Ребенку 1 год не ходит

Причины задержки самостоятельных шагов

Есть дети, которые начинают ходить намного позже, чем другие, хотя нет никаких медицинских проблем, объясняющих эту задержку. Наиболее распространенные причины, почему ребенок еще не хочет ходить:

Если малыш намного позже стал поворачиваться на животик, если он еще лежал, когда другие уже сидели, и не двигался с места, когда большинство ползало, то будет совершенно нормально, если ребенок 12 месяцев не ходит. Очевидно, что ритм его развития немного отличается
Единственное, на что нужно обратить внимание, – не слишком ли медленный этот процесс. Чтобы исключить возможные расстройства, нужно проконсультироваться у врача;
Есть дети с очень спокойным темпераментом
Они могут часами сидеть или лежать на одном месте, не стремятся достать далекую игрушку, а довольствуются той, что им ближе

Естественно, что вероятна такая ситуация, когда ребенку год, а он не ходит;
Осторожность – это характеристика детей, связанная с характером. Некоторые малыши – настоящие исследователи

Они бесстрашно пытаются ползти, вставать и ходить, когда еще не умеют. Могут падать, плакать, но не оставляют своих намерений. Другие, наоборот, более осторожны. Они не спешат расстаться с опорой, ходят всегда близко к мебели и стенам, предпочитают наклониться и ползти, чем сделать первый самостоятельный шаг;

Важно! Осторожным младенцам обычно требуется больше времени, чтобы пойти самим, но у них есть преимущество. Такой ребенок меньше падает, потому что, когда он пойдет сам, у него уже достаточно силы и чувства равновесия

  1. Возможно малыш при попытке самостоятельного шага упал и сильно ударился. Неудачный опыт заставил его испытать страх, и он переходит в группу осторожных детей;

Малыш упал

  1. Иногда анатомические особенности младенцев мешают им быть первыми, кто осваивает самостоятельную ходьбу. Это происходит, если они обладают избыточным весом, или высокий рост влияет на чувство равновесия;
  2. Часто случается так, что малышу, пытающемуся ходить, родители подают руку. Ребенок начинает ходить, используя точку поддержки. Некоторые дети быстро привыкают к этому, после двенадцати месяцев и даже старше не спешат расстаться с поддержкой. Они больше не ищут баланса и силы, необходимых для самостоятельной ходьбы;
  3. Иногда очень хорошо ползающие малыши не видят никакого смысла в медленной и неуверенной ходьбе. Если ползание для них – быстрый и удобный способ добраться туда, куда они хотят, зачем вставать, медленно ходить и падать через каждые несколько шагов.

Малыш уверено ползает

Нужно ли равняться на нормативы

Часто, подводя итоги предыдущих 12 месяцев жизни своего малыша, мы сравниваем его результаты с успехами сверстников. Подобное сравнение не всегда оказывается в пользу нашего карапуза – начинает казаться, что чужие дети более способные, развитые, совершенные.

Почему-то родители забывают, что первый год – время открытий, бурных изменений и стремительного развития. И любые нормативы так мелочны по сравнению с каждой покоренной вершиной!

Помните, как сын вашей знакомой научился самостоятельно сидеть, а ваш при этом только стал переворачиваться? Помните, как вы переживали, что карапуз отстает? Но ведь сел, не так ли?

11–12 месяцев – период, когда у ребенка развивается первое стремление к независимости. Кроха хочет все делать и решать самостоятельно. Где и с чем играть, что делать, куда переложить игрушку.

Считается, что и ходить малыш начинает именно сейчас. Однако поспрашивайте подружек или посмотрите, что пишут мамы на форумах? Разве все дети без исключения в год уже передвигаются на ножках?

Готовность к ходьбе – сложный процесс, к которому малыш готовится уже с 5–6 месяцев жизни.

Сначала его нужно научить ползать, затем вставать у опоры, после потихоньку передвигаться вдоль нее.

Тело и мозг каждого ребенка требует различного времени для формирования готовности. Сколько месяцев потребуется вашему малышу, предсказать очень сложно.

Причины страха самостоятельной ходьбы

Нежелание ходить самостоятельно может быть обусловлено различными факторами. На поведение ребенка влияет уровень физического развития, заболевания опорно-двигательного аппарата и психологическое состояние.

Если говорить именно про боязнь самостоятельной ходьбы, то чаще всего это вызвано негативным предыдущим опытом. Возможно, ребенок пытался сделать первый шаг, упал и больно ударился. Если он стал осторожничать, ничего удивительного в этом нет. Напротив, говорит о хорошей памяти и адекватной реакции на происходящее.

Спутать со страхом можно задержку в физическом развитии. Проблемы со здоровьем должен заметить врач невропатолог или хирург при очередном осмотре. Своевременное выявление заболевания и лечение позволит малышу нормально развиваться. Если на осмотре врач упустил опасные симптомы из вида или родители не ходили в поликлинику, лечение малыша после года отсрочит первые самостоятельные шаги.

Неготовность ребенка к самостоятельной ходьбе из-за незрелости опорно-двигательного аппарата тоже может стать причиной того, что первые шаги не сделаны в год. Врачи не советуют торопить ребенка в таком случае, ставить его на ножки и заставлять ходить, если он этого сам делать не хочет. Когда придет время, малыш побежит в нужном направлении.

Злоупотребление ходунками и прыгунками, неправильное использование этих приспособлений ежедневно, плохо отражается на здоровье ребенка и способности ходить самостоятельно. Если вы решили приобрести ходунки, изучите сначала инструкцию по использованию и советы специалистов относительно времени пребывания в них ребенка.

Нужно учитывать удобство конструкции, возраст малыша и высоту сидения от пола (ножки ребенка, сидящего в ходунках или прыгунках должны становиться на полную стопу, а не на носочки). Заметив, что малыш хочет передвигаться самостоятельно, не нужно удерживать его в ходунках.

Важно не упустить момент интереса к самостоятельному передвижению ногами, который может возникнуть во время прогулок на улице, куда ходунки брать нельзя. При первых удачных попытках хвалите малыша и прячьте ходунки, если он уверенно стоит на своих ногах

Когда ребенку исполняется год и несколько месяцев, а ходить он еще не собирается, некоторые родители приходят в замешательство. Наверное, потому что первый шаг младенца ассоциируется с началом взросления, переходом из младенчества в детство, за которым последует отрочество. Нетерпение родителей можно понять, первый год жизни малыша был, наверное, самым радостным и в то же время трудным годом для них.

Если детский врач не замечает никакой патологии в развитии ребенка, малыш подвижен и любознателен, значит, нет никаких причин для паники или нетерпения. Всему свое время! Время ползать, и время ходить. Скоро карапуз начнет так бегать, а иногда и убегать, что вы сами будете этому не рады. Страх перед самостоятельной ходьбой можно преодолеть во время игры.

Когда ребенок боится ходить, а вернее, не может по причине заболевания, это уже нельзя назвать страхом. Поэтому нужно сразу отбросить вероятность того, что все само собой пройдет. Своевременное лечение болезни, которая может быть врожденной или приобретенной, должно сопровождаться лечебной гимнастикой, плаванием, занятиями на фитболе, лечебным массажем.

Чем больше вы вложите в ребенка, тем счастливее и здоровее он вырастит. Встречаются серьезные врожденные патологии, которые требуют хирургического вмешательства и большой суммы. Нельзя опускать руки, просите помощи у благотворительных организаций, не оставайтесь наедине со своей проблемой. Нельзя считать себя побежденным, не вступив в борьбу за возможность нормальной жизни для своего ребенка.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики

Родителям, всем без исключения, свойственно гордиться достижениями своих детей. Вылез первый зуб, ребенок сам сел, пополз, самостоятельно дотянулся до игрушки, сделал первый шаг — все это поводы для невероятной гордости.

Почему-то мамы и папы считают, что чем раньше их чадо встанет на две ноги и начнет ходить самостоятельно, тем это лучше. А те, чьи карапузы никак не хотят садиться, ползать и ходить, склонны не только паниковать, опасаясь за здоровье ненаглядного чада, но и винить себя в том, что их ребенок развивается медленнее, чем у других. Известный детский доктор Евгений Комаровский рассказывает, можно ли научить ребенка ходить самостоятельно и надо ли это делать.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Причины отказа

  1. Конфликты с одноклассниками. Дети часто бывают жестокими. Они не могут видеть ситуацию объёмно, как взрослые. Поэтому оценивают её и последствия своих действий совсем по-другому. Одноклассники могут издеваться из-за каких-то внешних недостатков, комплексов. Но, часто причиной всеобщего неприятия может служить характер или поведение самого ребёнка. Так случается, когда сын или дочь входит в новый коллектив. Желание выделиться, показать себя с «лучшей» стороны, защититься нападением, всё это может иметь искажённую форму. Окружающие дети не поймут наглости новичка и станут его травить. Как следствие – нежелание идти в школу
  2. Отсутствие интереса к процессу обучения возникает в трёх случаях:
    • ребёнок отстаёт от школьной программы. Даже очень умные и развитые дети могут получить пробел знаний в некоторых предметах или разделах. Причины разные: болезнь, семейные обстоятельства, несоответствие способностей и направленности обучения;
  3. наоборот, программа не успевает за школьником. Ребёнок любознательный, много читает, интересуется новостями науки, техники. Родители много делают для его развития. Он вырастает из школьной программы как из старой формы;
  4. интеллектуальные возможности ребёнка не позволяют ему адекватно воспринимать материал. Ваша кроха очень хочет и сильно старается. Но, в силу своих способностей всё равно не может осилить учебную программу на достаточном уровне. От этого руки опускаются, интерес всё больше гаснет.
  1. Диссонанс темперамента ученика и учителя становится причиной нелюбви к школе, особенно в младших классах. Властная, энергичная, крикливая учительница может подавлять спокойного, неуверенного в себе малыша. Наоборот, слишком спокойный аморфный преподаватель не удержит в руках шустрого шалуна. Проблемы с поведением приведут к неуспеваемости по предметам, а дальше – цепная реакция.

Важно знать и понимать характер и темперамент вашего ребёнка. Если малыш с первых дней жизни непоседливый и гиперактивный, приготовьтесь к тому, что ему нужно будет уделять внимания в 3 раза больше, чем спокойному малышу

Таким детям свойственно: необузданное любопытство, жажда действия, непризнание авторитетов, быстрая смена деятельности. Кроха будет совать свой нос во все уголки окружающего мира без страха и опаски. Задача родителей научить малыша концентрироваться на одном деле всё более и более продолжительное время. Это будет важно при обучении в школе. Для того чтобы этого добиться, необходимо быть очень терпеливым человеком и иметь богатую фантазию и смекалку. В противном случае все попытки обучения приведут к полному отторжению восприятия любых знаний. Вот отсюда и выйдет первое: «не хочу идти в школу».

Проблемы личного характера. Первую влюблённость дети переживают по-разному. Отсутствие взаимности для кого-то может стать стрессом. Бывает, что всё усложняется оглаской любовной неудачи.
Семейные проблемы – сложное испытание для детей

Развод родителей, смерть одного из них – факторы, от которых у детей опускаются руки.
Невнимание и отсутствие контроля со стороны взрослых, одна из наиболее частых причин. Если совпадают три решающих фактора: лень, бесконтрольность, наличие плохих друзей – складывается очень тревожная и бесперспективная картина

Назревает такая ситуация долго. Виноваты в ней – родители.

Ребёнок не ходит сам: диагноз или нежелание

В освоении навыков ходьбы есть нюансы, которые влияют на желание самостоятельно передвигаться. Чаще всего проблема не является следствием какой-либо патологии. Имеют значение индивидуальные особенности малыша. Например, недоношенные дети обычно на 2–3 месяца позже сверстников начинают ходить. Иногда причину стоит искать в поведении родителей и психологическом климате семьи. Но нужно удостовериться в том, что хождению без поддержки не мешают серьёзные заболевания. Консультация специалистов поможет разобраться в этом вопросе.

Доктор Комаровский утверждает: обычно задержка связана не с тем, что ребёнок не может ходить, а с отсутствием желания это делать. И лучшая помощь в таком случае — оставить малыша в покое и подождать, пока он захочет самостоятельно передвигаться.

Почему ребёнок не хочет ходить: причины — таблица

Причина Описание
Серьёзные заболевания (самая опасная)
  • недостаточное развитие моторных навыков;
  • мышечная дистония или гипертонус мышц;
  • другие заболевания.

В этом случае позже проявляются и другие двигательные навыки.

Слабость мышц (самая распространённая) Мышцы недостаточно развиты, чтобы удерживать малыша в вертикальном состоянии без поддержки.
Боязнь падения Если нет заболеваний, мышцы крепкие, то ребёнок просто боится упасть. Причиной страха может быть неудачный первый опыт.
Лень Некоторым детям проще топать, ухватившись за мамину руку. Также есть приспособления для малышей, например, ходунки, в которых легче передвигаться, чем ходить ножками. И дети этим часто пользуются.

В словаре Даля

(идти, прош. шел), хаживать, двигаться с места, ступая ногами.
Кто-то ходит по чердаку, шаги слышны. Не ходи по траве, иди по дорожке.
Ребснок уж ходит, стал ходить. Куда ты ходил? где был. Скотина ходит в
поле. Он не ходит, лежит, болен. Где ходим, тут и спим. | Юж. и зап.
идти. Ходы цюда, малорос. хадзи сюда, белорус. поди, иди. Я до вас хожу,
арх.-он. я к вам пришел. Ходи-ка сюда, кур. поди. | Бывать где, быть
вхожу. Он не ходит в церковь. Изредка хожу к ним, а встарь часто
хаживал. Так не ходят в люди, оденься! Не ходи ворожиться, ходи Богу
молиться. Умный на суд не ходит, а дурень с суда не сходит. Молод, да по
миру ходит; стар — да семью кормит. | О рыбе, судне, плавать, двигаться
по воде. Видно, как рыба по дну ходит. Сельдь ходит руном. Коноводки
ходили по всей Волге, а теперь ходят пароходы. Я ходил, хаживал на судне
этом, ходил в Астрахань. | Ездить, говоря о езде постоянной, об
установленных переездах. Почта ходит во все города. Почта в Нижний ходит
каждый день, отходит или уходит. Поезд железной дороги ходить верст по
сороку в час. | Мчаться, носиться, говоря о движении воздушном,
стихийном, невидимом, неуловимом. Здесь ветер ходит, продувает,
проносит. Облака, тучи ходят по небу. Болезнь не по лесу ходит, по
людям. Морь, падеж ходит. Молва, слух ходит, прошел, люди говорят. Ходит
сон по сенюшкам, дрема по новым, песня. | Двигаться, идти, обращаться,
говоря о машине. Часы ходили, шли хорошо, а сегодня стали. Мельница не
ходит и не была в ходу, никогда не ходила. | Ходить за кем, за чем,
смотреть, ухаживать, блюсти. Кто у вас за дитятей ходит? За скотом
коровница ходит. Не умею я за цветами ходить. Засим глагол ходить весьма
разнообразно выражает в принятых оборотах: движенье, бытие, жизнь,
пребыванье и пр. В играх (в картах, шашках): выступать. Он ходит с
козыря. В эту масть или с этой масти еще не ходили, не хожено. Ходи с
этой шашки! Я ходил коньком. Эти деньги не ходят, их не берут. Почем
ходит у вас червонец? в какой цене. Ходить в кругу, твер. водить танки,
хороводы. Лошадь эта не ходит в одиночку, а ходит только на пристяжке,
не приезжена, так привыкла. Он ходит в немецком платье, одевается. Почем
у вас ходит эта квартира? в какой цене она. Море ходит, волнуется, волна
по морю ходит. Пиво, вино, мед ходит, бродит, играет. Кровь ходит,
приливает. У него хмель в голове ходит. Ходить по дворам, по миру,
нищенствовать. Ходить в ключах, быть ключником, -ницей. Ходить козырем,
ребром, гордо, чванно. Ходить с отарой, южн. ряз. гонять гурты. Ходить
по судам, вести тяжебные дела. Ходить большою головою, вор. повязываться
платком по-городскому. Ходить кормою, арх. быть кормщиком, лоцманом.
Ходить на чеси или на часу, о беременной, напоследях, наостанних. Долго
ходить — мертвого родить (поверье). Ходить, сходить ломом в горн,
заводск. переворачивать крицу. Пол ходит, пляшет, качается. Ходи изба,
ходи горница! Ходи лавка, ходи печь! о пляске. Ходи со мною, кур. вор.
малорос. иди, пойдем. Хоженая одежа, твер. поношенная. Не шагает, а
ходит (дверь)? По сеням ходит, а в избу нейдет (то же)? Тут хожено,
перехожено и дорожка проторена. В девках сижено, плакано: замуж хожено,
выто. Как хожено (ношено), так и рожено. Ходить к попу, новг. быть на
исповеди. Ходить во страхе Божьем, в благочестии, жить. В законе его не
восхотеша ходити. Псалтирь. Он ходит в правде. Ходить по плоти, быть
плотским, жить для чувств. Ходить по чьим стопам, следить за кем;
*подражать, следовать кому. Ходити в брашнах, церк. блюсти закон Моисеев
о пище. Ходить во тьме, жить в невежестве, в заблужденьях. Он у меня по
струнке, по ниточке ходит, в строгом послушании. Ходил черт за облаком,
да оборвался! И хожено, и вожено, да легче нет, о больном. Ходить
старостою, в старостах, быть в этой должности.

Особенности детей

Спокойные малыши-флегматики не стремятся к преодолению трудностей. Раз топнув ножкой, они опускаются на четвереньки и ползут по своим важным детским делам.

Осторожные и робкие меланхолики аккуратно передвигаются, держась за мебель и стены или схватившись за мамин палец, причем не отпускают его даже тогда, когда уже могут уверенно ходить сами.

Активные холерики решительно вырывают ручку и без всякой поддержки устремляются вперед, даже не задумываясь о потенциальных опасностях. С таким малюткой сложнее всего, ведь отвернуться нельзя ни на миг.

Осваивая сложную науку равновесия и ходьбы, падают все, ведь на то, чтобы научиться ходить уверенно, нужно время. Однако, смелые и решительные, упав, поднимаются и вновь продолжают свой нелегкий путь. А робкие и застенчивые сидят на попе и хнычут, ожидая, пока нежные заботливые руки поднимут и утешат.

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.

Использование ходунков

По мнению многих педиатров, неврологов и ортопедов, это наиболее частая причина, почему ребенок в год не ходит самостоятельно. С появлением на рынке детских товаров новых приспособлений, ходунки стали своего рода «спасательным кругом» для большинства мамочек. Разумеется, преимущества использования ходунков не стоит недооценивать, однако, и увлекаться их применением нежелательно.

Среди явных достоинств этого приспособления лидирующее место занимает — создание комфортных и безопасных условий передвижения малыша в пространстве. Действительно, ходунки – это отличный способ обезопасить ребенка от возможных падений, острых углов, электроприборов и розеток. А кроме того, у женщины появляется свободное время, когда она может заниматься делами по дому, не беспокоясь о безопасности малыша.

Большинство мамочек также уверены в том, что поместив ребенка в ходунки, они способствуют развитию у него навыка вертикального передвижения. Так ли это на самом деле? Известный детский доктор Комаровский Евгений Олегович с абсолютной уверенностью заявляет, что ходунки — это в первую очередь польза для родителей, нежели для их маленького ребенка. Главная опасность кроется в постоянном использовании этого приспособления, когда ребенок находится в ходунках весь период бодрствования, не имея возможности двигаться самостоятельно. Причем чем раньше малыша усаживают в ходунки, тем хуже это сказывается на его развитии. Поэтому ребенок в год не ходит самостоятельно.

Прежде, чем научиться прямохождению без поддержки, малыш должен освоить предыдущие двигательные навыки в строго заложенной природой последовательности. Таким образом его организм готовится к освоению техники ходьбы. Не зря большинство педиатров не советует присаживать малыша ранее полугода, пока его скелет и мышцы не окрепнут в достаточной степени. То же самое касается и вертикального положения. Ранняя пересадка в ходунки значительно увеличивает нагрузку на скелет, в частности на позвоночник, тогда как ползание способствует укреплению мышц спины и конечностей. Впоследствии это позволяет перейти к освоению новых двигательных навыков с минимальной нагрузкой на позвоночник.

Помимо этого, злоупотребление ходунками приводит к искривлению ножек. Происходит это вследствие неправильного положения стопы. Находясь в ходунках, ребенок лишается возможности наступать ножками полностью. Как правило, при передвижении он отталкивается внешней стороной стопы, что при длительной практике приводит к формированию неправильного навыка хождения. И если для мальчика это не так страшно, то для девочки перспектива приобретения кривых ног нежелательна.

В качестве альтернативного способа безопасного передвижения малыша рекомендуется использовать манеж. Так вы сможете не только обезопасить свое чадо, но и предоставить ему возможность свободно стоять и передвигаться с поддержкой, а также сделать первые шаги без помощи взрослых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector