Сериал «золотая орда»: содержание серий

В новом фильме о древней Руси герои вымышленные, а страсти — настоящие

На съемках проекта Устюгов научился мастерки обращаться со старинным оружием

Исторический вымысел

По замыслу создателей, в сериале будет показан конец XIII века, когда Древняя Русь находилась под игом монголо-татар. Великий князь Ярослав мечтает объединить разрозненные русские княжества и скинуть ненавистное иго, но его врагами на этом пути становятся родной брат — опальный князь Борис — и старший сын Владимир.
Тем временем в столицу Руси прибывает посланник Золотой Орды – красавец и ценитель женской красоты Тенгри-Темир. Он приехал, чтобы угнать в Орду тысячи русских воинов, но готов довольствоваться лишь частью — при условии, что Великий князь отдаст ему жену Бориса, княгиню Устинью. Ярослав не готов нарушить законы веры и чести. Но неожиданно Борис сам идет на этот шаг, надеясь, что такая жертва обеспечит ему княжеский престол. Устинья с караваном отправляется на чужбину. Взамен же Тенгри оставляет князю Ярославу «подарок» от Великого хана – юную Наргиз, которая пробуждает князя к жизни и ставит его перед роковым выбором. На одной чаше весов – любовь и страсть, на другой – престол и жизнь самой Наргиз, которую не принимает ни народ, ни законная жена Ярослава княгиня Радмила.
Как нас сразу же предупредили создатели сериала, проект стоит рассматривать скорее как историческую фантасмагорию. Фильм снимается по мотивам событий, происходивших в то время.

Недалеко от Ярославского шоссе был построен настоящий деревянный город

Первый конь Пускепалиса

На крымскую часть съемок выпало множество батальных сцен с участием большого количества актеров массовки. В том числе и конных сражений. Ради них Сергею Пускепалису, играющему воеводу Еремея, пришлось обучаться держаться в седле и обращаться с тяжелым оружием.

Дабы подчеркнуть зрелый возраст героя, гримерам пришлось немного «состарить» актера. Всегда гладко выбритый в жизни Пускепалис в картине носит приклеенную бороду с заметной проседью. К слову, нанесение грима почти каждому из главных героев «Золотой Орды» занимает по два часа ежедневно.

Где не ступала нога киношника

В Крыму съемочная группа неожиданно столкнулась с одной непредвиденной сложностью: на полуострове было непросто найти место, не облюбованное ранее для съемок другими киногруппами.

Мужской ум Пересильд

Съемки проекта продолжились в Москве. На киностудии нетрудно догадаться, где именно расположены павильоны «Золотой орды»: в соседних коридорах можно встретить артистов, задействованных в проекте. Вот целые группы «монгольских воинов», рассевшись по лавочкам, ждут приглашения на площадку. Неподалеку от них — облаченный в кольчугу «русич» после своей сцены беседует с кем-то по мобильному телефону. А вот из-за угла показалась красавица Юлия Пересильд. Она тоже в образе: с длинными волосами, в княжеском головном уборе и ожерелье из крупных монет. О том, что актриса все-таки живет в XXI веке, говорит лишь бумажный стаканчик ароматного кофе.

Устинья только с виду женственная, а на самом деле — очень смелая и решительная

По признанию самой актрисы, подготовка к роли ей далась не очень легко — прежде всего потому, что она и ее героиня в эмоциональном плане совершенно разные.

И я там был…

Тут ассистент режиссера вновь зовет актеров на площадку. В этой сцене задействована и Юля. Мы же следуем за ней — и, притаившись в углу, наблюдаем почти настоящую княжескую трапезу. В просторной палате деревянного терема буквой «П» установлен стол, заставленный яствами. И чего тут только нет: холодец, запеченный поросенок, зажаренный лебедь, хлебный каравай, пироги, свежие румяные яблоки размером с крепкий кулак…
Во главе стола, как и положено, восседает князь Ярослав, а по правую руку от него — супруга Радмила.
На главную мужскую роль харизматичный Устюгов, знакомый зрителям по фильмам «28 панфиловцев», «Отцы и дети» и сериалу «Ментовские войны», был утвержден задолго до начала съемок.

Сериал планируется выпустить в эфир не ранее конца осени нынешнего года.

Русь и завоеватели

Политические последствия были не менее значительными. Отныне политика русских князей зависела от желаний и планов их монгольских хозяев. Теперь «ярлык», позволявший отпрыскам знатных родов управлять своей вотчиной, выдавался непосредственно в Золотой Орде (это государственное образование окончательно оформится к 60-м годам XIII века). Поездки князей в ставку хана-сюзерена с этих пор становились обычным делом. Кроме того, эти путешествия были одним из рычагов политического давления преемников Батыя — фактически, русские правители оказывались в заложниках и были вынуждены принимать условия своих покровителей.

Часто монгольские хозяева земли русской прибегали и к прямому устранению неблагонадёжных, по их мнению, князей. Удобнее всего это было делать в ставке хана. За первые полстолетия ига ордынцы ликвидировали по меньшей мере четырёх видных русских князей.

Хан Батый — фантазия современного художника. (asiarussia.ru)

Применим к создателям сериала методику «допроса» исторического источника

Собственно, что мы узнаем о современном нам российском обществе из сериала «Золотая Орда»? Прежде чем приступить к анализу содержательной части источника, надо понять, где, когда и кем создавалось произведение.

Официальные открытые источники дают следующую информацию:

  1. Год создания — 2018-й, премьера — 12 марта 2018 года (Первый канал);
  2. Страна: Россия;
  3. Производство: «Марс Медиа Энтертейнмент», «Амедиа Продакшн», «Марс-Фильм»;
  4. Режиссер: Тимур Алпатов (по образованию художник, «продюсер и режиссер в рекламе». В 1997 году поступает на факультет рекламы Московского гуманитарного университета, а в 2002 году оканчивает его по специальности «Продюсер и режиссер в рекламе»);
  5. Сценарист: Ольга Ларионова;
  6. Оператор: Морад Абдель-Фаттах (Окончил ВГИК, операторский факультет (2012, мастерская Михаила Аграновича).
  7. Композитор: Зиновия Арванитиди (начала брать уроки фортепьяно в возрасте восьми лет, а сочинять музыку с 15 лет. Окончила консерваторию, изучала классическое пение в течение двух лет);
  8. Художники: Давид Дадунашвили, Юрий Григорович (II);
  9. Продюсеры: Рубен Дишдишян (генеральный), Лен Блаватник (генеральный), Нелли Яралова (генеральный), Елена Денисевич (креативный), Арам Мовсесян, Вазген Хачатрян (линейный), Елена Корнеева, Галина Нахимовская (исполнительный);

«Цель «Золотой Орды» — рассказать о людях, о том времени», – отмечает креативный продюсер Елена Денисевич. Фото marsme.ru

Еще один вопрос, на который нужно ответить: зачем снимался фильм?

Если фильм о людях, то поле для вымысла и измышлений весьма и весьма широкое, а если о времени — то очень внимательным нужно быть к исторической среде. Креативный продюсер при этом отмечает: «Время великолепное. Давно ушедший в прошлое ХІІІ век открывает невероятные возможности для фантазии и позволяет максимально уйти от любых политических и геополитических аспектов, от позиций, которые меньше всего имеют отношение к искусству, но чаще всего к нему «прилипают»»

Авторы особо подчеркивают: «продюсеры особо обращают внимание на то, что не собирались снимать исторические хроники, а отдали предпочтение художественному вымыслу»

Режиссер Тимур Алпатов в оправдание указывает, что «побоялись, что нарушим историческую правду». Он сознается, что «из огромного количества исторической и справочной информации мы вычленили интересное для нас и нашей истории и из него выстроили наш сюжет». И вот здесь самое любопытное, собственно, что вычленяли и что интересно авторам как части общества. Что создатели фильма хотели показать в сериале и сказать столь ярким визуальным рядом? Авторы подчеркивают, что неслучайно поместили своих героев во вторую половину XIII в. — именно внешний фон событий далекого прошлого должен раскрыть характеры героев, мотивации и способы их поведения.

Один из продюсеров — Денисевич отметила, что сериал — это «фантазия о далеком прошлом»; режиссер Алпатов назвал работу «исторической фантасмагорией». Но отметил: «Несмотря на то, что у нас «фэнтези», в основе нашей работы над проектом лежал все-таки не вымысел, а художественный домысел. Задача перед творческой группой фильма ставилась очень конкретно: атмосфера, в которой разворачивается сюжет, коль скоро мы выбрали историческое прошлое, должна быть достоверной. Двенадцать консультантов — специалистов по быту, костюму, оружию, по вопросам религии и истории — помогали всем департаментам огромной съемочной группы проекта «Золотая Орда».

Авторы считают, что «монголо-татары в это время еще не строили городов, могли за сутки убрать свою «воинскую ставку», собраться и умчаться, оставив своих врагов-преследователей ни с чем. Фото marsme.ru

Полководец

Правление Ярослава Владимировича в Киеве было исполнено военных тревог и угроз. Приходилось постоянно отражать нападения как иноземных захватчиков, так и собственных родственников из дома Рюриковичей. Победа доставалась мудрому правителю не только военным путем, но и хитростью, дипломатией, ловким умением использовать ошибки противника. Ярослав активно укреплял древнерусскую государственность и продолжал внешнюю политику своего отца Владимира и деда Святослава. Дальновидный хозяин киевского стола успешно скреплял военные победы с династическими браками своих дочерей с норвежским, венгерским и французским монархами (О последней истории в 1970-е годы был снят увлекательный советский фильм «Ярославна, королева Франции»).

Но воевать всё-таки приходилось, ведь по-другому в те далёкие времена практически невозможно было усилить авторитет княжеской власти.

В 1020 году племянник Ярослава, полоцкий князь Брячислав Изяславич решил позаимствовать у дяди часть новгородских земель. Ему удалось взять Новгород, ограбить его и увести в плен часть жителей. Узнав, что Ярослав приближается к городу, нападавший покинул его, был настигнут грозным дядей на реке Судоме. Ярослав разбил войска племянника и освободил пленных, после чего с родственником замирился, отдав ему в удел Витебск.

Много неудобств доставил Ярославу и его младший брат Мстислав Владимирович Тмутараканский. Несколько лет они противостояли друг другу. Дело доходило до боевых столкновений: Мстислав захватил Чернигов и левобережье Днепра, а в 1024 году под Лиственом (возле Чернигова) победил войско Ярослава и перенёс свою столицу в Чернигов. Мстислав направил послов к Ярославу и предложил разделить земли по Днепру и прекратить войны. «Садись в своём Киеве, ты старший брат, а мне пусть будет эта сторона». Уже в 1029 году Ярослав помог Мстиславу, совершил поход против племени ясов и выгнал их из Тмутаракани. Всё кончилось замирением.

В 1030 году Ярослав утвердил свою власть на берегах Чудского озера и основал город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). В том же году он отвоевал у поляков Перемышль и Червен, которые были захвачены Болеславом Храбрым ещё в 1018 году.

Войска Ярослава совершили также успешные походы на племена ятвягов и литовские племена. Самое большое впечатление на современников произвели решительные действия против печенегов. В 1036 году он нанёс им решительное поражение под Киевом и избавил русские земли от набегов этих кочевников.

В 1043 году русские рати под предводительством сына Ярослава Владимира ходили походом на Византию. Поход не увенчался решительной победой, но в порядке замирения в 1046 году другой сын Ярослава Всеволод стал законным супругом византийской принцессы. В этом браке родился Владимир Мономах – внук Константина IX Мономаха.

Аружан Джазильбекова (Наргиз)

Наргиз стала подарком хана Орды князю Ярославу. Она чувствует себя чужой и одинокой, поддерживает ее лишь любовь к князю.

Наргиз мечтает навсегда остаться вместе с любимым, однако против нее сражаются не только приближенные и семья князя, но и народ Руси.

Фото: Неономад: UGC

Аружан Джазильбекова — казахстанская актриса и модель. В юности Аружан выиграла конкурс Ford Models Supermodel of the Kazakhstan, но затем решила посвятить себя журналистике.

До 2010 года девушка работала шеф-редактором, а затем решила попытать счастья на актерском поприще.

В отличие от Наргиз личная жизнь Джазильбековой сложилась легко и счастливо: она замужем за казахстанским кинорежиссером Ахатом Ибраевым.

Папа Римский — виновник убийства князя?

Русские летописи, сообщая о смерти великого князя, указывают, что он был оклеветан неким русским вельможей — Фёдором Яруновичем. К сожалению, подробной информации об этом человеке наука не располагает, но известно, что наказание за предательство настигло боярина весьма скоро — после приезда из Каракорума он был убит по приказу оставшихся сыновей Ярослава Всеволодовича, Андрея и Александра.

Историки до сих пор спорят о причинах, побудивших нового хана лишить владимирского князя жизни. Однако необходимо указать на несколько фактов, по-видимому, повлиявших на это решение.

Вполне вероятно, что Ярослав Всеволодович пал жертвой политических интриг внутри правящей верхушки монгольского государства. Батый был противником избранного хана Гуюка, и на курултай не поехал. Таким образом, владимирский князь остался без даже номинального покровительства в самом центре враждебного государства. В свою очередь, мать Гуюка, Дорегене, считала Ярослава верным человеком Батыя. Именно поэтому у великого князя оставалось мало шансов уехать из столицы ханства живым.

Всё же, что же за донос позволил вынести Ярославу смертный приговор? Свидетель произошедшего, итальянский дипломат Карпини, на этот вопрос в своей книге никак не отвечает. Однако в обнаруженном в XX веке письме римского папы Иннокентия IV Александру Невскому понтифик сообщал сыну убитого князя, что тот перед самой смертью принял католичество. В других источниках этот факт никак не освещался, однако можно почти с полной уверенностью предположить, что Ярослав Всеволодович поддерживал контакты с европейскими антиордынскими силами. Возможно, именно этот эпизод биографии владимирского князя стал причиной его убийства. Но сейчас достоверно сказать о том, что же стало истинным предлогом ликвидации великого князя, не представляется возможным.

Хан Золотой Орды

Будущий правитель великого средневекового государства родился в семье прямых потомков Чингисхана (Чингизидов). Его дедом был сам хан Бату (или Батый, как его называли на Руси).

Как известно, своё огромное государство Чингисхан разделил между сыновьями. Так появилась несколько улусов, входивших в состав империи, одним из которых была и Золотая Орда. После сыновей Чингисхана править этими землями стали его внуки и правнуки, а в 1266 году Золотая Орда перешла к Менгу-Темиру.

Через три года после прихода Менгу-Темира к власти Великая Монгольская империя распалась, отделилась от государства и Золотая Орда.

Несмотря на то, что империя Чингисхана перестала существовать, её осколки были всё ещё очень сильны, поэтому русские князья были вынуждены продолжать платить дань, только уже не империи, а Золотой Орде. По сути в те времена Русь была полностью зависима от Менгу-Темира и его государства.

Впрочем, Золотая Орда во главе с молодым ханом не только брала, но и давала.

Во-первых, благодаря военной поддержке монголов, русские князи смогли отбиться от атаки литовцев с севера и запада.

Во-вторых, князь Тверской и Владимирский Ярослав Ярославович сумел, при содействии Менгу-Темира, примириться с новгородцами и занять новгородский престол.

В-третьих, был упразднен раздутый чиновничий аппарат империи, а русские князья получили больше самостоятельности и могли сами выплачивать дань напрямую хану.

Б. Чориков. Распря русских князей в Золотой Орде за ярлык на великое княжение

К тому же была проведена крупномасштабная перепись населения Руси. Хотя её целью было определить размер подати, это событие приобрело государственный масштаб.

Что касается военных завоеваний, то их было много: монголы и армия русских князей вместе представляли собой грозную силу. Были осуществлены походы в Византию, Литву, на Кавказ и даже в Сирию, заложены новые города — Судак, Азов, Аккерман.

История без истории

Авторы сериала сразу открестились от звания исторической
мелодрамы. Они указали в титрах, что сериал не основан на историческом
материале и все герои вымышленные. Связано это с тем, что период
монголо-татарского ига спорен, до сих пор версии хода событий — противоречивые. А также с попыткой предотвратить очевидное негодование любителей исторической правды в
кино. Продюсеры называют своё творение фэнтези, а эпоху взяли из-за возможности
совместить русский и восточный колориты.

«Мы поставили перед собой задачу снять сериал, которого ещё
не делали в России, который по истории, по масштабам воплощения не уступит
лучшим западным образцам последних лет. Период расцвета Золотой Орды показался
нам ярким, кинематографичным, поэтому он и был взят за основу. Однако мы
сознательно ушли от исторических фактов, до сих пор вызывающих много споров, –
все наши герои и события вымышленные», — рассказал генеральный продюсер Рубен
Дишдишян.

С первых кадров сериал демонстрирует богатство декораций и
костюмов. Все продумано до мелочей, видно, что красота «картинки» стоит на
первом месте. Более 2 тысяч костюмов было сшито или взято из других исторических
фильмов. Доспехи изготовил художник Сергей Микульский — владелец уникальной
коллекции оружия, используемого для сказок и фэнтези. Как верблюды выживают в вечной мерзлоте Алтая

Специально была отстроена декорация города Владимира площадью
5 тысяч метров. Ставку хана снимали в Карадагском заповеднике в Крыму — это
место оказалось похоже на Монголию и не часто мелькало в кино. Здесь построили
масштабную декорацию ханского дворца, установили множество юрт. Не обошлась мелодрама
о кочевниках без лошадей и верблюдов, съёмки которых оказались непростым делом.

«Мы снимали караван монголов, которые возвращаются к хану.
Для красоты кадра я решил поставить в него двух верблюдов. И на площадке с
удивлением выяснил, что, оказывается, лошади так их боятся, что разбегаются в
разные стороны! Поэтому верблюдов мы спрятали, поставив в конце каравана,
подальше от лошадиных взглядов. И все же один конь, запряжённый телегой, увидел
верблюда, растолкал телегу и понёсся на людей — еле остановили», — рассказал режиссёр.

Тимур Кутлуг

Основная статья: Тимур Кутлуг

Занял ханский престол в  г. при помощи эмира Едигея, в сущности, заправлявшего всеми делами в орде после победы Тамерлана над Тохтамышем. Тимур Кутлуг изгнал из Золотой орды Тохтамыша, который скрылся у Витовта. Тимур Кутлуг требовал от Витовта выдачи Тохтамыша, но Витовт отвечал, что поговорит об этом при встрече. Битва произошла на берегах р. Ворсклы. С Витовтом были, кроме литовцев, войска из Жмуди, Руси и отряды Тохтамыша. В начале переговоров Тимур Кутлуг, ожидая прибытия туменов Едигея, пошёл на уступки Витовту и даже соглашался на татарские деньги накладывать литовское клеймо. Едигей по своём прибытии выдвинул диаметрально противоположные требования к литовской стороне. Витовт форсировал реку, удар приняли тумены Едигея, но тумены Тимур Кутлуга обошли литовцев с флангов, и победа осталась за татарами (). Витовт и Тохтамыш бежали. Тимур Кутлуг опустошил Киевскую и Волынскую земли до Луцка. Киев откупился от него, заплатив 3000 р. Более 20 князей были убиты. Битва на Ворскле, хотя и была оборонительной для Орды, привела к резкому снижению военного потенциала Литвы и краху претензий Витовта на роль объединителя всех русских земель. Вскоре после этой битвы Тимур Кутлуг умер.

Хан Батый — Ярослав Всеволодович. Курултай 1246 года

Ярослав Всеволодович оказался на владимирском княжении после смерти своего родного брата Юрия, активно противодействовавшего вторжению захватчиков с Востока. Во время второго нашествия на Юго-Восточную Русь он ничего не противопоставил кочевникам, видимо, понимая, что сил для сопротивления уже нет.


Великий князь Ярослав Всеволодович. (aminpro.ru)

Отец Александра Невского стал первым русским князем, посетившим ставку Батыя после окончания нашествия. В 1243 году монголы признали великое киевское княжение за Ярославом, однако тот предпочёл остаться во Владимире, своей родовой вотчине, назначив в Киев наместника. Таким образом, процесс перемещения политического центра из древней столицы Руси в главный город Владимиро-Суздальского княжества достиг своего окончательного итога.

Однако Ярослав через несколько лет, в 1246 году, был вновь вызван в ставку Батыя. Надо сказать, что к этому времени формируются несколько партий в зависимости от отношения к завоевателям: условные «проордынская» и «антиордынская». Ярослав Всеволодович, уже признанный «главным» на территории вассальной Руси, пытался лавировать между вождями этих движений. Так, Даниил Галицкий и черниговский князь Михаил Всеволодович не предпринимали активных шагов по сближению с Батыем, рассчитывая на помощь Европы. С другой стороны, ростовские князья быстро признали верховенство Каракорума. Оценивая политику владимирского княжеского дома, историк В. В. Каргалов приходит к выводу, что «великие владимирские князья после формального признания власти золотоордынских ханов пытались выступить против монголо-татарского владычества, и факт признания этой власти ещё не означал в действительности установления над страной иноземного ига». Однако никаких документальных подтверждений выступления Ярослава против сюзерена до сих пор не найдено.

В 1245 году в Орду монголы вызвали большое количество русских князей, среди которых был и Ярослав. По всей видимости, эта акция была связана с окончательным установлением юридических основ подчинения русских княжеств власти завоевателей. Даниил Галицкий, избежав языческого обряда «очищения огнём», смог получить ярлык на княжение. Черниговский князь Михаил принял мученическую смерть. Ярослав же, в свою очередь, был отправлен для участия в курултае в столицу монгольского государства, Каракорум.

В 1246 на общем собрании монгольских предводителей был избран новый хан — Гуюк, внук Чингисхана, имевший не самые хорошие отношения с Батыем. Ярослав Всеволодович, как данник Батыя, оказался вовлечён в монгольскую политическую систему, в том числе и в монгольские дворцовые интриги.

Ханский дворец в Каракоруме. Художник XVIII века. (xponolog.blogspot.com)

О пребывании владимирского князя в ставке хана оставил воспоминания итальянский путешественник Иоанн де Плано Карпини, впоследствии написавший «Историю монголов». Он указал, что Ярослав был приглашён к столу матери Гуюк-хана. Та «в знак почёта дала ему есть и пить из собственной руки». После этой трапезы русский князь почувствовал недомогание и скончался через 7 дней, по пути домой.

Александр Устюгов (князь Ярослав)

Актер сыграл роль мудрого князя, который старается объединить своих подданных ради борьбы с монголо-татарами.

Кроме политических и военных баталий, в душе самого правителя зреет конфликт: он вынужден выбирать между женой Радмилой и очаровательной наложницей Наргиз.

Александр Устюгов блестяще справился с ролью. И немудрено, ведь за плечами у артиста многолетний опыт работы в кино, на телевидении и в театре.

Фото: Первый канал. Всемирная сеть: UGC

Помимо актерства, Устюгов преуспел в режиссуре и музыке: он сотрудничает с коллективом «Экибастуз».

Также разностороннему Александру близки бокс, фотография и реставрация антиквариата.

Среди наиболее заметных работ Устюгова в кино и на ТВ такие проекты, как «Ментовские войны», «Петя Великолепный», «Отцы и дети», «Викинг» и другие.

Актер дважды разведен, у него есть ребенок от первого брака — дочь Евгения.

Санжар Мади (Менгу-Темир)

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»align-left»>Мади исполнил роль посланника и по совместительству племянника хана Берке, рассчитывающего унаследовать его власть.

Именно Менгу-Темир доставляет Устинью в Орду. Со временем он влюбляется в нее и начинает всячески защищать от опасностей ханского двора.

Фото: Pinterest: UGC

Санжар Мади (полная фамилия — Мадиев) — казахстанский актер. В юности он увлекался музыкой и спортом, а затем выучился на режиссера театра.

Актер снимался в таких проектах, как «Я — жених!», «Защитники», «Замуж в 30», «Несломленный» и др.

Санжар женат и вместе с супругой Молдир воспитывает дочь Умай.

Многим зрителям полюбилась «Золотая Орда» — сериал заинтриговал и мужскую, и женскую аудиторию.

В нем есть место политическим интригам, кровавым боям и трогательным романтическим линиям.

А вы смотрели «Золотую Орду»?

17:57

17:49

19:42

17:03

19:01

19:24

17:20

11:08

09:21

16:58

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector