Актеры фильма девчата

Сюжет

Зима 1960—1961 годов. Из Симферополя в леспромхоз «Бодровский» на Урале приезжает по распределению 18-летняя выпускница кулинарного училища Тося Кислицына. Поселившись в общежитии, она знакомится с соседками Надей Ерохиной, Катей, Анфисой Павловной и Верой Тимофеевной Кругловой. Со всеми, кроме Анфисы, у Тоси складываются хорошие отношения, а Веру Круглову она даже называет «мама Вера».

На танцевальном вечере в местном Тося встречает передовика производства, местную знаменитость — Илью Ковригина. Последний играет в шашки с Филей Егоровым, бригадиром конкурирующей бригады. Музыка мешает Илье сосредоточиться, и поэтому он просит выключить её, что вызывает недовольство Тоси. Между ними происходит стычка. Когда Илья выигрывает партию, он приглашает Тосю на танец, но та при всех отказывает ему. Не привыкший к отказам, Илья спорит с Филей на шапку о том, что в течение недели влюбит в себя Тосю.

На следующий день после танцевального вечера Илья с бригадой приходят в столовую и делают вид, что Тося плохо приготовила обед. Поступок Ильи доводит девушку до слёз, а тот совсем перестаёт ходить в столовую. Тогда Тося сама несёт обед Илье и его бригаде. Илья начинает ухаживать за Тосей. Очень скоро он понимает, что Тося не такая, как те женщины, с которыми он встречался раньше, и по-настоящему влюбляется в неё.

Анфиса, подруга Ильи и соседка Тоси, не верит в любовь. Отношения Нади Ерохиной и взрослого пилоправа Ксан Ксаныча вызывают у неё недоверие: она считает, что Надя боится остаться старой девой, так что готова выйти замуж за любого, кто предложит. Вера Круглова, которая, не читая, сжигает письма изменившего ей мужа, вызывает у Анфисы насмешки.

Когда соседки Тоси по комнате начинают верить в любовь Ильи, Анфиса рассказывает им о споре с Филей. Через них о том, что на неё поспорили, узнаёт и Тося. В присутствии Ильи она сообщает Филе, что Илья выиграл спор, после чего убегает в слезах. Илья пытается поговорить с Тосей и объяснить ей, что полюбил по-настоящему, но девушка отказывается ему верить. Друзья предлагают Илье подарить Тосе золотые часы. Сначала девушка с восторгом принимает подарок, но потом отказывается от него. Илья разбивает часы и уходит.

Любовь Ильи к Тосе меняет и его бывшую подругу, Анфису. Она начинает верить, что любовь существует, и пытается изменить своё поведение. Весной все жители леспромхоза строят дома для будущих семейных пар. Илья прячется от Тоси на чердаке одного из домов. Друзья просят девушку отнести туда гвозди. Илья и Тося мирятся.

СТРАСТИ В КАДРЕ И ЗА НИМ

Во всем остальном, кроме выбора актеров, Чулюкину был дан карт-бланш. После успеха его первой комедии «Неподдающиеся» на Мосфильме Чулюкина ценили. Мало кто способен заставить зрителей смеяться, а он это делать умел.

То, что из «Девчат» выйдет настолько же смешное кино, никто бы не поручился. Ну, еще одна производственная комедия, и даже без лодырей. Исправлять и воспитывать здесь нужно было передовиков — самоуверенных и немного зазнавшихся.

Артист Николай Рыбников и сам был из таких – слегка задирающих нос. Звезда прославленных фильмов  «Весна на Заречной улице» и «Высота» был словно специально скроен для роли Ильи Ковригина – первого парня леспромхоза.

Правда, и в этой роли Чулюкин хотел  снимать другого артиста – Владимира Трещалова. Но руководство Мосфильма настояло на своем: Рыбников — народный любимец, и он гарантирует картине успех. 

Фото: Кассин Евгений, Коньков Александр, ТАСС

Вот только играть любовь Рыбникову оказалось по-настоящему трудно. Румянцева совершенно его не вдохновляла. Николай Рыбников — признанная кинозвезда и мечта женщин – не мог воспринимать ее на равных.  На репетициях и между дублями партнеры ссорились так же бурно, как их герои — Илья и Тося. Но Румянцева твердо дала понять: в фильме «Девчата» главная роль — у нее. В конце концов, Рыбникову пришлось с этим смириться.

Трудовая романтика, комсомольские подвиги – все это не было главным в  «Девчатах». На первый план режиссер фильма Юрий Чулюкин вывел личные отношения героев. Иначе и быть не могло, ведь в центре внимания – девушки.

Идеальную Анфису искали долго. На эту роль пробовали и Клару Лучко, и Валентину Лановую. Но утвердили Светлану Дружинину. Когда же первый отснятый материал попал на глаза руководству Мосфильма, режиссеру Чулюкину велели актрису заменить — слишком красивая эта Дружинина, мол, не поверит никто, что от такой девушки Илья мог сбежать к  пигалице Тоське. 

За Дружинину заступились все актрисы из «Девчат». Они уже подружились, сработались и другую Анфиску себе не представляли. Ситуацию спас художественный руководитель фильма Юлий Райзман. Он подсказал режиссеру, как смягчить сногсшибательный эффект, который производила Светлана Дружинина — нужно просто убрать все ее крупные планы.

Персонажи и исполнители

Необычны и истории того, как подбирали актеров для съемок. Изначально режиссер Чулюкин хотел, чтобы играла его жена знаменитая красавица Кустинская.

Но на роль Тоси неожиданно утвердили Надежду Румянцеву. Своей жене режиссер предложил роль Анфисы, но она решительно от нее отказалась. Румянцеву утвердили быстро, так как она покорила всех своим природным обаянием и естественностью.

Во время съемок ей был 31 год. Все члены съемочной группы посчитали, что актриса идеально подходит для этой роли.

Для этого фильма особенно тщательно подбирались женские образы.
А на главную мужскую роль подбирала актера, уже под Надежду Румянцеву. На роль пробовался Юрий Саранцев, но его не утвердили, потому что они плохо смотрелись в паре с Румянцевой.

Затем роль практически уже досталась Юрию Белову, но откуда – то сверху пришло распоряжение утвердить Николая Рыбникова.

Что интересно, Рыбникова и Румянцева ненавидели друг друга. А все, потому что актер хотел работать со своей женой Аллой Ларионовой.

Кроме того, он считался уже величиной среди звезд экрана. Румянцевой не нравилось, что Рыбников считал себя лидером на съемочной площадке.
Из-за сложных отношений некоторые эпизоды приходилось переснимать, так как Рыбников не мог с душой сыграть теплые чувства к своей партнерше.
На роль Надежды также пробовались разные актрисы, но выбрали Инну Макарову.

При этом актрисе удалось сыграть не забитую девушку после 30 и неудачницу в личной жизни, а волевую и сильную женщину.
Для роли жизнерадостной и веселой Катюши подобрали Люсьену Овчиникову.

Актрисе очень подошла эта роль и по характеру и по темпераменту. Кстати, в жизни Овчинникова и Румянцева очень дружили.

На роль красавицы Анфисы пробовалась Клара Лучко, но утвердили Светлану Дружинину. Лучко так и не узнала причину отказа.

А Дружининой очень понравилась роль, она считала ее одной из самых любимых. После фильма ей предлагали аналогичные роли, но Дружинина отказывалась.

А затем и вовсе стала режиссером. Ведь именно она сняла знаменитую киноленту «Гардемарины, вперед!».
Роль коменданта общежития досталась Михаилу Пуговкину, который внес в фильм множество позитивных эмоций.

Сюжет кинокартины

Основное действие картины разворачивается зимой 1960-1961 годов. В расположенный на Урале леспромхоз под названием «Бодровсский» прибывает выпустившаяся из кулинарного техникума в Симферополе восемнадцатилетняя девушка Тося Кислицына.

Приехавшую по распределению девушку поселяют в общежитие, где ее соседками становятся Надя Ерохина, Катя, Анфиса Павловна, а также Вера Тимофеевна Круглова. Постепенно Тосе удается подружиться с новыми знакомыми, к примеру, Веру Тося начинает называть «мама Вера», и только с Анфисой отношения не складываются.

На танцевальном вечере, проходящем в местном клубе, происходит первая встреча Тоси и Ильи Ковригина. Ковригин – передовик, местная знаменитость, руководитель бригады лесорубов.

Филя Егоров, руководитель соперничающей бригады, предлагает Илье сыграть в шашки. Музыка, которая играет в клубе, отвлекает Ковригина, мешая сконцентрироваться на игре. Ковригин просит выключить музыку.

Такая просьба вызывает у Тоси возмущение. Между героями состоялась словесная перепалка. Выиграв партию, Илья решает пригласить Тосю потанцевать, но девушка отвечает отказом. Ковригин, не знавший до этого отказов, поражен и принимает предложенное Филей пари. По условиям спора Ковригин должен соблазнить Тосю. Ставкой является зимняя шапка Фили.

На следующий день Ковригин и возглавляемая им бригада посещая столовую, берут еду и специально делают вид, что еда невкусная, говорят, что Кислицына плохо готовит. Этот поступок доводит Тосю до слез. Бригада поддерживает своего руководителя и перестает посещать столовую.

Переживающая Тося решает самостоятельно доставить обед Илье и его бригаде. Ковригин начинает ухаживать за Тосей. Вскоре Илья осознает, насколько Тося отличается от тех женщин, с которыми у него ранее были отношения.

Анфиса, бывшая девушка Ковригина, живущая в одной комнате с Тосей, в любовь не верит. Отношения между Надей Ерохиной и зрелым мужчиной, пилоправом Ксан Ксанычем, вызывают у Анфисы недоверие: девушка уверена, что Надя просто не хочет остаться в старых девах и поэтому готова выйти замуж за кого угодно. Анфиса откровенно смеется над Верой, которая, не вскрывая, отправляет в печь письма от изменившего мужа.

Постепенно соседки Кислицыной начинают верить в искренность чувств Ковригина по отношению к девушке. В этот момент Анфиса сообщает о споре Ковригина и Егорова. Вера решает открыть девушке глаза и сообщает Тосе, что та является предметом спора.

В присутствии Ковригина Тося подходит к Филе и сообщает, что в споре победителем стал Илья. Сказав это, девушка разрыдалась и убежала. Позже Илья предпринимает попытку объясниться с Тосей, рассказывает, что по-настоящему влюбился, но девушка не верит его словам.

Друзья советует Ковригину подарить Тосе в знак извинения золотые часы. Вначале Тося принимает подарок с восторгом, но затем решает отказаться от него. В гневе Илья швыряет часы на пол и давит их каблуком.

Чувства, вспыхнувшие между Ковригиным и Кислицыной, меняют Анфису. Девушка, поверив в существование любви, пытается измениться.

Наступает весна, и жители леспромхоза совместно начинают возводить дома для будущих семей. Илья скрывается от Тоси на чердаке одного из строящихся домов. Друзья просят Кислицыну отнести на этот чердак гвозди. Молодые люди встречаются и наконец мирятся.

 Актеры фильма «Женщины».

Издание на видео

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться видеокомпанией «Видеопрограмма Госкино СССР» на видеокассетах в системе SECAM. С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах совместно с компанией «ВидеоМир», со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В России с 2001 года фильм полностью отреставрирован и перевыпущен на VHS и DVD объединением «Крупный план» в хорошем качестве изображения и звука. На DVD он выпущен в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 1.0; дополнительно: «Фильмография» и «Коллекция комедий».

В 2013 году вышла Full HD-версия в формате Blu-ray, тоже отреставрированная компанией «Крупный план».

Зимнюю тайгу снимали в разгар лета

(Кадр из фильма «Девчата»)

Действие в картине происходит в Сибири, морозной зимой. Однако немалую часть сцен снимали в Тверской области, в поселке Оленино, причем жарким летом. Поселок был выбран потому, что там находился успешный лемпромхоз. В Оленино на испытания новой лесоперерабатывающей техники приезжали серьезные московские специалисты. И работы продолжались даже во время съемок.

А чтобы в кадре получилась зима, бревна закутывали ватой и присыпали сверху нафталином, а кран, который перевозил бревна, замазывали известкой — чтобы получилось похоже на снег.

Леспромхоз выделил артистам одноэтажную деревянную гостиницу. Местные парни, влюбленные в артистку Румянцеву, по вечерам пытались пригласить ее на свидание и выпытывали у съемочной группы, замужем ли она. Когда нужные эпизоды были отсняты, артисты напоследок выступили перед сельчанами, и те на всю жизнь запомнили, как на сцене клуба для них пела и плясала озорная «Тося Кислицына» — актриса Надежда Румянцева.

Другие же эпизоды снимали за павильоном «Мосфильма», в подходящем овраге, заросшем лесом. Сейчас на этом месте стоят жилые многоэтажки.

Заключительные же кадры и вовсе снимали в Ялте. Как признавались потом актеры — просто всем очень захотелось побывать в Крыму.

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА

«Девчата» снимались в 1961 году. Это было удивительное время — начало новой эпохи. Комсомольские путевки, стройотряды, трудовые подвиги – вот романтика тех дней. Махнуть куда-то на край света, жить в молодежном поселке среди таких же — увлеченных своим делом людей. И не страшны ни суровый климат, ни отсутствие бытовых условий. 

В один из таких молодежных поселков и приехала работать Тося Кислицына – главная героиня фильма «Девчата», вчерашняя студентка кулинарного училища, отличница, у которой по щам всегда были только пятерки.

На роль Кислицыной претендовало много талантливых актрис. У Надежды Румянцевой шансов получить роль было ровно столько же, сколько и у других. Сама она не особенно верила, что ее утвердят. Румянцевой уже исполнился 31 год. Она была намного старше и всех своих конкуренток, и героини фильма. Для такой роли требовался хороший актерский опыт, и у Румянцевой он был. 

Режиссер фильма Юрий Чулюкин знал обо всех талантах Румянцевой – он снимал актрису в своей первой картине «Неподдающиеся». Но утверждать ее в «Девчат» не спешил. Роль Тоси он пообещал своей жене — актрисе Наталье Кустинской. Однако худсовет во главе с Иваном Пырьевым Кустинскую не утвердил – и внешность не та, и по-актерски ее посчитали слабоватой.

Съемки уже начались, а Чулюкин все не смог признаться жене, что отдал главную роль другой актрисе. Кустинская узнала правду случайно от знакомого кинооператора. Говорят, устроила мужу грандиозный скандал.  Чулюкин пытался спасти отношения с женой, но она так и не смола простить ему этого предательства.

Повариха с характером

В свободное время лесорубы отдыхают в клубе, где организованы танцы под радиолу, шашечные и шахматные турниры

Конечно, каждый молодой рабочий старается чем-то выделиться, прославиться или по крайней мере обратить на себя внимание

Бойкая Тося Кислицына проявила свой характер в первый же вечер. Заиграла музыка, начались танцы, а в это время Илья Ковригин сел играть в шашки с бригадиром другой бригады. Играли на «петушка», то есть проигравший должен был встать посредине зала и несколько раз прокукарекать. Илья проигрывал, ему мешала музыка, и он попросил одного из своих приятелей выключить радиолу. Наступила тишина, танцующие пары замерли. Возмущенная таким поведением бригадира Тося молча подошла к проигрывателю и вновь поставила пластинку. Танцы продолжились, но ненадолго — снова подошел друг Ильи и прервал музыку. И вот тогда-то повариха высказала заслуженному бригадиру Ковригину все, что она о нем думает.

Надежда Румянцева — Тося Кислицына

Фильм «Девчата»: актриса Надежда Румянцева в роли Тоси Кислицыной | yandex.ru

Бойкая Тося Кислицына окончила кулинарный техникум и попала на Север по распределению. Девушке нелегко живется в новом коллективе, но Тося не сдается и заслуживает уважение старших товарищей. Отношения с Ковригиным — первая любовная история в жизни девушки, поэтому предательство парня делает Тосе больно. Большинство реплик главной героини разлетелись на крылатые фразы.

На момент съемок Надежде Румянцевой исполнился 31 год, но внешность актрисы позволила ей сыграть 18-летнюю девушку. Режиссер картины пообещал жене (Наталье Кустинской) роль Тоси, но худсовет счел актрису слишком красивой и порекомендовал пригласить Румянцеву.

Из-за постоянного напоминания, кто играет главную роль в картине, отношения Надежды и Рыбникова не сложились. Любовные сцены пришлось переснимать, потому что в кадре было заметно, что актеры еле терпят друг друга. Игру Румянцевой в картине отметили зарубежные критики — Надежда Васильевна получила приз Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата.

В чем успех фильма?

Кстати музыку к фильму написала Александра Пахмутова, а стихи поэт Михаил Матусовский. Эти песни до сих пор популярны.
После выхода фильма на экране, он сразу же стал необычайно популярен.

Многие крылатые фразы разошлись повсюду, их цитировали в шумных компаниях, на работе и в семейном кругу.
Советские критики никак не отметили фильм. Зато его заметили зарубежом. На международном кинофестивале в Аргентине Надежда Румянцева получила приз за лучшую женскую роль.

Также отметили киноленту на Эдинбургском кинофестивале и в Каннах.

В общем, фильм настолько хорош, что для многих это видео стало даже настольным, если можно так сказать. Кинолента получилась очень доброй и милой.

До новых встреч уважаемые читатели моего блога!

Актеры

Надежда Румянцева просто бредила стать актрисой, поэтому, не возникло сомнений, что девушка отправится из маленького села Смоленской области на поступление в госуниверситет театрального искусства.

Будучи студенткой ВГИКа, актриса уже успела сняться в нескольких проектах. А после фильма «Девчата» стала известна на всем советском пространстве. Через два года она снялась в комедии «Королева бензоколонки», причем, первый режиссер категорически не хотел брать Румянцеву на роль Людмилы Добрыйвечер. А спустя некоторое время актриса была утверждена на нее, а режиссера руководство поменяло.

После многих успешных работ Надю уже мало было видно, так как она жила с мужем за границей. Он работал дипломатом. Ее дочка родилась в Малайзии. Вернувшись на Родину, актриса продолжила работу на телевидении. Она вела передачи, озвучивала мультфильмы. Последней ролью Румянцевой стала игра в кинокартине «Нечаянная радость».

Актер Михаил Пуговкин начал свою карьеру на сцене Московского драматического театра. Дебютной в кинематографе стала второстепенная роль в фильме «Дело Артамоновых». После него Михаил, обманув военкомат, так как был на год младше положенного, добровольно ушел на фронт. В 1942, после ранения, был комиссован, а в следующем году поступил во МХАТ.

С этого же времени начинается стремительный взлет популярности Михаила Пуговкина. Фильмы с его участием надолго становились популярными и любимыми среди зрителей разных поколений

Его фразы и манеры были выучены наизусть и копировались среди друзей, чтобы привлечь внимание или повеселить компанию. А в 2005 году в Харькове был открыт памятник «отцу Федору» из «Двенадцати стульев», образ которого в совершенстве передал Пуговкин

Лучшим другом актера был Александр Абдулов, поэтому Михаила похоронили рядом с ним в 2008 году.

Фильм «Девчата», равно как и другие картины с его участием, всегда приносили эстетическое удовлетворение. Актер не мог играть плохо и всегда выкладывался на полную силу, что одобрялось зрителями и критиками.

Станислав Хитров — Филя

Фильм «Девчата»: актер Станислав Хитров в роли Фили | kino-teatr.ru

Филя, как и Ковригин, — бригадир команды лесорубов. Между молодыми людьми идет постоянное соперничество за лидерство среди товарищей. Филя посмеивается над Ильей после отказа Тоси и предлагает пари на девушку. Выигрыш — зимняя шапка Фили. Когда неприятная ситуация стала известна, парень пытается помирить Тосю и Илью.

Второстепенная роль в «Девчатах» не была первой работой Станислава Хитрова, но образ Фили сделал актера узнаваемым на улицах. После съемок фильма Станислав служил в театре-студии киноактера и дважды в год снимался в кино. Постепенно увлечение алкоголем уничтожило карьеру Станислава. Последние годы Хитров снимался только в качестве статиста.

Создание фильма

Подбор актёров

Готовясь к картине, Юрий Чулюкин пообещал роль Тоси своей жене, Наталье Кустинской. Кустинская серьёзно готовилась к пробам и ждала решения худсовета. Через некоторое время от знакомого оператора она узнала, что картина уже снимается и в главной роли занята Надежда Румянцева. Чулюкин оправдывался, что худсовет посчитал Кустинскую слишком красивой для образа Тоси, и в качестве примирения предложил ей роль Анфисы, но Кустинская отказалась. На роль Тоси предлагалось взять Валентину Малявину и Екатерину Савинову. Тосе по сценарию — восемнадцать лет, а Румянцевой на момент съёмок уже исполнилось тридцать. По задумке режиссёра, на экране Илья выглядит значительно старше Тоси, но в жизни актёры Рыбников и Румянцева — ровесники. Весь гардероб Тоси Кислицыной — находка Надежды Румянцевой: актриса, по её воспоминаниям, увидела этот гардероб на своей знакомой, воспитаннице детского дома.

На роль Ильи первоначально пробовались Вячеслав Шалевич, Юрий Саранцев и Юрий Белов, был утверждён Владимир Трещалов, но пришло распоряжение снимать Николая Рыбникова, удачно сыгравшего перед этим главного героя в фильме «Высота». Рыбникову роль очень нравилась, и, чтобы выглядеть моложе, он специально похудел на 20 кг. Ему хотелось, чтобы Анфису непременно сыграла его жена, Алла Ларионова. Но на роль была утверждёна Светлана Дружинина, которой понравилась роль и которой надоело играть сельских тружениц, и менять актрису Чулюкин не стал. Из-за этого Рыбников на протяжении съёмок общался с Дружининой с холодком. На роль Анфисы также хотели утвердить Клару Лучко, но той не понравилась роль.

На роль Нади Ерохиной пробовались Валентина Талызина (не прошла фотопробы) и Маргарита Криницына (давняя подруга режиссёра по ВГИКУ, которую не пропустила в картину Госкино), хотя Юрий Чулюкин и настаивал на её кандидатуре). В итоге эту роль сыграла Инна Макарова. На роль проверяющего из района режиссёр пригласил без кинопроб своего давнего друга, однокурсника Владимира Гусева, но тот отказался.

Места съёмок

Посёлок лесорубов снимали в павильонах «Мосфильма» и на улице Мосфильмовской, где высадили около трёхсот деревьев и возвели декорации посёлка с вывеской «Леспромхоз». Натурные съёмки начались на Среднем Урале в Чусовском районе, в посёлке Бобровка (в эпизоде, в котором герои смотрят газету с размещённой фотографией Ильи, видно её название — «Чусовской рабочий») Пермской области. Однако, поскольку снимать на тридцатиградусном морозе оказалось сложно, то после нескольких коротких сцен съёмочная группа продолжила работу в леспромхозе в Оленинском районе Тверской области, а финал сняли в Ялте.

Сцена с поездом снималась в Рязанской области на перегоне между станциями Спас-Клепики и Пилево.

Музыка

Песню «Старый клён» написали поэт Михаил Матусовский и композитор Александра Пахмутова, исполнили её актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин. В фильме также прозвучала песня «Хорошие девчата» тех же авторов в исполнении октета «Лайне».

Песни из фильма были выпущены на грампластинках Апрелевским и другими заводами, с середины 1960-х — фирмой «Мелодия».

Продолжение

В конце 1990-х годов Светлана Дружинина (исполнительница роли Анфисы) в одном из интервью высказывала идею снять продолжение «Девчат», но проект так и не был осуществлён.

Из чего складывается успешность фильма?

Картина «Девчата» неделями не сходила с экранов, люди шли и шли, многие смотрели фильм по нескольку раз. В СССР в то время не было такого понятия, как кассовые сборы. Коммерческая успешность кинофильма даже не обсуждалась, рейтинга как такового тоже не было.

После выхода на экран картины «Девчата» актеры фильма приобрели невиданную популярность. Во всех домах звучала песня Александры Пахмутовой «Старый клен», молодые девчонки старались походить на Тосю Кислицыну, а ребята — на Илью Ковригина. Сюжет фильма незатейливый, события, которые описал автор повести, а затем и сценария, Борис Бедный, могли происходить где угодно, в любом лесном хозяйстве или в артели по заготовке леса. Однако в этой истории из жизни молодых рабочих было столько искренности и правдивости, что кинофильм полюбили миллионы людей. Режиссёр фильма «Девчата», Юрий Чулюкин, много сделал для этого.

В ролях

  • Надежда Румянцева — Анастасия Поликарповна Кислицына (она же Тося), повар на участке леспромхоза
  • Николай Рыбников — Илья Ковригин, бригадир лесорубов и передовик производства
  • Люсьена Овчинникова — Катя, обрубщица сучьев и соседка Тоси по комнате
  • Светлана Дружинина — Анфиса Павловна, телефонистка на коммутаторе и соседка Тоси по комнате
  • Инна Макарова — Надя Ерохина, тоже телефонистка на коммутаторе, напарница Анфисы и соседка Тоси по комнате
  • Нина Меньшикова — Вера Тимофеевна Круглова (она же «мама Вера»), разметчица верхнего склада и соседка Тоси по комнате
  • Станислав Хитров — Филя (он же Филипп Егоров), бригадир лесорубов и конкурент Ковригина
  • Николай Погодин — Сашка (он же Александр Поваров), гармонист и жених Кати
  • Виктор Байков — Ксан Ксаныч, пилоправ и жених Нади Ерохиной
  • Анатолий Адоскин — Вадим Петрович Дементьев, новый начальник и инженер
  • Михаил Пуговкин — комендант общежития
  • Пётр Кирюткин — Алексей Прокофьевич Чуркин, мастер лесного участка
  • Алексей Крыченков — Алёша Великанов, лесоруб из бригады Ковригина
  • Роман Филиппов — Вася Зайцев, лесоруб из бригады Ковригина

Не указанные в титрах

  • Михаил Кокшенов — рабочий, забежавший в новую столовую, чтобы попить воды из графина
  • Иван Косых — Игнат Назаров, тракторист трелёвочного трактора из бригады Ковригина
  • Виктор Маркин — фотокорреспондент
  • Галина Стаханова — Галя
  • Ольга Шахова — учительница

Любовь на спор

И вот бригадир Илья Ковригин, которому повариха указала его место, когда он стал заноситься, решил проучить непослушную девчонку. Он поспорил с дружками, что Тося влюбится в него не позднее, чем через неделю. Об этом споре никто не знал, кроме двух-трех ребят, близких к бригадиру. Поэтому, когда Илья стал расставлять свои сети, никто ничего не заподозрил.

Видный парень, бригадир Илья Ковригин, чуть было не выиграл спор, но Тося оказалась крепким орешком. В последний момент она вновь проявила характер, и спорщик остался ни с чем. Однако пока Илья влюблял в себя наивную повариху, он сам в нее влюбился, да так, что даже заболел, когда его план раскрылся, и он предстал перед обществом как обманщик и пустослов.

Теперь перед Ковригиным встала совсем другая задача: было необходимо заслужить прощение у Тоси Кислицыной, оскорбленной тем, что на нее спорили, как на какой-то приз. Однако шансов у бригадира было мало, если вспомнить, какой был характер у поварихи. Илья уже не раз пожалел о том, что затеял этот спор, но что сделано, то сделано, и надо выходить из положения.

Инна Макарова обиделась на режиссера за вырезанные сцены

(В сцене, которая не попала в фильм, Надя бросает надоевшего Ксан Ксаныча — увидев, как Илья влюбился в Тосю, она тоже начинает надеяться на настоящую любовь)

Героиня Инны Макаровой, Надя, смирилась с тем, что в нее влюбился только скучный Ксан Ксаныч — практичный и неромантичный человек намного старше ее. По задумке режиссера, Надя — тихая и покорная девушка, которая уже не ждет от жизни ничего интересного и готовится к неинтересной жизни мещанки.

Однако Инна Макарова сумела показать свою героиню другой. У Нади в фильме довольно сильный характер, и зритель мог бы в этом убедиться, если бы Чулюкин не вырезал финальные сцены, в которых Надя решительно отвергает устроенную жизнь «наседки», отказываясь от ухаживаний занудного Ксан Ксаныча. Актриса так много вложила в эти сцены, что сильно обиделась на режиссера и даже не пришла на премьеру.

Съемки…

К съемкам приступили в 1961 году. Интерьеры уральского поселка лесорубов тщательно выстроили в павильонах «Мосфильма». Там же высадили около 300 елей, на время превратив Мосфильмовскую улицу в кусочек уральской тайги. Актеры были в полном восторге — пять минут пешком от гримерной, и ты оказывался на съемочной площадке в «тайге». Но несмотря на такие дорогостоящие приготовления, нужной картинки заснеженного леса добиться никак не удавалось.

Тогда Чулюкин решил быстро отснять натурные сцены на Северном Урале в Пермской области в действующем леспромхозе. В самый разгар зимы съемочная группа прибыла на место, где лесхозовские специалисты принялись учить актеров водить трактора и орудовать бензопилой «Дружба», строго следя за техникой безопасности.

Очень скоро выяснилось, что снимать в таких условиях просто невозможно. Из-за жестоких морозов постоянно отказывала техника, операторы укутывали кинокамеры полушубками и грели керосинками, но это мало помогало. Гримеры жаловались, что красные носы и щеки актеров невозможно скрыть ни под каким гримом.

Из-за сильных морозов Рыбников едва не лишился главного актерского инструмента — своего языка. Сцену, в которой Тося, пробираясь через высоченные сугробы, несет вальщикам горячий обед прямо в лес, снимали в натуре — настоящий снег, заиндевелые пни и всамедлишный пар изо рта. Температура приближалась к отметке в минус 40 градусов. После нескольких дублей горячий суп в термосе успел остыть и когда герой Рыбникова сунул алюминиевую ложку в рот — она тут же примерзла к языку и пришлось отдирать ее вместе с куском кожи.

Тогда съемки решили отложить до более благоприятных условий, и ближе к лету Чулюкин переместился в Тверскую область, договорившись с руководством другого действующего леспромхоза. Чтобы превратить лето в зиму и создать аутентичную картинку, реквизиторы привезли сотни килограмм ваты и нафталина. Они укутывали ими бревна и посыпали ветки, трактора и краны покрасили известкой, чтобы сымитировать иней.

Клубы пара, врывающиеся в теплое помещения клуба с морозной улицы, создавали при помощи специального газа. Актеры морщились от едкого запаха, но стоически выносили все испытания ради искусства.

Основные натурные сцены отсняли весной и летом 1961 года, а финал — доснимали уже в августе на мощностях ялтинской киностудии. В Крыму потребовалось еще больше белой ваты и еще больше терпения. Актерам приходилось сниматься в теплых ватниках и полушубках на тридцатиградусной жаре. Гримеры в перерывах между дублями изводили целые упаковки салфеток, промакивая пот со лба киногероев.

Атмосфера внутри съемочной группы важна для любого фильма, но в случае с комедией она приобретает особое значение. Только искренне смеющиеся актеры могут заставить смеяться зрителя, и Чулюкину удалось это создать — многие актеры вспоминают свою работу на «Девчатах», как один из самых светлых периодов своей карьеры.

Со смехом вспоминает свои съемки в эпизодической роли Михаил Кокшенов, ставший впоследствии одним из самых известных российских комических актеров. В сцене, где передовик Ковригин пытается объясниться с Тосей, Кокшенов забегает в столовую, чтобы напиться воды. Он наливает из графина один стакан и выпивает его залпом, затем другой без перерыва. Театральная пауза длится невыносимо долго, Ковригин ждет, когда он наконец напьется и снова оставит влюбленных наедине.

Чулюкин заставил снять несколько дублей, и Кокшенов, кажется, напился воды на всю жизнь — с тех пор, по его собственным словам, он не может без содрогания смотреть на эти графины.

Непросто далась сцена, открывающая фильм, где суровый комендант в исполнении Михаила Пуговкина заселяет едва приехавшую Тосю в общежитие. «Живи!» — командует Пуговкин и ловко бросает через всю комнату подушку, так, чтобы она упала в изголовье тосиной койки.

На этот эпизод извели несколько сот метров пленки. Подушка никак не желала фотогенично приземляться в нужное место. И когда, наконец, разозленный Пуговкин, устав от бесконечных дублей, швырнул подушку, буквально не глядя — она упала точно в соответствии с режиссерским замыслом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector