Хабенский в авангарде
Когда «Художник говорит»…
Недавно музей выложил в сеть новые фильмы из серии «Художник говорит». Речь о мини-сериалах с Виктором Пивоваровым и Игорем Макаревичем. Абсолютно захватывающие работы. Раньше были сняты фильмы с Эриком Булатовым, Игорем Шелковским, Леонидом Соковым. Чем определяется выбор героев?
Зельфира Трегулова: Прежде всего — этапными выставками современных художников, показанными у нас в последние годы. Первоначальный импульс был простой — запечатлеть опыт работы музея с этими мастерами. Выставка Леонида Сокова, которая вела диалог с искусством ХХ века в нашей постоянной экспозиции, стала событием 2016-го. А в 2015-м Игорь Макаревич и Елена Елагина сделали проект «Макаревич — Елагина. Анализ искусства».
ГИМ впервые показывает свое собрание Федора Рокотова
Знаете, когда мы снимали Леонида Петровича Сокова, рассказывавшего о своей выставке, ни у кого мысли не было, что это наш последний шанс запечатлеть разговор с потрясающе умным, ярким, мощным русским художником ХХ века. Мы просто наслаждались общением с ним, возможностью заглянуть в его лабораторию, понять его методологию, подход к искусству. И это побудило нас вместе с Arzamas»ом запустить цикл документальных фильмов — уже с Эриком Булатовым, Игорем Шелковским, Игорем Макаревичем, Виктором Пивоваровым.
Но проектов с Виктором Пивоваровым последнее время Третьяковская галерея не делала. Его выставки были в ММОМА, в «Гараже» и ГМИИ им. А.С.Пушкина, в Мультимедиа Арт Музее Москвы…
Зельфира Трегулова: Но первая большая выставка Пивоварова «Шаги механика» в 2004 году открылась именно в Третьяковской галерее. Ретроспективу Эрика Булатова, первую в России, музей показал в 2006-м.
Мини-сериалы с Виктором Пивоваровым и Игорем Макаревичем интересны еще и тем, что позволяют зрителю «войти» в круг художников московского концептуализма, который был достаточно замкнутым. Вы планируете снять фильмы с другими авторами этого круга?
Зельфира Трегулова: …Например, с Ильей Кабаковым? Я страшно жалею, что перед выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых нам не удалось снять фильм с ними и о них. А сейчас это практически невозможно из-за пандемии.
Антон Желнов снял фильм «Бедные люди. Кабаковы».
Зельфира Трегулова: Да. Но мы хотели снять по-другому. Не о личной судьбе художника, его жизни, а о значительнейшем отечественном художнике в контексте мирового искусства.
Кроме того, эти документальные фильмы сняты с художниками, которые продолжают работать. Энергия рождения художественной мысли, мира здесь и сейчас — это именно то, что создает нерв этих картин.
Ключевой вопрос
Замысел серии «Художник говорит» как-то был связан с Музеем московского концептуализма?
Зельфира Трегулова: Нет. Мы начинали снимать эти фильмы в 2016-м на выставке Леонида Сокова. Идея превратить мастерскую Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Музей московского концептуализма, который стал бы филиалом Третьяковской галереи, возникла году в 2017-м. Благодаря поддержке Диляры Аллахвердовой мы смогли прирасти еще пространством соседней мастерской, где будут располагаться музейные помещения и зал образовательных программ.
Но эта серия связана с музеем в том смысле, что помогает зафиксировать очень важные поиски, моменты, открытия интеллектуальной и художественной жизни последней трети ХХ века.
Мультфильмы в музее и песни соцлагеря
Кличество заболевших COVID-19 в Москве каждый день — 600-700 человек, как музей будет обеспечивать безопасность кинозрителей?
Зельфира Трегулова: Одна из трех киноплощадок Третьяковской галереи — летний, открытый кинотеатр, который мы сделали во внутреннем дворе Новой Третьяковки. Естественно, будем соблюдать все санитарные нормы. Будет свободная рассадка с учетом социального дистанцирования в шахматном порядке. Разумеется, будем проводить санитарную влажную уборку и т.д. Впрочем, это касается всех наших кинозалов — и в Инженерном корпусе, и в Западном крыле Новой Третьяковки. Но преимущество летнего кинотеатра еще в том, что во внутренний дворик выходит терраса музейного кафе, где можно и перекусить в ожидании сеанса.
Программа кинопоказов привязана к выставкам?
Зельфира Трегулова: Жесткой привязки нет. Но мы стараемся выстраивать параллели с выставками. Другая часть кинопрограмм- это ретроспективы, которые мы делаем с Гёте-Институтом, Японским фондом, Итальянским институтом культуры, Французским институтом… В прошлом году мы получили в дар более трёхсот немецких фильмов на плёнке от Гёте-Института, которые вместе с ранее подаренными плёночными копиями фильмов Александра Сокурова, стали основой собственной фильмотеки Третьяковки. Плюс наш кинозал — одна из площадок фестиваля фильмов об искусстве, который организует The Art Newspaper Russia, а также Московского международного кинофестиваля.
Относительно недавно мы стали проводить предпремьерные показы наиболее интересного, в основном арт-хаусного кино, в том числе российского. На показе картины «Нелюбовь» Андрея Звягинцева зал в Инженерном корпусе был забит под завязку.
У вас цифровое проекционное оборудование?
Зельфира Трегулова: Да, у нас современное оборудование для показа фильмов в формате dcp. Но мы регулярно показываем кино на пленке 35 мм и даже 16 мм. На ретроспективах японского кино почти все картины традиционно шли на пленке. Равно, как и фильмы кинопрограммы к выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана». У нас появился свой зритель, который оценил и качество проекции, и подбор фильмов, и комфорт залов. В 2019-м наши киносеансы посетили около 25 тысяч человек.