Топ-20 современных ирландских актеров-мужчин в голливуде
Содержание:
- Независимость
- «Я прибыл из Ирландии, милорды, вам сообщить: мятежники восстали, подняв оружие на англичан…»
- Галльский типаж
- Современное состояние
- «Мы как один пойдем, кто с ножом кто с ружьем…»
- Национальный костюм
- Традиции и культура Ирландии
- «Земля, не знавшая свободы…»
- Игры патриотов
- Семья или карьера?
- Потомки аристократов
- Пабы как культура общения
- Современные ирландские женщины
Независимость
Если вы думаете, что ирландцы молча покорились, то вы ошибаетесь. Ирландцы боролись со своими поработителями. Постоянно вспыхивали восстания, наиболее значительные из них 1798 года и 1919 года, когда Ирландская республиканская армия перешла в наступление против англичан.
В декабре 1919 г. подписывается мирный договор, согласно которому Ирландия становится доминионом, фактически свободным государством (исключение составили 6 графств Северной Ирландии). Конфликты ирландцев и англичан продолжались до конца XX века.
В 1949 году в стране провозглашена независимость и выход из Содружества, в которое наряду с Англией входили все британские колонии. Перестрелки, вызванные ирландскими и английскими экстремистами, прекратились лишь в конце XX века.
«Я прибыл из Ирландии, милорды, вам сообщить: мятежники восстали, подняв оружие на англичан…»
Этим же летом в Лондоне прошли переговоры о перемирии, объявила о прекращении огня и ИРА, однако переговоры оказались лишь тактической уловкой британских политиков, и необъявленная война разгорелась с новой силой. Еще одно перемирие было объявлено в 1974 году, но к желаемому результату оно не привело. ИРА продолжала устраивать взрывы, а в ответ Лондон дал негласную отмашку силам безопасности «уничтожать боевиков-ирландцев как бешеных собак». Поиском, арестом, а в некоторых случаях и прямым убийством занимались спецподразделения Королевских констеблей Ольстера и армейские спецназовцы из 22 полка САС — Специальной Авиаслужбы, элитного подразделения войск Ее Величества.
В августе 1979 года боевики ИРА убили лорда Маунтбеттена, дядю королевы Елизаветы II, и одновременно взорвали 18 парашютистов в округе Даун. Англичане ответили усилением репрессий. Репрессии касались не только тех боевиков, которые скрывались в лесах и на фермах 6 округов, но и тех, кто уже сидел в тюрьмах. Арестованных боевиков ИРА английское правительство считало не военнопленными, как те того требовали, а террористами. В тюрьмах в ход пошли пытки и издевательства. После того, как в результате длительной голодовки в тюрьме Лонг Кеш умерли несколько членов ИРА, в том числе молодой ирландец Бобби Сэндс, ставший символом движения сопротивления, накал страстей с обеих сторон, казалось, начал постепенно спадать.
Все это время стороны поддерживали неофициальные контакты, но увы, безрезультатно. Причиной тому были нежелание англичан понимать проблемы Ольстера, с одной стороны, и неприемлемые требования ИРА, с другой. В итоге обе стороны начали приходить к выводу, что военная победа в этом конфликте ни для одной из сторон недостижима. Несмотря на это насилие продолжалось.
В декабре 1983 года террористы осуществили взрыв перед универмагом «Хэрродс» в Лондоне, в результате чего 5 человек погибло и 37 было ранено. В марте 1988 года спецназовцы из САС убили на территории Гибралтара (Испания) трех членов ИРА, среди которых была женщина. Во время похорон боевик-протестант обстрелял толпу и убил трех человек. Через три дня во время очередной похоронной процессии боевики ИРА убили двух британских солдат, случайно оказавшихся рядом.
И тем не менее к середине 1990-х годов наметился определенный прогресс — 31 августа 1994 года ИРА заявила о прекращении всех боевых действий, а летом 1996 года впервые начались переговоры представителей Северной Ирландии, Ирландской Республики и партии «Шинн Фейн», закончившиеся подписанием 10 апреля 1998 года мирного «Соглашения Страстной пятницы», предусматривающего сохранение Ольстера в составе Соединенного Королевства.
Галльский типаж
Южный берег британского острова издревле населяют французы, потомки которых уже давно считают себя англичанами. Галльская кровь основательно смешалась с англосаксонской, кельтской (ирландской) и другими, что породило очаровательный южный типаж. Яркой его представительницей является юная актриса Эмма Уотсон, которая буквально выросла на глазах у телезрителей в образе Гермионы, подруги детства Гарри Поттера.
Несмотря на черные брови и карие глаза, у нее типично британская внешность. Это демонстрирует удлиненный череп, большие глаза, красиво очерченный рот, изящная тонкая шея. Актер Орландо Блум, загримированный под нордического эльфа в эпопее о «Хоббите», на самом деле являет собой галльский типаж. Много носителей этой внешности подвизаются в шоу-бизнесе, поскольку вместе с эффектным и миловидным обликом гены подарили им артистический характер.
Современное состояние
В XX веке территория исконного проживания ирландского этноса была политически разделена, большая часть острова вошла в состав Ирландской Республики, а часть Ольстера (за исключением графств Донегол, Ферманах и Монахан) была оставлена в составе Соединённого Королевства. В этой части Ольстера английская колонизация проводилась иначе, земельные наделы раздавались мелким фермерам английского и шотландского происхождения, что привело к тому, что в процентном отношении число колонистов-протестантов превысило число ирландцев-католиков. Ирландцы Ольстера вели длительную освободительную борьбу против английского правительства, не избегая террористических приёмов. Накал противостояния в Ольстере стал спадать только к концу XX века.
Ирландская культура оказывает заметное влияние на массовую общемировую культуру. Этому, в частности, способствует американский кинематограф, охотно касающийся тем, так или иначе связанных с Ирландией. Во многих странах отмечают день Святого Патрика, жанр фэнтези впитал в себя многие пласты ирландской мифологии, танцевальная и музыкальная культура ирландцев широко известны. Среди людей, серьёзно увлекающихся ирландской культурой, появился даже термин кельтомания.
Что касается ирландского языка, то им свободно владеет только порядка 20 % жителей Ирландии. Доминирует английская речь. Родным ирландский язык является только для небольшого количества уроженцев Гэлтахтов (гэльскоговорящих районов на западных окраинах страны). Большинство носителей ирландского языка — горожане, освоившие его сознательно в зрелом возрасте. Гэлтахты не представляют собой единого массива, и в каждом из них употребляются весьма отличные друг от друга диалекты. Около 40 % ирландцев с материнским гэльским языком проживает в графстве Голуэй, 25 % — в графстве Донегол, 15 % — в графстве Мэйо, 10 % — в графстве Кэрри.
Существует стандартизированный литературный язык «кайдон». Его словарный запас сформирован в основном на основе коннаутских диалектов. Однако у кайдона есть одна занимательная особенность: язык не имеет стандартной формы произношения. Поэтому носители литературного языка могут иметь манстерское, коннаутское или ольстерское произношение, в зависимости от того, на какой основе поставлено произношение конкретного носителя языка, одинаково написанный текст произносится по-разному.
Католическая вера является определяющей для ирландца. В течение долгого времени принадлежность к католической церкви была как бы одной из форм пассивного сопротивления английским захватчикам. Поэтому даже сегодня ирландец, исповедующий иную конфессию, кажется экзотичным.
Ирландцы на протяжении 2-й половины XX века имели самый высокий естественный прирост среди аборигенных наций Западной Европы, который во многом нивелировался не ослабляющейся эмиграцией.
«Мы как один пойдем, кто с ножом кто с ружьем…»
Летом 1969 года в Ольстере вспыхнули яростные уличные столкновения между католиками и протестантами в городах Лондондерри и Белфаст. В июне в Лондондерри в стычках только за один день были ранены 49 человек и более 40 арестованы. В Белфасте около 100 человек получили ранения, десятки были задержаны полицией. К августу 1969 года Белфаст превратился в арену боевых действий: в городе сооружались баррикады из бочек, перевернутых грузовиков, сожженных автомобилей. Десятки человек погибли, сотни получили ранения, тысячи остались без крова. Волнения перекинулись и на другие города.
Для предотвращения кровопролития в августе 1969 Великобритания ввела в Северную Ирландию армейские части. Изначально католики восприняли ввод войск положительно, поскольку видели в солдатах защиту от радикально настроенных протестантов. Но очень скоро им пришлось разочароваться — солдаты воспринимали католиков не как объект защиты, а как бандитов и относились к ним соответственно.
В связи с этими событиями в руководстве ИРА возникли разногласия по вопросам использования вооруженной борьбы с британцами. В январе 1970 года ИРА раскололась на две фракции: «официальную» и «временную». «Официальная ИРА» предполагала использование оружия только в целях самообороны. «Временная ИРА» ориентировалась на ведение активной террористической деятельности, в том числе на территории Англии.
ИРА постепенно становилась силой, с которой приходилось считаться. 9 августа 1971 правительство Ольстера приняло решение об интернировании, а фактически об аресте известных лидеров движения. Более 300 человек было арестовано и заключено в тюрьму без суда. Реакция на действия властей была крайне резкой. Когда общественность узнала, что к задержанным применяются пытки и им отказывают в соблюдении базовых гражданских прав, гнев выплеснулся на улицы. В Ольстере пошли марши протеста. Один из таких маршей состоялся в Лондондерри 30 января 1972 года, названный позднее «Кровавым Воскресеньем».
На мирный марш собрались тысячи демонстрантов. Правительство марш запретило, но поскольку собрание людей стало фактом, власти не решились разогнать демонстрантов. К тому же ИРА дала понять, что никаких противозаконных актов она предпринимать не будет. Тем не менее в город были введены части английских парашютистов.
Демонстранты прошли через несколько районов и уперлись в армейскую баррикаду. Что в точности случилось дальше, за давностью лет сказать трудно. Остается факт — английские десантники открыли огонь. Началась паника и хаос. Первоначально стрельба велась резиновыми пулями, но затем солдаты открыли огонь настоящими боеприпасами. В какой-то момент солдаты потеряли самообладание и начали стрелять в заведомо безоружных людей, пытавшихся помочь тем, кто был ранен.
Сразу же после инцидента руководство британской армии заявило, что английские солдаты лишь ответили огнем на огонь. Однако ни один английский солдат не обратился за медицинской помощью после «Кровавого Воскресенья», да и многочисленные показания участников марша свидетельствовали о том, что в толпе демонстрантов не было людей с оружием. В ходе бойни погибли 13 мирных жителей, 14 получили ранения.
Национальный костюм
Национальным костюмом ирландского мужчины принято считать килт в клеточку, плащ или свитер. Однако эти одеяния претерпели значительные изменения со временем. Никто уже точно и не вспомнит настоящий ирландский национальный костюм. Ведь его история начинается где-то в 6-7 веке. Тогда это были очень простые одежды: льняная длинная рубашка и шерстяной плащ, непременно с большим капюшоном.
Тем не менее, украшения все же были, но только у богатого слоя населения. Как правило, заключались они в вышивке верхней туники. Именно по ней можно было отличить богатого от бедного и даже определить сферу деятельности человека.
Нынешние костюмы сильно европеизировались. Появились штаны, свитера, укоротились юбки. Женские платья украшены этническими узорами, а килт – преимущественно в клеточку. Основным цветом одеяний (да и не только) считается зеленый. Дополнительные цвета – белый и оранжевый.
Традиции и культура Ирландии
Наверное, ирландцы – это самый гостеприимный и дружелюбный народ на свете. Любой гость для них как брат родной. И если вы не из Великобритании, то смело можете обращаться к жителям с любой просьбой или вопросом. К англичанам же они питают некую неприязнь и недоверие. Видимо, время правления Англии на ирландских землях не прошло бесследно.
Традиции Ирландии тщательно оберегаются жителями. Они любят и чтят их, и с гордостью рассказывают о них гостям страны. Особенное место в их жизни занимают танцы. Ирландцы танцуют везде. Они обожают шумные застолья и с размахом отмечают любые торжества. На любом празднике вы можете увидеть их национальный танец, где они очень быстро и энергично двигают ногами.
Еще одна любимая традиция в Ирландии – ярмарки. Стоит только ей начаться, как это веселье захватывает весь город. Фокусники, музыканты, актеры, акробаты развлекают народ с утра до вечера. Веселье и шумные гулянья не заканчиваются до поздней ночи.
Еще один обычай у ирландского народа относится к Новому году. Накануне праздника двери каждого дома остаются открытыми, чтобы любой человек, пришедший в гости, мог почувствовать себя как дома.
Кстати, обычай, когда именинник угощает гостей, в корне отличается от нашего. Здесь все наоборот. Это гости и друзья наперебой угощают виновника торжества.
В разговоре с ирландцем вы можете поднять любую тему, кроме религии и политических отношений с Англией.
Еще один примечательный момент – ирландцы не очень любят телесный контакт. Не следует лезть с объятиями к ним навстречу. Такое уместно только на футболе или каких-то глобальных празднествах.
«Земля, не знавшая свободы…»
Фактически Ирландия стала первой британской колонией. После провала одного из восстаний в эпоху королевы Елизаветы I земли северо-восточных графств были провозглашены собственностью британской короны и проданы шотландским колонистам. Была учреждена так называемая «Ольстерская плантация», на которую переселялись шотландцы-протестанты. Земли переходили в их владение, а местные католики-землевладельцы безжалостно изгонялись.
При Оливере Кромвеле Ирландия была окончательно порабощена. В Великобритании были приняты законы, лишившие ирладнцев прав на землю. Крестьян лишали наделов, им запрещалось не только покупать землю, но и арендовать ее на длительный срок. Ирландцам также запрещалось самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Несмотря на удобные порты для торговли с Европой, прямой товарообмен с зарубежными странами, в особенности вывоз ирландской шерсти на континент, был запрещен. Не будет большим преувеличением сказать, что именно с Ирландии у англичан пошло представление о народах колоний как о существах иного сорта, в отношении которых традиционные моральные нормы утрачивают силу.
Любое проявление национального самосознания жестоко подавлялось — жителям остров запрещалось говорить на родном языке и обучать ему детей. До XIX века ирландец не мог стать ни врачом, ни юристом, ни чиновником — только временным арендатором надела или мелким ремесленником.
В середине XIX века страну поразил «Великий голод». Главной овощной культурой Ирландии был картофель. Для многосемейных ирландских крестьян он являлся основным ежедневным продуктом, поскольку ни овес, ни ячмень арендаторов прокормить не могли. Зависимость населения от него была настолько велика, что когда в 1845 и 1846 весь урожай картофеля в стране погиб от занесенного из Северной Америки грибка фитофтороза, то наступил страшный голод, из-за которого умерло около миллиона человек и еще столько же эмигрировало, главным образом в США. За 1841 — 1901 года население Ирландии сократилось с 8 миллионов 178 тысяч человек до 4 миллионов 459 тысяч. Причем хотя от голода вымирали целые селения, все это время продолжался вывоз зерна и скота в Англию: землевладельцы требовали причитавшуюся им ренту. Поток беженцев за океан достиг четверти миллиона человек в год. Таким образом Ирландия стала единственной страной в Европе, население которой с середины XIX века не возросло, а сократилось.
Политика Лондона привела к тому, что территория Ирландии оказалось де-факто разделенной на две части по экономическому и религиозному признакам. На юге, называемом Эйре, преобладало католическое население, а экономика держалась на сельском хозяйстве. В Ольстере картина была иной — поддержка метрополии превратила его в промышленно развитый регион. В провинции возникло ткацкое производство, судостроение, металлургия, шла разработка полезных ископаемых. Большинство населения там составляли протестанты.
Католическое большинство Ирландии постоянно требовало предоставления независимости и ради ее достижения периодически устраивало вооруженные восстания, но все попытки избавиться от власти англичан топились в крови. Протестантское же меньшинство всегда выступало против отделения от Великобритании и с оружием в руках боролось против католических «бунтовщиков».
Когда Великобритания вступила в Первую мировую войну, то ирландцы увидели в этом очередной шанс сбросить правление Лондона. В 1916 году ирландские националистические лидеры Патрик Пирс, Джеймс Конноли, Томас Кларк и другие подняли в Дублине восстание, вошедшее в историю как восстание на Пасхальной неделе (оно началось 24 апреля, в первый день Пасхи). Восстание продлилось неделю. Мятеж был подавлен британскими войсками, большинство руководителей восстания были захвачены в плен и казнены по приговору военного трибунала.
Игры патриотов
Методы борьбы, использовавшиеся ИРА, остались прежними — взрывы и нападения на государственные учреждения. Атакам подвергались таможенные посты и полицейские участки на границе с Ольстером. Кампания шла с переменным успехом — ирландская полиция арестовывала боевиков, те в ответ убивали полицейских. Накануне Второй мировой войны ирландские радикалы решили воспользоваться предстоящим военным конфликтом для того, чтобы получить полную независимость от Великобритании. В 1939 году ИРА издала ультиматум, требуя от правительства Его Величества вывести войска из Ольстера, а от правительства Ирландии — немедленно включить 6 округов в состав Эйре (так теперь называлось ирландское государство). Ультиматум остался без ответа, и ИРА развязала кампанию террора, продолжавшуюся 8 месяцев. Всего было проведено более 300 взрывов. Но в 1941 году начальник штаба ИРА, отвечавший за проведение кампании был схвачен и расстрелян, после чего ИРА надолго прекратила активную деятельность.
Деятельность ИРА активизировалась с середины 1950-х годов. В 1949 году Эйре вышла из Британского содружества наций и объявила себя Ирландской Республикой. Вопрос об Ольстере остался нерешенным — Великобритания отказалсь его рассматривать. Северная Ирландия осталась горячей точкой, где постоянно продолжались столкновения между католическим меньшинством и протестантами. Экономические проблемы этого региона накладывались на религиозные, поскольку ольстерские католики, составлявшие меньшинство, в условиях экономической и политической дискриминации чувствовали себя людьми второго сорта.
В 1956 году ИРА начала «Приграничную кампанию», продолжавшуюся 6 лет, под лозунгом «Нанести поражение государству, армии и полиции». За эти годы было произведено несколько сотен налетов на склады вооружения, радиостанции, таможни и полицейские учреждения на границе с Ольстером. Несмотря на их количество, большинство этих акций закончились бесславно, да и сами налеты представляли собой перестрелки в духе Дикого Запада — по улице деревни мчался автомобиль, из него обстреливался полицейский участок, после чего машина с боевиками скрывалась вдали. После массовых арестов, проведенных английскими силами безопасности, кампания прекратилась. Но ИРА и не думала уходить на покой.
Семья или карьера?
Голландки не стремятся строить головокружительную карьеру. Они отдают предпочтение семье. Страна сейчас находится на высоком уровне развития, поэтому женщины здесь часто пользуются правом не работать, а окунуться в заботы о муже и детях.
Работающие женщины, чаще всего, одиноки. Еще в 50-х годах было заведено, что сразу после замужества девушки увольнялись. Многие устраиваются на полставки. Голландки не могут позволить, чтобы их детей воспитывали другие люди. В стране ведутся меры для вовлечения женщин к выстраиванию карьеры. Здесь много различных курсов, конференций, выделяются специальные гранты.
Потомки аристократов
Великобритания – это монархия. Королевская семья до сих пор пользуется особым пиететом среди граждан страны. В последнее время принцы могут позволить себе жениться на особах не аристократической крови. Их избранницами становятся выходцы из богатой буржуазии. О внешности представителей «хай-миддл-класса» мы поговорим позже. Сейчас же рассмотрим, как выглядит типичный англичанин из высшего света. Принц Чарльз не в счет – его большие оттопыренные уши и длинный рот делают его внешность уникальной, особенной.
Но королевская семья состоит из нескольких десятков членов, еще есть знать рангом помельче, так что мы можем нарисовать портрет английского аристократа. Он высок ростом, худ. У него очень вытянутое длинное лицо с близко посаженными светлыми глазами, длинный хрящеватый нос, невыразительный скошенный подбородок, маленький рот с тонкими губами. У дам высшего света женские гормоны немного смягчают угловатые формы. Эти леди отдают состояния стоматологам, чтобы исправить родовой дефект: зубной ряд у них расположен узкой подковой, загнутой внутрь.
Пабы как культура общения
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Как ирландцы проводят время в Москве, а уж тем более, в День святого Патрика? Этот вопрос можно считать риторическим, потому что ответ на него практически очевиден – путешествуют по пабам. Москвичи, как и сами ирландцы, сходятся в мнении, что любовь к посиделкам за стаканчиком чего-нибудь – одна из основных маленьких слабостей, сближающих эти народы.
Однако здесь стоит учитывать небольшой нюанс: для ирландцев хождение по пабам является частью культуры общения, где главное – это не упасть под стол после литров хмельного зелья, а провести время за душевным разговором. Стереотип, что ирландцы много пьют, похож на правду. Но, как утверждают наши респонденты, делают они это часто, но размеренно. Как правило, посиделки в ирландских пабах проходят достаточно активно, сопровождаясь национальными танцами, музыкой или просмотром футбольного матча.
Irish Week 2017: куда пойти и что обещают организаторы
Программа 2017 года еще более насыщена и разнообразна, чем предыдущие. В этом году гостей ждет масса мероприятий для детей и взрослых. Так 25 и 26 марта в рамках мастерских Петсона и Финдуса дети самостоятельно смогут снять мультфильм, посвященный ирландским персонажам. Для маленьких зрителей покажут «Серебряное дерево» – ирландский спектакль по румынской легенде, где главную роль играет ирландская актриса Клодия Ноанон.
19 марта в ЦДХ стартует большое шоу Dance Irish, в котором примут участие российские танцоры и солисты шоу Riverdance, Эшлин Райан и Брендан Доррис. В рамках Irish Week пройдет новый фестиваль литературы, куда приедут молодые успешные писатели Ирландии. Что касается фестиваля ирландского кино, в этом году участники были отобраны с особой тщательностью.
Елена Бухмак
PR-директор Irish Week в Москве
Существует одна очень важная особенность: как утверждают сами ирландцы и знающие их москвичи, если русский человек идет в паб с компанией, то ирландец идет туда, где эта компания может появиться. Иными словами, в Ирландии принято общаться всем пабом и заводить новые знакомства. Это очень открытый народ, способный весело и непринужденно проводить время с теми, кого они видят в первый раз. Русских они также считают открытыми и дружелюбными, однако наше дружелюбие зачастую не выходит за рамки своего столика. По крайней мере, в Москве, где к незнакомцам относятся настороженно.
Фото: m24.ru/Юлия Иванко
Ирландец Шон Келли: Действительно, мы пьем много пива и виски. Однако для нас поход в паб – это не соревнования по литрболу. Суть состоит не в том, чтобы быстрее уйти в забвение, а в том, чтобы пообщаться с друзьями в спокойной атмосфере, попеть, потанцевать, узнать что-то новое. Порой люди поражаются тому, что мы очень расслабленные, открытые и легкие на подъем. Москвичам я бы посоветовал быть более открытыми в плане новых знакомств: не бойтесь незнакомцев, общайтесь с разными людьми, будьте спонтанными и будет вам праздник!
Ирландец Стив Конвей: Если говорить о традиционной культуре распития, мы точно так же чокаемся и произносим «Slainte» – это как русское «Ваше здоровье». Ничто не дополняет хорошего тоста лучше, чем огромная тарелка тушеного мяса по-ирландски. После чего обычно идет национальный Айриш-кофе и долгие задушевные застольные песни. Особенно хорошо кофе по-ирландски заходит под вечер. Мой вам совет: кушайте в волю, будьте в гармонии с собой и продолжайте идти навстречу новым начинаниям предстоящего дня!
Современные ирландские женщины
Спустя века изменились не только мужчины-ирландцы. Внешность женщины тоже заметно изменилась.
Можно выделить два основных типа кельтских женщин:
- Плоское широкое лицо с плоским носом. Темные (часто черные) волосы и голубые (реже зеленые) глаза.
- Вытянутое лицо с вытянутым удлиненным носом, впалые щеки. Светлые волосы и светлые глаза различных оттенков.
При взгляде на современную ирландку не возникает ощущения того, что она красивая. Даже несмотря на то что девушка ухаживает за собой и модно одета, создается впечатление, что «чего-то не хватает». Обаяние, притягательность, харизма – это в большей степени не про ирландок
Здесь важно отметить, что речь идет о стандартных, среднестатистических девушках, которые не прибегали к помощи пластических хирургов и аппаратной помощи косметологов
Среди ирландок практически отсутствуют худенькие особы. От своих пра-пра-пра— и так далее бабушек современные женщины унаследовали пышные формы.
И особое внимание хочется уделить волосам. Кельтские современницы абсолютно не переживают по поводу вида на своей голове, и художественные «шишечки» — самый распространенный вариант повседневной прически