Как распознать признаки гиперактивности у детей до 3 лет

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание. Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением

Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Самоконтроль. Ребенок без тормозов

Родители удивляются: ведь он же умный, нормальный, развитый ребенок. Почему же он ведет себя как маленький, почему не может посидеть двух минут спокойно, не может заставить себя сделать уроки, не может помолчать, когда просят?

Да, он действительно не может себя заставить. Заставить себя — это самоконтроль. Это именно та способность сортировать поступающие сигналы на важные и неважные и усилием воли сосредоточиваться на важных, которая у таких детей недостаточно развита.

В последние десятилетия родители увлеклись ранним развитием детского интеллекта и почти забыли о положенных детям по возрасту играх. А ведь именно в игре — тем более в игре с правилами — как раз и развивается воля, самодисциплина, умение проигрывать, умение контролировать собственные эмоции и поступки, умение планировать на несколько ходов вперед — все то, что так нужно в школе.

Дети, которым слишком рано стали приносить готовые ответы — еще до того, как у них появились вопросы об устройстве мира, — к началу школьного обучения уже испытывают отвращение к самому этому процессу. Даже если у них изначально и нет никакого СДВГ. При развитой эрудиции они отстают в развитии воли, внимания и самоконтроля. Они давно умеют читать и писать, напичканы сведениями обо всем на свете, но совершенно не желают учиться, а желают играть, потому что еще не наигрались.

Может быть, это одна из причин той «эпидемии СДВГ», о которой все чаще говорят современные учителя и которая к реальному СДВГ имеет очень мало отношения. А если у ребенка и в самом деле есть синдром дефицита внимания и гиперактивности, то в результате такого воспитания он почти не в состоянии себя контролировать.

К сожалению, и гиперактивность, и импульсивность, и дефицит внимания — это только надводная часть айсберга. Подводная гораздо больше и серьезнее. По сути, СДВГ — это расстройство самоконтроля, воли и саморегуляции.

Ребенок с СДВГ похож на хорошую машину без руля и тормозов: он не в состоянии управлять собой, «вести себя» в самом прямом смысле слова. У него отключен внутренний менеджер. У него не работают управляющие функции: способность рассуждать, рефлексировать, сдерживаться, контролировать эмоции, справляться с гневом, разочарованием, неудачами, игнорировать не относящуюся к делу информацию и подавлять не относящуюся к делу активность

У него практически нет мотивации: ему важно только то, что прямо сейчас доставит ему максимум сильных приятных ощущений

Гиперактивный ребенок после года

Когда гиперактивный ребенок выходит из раннего младенчества и начинает познавать мир, двигаясь по нему и двигая вещи в нем, эта деятельность у него получается хаотичной, бессмысленной и разрушительной. Схватил, покрутил, бросил, понесся дальше, залез, упал, заорал, встал, врезался, потянул — так без конца. Он блуждает от предмета к предмету, от явления к явлению, не столько пытаясь понять их смысл, сколько — доставить себе максимум новых ощущений.

Некоторые ощущения оказываются незабываемыми для всей семьи. Моя дочь в полуторагодовалом возрасте свалила на себя папин велосипед, стоявший у стены в коридоре, звонком разбила лоб. В два — обожгла веко утюгом: налетела с разбегу на меня, когда я гладила белье, я не успела даже утюг отдернуть. В шесть лет начала забираться на шкафы и прыгать с них на кровать. Сломала кровать и уронила два шкафа.

А вот что у других:

«К пяти годам — четыре госпитализации, из них две реанимации».

«Только отведешь от него глаза на секунду — он уже откуда-нибудь падает».

«Страшно даже руку отпустить — немедленно бегом на дорогу, под машины».

«За последний год четыре раза вызывали МЧС. В последний раз спасатели предложили нам абонемент».

Когда ребенок начинает говорить, появляются новые проблемы. Рот у детей с гиперактивностью не закрывается никогда, общаться они готовы с кем угодно и сколько угодно. Говорение носит такой же хаотичный и бессмысленный характер, как и любая другая активность: они скачут с предмета на предмет, перебивают, не слушают ответов, поют, повторяют не имеющие смысла слова и фразы, выкрикивают рекламные слоганы и цитаты из мультфильмов или морочат слушателям голову историями из жизни любимых роботов.

Невозможность сна и отдыха, необходимость круглосуточной неослабной бдительности и, как результат, полное изнеможение и разгром в квартире — вот чем оборачивается гиперактивность для родителей. Ребенок перестает быть источником радости — о ней забываешь за чередой неприятностей.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Особенность гиперактивных детей в том, что они неспособны адекватно воспринимать критику: они просто не слышат замечаний или настолько привыкают к запретам, одергиваниям, что перестают обращать внимание на них. При этом шустрые малыши редко слышат одобрение или похвалу

Именно поэтому самый эффективный способ поведения для взрослого – это позитивное подкрепление. Замечайте малейшие положительные сдвиги в поведении ребенка и щедро хвалите его за них. В то же время запреты лучше свести к минимуму: запрещать только то, что действительно опасно для жизни и здоровья. Таким образом, ребенок сумеет удержать в памяти все «нельзя».

Гиперактивный ребенок. Что делать? Взгляд медиков

Сначала немного терминов.  Итак, гиперактивность — это состояние, при котором активность и возбудимость  ребенка превышает норму. Если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность считается психическим расстройством.

Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями.

Откуда берется гиперактивность?

Причинами гиперактивности у детей  могут быть перенесенные  ими инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды, плохое или неправильное питание или  наследственность.

Если доверять статистике, то в 4 раза чаще  гиперактивность встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются  намного крупнее девочек, и  у них позже созревает мозг. Соответственно, увеличивается вероятность получения внутриутробных и родовых травм.

Как определить, что ребенок гиперактивен?

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Если в семье гиперактивный ребенок, что делать — родители не знают, но и не спешат обращаться со своей проблемой к компетентным врачам, надеясь, что это возрастные изменения, и к школе все пройдет.

Да и вообще, многие мамы и папы не считают, что с гиперактивным ребенком надо что-то делать,  и начинают обращаться к врачам, когда ребенку исполняется   8—10 лет.

В этом возрасте  дети начинают посещать школу, различные кружки, секции, у ребенка появляются обязанности и дома, которые  начинают требовать самостоятельности и сосредоточенности.  И  огромным снежным комом начинают сыпаться на родителей не только жалобы на  их ребенка, но и возникшие  непредвиденные нарушения  в его здоровье, помимо поведения. Среди них  тревожный сон, энурез, нарушения речи, обмороки и сердечные приступы.

Чаще всего гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

Как ведет себя гиперактивный ребенок с дефицитом внимания:

не может надолго сосредоточиться на предмете, деталях;
не может сохранять внимание, например, не в состоянии выполнить задание до конца;
не слушает, когда к нему обращаются;
часто переключается с одного занятия на другое;
избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения;
часто теряет вещи;
легко отвлекается.

Импульсивность также является верным спутником гиперактивности у ребенка.  Что значит импульсивный?

  • совершает интенсивные движения руками и ногами, ерзает на стуле;
  • часто и резко соскакивает с места, начинает бегать;
  • не может участвовать в спокойном досуге;
  • ведет себя «как заведенный»;
  • выкрикивает с места, мешает другим детям во время занятий;
  • не способен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
  • вмешивается в разговоры или деятельность других;
  • часто задирает и обижает других детей.

Итак, с помощью пояснений женского сайта «Красивая и Успешная» вы определили, что у вас именно гиперактивный ребенок.  Что делать с гиперактивным ребенком?

Для начала, уважаемые родители, не будем сеять панику.   Каждый ребенок индивидуален.  И гиперактивные дети талантливы не менее,  чем  другие дети, среди них много умных и успешных звезд, ученых, знаменитостей, достигших немалых высот.

Но все же, если вы стали замечать, что ваш ребенок гиперактивный, то что делать с таким его поведением, должен подсказать врач. Обратиться к специалисту желательно как можно раньше — в  возрасте 2-3 лет.

Полное название диагноза, который может поставить вашему ребенку  только педиатр-невролог, – это синдром де­фицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Если ваш ребенок действительно гиперактивный, то что делать – подскажет специалист. В большинстве случаев он назначает профилактическое лечение.

Это посещение массажиста, детского психолога, прием успокоительных средств,  в основном трав, витаминов, а также консультирование родителей. Обсуждаются специальные занятия с ребенком, соблюдение полноценного питания и режима.

Если вы все это выполняете, поведение и самочувствие ребенка  нормализуется.

Но в то же время проблему «что делать с гиперактивным ребенком» нельзя  просто задвинуть в угол. Если на  гиперактивного ребенка не обращать должного внимания, то впоследствии  возможно развитие депрессии, комплексы и расстройства.

Гипрактивность — это просто избалованность

Эта точка зрения встречается чаще прочих, и ее носителя лучше всего оставить в покое. Переубедить его практически невозможно. Можно носить ему специальную литературу, показывать диаграммы, говорить о лобных долях, об управляющей дисфункции, даже об обратном захвате нейромедиаторов в синаптической щели… Но чтобы одна картина мира сменилась в уме человека другой, должно пройти долгое время, он должен сделать какие-то наблюдения и прийти к определенным выводам.

Проблема избалованных детей состоит в том, что взрослые не выставили им границы приемлемого поведения. Как только эти границы выставляются с должной мерой серьезности, поведение детей нормализуется. В случае с СДВГ проблема в другом: даже если ребенок прекрасно знает, как надо себя вести, и очень хочет вести себя хорошо, ему это все равно не удается из-за его импульсивности. Это не значит, что ему не надо выставлять границы — обязательно надо!

Как лечить гиперактивность у детей и у взрослых?

Как правило, ребенку с диагнозом СДВГ назначают комплексное лечение ― поведенческую коррекцию, тренинги для социализации, общение в группах поддержки для пациентов с СДВГ. Лечением ребенка будет заниматься личный психолог.

Схема лечения СДВГ одинакова для малышей и взрослых. Терапия заключается в психологической коррекции, реже в медикаментозном лечении.

После установления степени СДВГ, доктор разрабатывает план лечения. Он выглядит примерно так:

Обучение родителей. Доктор объясняет им, почему малыш стал гиперактивным, каковы особенности этой патологии, как найти подход к ребенку и помочь ему справиться с этим.

Изменение обстановки. Если у ребенка проблемы с учебой, его переводят в специализированный класс, если имеются проблемы дома, изменяют тактику воспитания.

Медикаментозная терапия. В 80% случаев лекарства позволяют устранить картину гиперактивности. Ребенок или взрослый человек начинает адаптироваться в обществе, контролировать свои эмоции, способен пользоваться интеллектуальным резервом. Как правило, назначают психостимуляторы, симпатомиметики, антидепрессанты.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность

Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его. Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами. Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка

При систематических упражнениях улучшается внимание. Лечебная гимнастика, бассейн

С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит. Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.

Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.

Изменение условий

Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.

С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.

Что нельзя делать родителям:

  • постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
  • унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
  • постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
  • запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
  • давать слишком сложные задания;
  • требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
  • выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
  • приучать к мысли, что главная задача — не изменить поведение, а получить за послушание награду;
  • применять методы физического воздействия при непослушании. Подробнее о влиянии физических наказаний на детей →

Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.

Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.

Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада. С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз

Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Подпорки

К сожалению, нет способа вылечить СДВГ раз и навсегда. Но от поведения родителей во многом зависит развитие ребенка. Понимая, в чем проблема, они способны значительно облегчить ему жизнь. Поставив этот диагноз, я своей главной задачей считаю объяснить родителям, что происходит.

Самое эффективное, что можно сделать, чтобы облегчить жизнь ребенка с СДВГ, — выстроить для него систему внешнего контроля.

  1. Детям с СДВГ сложно удерживать в голове большой объем информации. Это значит, что задачи для них следует дробить на части. Сделал одно — получи новое задание.
  2. Известно, что у детей с СДВГ большие проблемы с ощущением времени. Они «близоруки к будущему». Если мы можем планировать свою деятельность и примерно представляем себе, к чему она приведет, то у детей с СДВГ «окно во времени» — десять минут максимум. Они живут исключительно этим моментом, они не представляют последствий. Поэтому, если в результате их действий происходит «что-то не то», это не их выбор, они этих последствий не хотели.
    При этом такой ребенок остро нуждается в немедленной обратной связи от родителей. И в этом случае последствия ему нужны здесь и сейчас. С ним не сработает подход: «Если ты будешь в течение месяца следить за порядком в своей комнате, мы подарим тебе велосипед» или «Если ты сейчас же не сядешь за уроки, вечером вернется отец и тебя накажет». Вечер — это какое-то туманное будущее. Лучше говорить так: «Если ты прямо сейчас сделаешь вот это, то сможешь получить то-то и то-то сразу же».
    Таким детям очень трудно в школе. Они должны просидеть сорок минут не отвлекаясь и выполнить классную работу, а оценка появится только через два дня, когда учитель проверит тетради. В такой ситуации сложно сосредоточиться, потому что результат и награда — очень далеко.
  3. С этими детьми хорошо работает «очковая» или «жетонная» система. За выполнение повседневных дел ребенок получает награды в виде очков или жетонов, которые потом обменивает на что-то. Так он постоянно видит результат своих действий, понимает, что его возможности с каждым разом и с каждым делом увеличиваются.
  4. Применение таймеров. Они помогают детям, у которых есть проблемы с ощущением времени, отслеживать его. Можно использовать обычные песочные часы.
    Есть еще одна прекрасная вещь — часы, у которых на циферблат нанесен цветной круг, и вместе с проходящими минутами этот круг исчезает. По этим часам «вживую» можно увидеть, как уходит время. Ведь сам ребенок не чувствует, что оно заканчивается, и из-за этого откладывает дела.
  5. При посещении общественных мест, например поликлиники, нужно заранее продумать, чем в течение часа или двух будет заниматься ребенок, особенно если мама будет занята. Запаситесь бумагой, фломастерами и игрушками. Нелишне будет взять в помощь родственника.
    К сожалению, взрослые часто реагируют реактивно: поместили ребенка в ситуацию, в которой у него, скорее всего, начнутся проблемы, и потом начинают его ругать.
  6. Принимать ли при СДВГ медикаментозные средства? Этот вопрос родители должны обсуждать со специалистом. Конечно, применение лекарств имеет свои плюсы и минусы, но в подавляющем большинстве случаев я очень советую хотя бы попробовать лечение, потому что эффект может оказаться значительным. Однако непременно уточняйте у врача, проходило ли назначаемое им лекарство клинические испытания на эффективность. К сожалению, подавляющее большинство назначаемых в нашей стране при СДВГ препаратов таких испытаний не проходили.

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Советы родителям

С гиперактивным ребенком обычно очень трудно. За ним нужен постоянный контроль, а времени на отдых малыш практически не дает. Однако терпеливое отношение и соблюдение рекомендаций, приведенных ниже, ускорит восстановление нервной системы и облегчит жизнь родителей в будущем.

  • Не выясняйте отношения с супругом при ребенке. Ваше родительское общение должно быть искренним, так как дети всегда чувствуют фальшь и начинают переживать.
  • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Не превышайте допустимую нагрузку как в физических упражнениях, так и в психоэмоциональном плане. При этом нужно давать малышу выбрасывать лишнюю энергию. Для этого подойдет плавание, длинные прогулки, игровые площадки.
  • Соблюдайте распорядок дня. Это позволит избежать перевозбуждения, а также даст малышу чувство уверенности, защищенности и предсказуемости событий.
  • Виды деятельности должны сменяться с активных на спокойные. Дневной сон обязателен. Если ребенок не хочет засыпать и балуется, сядьте ядом с ним, погладьте и просто поговорите. Через время он привыкнет к такому режиму и будет засыпать.
  • Развитие нервной системы стимулирует мелкая моторика. Обирайте с ребенком конструктор, рисуйте на песке, передвигайте фишки настольной игры.
  • Обучение новым навыкам и похвала поможет повысить самооценку ребенка.
  • Компьютерные игры и телевизор можно полностью исключить и заменить реальными игами и прогулками на свежем воздухе.
  • Занимайтесь и поводите свободное время в спокойной обстановке с небольшим количеством людей. Шумные торговые центры, большой коллектив, фейерверки будут мешать малышу концентрироваться и контролировать свое поведение.
  • Помогайте ребенку понимать, что вы от него хотите. Ставьте четкую задачу, оговаривайте временные рамки, объясняйте, составляйте последовательный план действий.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Признаки гиперактивности у детей

Признаки этого заболевания иногда можно заметить у ребенка еще в раннем возрасте. В этом случае лежащий в кроватке малыш:

  • практически не переставая, беспорядочно дергает руками и ногами
  • его настроение очень переменчиво: только что он смеялся и вдруг раскапризничался по ничтожному поводу
  • ребенок не может даже ненадолго сосредоточиться на игрушках, а когда с ним пытаются заниматься, он тут же отвлекается и теряет интерес к игре, книге или картинкам.

В три года проблем с ребенком становится больше

У него интенсивно развивается речь, внимание, память, и на нервную систему ложится усиленная нагрузка

Фото reikidoc. blogspot.com

Болезнь усиливается, когда ребенок идет в школу. На уроках от него требуется самоконтроль и самодисциплина, что этим детям дается с большим трудом. Даже имея способности, они плохо учатся — им мешает недостаток внимания и неутолимая потребность в движении.

Слабое звено

Один из лучших в мире специалистов по СДВГ американец Расселл Баркли, профессор психиатрии в Университете Северной Каролины, говорит, что это расстройство главным образом затрагивает сферу воли, мотивации и самоконтроля, поскольку у ребенка по физиологическим причинам затруднено торможение импульса. То же явление описывает и термин «расторможенность», и разговорное понятие «без тормозов»

Обычно, если нас что-то отвлекает, мы успеваем сказать себе: стоп, это сейчас неважно, я занят другим. А ребенок с СДВГ не успевает этого сделать

Отсюда — третье типичное качество невнимательного и гиперактивного ребенка: импульсивность. «Сначала сделал, потом подумал». Проиграл — разрыдался. Сзади толкнули — расценил как нападение, развернулся, врезал! Учительница сказала что-то несправедливое — возмутился, заорал: «Дура!». Надо бы сказать себе: «Стоп, так не надо, в таких ситуациях положено вести себя иначе», но ребенка уже несет дальше, и он выбирает первое, что пришло в голову.

Ребенок всякий раз пропускает важную стадию между событием и реакцией на него: стадию обдумывания реакции. Ту самую, на которой включается самоконтроль. А именно самоконтроля от него и требуют, год от года все настойчивее, и в школе, и дома. Самоконтроль — это признак взросления. Чем старше ребенок, тем выше требования к самоконтролю.

Но самоконтроль — это та область, в которой он несостоятелен. Это — его врожденная проблема, как слабое зрение или нарушенный слух. Но если к близоруким не предъявляют требований присмотреться получше, а к слабослышащим — прислушаться, то для детей с дефицитом самоконтроля требований не снижают. Напротив, требуют постараться: ты же взрослый, пора уже себя контролировать. Это — попытка решить проблему за счет усиления нагрузки на самое слабое звено.

Расселл Баркли сформулировал так называемое «правило 30%»: «Внимание, усидчивость и самоконтроль развиты у детей с СДВГ в той же степени, что и у детей, которые младше на 30%». Это значит, что 6-летний ребенок с СДВГ обладает на самом деле внимательностью 4-летнего

Реальная способность себя контролировать у 8-летнего ребенка с СДВГ (а восьмилетки сейчас учатся уже во 2-3-м классе) еще не достигла нормы для 6-летнего — это даже для первого-то класса недостаточный уровень. Что уж и говорить о выпускнике школы, который ведет себя как шестиклассник. А школа и родители предъявляют к ним требования как ко взрослым, сформировавшимся, ответственным людям.

Если помнить об этом важном правиле и корректировать свои ожидания и требования, можно избавить и себя, и ребенка от массы ненужных разочарований и ссор по пустякам

Диагностика СНВГ

Прежде всего родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого заболевания.

Первый — субъективный — включает субъективную оценку повеления ребенка исходя из общепринятых диагностических критериев, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (см. «Диагностические критерии СНВГ»). Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком заболеваниях, о его поведении. Собирается подробный семейный анамнез.

Второй этап — объективный, или психологический. По количеству ошибок, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и во времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует помнить, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электро-энцефалографическое исследование — с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии2. Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

2Магнитно-резонансная томографии (MPT) — метод диагностики (не связан с рентгеновским излучением), позволяющий получить послойное изображение органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию исследуемой области. В основе метода лежат свойства некоторых атомных ядер при помещении их в магнитное поле поглощать энергию в радиочастотном диапазоне и излучать ее после прекращения воздействия радиочастотного импульса. Для МРТ разработаны различные импульсные последовательности изображении исследуемых структур для получения оптимального контраста между нормальными и измененными тканями. Это один из самых информативных и безвредных методов диагностики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector