Золотая орда

Государственное устройство и административное деление

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Бату. Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Бату назывался Белой Ордой (Ак Орда). Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские и днепровские степи, Крым. Центром его был Сарай-Бату.

Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, и занимало земли центрального Казахстана и долину реки Сырдарьи. Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Орда). Центром левого крыла был Орда-Базар. Ханом там стал старший брат Бату Орда-Эджен.

Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Плано Карпини, совершивший путешествие на восток в 1246—1247 годах, выделяет в Орде следующих лидеров с указанием мест кочевий: Куремсу на западном берегу Днепра, Мауци на восточном, Картана, женатого на сестре Бату, в донских степях, самого Бату на Волге и двух тысячников по двум берегам Джаика (река Урал). Берке владел землями на Северном Кавказе, но в 1254 году Бату забрал эти владения себе, приказав Берке передвинуться к востоку от Волги.

Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками). Главным улусбеком был беклярбек. Следующим по значению сановником являлся визирь. Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся сановники.
Данные четыре области делились на 70 мелких владений (туменов), во главе с темниками.

Улусы делились на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник).

Столицей Золотой Орды при Бату стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столицу перенесли в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255—1266) близ современного Волгограда). При хане Узбеке Сарай-Берке переименовали в Сарай Ал-Джедид.

Монеты Золотой Орды

Став оседлым и весьма крупным государством, Золотая Орда не могла обойтись без собственной валюты. Экономика государства базировалась на сотне (по некоторым источникам на полутора сотнях) городов, не считая множества мелких селений и кочевий. Для внешних и внутренних торговых отношений выпускались медные монеты – пулы и серебряные – дирхемы.

Сегодня ордынские дирхемы представляют собой немалую ценность для коллекционеров и историков, так как почти каждое правление сопровождалось выпуском новых монет. По виду дирхема специалисты могут определить, когда он был отчеканен. Пулы же ценились относительно невысоко, более того, на них порой устанавливался так называемый принудительный курс, когда монета стоила дешевле использованного на нее металла. Поэтому количество найденных археологами пулов велико, а их ценность относительно мала.

В период правления ханов Золотой Орды на захваченных территориях довольно быстро исчезал оборот собственных, местных денежных средств, а их место занимали ордынские деньги. Более того, даже на Руси, которая платила дань Орде, но в ее состав не входила, чеканились пулы, правда, отличающиеся по виду и стоимости от ордынских. Еще в качестве расчетных средств использовались сумы – серебряные слитки, точнее, отрезки, нарубленные из серебряного прутка. Кстати, первые русские рубли изготавливались точно тем же способом.

Смешение кровей

Кадр из сериала «Золотая Орда»

Кабы не законная жена княгиня Радмила (актриса Светлана Колпакова), то князь Ярослав (актер Александр Устюгов) вполне мог бы жениться на своей любимой Наргиз (актриса Аружан Джазильбекова)– если бы та приняла православие.  Похожая история произошла во времена Александра Невского: тогда один молодой холостой князь в походе влюбился в юную татарку – и привез ее домой. Семья попротивилась – но смирилась, девушка приняла православие и сыграли свадьбу.

Во времена монголо-татарского ига, в XIII-XIV веке, браки между русскими и ордынцами были достаточно частыми. Русские князья нередко брали в жены знатных ордынок – это обеспечивало хорошее отношение хана Золотой Орды.

Например, дочь хана Менгу-Темира (персонаж с таким именем фигурирует и в сериале Первого канала, вместе правителем Орды Берке, преемником которого стал реальный Менгу-Темир, или Менгу-Тимур, как его называют чаще) в 1279 году стала женой князя Федора Ростиславовича Ярославского и Смоленского. Она приняла православие и новое имя – Анна. Одно время чета жила в Орде, потом переселилась в Ярославль. Там княгиня Анна построила несколько православных храмов.

И таких историй было достаточно много. К слову, попавшие в плен или ставшие заложниками при ханском дворе сыновья князей часто возвращались на Русь уже вместе с ордынскими женами. С потомками Чингисхана породнились и московские князья.

Население

См. также: Башкортостан в составе Золотой Орды

В Золотой Орде проживали тюркские (кыпчаки, волжские булгары, башкиры и др.), финно-угорские (мордва, марийцы (черемисы), удмурты (вотяки) и др.), славянские, северокавказские (ясы, аланы, черкасы и др.) народы. Немногочисленная монгольская верхушка очень быстро ассимилировалась среди местного тюркского населения. К концу XIV — началу XV в. кочевое население Золотой Орды обозначалось этнонимом «татары».

В Золотой Орде происходил этногенез волжских, крымских, сибирских татар. Тюркское население восточного крыла Золотой Орды составило основу современных казахов, каракалпаков и ногайцев.

Распад

Ослабшая за годы смуты и после поражения Тохтамыша центральная власть уже не могла добиться полного подчинения всех ранее подвластных земель. Правящие в отдаленных уделах наместники уловили возможность практически безболезненно выйти из-под руки правительства Улус-Джучи. Еще в разгар Великой замятни в 1361 году отделился восточный Улус Орда-Ежена, он же Синяя Орда, в 1380 году за ним последовал Улус Шибана.

В двадцатых годах XV столетия процесс распада стал еще интенсивнее – на востоке бывшей Золотой Орды образовалось Сибирское ханство, несколькими годами позднее в 1428 году — Узбекское, еще десятью годами позже отделилось Казанское ханство. Где-то в промежутке между 1440 и 1450 годом — Ногайская Орда, в 1441 году – Крымское ханство, и позже всех, в 1465 году — Казахское ханство.

Последним ханом Золотой Орды стал Кичи Мухамед, правивший до своей смерти в 1459 году. Его сын Ахмат принял бразды правления уже в Большой Орде – фактически лишь малой части, оставшейся от огромного государства чингизидов.

«Население поздней Золотой Орды оказалось под сильным влиянием османской идеологии газавата»

Активность татарско-османских посольств во второй половине 70-х годов XV века показывает, что отношения на культурном уровне между Анатолией и Дешти-Кыпчаком были на высоком уровне. Теперь же, когда происходили большие политические перемены, золотоордынские ханы, все еще достаточно влиятельные в Восточной Европе, пытались выработать стратегию в своих взаимоотношениях с османами. И нельзя не заметить, что отношение было более чем положительно. Но нужно было соблюсти интересы и Золотой Орды, особенно это касалось новых реалий на Балканах, где район Добруджи, населенный татарами, в будущем всегда будет в центре внимания Османской империи. А также стабилизации торговли на Черном море.

Однако в поздней Золотой Орде политическая нестабильность не заканчивалась, хан Ахмад был убит. При поддержке литовских князей и Польши Крым превращался в независимый татарский юрт с притязаниями на «Тахт эли», но при этом очень скоро попавший под сильное политическое влияние Османской империи. Это также показывает, что население поздней Золотой Орды оказалось под сильным влиянием османской идеологии газавата, что вполне могло бы привести к тесному союзу этих держав.

Золотая Орда распалась на несколько татарских ханств, с которыми у осман уже были в основном периодические связи. Крымское ханство признало вассалитет Османской империи и в дальнейшем уже действовало в фарватере османской политики. Татарские ханства практически непосредственно имели отношения с османами теперь уже только через правителей Крыма Гиреидов.

Ильнур Миргалеев

ОбществоИстория

Отношение к Русской православной церкви

От имени Менгу-Тимура написан первый из дошедших до нас ярлыков от 1267 года об освобождении Русской православной церкви от уплаты дани Золотой Орде. Это своего рода хартия неприкосновенности для русской церкви и духовенства — в начале ярлыка было помещено имя Чингисхана. Надо заметить, что следуя заповедям Ясы Чингисхана, ханы и до Менгу-Тимура не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число «сосчитанных» во время переписи (Лаврентьевская летопись). Теперь же в ярлыке были утверждены привилегии духовенства как широкой общественной группы, включая и членов семей; церковные и монастырские земельные угодья со всеми работающими там людьми не платили налога; и все «церковные люди» были освобождены от военной службы.

Мусульманские купцы прекратили занимать должности налогосборщиков (баскаков) среди крестьян. Оскорбление (клевета, поношение) православной религии (в том числе со стороны мусульман) каралось смертью. Ордынским чиновникам запрещалось под страхом смерти забирать церковные земли, требовать выполнения какой‑либо службы от церковных людей.

Льготы Менгу-Тимура православной церкви по сравнению с ярлыками его предшественников были так велики, что в Московском Летописном своде конца XV века прямо написано: … умре царь татарский Беркаи, и бысть ослаба христианом от насилие бесермен.

За дарованные привилегии от русских священников и монахов требовали молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчёркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. «А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаённой мыслью, то он совершит грех.» Можно предположить, что текст ярлыка был составлен совместно Менгу-Тимуром (или его главным монгольским секретарём) и епископом Сарая Митрофаном, представлявшим русское духовенство. А если так, то моральная санкция против неискренней молитвы, должно быть, была сформулирована этим епископом.

Благодаря этому ярлыку, а также ряду последующих, русское духовенство составляло привилегированную группу, и именно этим была заложена основа церковного богатства. Об этой странице в истории Русской православной церкви было хорошо известно образованным людям XIX века, например поэту А. С. Пушкину, который в своём письме к П. Я. Чаадаеву писал: Духовенство, пощаженное удивительной сметливостью татар, одно — в течение двух мрачных столетий — питало бледные искры византийской образованности.

При хане епископ Афиноген из Сарая был назначен главой татарской (волжско-булгарской) делегации, направленной в Константинополь, то есть фактически он стал послом Золотой Орды. Известно правило тех времен, что если член правящей династии Орды становился православным христианином, то он не терял свои права и собственность.

Отношения Менгу-Темура с русскими князьями были относительно хорошими именно из-за его положительного отношения к православной религии. Эта веротерпимость была прописана в Ясе Чингисхана: Чингис Хан не повиновался никакой вере и не следовал никакому исповеданию, то уклонялся он от изуверства и от предпочтения одной религии другой, и от превозношения одних над другими., чему должны были следовать все правители монголов, но не все следовали, особенно после принятия ислама в Орде. Но сам хан Менгу-Тимур был последователем традиционной монгольской религии — Тенгрианства и поэтому смог сбалансировать религиозную политику Золотой Орды.

Армия

Подавляющей частью ордынского войска являлась конница, использовавшая в бою традиционную тактику ведения боя мобильными конными массами лучников. Её ядром были тяжеловооружённые отряды, состоявшие из знати, основой которых была гвардия ордынского правителя. Помимо золотоордынских воинов, ханы набирали в войско солдат из числа покорённых народов, а также наёмников из Поволжья, Крыма и Северного Кавказа. Основным оружием ордынских воинов был сложноставной лук восточного типа, которым ордынцы пользовались с большим мастерством. Широко распространены были и копья, применявшиеся ордынцами во время массированного копейного удара, следовавшего за первым ударом стрелами. Из клинкового оружия наиболее популярными были палаши и сабли. Распространено было и ударно-дробящее оружие: булавы, шестопёры, чеканы, клевцы, кистени.

Среди ордынских воинов были распространены ламеллярные и ламинарные металлические панцири, с XIV века — кольчуги и кольчато-пластинчатые доспехи. Самым распространённым доспехом был хатангу-дегель, усиленный изнутри металлическими пластинами (куяк). Несмотря на это, ордынцы продолжали пользоваться ламеллярными панцирями. Пользовались монголы и доспехами бригантинного типа. Получили распространение зерцала, ожерелья, наручи и поножи. Мечи практически повсеместно были вытеснены саблями. С конца XIV века на вооружении появляются пушки. Ордынские воины стали применять также полевые укрепления, в частности, большие —чапары. В полевом бою они также использовали некоторые военно-технические средства, в частности, арбалеты.

Расцвет Золотой Орды

Своего расцвета Улус Джучи достиг в первой половине XIII века, в годы правления Узбек-хана и его сына Джанибека. Узбек отстроил новую столицу – Сарай-аль-Джедид, способствовал развитию торговли и довольно активно насаждал ислам, не гнушаясь расправой над непокорными эмирами – наместниками областей и военачальниками. Стоит, впрочем, отметить, что население в своей основной массе не было обязано исповедовать ислам, это касалось главным образом высоких должностных лиц.

Он также весьма сурово контролировал подвластные тогда Золотой Орде русские княжества – согласно Лицевому летописному своду в его правление в Орде было убито девять русских князей. Так что обычай князей, вызванных в ханскую ставку для разбирательств, оставлять завещание, обрел под собой еще более прочную почву.

Хан Узбек продолжал развивать дипломатические связи с наиболее сильными на тот момент государствами, действуя, кроме прочего, традиционным путем монархов – установлением родственных связей. Он взял в жены дочь византийского императора, выдал собственную дочь за московского князя Юрия Даниловича, а племянницу – за египетского султана.

На территории Золотой Орды тогда проживали не только потомки воинов Монгольской Империи, но представители покоренных народов – булгары, половцы, русские, а также выходцы с Кавказа, греки и т.д.

Если начало образования Монгольской империи и Золотой Орды в частности шло главным образом захватническим путем, то к этому периоду Улус Джучи превратился в уже почти вполне оседлое государство, распространившее свое влияние на значительную часть европейской и азиатской части материка

Мирные ремесла и искусства, торговля, развитие наук и богословия, четко работающий чиновничий аппарат были одной стороной государственности, а войска ханов и подвластных им эмиров – другой, ничуть не менее важной. Тем более что воинственные Чингизиды и верхушка знати то и дело конфликтовали между собой, составляя альянсы и заговоры

Кроме того, удержание завоеванных земель и подержание уважения со стороны соседей требовало постоянной демонстрации военной силы.

Русская долюшка женская

Тяжелой жизни и бесправному существованию большинства героинь сериала «Золотая Орда» не позавидуешь – в реальности же все обстояло не так печально. Долгое время считалось, что именно благодаря татаро-монгольскому игу на Руси на много веков воцарился «теремной быт» женщин, когда они становились добровольными затворницами, их ограничивали домом и воспитанием детей. Но в последние годы историки все чаще говорят о том, что том, что к влиянию монголо-татар этот процесс не имеет никакого отношения.

Наоборот, в Орде царил культ сильных женщин, если не сказать матриархат, жены правителей присутствовали на совещаниях, встречах с послами, давали советы, к которым прислушивались. А старшая жена хана Узбека, знаменитая ханша Тайдула фактически правила Ордой – вначале наравне с мужем, потом, после его смерти, –вместо сыновей, а затем выбрала себе нового мужа, военачальника.

Правда вскоре ее правление закончилось – второй претендент на ее сердце, отвергнутый чингизский хан, пошел войной на Орду и убил и Тайдулу с мужем, и всех ее родных.

Портрет ханши Тайдулы, XIV век

Как считают многие историки, вынужденному затворничеству и жизни, ограниченной семейным кругом, русские женщины были скорее обязаны повсеместному распространению христианства, которое как раз совпало с периодом татаро-монгольского ига. С окончанием языческой вольницы «пострадали» не только мужчины, которых лишили возможности иметь жен и наложниц, как это оставалось принятым в Орде.

Женщинам на Руси тогда приходилось гораздо хуже, чем мужчинам. Многие могли выходить из дома только раз в неделю – в церковь, и то с позволения отца или мужа. Без мужчины-опекуна не разрешалось отправляться за покупками или общаться на улице. Домострой царил и в кругах знати. Жены князей и опекунши наследников престола могли фактически управлять небольшими княжествами – но все зависело от того, сколько свободы и прав им предоставляли князья.

Андрей Рябушкин, Русские женщины в церкви, 1899 год

Хуже всего жилось простым женщинам. В их обязанности входило еще и терпеть побои. За провинности в народе жен нещадно били – специальной плетью, которая называлась «дурак». Порка жен поощрялась –  мужчины, которые не прибегали к рукоприкладству, считались слабаками. Именно из той поры идет знаменитая поговорка: «Бьет – значит любит». И такие нравы и порядки царили долго – лишь с приходом к власти Петра I женская доля стала легче.

Начало

Стоит отметить, что знакомое нам сегодня наименование возникло уже куда позднее самого существования государства. А то, что мы называем Золотой Ордой, в эпоху своего расцвета звалось Улу Улус (Великий улус, Великое государство) или (государство Джучи, народ Джучи) по имени хана Джучи — старшего сына хана Темучина, известного в истории как Чингисхан.

Оба наименования довольно ясно обрисовывают и масштабы, и происхождение Золотой Орды. Это были весьма обширные земли, принадлежавшие потомкам Джучи, включая Бату, известного на Руси как хан Батый. Джучи и Чингисхан скончались в 1227 году (возможно, Джучи годом ранее), Империя Монголов к тому времени включала в себя значительную часть Кавказа, Средней Азии, Южной Сибири, Руси и Волжскую Булгарию.

Земли, захваченные войсками Чингисхана, его сыновей и полководцев, после кончины великого завоевателя разделились на четыре улуса (государства), причем оказался наиболее крупным и сильным, протянувшись от земель современной Башкирии до Каспийских ворот — Дербента. Западный поход, возглавляемый Бату-ханом, расширил к 1242 году подвластные ему земли на запад, а Нижнее Поволжье, богатое прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовецкими угодьями, привлекло Бату в качестве места для резиденции. Примерно в 80 км от современной Астрахани вырос Сарай-Бату (иначе – Сарай-Берке) – столица Улус Джучи.

Наследовавший Бату его брат Берке был, что называется, просвещенным правителем, насколько это позволяли тогдашние реалии. Берке, приняв в молодости ислам, не насаждал его среди подвластного населения, зато при нем значительно улучшились дипломатические и культурные связи с рядом восточных государств. Активно использовались пролегавшие по воде и по суше торговые пути, что не могло не сказаться положительно на развитии экономики, ремесел, искусств. Сюда съезжались с одобрения хана богословы, поэты, ученые, умельцы в ремеслах, более того, Берке начал назначать на высокие государственные посты не родовитых соплеменников, а приезжих интеллектуалов.

Эпоха правления ханов Бату и Берке стала очень важным в организационном плане периодом истории Золотой Орды – именно в эти годы активно формировался государственный управленческий аппарат, сохранивший актуальность много десятилетий. При Бату одновременно с установлением административно-территориального деления оформились владения крупных феодалов, была создана бюрократическая система и разработано довольно четкое налогообложение.

Причем, несмотря на то, что ханская ставка по обычаю предков больше половины года кочевала по степям вместе с ханом, его женами-детьми и огромной свитой, власть правителей была как никогда незыблемой. Они, так сказать, задавали основную линию политики и решали важнейшие, основополагающие вопросы. А рутина и частности препоручались должностным лицам и чиновничьему аппарату.

Преемник Берке – Менгу-Тимур – заключил с двумя другими наследниками империи Чингисхана союз, причем все трое признавали друг друга полностью независимыми, но дружественными государями. После его кончины в 1282 году в Улус Джучи наступил политический кризис, так как наследник был очень юн, а Ногай, один из главных советников Менгу-Тимура, активно стремился получить если не официальную, то хотя бы фактическую власть. Некоторое время ему это удавалось, до тех пор, пока повзрослевший хан Тохта не избавился от его влияния, для чего потребовалось прибегнуть к военной силе.

Название и границы

Название «Золотая Орда» впервые было употреблено в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история», когда самого единого государства уже не существовало. До этого времени во всех русских источниках слово «Орда» использовалось без прилагательного «Золотая». С XIX века термин прочно закрепился в историографии и используется для обозначения улуса Джучи в целом либо (в зависимости от контекста) его западной части со столицей в Сарае.

В собственно золотоордынских и восточных (арабо-персидских) источниках государство не имело единого названия. Оно обычно обозначалось термином «улус», с добавлением какого-либо эпитета («Улуг улус») или имени правителя («улус Берке»), причём не обязательно действующего, но и царствовавшего ранее («Узбек, владетель стран Берке», «послы Тохтамышхана, государя земли Узбековой»). Наряду с этим в арабо-персидских источниках часто использовался старый географический термин Дешт-и-Кипчак. Слово «орда» в этих же источниках обозначало ставку (передвижной лагерь) правителя (примеры его употребления в значении «страна» начинают встречаться только с XV века). Сочетание «золотая орда» (перс. اردوی زرین‎, Urdu-i Zarrin) в значении «золотой парадный шатёр» встречается в описании арабского путешественника Ибн Баттуты применительно к резиденции хана Узбека.

В русских летописях слово «орда» обычно означало войско. Его употребление в качестве названия страны становится постоянным с рубежа XIII—XIV веков, до этого времени в качестве названия использовался термин «Татары». В западно-европейских источниках были распространены наименования «страна Команов», «Комания» или «держава татар», «земля татар», «Татария».
Китайцы называли монголов «татарами» (тар-тар).

В современных языках, которые связаны ордынским старотатарским, Золотая Орда именуется: Олуг юрт/йорт (Большой дом, Родина), Олуг улус/олыс (Большая страна/округ, округ старшего), Дәшти кыпчак (Степь кипчаков) и т. д. Точно также если столичный город называется Баш кала (Главный город), то передвижную ставку называют Алтын урда (Золотой центр, шатёр, станица).

Границы Орды арабский историк Аль-Омари, живший в первой половине XIV века, определял так:

Правители

В первый период правители Золотой Орды признавали главенство великого каана Монгольской империи.

  1. Джучи, сын Чингисхана (1224—1227)
  2. Бату (ок. 1208—ок. 1255), сын Джучи (1227—ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235—1241)
  3. Сартак, сын Бату (1255/1256)
  4. Улагчи, сын Бату (или Сартака) (1256—1257) при регентстве Боракчин-хатун, вдовы Бату
  5. Берке, сын Джучи (1257—1266)
  6. Менгу-Тимур, сын Тукана, внук Бату (1266—1269)

Ханы

  1. Менгу-Тимур (1269—1282), первый хан Золотой Орды, независимой от Монгольской империи
  2. Туда Менгу (1282—1287)
  3. Тула Буга (1287—1291)
  4. Тохта (1291—1312)
  5. Узбек-хан (1313—1341)
  6. Тинибек (1341—1342)
  7. Джанибек (1342—1357)
  8. Бердибек (1357—1359), последний представитель рода Бату
  9. Кульпа (август 1359—январь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
  10. Науруз-хан (январь—июнь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
  11. Хизр-хан (июнь 1360—август 1361), первый представитель рода Орда-Эджена
  12. Тимур-Ходжа-хан (август—сентябрь 1361)
  13. Ордумелик (сентябрь—октябрь 1361), первый представитель рода Тука-Тимура
  14. Кильдибек (октябрь 1361—сентябрь 1362), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
  15. Мурад хан (сентябрь 1362—осень 1364)
  16. Мир Пулад (осень 1364—сентябрь 1365), первый представитель рода Шибана
  17. Азиз шейх (сентябрь 1365—1367)
  18. Абдуллах-хан (1367—1368)
  19. Хасан-хан (1368—1369)
  20. Абдуллах-хан (1369—1370)
  21. Мухаммед Булак-хан (1370—1372), при регентстве Тулунбек-ханум
  22. Урус-хан (1372—1374)
  23. Черкес-хан (1374—начало 1375)
  24. Мухаммед Булак-хан (начало 1375—июнь 1375)
  25. Урус-хан (июнь—июль 1375)
  26. Мухаммед Булак-хан (июль 1375—конец 1375)
  27. Каганбек (Айбек-хан) (конец 1375—1377)
  28. Арабшах (Кары-хан) (1377—1380)
  29. Тохтамыш (1380—1395)
  30. Тимур Кутлуг (1395—1399)
  31. Шадибек (1399—1407)
  32. Пулад-хан (1407—1411)
  33. Тимур-хан (1411—1412)
  34. Джалал ад-Дин-хан (1412—1413)
  35. Керимберды (1413—1414)
  36. Кепек (1414)
  37. Чокре (1414—1416)
  38. Джаббар-Берди (1416—1417)
  39. Дервиш-хан (1417—1419)
  40. Кадыр-Берди (1419)
  41. Хаджи-Мухаммад (1419)
  42. Улу Мухаммед (1419—1423)
  43. Барак-хан (1423—1426)
  44. Улу Мухаммед (1426—1427)
  45. Барак-хан (1427—1428)
  46. Улу Мухаммед (1428)
  47. Кичи-Мухаммед (1428)
  48. Улу Мухаммед (1428—1432)
  49. Кичи-Мухаммед (1432—1459)

Беклярбеки

  • Ногай, правнук Джучи, беклярбек (1256—1267, 1280—1300)
  • Иксар (Ильбасар), сын Тохты, беклярбек (1299/1300—1309/1310)
  • Кутлуг-Тимур, беклярбек (ок. 1309/1310—1321/1322)
  • Алау, беклярбек Джанибека
  • Мамай, беклярбек (1357—1359, 1363—1364, 1367—1369, 1370—1372, 1377—1380)
  • Едигей, сын Мангыт Балтычак-бека, беклярбек (1395—1419)
  • Мансур-бий, сын Едигея, беклярбек (1419)
  • Наурус-бий, беклярбек при Улуг-Мухаммеде и Кичи-Мухаммеде.

Города и торговля

Керамика Золотой Орды в собрании Государственного исторического музея.

На землях от Дуная до Иртыша археологически зафиксированы 110 городских центров с материальной культурой восточного облика, расцвет которых пришёлся на первую половину XIV в. Общее же число золотоордынских городов, по всей видимости, приближалось к 150.
Крупными центрами главным образом караванной торговли были города Сарай-Бату, Сарай-Берке, Увек, Булгар, Хаджи-Тархан, Бельджамен, Казань, Джукетау, Маджар, Мохши, Азак (Азов), Ургенч и др.

Торговые колонии генуэзцев в Крыму (капитанство Готия) и в устье Дона использовались Ордой для торговли сукном, тканями и льняным холстом, оружием, женскими украшениями, ювелирными изделиями, драгоценными камнями, пряностями, ладаном, мехами, кожей, медом, воском, солью, зерном, лесом, рыбой, икрой, оливковым маслом и рабами.

Из крымских торговых городов начинались торговые пути, ведущие как в южную Европу, так и в Среднюю Азию, Индию и Китай. Торговые пути, ведущие в Среднюю Азию и Иран, проходили по Волге. Через волгодонскую переволоку была связь с Доном и через него с Азовским и Черным морем.

Внешние и внутригосударственные торговые отношения обеспечивались выпускаемыми деньгами Золотой Орды: серебряными дирхемами, медными пулами и сумами.

Хан Золотой Орды

Будущий правитель великого средневекового государства родился в семье прямых потомков Чингисхана (Чингизидов). Его дедом был сам хан Бату (или Батый, как его называли на Руси).

Как известно, своё огромное государство Чингисхан разделил между сыновьями. Так появилась несколько улусов, входивших в состав империи, одним из которых была и Золотая Орда. После сыновей Чингисхана править этими землями стали его внуки и правнуки, а в 1266 году Золотая Орда перешла к Менгу-Темиру.

Через три года после прихода Менгу-Темира к власти Великая Монгольская империя распалась, отделилась от государства и Золотая Орда.

Несмотря на то, что империя Чингисхана перестала существовать, её осколки были всё ещё очень сильны, поэтому русские князья были вынуждены продолжать платить дань, только уже не империи, а Золотой Орде. По сути в те времена Русь была полностью зависима от Менгу-Темира и его государства.

Впрочем, Золотая Орда во главе с молодым ханом не только брала, но и давала.

Во-первых, благодаря военной поддержке монголов, русские князи смогли отбиться от атаки литовцев с севера и запада.

Во-вторых, князь Тверской и Владимирский Ярослав Ярославович сумел, при содействии Менгу-Темира, примириться с новгородцами и занять новгородский престол.

В-третьих, был упразднен раздутый чиновничий аппарат империи, а русские князья получили больше самостоятельности и могли сами выплачивать дань напрямую хану.

 

Б. Чориков. Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение

К тому же была проведена крупномасштабная перепись населения Руси. Хотя её целью было определить размер подати, это событие приобрело государственный масштаб.

Что касается военных завоеваний, то их было много: монголы и армия русских князей вместе представляли собой грозную силу. Были осуществлены походы в Византию, Литву, на Кавказ и даже в Сирию, заложены новые города — Судак, Азов, Аккерман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector