Детская сексология: как объяснить ребенку, что такое секс и откуда берутся дети
Содержание:
- Комментарий психолога Алены Корольковой:
- Как не навредить
- Как отвечать на вопросы ребенка 2-3 лет
- Что должен знать о сексуальности ребенок в 3-4 года
- Ребенок до 2 лет: называем половые органы правильно
- Когда пора поговорить об этом
- 5 советов, как объяснить суть согласия
- Научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем рассказать им про множество других вещей. Вот простые правила, которые вам помогут:
- Прежде чем говорить о сексе с ребенком, поговорите с собой
- Еще по теме «Половое воспитание»:
- Разговор, а не лекция
- Что делать, если ребенок ни о чем не спрашивает
Комментарий психолога Алены Корольковой:
О внимании родителей
— Любому ребенку независимо от его пола необходимо внимание мамы и папы. С самого рождения и приблизительно лет до пяти внимание родителей – это база, которая формирует доверие к окружающему миру и людям
В младшем школьном возрасте – внимание, это способ узнать о себе, в подростковом – это колоссальная поддержка.
Если одного из родителей нет, очень важно отношение в семье к отсутствующему — чаще всего отцу. Если мама транслирует злость – у девочки будет формироваться знание о том, что мужчины — это источник страдания
У мальчика же будет бессознательно формироваться чувство вины, и впоследствии ему будет тяжело сформировать свою семью из-за страха бросить маму.
Про общение со сверстниками
Через игру со сверстниками ребёнок решает для себя несколько важных задач:
умение общаться и выстраивать иерархию, а также взаимодействовать в этой иерархии:
- обнаруживать для себя интересные виды деятельности;
- возможность отыграть ту модель поведения, которую он видит в семье;
- возможность отыграть ролевые отношения (супружеские, родительские);
- выстроить для себя реакции на внебрачные и брачные отношения.
Этап игры можно разделить условно на две стадии: первая (7-8 лет), когда дети копируют поведение с родителя своего пола, и второй ( 9-12 лет), когда они пробуют способы взаимодействия своих сверстников.
Однополые группы очень важны для ребёнка, ведь именно в них он накапливает опыт общения, поведения, реакций при различных ситуациях.
Сделать это в одиночку сможет далеко не каждый.
Самоутверждение себя как представителя того или иного пола происходит полноценно лишь в однополой группе (дворовая компания, одноклассники, спортивная секция). И если у ребенка нет товарищей по играм, опыт жёсткого воспитания, изоляция ребёнка от сверстников (потому что “хорошему они не научат”) — это приостановление его психосексуального развития, которое ему в любом случае придётся догонять, но уже в другом возрасте.
shared.frenys.com
Про то, как кормление и купание влияет на психосексуальное развитие
Когда мама озабочена низким весом ребенка, она начинает активно предпринимать действия для изменения этой ситуации. Чаще всего – эти действия носят агрессивный характер, она начинает насильно его кормить. Мама в прямом смысле слова заталкивает пищу в ребенка, несмотря на его реакцию. Об удовольствии, наслаждении вкусом и умении распознать чувство насыщения речи быть не может.
Со временем ребенок приучает себя «выключать» вкусовые рецепторы, еда становится для него безвкусной и неприятной. Чувствительность организма к пище снижается, в результате чего ребенок не имеет возможности распознавать свои сигналы организма. Но есть и еще один факт: слизистая губ и рта рефлекторно связана с областью гениталий. Если эти области «работают» в штатном режиме, мы можем определять и регулировать свое пищевое и сексуальное возбуждение. Если одна из зон «выключается», во второй начинает возникать напряжение. И тогда преждевременная рефлекторная возбудимость будет создавать напряжение в генитальной области, это напряжение ребенок может снимать через самостимуляцию.
В первый год жизни для ребенка очень важен контакт с мамой. Совместный сон, купание, в совокупности с другими ухаживающими действиями мамы дают ребенку знание о том, что он в безопасности. Мама рядом, а значит, можно не тревожиться.
Совместное купание и сон со взрослым хороши в первый год-два жизни ребенка.
Чем больше ребенок подрастает, тем больше свободы ему необходимо. И в какой-то момент, он обязательно даст вам это понять.
Братья и сестры, которые принимают ванну вместе, тоже подают эти знаки. Это может быть фраза «сегодня я хочу купаться один» или какое-то действие, например, кто-то из них начнет прикрывать дверь в ванной, чтобы раздеться
Важно не пропустить этот момент
Одно такого знака достаточно, чтобы взрослый начал с уважением относиться к новому способу поведения своего ребенка. Ведь таким образом ребенок начинает отстраивать свои границы и проверять самого себя, как он в них себя чувствует.
Ответы на самые щекотливые для родителей вопросы и инструкцию по тому, как не искалечить психологическое развитие своего ребенка, ищите на мастер-классе Алены Корольковой. Регистрация здесь!
Как не навредить
Среди разного рода переживаний, связанных с разговорами о сексе, отдельным пунктом у большинства родителей стоит опасение сказать лишнее, подтолкнуть интерес, способствовать развращению в конце концов. Чтобы этого избежать, надо помнить, что дети очень целомудренны, и отвечая на вопросы, не надо говорить больше, чем они спрашивают. Они возьмут ровно столько информации, сколько могут переварить по возрасту. Не распространяйтесь о подробностях раньше, чем они спросят вас об этом, а если спросят, будьте честны и спокойно расскажите следующую часть информации.
Не следует обсуждать с детьми, даже подросшими, свой собственный сексуальный опыт. Делать из собственных детей друзей или подружек, с которыми якобы все можно обсудить — это вешать на них груз совсем непосильных для них эмоциональных переживаний. По той же причине, даже если дети уже выросли настолько, что вы позволяете им смотреть кино 16+, не стоит смотреть его вместе. Между вами и детьми всегда должна сохраняться некая целомудренность. Нельзя вовлекать их во взрослую сексуальную жизнь ни в какой форме.
У вас и у вашего ребенка есть право спрашивать, но есть и право закрыть ту часть своей личной жизни, которой каждый из вас не хочет делиться. Например, можно сказать: «Это слишком личное, и про себя я рассказывать не хочу, но в целом думаю так…». В конце концов, это дает вам шанс объяснить, почему следует уважать право человека на приватность. И не забывайте оставлять это право за ребенком.
Татьяна Рублева
Как отвечать на вопросы ребенка 2-3 лет
В этом возрасте появляется интерес к вопросам пола. Дети замечают различия полов
И это не просто нормально, а хорошо, ведь ребенок исследует мир, познает его, а человек и отношения с ним — это самое важное. Кроме того, это возраст почемучек, и малыши задают много вопросов о своем происхождении, о различии мальчиков и девочек, о том, как все устроено
И это отличная возможность, чтобы начать базовое сексуальное воспитание без специальных лекций, ведь темы возникают каждый день, главное — их замечать.
К трем годам малыш уже усваивает роли для разных полов, которые транслирует окружение: все стереотипы про машинки и куклы, розовый и голубой цвета и любые другие шаблоны.
Самые частые вопросы: как на них ответить?
«Как я родился?» — Отвечая на этот вопрос, сначала уточните, что именно ребенок хочет узнать. Иногда это вопрос о том, какая была погода на улице, так что не торопитесь с подробностями. Уточняйте.
«А где я был?» — И снова уточняйте, про что вопрос. Если поняли, что это про конкретное место внутри матери, то можно сказать: «Ты рос в специальном мешочке внутри маминого живота».
«А как я оттуда вылез?» — «Через специальное отверстие, которое есть у каждой женщины».
«А как именно?» — «Врач помог тебе выбраться, когда пришло время».
«Покажи это отверстие». — Не показываем на себе, а рассказываем. Можно схематично нарисовать. Никаких реалистичных картинок или видео. «Это отверстие между анусом (отверстие, откуда люди какают) и уретрой — малюсенькой дырочкой, откуда женщины писают».
«Как я туда попал?» — И снова уточните, о чем вопрос. Также для начала спросите, что сам малыш об этом думает. Далее развенчивайте мифы и нереалистичные представления, если таковые у него имеются.
Сказать можно примерно следующее: «У мамы есть маленькая клеточка, она называется яйцеклетка. А у папы много других клеток — сперматозоидов. Яйцеклетка соединяется со сперматозоидом и получается зародыш. Зародыш растет внутри специального мешочка у мамы и через девять месяцев рождается ребенок».
Особенности подачи информации
- Сначала уточняйте, что именно интересует, потом отвечайте конкретно на вопрос.
- Говорите просто, понятно, четко.
- Следуйте за интересом ребенка, не говорите лишнего.
- Ведете разговоры в контексте бытовых тем.
Дети не знают о сексе, их сексуальность незрелая, не такая, как у взрослого, их интересует просто исследование, познание, информация, чтобы стало понятно. Вы не подадите им пример. Малыш не сможет использовать свое тело так, как взрослый, в силу своего развития.
Если не расскажете вы, расскажут другие. Ребенок найдет, где удовлетворить интерес. И могут рассказать похабно, про извращения, он может узнать о сексе из порнографии, у него может сформироваться отвращение или неправильное толкование, напряжение. Поэтому не ждите до школы, рассказывайте раньше, когда возникают вопросы.
Лучше заранее подготовиться, сформулировать ответы. В 3–4 года ответить на эти вопросы еще не сложно. Чем старше ребенок, тем сложнее начать и тем менее естественными становятся эти разговоры между вами.
Что должен знать о сексуальности ребенок в 3-4 года
В этот период закладывается стойкое ощущение своего пола. Это возраст, когда дети очень любопытны к различиям полов, активно интересуются темой, задают вопросы родителям (если те готовы отвечать). Это самое подходящее время для таких разговоров.
Дети сейчас могут активно примерять на себя роли другого пола. И это как раз тот период, когда стоит начать переодеваться и мыться отдельно разнополым детям и родителям. Ориентируйтесь на излишний интерес ребенка к вашей наготе и его собственное стеснение.
Расширяйте знания о частях тела. Если до этого вы говорили больше о специальном отверстии, месте, давали лишь общие названия, то теперь можно углублять знания об анатомии. А именно:
Названия частей тела (пенис, мошонка, яички, вульва, вагина, клитор).
Названия внутренних органов, связанных с репродуктивной системой человека, понимание, что желудок и матка — разные места.
Основы ухода за половыми органами.
Отличия мальчиков и девочек.
Сообщение о том, что половые органы — интимные части. Понятие интимности.
Понятие допустимых и недопустимых прикосновений. «К твоим половым органам никто не может прикасаться, кроме врача или мамы с папой, если это нужно для лечения»
Это важно для сексуальной безопасности.
Про прикосновения к себе: «Прикосновения к половым органам — это интимное поведение. Ты можешь трогать себя, только когда ты один».
Общая информация о зачатии и деторождении (соответственно интересу ребенка), о том, что для рождения ребенка нужны мужчина и женщина.
Информация о том, что заводить детей могут только взрослые.
Ребенок до 2 лет: называем половые органы правильно
Сексуальное воспитание начинается с младенчества. Дети узнают, что их любят, через прикосновения. Объятия, ласка, поцелуи очень важны, как и разговоры, общение.
Малыш еще до года обнаруживает, что у него есть разные части тела, в том числе мальчики около 7–8 месяцев находят свой пенис, а девочки около 9–10 месяцев — вульву.
Младенцы в возрасте от семи месяцев начинают активно познавать свое тело, они трогают разные части: уши, пальчики ног, нос, половые органы. Вас ведь не смущает, если малыш ощупывает пальцы на ногах, для него пенис — такая же часть тела. Он просто познает его, исследует. Он не пытается получить оргазм, он не одержим сексом, у него нет повышенной сексуальности. Это лишь попытки понять, узнать, изучить самого себя.
Что говорить. Малыш изучает себя, родители комментируют: «Это твой пенис», «Приятно прикасаться ко всем частям тела». Затем наденьте подгузник или оставьте ребенка исследовать пенис на какое-то время без подгузника (как вам комфортнее). Так вы учите малыша, что на его теле нет плохих и хороших мест, что все части тела хорошие и достойны внимания. А себя приучаете говорить о сексуальности свободно.
Особенности подачи информации
Говорите о половых органах в контексте бытовых ситуаций (при подмывании, туалете, если он обратил внимание и пр.). Называйте половые органы корректно, без слов-заменителей
Когда пора поговорить об этом
Невинный вопрос «как я появился на свет» задают малыши уже в трехлетнем возрасте, но это еще не о сексе. «В разных возрастах детей интересует разное, — говорит психолог Екатерина Бойдек. — И вопросы они задают по-разному. Если четырехлетний ребенок спрашивает, откуда берутся дети, то ему вполне может быть достаточно ответа «мамина клеточка и папина клеточка соединяются, и из них появляется ребенок». Вопросы секса его совершенно не волнуют в этот момент. Когда семилетний ребенок спрашивает «а как папина клеточка попадает к маме в живот?» или «как ребенок рождается?», то уже нужно рассказывать дальше».
Фото: Максим Кулачков (МТРК «Мир») «Мир 24»
Дети до пубертата не интересуются сексом в том смысле, в котором им интересуются взрослые, — продолжает Екатерина Бойдек. — Вопрос про секс ничем для них не отличается от вопросов про то, как устроен компьютер, почему птицы летают и почему нельзя есть сладкое до еды. Это всего лишь один из миллиона вопросов про устройство мира и жизни».
Развод — дело тонкое
Когда ребенок становится яблоком раздора
С нею согласна психолог Екатерина Юзьвак. «Интерес про появление на свет и как я туда попал, так же естественен, как и вопросы про природу и мир вокруг нас, — говорит она. — Ответы должны соответствовать возрасту ребенка. В каком возрасте знакомить детей с половыми органами? Тогда же, когда и с другими частями тела. У вас же не вызывает смущение нога или рука. Ребенок может изучать и исследовать свой нос, пальцы. Половые органы — такая же часть тела, с которой должен познакомиться ребенок и понимать, как они называются. Есть одна особенность: это интимные органы, значит трогать их может только ребенок и без его разрешения трогать никто не должен, даже мама, и другим мы интимные органы не показываем, в них нет ничего стыдного, но в нашем обществе не принято их демонстрировать
От этого интимные органы не становятся какими-то не такими, о них нужно заботиться, их важно любить и принимать»
5 советов, как объяснить суть согласия
1. Называйте вещи своими именами
Разговоры с детьми о согласии должны начинаться, как только они станут понимать базовые принципы, которые кроются за этим понятием. Первым шагом может стать знакомство со своим телом. Расскажите, как правильно, по-научному называются все органы, включая такие слова, как вагина, пенис, половые органы, анус.
Зачем?
Когда мы используем «кодовые» слова в разговоре с детьми, мы как будто держим что-то в секрете и не хотим разговаривать на эту тему.
Поэтому название частей тела корректными словами разрушает предрассудки и формирует у человека позитивное отношение к сексу. Это поможет ребенку не стыдиться разговаривать с родителями на эту тему. Также он, зная реальные названия, будет лучше понимать, что такое сексуальное насилие.
2. Учите телесной неприкосновенности и независимости
Суть этих понятий заключается в том, что каждый человек несет ответственность за то, что происходит с его телом. Вы, и только вы решаете, кто может до вас дотрагиваться.
Уважайте желания своих детей, когда дело касается объятий, поцелуев, щекотки. Если малыш не любит обниматься, не нужно заставлять. Единственное исключение — безопасность ребенка
Например, его важно физически остановить, когда он бьет себя или других.
Дети должны сами выбирать комфортный уровень общения с другими. Не стоит заставлять целовать любимую бабушку или обниматься с тетушкой, которую вы так давно не видели, если малыш не хочет.
Не щекочите малыша, когда он попросил вас остановиться. Дети должны понимать и ожидать, когда кто-то говорит «нет», эта просьба будет услышана.
Также для ребенка важно знать, что согласие имеет две стороны, и он должен тоже спрашивать своих друзей, нравится ли им обниматься, перед тем, как делать это.
Если малыш слишком мал, учите его сперва спрашивать разрешения, а потому уже обниматься: «Давай спросим Машу, хочет ли она сейчас, чтобы ее обняли, или нет.»
3. Говорите о согласии с друзьями и семьей
Важной частью обучения телесной неприкосновенности в этом возрасте является просвещение друзей и родных о телесных границах. Таким образом бабушка не обидится, когда ее внучка откажется целоваться
Она должна знать, что нельзя требовать от внуков, чтобы они целовали и обнимали ее или сидели на коленках. Предложите бабушке альтернативу — малыш не хочет сидеть на коленях, но не против сидеть рядом; не хочет обниматься сейчас, возможно, ему нужно время, чтобы привыкнуть к бабушке. Сейчас можно просто погладить его по голове, похлопать по спине.
Также важно показывать ребенку, как ведет себя человек, которому отказали. Если ваше чадо отказывается обниматься, вы можете сказать: «Я знаю, ты все равно любишь меня, даже если не хочешь обниматься»
Так вы показываете, что физический контакт — это не хорошо и не плохо в этом случае, просто в данный момент вы не хотите физических прикосновений.
4
Учите детей, что важно говорить вам, если что-то с ними произошло. Объясняйте ребенку, если кто-то насильно его трогает, нарушает телесную неприкосновенность, это не его вина
Главное, важно сразу же сказать об этом вам.
Объясняйте ребенку, если кто-то насильно его трогает, нарушает телесную неприкосновенность, это не его вина
Главное, важно сразу же сказать об этом вам. . Так вы сможете защитить детей от насилия.
Так вы сможете защитить детей от насилия.
Объясняйте, что определенные люди имеют разный доступ к их телу. Например, нормально, когда обнимает мама, но не какой-то неизвестный человек. Это не урок, который должен быть преподан только один раз. Стоит периодически говорить со своими детьми на эту тему.
Научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем рассказать им про множество других вещей. Вот простые правила, которые вам помогут:
- Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.
- Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго — ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.
- Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами — ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.
- Не бойтесь сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
- Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь».
- Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.
- Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка» или «пиписька».
- Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым. Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком:
- «Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого. Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен (на) ответить „нет“ и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне».
- Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
- Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция. Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
- Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем. Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа. С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.
- Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: «Ты еще слишком мал, чтобы понять это». Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четкий ответ в доступной для него форме.
- Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.
- Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.
Прежде чем говорить о сексе с ребенком, поговорите с собой
Почитайте ниже о том, как говорить о сексуальности с детьми разного возраста, и прислушайтесь к своим реакциям. Что вызвало у вас возмущение, негодование, гнев, смущение, резкое отрицание? Если вы на что-то среагировали достаточно остро, имеет смысл задуматься: «Что это значит для меня лично?» — часто в этом месте ваша болевая точка. А значит, и точка личностного роста и развития.
Не воспитывайте «от противного». Иногда, если в собственном детстве у родителей был негативный опыт, связанный с половым воспитанием (например, их родители были слишком открыты и навязывали детям сексуальные темы, пытались узнать подробности их интимной жизни, или наоборот — все сексуальные темы были строгим табу в доме), то, став родителями, эти люди говорят себе: «Только не так, как меня воспитывали!». И впадают в другую крайность. Если с ними были слишком открыты — табуируют тему. Если с ними молчали — навязывают тему слишком явно. Поэтому вспомните, как это было у вас, и постарайтесь избежать крайностей и воспитания «от противного».
Только вы определяете тот объем информации, который будете давать ребенку по вопросам пола, и те ценности, которые хотите ему привить
Важно обсудить друг с другом то, что вы считаете важным донести до него. Также это напрямую зависит от той культуры, в рамках которой вы воспитываете малыша
Есть вещи, обусловленные семейными ценностями (скажем, отношение к сексу до брака, к самому браку и др.), а есть моменты, которые могут помешать мальчику или девочке сформировать здоровую сексуальность (запреты на мастурбацию, например).
Для ребенка полезно, если информация о сексе поступает от обоих родителей. Так он понимает, что такие разговоры нормальны, и сможет в будущем обсуждать темы секса со своим супругом, а не только с друзьями или подругами, а также свободно говорить со своими детьми, какого бы пола они ни были.
Дальше приведены общие ориентиры, учитывающие особенности психосексуального развития детей в разные возрастные периоды. В каждой семье будет своя индивидуальная ситуация, на которую сильно влияют культурные традиции и семейные ценности.
Около 16-й недели беременности у плода мужского пола наблюдают эрекцию (это раньше способности дышать!).
Еще по теме «Половое воспитание»:
Когда пора говорить с дочкой о контрацепции?
Я, пожалуй, начну шутить на тему презервативов, как только мой сын начнет интересоваться Они в этом возрасте могут спокойно говорить о презервативах ни капли не думая о сексе Если ребенок к теме тянется, то лучше со стороны знаний о презервативах, чем со стороны…
С какого возраста стесняться?
С какого возраста стесняться ?. Детско-родительские отношения. Детская психология. Только этим летом начала стесняться раздеваться на пляже, сейчас стала задергивать шторку в Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста : переходный возраст Ну…
как рассказать о сексе?
как рассказать о сексе ?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Потом принесла «трахаться», тоже ей объясняла. Главное надо говорить как с равной, если видите, что ей не интересно, говорите только тогда, когда она спросит.
Сын меня не стесняется
Сын меня не стесняется. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный В результате мы свое совковое воспитание, где ни секса не было, ни доверия между родителями и детьми переносим на собственных детей.
Когда и как рассказать девочке о..критических днях?
Кстати, в этот период ребенок начинает осознавать себя не только школьником, но сыном или дочкой, братом или сестрой, другом или подругой. Когда и как рассказать девочке о .. критических днях ? Как говорить с девочками о сексе …
Разговор, а не лекция
Разговор о сексе должен быть именно беседой, в которой участвуют на равных или почти на равных ребенок и взрослый. А не лекцией и ни в коем случае не нотацией
И не важно, возник ли этот разговор с трехлетним малышом или с подростком. Выбор правильного, доверительного тона очень важен
При этом важно непременно дать понять ребенку, что все его вопросы имеют право на существование, и вы постараетесь ответить на все.
Это не один разговор, на который вы решитесь и закроете тему раз и навсегда. Наоборот, настройтесь на то, чтобы открыть тему и не закрывать ее никогда, чтобы ребенок в разные периоды своего взросления мог поговорить с вами о чем угодно, и вы могли сделать то же самое. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка, – стать его другом и собеседником, к которому всегда можно обратиться.
Что делать, если ребенок ни о чем не спрашивает
Если ребенок не задает вопросов, это не означает, что у него их нет. Возможно, вы уже в какой-то момент своей тревожностью дали ему понять, что для вас это трудная тема. Или в реакции кого-то другого из взрослых ребенок почувствовал неловкость. Дети необыкновенно чутко все чувствуют и запоминают такой опыт навсегда.
Хотите исправить положение — попробуйте настроиться на доверительное, открытое общение и начните разговор заново. Что мешает нам самим инициировать такой разговор? Вокруг множество поводов: беременные женщины, ощенившаяся собака, случайно увиденная сцена из взрослого фильма. Или можно выяснить, о чем у них рассказывают в классе. Если вы даете посыл, что вы друг и не станете оценивать и высмеивать, то почему бы об этом не поговорить?
Дети нашего времени
Как стресс влияет на развитие