«черный лебедь» фильм 2010: смысл фильма

Критика

(The New York Times) похвалила Аронофски за то, что ему удалось преодолеть все те штампы, которыми изобилует его материал. Псевдодокументальная манера съемок в стиле показалась ей весьма уместной для того, чтобы приблизить зрителя к главной героине, дать почувствовать её нервное дыхание. В демонстрации бьющих прямо в глаза галлюцинаций Райан Гилби увидел перегиб: чем больше режиссёр наваливает их друг на друга, тем меньше они волнуют зрителя. Всякое сравнение «халтуры» Аронофски с классическими лентами Поланского он счёл неуместным.
Крайне негативно отозвался о фильме Кеннет Туран в Los Angeles Times. Он посетовал на чрезмерную прямолинейность режиссёрской манеры Аронофски, который «приводит зрителя к покорности» чуть ли не отбойным молотком. Туран назвал фильм мелодраматичной «макулатурой высокого полёта» (high-art trash), где балет представлен как своего рода кровавый спорт.
Дж. Хоберман согласился с тем, что «Чёрный лебедь» — это «напыщенный », однако его «абсурдной браваде» трудно противиться. По его словам, это «самый необузданный и смехотворный фильм о театральном закулисье со времён „“». Подоплёка всего происходящего — «проникновение, кровь и психоз». Режиссёр переводит его на киноязык использованием резких монтажных склеек, непредсказуемого кадрирования, капризной игры света и тени. Камера шатается, подпрыгивает и выделывает балетные пируэты, словно её подбрасывают на сцене вместе с Портман.
Смешанные чувства вызывал «Чёрный лебедь» и у . В работе Портман он отметил отсутствие «полной убедительности», но вместе с тем «удивительную самоотдачу», и в целом критик оценил «Лебедя» как шаг вперёд по сравнению с «Рестлером» — лентой малооригинальной в плане «картинки» и трафаретной в плане «истории». Роджер Эберт оценил фильм в 3,5 звезды из 4-х.

Чёрный Лебедь

В наше время снять что-то стоящее, достойное и тем более, что б запомнилось надолго довольно трудно. Как правило сейчас при взгляде на кино-афиши мы можем лицезреть фантастику,комедию,драму…одним словом, что угодно. Однако, все эти жанры и их сюжеты не являются оригиналами. Приблизительно 80% фильмов это приквелы,сиквелы и римейки. И даже если они хорошо сняты, то игру актеров нельзя оценивать по-настоящему, потому что это просто копия того, что уже когда-то было. Как известно — «все новое-хорошо забытое старое» Фильм Дарена Аронофски — «Черный лебедь» является по-настоящему новинкой. И как в любой новинке все новое отлично смакуется Но обо всем по порядку.
Сюжет картины прост и не требует излишней выдуманности либо каких-то сложных поворотов. Девушка, занимается в балете долгое время ради своей мечты — стать королевой лебедей в спектакле «Лебединое озеро» Она долго и упорно идет к своей мечте, преодолевая жизненные трудности в лице соперниц-конкуренток, чересчур любящей мамы и проблем личного характера. Но бойся желаний, ибо они могут сбыться. В данном случаи это поговорка обрела реальные очертания и вот в погоне за мечтой и совершенством открывается нечто непредсказуемое…
Главную роль играла Натали Портман. В последнее время, Натали не особо блистала на Голливудском Олимпе. Последняя ее запоминающиеся роль была в фильме «Еще одна из рода Болейн» датированный 2008 годом. И вот спустя 3 года на экран выходит действительно потрясающая картина, в котором главным козырем стала игра Натали. Ее игра — это то, что приковывает зрителя к креслу и заставляет сопереживать,радоваться одним словом жить вместе с ней в продолжении всего фильма. У ее героини очень не простая личность. Она скромная девушка, работавшая в поте лица, которая переживает каждую проблему в своем танце серьезно и глубоко. На протяжении сеанса Натали словно искусный иллюзионист меняет маски. Скромность на страх, страх на сожаление, его в свою очередь на робость и в конечном итоге «словно в муках» рождается страсть,блаженство,желания, соблазн помогающий достичь совершенства. Помимо этого подготовка Натали к спортивной составляющий не может не будоражить умы зрителей. Блестящая подготовка, отличное умение и способность передать все это через экран. Стоит так же отметить операторскую работу, которая подчеркивала нужные и важные моменты во время подготовки к спектаклю, преодолевания проблем и т.д.
На второстепенных ролях отлично смотрится Венсан Кассель и особо хочу отметить Милу Кунис, раньше ее роли лишь разочаровывали, однако теперь она действительно доказала свою состоятельность и сексуальность. Не может не радовать тот факт, что Мила- наша землячка, родом из Черновцов.
Остальные составляющие сего шедевра так же на высоте:сценарий,музыка,костюмеры и даже спецэффекты. Что касается спецэффектов-то это уникальная вещь в данном фильме. Именно благодаря им можно действительно почувствовать и понять все происходящее на экране и настоящие детали наших с вами реалий.
В заключении хочется добавить, что фильмы подобного рода должны быть у каждого в своей коллекции. Фильмов про балет очень мало особенно таких, каким нам имел удовольствие показать господин Аронофски.
Добро пожаловать в мир балета и приятного вам просмотра
Личная оценка — 10/10

Просмотров: 854

Оценка читателей: 8,9 из 10 (голосов 10)

Награды и номинации

Награды

  • 2011 — Премия «Оскар»

    Лучшая женская роль — Натали Портман

  • 2011 — Премия «Золотой глобус» (премия Голливудской ассоциации иностранной прессы)

    Лучшая женская роль (драма) — Натали Портман

  • 2011 — Премия Гильдии киноактёров США

    Лучшая женская роль — Натали Портман

  • 2011 — Премия «Сатурн»
    • Лучшая киноактриса — Натали Портман
    • Лучшая киноактриса второго плана — Мила Кунис

Номинации

  • 2011 — Премия «Оскар»
    • Лучший фильм — Даррен Аронофски
    • Лучшая режиссёрская работа — Даррен Аронофски
    • Лучшая операторская работа — Мэтью Либатик
    • Лучший монтаж
  • 2011 — Премия «Золотой глобус»
    • Лучший фильм (драма) — Даррен Аронофски
    • Лучший режиссёр — Даррен Аронофски
    • Лучшая женская роль второго плана — Мила Кунис
  • 2011 — Премия Гильдии киноактёров США
    • Лучшая женская роль второго плана — Мила Кунис
    • Лучший актёрский состав в игровом кино
  • 2011 — Премия «Сатурн»
    • Лучший фильм ужасов или триллер — Даррен Аронофски
    • Лучшая режиссёрская работа — Даррен Аронофски
    • Лучший сценарий — Андрес Хайнц, Джон Дж. МакЛафлин, Марк Хейман

«Чёрный лебедь» — «поэма без героя»?

Поверхностный анализ фильма может привести к выводу, что Нина, увлекшись желанной ролью, теряет контроль над собой и собственную личность. Это справедливо, но… была ли Нина полноценной личностью с самого начала? Парадоксально, но именно главная героиня фильма «Чёрный лебедь» обладает наименьшим сопротивлением и волей среди всех его персонажей. Давайте рассмотрим события в хронологии.

С первых же кадров мы видим, что жизнь Нины не принадлежит ей. Мать Нины — несостоявшаяся звезда балета, чья карьера закончилась с рождением дочери. Нет, мать вовсе не упрекает героиню, вместо этого она решает «продолжить» свою карьеру через собственную дочь. Впрочем, ничего исключительного здесь ещё нет: многие родители, и вы наверняка знаете не один тому пример, пытаются реализовать собственные юношеские мечты через судьбы своих детей. Мать Нины в этом, однако, преуспела: жизнь дочери полностью под её контролем, и вот Нина уже в шаге от пика своей славы… Однако тут мать теряет управление: дочь выходит из-под повиновения, но лишь затем, чтобы перейти в чужие руки.

Нину губит не искусство, а воля других людей

Нина так и не обретает контроль над собственной жизнью, потому что, едва вырвавшись из ежовых рукавиц матери (важная метафора: выгоняя мать из комнаты, Нина повреждает ей руку, символически освобождаясь от её хватки), девушка подпадает под власть другой сильной личности — Тома. Заметим, что Тома даже не пытается создать иллюзию, будто хочет, чтобы Нина шла к славе своим путём. Вместо этого он заставляет её повторить путь другой балерины — Бет, с которой Нина делит гримёрку. И сама Нина вовсе не против этого: она обожает Бет вплоть до того, что крадёт вещи знаменитой балерины. Это многое говорит о самой Нине: она не мечтает о собственной карьере, она хочет лишь повторить то, что сделала Бет, словно превратиться в неё. Иными словами, она не собирается взращивать собственную личность — она бы хотела украсть чужую.

Итак, Тома умело управляет Ниной, играя на её любви к балету. Нине (и зрителям) кажется, что её захватывает и губит искусство, но на деле это воля чужих людей управляет её жизнью. Тома активно помогает Лили: она заставляет Нину выполнять её прихоти, и та не смеет сопротивляться — даже будучи уверенной в том, что Лили подмешала наркотик в её напиток, Нина беспрекословно подчиняется подруге и выпивает его. Нина абсолютно не способна отвечать за свои действия, она подвластна импульсам и тому, что велят ей другие люди.

Актёрские работы

В фильме снимались:

  • Натали Портман — Нина Сейерс
  • Мила Кунис — Лили
  • Венсан Кассель — Тома Леруа
  • Барбара Херши — Эрика Сейерс, мать Нины
  • Вайнона Райдер — Бет Макинтайр
  • Бенжамен Мильпье — Дэвид
  • Ксения Соло — Вероника
  • Кристина Анапау — Галина
  • Джанет Монтгомери — Мэйделин
  • Себастиан Стэн — Эндрю
  • Тоби Хемингуэй — Том

Роли дублировали:

  • Наталья Грачёва — Нина Сейерс
  • Рамиля Искандер — Лили
  • Алексей Мясников — Тома Леруа
  • Любовь Германова — Эрика Сейерс
  • Татьяна Шитова — Бет Макинтайр

Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype без прослушивания; Портман и Кунис полгода посвятили работе над своими ролями. Им нужно было сильно похудеть и научиться балетной пластике, чтобы выглядеть убедительно в качестве профессиональных танцовщиц. У обеих актрис были дублёрши с профессиональной подготовкой в области классического танца, однако и самим актрисам пришлось овладеть азами балетной техники, так как время от времени съёмку приходилось вести крупным планом. Появлялись сообщения, что во время съёмок Портман получила травму рёбер и сотрясение мозга.

Сразу после премьеры в Венеции на страницах киноизданий появились многочисленные прогнозы о том, что за эту роль Портман получит «Оскар». Глен Кенни, например, заявил, что это не столько роль, сколько настоящее превращение. По словам Андрея Плахова, Портман сделала «всё возможное и невозможное, чтобы преодолеть свой маленький рост и несовершенство пластики». Ричард Корлисс критически оценил послужной список Портман, заметив, что раньше от неё режиссёры не требовали ни танцев, ни актёрской игры; тем не менее он отметил при отсутствии в игре актрисы «полной убедительности» её «удивительную самоотдачу». Впрочем приз имени Мастроянни лучшему молодому дарованию увезла из Венеции не Портман, а Мила Кунис (фестивальные остряки окрестили награду «За лучший куннилингус»).

Из остальных актёров кинокритиками была отмечена убедительность Венсана Касселя в достаточно трафаретной роли хореографа а-ля Джордж Баланчин. Большое впечатление произвела Барбара Херши, про которую было сказано, что она неприметно лепит из своей периферийной для сюжета героини «священное чудовище» монументальных пропорций.

Темы

В фильме сведены воедино традиционные для романтизма темы — двойничество, вторжение спектакля в жизнь актёров, физическое превращение героя в свою противоположность, однако трактованы они с позиций лакановского психоанализа. Главная героиня, которой уже далеко за 20, при всём своём профессиональном перфекционизме инфантильна в психологическом отношении («её плоть столь же худосочна, как и её разум»). Она не испытывает никакого интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни, так как с детства живёт в неразрывном психологическом симбиозе с одинокой матерью, в окружении розовых плюшевых игрушек, которые «по мере развития действия скорее напоминают тюремщиков, чем друзей». Вся энергия её либидо вытеснена в непрерывные тренировки и направлена на достижение профессионального совершенства. Властный режиссёр (фигура отца во фрейдистской терминологии) увязывает её профессиональные перспективы с необходимостью погружения в «тёмную» сторону личности. Под давлением режиссёра и новой роли вытесненное либидо начинает возвращаться к ней в виде извращённых галлюцинаций. Героиня испытывает раздвоение личности и другие разрушительные последствия активизировавшегося психоза.

Второстепенные герои картины «Черный лебедь»

Актеры и роли, которые они исполнили, огромный плюс фильма. Во-первых, сам звездный состав, который предстал перед нами на экране, не оставит равнодушным никого. Во-вторых, персонажи придуманы невероятно виртуозно, их реплики и мимика проработаны в мельчайших деталях, а повествование буквально затягивает зрителя в свой мир. Отметить стоит главного хореографа в театре — Тома, которого играет неподражаемый Венсан Кассель. Харизматичный, обаятельный, немного дерзкий и очень привлекательный. В фильме он, как и в жизни, разбивает женские сердца и собирает вокруг себя полчища фанаток.

Гениально справилась с работой и Барбара Херши, исполнившая мать Нины. Она по сценарию бывшая балерина, карьера которой не удалась. Поэтому она всячески опекает свою дочь, переживает за ее успех на сцене и постоянно дает советы.

ТАНЕЦ ДОБРА И ЗЛА: СЮЖЕТ

ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬДаррен Аронофски

Натали Портман, номинант на премию «Оскар», играет роль Нины, юной амбициозной танцовщицы, страстно желающей исполнить сложную двойную партию: утонченно невинной Одиллии и соблазнительно коварной Одетты во всемирно известном классическом балете «Лебединое озеро». Она получает эту роль, однако Нина не уверена, что она сможет убедительно раскрыть темную сторону Королевы лебедей. В то время как она достигает все больших высот в техническом мастерстве, скрытые в глубине ее души фантазии, ревность и кошмары заманивают ее разум в темную пропасть, что ведет к опасному сближению с главной соперницей – коварной Лили. Нина быстро попадает в сети чарующего и смертельно опасного Черного лебедя.

В отличие от стандартных триллеров, где события развиваются в мире криминала и домов с привидениями, Аронофски создает очень личный образ своей героини, пытающейся разобраться в своей душе, в очень неожиданную реальность – эмоциональный и жестокий мир профессионального балета. Режиссер решил, что это отличная обстановка для того, чтобы выразительно продемонстрировать страстное желание к совершенству. Как и в картине «РЕСТЛЕР», в этом фильме ему представилась возможность заглянуть в скрытый от посторонних глаз мир и обнажить то, что двигает людьми, готовыми пожертвовать всем во имя своей цели.

Аронофски поясняет: «Некоторые называют рестлинг самой низкой формой искусства, другие полагают, что балет – самая высокая форма искусства, но все же у них есть изначально что-то общее. Герой Микки Рурка как спортсмен проходит путь, похожий на путь балерины, которую играет Натали Портман. Они – артисты, использующие свое тело, чтобы выразить себя, и им обоим грозят физические травмы, поскольку тело является для них единственным инструментом самовыражения. Мне было особенно интересно показать эти две похожие истории, происшедшие в таких непохожих мирах».

Режиссер отмечает, что эти два фильма также объединены темой глубокого скрытого стремления к лидерству, если сравнивать преданность своему делу, которую демонстрируют персонажи Портман и Рурка. «Роль Нины абсолютно отличается от того, что Натали играла до сих пор, и она подняла ее на другой уровень. Играть роль Нины было и физической победой над собой, и актерской победой», — подчеркивает Аронофски.

Трудности при съемках фильма «ЧЕРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» были похожи на те, с которыми пришлось столкнуться при напряженной работе над картиной «РЕСТЛЕР», возможно, даже еще больше. Столкнувшись с закрытостью мира профессиональной борьбы, Аронофски обнаружил, что мир профессионального балета еще более закрыт от посторонних.

А еще было обучение, которое пришлось пройти Натали Портман, чтобы наполнить удивительно лиричные балетные сцены в фильме нарастающим напряжением и мрачным предзнаменованием. Режиссер подчеркивает: «Балетом начинают заниматься в возрасте 4-5 лет, и балет меняет ваше тело, преображает его, пока вы взрослеете. Для актрисы, которая не прошла через это, убедительно сыграть профессиональную балерину – очень сложное дело. И все же, неимоверные усилия воли и дисциплина помогли Натали превратиться в танцовщицу. Это стоило десяти месяцев интенсивной работы, но её тело изменилось, и даже опытные артисты балета были поражены. Я убежден, что этот физический труд также помог ей понять эмоциональную нагрузку, которую испытывают актеры».

«Чёрный лебедь» как трагедия взросления и открытия сексуальности

Одна из возможных трактовок смысла фильма «Чёрный лебедь» — это толкование сюжета как пути Нины к взрослению. «Мама, мне 28 лет!», — восклицает Нина в одной из сцен, однако физический возраст ничего не значит — на самом деле героиня всё ещё ощущает себя маленьким ребёнком, у неё совершенно не развита сексуальность, она не знает, что ответить на вопрос Тома «Тебе нравится секс?». Успех Нины в балете является не столько признаком её работы над собой как взрослого, сознательного человека, сколько результатом следования инструкциям матери. Когда же, наконец, Тома требует от Нины раскрепощения, Нина впадает в нечто похожее на переходный возраст.

Вспомним, как ведёт себя Нина с матерью в начале фильма. Мать может преспокойно раздеть свою взрослую дочь, чтобы рассмотреть травму на её плече. Мать кормит девушку, которая вполне в состоянии приготовить себе завтрак самостоятельно. Мать держит дочь под контролем, даже когда её нет рядом, с помощью постоянных телефонных звонков. Комната Нины больше похожа на детскую из-за обилия плюшевых игрушек — кажется, будто последняя перестановка здесь была не меньше двадцати лет назад. Мать входит без спроса в спальню дочери, наблюдает за тем, как та засыпает… Стоит ли продолжать? Всё это вместе можно охарактеризовать как задержку в развитии Нины — несмотря на её успехи в балете, эмоционально она всё ещё ребёнок.

Все персонажи фильма воспринимают сексуальность как нечто нормальное и естественное. Все, кроме Нины, которая боится этой части своей личности

Так как сама Нина не предпринимает никаких попыток повзрослеть, за неё это делают Лили и Тома. Тома даёт ей «домашнее задание» — мастурбировать, Лили же заходит дальше и ведёт девушку в клуб. Визит Лили очень интересен с точки зрения этой трактовки: вспомните, как Лили уговаривает Нину отправиться с ней в клуб, в то время как мама Нины пытается удержать девушку дома. Такая сцена в реальной жизни могла произойти со школьницей, но никак не со взрослой девушкой. Нина действительно переживает переходный возраст, это ещё ярче проявляется, когда девушки возвращаются из клуба: Нина хвастается перед матерью своими «подвигами», пытается как можно больнее задеть её словами, как это обычно делают подростки в период полового созревания.

На протяжении всего фильма Нине так и не удаётся в полной мере испытать удовольствие от мастурбации, как не удаётся и полностью «отпустить себя» для роли Чёрного лебедя. Но в финале это наконец происходит — и здесь мы снова сталкиваемся с глубоким символизмом. Тома постоянно твердит, что Нина — Белый лебедь — чиста и невинна. В финальной же сцене из открытой раны на теле Нины сочится кровь — это своеобразная метафора первой менструации (взросление) или же потери невинности. Вслед за этим Нина, умирая, произносит: «Я почувствовала совершенство». «Совершенство» здесь может означать оргазм, миг высочайшего наслаждения, который для Нины воплотился не физически, а духовно — через балетное искусство. Таким образом, в финале Нина рассталась и с детством, и с невинностью, обретя наконец свою сексуальность.

Вся сцена с участием Лили оказывается лишь плодом воображения больной фантазии Нины: утром Лили утверждает, что провела ночь с парнем, а вовсе не с Ниной

Надо заметить, что в воспоминаниях настоящих балерин тема сексуальности, взросления занимает не последнее место. Балерины часто чувствуют себя «не настоящими» женщинами из-за своих «детских» фигурок — тонких, лёгких, с неразвитой грудью; и мужчины, и женщины, связанные с балетом, часто бисексуальны; кроме того, карьера балерины часто перечёркивает право женщины на создание семьи, рождение ребёнка — таким образом, приходится выбирать между «простым женским счастьем» и желанием стать звездой. Хотя в фильме этот конфликт не выражен, ибо претендентов на сердце Нины в кадре нет, однако эта тема прослеживается между строк.

Источники вдохновения

Создатели фильма представляют его зрителям

Некоторые мотивы в фильме Аронофски можно найти в «квартирной трилогии» Романа Полански. В своих рецензиях ведущие кинокритики спорят о том, к какому из фильмов трилогии ближе всего «Чёрный лебедь» — «Отвращению», «Ребёнку Розмари» или «Жильцу». По-разному высказываются на этот счёт и его создатели. Аронофски в интервью USA Today упоминает «Жильца», а также повесть Достоевского «Двойник» и классическую мелодраму «Всё о Еве». Портман заявила, что «Лебедь» ближе всего к «Ребёнку Розмари». Режиссёр поспорил с ней, отметив, что большее влияние на его замысел оказали «Жилец» и «Отвращение». Венсан Кассель сказал, что это лента в стиле раннего Полански времён «Жильца» и в стиле раннего Кроненберга.

Как и у Кроненберга, источник ужаса в «Чёрном лебеде» — необъяснимые мутации человеческого тела. О «Жильце» напоминают музыка в стиле Филиппа Сарда, квартирная клаустрофобия, соматические мутации, посещение больницы. Кинообозреватель британской газеты Guardian назвал «Лебедя» лучшим фильмом на тему распада женской личности со времён «Отвращения», однако в плане кинематографии, параноидального ощущения закулисного заговора сил зла, пугающих нью-йоркских интерьеров поставил его на одну доску с «Ребёнком Розмари».

Помимо Полански и Кроненберга, при обсуждении «Чёрного лебедя» чаще других упоминаются фильмы британцев Майкла Пауэлла и Эмериха Прессбургера — «Чёрный нарцисс» (1947) и «Красные башмачки» (1948), самый знаменитый в истории кино фильм о балете. Гленн Кенни воспринял «Чёрного лебедя» как эксцентричную помесь «Красных башмачков» и «Жильца». Джим Хоберман назвал фильм пюре из «Красных башмачков», «Отвращения» и «Кэрри», который режиссёр посыпал тёртым сыром от Ардженто. Slant Magazine провёл параллель между «Чёрным лебедем» и «Пианисткой» Ханеке. Ричарду Корлиссу из журнала TIME «Чёрный лебедь» напомнил фильмы Полански, Ардженто, Де Пальмы, Кроненберга и Финчера, а также классические ленты о закулисной жизни актёров — «Двойную жизнь» с Р. Колманом и те же «Красные башмачки».

Анализ фильма «Чёрный лебедь» с медицинской точки зрения

Интересный вопрос, который стоит разобрать — что происходит с Ниной с медицинской точки зрения? У девушки развиваются две конфликтующие личности — многие зрители смело сделали вывод: это шизофрения! На самом деле, как отмечают психиатры, показанные в фильме симптомы больше напоминают психоз. Психоз — это душевное расстройство, при котором человек теряет связь с реальностью. Спровоцировать психоз могут самые разные события — в жизни Нины их происходит более чем достаточно. И её нездоровые отношения с матерью, и приставания Тома, и конкуренция за роль — даже по отдельности эти стрессовые ситуации могут вызвать расстройство психики, а уж все вместе…

Однако в реальности психоз чаще всего вызывает слуховые, а не зрительные галлюцинации. Нину же преследуют кошмарные видения. Объяснить такую фактическую погрешность можно тем, что слуховые галлюцинации в фильме были бы не такими яркими и показательными, как зрительные образы.

Могла ли Нина исполнить столь сложную роль, будучи психически нездоровой? Специалисты в области психиатрии сильно сомневаются в этом

Помимо выраженных симптомов психоза, у Нины в наличии целый ряд других расстройств (по крайней мере, намёков на них): анорексия, булимия, обсессивно-компульсивное расстройство и склонность к нанесению себе вреда. Психиатры отмечают, что вероятность развития всех этих недугов одновременно у одного человека стремится к нулю. Дело в том, что психоз — это бегство от реальности, а вот булимия и обсессивно-компульсивное расстройство, напротив, формируются у людей, которые слишком привязаны к реальности и какой-то конкретной идее.

Наконец, последний аргумент в пользу того, что с медицинской точки зрения Аронофски допустил массу погрешностей — выступление Нины. Могла ли девушка с таким букетом психических расстройств безошибочно исполнить сложнейшую балетную партию? По мнению специалистов, это практически невозможно. Но мы, конечно, делаем скидку на то, что Аронофски не пытался изобразить историю болезни, а лишь воплотил на экране метафору творческого пути балерины.

Смысл фильма Черный лебедь

Для того, чтобы понять в чем смысл фильма «Черный лебедь», нужно повнимательней присмотреться к образу ещё одной главной героини – Лили, которая загадочным образом связана с Тома и самой Ниной. Лили – бывшая танцовщица. Она завязывает дружбу с главной героиней, ведёт её в ночной клуб и доводит до состояния эйфории, подмешав в алкоголь экстази. Нина уверена, что после вечеринки провела ночь с Лили, но это не так. На утренней репетиции Лили удивлена поведением Нины. Тревожность главной героини начинает нарастать, её мучают зрительные галлюцинации, она приходит в больницу, чтобы поговорить с бывшей примой труппы, а уходит оттуда с окровавленными руками и пилочкой, которой прима, якобы проткнула себе лицо. Нину постоянно преследуют кошмары и ощущение того, что Лили хочет занять её место в постановке. Её мучают противоречивые чувства: с одной стороны Нина хочет быть похожей на Лили, с другой стороны она хочет убить её.

Лейтмотивом в фильме становится преображение Нины в Черного лебедя. С удивительной метафоричностью Даррен Аронофски изображает трансформацию внутреннего мира главной героини. Образ Нины развивается на протяжении всего фильма. Из наивной трудолюбивой девочки она превращается в жестокую, одержимую темной страстью Одилию. Визуальный ряд полон эффектов, которые захватывают воображение зрителя: кожная сыпь, весь фильм одолевавшая балерину, превращается в гусиную кожу; у Нины вырастают перепонки, прорезаются черные крылья.

Есть мнение, что смысл фильма «Черный лебедь» в том, что главная героиня проходит все этапы взросления женщины: от невинности до полной сексуальной раскрепощенности. И финальные слова умирающей Нины о том, что она достигла совершенства, на самом деле слова об оргазме. Но если оставить в покое фрейдизм и вспомнить, что Аронофски глубоко символичен, то мы поймем, что эта картина не просто о взрослении девушки.

Образ Лили явно связан с древним образом Лилит – первой жены Адама, ставшей впоследствии демоном. Также персонаж Милы Кунис воплощает темную сторону лебедя – Одилии и самой Нины. Неслучайно во многих сценах зритель не понимает, действительно ли Нина видит Лили или это плод её больной фантазии. Перед нами разыгрывается самая настоящая психологическая драма. В душе главной героини, как и в спектакле, идет борьба двух начал: добра и зла, света и тьмы. Финальная сцена – это победа и внутреннее освобождение. Убивая Лили, Нина убивает себя. Потому что ни одна душа не состоит целиком из света или тьмы: в каждой Одетте прячется Одилия.

В финале происходит полное превращение Нины в черного лебедя. Для убийства Лили она выбирает осколок зеркала и это тоже очень символично. Потому что на протяжении всего фильма главная героиня видит свою темную сущность, своё второе Я именно в зеркалах. Таким образом, в финале Нина пытается освободиться от своей природы, оказаться от части себя, совершив убийство, но в итоге, танцуя финал, замечает кровоточащую рану на своём белом одеянии.

Успех фильма «Черный лебедь» во многом обоснован его многоплановостью. Он похож на хороший слоеный торт. Безграничный талант режиссера позволил создать шедевр, в котором визуальный ряд можно трактовать абсолютно по-разному и ни одна деталь при этом не выйдет за рамки контекста. Так любители психологии расскажут вам о нарциссическом расстройстве матери Нины, и о том, кто был главный режиссером в жизни героини. Специалисты в области медицины до сих пор ведут горячие споры: шизофрения или психоз. Люди, чья профессия связана с творчеством, увидят в этом фильме проблемы воспитания талантливого ребенка в условиях жесткой дрессуры и последствия творческого перфекционизма; многие без сомнений узнают в образе Нины себя. Кому-то кажется, что Нина как Икар сгорела в своем порыве к первенству, и фильм заканчивается смертью героини. Кому-то, что она умерла на пике славы в состоянии полного блаженства. А есть и те, кто лишь посмеется над этими версиями, потому что Нина в финале вовсе и не умирала. Вот такой он неоднозначный, этот Даррен Аранофски!

Параллели с «Рестлером»

Многими были отмечены параллели между «Чёрным лебедем» и предыдущим фильмом Аронофски, «Рестлером». Подобно «Рестлеру», это полная документальных подробностей история полной самоотдачи человека своему делу, рассказ о доходящем до мазохизма профессионализме исполнителя. Такой рассказ даёт актёрам шанс показать свою многосторонность, полностью погрузиться в свою роль. В «Рестлере» герой Микки Рурка движим глубоким внутренним чувством собственного достоинства, поступки же Нины обусловлены прежде всего жёсткими установками матери, с самого детства лишившей дочь возможности выбора. Аронофски изначально думал снять фильм о любви рестлера и балерины. Его завораживало, что и рестлеры, и балерины используют в качестве главного инструмента самовыражения собственное тело.

Мифологическая трактовка

Образ древнегреческой мифологии, наиболее тесно связанный с Ниной — это Икар. Напомню вкратце легенду об Икаре: он и его отец Дедал вызвали гнев правителя Крита — Миноса. Дедал изобрёл изящный способ спастись от преследования Миноса: он изготовил крылья из птичьих перьев, склеенных с помощью воска. На них отец и сын должны были улететь с острова. Дедал предупредил сына, что нужно держаться не слишком высоко, иначе солнце может растопить воск, и крылья развалятся. Икар, однако, не послушал отца и погиб.

Нине кажется, что она убила свою соперницу — Лили. Но на самом деле девушка расправилась со своим альтер-эго — совершила самоубийство

Мы видим, как история отца и сына отражается в сюжете «Чёрного лебедя», только здесь перед нами мать и дочь. Мать Нины всячески пытается оградить дочь от внешнего мира и, возможно, у её опасений есть основание: скорее всего, женщина знает о том, что психика её дочери нестабильна, и поэтому старается внести в её жизнь строгий распорядок, чтобы у Нины не могло возникнуть ни малейшего повода для срыва. Однако матери не удаётся уберечь Нину от давления внешнего мира, и в погоне за совершенством балерина погибает, как погиб Икар в погоне за солнцем. Как и Икар, Нина обретает крылья в финальной сцене; как и Икару, эти крылья приносят ей смерть.

ЗАЩИЩАЮЩИЕ ЛЕБЕДЯ: АКТЕРЫ ВТОРОГО ПЛАНА

Вместе с Натали Портман в фильме «ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ» снимается сложившийся ансамбль актеров второго плана, чья игра привносит в картину чарующую смесь красоты, таинственности и ужаса.

На роль Лили, соперницы героини Натали Портман, Аронофски выбрал Милу Кунис, актрису украинского происхождения, сделавшую стремительную карьеру, снявшись в фильмах «КНИГА ИЛАЯ» и «В ПРОЛЕТЕ», которая добавила безрассудства и отрицательного очарования характеру своей героини – очень амбициозной начинающей балерины.

«Мила создает образ Лили, обладающий чертами характера, которые так нужны Нине. Она намного свободнее, живее и сексуальнее Нины», — говорит Аронофски. «Лили обладает свободой самовыражения, и это становится для Нины источником большой привлекательности и бесконечной напряженности».

Актрису очень привлекал необузданный взрывной характер ее героини и захватывающая возможность сыграть балерину, хотя жестокая реальность оказалась намного сложнее. Мила Кунис рассказывает: «Сначала у меня было такое представление об этой роли: великолепие театра, ощущение грациозности, балетная пачка, но вы не представляете насколько это физически изматывающий труд. Ваше тело расплачивается за ваш успех!»

Чтобы создать достоверный образ Томаса, Венсан Кассель погрузился в исследования и занялся изучением биографий великих хореографов от Баланчина до Барышникова. Еще больше его воодушевили наблюдения за работой хореографа фильма Бенджамина Мильпье, известного танцовщика из «Нью-Йорк Сити Балет». «Наблюдать, как Бенджамин работает с танцорами, как он держится, оказалось очень интересным», — отмечает Кассель.

Также в актерскую труппу два номинанта на премию «Оскар» и обладателя премии «Золотой глобус» — Вайнона Райдер в роли Бет, легендарной балерины труппы, обнаружившей, что она внезапно впала в немилость, и Барбара Херши в роли Эрики, матери Нины, которая одновременно защищает и подавляет свою дочь.

Что касается героини Вайноны Райдер, Бет, как пророк, помогает понять, какое будущее ожидает Нину. Актриса поясняет: «Бет долгое время была примой, но сейчас она в том возрасте, когда в одно мгновение ее увольняет и бросает любовник, балетмейстер театра. Мы видим все трудности артистов балета: что им приходится терпеть, трагедии и несправедливость того, как коротка их профессиональная карьера».

Ницшеанская трактовка

Это толкование сути фильма «Чёрный лебедь» основано на труде Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». В этой работе философ исследует двойственную природу искусства, в частности античного. По Ницше, у древнегреческого искусства есть два начала: аполлоническое — гармоничное, спокойное, светлое и оптимистичное, и дионисийское — тёмное, хаотичное, трагическое. Ницше отмечает, что музыка имеет отношение в первую очередь к дионисийскому началу. Однако, так или иначе, оба начала неразрывно связаны друг с другом, они противоборствуют в душе художника, они соседствуют на холсте, дионисийские и аполлонические мотивы звучат в любой музыке.

Нетрудно догадаться, что с этой точки зрения в душе Нины идёт борьба этих двух начал — аполлонического (чистота белого лебедя, математическая выверенность движений балерины) и дионисийского (пьяная вечеринка с Лили, страсть, ревность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector