Алиса бруновна фрейндлих

Театр

Дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке «Человек с портфелем» по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее «благословила» сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была «просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга».

Позже Алиса Бруновна отмечала: «О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в «Пятой колонне» Хемингуэя…».

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли «первой леди театра». Среди репертуара актрисы были: Селия Пичем из «Трехгрошовой оперы» Брехта, Джульетта Капулетти из «Ромео и Джульетты» Шекспира, Катерина Ивановна из «Преступления и наказания» Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил «Трехгрошовую оперу», он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделялся и Малыш из спектакля «Малыш и Карлсон», на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова «Таня» и поставил «Варшавскую мелодию» Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе «кипуче-деятельную блондинку» и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона «Последний пылкий влюбленный» и Настя в пьесе Максима Горького «На дне».

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийская сюита».

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна), «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере» (Этель Тэйер), «Война и мир Толстого» по мотивам романа Л. Толстого «Война и мир» (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): «Алиса» А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

Участие в кинофильмах

В театральном обществе Алиса Фрейндлих была довольно знаменита, а вот с кинематографом ее отношения складывались не так успешно. Ее приглашали только на второстепенные и незначительные роли. Например, в титрах фильма «Неоконченная повесть» актрису даже не упомянули. Первыми фильмами с непосредственным участием актрисы были:

  • «Полосатый рейс» (сотрудница циркового буфета);
  • «Бессмертная песня»;
  • «12 стульев» (Эллочка-Людоедочка);
  • «Похождения зубного врача».

Начиная с 1974 года, ситуация кардинально изменилась. Актрису пригласили сразу в несколько популярных кинокартин. Так, в мелодраматической картине «Анна и Командор» исполнила роль вдовы, которая вела беседу с Иннокентием Смоктуновским. Роль умершего мужа играл Василий Лановой.

Со Смоктуновским Алиса Бруновна участвовала еще в нескольких фильмах. В киноленте «Опасный возраст» Иннокентий Михайлович был голосом мужа актрисы, который будучи парфюмером, утратил способность распознавать запахи. Следующей работой был детский кинофильм «Принцесса на горошине», «Тайна Снежной королевы».

Следующими ролями актрисы были:

  1. «Агония» – придворная дама, поклонница Распутина.
  2. «Соломенная шляпка» – баронесса, которая стала предметом спора между персонажами М. Боярского и М. Козакова.
  3. «Пикник на обочине» – по мотивам романа братьев Стругацких под режиссурой Андрея Тарковского.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь. Но работа в киноленте была на грани срыва, так как Владимиров И., руководитель театра, в котором работала Фрейндлих, категорически отказывался отпускать ее на киносъемки. Рязанов был вынужден лично лететь в г.Ленинград, чтобы уговорить коллегу.

В 1977г. на телеэкраны вышла кинолента «Служебный роман» Э. Рязанова, принесший Алисе Бруновне всесоюзную любовь.

Роль Кулагиной увлекла актрису. Тексты Алиса учила ночами, а костюмы для съемок подбирала самостоятельно. В картине звучат и две песни в исполнении Фрейндлих. Впоследствии песни из кинофильма стали хитами. Сложность роли заключалась в необходимости исполнить два характера – строгую начальницу и женщину, нуждающуюся в любви. В фильме также принимали участие:

  • О. Басилашвили;
  • А. Мягков;
  • Л. Ахеджакова;
  • С. Немоляева.

Не менее выдающейся ролью является королева Анна в киноленте «Три мушкетера». Следом были картины «Старомодная комедия», «Комедия ошибок».

В 1981г. Фрейндлих удостоилась звания «Народная артистка». Позднее (в 1983г.) Алиса Бруновна начала выступать на сцене Большого драмтеатра им. Горького. Первой постановкой с участием Фрейндлих в этом театре был спектакль под названием «Киноповесть с одним антрактом». В дальнейшем были такие спектакли:

  1. «Лето одного года».
  2. «Уроки танго и любви».
  3. «Макбет».
  4. «Калифорнийская сюита».
  5. «Коварство и любовь».
  6. «Дядюшкин сон».

В процессе работы в сценических постановках, артистка также регулярно снималась в художественных фильмах – «Бесприданница», «Будни и праздники Серафимы Глюкиной».

В период перестройки и распада Советского Союза в творчестве актрисы наступил длительный перерыв с редкими ролями. Так, в 1993г. вышла вторая часть картины «Мушкетеры», но повторить успех первой части не удалось. А вот кинофильм «Подмосковные вечера» режиссера Тодоровского принес Фрейндлих первую премию «Ника».

Следующий кинофильм «На верхней Масловке» Алисы Бруновны вышел только в 2004 г. Актриса сыграла пожилую скульпторшу. Партнером Фрейндлих по съемкам был Евгений Миронов. Эта работа принесла Алисе вторую статуэтку «Ника».

Далее актриса была приглашена еще на 2 главные роли в кинолентах «Марево», «Васильевский остров». В очередной части про Д`Артаньяна «Возвращение Мушкетеров или сокровища кардинала Мазарини» Фрейндлих также сыграла гордую испанку королеву Анну.

В 2009г. был снят художественный фильм «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на родину». Кинолента снята по мотивам произведений Бродского. Алиса Фрейндлих с удовольствием сыграла мать любимого поэта.

В течение 2015-2017гг. Фрейндлих не работала в кинематографических проектах. Появились даже слухи о завершении карьеры актрисы. Но в 2017 г. вышла драма Тодоровского под названием «Большой». Алиса Бруновна выступила в качестве жестокого, сурового преподавателя в хореографическом училище. Эта непростая роль принесла Фрейндлих кинопремию «Золотой орел».

Интересные факты и полезные советы от Алисы Фрейндлих

Как известно, актриса никогда не была склонна к полноте: её детство пришлось на блокадный голод Ленинграда, от этого желудок требовал совсем мало еды. Многие коллеги говорят о том, что актриса ест, как птенчик: ей достаточно одной небольшой тарелки супа на весь день.

Большое значение Фрейндлих уделяет уходу за кожей рук и лица, отдавая предпочтение обычному куску мыла и детскому крему. Иногда, по настроению, она сама делает крем, секрет которого хранит в строгом секрете. Вместо дорогих тренажёров, актриса предпочитает работу на земле, когда приезжает на дачу.

Резюме

Биография непревзойдённой актрисы, любимицы зрителей, Алисы Фрейндлих полна множеством интересных событий и памятных дат. К сожалению, в рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех нюансах, переплетениях и сюжетных поворотах человеческой судьбы. Особенно столь яркой и наполненной, как у Фрейндлих.

Если вы любите эту красивую женщину, исключительно достойного человека и талантливую актрису — значит, наша статья должна вас порадовать.

А, если вы ещё слишком молоды, и не успели посмотреть фильмы с её участием – значит, открытие имени Алиса Фрейндлих у вас впереди!

Личная жизнь

Алиса Фрейндлих впервые вышла замуж в 1956 году за своего однокурсника Владимира Карасева. Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара распалась. 

Вторым мужем актрисы был театральный режиссер и актер Игорь Владимиров. Алиса Бруновна рассказывает: «Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться».

13 марта 1968 года у них родилась дочь Варвара. Девочка росла в актерской семье и с самого детства понимала, что будет актрисой. Она окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких полнометражных фильмах, играет в БДТ.

Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. Он нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам Алисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.

Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Вот как она объясняет причину развода: «Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись…».

О своих бывших мужьях актриса вспоминает с теплотой: «У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей». Одинокой Фрейндлих себя не считает, ведь у нее есть дочь и любимые внуки.

Детство

Так как девочка росла в творческой семье, она с детства любила театр. Ее мама обладала актерскими способностями. Молодость Ксении Федоровны прошла во Пскове, где она принимала активное участие в постановке самодеятельных спектаклей.

После переезда из Пскова в Ленинград она стала посещать курсы актерского мастерства, на которых и познакомилась со своим будущим мужем Бруно. Родители актрисы сразу полюбили друг друга и вскоре поженились.

Впервые Алиса увидела сцену в трехлетнем возрасте, когда родители привели ее на концерт в консерваторию. После этого девочка только и делала, что говорила о театре, сама ставила сценки и устраивала представления для мамы и папы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

К сожалению, Бруно Артурович и Ксения Федоровна разошлись. Это было ужасное время перед войной. Начались преследования этнических немцев. Родственники Алисы со стороны отца были арестованы, а самому Бруно удалось избежать репрессий, так как он успел уехать из города.

Этот режим и дал семье Алисы Бруновны возможность выжить в нечеловеческих условиях. Актриса вспоминает, что они питались не только хлебом. Бабушка готовила кашу из столярного клея. Также девочка могла наслаждаться «газировкой», приготовленной из кипятка и соды.

Рекомендуем: Людмила Касаткина (биография)

Семья будущей актрисы жила на первом этаже, это было самое безопасное место в доме. После сигнала тревоги все соседи быстро спускались к ним. Там жильцы и пережидали все вместе очередной налет. Однако часто приходилось скрываться и в бомбоубежище.

Однажды бомба попала в их квартиру. Жить в разрушенном доме без стекол и двери стало невозможно. Семье ничего не оставалось, как сменить место жительства. Настало и такое время, когда Алиса перестала посещать школу. Тогда она была в первом классе.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вновь вернуться к учебе девочка смогла лишь в 1943 году, в возрасте восьми лет. Тетрадей не было, даже обычной писчей бумаги было не найти. Ученики писали на газетных обрывках, не снимая варежек из-за холода. Надо сказать, что в годы войны Алисе приходилось очень нелегко еще и из-за ее немецкой фамилии.

Вскоре бабушка с одной из своих дочерей вынуждена была уехать. Алиса с мамой провожали их на вокзале. Это было время самого страшного голода. До сих пор актриса с содроганием вспоминает те кошмарные блокадные дни. Уезжая, бабушка отломила кусок хлеба и отдала Ксении и Алисе. До места назначения Шарлотта так и не доехала, она умерла в дороге.

Рекомендуем: Наталья Вавилова: биография актрисы

Безусловно, военное время наложило отпечаток на душу Фрейндлих, ведь ей пришлось пройти через голод, увидеть ужасы войны, испытать неописуемый страх. Но актриса сумела сохранить блеск в глазах и не потеряла способности очаровательно улыбаться.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Вскоре на родину вернулся и ее папа. У него уже была другая семья. Вторая жена не позволяла мужу видеться с дочкой от первого брака. Их встречи происходили втайне от нее. Через несколько лет отец познакомил Алису со своей второй дочерью – Ириной. Сестры подружились.

В школьные годы девочка посещала театральный кружок. А в 1953 году она стала студенткой театрального института. На вступительном экзамене будущая актриса читала отрывок из «Мертвых душ» Гоголя. Ей крупно повезло, ее преподавателем стал сам Борис Зон.

Во время учебы Алиса познакомилась со своим будущим мужем, Владимиром Карасевым. Они поженились, но вместе были совсем недолго. Сразу после окончания института молодые люди развелись.

Блокада

Когда началась блокада, мама сказала: «Я не поеду никуда. Умирать так умирать». И мы остались. Моя бабушка Шарлотта была человеком с добрым сердцем и несгибаемой волей. Она внесла в режим нашего питания железную дисциплину и выдавала нам строго по расписанию крошечные кусочки хлеба. Благодаря этому мы и остались живы.

Из окон нашего дома на углу Мойки и Демидова переулка открывался вид на Исаакиевскую площадь. В войну ее не слишком бомбили, поскольку Гитлер хранил гостиницу «Астория» как свою возможную резиденцию. Там было много госпиталей, где мы давали концерты. И я пела для раненых бойцов «Эх, дороги…», «Севастопольский камень», «Темную ночь».

Интервью

О театре:

«Театр для меня — это как будто продолжение детства. Потому что мне кажется, что сценическая игра — это, прежде всего, такая равная детству вера в предлагаемые обстоятельства. Потому что никто так не верит в игру и в обстоятельства, которые сам себе задает, как дети. Ведь нет сценического воплощения без сценического воображения. А воображение у детей такое, каким мало кто из взрослых может похвалиться».

Народный артист РФ Георгий Штиль об актрисе:

«Алиса Фрейндлих, без­условно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать. Она воспитала замечательную дочь, мы с Варей вместе работали, и это действительно чудесный человек – лучше не бывает. А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко ее ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось».

Ревность к отчиму

После развода с Владимировым (он утешился в объятиях юной актрисы Инессы Перелыгиной) Фрейндлих закрутила очередной «служебный роман». Получив звание народной артистки СССР и перейдя в Большой драматический театр, Алиса Бруновна попала под очарование молодого Юрия Соловья, который, кроме работы на сцене, увлекался написанием картин. За художника-самоучку она вскоре вышла замуж. Дочка-подросток Варя приняла отчима в штыки.

— Мне было 13, когда у мамы появился новый муж. Самый неподходящий возраст! — рассказывает Варвара. — Я дико ревновала, выносила мозг всем. Казалось, по квартире летает шаровая молния — настолько наэлектризованной была атмосфера. Бедная мама пыталась быть для нас буфером, успокоить, развести по разным углам, как боксеров на ринге… Однажды мы втроем отправились в летнее путешествие на катере. Мама с Юрой собирали грибы, ловили рыбу, жарили ее на костре. Я ощущала себя третьим лишним, злилась на маму, отчима, к тому же тосковала по своей первой любви. Весь день сидела на корме и сквозь слезы пыталась вязать свитер. Вечером старательно зачеркивала в календаре еще один прошедший день. Пытка продолжалась три недели. На самом деле при желании Юра мог бы найти ко мне ключик, но, видимо, не захотел.

— Мне с Юрочкой было хорошо, — вздыхала Фрейндлих. — Хотя он, как никто другой из моих мужей, ревновал меня к профессии. Однажды предложил мне уехать в Германию, у него там появилась работа. Я отказалась, и мы расстались.

Кадр из «Д’Артаньяна и трёх мушкетеров»: таким харизматичным красавцем грех было не увлечься

Соловья раздражало, что все в Питере называли его лишь «мужем Фрейндлих», а его звездная супруга так и не смирилась с тем, что он не смог найти общего языка с ее единственной дочерью.

— Теперь мама живет одна, одиночество ее не тяготит — это тоже горючее для творчества, — рассказывает Варвара. — Если что — мы рядом. Каждое лето она обязательно ездит на дачу, с которой многое связано. Я не слишком жалую мамин дом — некомфортный, сырой и очень, очень старый… «Как ты можешь его не любить? Здесь же выросли твои дети», — укоряет меня она, которая и сама через некоторое время стремится назад в город… Иногда, глядя на нее или на ее любимого партнера Олега Валерьяновича Басилашвили — они ровесники, — думаю, что стало бы, если бы они ушли на пенсию? И понимаю: эти люди живут только ради работы. Она их бог, поддержка и смысл жизни.

— На сцене мы с Алисой становимся другими людьми, — поделился Олег Басилашвили с «Экспресс газетой». — Мы несем в зал эмоции, слезу и радости, ту сверхзадачу, что перед нами поставили автор пьесы и режиссер. Дай бог ей здоровья, удачи, много отличных ролей. Чтобы мы с ней много лет еще вместе играли. Самоуспокоенности ей желаю, все волнения на спектакле лишние. А ее дочке, внукам, правнуку — здоровья и успехов.

Призы и награды

  • Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского — за театральную работу (1976).
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (1996) — за выдающееся исполнение ролей классического репертуара.
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001) — за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «Аркадия» по пьесе Т. Стоппарда.
  • Государственная премия Российской Федерации 2007 года (2008).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009).
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1986).
  • Орден Дружбы (17 декабря 1994).
  • Премия «Ника», за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Подмосковные вечера», реж. Валерий Тодоровский, 1994).
  • Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001).
  • Премия «Ника», за лучшую женскую роль (фильм «На Верхней Масловке», реж. Константин Худяков, 2005)
  • Театральная премия «Золотая Маска» в номинации лучшая драматическая актриса («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета, 2006).
  • Международная общественная премия «За Веру и Верность» фонда Св. Андрея Первозванного — за яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства (13 декабря 2008).
  • Специальный приз «За честь и достоинство» Кинопремии «Ника-2015».
  • Премия «Золотой Орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» в фильме «Карп отмороженный» (2018)
  • Премия «Золотой орел» за вклад в российский кинематограф (2020)

По материалам Википедии и сайтов: alisa-freindlih.ru, bdt.spb.ru, kino-teatr.ru, naturalclub.ru, fb.ru, bestactor.ru, lifeactor.ru, peoples.ru, 24smi.org, fb.ru, uznayvse.ru.

Биография

Вся жизнь Алисы Бруновны посвящена искусству, она продолжила актерскую династию, и театральная фамилия Фрейндлих до сих пор является эталоном актерского мастерства.

Мать будущей актрисы, Ксения Федоровна Фрейндлих (в девичестве Федорова), в молодости проживала в Пскове, принимала участие в художественной самодеятельности. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодежи познакомилась с актером немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом. Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна (урожденная Зейтц), отцом — Артур Иванович Фрейндлих. И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию еще в XVIII веке.

Алиса Бруновна вспоминает: «Я родилась в доме на Исакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь…»

Как признавалась позже сама актриса, ее мама хотела, чтобы дочь носила другое имя — Наташа. На Алисе настояли отец и бабушка, заявившие, что Наталья Бруновна Фрейндлих — странная каша.

Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в Ташкент. Алиса с мамой остались в Ленинграде, пережили блокаду. Ксения Федоровна бросила театр, работала бухгалтером. А в декабре 1945 года она переехала вместе с дочерью к родственникам в Таллин. Здесь Алиса училась c третьего по пятый класс русской школы.

«В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес», — рассказывает Алиса Бруновна.

Вернувшись в Ленинград, Алиса попала в школьный театральный кружок, руководителем которого была Мария Призван-Соколова — именитая советская артистка. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она увидела в ней звезду. Все свободное время Алиса проводила у своей преподавательницы, которая и обучила ее азам актерского мастерства.

Окончив школу в 1953 году, девушка подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского и была принята на курс Бориса Зона. Выдающийся педагог воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова.

За время обучения Алиса Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учебу.

Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне свое фото, написав на обороте: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы». Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения.

Детские и юношеские годы

Родилась будущая звезда отечественного кинематографа Алиса Бруновна в зимнем Ленинграде восьмого декабря 1934г. Родители будущей актрисы познакомились на уроках театральных курсов. Отец девочки Фрейндлих Бруно переехал из Германии в Российскую Империю времен Екатерины ІІ. Его семья занималась стекольным делом, но продолжить дело предков не вышло – легкие Бруно были недостаточно сильными для стеклодува.

Тогда дедушка Алисы, Артур Фрейндлих, решил организовать предприятие по пошиву обуви. Но и этим планам не было суждено реализоваться – Артур неожиданно умер.

Мама Алисы Бруновны родилась в Пскове, а в Ленинград приехала с целью стать актрисой. Именно эта мечта свела молодую девушку с перспективным актером Бруно Фрейндлихом.

Когда в молодой семье появился ребенок, мама Ксения хотела дать девочке имя Наталья, но отец с бабушкой настаивали на красивом имени Алиса. Не смотря на немецкие корни папы, девочку записали русской.

Маленькая Алиса с самого детства проявила склонности к пению, творчеству. В трехлетнем возрасте девочка присутствовала на дипломном выступлении в консерватории родственников по маминой линии. Концерт настолько потряс детскую душу, что малышка дома постоянно играла в театр, наряжаясь в платья матери, и напевала песенки.

Еще до начала Великой Отечественной войны Бруно отправился в Ташкент с театральным коллективом на гастроли. Поездка стала поводом для развода родителей Алисы. Девочка осталась в Ленинграде с бабушкой и мамой. Советская власть вынудила родственников отца покинуть Россию, а семью брата Бруно Фрейндлиха приговорили к расстрелу.

В год, когда Германия напала на Советский Союз, Алиса пошла в 1-ый класс. А через несколько дней немецкие войска окружили Ленинград. Если в интервью журналисты задают вопросы о временах блокады, актриса называет тот период жизни самым тяжелым и одновременно самым ярким. Алиса Бруновна помнит то время в мельчайших деталях. Семилетняя девочка пережила голодное время блокады только благодаря своей бабушке. Бережливая немка составила режим питания, пайки хлеба хватало на дольше.

Но даже строгий режим не смог сберечь здоровье женщин. Физическое состояние Ксении Федоровны и Алисы было довольно слабым. Свой отпечаток накладывало и психологический прессинг, связанный с натиском общественности из-за немецкого происхождения семьи. Мама Алисы работала бухгалтером во время войны, а как только война завершилась Ксения с дочерью уехали в Эстонию.

С матерью Алиса жила 3 года в Таллине. После окончания девочкой 5-ого класса средней школы, они снова приехали в Северную столицу. Здесь Алиса продолжила учебу в своей старой ленинградской средней школе. Фрейндлих Бруно тоже вернулся в город с новой женой. Мать Алисы никогда не препятствовала встречам дочери с отцом, а вот жена Бруно не приветствовала такое общение.

Учась в школе, Фрейндлих Алиса увлеклась театральным искусством, посещала занятия, на которых преподавала Мария Призван-Соколова. Преподаватель сразу рассмотрела одаренность девочки и взялась за ее образование на поприще актерского мастерства. Именно благодаря этим урокам Алиса с первой же попытки поступила на первый курс театрального института Ленинграда имени Островского.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector