10 самых старых зданий в россии

Ажурный дом

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Ажурный дом, расположенный на Ленинградском проспекте, сразу бросается в глаза. И здание это интересно по нескольким причинам. Во-первых, это один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления.

Во-вторых, интерес вызывает его внешний вид. Неспроста дом получил название ажурного. Дело в том, что его фасад состоит из узорчатых решеток. Ажурные блоки сгруппированы по два, тем самым обогащая композицию строения. Еще одно название, присвоенное зданию за экзотичность – «дом-аккордеон».

Сооружение должно было стать образцом будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Предполагалось, что строиться такие дома будут быстро и недорого, но при этом не будут выглядеть типично.

Возвели ажурный дом на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей. Узорчатые решетки на здании выполнены из бетона и прикрывают собой кухонные лоджии. За основу ажура послужили эскизы известного живописца Владимира Фаворского по растительной тематике. Правда, жильцы жалуются, что из-за этих орнаментов в квартирах темновато.

Интересно, что эта архитектурная деталь была призвана не только украсить дом, но и спрятать от посторонних глаз личные вещи жильцов. Например, развешенное на лоджиях белье. Все-таки улица, где стоит здание, всегда считалась одной из центральных.

Фасад дома по цвету напоминает мрамор, однако это не было первоначальной задумкой архитектора. Дело в том, что ровный цвет бетонного покрытия получить не удалось, поэтому в бетон во время его заливки в формы добавили краситель. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись как дорогой камень.

Необычной в доме была и планировка. Первый этаж был отведен под социальные объекты для обслуживания жильцов, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго. Правда, воплотить в жизнь все задуманное помешала война в 1941 году. Подвалы здания превратились в бомбоубежища, а квартиры, рассчитанные на одну семью, стали коммуналками.

Как известно, ажурный дом типовым так и не стал. После войны средств на восстановление страны не хватало, и об украшениях фасадов пришлось забыть. А затем на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Северный речной вокзал

Фото: ТАСС/Марина Лысцева

Это один из двух речных вокзалов Москвы. Расположен он на берегу Химкинского водохранилища. Его построили одновременно с Каналом имени Москвы в 1937 году. Интересный факт – возвели его еще до заполнения Химкинского водохранилища, то есть, на суше.

Вокзал, построенный в стиле сталинского ампира не только объект культурного наследия, но и один из символов Москвы.

Здание выполнено в форме двухпалубного парохода, который как бы держит путь в направлении пяти морей. Мачтой корабля стала башня, увенчанная 24-метровым шпилем. А плоская крыша и арки только усиливают сходство с лайнером.

По идее, осенью шпиль можно сложить, а весной, когда открывается движение по каналу имени Москвы, вернуть на прежнее место. Правда, такую возможность практически не используют – за все годы шпиль прятали лишь несколько раз. Например, в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немцев.

Не все знают, что пятиконечная звезда на шпиле здания до этого красовалась на башне Московского кремля – Спасской. Установили ее там 24 октября 1935 года. она была изготовлена из нержавеющей стали и красной меди. Знак серпа и молота был выложен горным хрусталем, аметистами, александритами, топазами и аквамаринами.

Постепенно из-за осадков самоцветы тускнели, теряя свой вид. Поэтому уже через полтора года было решено заменить звезду на рубиновую. А вот звезду из самоцветов поселили на шпиле здания вокзала.

Часы, размещенные на башне Речного вокзала, по легенде были сняты с Храма Христа Спасителя. Часам порядка 200 лет, и они считаются одними из самых старых в столице.

Точно известно, что на башне они появились в 1937-м, в год завершения строительства самого вокзала. Весь их механизм создан вручную, но несмотря на это, в 1996 году их перевели на работу от электродвигателя, избавив тем самым сотрудников вокзала от необходимости каждые два дня их заводить. А вместе со старым механизмом со здания сняли колокола.

Дом-парус

Гигантский «парус» на улице Гризодубовой (дом 2) спроектировала команда архитекторов под руководством Андрея Бокова и Бориса Уборевича-Боровского. Изначально они не планировали придавать ему каплевидную форму — их задачей стало строительство самого длинного дома в Европе. Однако в плане застройки рядом с ним появились школа и стадион. 22-этажный дом загородил бы им солнечный свет, поэтому этажность дома решили менять каскадом.

В итоге узкое протяженное здание действительно стало напоминать надутый ветром парус. Его ширину и длину обусловило еще и место строительства — дом возвели на бывшей взлетной полосе Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе. Нестандартная форма паруса потребовала сложных технических решений при устройстве инженерных коммуникаций: для них внутри дома провели полые дугообразные каналы, повторяющие его округлые контуры. Фасады здания облицованы керамогранитом, а ритм им задают выделенные цветом горизонтали окон и лоджий.

«Парус», который москвичи также называют каплей, волной, китом, палитрой, улиткой и даже ухом, получил высокую оценку архитектурных критиков, а в 2008 году заслужил премию «Дом года».

Храмовый комплекс Джгантия (построен 3,7 тыс. лет до н.э)

Так выглядят мегалиты храмового комплекса Ggantija. | Фото: himchistka-daugavpils.eu.

Джгантия (Ggantija), что в переводе означает «башня гигантов», является — мегалитическим храмовым комплексом эпохи неолита на острове Гозо, что у побережья Мальты. Этот мощный ансамбль состоит из двух храмов, соединенных между собой, которые (по предположению археологов) относятся к обрядовым сооружениям. 

Пять апсид, обнаруженных в Джгантии, содержат различные алтари, у которых проходили обряды с жертвоприношением. | Фото: malta2u.com.

Учитывая тот факт, что в них были обнаружены кости и останки животных, статуи богинь плодородия и изобилия, а также каменные очаги, считается, что в них проводились ритуалы и жертвоприношения. Уже в XX веке этот комплекс признан памятником мировой культуры и охраняется ЮНЕСКО, а вначале третьего тысячелетия нашей эры (т.е. с 1 января 2001 г.) Джгантия была полностью отреставрирована и теперь принимает туристов.

Сохранившая часть храмового комплекса Джгантия на Мальте. | Фото: polit.ru.

Познавательно: Мегалиты — это архитектурные сооружения, созданные из огромных каменных глыб. Мегалитические строения, обнаруженные в наше время, датируются IV—III тыс. до н. э. и характерны для позднего неолита и энеолита.

Необычные скульптуры и памятники

Скульптура «Белый кролик»
Щербаковская, 54

Один из главных героев сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес», Белый Кролик является не только «украшением» московского двора, но и «талисманом счастья». Ручка его тросточки, которую он держит в правой лапке, ярко блестит: считается, что потереть рукоятку трости — к удаче.

Памятник дяде Степе
Слесарный пер., 1

Памятник знаменитому великану-постовому украшает здание областного управления службы ГИБДД. Любопытно, что «одет» советский постовой в современную форму сотрудника автоинспекции. В руке Степана — спасенная им же птичка.

Памятник Слону и Моське
Б.Грузинская улица

На Большой Грузинской стоит слон на задних лапках, он как будто танцует. А рядом маленькая собачка Моська розового цвета словно бы задирает слона, как и положено героине знаменитой басни.

Памятник первому табурету земли русской
Таганская улица

Гигантский табурет расположен на территории Музея мебели. По конструкции это обычный табурет. Однако в высоту он достигает трех метров. В темное время суток табурет эффектно подсвечивается.

Шмитовский проезд

Недалеко от метро «Улица 1905 года» расположен памятник Машеньке и Гансу. Он олицетворяет дружбу двух народов: русских и немцев. Дети как будто танцуют танец дружбы. Каждый из персонажей облачен в народный костюм. Точная копия памятника установлена в городе Денкендорфе, в Германии.

Плоские дома

Если «парус», несмотря на необычную форму, все же выглядит объемным, то дом 36 на Пресненском Валу кажется совершенно плоским, словно кроме фасада у него ничего нет. Этот эффект достигается благодаря тому, что один из углов дома острый, поэтому с определенного ракурса здание выглядит лишенным объема.

Соседний дом 38, строение 1 тоже выглядит слишком узким для того, чтобы стоять на земле без подпорок. Эффект плоскости здесь возникает за счет прямоугольного выступа, который скрывает глубину здания. Внутренняя планировка обоих домов при этом совершенно обыкновенная.

Оба дома построили в 1910-х годах, и они не единственные в своем роде. Один из самых известных плоских домов находится на Таганской улице. Дом 1/2, строение 2 построили как доходный. Острый угол здания вплотную прилегает к стене соседнего дома, и создается впечатление, что за фасадом ничего нет. Такое архитектурное решение обусловлено тем, что заказчик этого дома хотел извлечь максимальную денежную пользу из принадлежащего ему земельного участка, однако участок этот был неровным, и дом приобрел его форму.

Долгое время в здании шла реставрация, поэтому оно было скрыто от глаз прохожих. Недавно ремонт закончился, и в доме снова живут люди.

Древнейшие исламские здания

В тех же южных краях возвышается и самое старое исламское культовое здание

Джума-мечеть стоит в Дербенте — важной крепости Армянского эмирата Арабского халифата (современный Дагестан). Она строилась в 733–734 годах

Исламские архитекторы строили и другие типы зданий, но из-за плохой сохранности исследователи порой гадают, для каких целей они предназначались. Таков мавзолей Тура-хана, который, возможно, был не гробницей, а залом суда. Он был построен в XIV–XV веках (а может, и в XII веке) рядом с поселком Чишмы в Башкортостане. Рядом с городом Болгар в Татарстане располагается историко-археологический комплекс «Булгар» — бывший город Булгарского улуса Золотой Орды. На его территории — много достопримечательностей, в том числе и загадочная Черная палата (XIV век): то ли мавзолей, то ли место отдыха дервишей. Другие постройки Булгара также относят к той эпохе.

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

Архитектурно-исторический комплекс Булгар

Архитектор Кекушев, построивший дом мечты для любимой жены

Дом на Остоженке архитектор Лев Кекушев построил для своей жены. Внешне он напоминает небольшой замок, будто бы переместившийся из Средних веков. Сочетание красного и белого кирпича, асимметричность композиции, шатровая башенка — слывший несколько странным вкусом Кекушев сумел всё это объединить в одном здании.

Интересна и внутренняя планировка этого оригинального дома. Все помещения сгруппировались вокруг главной лестницы, примыкающей к крыльцу главного входа. А спальни для себя и своей супруги Кекушев организовал в мансардах. Интересно, что в 2017 году провели реставрацию особняка на Остоженке, во многом восстановившую его прежний вид при хозяевах.

Дома на ножках

Дом Наркомфина — это не единственное жилое здание в Москве на ножках. В середине 1960-х годов начались эксперименты с возведением девятиэтажных домов, приподнятых над землей. С 1960-х по 2011 год в городе появилось шесть многоэтажных домов, приподнятых над землей на массивных железобетонных сваях. В северных широтах такая конструкция применялась для защиты от вечной мерзлоты или наводнений, однако в столице выполняла скорее художественные функции. Москвичи сразу окрестили новые постройки домами на ножках или сороконожками. Самые известные из них — дом 184, корпус 2 на проспекте Мира и дом 34 на Беговой улице.

25-этажный дом на ножках на проспекте Мира построен в стиле брутализм по проекту архитектора Виктора Андреева и инженера Трифона Заикина. Благодаря 30 сваям первый этаж приподнят на уровень третьего, поэтому даже с нижних этажей открывается отличный вид на ВДНХ и окрестности.

Еще одним интересным решением стало шахматное расположение балконов: если смотреть снизу, кажется, что балконы, как ступеньки гигантской лестницы, ведут в небо. Кроме того, левая и правая стороны балконов сходятся под тупым углом, что дополняет этот оптический эффект.

В отличие от своего собрата на проспекте Мира, Дом авиаторов на Беговой улице действительно является домом-сороконожкой — здание стоит на 40 опорах. Архитектор Андрей Меерсон поднял здание еще выше — на четыре этажа. Дом планировали отдать под гостиницу для летней Олимпиады 1980 года, однако там поселили работников авиационного завода «Знамя труда».

Дом построен из тех же типовых панелей, что и обычные девятиэтажки, однако они положены внахлест друг на друга. Кажется, будто здание покрыто чешуей, что дополняет образ насекомого. Книзу его ножки сужаются настолько, что их под силу обхватить двум людям. Из-за этого дом кажется неустойчивым, однако опоры и основание здания выполнены из монолитного железобетона — одного из самых прочных строительных материалов в мире.

Подъезды стоят отдельно от дома и связаны с ним через лестничные пролеты и шахты лифтов. Лестницы спрятаны в овальных бетонных башнях с узкими окошками, напоминающими бойницы. Благодаря необычному сочетанию архитектурных элементов дом выглядит воздушным и устремленным вверх, но одновременно с этим напоминает средневековую крепость.

Длиннее некуда, да и незачем

Фото: Николай Галкин / ТАСС

Самое длинное здание в Москве находится на Варшавском шоссе. Длина дома №125 – почти 736 метров, что равно маршруту из трех автобусных остановок. На лицевой стороне 6-этажного здания расположено почти 1650 окон, за что в народе его прозвали «Лежачим небоскребом».

В 1969 году для возведения этого «уходящего в горизонт» дома выделили 76 гектаров земли, а шесть лет спустя в его стенах открылись лаборатории Научно-исследовательского центра электронно-вычислительной техники (НИЦЭВТ), который в советское время занимался в том числе и разработкой бортовых цифровых вычислительных машин для космических кораблей.

Фото: Екатерина Овсянникова / Фотобанк Лори

Самый длинный жилой дом в Москве расположен на улице Гризодубовой, 4, и входит в архитектурный ансамбль «Грандъ-Парк» на Ходынском поле, форма которого с высоты птичьего полета похожа на корону. Архитектурно здание длиной более 700 метров – одно целое, но для удобства почтальонов его все же разделили на четыре корпуса. 

Фото: Светлана Силецкая / Фотобанк Лори

Ленинградский вокзал

Обратимся еще к одному зданию, а именно Ленинградскому вокзалу. Построенный в 1849 году он является старейшим в Москве. До 1923 года его называли Николаевским по имени императора Николая I, а до 1937 Октябрьским.

Построен вокзал по оригинальному проекту К. Тона и Р. Желязевича, а движение поездов по Московско-Петербургской дороге началось через 2 года после открытия.
Сегодня здание вокзала, естественно, неоднократно перестроенное, все равно является памятником архитектуры. В 2009 году общественность подняла вопрос о возвращении вокзалу первоначального названия, но руководство РЖД заявило, что решение по этому вопросу не принято.

Самые большие вокзалы в мире.

Причины дуэли

Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.

  • Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.

  • Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.

  • Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.

  • Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.

  • На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.

  • Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.

  • Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.

  • Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.

Месторасположение сталинских высоток

Согласно проекту, разработанному в 1947 году в честь 800-летнего юбилея Москвы, новостройки должны были «окольцевать» Старую Москву, расположившись по линии Садового Кольца.

Легенды свидетельствуют, что места были выбраны неслучайно – эксперты уверяют, что в них сконцентрированы очень мощные энергетические потоки и расположены геопорталы, а в таких локациях люди переживают особо сильные эмоции и «подпитываются» естественной энергетикой. Насколько правдивым являются эти утверждения – вопрос открытый, но экстрасенсы уверены в своей правоте и продуманности действий И.Сталина.

С другой стороны, отмечается параллель – Москва построена на 7 холмах и поэтому ее венчает 7 высотных зданий. Но этот факт тоже относится к области необъяснимых явлений, хотя и настораживает тех, кто верит в мистику Москвы.

Храм Христа Спасителя

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, вмещающий до десяти тысяч человек. Имеет он и богатую историю.

Построили собор 130 лет назад. Он был возведен в 1883 году, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года. Торжественная закладка его состоялась на Воробьевых горах в октябре 1817 года, но проект не был осуществлен из-за возникших проблем, связанных с непрочностью почвы. В 1825 году Николай I приказал приостановить все работы, и строительство прекратилось.

Через семь лет император утвердил новый проект храма и лично выбрал для него место – на берегу Москвы-реки. Храм строился почти 44 года, и с 1883 года в соборе начались регулярные богослужения. Там проходили коронации, отмечались всенародные праздники и юбилеи. Например, 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых.

В начале 1920-х годов собор захватили обновленцы, а через почти десяток лет, в 1931 году, его закрыли. По решению советского правительства 5 декабря того же года храм взорвали. Сохранилась лишь часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

На месте сооружения планировалось построить Дворец советов. Однако планы осуществить так и не удалось из-за Великой Отечественной войны. По ее окончании фундамент здания использовали для открытого плавательного бассейна, получившего название «Москва».

В сентябре 1994 года столичное правительство решило воссоздать Храма Христа Спасителя, вернув ему прежний вид. За неполные шесть лет собор построили. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

Дуэльный ритуал

Дуэль всегда подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала, следование которому в дворянской системе координат отличало благородный поединок от банального убийства. Как правило, дуэль начиналась с вызова, которому, в свою очередь, предшествовал конфликт и оскорбление чести.

Традиционно различают два вида оскорбления: словесное и оскорбление действием. Наиболее распространенное и наиболее болезненное словесное оскорбление — «подлец», поскольку оно не только обвиняет в бесчестии, но и приравнивает дворянина к человеку «подлого», низшего происхождения. Также были очень распространены оскорбления вроде «трус» или «лжец», которые ставили под сомнение наличие у человека качеств, столь важных для дворянина.

Оскорбление действием было более жестким, так как сводилось к обращению с дворянином как с простолюдином, которого позволительно ударить. При этом совсем не обязательно было наносить телесные повреждения — достаточно было просто замахнуться. Однако самым распространенным оскорбительным действием являлась пощечина или же удар перчаткой, который и вовсе символизировал нежелание «марать руки».

Оскорбленная сторона требовала удовлетворения, или сатисфакции, причем любое общение между дуэлянтами в этот момент прекращалось — все обязанности перекладывались на плечи секундантов, которые брали на себя две функции, организаторскую и «адвокатскую». С позиции организаторов секунданты занимались устройством дуэли, договаривались об оружии, времени и месте проведения поединка, были посредниками в общении своих принципалов и направляли противнику письменный вызов, или картель.

Секундант также был обязан попытаться примирить враждующие стороны и быть готовым в любой момент выступить в качестве замены своего принципала, поэтому в секунданты выбирали людей близких — родственников, но чаще друзей. Впрочем, не стоит забывать, что дуэль являлась преступлением и за участие в ней секунданты наказывались не менее строго, чем сами дуэлянты.

Как правило, дуэль проводилась на следующий день после нанесения оскорбления, поскольку дуэль непосредственно в день оскорбления превращала благородный поединок в вульгарную стычку и вся значимость ритуала пропадала.

Однако была возможность отсрочить поединок и на более долгий период — например, если дуэлянту было необходимо привести в порядок свои дела или отслужить военную кампанию. В каждом отдельном случае противники и секунданты решали, является ли причина отсрочки достаточно уважительной, поскольку требование отодвинуть дуэль по подчеркнуто неуважительной причине считалось дополнительным оскорблением.

Естественно, особые требования предъявлялись к одежде дуэлянтов во время битвы (приличная одежда, без какой-либо защиты) и к оружию (оно должно было быть одинаковым и ранее не использованным дуэлянтами).

Любое пренебрежение правилами дуэльного этикета в первую очередь унижало самого дуэлянта, однако были способы унизить и противника: например, как неуважение и презрительное отношение к противнику воспринималось опоздание на дуэль.

При этом негласные правила дуэли в России были крайне жестокими. Дуэлянты зачастую стрелялись с очень близкого расстояния, а этикет перемирия во время поединка хоть и существовал, но далеко не всегда вступал в силу. К тому же в пистолетах обычно уменьшали заряд, тем самым уменьшая шансы стрелявшихся на то, чтобы выжить. Если дуэлянт не погибал, а был ранен, пуля намертво застревала в его теле, что затрудняло лечение и часто приводило к долгой и мучительной смерти.

Путевой дворец Василия III

Долгое время считалось, что дом, где во время поездок останавливался отец Ивана IV, это лишь легенда и городские мифы, и он давно исчез с карты Москвы. Но при реставрации ветхого здания на Старой Басманной улице ученых ждало сенсационное открытие.

С этого здания началось возведение Голицинской усадьбы, а внутри оказался путевой дворец Василия III. Примечательно, что первоначальная планировка архитектурного проекта русских зодчих сохранилась почти не тронутой с момента возведения.

Как всегда, на Руси и место закладки строения было сакральным, ведь здесь, согласно летописям, в 1395 году москвичи встречали икону Владимирской Божьей матери, спасшую Русь от нашествия Тимура.

Самые длинные улицы в мире.

5

Звезды Москвы

Фото: Shutterstock.com

Если повнимательнее посмотреть на Москву из космоса, то можно увидеть… звезды, как минимум две. Самая большая – это здание Центрального академического театра Российской Армии на Суворовской площади. Возвели его в 1934-1940 годах в виде пятиконечной звезды, символа Красной Армии.

И это действительно уникальное сооружение: 10 этажей на поверхности, и 10 – под землей! В «звездно-армейском» театре – самая большая в Европе сцена на 1520 мест высотой в шесть этажей, которая была специально спроектирована для показа массовых батальных сцен с участием настоящих танков! Говорят, что однажды Фаина Раневская покинула театр со словами: «На аэродромах я не играю».

Фото: Shuttrstock.com

А еще одна звездочка в центре столицы – это станция «Арбатская» Филевской линии Московского метрополитена. И, как говорится, звезд с неба она не хватает, являясь одной из самых безлюдных станций подземки: в сутки здесь проходят всего 12 тысяч пассажиров, потому что все пересадки происходят на другой «Арбатской», расположенной на синей ветке.

Ажурный дом

Ажурный дом на Ленинградском проспекте (дом 27) построили в 1940 году архитекторы Андрей Буров и Борис Блохин. Это один из первых московских домов, возведенных методом крупноблочного строительства (в дальнейшем подобным методом возводились хрущевки). Несмотря на богатое внешнее оформление в стиле ар-деко, дом задумывался как сугубо функциональный и предназначался для простых горожан. Ажурным его назвали из-за витиеватых бетонных решеток, выполненных по эскизам художника Владимира Фаворского, и пилястр с растительным орнаментом, которые придают дому сходство с итальянским палаццо времен Возрождения. Однако даже этот декор играет практическую роль — решетки скрывают содержимое кухонных лоджий.

Шестиэтажный дом построен из монолитных железобетонных блоков, которые до Великой Отечественной войны планировали сделать главным материалом для массового строительства. Однако позднее предпочтение отдали более дешевым и легким типовым панелям, а ажурный дом остался единственным в своем роде. Сегодня он находится под охраной государства.

По внутренней организации пространства ажурный дом представляет собой дом-коммуну. На первом этаже должны были располагаться общественные помещения — кафе-столовая, магазин, детский сад и бюро обслуживания, принимающее заказы на уборку, стирку, доставку обедов и другие услуги. На жилых этажах квартиры занимали меньшую часть площади — большая отводилась под широкие светлые коридоры, которые должны были стать местом общения жильцов.

Нано-супрематизм Малевича

Фото: Shutterstock.com

Московская школа управления «Сколково» находится совсем рядом с Москвой, всего в километре от МКАД по Сколковскому шоссе и буквально на границе с Можайским районом. Обычным это здание нельзя назвать точно, потому что вдохновением для архитектора послужила картина «Супрематизм» Казимира Малевича. Дух и философия геометрического абстракционизма здесь, на ул. Новая, 100, в рабочем поселке Заречье, – в каждом сантиметре.

Можно сказать, что с высоты этот комплекс является масштабным памятником творчеству художника: кампус вмещает учебные и офисные помещения, две гостиницы, фитнес-клуб, ретейл-зону и коттеджный поселок для преподавателей. Вероятно, что смелые линии, формы и краски должны помогать сколковцам мыслить креативно и раскрывать свой творческий потенциал. 

Сентинский храм (967 г.)

Место нахождения: Нижняя Теберда

Сентинский храм был построен в 967 году н.э, за пару десятков лет до Крещения Руси. Представляет собой крест. Его фрески очень пострадали, а часть из них была утрачена. До Сентинского храма, находящегося на утесе массива Бурун-Сырт, очень легко добраться на машине. Стоит отметить, на месте ощущается необыкновенное умиротворение. Храм является древнейшей постройкой на территории России, недалеко от него находится Шоанинский храм, на который тоже интересно посмотреть.

Сантинский храм был построен в 967 году (это удалось узнать благодаря надписи на греческом языке под одной из фресок, которую обнаружили археологи) во времена расцвета Аланского царства, когда оно находилось под влиянием Византийской империи.

Успенский собор


Как и во многих городах в Москве множество красивых храмов и соборов. Одним из самых прекрасных можно назвать Успенский собор, который был построен еще в пятнадцатом веке итальянцем. На протяжении трех столетий этот храм был главным сооружением на территории всего Московского государства. На стенах даже были сохранены фрески.

Одним из главных событий этого храма можно назвать то что в 1547 году тут был повенчан Иван Грозный. После этого Петр Первый и другие императоры короновались в этом месте. В 1918 году собор пришлось закрывать, однако через 37 лет его переименовали в музей, а в 1990 году он снова стал осуществлять свои первоначальные функции. Но сегодня в соборе проводятся богослужения только в торжественные дни. То есть он работает не ежедневно, а только в праздники.

Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря (1117-1122 гг.)

Место нахождения: Великий Новгород

Собор претерпел перестройки и некоторые изменения, но смог сохраниться до наших дней. По сравнению с каменными соборами, построенными по заказу князя, Рождественский отличается скромными размерами и обладает отличительными чертами. Вместо узеньких с полуокружным завершением окон сделаны широкие.

Главки обладают луковичной формой. Галереи паперти, вероятно, было построены позднее. Древние хоры были уничтожены. В 1898 году впервые были найдены в алтаре первоначальные фрески. В настоящее время все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года прошли реставрацию и были очищены. Свои последние годы здесь провел преподобный Антоний.

Федеральный арбитражный суд

Неподалеку ост. Метро «Новослободское», среди жилых зданий квартала спряталось гигантское стеклянное здание суда. Расположившийся на ул. Селезневской открытый взору, почти прозрачный суд должен был стать примером открытого, справедливого российского правосудия.

Строение состоит из двух частей. Одна из которых предназначена для проведения заседаний, вторая вмещает аппарат Федерального суда. Фасад общественного блока облицован металлическими пластинами, напоминающими жалюзи. По словам архитектора В. Плоткина, они должны были быть управляемыми, что значительно удорожало строительство. Поэтому от этой идеи пришлось отказаться. Строительство здания закончилось в 2007 г. внутри расположились не только залы заседаний, но и центр реабилитации, ресторан. Проект этого здания стал победителем конкурса «Дом года» за 2008 год, получил признание на «World Architecture Festival».

Помимо этих интересных зданий на территории Москвы можно найти не менее уникальные архитектурные решения, такие как здание офиса НТВ, офисный комплекс «Бела площадь» и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector