Величайшие режиссеры

София Коппола

София Коппола сняла всего 5
фильмов, но уже стала третьей и самой юной за всю историю кино женщиной-режиссером, получившей номинацию
на «Оскар» в категории «Лучший режиссер» за «Трудности перевода». И дело отнюдь
не в родстве с великим Фрэнсисом Фордом Копполой (он, как ты уже знаешь, отец Софии), а в ее собственном таланте и
оригинальном взгляде. Еще мы любим Софию за то, что она настоящая модница – делает коллекции для Louis
Vuitton, снимает рекламные кампании модных брендов и всегда стильно одевается.

Посмотреть: «Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы», «Элитное общество»

Андрей Кравчук

У этого режиссера своя особая методика подбора качественного материала. Андрей Кравчук никогда не разменивается по мелочам. Каждая его работа, а их менее десятка, затрагивает за живое. «Господа офицеры» стала пробой пера и завоевала любовь зрителей. Далее шел неподражаемый «Итальянец» сумевший пробудить самые светлые чувства не только у простого зрителя, но и у жюри Берлинского кинофестиваля наградившего картину Хрустальным медведем. «Адмирал», ставший следующей работой режиссера, был настоящей находкой. Вряд ли можно отыскать человека, оставшегося равнодушным к сюжету и главным героям. «Викингу» пророчили невероятную судьбу и этот фильм оправдал ожидания. На очереди «Союз спасения» способный раскрыть тайну движения декабристов. Но уже сейчас этому фильму пророчат невероятную судьбу, как и его режиссеру.

Динара Асанова

Ученица Михаила Ильича Ромма, Динара Асанова известна как режиссер, которому удалось точно и без лишних нравоучений показать противоречивую подростковую натуру. Два самых известных фильма Асановой — лирическая история о безнадежной влюбленности «Не болит голова у дятла» (1975) и драма о юных хулиганах «Пацаны» (1983), в которой были задействованы не профессиональные актеры, а настоящие трудные подростки. Как вспоминал Валерий Приёмыхов, исполнитель роли начальника трудового лагеря в «Пацанах», после выхода фильма Асановой стали пачками приходить письма: люди просили совета, считая, что режиссер была квалифицированным специалистом по воспитанию «трудных детей». Однако единственной задачей Асановой было показать, что переходный период между отрочеством и юностью — это не репетиция к «настоящей», взрослой жизни, а важная часть нашей единственной, большой, жизни.

Тимур Бекмамбетов

Длительное время этот режиссер шел к славе. Его первые попытки оказались не очень удачными, так как из-за реалистичности сюжета «Наши 90-е» и другие фильмы были не доступны в прокате. И только легендарный «Ночной дозор» вывел Тимура Бекмамбетова в топ лучших режиссеров современности. «Дневной дозор» закрепил успех творца. Пересняв легендарную «Иронию судьбы» режиссер совершил небольшой промах, так как советскую комедию было крайне сложно превзойти. Зато работа в Голливуде над фильмом «Особо опасен» принесла заслуженный успех. Многие российские режиссеры мечтали поработать с таким звездным десантом Голливуда как Анджелина Джоли, Джеймс МакЭвой и Морган Фриман. Сюрриалистический голливудский фильм «Президент Линкольн: охотник на вампиров» также показал неплохой результат. После этого режиссер плотно обосновался в Голливуде и выступает режиссером и продюсером многих зарубежных фильмов, но и о российском кино не забывает.

Ольга Преображенская

В зарождавшуюся киноиндустрию первую отечественную женщину-режиссера ввел Яков Протазанов: в 1913 году Ольга Преображенская стала сниматься в фильмах киноателье «Тиман и Рейнгардт». Ее первая работа в качестве постановщика была совместной с актером, сценаристом и режиссером Владимиром Гардиным — в 1916 году они экранизировали «Барышню-крестьянку» Александра Пушкина.

Кадр из художественного фильма Ольги Преображенской «Бабы рязанские» (1927)

В первые годы после революции Ольга Преображенская также стала первой женщиной — преподавателем режиссуры: она вела занятия в Государственной школе кинематографии (современный ВГИК).

Самой удачной работой Преображенской считается драма «Бабы рязанские» (1927), которую посетивший в то время СССР писатель Теодор Драйзер назвал «чудом». Фильм рассказывал о нелегкой жизни обыкновенной русской крестьянки в деревне накануне и после революции. Эту картину Преображенская сняла вместе с режиссером Иваном Правовым, как и многие другие свои фильмы, выдержанные в духе бравого соцреализма: «Тихий Дон», «Степан Разин», «Парень из тайги».

Несмотря на устойчивый зрительский успех, фильмы Преображенской и ее соавторов часто подвергались последовательной, а порой и резкой критике.

1. Тимур Бекмамбетов

Тимур Бекмамбетов принадлежит к числу тех немногочисленных российских режиссеров, благодаря которым о российском кино судят на западе. Свою карьеру он начал вскоре после распада Советского Союза, сняв в 1993-м году фильм «Пешаварский вальс». Слава пришла к Бекмамбетову в первой половине прошлого десятилетия, а заслужил он ее двумя экранизациями бестселлеров Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор». И сегодня эти фильмы считаются лучшими образцами отечественной фантастики

После «Дозоров» на Бекмамбетова обратили внимание в Голливуде. В 2008-м году режиссер снимает фильм «Особо опасен», в которым задействованы крупные западные звезды

Ведущую роль в фильме играет Анджелина Джоли. Сегодня Бекмамбетов практически отошел от режиссерства и сосредоточился на продюсерских функциях.

Надежда Кошеверова

Если главным режиссером-сказочником советского кинематографа считается Александр Роу, то главной сказочницей — Надежда Кошеверова. Несмотря на то что режиссер пробовала себя в разных жанрах, от реалистического («Галя») до комедий («Укротительница тигров»), наиболее полно ее талант раскрылся именно в сказке.

Самая известная из десяти ее работ в этом жанре — «Золушка» 1947 года, снятая совместно с Михаилом Шапиро по сценарию Евгения Шварца. «Золушка» стала, пожалуй, первой в истории советского кино сказкой, начисто лишенной идеологического налета, однако в то же время с легкой сатирой отражающей черты советского быта. Например, в мачехе, блистательно исполненной Фаиной Раневской, легко узнается образцовая коммунальная активистка. И также впервые в советском кино аристократические герои — король Эраста Гарина и принц Алексея Консовского — изображаются не как карикатурные отрицательные персонажи.

Другая важная работа Кошеверовой — «Старая, старая сказка» 1968 года с Олегом Далем и Мариной Неёловой в главных ролях. В этом фильме сказочные герои впервые начали говорить современным зрителю языком («Я здесь все равно жить не буду…» — «Пожалуйста! Можем разменяться на два королевства в разных районах!») — за десять лет до известного этим художественным приемом «Обыкновенного чуда» Марка Захарова.

Голливудские мэтры

  • Альфред Хичкок, которого называли «мастером ужаса». Он снял такие великие произведения, как «Головокружение», «Окно во двор», «Психо», «Ребекка», «Птицы», входящие в рейтинг лучших фильмов. Любимые Хичкоком приемы – демонстрирование происходящего действия на экране глазами героя и использование гнетущей музыки и неожиданных звуковых эффектов. Благодаря этим особенностям, события фильма вызывали неподдельный страх у зрителей. И хотя Альфред Хичкок так и не удостоился Оскара за фильмы, он навечно останется в топе самых лучших мировых режиссеров.
  • Дэвид Уорк Гриффит знаменит прежде не фильмами, а тем, что он сделал для развития кино как процесса. Он первый, кто применил в съемочном процессе параллельный монтаж, перекрестный и короткий. Значимым фильмом Гриффита стала картина под названием «Рождение нации». Хотя картину запретили в восьми штатах США за пропаганду расистских взглядов, зрители охотно смотрели ее. В 1935 году Гриффита наградили Оскаром за вклад в развитие кино.
  • Орсон Уэллс тоже входит в топ лучших режиссеров. Он пришел в кино после огромного успеха радиоспектакля, называвшегося «Война миров». Он доработал и усовершенствовал новаторские приемы Гриффита. Самым известным фильмом Уэллса стала картина «Гражданин Кейн», она и по сей день ничем не уступает современным фильмам и названа лучшей в истории кинематографа.
  • Чарли Чаплин признан первой суперзвездой США и мира. В копилке Чаплина кроме интересных ролей присутствуют и собственные великие фильмы. Каждый фильм Чаплина непременно собирал полные кинотеатры. Во время просмотра картин Чаплина зрители и плакали, и смеялись. В своих картинах Чаплин затрагивал политические и социальные темы. Творчество Чаплина положительным образом сказалось на развитии кинематографа Голливуда и послужило примером для Ллойда Кауфмана и Вуди Аллена.

Леван Габриадзе

Избирательный подход к режиссерскому делу дает свои результаты. Начиная с актерской профессии в компании легендарного Евгения Леонова, Леван Габриадзе долго искал свое творческое предназначение. Режиссерский дебют случился только в 2010 году масштабной комедией «Выкрутасы» с Милой Йовович в главной роли. Осознав, что на комедийном поприще можно реализовать себя как нельзя лучше, последовали «Ёлки» и «Елки 3». Кассовые сборы были хорошими, но реакция зрителей неоднозначной. Предложением попробовать себя в Голливуде Леван Габриадзе воспользовался сполна. Ужасы «Убрать из друзей» имели достаточный успех и поднимали остросоциальную проблему зависимости молодежи от социальных сетей. Мультфильм «Знаешь мама, где я был?» не принес должных похвал, очевидно режиссер находится в поиске достойного материала.

Эйзенщенята Сергея Эйзенштейна

Сергей Эйзенштейн возглавил мастерскую в Государственном техникуме кинематографии в 1928 году. Его учениками стали Иван Пырьев, Григорий Александров, Георгий и Сергей Васильевы. Эйзенштейн сразу ввел в занятия курс рисования: он считал, что режиссер должен уметь выражать мысли через картинки. А в 1932 году, когда возглавил кафедру режиссуры ВГИКа, обязал студентов делать макеты фильмов. Ученики кадр за кадром рисовали свои киноленты на бумаге — это помогало проработать композицию и в будущем ускоряло съемку.

Сергей Эйзенштейн никогда не читал лекции за кафедрой. Он ходил по аудитории, часто рисовал на доске иллюстрации и много шутил. Режиссер Григорий Липшиц вспоминал: «Когда кто-то отвечал скучно, он не перебивал, а незаметно для отвечающего показывал нам такую пантомиму: «тянул» изо рта длинную ленту-зевок, потом «перерезал» ее пальцами, как ножницами, «сворачивал» и клал в карман». Ученикам занятия казались импровизациями, но к каждому уроку Эйзенштейн готовился по шесть часов. В мастерской режиссера ставили учебные спектакли, на премьеры которых он звал кинематографистов и театралов: так педагог приучал студентов к профессиональной критике.

Эйзенштейн был требовательным преподавателем. Сергей и Георгий Васильевы перед съемками фильма «Чапаев» скрупулезно изучали документы в архивах, разговаривали с бывшими бойцами чапаевской дивизии. Дипломная работа Николая Левицкого была о жизни Бетховена, и на защите Эйзенштейн попросил студента описать, как именно глухой композитор дирижирует оркестром. Левицкий вспоминал: «Я задумался, но потом… сказал, что глухой композитор дирижирует глазами… …Он задает мне другой вопрос: «Какую литературу о поведении глухих вы читали?» …Главное в методике его обучения состояло в том, чтобы воспитать чувство ответственности к своей профессии».

Эйзенштейн придавал большое значение музыке в кино. Для фильма «Иван Грозный» режиссер обозначил характер песен уже в сценарии: он практически по секундам расписал, какая мелодия нужна для определенной сцены. Такой метод перенял и его ученик Иван Пырьев. Во время работы над фильмом «Кубанские казаки» композитор Исаак Дунаевский сочинил песню «Урожайная» по четким инструкциям режиссера.

Лучшие режиссеры современности

Современное киноискусство не страшится экспериментов и новаторского подхода к съемочному процессу. Достижения киноиндустрии ежегодно воплощаются в сотнях отличных картин, пользующихся популярностью среди зрителей и приносящих немалые деньги их создателям. Режиссеры современной формации составляют достойную конкуренцию классикам жанра кино Голливуда. Итак, посмотрим, кто же оказался в топ самых-самых режиссеров современности:

  • Стивен Спилберг. Этот режиссер уже много лет назад прославился в киноискусстве, снимая знаменитые фильмы в США. Первый фильм Спилберг снял еще в подростковом возрасте и даже сумел победить с ним на конкурсе юных талантов. Спилберг дважды награждался Оскаром за режиссерскую работу и снял несколько успешных фильмов, таких как культовые «Список Шиндлера», «Челюсти», «Парк Юркского периода».
  • Джородж Лукас за карьеру режиссера успел создать для тысяч зрителей культовую сагу о «Звездных войнах». Эти великие фильмы сделали Лукаса входящим в рейтинг знаменитых во всем мире режиссеров. Джордж Лукас считается самым состоятельным режиссером в истории кинематографа в США.
  • Мартин Скорсезе. Этот талантливый и непревзойденный режиссер стал автором бестселлеров — «Авиатор», «Банды Нью-Йорка» и «Остров проклятых». Картины Скорсезе не раз входили в рейтинг лучших и награждались престижными премиями – золотыми статуэтками «Золотой глобус», «Оскар» и другими, не менее значимыми.
  • Вуди Аллен считается мастером в области независимого кино. Картины Аллена помимо зрительского признания, не раз награждены престижными премиями международных кинофестивалей. На счету Аллена три премии Оскар в США, приз ежегодного Каннского кинофестиваля и много других достойных наград.
  • Клинт Иствуд награжден пятью статуэтками Оскара. Среди работ Иствуда оскароносные картины «Малышка на миллион» и «Непрощенные». Иствуд прославил жанр вестерна ролями и режиссурой. В копилке Иствуда помимо Оскара и другие достойные награды – почетный Сезар, Венецианский лев, Золотой глобус.
  • Джеймс Кэмерон – значительный деятель киноиндустрии в США. Стоит только вспомнить его «Титаник» — фильм с самым большим бюджетом за историю кино и с не менее поражающими сборами. Фильм Кэмерона «Терминатор» успел стать культовым. А картина «Аватар» получилась самым масштабным и успешным проектом.
  • Квентин Тарантино известен нестандартным подходом к кино. Такой успешный фильм Тарантино «Криминальное чтиво» собрал целый урожай престижных кинонаград. Этот фильм награждался Золотым глобусом, Золотой пальмовой ветвью и еще несколькими наградами.

  • Тим Бёртон известен нетрадиционным видением мира и непревзойденным даром посмотреть на обыденные вещи «необычным» взглядом. Это приносит Бёртону небывалый успех и выгодно выделяет из числа прочих режиссеров. Среди работ Бёртона выделяются самые известные картины «Планета обезьян», «Эдвард руки-ножницы», и «Сонную лощину».
  • Кристофер Нолан считается одним из самых молодых успешных режиссеров. Но молодость не умаляет таланта Нолона. В творчестве Кристофера случаются перерывы, что не вредит качеству картин. Из самых известных работ Нолана стоит отметить «Начало», «Темный рыцарь», «Престиж», а еще вышедший в 2014 году «Интерстеллар». Во всех работах Нолана присутствует особый смысл и отличный видеоряд.
  • Ридли Скотт стал автором нескольких шедевров, которые успели стать культовыми. К числу работ Скотта относятся знаменитые картины «Солдат Джейн», номинировавшийся на 12 Оскаров «Гладиатор», фантастическая картина «Прометей» и фильм «Царство небесное».
  • Представленный вам топ кинодеятелей в области режиссуры, далеко не полный. Продолжать список можно бесконечно. Эти зарубежные деятели кино внесли вклад в индустрию развлечений под названием кино, они подарили нам самые незабываемые фильмы. Главным критерием для каждого режиссера считается зрительская любовь и признание творчества.

9. Дмитрий Киселев

Дмитрий Киселев — еще один популярный российский режиссер, слава к которому пришла благодаря Тимуру Бекмамбетову. Начиная с 2009-го года, Киселев работает исключительно над теми проектами, где Бекмамбетов выступает в роли продюсера. Именно Киселеву принадлежит огромный вклад в развитие новогодней кинофраншизы «Елки». Он приложил руку к съемкам большинства ее частей и даже принимал участие в написании сценариев. Участвовал в съемках двух сериалов для СТС – «Лондонград» и «Кости». Фильм Киселева «Время первых», по мнению россиян, вошел в ТОП-5 лучших отечественных фильмов за 2017-й год.

Владимир Алеников

Автор детских фильмов о Петрове и Васечкине Владимир Алеников дважды начинал работать в Голливуде с нуля. В первый раз он был приглашен после успеха у американской публики мюзикла «Биндюжник и Король». Результатом стала советско-американская мистика с Джорджем Сигалом «Время тьмы» (или «Феофания, рисующая смерть»). После десятилетнего перерыва Алеников вернулся в Голливуд, сняв и самостоятельно спродюсировав экспериментальный триллер «Пистолет (с 6 до 7-30 вечера)», примечательный длинными кадрами и развитием действия в режиме реального времени. Признание картины ограничилось фестивалями. Помимо этого Алеников около 10 лет вел курс режиссуры в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
 
 

Роберт Грин, Кристоффер Бо, Жозефина Декер, Брейди Корбет, Жак Тати, Вера Хитилова, Хироси Тэсигахара, Аньес Варда, Леос Каракс, Бела Тарр, Алехандро Ходоровский, Гай Маддин и Кристи Пую

Алексей Филиппов

Редактор kino-teatr.ru и сайта «Искусства кино»:

— Философский диспут, кто переоценен, а кто недооценен, слишком зависит от того, среди кого он ведется. Для кого-то и Навапол Тамронграттанарит — попса, а кто-то уже готов занести в красную книгу старину Брайана Де Пальму. В качестве оправдательного эпиграфа замечу, что более-менее все постановщики могут считаться недооцененными, а вот переоцененными — только по-настоящему популярные в некий период времени. Попробую выбрать несколько фигур, которым жара зрительской любви категорически не хватает, если смотреть из моего информационного пузыря.

Возможно, они еще возьмут свое, но пока прискорбно мало людей знают и ценят документалиста Роберта Грина («Бисби 17»), который мастерски встраивает игровые элементы в документальное кино, чтобы добиться максимального проживания. Или датского визионера Кристоффера Бо («Реконструкция», «Аллегро»), снимающего по-французски поэтическое кино о внутричеловеческих драмах. Или Жозефину Декер («Мадлен Мадлен»), тоже запускающую зрителя в голову персонажей, с максимальным подключением к экранному опыту. Есть среди молодой поросли и Брейди Корбет («Вокс люкс») — человек с самобытным и провоцирующим голосом, мастер всматриваться в бездну темных углов и больших явлений: поп-музыка, терроризм, тирания. Говоря о покойных классиках, хочется вспомнить мастера емкой комедии положений Жака Тати («Каникулы господина Юло»), говорившего о хищных вещах века. Или Веру Хитилову («Маргаритки») — неподдающуюся постановщицу из Чехословакии, снимавшую социалистические хорроры, ернические библейские притчи и всевозможные бунтарские абстракции. Или Хироси Тэсигахару («Женщина в песках») — любимого японского режиссера Тарковского, мастера выразительного образа, который обычно пропадает за спинами Куросавы, Одзу и других достойных. Сюда же, увы, с недавних пор входит Аньес Варда («Клео от 5 до 7») — великая выдумщица, находившая в окружающем мире много интересного как в игровом, так и в документальном форматах.

Напоследок не постесняюсь упомянуть безмерно любимых авторов. Леос Каракс («Дурная кровь»), Бела Тарр («Гармонии Веркмейстера») и Алехандро Ходоровский («Танец реальности») — три демиурга, упаковывающие экзистенциальные проблемы в мрачно-задорный карнавал эффектных образов. А также Гай Маддин («Врезалось в память!»), канадский побратим Дэвида Линча, изъясняющийся на языке немого кино, и величайший из румынских мудрецов — Кристи Пую («Сьераневада»).

Возможно, это крайне попсовый список, но режиссеры менее известные, боюсь, могут попасть не в недооцененные, а в неизвестные. Впрочем, это все равно лишь вершина айсберга: недооценены все-таки почти все.

Джеймс Тобак

Станислав Зельвенский

Обозреватель раздела «Кино» на «Афиша Daily»:

— Джеймс Тобак — катастрофически недооцененный автор. Смешно, что формально вершина его карьеры — оскаровская номинация за сценарий к «Багси» Барри Левинсона. Кто-то еще помнит тобаковский дебют «Пальцы» с Харви Кейтелем (и то сейчас его вспоминают обычно в контексте ремейка Одиара). Меж тем это режиссер огромного таланта и интереснейшая фигура. Его фильмы — «На виду» с Нуреевым и Настасьей Кински — что-то вроде шпионского триллера, или моралистические комедии с Робертом Дауни, или «Когда меня полюбят» с Нив Кэмпбелл — странное, несовершенное, идиосинкразическое, но смешное, волнующее, ни на что не похожее кино. А ведь есть еще сценарий «Игрока» Карела Рейша — одного из лучших фильмов про аддикцию — или прекрасный «Тайсон», например.

Секс, кокаин и классическая русская литература — киты, на которых стоит творчество Тобака, который всегда оставался не только автором, но и персонажем. И конечно, ему всегда было невероятно трудно найти финансирование на свое кино. Про это он сделал уморительную документалку «Соблазненные и брошенные», где они с Алеком Болдуином клянчат деньги на Каннском фестивале. Стоит посмотреть и его документальный портрет под названием «Аутсайдер».

Последняя работа Тобака «Частная жизнь современной женщины», фильм про женские страхи с элегантной достоевщиной и отличной ролью Сиенны Миллер, после венецианской премьеры канула в небытие, поскольку в рамках #MeToo автора обвинили в приставаниях 500, что ли, женщин, и учитывая, что ему за 70 и он очень крупный, перспективы так себе. Но однажды всем еще станет стыдно.

Маргарита Барская

Маргарита Барская — первый режиссер, сумевший показать мир ребенка и мир глазами ребенка максимально честно и естественно. В 1933 году на экраны вышла ее драма «Рваные башмаки» — первый озвученный детский фильм в мировом кинематографе. Она рассказывала о детях, выросших в условной европейской стране, где к власти пришел фашистский режим. После выхода картины о Барской сразу же заговорили как о новом, оригинальном таланте, а много позже — чуть ли не как о предтече итальянского неореализма. Зрителей восхищало, насколько непринужденно ведут себя в кадре дети, как будто не замечая объектива, — в этом была заслуга Барской-педагога, выработавшей собственную систему работы с юными актерами.

Маргарита Барская была инициатором открытия первой в мире детской киностудии «Союздетфильм», где был снят полнометражный фильм «Отец и сын». На экранах он так и не появился: критики клеймили картину как «лживую», поскольку Барская, верная своему стилю, отразила в ней жизнь советской семьи без прикрас. Снимать режиссеру больше не позволили — в основном из-за ее дружбы с опальным оппозиционером Карлом Радеком, так что фильм «Отец и сын» стал последней работой Барской..

Первые выпуски новостей и экранизация классической литературы

В 1909 году Пауль Тиман, потомок богатой немецкой семьи из Юрьева (сейчас — Тарту, Эстония), основал еще одну российскую кинофирму.

В начале 1900-х он жил в Париже и работал на французской киностудии «Гомон». Через два года Тиман переехал в Москву и стал сотрудником российского филиала этой же компании. Он снимал первые новостные альманахи — короткие ролики о важных событиях Российской империи.

Художественный фильм Владимира Гардина «Крейцерова соната» (1914)

Деньги на создание собственной кинофирмы Тиману выделил табачный фабрикант Фридрих Рейнгардт, поэтому ателье получило название «Торговый дом П. Тиман и Ф. Рейнгардт». В 1909 году фабрика выпустила свой первый фильм — «Смерть Иоанна Грозного» по мотивам пьес Алексея Константиновича Толстого. В этой картине дебютировал актер Яков Протазанов, а съемки контролировал приглашенный из Италии оператор Антонио Серрано. Однако из-за его ошибки весь фильм получился размытым. Оператор неправильно настроил камеру, а пленку проявили только спустя несколько месяцев после окончания съемок. Критики назвали картину «провалом русского кино».

Чтобы привлечь зрителей, Тиман решил снять несколько фильмов по мотивам классической литературы и объединить их в «Русскую золотую серию». Первой картиной стала дебютная режиссерская работа Якова Протазанова «Бахчисарайский фонтан». Следом вышли «Кавказский пленник», «Демон», «Анна Каренина». Кроме Протазанова для Тимана снимал фильмы Владимир Гардин и иностранные режиссеры.

«Русская золотая серия» была популярна и у зрителей, и у критиков. Ее создатели совершенствовали техники съемки и экспериментировали с декорациями. Например, оператор ленты «Дворянское гнездо» Александр Левицкий создал специальный поворотный круг, который позволял вращать декорации в зависимости от положения солнца. После начала Первой мировой войны Пауля Тимана как этнического немца выслали из Москвы. Вскоре Яков Протазанов и Владимир Гардин ушли в другие фирмы, и производство пришлось закрыть. После революции Тиман уехал во Францию. Он создал кинофирму «Товарищество П. Тимана и Ко», в которой работали русские эмигранты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector