в оное…

(Стоит задуматься о том, какие фильмы и клипы мы «потребляем»).

Колобок, однако, герой.

Герой, несмотря на то, что слеплен наполовину из дерьма. Из непригодной в пищу муки! Герой, несмотря на то, что опасен, ядовит, несёт погибель!

Вы только посмотрите, как «поиздевалась над ним Судьба»!

Он, замысленный насыщать людей для их Радости и их Жизни – несёт обратное, несёт в потенциале – Горе и Смерть.

Несколько интересных сочинений

Произведение, которое называется «Горе от ума», написано А.С. Грибоедовым и по праву считается одним из лучших его творений. Относится к жанру комедии.

Каждый человек в своей жизни ищет свой путь. Ту жизненную дорогу, которая ведёт к цели всей его жизни. У кого то — она ровная, без серьёзных жизненных лабиринтов, а у кого-то — закручена в такой сложный узел, что иногда не хватает сил его распутать

Изображая народ в сказке Дикий помещик, М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая

Всякому человеку знакомо это понятие. На первый взгляд, понятное и простое. Но, если задуматься, то сразу не ответишь. Так, что же такое дружба?

Емельян Пугачев — главное действующее лицо и предводитель крестьянского восстания. Исторические стереотипы характеризуют его как разбойника, безжалостного убийцу и грабителя, а также общественного преступника

Колобок как олицетворение качества человека

В архитектуре сказки важно установить основные элементы, на которых разворачивается сюжет. В начале сказки старик и старуха (другими словами семья) решили испечь колобок

Если говорить точнее, то повеление исходит от старика, как и должно быть в традиционной патриархальной семье: «испеки, старуха, колобок». Этот незначительный элемент доносит до нас старое устройство семьи, где муж — глава.

Другим важным элементом сказки является сам колобок. Он наделен человеческими чертами, и не просто так. Из всех качеств человека он обладает одним  – умением  говорить. Но, колобок договорился до того, что был съеден лисицей. То есть его слова и сказанное им сильно повлияло на его жизнь. Через песенку колобка видно, что он был изрядный хвастунишка, а если говорить языком духовной морали – он страдал тщеславием. Тщеславие такое качество, которое как раз очень сильно проявляется в речи человека, в его оценке себя и окружающих. Может быть поэтому, колобок только и умеет что говорить (даже ходить он не умеет – катится), чтобы показать проявление порока тщеславия и его проявление в речи человека.

Хлебная символика

Почему колобок из теста, а не скажем какой нибудь овощ или фрукт или другой предмет? Вспомним русские пословицы о хлебе:

Хлеб для русского человека имеет сакральный смысл. Хлеб – это жизнь («Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48)). А изготовление хлеба, которое описывается в начале сказке, в данном случае – это зарождение жизни.


кадр из м/ф «Колобок»

Бабка печет колобок, но мы то знаем что колобок ожил, значит она печет не просто хлеб, а дает новую жизнь. Колобок олицетворяет надежды на новую жизнь и на продолжение жизни если говорить о старике и старухе.

В качестве заключения

Кроме всем очевидных малых уроков (перечислите их сами), в великой русской сказке главным нам кажется вот этот.

  • Ты можешь исполнить Своё Предназначение, даже если судьба над тобой зло поиздевалась. Нашёл же Колобок способ – как всё-таки послужить бабе и деду, как накормить их? Хоть и наполовину состоял из дерьма, а попал в святцы…

  • Однако главное Препятствие на пути к твоей победе – это твоё суетное тщеславие и гордость.

Колобок сумел вынести мысль о том, что родные его дед и баба так и не узнают, кто именно подарил им эту лису. Его мысли заняты совсем другим – более высоким, что ли… Он быстро и творчески соображает, как же ему исполнить своё предназначение, свой долг… Ведь век Колобка недолог – зачерствеет, заплесневеет. Пропадёт втуне… Как и у человека у него мало времени.

А ещё сердце Колобка было полно любовью и жалостью к людям. Он переживал только о том, чтобы вверенные ему баба и дед, с которыми он связан узами, действительно не умерли с голоду!

Не дед ли боронил и пахал, чтобы вырастить на земле ту рожь, прародительницу сего Колобка?

Мы все связаны вот такими невидимыми узами, и все в долгу друг у друга.

Колобок не искал виноватых в своей судьбе. Он действовал. Поэтому мы любим и помним Колобка до сих пор. Мы чтим Колобка даже в жёлтеньком смайлике-эмотиконе – так он нам по душе!

Даже если мы и не понимаем ещё рассудком тот глубинный архетипический миф о «Бессмертном Зерне», заложенный в этой простой и великой сказке!

Елена Назаренко

www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Репка

Как уже можно догадаться, эта сказка не только о том, что одному нельзя справиться с трудностями и нужно всегда друг другу помогать. Действительно, «Репка» также показывает преемственность поколений и связь мира людей с миром животных: когда человек сам не может что-то сделать, он зовет на помощь силы Природы.

Сама репка, во одной из версий, — это солнце: только в гармонии с окружающим миром люди могут получить от него блага.

Другие исследователи утверждают, что в первоначальном варианте были и отец, и мать, а репка символизировала корень рода, который посадил первопредок – дед. Правда, зачем тогда нужно было вытягивать этот корень, так и остается непонятным.

Таким образом можно разобрать любую народную сказку и найти в ней интересные символы и поучения. Например, Кощей символизирует не только языческого Чернобога, но и холод зимы, который крадет тепло (красных девиц), Емеля — человек, потерявший гармонию с миром природы, а Баба Яга – это смерть, от которой героям нужно убежать.

Однако ученые признают, что из-за утихшего на время интереса к фольклору некоторые произведения очень сложно толковать однозначно. Кроме того, очевидно, что для современных детей сакральные значения сказок будут непонятны, поскольку сейчас знания о мире шагнуло далеко вперед и мировоззрение совершенно поменялось.

Но это не значит, что читать ребенку произведения народного творчества в наше время не имеет смысла. Ведь они до сих пор сохранили особое волшебство, необходимое детской душе, а сам ребенок может открыть в сказках для себя что-то совершенно особенное.

Кстати, о репке

В наши дни дети об этом корнеплоде узнают только из этой сказки, ей же познания о репе и ограничиваются. Но в стародавние времена репа была известна повсеместно, и чтили её как ценнейший продукт, употребление которого чистило, питало тело, укрепляло ум и ускоряло мышление. Распространённый же сейчас в наши дни картофель оказывает на тело и нашу способность мыслить прямо противоположное влияние. Наследие всё той же Кали Юги, а что вы хотите.

Любопытно, что если вы сейчас вдруг вознамеритесь купить и приготовить репу, либо вырастить её самостоятельно, вас ждёт жестокое разочарование и вы, скорее всего, останетесь в недоумении, как это «что-то», похожее по общим впечатлениям на пятку слона,  вообще можно есть регулярно и по доброй воле. А они ж там ещё пир устраивали на весь мир и этой «вкусной» репкой всех угощали.Все потому, что в результате селекций вкус и свойства претерпели столь мощные изменения, что сравнивать прежнюю репу с теперешней просто нельзя.

Благо, сейчас существуют активисты, воссоздающие и высеивающие первородные семена, а значит у нас всех есть шанс в скором времени вернуть нашу исконную репку, употребление которой завещали нам предки.

Анализ №2

Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.

Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.

Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.

Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.

Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.

Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.

Предыстория

В 2012 году студией «Пилот» выпущен очень красочный и красивый музыкальный мультфильм «Колобок». Недостатка в экранизации этой сказки нет. Только в советское время снято 6 мультфильмов по мотивам «Колобка». Почему мы рекомендуем смотреть именно этот мультфильм о колобке? Детям непременно понравится этот мультфильм! Авторы хорошо поработали над сюжетом, который не сильно отличается от первоисточника.

В первые сказка опубликована в книге «Народных Русских Сказок» Афанасьева в 1873 году. Многие исследователи «Колобка» считают, что корни сказки уходят глубоко в дохристианскую Русь. Н. Толстой детально разобрал сказку по  сочетанию и значению слов, изучил стилистику, лингвистику, семантику сказки. В этой статье попытаемся понять нравственную подоплеку сказки, основные смыслы, которые нужно знать и взрослым, и детям.

Печальный герой – Колобок

Колобок отлично знает своё «происхождение» и не скрывает его. Общаясь с животными, он рассказывает им о себе правду:

«Я по коробу скребён, по сусеку метён»

Возьмём контекст сказки и восстановим правильную последовательность слов.

Колобок говорит (обращаясь будто бы с просьбой, с предупреждением):

«Не ешь меня!»

А затем будто бы объясняет:

«Я по коробу скребён, я по сусеку метён!»

Вы заметили, как сюда напрашивается выпущенный союз «потому что»?

В целом фраза выглядит и понимается так:

«Не ешь меня, ПОТОМУ ЧТО я по коробу скребён, я по сусеку метён»

Подлинный смысл просьбы Колобка понятен теперь? Это не жалкая мольба овечки, которую хочет убить волк. «Не ешь меня!» – это не родня «Не бей меня!», «Не обижай меня!» – это предупреждающая надпись на этикетке со склянкой «Яд!»

Сказка «Колобок» – это конечно же полная (светлая) противоположность демоническому, кошмарному миру Льюиса Кэрролла, описавшему Страну (ещё тех!) Чудес.

Там одно коварство от «кажущихся невинными» лакомств. На пирожке коринками выложено «Съешь меня!»

(А мисс Лидделл лучше бы этот пирожок вовсе не ела!)

Да, «Колобок» – полная противоположность тому подвалу, куда упала героиня английской сказки.

«Колобок» – сказка светлая, этичная, по-настоящему героическая!

Вариант 2

Русская народная сказка «Колобок» известная всем и каждому с раннего детства. Несмотря на то, что композиция и сюжет сказки до невозможности просты, в ней скрыт очень важный смысл, посыл, который понимается лишь в более взрослом возрасте. Дети видят лишь Колобка, укатившего от бабушки и дедушки в поисках приключений, для людей постарше в роли Колобка выступают люди, «их дети», отстранившиеся от родительского крыла в поисках лучшей и самостоятельной жизни.

Литературоведы разделяются во мнениях. Одни считают, что в съедение Колобка в конце — конец пути, отрешение и смерть, другие приходят к мнению, что это метафора, подразумевающая под собой обретение новой жизни, поиск не только себя, но и любви.

История Колобка поучительна. Этот «хлебный комочек» учит тому, что самостоятельная жизнь непроста. Колобок считал, что исполненная им песня сможет спасти от всех недругов, но в итоге Лиса его обхитрила. И не потому, что она была хитрая, а потому что Колобок потерял бдительность, стали стал слишком самоуверенным, и это его погубило.

В роли бабушки и дедушки выступают родители, помогающие детям до момента их полного взросления. Они сделали из ничего Колобка, а тот отплатил им тем, что сбежал на встречу приключений. Он гордился тем, что «от бабушки ушел, от дедушки ушел», вовсе позабыв о том, что теперь он единственный кто будет о нем заботится.

Старик и старуха выражают собой архетип предков, заботливых родителей. В сказках образ зайца выражал символ энергии, именно поэтому по преданиям младенцев находили именно в капусте, куда тех принесли зайцы. Волк — символ ярости, воинского умения и охотничьего чутья, а медведь выражает символ доброты, мудрости и силы, не зря же его называют хозяином леса — все эти животные мужского рода и лишь Лиса женского. Лиса представляет собой грацию, любовь и хитрость. Именно Лиса Патрикеевна обводит вокруг пальца практически всех героев в русских народных сказках

Таким образом, несмотря на то, что сказка написана для детей, в ней очень много истины, мыслей, которые непременно помогут взрослым. Она учит и предостерегает, помогает и выручает. «Колобка» можно читать в любом возрасте, и каждый раз понимать ее по-разному. Кто-то может увидеть в конце сказки смерть Колобка, а кто-то поймет, что Колобок обрел новую жизнь, обзавелся собственной семьей и начал жить самостоятельно. Старые добрые русские народные сказки всегда славились тем, что не имеют никакого возрастного ограничения и пригодны к чтению в любом возрасте.

Качества личности, необходимые для подвига, который сумел совершить Колобок

Во-первых, трезвый взгляд на вещи и трезвая оценка окружающих тебя людей – предела их волевых возможностей. Отсутствие завышенных, нереалистических ожиданий от тех, кто слабее…

Он знал, что голодные баба и дед сожрут его, несмотря на все его предупредительные песенки. Он знал, что диалог и увещевания в таком состоянии людей бессмысленны. И он ушёл по-английски.

Убрал из поля зрения «несмышлёнышей» – себя самоё – очень опасный для них предмет. Не стал ни искушать, ни соблазнять бабу и деда, ни проверять их на прочность.

Во-вторых, жалость. Колобок мог бы сказать в своём сердце так: «Глупые люди сами виноваты. Я их предупреждал. Пусть сами отвечают за свои поступки».

Но нет. Ему было по-настоящему жаль и глупую забитую бабу, и жадного прожорливого деда.

Он жалел их, несмотря на то, что они – вот такие…

В-третьих, развитое чувство долга. Колобок почти что японский самурай. Он будет служить своему хозяину, ведь у него есть долг – гирИ.

Он создан для того, чтобы «идти путём зерна». Кормить собою, радовать, насыщать людей, давать, продлевать им Жизнь. Наверное, богородица всех колобков – пайка серого тяжёлого хлеба в 250 грамм, и она строго смотрит на них со старых икон.

Вот юный Колобок и исполнил свой долг! А вроде бы – ну никак не мог этого сделать!

Да, он сумел достать деду и бабе и хороший, другой хлеб, и много муки, и даже масло!

Недаром из всех зверей он позволил себя скушать только Лисе. Заяц – мал, волк – бесполезен, медведь слишком велик, может не пострадать от колобка, а вот лиса – самое «то»! Она очень сразу ликвидна из-за своей ценной меховой шубки.

(Кстати, лисиц часто травят именно, чтобы не портить их шкуру).

В-четвёртых, отсутствие жажды славы, «благодарности» и справедливости на земле

Так и будут баба и дед Колобка недобрым словом вспоминать. «Убёг, негодяй!», «Мы из-за него подлеца чуть с голоду не померли!», «Последний хлеб унёс!»

И невдомёк деду, нашедшему на дороге мёртвую лису, что это Колобок для него постарался. Никогда дед этого не узнает, да Колобку и не надо… 

Не каждый из нас вообще готов к подвигу. К «безымянному подвигу» уж тем паче. А так, чтобы подвиг совершился ценой анафемы твоего доброго имени – в памяти людей – ну на это способны только святые из жития святых! «Он был не предатель!» – скажут один-два историка и то если повезёт, лет через 200…

Сакральный смысл русских народных сказок

В этой статье вы узнаете:

Сказка про репку

Кстати, та же МЫ-сли-ШКА, как вы уже догадались, становится искомым двигателем процесса и в русской народной сказке про Репку. Те же тотемы древнейших энергий — старик со старухой. Роль Любви в этом варианте, вероятно, отдана Внучке. Жучка, Кошка возможно, да даже и скорее всего тоже неспроста, однако разъяснения на этот счёт мне не попадались, возможно, попадутся вам. А вот именно Мышка стала в итоге тем тягачом, который смог вытянуть всю конструкцию с репкой во главе.

МЫ-сли-ШКА, то есть мысль, образ, цель, если хотите. Без формирования образа, цели, без понимания «для чего?» не будет благостного итога ни в каком деле, тем более в самом непростом. А как мы помним, «выросла Репка большааая-пребольшая». А уж если говорить о коллективной мысли, общей идее, то тут, как вы понимаете, сила воздействия на Пространство умножается в геометрической прогрессии.

Немного о самой сказке

  Это коротенькая волшебная история с не очень счастливым концом. Рассказывают ее самым маленьким деткам — от годика до трех лет. Чем хороша сказка «Колобок»: в ней задействовано много героев — старик со старухой, сам колобок, заяц, волк, медведь и лиса, это дает возможность познакомить ребенка сразу со многими персонажами; частые повторения делают ее легкой для запоминания; незатейливый сюжет и редкая смена декораций позволяют ребенку лучше воспринимать историю. Конечно, конец у сказки грустный — лисица обманывает колобка и съедает его. Ребенок может расстроиться. Задача взрослого — так преподнести эту историю, чтобы малыш четко понял, кто есть кто, разобрался в самой сути происходящего.   Мораль рассказа очень проста и понятна даже самым маленьким детям — нужно слушаться взрослых, нельзя убегать из дома, нельзя доверять чужим, не все ласковые слова правдивы. Чтобы навести ребенка на эти мысли, нужно сначала прочитать ему сказку, а потом обсудить простыми фразами: кого он запомнил в этой сказке (перечислить персонажи), кто хороший (старики), кто плохой (лисица), кто непослушный (колобок) и так далее.  

Чему учит нас сказка «Колобок»?

А кто вообще такой Колобок?.. Да он же символ Человека.

В нём перемешаны дионисийское и титаническое начала. Помните миф о Дионисие-Загрее?

Зевс вылепил прекрасного юношу, ангела. Отпустил его погулять. Звёзды им любовались… Но тут его увидели грубые чудовища – титаны и пожрали, только так они и «общались» с прекрасным. Зевс разрыдался, испепелил титанов, а из их праха, в котором были частицы святого, прекрасного и грешного, подлого – вылепил нас с вами, людей…

Так как вы думаете – какая часть двойственного Колобка продиктовала ему его Поступок и Выход из Ситуации?

Кто научил его жалости, трезвости, долгу, презрению к похвале, научил не искать справедливости на земле?

Та часть, которая из мышиного дерьма? Нет, конечно! Если бы в Колобке заговорило «его дерьмо», он повёл бы себя по-другому…

Нет, ему диктовала Другая его Часть – святая, сакральная… Та жалкая горсточка осквернённой гадкими низкими примесями, но не потерявшей свою природу – муки – пшеничной или ржаной.

В Колобке заговорил метафизический вечный бессмертный Хлеб! Тот самый Хлеб, про которого сказано в Евангелиях: «Я есмь Хлеб Жизни, сошедший с небес».

«Ну дед ты и репу отрастил!» (анекдот)

Казалось бы, зачем сказку про огромную репу назвали «Репка»? А вот так ласково относилось русское население к этому продукту до того, как Петр I научил его кушать заморский картофель. До этого именно репа была основным питательным продуктом после хлеба. Достоинств у нее было не перечесть.

Во-первых, неприхотливая, что важно при нашем холодном климате. Во-вторых, репа питательна, богата витаминами, но при этом малокалорийна

В-третьих, она содержала сахар, а сладкого в Древней Руси было не так уж много. Ну и в-четвертых, ее легко готовить — недаром говорили: «Это проще пареной репы».

Репу не только парили, но и жарили, и варили, и квасили. Из нее готовили самые разнообразные блюда — супы, каши, похлебки (говорят, даже квас). Кстати, репу сильно любили и древние римляне. Полководец Курий Дентат (мой предок, наверное) даже отказался принять послов раньше, чем дожарит свою любимую репку.

В общем, в сказке этот овощ появился неслучайно. Но вот беда — корни у репы длинные. Да еще она у деда такой здоровенной выросла, что сил старческих, чтоб ее вытащить, уже не хватало. Ну вот он и позвал — сперва бабку, потом внучку, а потом… Нет, совсем не Жучку, а… сучку! Именно так сказка и была записана у Афанасьева. Что, в общем-то, логично — у людей и кошки имени нет, а собака какой-то аристократкой получается. Но, по понятным причинам, в дальнейшем для детей богатое смыслами слово «сучка» решили не афишировать.

Проблему, как и в «Курочке-Рябе», разрешила могучая мышка. И суть сказки яснее некуда: она о взаимопомощи, о том, что гуртом и репку тянуть легче, о том, что даже самая малая подмога способна решить дело.

Образы из сказки стали весьма популярны в культуре.

А вот А. Чехов написал «сатирическую сказочку» про Сержа, который вырос с головой, похожей на репку и которого родные никак не могли «вытянуть в люди». И лишь с помощью тетки-княгини, кума-генерала и купца-зятя таки вытянули. «И стал Серж статским советником…».

В. Маяковский в своем стиле придал сказке политическую аллегорию:

Ну, а в «Новой сказочке про репку…» С. Маршака деду мешает вытащить репку бюрократическая волокита.

Ну, а я бы мог предложить целый микс из трех русских сказок под названием «О том, как дед с бабой покушать пытались». Или, как в анекдоте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector