Дмитрий брусникин
Содержание:
Творчество
Театральные работы
Актёр
- Дипломные спектакли
«Дни Турбиных» М. А. Булгакова. Режиссёр: Николай Скорик — Алексей Турбин
- МХАТ и МХТ им. А. П. Чехова
- — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова. Режиссёр: Николай Скорик — Алексей Турбин
- — «Бал при свечах» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Режиссёр: Владимир Прудкин — Иешуа, Воланд
- — «Друзья». Режиссёр: Геннадий Ялович — Максим Горький
- — «Серебряная свадьба» по пьесе А. Н. Мишарина «В связи с переходом на новую работу». Постановка О. Ефремова — Гей Александр Ильич
- — «Иванов» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Иванов (ввод)
- — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Астров (ввод)
- — «Новый американец» А. Марьямова и С. Довлатова. Режиссёр: Пётр Штейн — Сергей
- — «Три сестры» А. П. Чехова. Постановка О. Ефремова — Андрей Прозоров
- — «Река с быстрым течением» Владимира Маканина. Режиссёр: Марина Брусникина — Он
- — «Солнце всходит» Максима Горького. Режиссёр: Виктор Рыжаков
- Театр Практика
- — «Black & Simpson». Режиссёры: Казимир Лиске и Иван Вырыпаев
- — «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина. Режиссёр: Максим Диденко — Тимур Тимурович
Режиссёр
«В ожидании Годо» по С. Беккету (Театр-студия «Человек»)
- Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
- — «Платонов» А. П. Чехова
- — «Плач в пригоршню» В. П. Гуркина
- — «Гроза» А. Н. Островского
- — «Он в Аргентине» Л. С. Петрушевской
- Театр наций
2016 — «ДО и ПОСЛЕ»
Мастерская Дмитрия Брусникина
- «Это тоже я» (драматург Андрей Стадников)
- «Нация» (совместно с Юрием Квятковским, Ольгой Привольновой и Андреем Стадниковым)
- «Транссиб» (драматурги Андрей Стадников, Сергей Давыдов, Александра Лебедева, Елена Шабалина)
- «До и после» (драматург Михаил Дурненков)
- «Кульминация» (по пьесам А. Букреевой, Ю. Поспеловой, Д. Данилова, К. Стешика, С. Давыдова, Р. Ташимова, О. Михайлова, А. Житковского, А. Иванова и Я. Пулинович)
Актёр
Художественные фильмы и телесериалы
- — Отряд — Сергей Никитин
- — По зову сердца — Григорий Зернов
- — Лётное происшествие — Виктор Росанов, инженер авиации
- — Прохиндиада 2 — игрок в гольф, деловой партнёр
- — Петербургские тайны — Дмитрий Платонович Шадурский, князь
- — Чехов и К° (серия № 1 «Святая простота» / серия № 6 «Тапёр» / серия № 10 «Месть женщины») — Александр, сын отца Саввы Жезлова, адвокат / писатель / доктор
- — Развязка Петербургских тайн — Дмитрий Платонович Шадурский, князь
- — Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского — Александр Неверов, кандидат в президенты РФ, депутат Государственной думы / двойник Неверова
- — Марш Турецкого (фильм № 2 «Убить ворона») — Евгений Манченко, член правительства
- — Сыщики (фильм № 3 «Оливковое дерево») — Алексей Гардин
- — Остановка по требованию 2 — Пётр Волоцкий, капитан корабля
- — Не покидай меня, любовь — Влад
- — Гражданин начальник (серии № 6-11, 15) — Степан Петрович Овсов, хирург, друг следователя прокуратуры Павла Пафнутьева
- — Подмосковная элегия — Андрей Сергеевич Черкасский, отец Ляли и Виктора
- — Сыщики 2 (фильм № 6 «Тайна осеннего леса») — Александр Григорьевич Стужин
- — Огнеборцы — Рустамов
- — Инструктор — Забродов
- — Место под солнцем — Баринов, депутат
- — Джек-пот для Золушки — Ярославцев
- — Сумасбродка — Мирослав Сташевский, друг Ксении
- — Самая красивая — Георгий Михайлович (Гоша)
- — Счастье по рецепту — Дмитрий Воронцов, документалист
- — Рекламная пауза — Хохловский
- — Любовь на острие ножа — отец журналиста Александра Логинова
- — — Закон и порядок: Отдел оперативных расследований (сезоны 1-4) — Анатолий Иванович Седых, полковник, начальник отдела оперативных расследований
- — Самая красивая 2 — Георгий Михайлович (Гоша)
- — Застывшие депеши — Алексей Игнатьевич Аргунов, генерал-лейтенант
- — Русский шоколад — Павел Светлов, бизнесмен
- — Неравный брак — Султан Бакоев, владелец клуба
- — Водоворот чужих желаний — Александр Вениаминович Шмидт, ректор института, учёный
- — Метод Фрейда 2 (серия № 11) — Пётр Петрович Никифоров, прокурор Антарского района, друг Вячеслава Галчанского
- — Таинственная страсть — Берёзкин, писатель (прототип — Михаил Кузьмич Луконин)
- — Прорубь — президент
- 2017-Неравный брак- Султан
Телеспектакли
- — Героини пьес Александра Островского («Гроза» / «Без вины виноватые») — Борис, племянник Савёла Прокофьича Дикого / Нил Стратоныч Дудукин, богатый барин
- — Путь — Александр Ильич Ульянов, революционер-народоволец, старший брат Владимира Ильича Ульянова (Ленина)
- — Братишка, люби революцию! — Михаил Строев, прапорщик, артиллерист
- — Рудольфио — Рудольф
Режиссёр
- — Чехов и К°
- — Саломея
- — Сыщики 2
- — МУР есть МУР
- — МУР есть МУР 2
- — МУР есть МУР 3
- — Самая красивая
- — Счастье по рецепту
- — — Закон и порядок: Отдел оперативных расследований
- — Оплачено смертью
- — Бигль
- — Отдам жену в хорошие руки
- — Мститель
- — Ищейка
- — Ищейка 2
- — Ищейка 3
1998 — Чехов и К°
О студентах школы-студии МХАТ и о том, как рождаются театры
Мне кажется, каждые четыре года они меняются. Поскольку моя театральная деятельность не прерывалась с середины 80-х годов, в какой-то момент это стало для меня просто необходимым, и каждый раз, каждые четыре года – это новые люди, новый взгляд, новое поколение. Хотя, говорят, между поколениями проходит, лет шесть, но…
Они все талантливые. Были ли за это время любимчики? Конечно, были. И они остаются.
Понимаете, школа-студия – это такое уникальное место, оно и задумывалось создателями как уникальное пространство. Оно задумывалось как Лицей. Как что-то избранное. Конечно, нельзя сказать, что это законсервировано, но мне до сих пор кажется, что что-то такое сохраняется, и можно отличить студентов школы-студии от других.
Это не потому, что я хвастаюсь. Все, конечно, очень изменилось. Если раньше фактура значила чрезвычайно много, то сейчас она все меньше и меньше что-то значит, а гораздо интересней наблюдать за личностью. Сам-то я теперь занимаюсь тем, что пытаюсь не найти роль для студента, а отыскать его личное проявление, то есть, пытаюсь создать такие условия, где человек сможет проявить себя. И мне кажется, что самое интересное время – это то, которое есть сейчас.
Мне кажется, эти студенты, которые сейчас учатся в школе-студии и заканчивают в этом году четвертый курс… Я бы очень хотел, чтобы этот курс остался и сохранился. Потому что все спектакли, которые были сделаны ими за три с половиной года, не только на мой взгляд, но и на взгляд театральной критики, –конкурентоспособны с профессиональными театрами. Значит, настал период, чтобы это поколение сформировалось в театр.
Потому что театры, которые возникает по указу или по авторитету какой-то личности, как правило, недолговечны. В общем, это случайные истории.
Возникновение театра – это какая-то необходимость. Например, когда возникал театр «Современник», в этом была необходимость. Просто было необходимо, чтобы возник театр этого поколения. Так же, как была необходимость возникновения Театра на Таганке – это было необходимо этому городу, этой стране, этим людям и этим зрителям. Просто необходимо, чтобы возник Театр на Таганке, чтобы возник Высоцкий, чтобы был Любимов.
Мне кажется, настало время, когда необходимо, чтобы возник театр этого поколения. Станет ли этим театром наша мастерская? Я бы очень этого хотел. Но дальше все зависит от Господа Бога.
Семейная жизнь
Несмотря на свою привлекательную внешность и роли брутальных героев в кино Дмитрий Брусникин оказался однолюбом. Всю свою жизнь он прожил с одной женщиной. Они старались не афишировать свою личную жизнь, но и при этом всегда охотно делились своими совместными фотографиями. На них супруги всегда выглядели счастливыми и на их лицах были улыбки.
Они растили своего единственного сына Филиппа, который пошел по родительским стопам. Свою первую роль он сыграл вместе со своим отцом. Сейчас кинобиография Филиппа постепенно пополняется новыми фильмами.
Жена Дмитрия Брусникина вспоминает, что самым ценным было время, когда они проводили время всей семьей. Такое случалось не очень часто в связи с большой занятостью супруга. Но когда выдавалась свободная минутка, то Дмитрий обязательно проводил его в компании супруги и сына. Даже когда сын стал взрослым и обзавелся собственной семьей. Когда семья отправлялась в отпуск, то старалась провести его активно.
Про восемь школ, французский в Тамбове и посвящение в одноклассники
Вспоминая своё школьное детство, я не могу сказать, что своему ребенку пожелал бы такого – смены коллектива в течение десяти лет семь-восемь раз. Это довольно сложно, сложно привыкать.
Вы говорите, самый яркий момент из детства? Я помню, например, когда мы переехали из Тамбова в Подмосковье, в Клин. Это был военный городок, а школа была в городе, и нужно было ездить на автобусе – что-то час или час-двадцать, а потом еще пешком идти.
Причем мы приехали не в начале учебного года, а что-то в середине. Это был пятый, нет, шестой класс, и в этой школе не было французского языка. А я в пятом классе в Тамбове учил французский. И вот мне пришлось учить немецкий язык вместо французского спустя полтора года.
Дмитрий Брусникин
В первый день, когда я пришел в эту школу, ко мне подошел (до сих пор помню, как его звали) Вася, фамилия его была Гныб. Он подошел и отвесил мне два таких профессиональных удара, очень лихо. Это было такое посвящение в одноклассники.
Потом мы с ним стали очень близкими друзьями. Меня посадили на последнюю парту, он тоже там сидел, и он был второгодник или третьегодник.
Я писал за него все контрольные. Еще я в детстве очень хорошо играл в футбол. После того как наш класс у кого-то выиграл за счет моей помощи, меня стали уважать.
Это пример одного из таких ярких впечатлений, как получить по морде в первый же день. Ни здрасьте, ни до свидания – прямо сразу, раз, и всё!
Театр
На втором году обучения Дмитрий был занят в спектаклях МХАТа, которые шли на Малой сцене. Первой ролью актера стала роль Александра Ильича Ульянова в спектакле «Путь».
В 1982-м Дмитрий Брусникин получил актерский диплом и был принят в труппу Московского Художественного театра им. А.П. Чехова. Актер сыграл на мхатовских подмостках более тридцати ролей.
В 1991 году на малой сцене Художественного театра Дмитрий Брусникин, уже в качестве режиссера, поставил спектакль «Платонов» и сыграл в нем главную роль. На основной сцене поставил «Плач в пригорошню» и «Грозу».
С 1988 года работал в Театре-студии «Человек».
В мае 2018 года стал художественным руководителем театра «Практика».
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ. Актер
МХАТ им. М. Горького:
- Служащий суда — «Тартюф» Ж.-Б. Мольер (постановка А.В. Эфроса, режиссер И.П. Власов)
- Гендон — «Принц и нищий» С.В. Михалков по М. Твену (режиссер-постановщик Л.С. Танюк)
- Гражданин г. Вены — «Амадей» П. Шеффер (постановка М.Г. Розовского, режиссер И.Н. Ясулович)
- Храбрый гвардеец — «Три толстяка» Ю.К. Олеша, М.А. Горюнов (постановка В.Н. Богомолова, режиссер М.А. Горюнов)
- Александр Ульянов — «Путь» А. Ремез (режиссер В.Г. Саркисов, руководитель постановки А.А. Васильев)
- Алексей Васильевич Турбин — «Дни Турбиных» М.А. Булгаков (режиссер Н.Л. Скорик)
- Евгений Базаров — «Евгений Базаров» по роману И.С. Тургенева (режиссер В. Яканин)
- Дебрин — «Вагончик» Н. Павлова (режиссер-постановщик К.М. Гинкас)
- Воланд, Иешуа — «Бал при свечах» (Мастер и Маргарита) Г.С. Епифанцев по роману М.А. Булгакова (режиссер В.М. Прудкин)
- Валентин — «Валентин и Валентина» М.М. Рощин (руководитель постановки О.Н. Ефремов, режиссер В.Н. Кузенков)
- Максим Горький — «Друзья» Г.С. Епифанцев (режиссер Г. Ялович)
- Душа умерших жителей Аврамовых хуторов «Попытка полета» И. Радичков (постановка и режиссура М. Киселева (НРБ), режиссер Л.Ф. Монастырский)
- Шершни — «Бои имели местное значение» В. Кондратьев (постановка и режиссура В.Н. Шиловского)
- Александр Ильич Гей — «Серебряная свадьба» А. Мишарин (постановка и режиссура О.Н. Ефремова, режиссер Р.А. Сирота)
МХТ им. А.П. Чехова:
- Член ЦК РКП (б) и Совнаркома — «Так победим!» М.Ф. Шатров (постановка и режиссура О.Н. Ефремова, режиссер Р.А. Сирота)
- Николай Алексеевич Иванов — «Иванов» (постановка и режиссура О.Н. Ефремова, режиссер С.Г. Десницкий)
- Михаил Львович Астров — «Дядя Ваня» А.П. Чехов (постановка и режиссура О.Н. Ефремова, режиссер Н.Л. Скорик)
- Платонов — «Платонов» А.П. Чехов (режиссер Д.В. Брусникин)
- Александр Андреевич Чацкий — «Горе от ума» А.С. Грибоедов (постановка и режиссура О.Н. Ефремова, режиссер И.П. Власов)
- Сергей — «Новый американец» А. Марьямова по произведениям С. Довлатова (режиссер П.А. Штейн)
- Андрей Сергеевич Прозоров — «Три сестры» А.П. Чехов (режиссер-постановщик О.Н. Ефремов, режиссер Н.Л. Скорик)
- Директор провинциального театтра — «Самое главное» Н. Евреинов (режиссер-постановщик Р.Е. Козак)
- Хромой брат Милош — «Нули» П. Когорту (режиссер Я. Буран)
- Майор Ликонда — «Священный огонь» С. Моэм (режиссер С.А. Врагова)
- Ведущий — «Возвращение» А. Платонов (режиссер Ю.И. Еремин)
- Он — «Река с быстрым течением» по рассказам В. Маканина (режиссер М.С. Брусникина)
- Лемм — «Дворянское гнездо» И.С. Тургенев (постановка М.С. Брусникой)
- Весть и Вестник — «Письмовник» М. Шишкин (режиссер М.С. Брусникина)
- Густав — «Пьяные» И. Вырыпаев (режиссер В. Рыжаков)
- «Иллюзии» (режиссер В. Рыжаков)
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ. Режиссер
- «Платонов» А.П. Чехов
- «Плач в пригоршню» В. Гуркин
- «Гроза» А.Н. Островский
- «Он в Аргентине» Л.С. Петрушевская
Биография
Дмитрий Брусникин родился 17 ноября 1957 года в Потсдаме (ГДР), в семье военнослужащего Владимира Михайловича Брусникина и его жены Александры Дмитриевны. В школьном возрасте Дмитрию пришлось поменять более десяти средних общеобразовательных школ из-за переездов семьи в связи с частой сменой мест службы отца.
В 1974 году поступил в Московский институт электронной техники (МИЭТ) в Зеленограде.
В 1975 году сделал свои первые шаги на театральной сцене в народном театре под руководством режиссёра Л. А. Колчановой в Зеленограде.
В 1976 году с двумя молодыми актёрами, окончившими студию при народном театре, отправился в Москву показываться актёру и педагогу Виктору Ивановичу Коршунову. Точнее, целью поездки Дмитрия Брусникина было простое сопровождение двух более молодых людей, но Виктор Коршунов попросил прочесть что-либо и Дмитрия. Брусникин прочёл Чехова, после чего Виктор Иванович посоветовал ему поступать в театральный вуз.
В 1977 году Дмитрий взял в институте академический отпуск и устроился работать машинистом сцены в Театре-студии киноактёра. Наблюдая за работой на театральной сцене знаменитых киноактёров, Брусникин принял окончательное решение. В 1978 году он подал документы сразу в три театральных вуза Москвы: Щепкинское и Щукинское училища и Школу-студию МХАТ — прошёл конкурс везде, но остановил свой выбор на школе-студии, где курс набирал Олег Ефремов. Уже начиная со второго курса, Дмитрий был занят в спектаклях МХАТа, идущих на Малой сцене театра, первой его ролью стал Александр Ильич Ульянов в спектакле «Путь» (режиссёры В. Саркисов и А. Васильев).
В 1982 году окончил актёрский факультет Школы-студии (института) имени Вл.И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР имени М. Горького (руководитель курса — Олег Николаевич Ефремов) и был принят в труппу Московского Художественного театра имени А. П. Чехова.
Преподавательскую деятельность начал в качестве ассистента в Школе-студии МХАТ сразу после её окончания. С 1993 года является преподавателем дисциплины «Актёрское мастерство». В 1999, 2003 и 2007 годах набирал курсы в качестве их руководителя вместе со своим однокурсником Романом Козаком. Выпускниками их первого совместно набранного курса стали: Сергей Лазарев, Дарья Мороз, Александра Урсуляк, Екатерина Соломатина, Дарья Калмыкова, Софья Ануфриева.
В 2020 году выпускной курс Школы-студии МХАТ, ещё во время учёбы получивший известность как «Мастерская Дмитрия Брусникина», в полном составе был принят в Московский драматический театр «Человек», а сам Дмитрий Брусникин был назначен на должность заместителя художественного руководителя этого театра. В 2020 году «Мастерская Дмитрия Брусникина» в полном составе вошла в труппу московского экспериментального театра «Практика».
3 мая 2020 года Департаментом культуры города Москвы Дмитрий Брусникин назначен художественным руководителем Экспериментального театрального в Москве.
Брусникина-режиссер
Мучения Брусникиной заметил Олег Табаков, именно он подтолкнул ее к режиссуре. Благодаря его совету, она начала заниматься постановками. Сначала это были «МХАТовские вечера. Круг чтения», которые Марина начала ставить в 2000 году. Она до сих пор остается неизменным постановщиком этих мероприятий, в рамках которых молодые актеры театра читают различные произведения. А с 2002 года Брусникина пришла в полноценную режиссуру. На ее счету уже почти 30 спектаклей. Первый ее опыт был в родном театре, это была пьеса В. Астафьева «Пролетный гусь». Этот спектакль сразу показал, насколько Марина особенный режиссер. Она тщательно отбирает литературную основу для постановки и очень бережно к ней относится. Про нее говорят, что она – мастер литературного театра, она часто берет прозу, но не переводит ее в драматургическое произведение, а стремится передать авторский текст.
После первого спектакля ее начинают приглашать в другие театры. Она ставит в театре им. Пушкина, в «Сатириконе», в новосибирском «Глобусе», в Российском молодежном театре, в театре им. Моссовета, в театре «Сфера» и даже в Испании. Марина находит необычный материал, который превращает в живое действо, так она ставит Платонова, Кибирова, Пелевина, Думбадзе, Попова. Хотя есть в ее багаже и классический репертуар – Островский, Пушкин, Гольдони. Сегодня Марина Брусникина — режиссер более чем востребованный. Она работает в «Табакерке», во МХАТе, делает вечера поэзии, уже несколько лет она является помощником художественного руководителя во МХАТе. В 2016 она сделала в родном театре юбилейный вечер, который показал, насколько богат ее потенциал.
В 2006-2010 годах Марина попробовала себя в кинорежиссуре. Вместе с мужем она снимала сериал «Закон и порядок». Оба там также выступали в роли актеров. Этот опыт Брусникину не впечатлил, так как она любит живые переживания и хорошую литературную основу, что в кино найти трудно.
Наследие
За свою творческую жизнь Дмитрий Брусникин снялся примерно в 30 фильмах, сыграл более чем в десятке спектаклей. Как режиссер он создал 16 фильмов, все они в основном многосерийные. А также поставил 10 спектаклей на разных театральных площадках и 4 телеспектакля. Но своим главным наследием и вкладом в культуру он считал учеников
Преподавательская деятельность была для него чрезвычайно важной. Его мастерская продолжает существовать и сегодня, в нее приходят ученики, которым не удалось выпуститься под руководством мастера, но они несут тот заряд, что и отличает брусникинцев от всех прочих школ
Любовь всей жизни
Именитый актер очень редко рассказывал о своей личной жизни, считая, что семейные дела должны всегда оставаться за закрытой дверью. Но Дмитрий все же признался, что ему очень повезло с первой и единственной женой Мариной Сычевой, с которой познакомился еще будучи студентом.
Брусникин со своей женой
На сегодняшний день женщина заведует кафедрой сценической речи в МХАТ и делится своим опытом с начинающими актерами.
Единственный сын Брусникина Филипп решил пойти по стопам своих звездных родителей. Также известно, что молодой человек женился, и в 2011 году стал отцом. Дмитрий Владимирович очень привязался к внуку, но никаких подробностей представителям прессы не сообщал и фотографий Артема не показывал.
Знакомство Дмитрия и Марины
Дмитрий и Марина познакомились на первом курсе ВУЗа. Парню было двадцать лет, а девушка была младше него на три года. Знакомство состоялось во время репетиций одной из театральных постановок. Молодые люди много времени посвящали репетициям и так сблизились, что стали мужем и женой.
То чувство, что вспыхнуло между Дмитрией и Мариной оказалось не мимолетным. Они пронесли его через всю свою жизнь. Пара оформила свои отношения в 1979 году, а после окончания МХАТа у них родился сын. Ребенка назвали Филиппом в честь друга Дмитрия Брусникина. Именно своему другу детства знаменитый актер и режиссер был косвенно обязан своей славой. Ведь в юности два друга поспорили, что Дмитрий не поступит в театральный ВУЗ.
Режиссерская деятельность
Успешный актер Дмитрий Брусникин не хотел оставаться только в рамках этой профессии. После окончания института он начал сотрудничество с телевидением, которое стало очень плодотворным. В 1983 году он поставил телеспектакль героини пьес Александра Островского. В студии «Человек» он впервые попробовал себя в роли театрального режиссера. Тогда он поставил спектакль по пьесе С. Беккета «В ожидании Годо». Потом ему предлагают поставить «Платонова» во МХАТе. Работы были признаны удачными, и Брусникин периодически ставит спектакли для родного МХАТа. А позже становится основным режиссером в своей собственной мастерской-студии.
В 1998 году Брусникин решает попробовать себя и в роли кинорежиссера, он снимает небольшой сериал «Чехов и К°» по рассказам Чехова. Так началась довольная длинная история взаимоотношений с телевидением. На счету Брусникина более десятка сериалов, в которых снимались многие друзья актера. У него сложилась своя команда, с которой он работал на всех своих проектах. Актеры и другие специалисты любили работать с Дмитрием Владимировичем, отмечая его сдержанность, уважительность, исключительную порядочность и принципиальность.
О работе в сериалах
Что касается сериалов, почему я занимался сериалами и иногда занимаюсь ими сейчас. Я вам скажу, что это жизнь.
Я был актером и режиссером Московского Художественного театра и учеником Олега Николаевича Ефремова. Потом возникла моя первая сериальная работа «Петербургские тайны». Над этим фильмом работали Леонид Аристархович Пчёлкин и Вадим Николаевич Зобин, они позвали меня сниматься, а рекомендовал меня им Иннокентий Михайлович Смоктуновский…
Почему-то он решил, что мне необходимо поработать с этими режиссерами; он активно настаивал на том, чтобы я там снимался, и их очень убеждал. На что я говорил: «Иннокентий Михайлович, это же сериал, это вторичная, бульварная литература».
Я никак не мог понять, зачем я этим занимаюсь. Я помню, что меня из дома вытолкали, сказали, чтобы обязательно шел на пробы и не возвращался, если я туда не приду.
Я пришел, но мне казалось, что это не достойно моего внимания. Помню, когда я входил на какие-то очередные пробы, навстречу мне шла Ира Розанова, а мы тогда, как раз с ней сотрудничали в студии «Человек». И она мне сказала: «Ты читал? Ты прочел это все?» Я говорю: «Я прочёл. Слушай, Ира…», – я хотел ей сказать, как это ужасно. Она говорит: «Это грандиозно, правда?» Я никак не мог понять, почему я там.
В общем, как-то меня уговорили. Я с таким нежеланием стал там участвовать. Этот сериал показывают довольно часто, и когда в некоторых эпизодах я вижу выражение своего лица, по-моему, оно недовольное. Потом меня покрасили в такой цвет, я долго ходил с этим. Все мне не нравилось, я был страшно недоволен.
Но у меня сложились замечательные отношения с Леонидом Аристарховичем и с Вадимом Николаевичем Зобиным. Тогда все снималось подолгу, и у нас сложились прекрасные взаимоотношения и с авторами – с Леной Греминой и с Мишей Угаровым, это ведь тоже мое поколение.
Возникла такая доверительная атмосфера, что Пчелкин мне разрешал, например, импровизации, а иногда даже позволял какие-то куски режиссировать. Постепенно он включил меня в работу, и в какой-то момент мне стало невероятно интересен этот процесс. Вплоть до того, что после этой работы он предложил мне совместную работу в качестве режиссера-постановщика. В общем, он и Вадим Николаевич, они стали моими в какой-то степени учителями.
Потом была еще такая работа «Чехов и Ко», моя самостоятельная работа по рассказам Чехова, где нам удалось снять почти всех актеров Художественного театра того периода. И как-то эта телевизионная деятельность меня увлекла.
Потом, когда не стало Олега Николаевича, был очень тяжелый период в моих взаимоотношениях с театром. Потому что он был для меня не просто учителем, а еще таким театральным отцом. Когда не стало отца, оказалось, что я совершенно не прикрыт.
Я оказался один, несмотря на то, что были друзья, был Роман, который потом даже стал руководить театром. Я какое-то время работал, что-то играл у него, но мне было невероятно одиноко. Я не находил места, поэтому ушел совсем в сериалы. И снимал. И учился, на самом деле учился этой профессии. Поэтому не жалею этого времени.
Я понимаю, что это производство, что это все невероятно компромиссно. Но я пытаюсь эту работу делать честно. И совершенно точно знаю, что актеры, с которыми я сотрудничаю в этих сериалах в качестве режиссера, любят у меня сниматься. Иногда этим пользуются продюсеры, они знают, что актеры любят у меня сниматься, поэтому это дешевле. Когда у Брусникина, они не выставляют те ставки, которые выставляют обычно.
Я люблю с ними общаться, делать с ними роль, я люблю в этом копаться, разбираться, я их люблю. Да, в таком жанре, в сериале, но это интересно. Я – актерский режиссер. Я люблю актеров, люблю живых людей и на сцене, и на экране. Если мне это удается, то я этому чрезвычайно рад и счастлив.
Дмитрий Брусникин
Фото: Анна Гальперина
Награды
За свою долгую карьеру Марина Брусникина неоднократно получала различные награды. Она является Заслуженной артисткой России, имеет орден «За заслуги перед Отечеством». В 2009 году она получила премию М. Царева «За успешное воспитание актерской смены». Также ее спектакли неоднократно получали различные премии и призы. Уже за свой первый спектакль она получила сразу три премии, в том числе гос.премию. В ее багаже есть премии «Золотая лира», «Гвоздь сезона», премия «Московского комсомольца», «Хрустальная роза», «Парадиз» и другие. В 2015 году Брусникина получила Государственную премию в области культуры за спектакль «Лада, или Радость».
Личная жизнь
Режиссер и педагог Марина Брусникина, дети для которой – это в первую очередь ее спектакли, вполне состоялась и в семейной жизни. Еще на первом курсе у нее случился роман с однокурсником Дмитрием Брусникиным. Они вместе репетировали отрывок из «Сорок первого» Лаврентьева, и незаметно чувства перешли со сцены в жизнь. Родители Марины, особенно папа, сначала переживали по поводу этих отношений. Ведь дочери было всего 17 лет, а Дмитрию уже 20, к тому же он жил в общежитии. Но постепенно они поняли, что все у дочери действительно серьезно. Марина, несмотря на свой юный возраст, не только сама хорошо училась, но и не давала Брусникину отвлекаться на загулы с друзьями. К концу 1 курса Брусникины уже официально стали парой. На свадьбу друзья Дмитрия подарили ему желтый чемодан, намекая на то, что долго этот брак не продержится, но они сильно ошиблись. Брусникины достойно справлялись со всеми бытовыми невзгодами и усиленно работали. Их всегда объединяла почти патологическая любовь к театру.
В 1983 году у пары родился сын Филипп. Супруги научились не делать быт камнем преткновения в отношениях, каждый в свободное время делал разную домашнюю работу и не попрекал другого. Сегодня сын Брусникиных живет отдельно. Он окончил юридический факультет, даже целый год отработал в милиции, но понял, что это все-таки не его. Сегодня он работает в киноиндустрии, занимается административными вопросами. У Филиппа уже есть своя семья, в ней подрастает сын Артем.
Несмотря на очень гармоничные отношения и общую любовь к театру, Брусникины редко работают вместе. Оба считают, что так лучше и правильнее. Ведь они оба режиссеры и хотят видеть на репетициях подчинение своей воле, а у мужа или жены всегда есть соблазн навязать свое мнение. Оба супруга сейчас чрезвычайно востребованы. Дмитрий тоже много ставит, играет в театре и кино, а также много времени отдает своим студентам. Поэтому видятся Брусникины чаще всего в театре или в школе-студии, но не на репетициях. Дмитрий говорит, что они радуются каждой встрече, как молодожены. Хотя все свободное время супруги проводят вместе. У них есть дом в 200 км от Москвы, где они предаются тишине, много читают, любуются природой и общаются друг с другом.