Кто такие цыгане, и откуда они появились? жизнь, история и фото

Происхождение названия

Теория происхождения цыган от одной из низших каст Индии тем не менее не лишена смысла. На нее, указывает, например, самоназвание народа «ром» или «рома» (также «дом» или «лом» в других вариантах). Лингвисты считают, что это слово восходит к индоарийскому «d`om», где первый звук может произноситься по-разному. Вероятно, это название имеет еще более древние корни. Ученые предположили, что оно происходит от слова «ḍōmba», которое в классическом санскрите означало человека из низшей касты. Но есть и другая версия, согласно которой самоназвание цыган произошло от санскритского слова, означающего «барабан».

В русском языке цыгане получили свое название из «Жития святого Георгия Афонского». Правда, ученые до сих пор спорят, кто именно имелся в виду в документе XI века. Возможно, «аттингами» автор называл вовсе не народ рома, а распространенную секту. Как бы то ни было, название в языке закрепилось.

В других языках, например, в английском или испанском, цыган называют похожими словами, которые происходят от Egyptians — египтяне. Такое название появилось неспроста. Дело в том, что впервые появившись в Европе, цыгане заявили, что они пришли из Египта. Темная кожа и необычный язык убедили европейцев, и они стали звать народ рома египтянами, а позже — «gitanos» или «Gypsies». Однако есть и другие варианты названий — например, французы именуют рома «богемцами», а во многих языках прижилось название, происходящее от слова «черный».

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них – женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных табу относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц

Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Цыганские законы

Ромы живут по собственным законам, которые представляют собой набор правил, обязательных для исполнения в их среде и за ее пределами для каждого.

За соблюдением наблюдают пожилые члены цыганских структур. Имеющие место конфликтные ситуации и нарушения предписанных правил разбираются цыганским судом, в состав которого входят цыганские бароны и прочие уважаемые люди.

К самому страшному приговору относится изгнание виновного из общины. Здесь недопустимы убийства, изнасилования, а также причинение тяжелого вреда здоровью.

Особо описываются правила внутреннего распорядка внутри цыганского сообщества, которые распространяются на одежду, быт, праздники.

Современная действительность внесла некоторые изменения в цыганский образ жизни, однако не искоренила вольный дух бродяжничества. Так, фото цыган молодого возраста ассоциируются среди их «цивилизованных» сверстников как образы неординарной анархистский философии. Такие взгляды и стиль жизни и сегодня находит своих сторонников и последователей.

Дом

Как говорилось ранее, в одном сооружении живет много семей — родители, сыновья с невестками, их дети, нередко и внуки. Для такой толпы должно хватать места всем, так как цыгане не привыкли чувствовать себя в чем-то ущемленными. Поэтому и дома строят на славу — в несколько этажей, с большими окнами, с длинными галереями или колоннами. Интересно, что порой вдохновением для возведения становятся известные архитектурные памятники — их силуэт можно проследить в фасаде.

Украшают сооружение фундаментально — большими статуями, коваными изделиями, позолоченными элементами. Здесь не тратят время и финансы на мелкие детали — роскошь и изобилие должно быть видно издалека, а покраска ежегодно будет слазить или бледнеть. Видимо поэтому часто такие дома выглядят недостроенными, хотя они уже давно обжиты. Но это лучше для цыганской души, чем жить в квартирной «коробке».

Внешность

Одежда

Все национальные цыганские костюмы устроены так, чтобы скрывать бедра и колени. Классический женский костюм включает юбку и блузку. У блузки обычно есть глубокий вырез и отсутствует воротник. Рукава разнообразны по фасону. Юбка длиной может быть до самого пола, хотя встречаются и длиной до щиколотки. Обязательным элементом является оборка. Если классический (кэлдэрарский) вариант отличается яркостью, то у финских цыган обычно цвета темные или нейтральные. Взрослые женщины носят длинный и широкий фартук, на голову повязывают платок. Мужчины же надевают шляпы. Классическим мужским костюмом до сих пор остается сочетание рубахи, широких брюк и жилета. Именно такая мода сохранилась у румынских цыган. Для танцев цыганки используют монисто. Его надевают для подчеркивания телодвижений. Интересным отличием английских цыганских женщин является ношение плаща с капюшоном. В качестве головного убора они используют шляпку или чепец. Иногда плащ заменяется шалью, которую накидывают на плечи и повязывают на груди крест-накрест. Отдельно сформировалась мода гадалок, повязывающих на голову платки и наряжающихся в лохмотья. Одежду цыганских девушек украшают узоры, изображающие цветы или причудливый орнамент. Из обуви мужчины выбирают высокие и плотные сапоги. Женщины же ходят в сандалиях, до сих пор сохраняется традиция ходить по земле босой, которая сохранилась еще со времен переселения из Индии. Платья цыганки старались беречь, поэтому, когда подол изнашивался, они аккуратно его подрезали и нашивали полоски из старых обрезков ткани.По праву цыгане берут себе звание одного из самых удивительных многочисленных народов на нашей планете. Даже несмотря на то, что многие из них не могут похвастать способностью читать и писать, их культура оказала огромное влияние на весь мир. Цыганской моде подражают знаменитые модельеры, многие молодые люди неосознанно перенимают культуру веселья и времяпрепровождения у цыган, популярные в наши дни гадания и магические ритуалы взяты именно у этого народа. Они незримо оказывают влияние на людей и по-прежнему сохраняют давние традиции.

Социальная организация

От кого произошли цыгане? От индусов, но их генетическое и культурное наследие настолько поддалось влиянию культуры тех стран, где они расселились, что достаточно сложно нарисовать обобщенный портрет. Хотя некоторые характерные отличия этой большой этнической группы все же можно выделить.

Группа родственных связей формирует род, который возглавляет единый лидер – «баро», то есть король, как трактуют современные СМИ. Этот человек может представлять свой род даже на международном уровне, может советоваться со старейшинами.

Семья играет главенствующую роль во всех отношениях. К бракам с не цыганами отношение неодобрительное. Даже если молодые из разных родов, то к таким бракам также не очень хорошее отношение. Обычно пара соединяется на всю жизнь, но в крайних случаях допускается развод.

Если проанализировать историю цыганского народа, то у них был всегда своеобразный внутренний суд «крис», состоящий из мужской ассамблеи. Этот суд существует по сегодняшний день. В компетенцию ассамблеи входит решение супружеских дел, материальных и моральных. Суд вправе налагать штраф и даже исключать из общины.

По сегодняшний день цыгане очень трепетно относятся к собственным детям. Если в семье никак не рождается наследник – сын, то семья решается на усыновление мальчика. При этом не принципиально, будет он белобрысым или в веснушках. Считается, что именно на фоне этой традиции и родилась легенда о том, что цыгане воруют детей.

Последние статьи

  •   Как лечились индейцы и каких болезней не знали до прихода европейцев сегодня, 17:06
  •   7 самых ожидаемых отечественных сериалов, которые выйдут на экраны осенью 2020 года сегодня, 15:36
  •   11 самых дорогих в мире платьев: Сколько они стоят и для кого их сшили сегодня, 14:19
  •   Что можно и что нельзя за столом Елизаветы II: 10 правил королевского этикета сегодня, 11:50
  •   Какие секреты знаменитых мужей раскрыли их бывшие жены: Ирина Меладзе, Алла Смехова, Ксения Собчак и др сегодня, 10:24
  •   Закадровые тайны «Турецкого гамбита»: Кому из актеров пришлось рисковать на съемках, а кому – скрывать роман сегодня, 09:09
  •   Кто из знаменитостей и дня не может прожить без макияжа и, а кто спокойно обходится без мейкапа 9.08.2020, 22:45
  •   Как расшифровать символы на картине Рериха, которую он написал по снам своей жены: «Матерь Мира» 9.08.2020, 20:55
  •   Что снимали первые русские фотографы, и Какой техникой они пользовались 9.08.2020, 20:16
  •   Как чудак Фундуклей стал киевским губернатором, почему не брал взяток и как изменил город 9.08.2020, 18:32

Все статьи

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время переписи населения в СССР, многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект – смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган – коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган – христиане

Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе

Важнее – законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное — никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является цыганский барон.

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире цыганский театр.

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая – диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая – язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Главная ценность

Из-за настойчивого недоверия к цыганской культуре рома сами взрастили в себе недоверие и продолжали существовать как отдельные группы и крупные семьи. Распорядки и правила они устанавливают для себя сами, в лидеры предпочитают выбирать кого-то из своего народа.

Хотя это наблюдение касается не всех цыганских народностей, оно достаточно точно применимо к большинству. Урбанизация нарушила традиционные сельские обычаи многих группировок, но одно остается главным в их жизни: семья.

Традиции передаются из поколения в поколение, чаще в устной, нежели письменной форме, включая национальную музыку, систему правосудия и свадебные обычаи. На протяжении долгих лет изгнаний и преследований, несмотря на постоянные оскорбления и презрение, рома остаются сплоченным сообществом семей.

Итальянские, румынские, русские, скандинавские, американские цыгане – не имеет значения

Важность семьи – вот что обеспечило сохранение цыганской культуры

Религия цыган

Все российские цыгане – христиане, большинство православные. Но есть свои особенности.

  1. Цыгане очень суеверны. Они, ворожа, сами пылко и наивно верят в ворожбу. Бранясь между собой, позже приходят в смятение от своих пожеланий. На форуме «Диаконник» священники делятся впечатлениями о своих прихожанах-цыганах. Оказывается, темпераментные гости из табора часто каются в проклятиях и клятвах, сказанных сгоряча: «Влетает плачущая цыганка “Вай-вай, батюшка, скорее прочитай молитву, опять я сноху прокляла!» А другая в обиде на мужа поклялась не готовить ему обед, в результате и дети остались без еды. Через три дня всей семьёй пришли в храм спасаться от непосильного обещания молитвой святого Василия Великого.
  2. Источник суеверия – необразованность. Часто цыгане, пышно отмечая христианские праздники, вовсе не знают Библии. У них нет чёткого представления о том, что Всевышний запрещает, а что дозволяет. В результате, например, на похоронах в могилу кладут предметы роскоши – вплоть до телевизоров, ковров, дорогих вин и ноутбуков. В то же время приглашают священника совершить отпевание, об этом есть рассказ протоиерея Александра Дьяченко.
  3. Необразованность – следствие ранних браков и закрытости от чужаков.Цыгане живут замкнуто, если их много, то собираются на одной улице или в одном посёлке. Общение с инородцами у них чисто деловое, а в личную жизнь, в дом пускают немногих близких людей. Прежде нужно заслужить их доверие.Общение только в своём кругу даёт мало нового в культурном плане. Миссионеры о цыганах почти не вспоминают. Молодёжь покидает школу в 12-14 лет, вступая в ранний брак. Как правило, в ЗАГСе пары не регистрируются, следовательно священник по закону не имеет права их венчать. В лучшую сторону от ближневосточных мусульманских свадеб эти действа отличаются тем, что почти нет, или вообще нет разницы в возрасте невесты и жениха. Здесь девушку не отдадут за старца. Брачуются симпатичные мальчик и девочка и вскоре начинают обзаводиться детьми, обеспечивать семью.


Семья цыган в православном храме в Вербное Воскресенье

Не религиозного, ни светского образования многие цыгане не получают. 

Проблемы цыганского племени – отражение проблем прочих россиян, но со своей национальной спецификой.

В посёлке Внуково, где я когда-то квартировала, живёт цыганка. Я познакомилась с этой весёлой женщиной лет шестидесяти на платформе, ожидая электричку. Цыганка поведала, что занимается ворожбой, в том числе снимает порчу. Считала, что делает это с Божьей помощью. Ездит молиться за своих клиентов к Матроне Московской. А гадает всего за 500 рублей. Цыганка пригласила меня в гости, предложила раскинуть карты. Соблазн был велик. Я едва удержалась от визита – каждому хочется узнать будущее. Но от недостатка клиентов добрая женщина и без меня не страдала. Многие русские обращались к ней за помощью постоянно.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с религией. Вероисповедание цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил

После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Проповедь в цыганской среде

Конечно, цыганская вера, смешанная с народными суевериями, нуждается в коррекции. К тому же многим неизвестны точные моральные нормы Православия. О них надо говорить. В цыганской среде есть основа для глубокой религиозности – почтение к традициям, семейные ценности.

По наблюдениям очевидцев, у цыган есть чему поучиться остальным россиян.

  • Уважению к пожилым людям, к слову старца.
  • Многодетности, любви к детям.
  • Общинности, взаимоподдержке.
  • Самоуправлению, решению проблем на сходе.

Моральная атмосфера в цыганском поселении, в клане, объединяющем семьи, зависит от старших родственников и авторитетных людей. Но у этой медали есть две стороны. Если лидеры настроены на честный бизнес, то и в таборе всё путём. Если нет – горе и своим, и чужим.


Цыгане на службе в православном храме в Свиблово, Москва

Раз на раз не приходится – где-то зарабатывают фото- и видеосъёмкой, строительством, торговлей, музыкальными выступлениями, а где-то преступлениями. Влияет и окружение – есть запрос на гадание, есть запрос на героин – найдутся и те, кто всё предоставит. Меня удивляет позиция прессы: если некто торгует наркотиками, то его покупатели – невинные овечки, совращённые с пути истинного. Думаю, здесь вина обоюдная.

К сожалению, со стороны православных людей нет целенаправленного миссионерства в среде цыган, как и в среде многих других наций. Статьи не заменят реального диалога, когда люди встречаются лицом к лицу. В интернете много пишут о истории цыган, о культуре, о криминале. Но если искать видео на тему миссионерства, то, как правило, сняты они представителями других христианских конфессий и сект. Им есть что сказать о своих успехах, о деятельности в цыганской среде, которая длится более десятилетия. Многие цыгане вовлечены в их организации, восторженно свидетельствуют о Христе. А со стороны православных только батюшки поругивают гадалок, предостерегая паству.

Полдня я искала сколь-нибудь содержательное видео о цыганах и православии, но чаще натыкалась на ролики протестантов, евангелистов, баптистов…

Вот рассказ одной украинской проповедницы, христианки, но не православной, которая просвещала цыган Закарпатья.  Оксана Сердюк: «Что было нелегко сделать – было трудно делиться вестью о Христе со взрослыми. Причина была в том, что они боялись нам довериться. Думали, что мы, как многие другие люди, хотим их высмеять, и еще раз напомнить какое положение в обществе они занимают.  Но легко было доносить Радостную Весть детям, подросткам и молодежи. Они всегда были нам доступны и были с ними почти 24 часа в сутки на протяжении всего месяца. Это послужило тому, что многие из них отдали свои юношеские жизни Христу! До тех пор я никогда не думала, что “свяжусь” с цыганами. Это было так неожиданно и странно для меня. Но факт остается фактом, и я не смею ни о чем жалеть, наоборот, я очень полюбила их. Сейчас они частичка моего сердца. Служить цыганам – супер!»

Другой украинский проповедник, увидев табор, сначала оробел, он отошёл от него на три километра, но нашёл в себе силы вернуться к кострам, возле которых отдыхали цыгане. И служение его продолжается уже 16 лет. Теперь цыгане рассказывают о встрече с ним со слезами на глазах – они счастливы, что этот человек с Библией в руках когда-то стал их другом.

А сколько цыганских заблуждений нужно развеять.

Протоиерей Димитрий (г.Кинешма) делится в своём блоге: «Не раз слышал от русских цыган (русска рома) мысль, что по-цыгански молиться нельзя – Бог, мол, не слышит».

Протоиерей Михаил (Ростовская обл.) отмечает: «В цыганских семьях невестками жестко командует старшая свекровь. Были случаи, когда заплаканные цыганки возвращали в храм иконы и крестики, купленные без “благословения”, были и “уводы” со службы».

Дело священника – служба в храме, он не может объять необъятное – тысячи людей в таборах, почти не ведающих о Христе. Нужна иницитива со стороны верующих мирян.Вот редкое, но отрадное явление. В Петербурге действует православный цыганский культурно-миссионерский центр. Подробности в видео.

Каждый народ рождает праведников. На православном форуме я увидела размышления одной девушки о её знакомой цыганке. Живёт она честно и горячо верит в Христа. Однажды в их краях был Крестный ход и у этой пожилой женщины, шедшей вместе со всеми, случился сердечный приступ. Недавно она перенесла инфаркт. Но несмотря на тяжёлое самочувствие, цыганка не покинула Крестный ход и вела себя стоически. «Мне до такого искреннего упования на Бога далеко!» – отмечает рассказчица.

Жизнь ставропольских цыган, включая крещение младенца и мнение священника о них в этом фильме.

Откуда взялись ромы в России?

Во времена Российской империи в XVII веке цыгане появились в Украине. Документальное упоминание цыган можно встретить в письме Анны Иоанновны о новом налогообложении армии.

Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века

Далее, практически в то же время, встречается упоминание в некоторых исторических источниках.

Там упоминались цыгане, как те, которые могли торговать лошадьми. Причем такое право им было дано по причине того, что они считались «местными уроженцами», а значит жили тут не одно поколение.

Флаг цыган — такой тоже есть

Далее цыгане начали селиться в России из-за присоединения новых территорий. Речь идет о Польше, Молдове и полуострове Крым. Там уже жили ромы, они начали свободно передвигаться по всей империи.

В 30-тые годы XIX века в крупных городах России уже были оседлые цыгане. Они часто участвовали в музыкальных аспектах развития культуры. представители данного этноса всегда пели в хорах или даже образовывали их самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector