Лиля брик и владимир маяковский: любовный треугольник
Содержание:
Литературный салон
С тех пор, как в квартире Брик появился Маяковский, судьба подарила Лиле встречи с выдающимися литераторами: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком и Николаем Асеевым. Во многом этому способствовало неотразимое обаяние незаурядной личности музы Владимира Владимировича.
Лиля Брик в молодости
Их дом был неким аналогом прошлых литературных салонов, хозяйкой которых неизменно была Лиля, а главной фигурой – Маяковский. Помимо писателей, на литературных вечерах часто появлялись деятели культуры и искусства Майя Плисецкая, Родион Щедрин.
Клей из покойника
Как известно, Маяковский и после смерти продолжал обеспечивать Лилю, оставаясь ей подспорьем и финансовой подушкой безопасности. Она владела половиной авторских прав на все его произведения.
В 1932 году Корней Чуковский запишет у себя в дневнике: «Шкловский говорит об отношении Бриков к Маяковскому: «варят клей из покойника».
Может ли быть, что сам Маяковский подозревал, что им пользуются?.. В этой связи вспоминается его озорной стишок:
Не теляди,что хлебарадиспередии сзадидают намипати,Бог их прости!А те ляди -лгущие,деньгисосущие,етьне дающие -вот лядисущие,мать их ети!
Если вспомнить, что настроение у Маяковского качалось маятником, то можно легко представить, что в минуты ссоры он думал о Лиле в таком неприличном ключе — ведь назвал же ее во «Флейте…» проклятой. Кстати, про сифилис он тоже вспоминает в другом стишке:
Нам йепля нужна,как китайцамрис.Не надоест уюрадиомачтой топорщиться!В обе дыркигляди -не поймайсифилис.А то будешьперед врачамикорчиться!
«Обе дырки» особенно интригуют. Неужели речь о содомии? Или он обращается исключительно к дамам? Как бы то ни было, с Маяковским Лиля на время рассталась и пустилась во все тяжкие. Ей тогда было 29 лет.
Заказать книгу Алисы Ганиевой можно на официальном сайте издательства «Молодая гвардия».
Мода и русский авангард
Лиля была не только одной из самых скандальных фигур советской действительности, но и иконой стиля. Интерес к миру моды был страстью, которой она жила. Это Брик выкрасила стены своей комнаты в синий цвет, чтобы оттенить белизну кожи и ржавое золото волос. Это Брик одевалась в парижские наряды в то время, когда все остальные носили мешковатую продукцию фабрики «Большевичка». Это Брик разъезжала по улицам на собственном автомобиле, являясь второй после жены французского посла женщиной-водителем в столице.
Лиля Брик и Эльза Триоле
С Францией Лилю связывал брак сестры: Эльза Триоле после замужества жила в Париже и постоянно высылала в Россию платья, сшитые на заказ французскими портнихами, модные аксессуары, шелковое белье и духи. Любимая женщина Маяковского обожала «Guerlain». Лиля знала толк в ароматах: в последний путь ее проводили, окутав волной дурманящего «Опиума» от «Yves Saint Laurent».
Кстати, с именитым французским модельером Лиля Брик случайно познакомилась в Шереметьево в 84 года
Ожидая посадки на парижский рейс, Ив Сен-Лоран в толпе неказистых женщин обратил внимание на стильную незнакомку в зеленой шубке от Диора. Знакомство переросло в тесную дружбу
Лиля Брик на рекламном плакате
В гардеробе Лили появились наряды, сконструированные мэтром мировой моды именно для нее: блузы с рукавами буфф, брюки из фиолетового бархата, серебряно-синий казакин, пальто из бордового сукна. А в честь 85-летия доброй приятельницы кутюрье устроил обед в парижском ресторане, для которого сшил Лиле Юрьевне шикарное платье из бархата и тафты.
Женщина пристально следила за тенденциями моды и постоянно обновляла гардероб. Лиля не боялась экспериментов с одеждой и внешностью, сама придумывала наряды и всегда попадала в яблочко. Она ненавидела скуку и пошлость, поэтому ее нарды отличались смелостью. Яркая от природы, барышня любила блестящие ткани и геометрические рисунки, горизонтальную асимметрию, шлейф, фестоны.
Маяковский
Амурный треугольник Осип-Лиля-Маяковский образовался в 1915 году. Тогда младшая сестра Лили, 16-летняя Эльза, привела в дом Бриков поэта, с которым у нее в то время был роман. Стоит отметить, что изначально Владимир Владимирович не произвел на Лилю никакого впечатления. Высокорослый, с грубыми чертами лица и хамоватым поведением мужчина не вызывал в ней никаких положительных эмоций.
Лиля Брик и Владимир Маяковский
Все изменилось после того, как футурист по просьбе Эльзы прочел свою поэму «Облако в штанах». В тот же миг Лилю накрыла волна доселе неизвестного чувства, навсегда изменившего ее жизнь. Примечательно, что после декламации творения писатель, плененный обаяниям Брик, посвятил Лиле произведение, первоначально адресованное Эльзе.
Муж отнесся к новой страсти жены с пониманием. В мемуарах Лиля писала о том, что в год появления в их доме Маяковского между ней и Осипом был заключен негласный договор. Суть соглашения сводилась к тому, что каждый из супругов живет своей жизнью, но о разводе речи идти не может. Владимиру Владимировичу этот договор был явно не по душе. Поэт хотел, чтобы возлюбленная принадлежала только ему.
Лиля Брик
Правда, несмотря на то, что незримое присутствие в их амурных делах законного мужа было Маяковскому в тягость, решение принятое свободолюбивой Брик, он не оспаривал. В итоге литератор сменил ненависть на милость. Писатель прикипел к супругу Лили и в какой-то момент даже ощутил в нем потребность. Брик стал для футуриста не только другом, но и редактором и меценатом. Достоверно известно, что Осип на собственные сбережения издал поэму «Облако в штанах».
По словам самой Лили, Брик и Маяковский – две не связанные друг с другом любви. Один был для нее возлюбленным, а второй – родственной душой. Лиля стала для Маяковского не только музой, но и имиджмейкером.
Лиля Брик — муза Маяковского
Она заставила поэта пойти к дантисту (Маяковский панически боялся врачей) и настояла на том, чтобы он купил вставную челюсть. Барышня следила за тем, как Маяковский одевается, именно благодаря ей писатель стал иконой стиля.
Лиля определенно повлияла на творчество Маяковского, но говорить о том, что именно она сделала его поэтом – излишне. К 1915 году он был уже известной личностью в литературных кругах. Отношения с Брик наполнили лирику писателя неизбывным трагическим пафосом. Примечательно, что экстравагантная особа сознательно изматывала поэта. Она была уверена, что страдание – неотъемлемая часть хорошей поэзии.
Лиля Брик и Владимир Маяковский
Их отношения окончательно разладились после того, как Лиля узнала, что, помимо нее, Владимир посвящает стихи и другим дамам. 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Брик, тяжело переживающая трагедию, написала письмо Сталину, организовав с его разрешения музей имени Маяковского.
Александр Блок — Любовь Менделеева — Андрей Белый
Александр Блок. 1910-е. Фотография: chtoby-pomnili.com
Александр Блок и Любовь Менделеева. 1910-е. Фотография: moiarussia.ru
Андрей Белый. 1910-е. Фотография: epochtimes.ru
Александр Блок и Любовь Менделеева, дочь химика Дмитрия Менделеева, были знакомы с детства. Но именно летом 1898 года, когда они вместе работали над любительским домашним спектаклем «Гамлет», они сблизились. Их подмосковные имения Шахматово и Боблово соседствовали, а родители всегда дружили. Она полностью соответствовала образу профессорской дочки: была строгой и неприступной гимназисткой. Блок в те годы еще не был «тем самым» Блоком — ему только предстояло стать известным поэтом. Руки и сердца Менделеевой он попросил намного позже и обвенчался с возлюбленной только в 1903 году.
Поэт следовал учению философа Владимира Соловьева и верил в теорию Вечной женственности. Поэтому между Блоком и Менделеевой так и не случилось интимной близости. Для него она была чистым ангелом, которому он посвятил «Стихи о Прекрасной Даме». «Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна, в ней нет черной крови, плоти, чудовища бесстыдного и бездушного», — писал он. Платоническая любовь была для молодой женщины невыносима, она любила супруга со всей страстью и призывала его к нормальным брачным отношениям: «Не надо целовать в письмах ноги и платье — целуй губы, как я хочу целовать, долго, горячо».
Анна Ахматова как-то сказала, что Любовь Менделеева была похожа «на бегемота, поднявшегося на задние лапы», а «внутренне же она была неприятная, недоброжелательная, точно сломанная чем-то…». Но для многих поэтов-приятелей супруга Блока стала предметом преклонения. Символисты и мистики обожествляли ее, считали чистой и непорочной. Под обаяние Менделеевой попал близкий друг Блока Андрей Белый. Вскоре он уже не просто восхищался ей как Прекрасной Дамой, но и страстно любил как земную женщину.
Менделеева ответила Белому взаимностью, но уходить от мужа не спешила. Белый не вынес мук совести и рассказал своему кумиру и другу Блоку о чувствах к Менделеевой, причем сама Любовь присутствовала при этом разговоре. По воспоминаниям Белого, Блок лишь сказал: «Что ж… Я рад…». Следующий год был мучительным для всех участников любовного треугольника: Менделеева разрывалась между двумя мужчинами, а они мучились ее неопределенностью. Отношения между поэтами окончательно расстроились. Но именно эта угнетающая ситуация вдохновила Блока написать пьесу «Балаганчик», в которой он рассказал о своем странном семейном положении:
В конце 1907 года Менделеева приняла окончательное решение, вернулась к мужу, а Белого попросила больше не появляться на пороге их дома. Но той семейной жизнью, о которой мечтала Менделеева, они так и не зажили. Через некоторое время Блок увлекся актрисой Натальей Волоховой, а потом и оперной певицей Любовью Андреевой-Дельмас. У Менделеевой тоже появлялись новые возлюбленные, от одного из которых она даже родила ребенка.
Революция
Первые годы жизнь молодой советской республики была трудной. Маяковский с Осипом работали не покладая рук. На время поэзию пришлось отодвинуть на второй план. Маяковский трудился в Окнах сатиры Роста, сочиняя агитационные памфлеты. Это давало хоть какой-то заработок, хотя денег все равно не хватало. Новая экономическая политика принесла эпоху перемен. Жить стало немного легче. Мужчины стали неплохо зарабатывать. Лиля покупала необходимые вещи, красивые мелочи, сняли дачу в Пушкине. Там они гуляли, собирали грибы, Маяковский много сочинял и не был таким ревнивым, как раньше.
Поэт продолжал страстно любить Лилю, не стеснялся проявлений нежности на публике, называя ее «лисенок», «деточка», «кисик», в письмах подписывался всегда одинаково — «твой щенок», пририсовывая смешную лопоухую собаку. Будучи заграницей Маяковский не скупясь тратил на Бриков все свои деньги, покупая шубки, воротнички, шляпки для Лили и для Оси. Лиля любила жить с размахом, баловать себя дорогими вещами, ела она только в ресторанах, не утруждая себя готовкой. В своей квартире Брик устроила, ставший известным на весь город литературный салон, который посещали самые видные литераторы того времени — М. Горький, Б. Пастернак и другие. Но в центре внимания были Брик и Маяковский. Талант молодого поэта привлек в салон цвет творческой Москвы. Ходили даже упорные слухи, что семейство Брик имело связи с ОГПУ. Одним из постоянных гостей салона Брик был Яков Агранов — работник НКВД — следователь по делам интеллигенции. Борис Пастернак сказал, что «квартира Бриков была, в сущности, отделением московской милиции». Лилю стали бояться. Шло время, чувства ее стали угасать. На глазах у Брика и Маяковского Лиля заводит один роман за другим. Брик предельно спокоен, Маяковский — взбешен. Маяковский стал вести себя, как ревнивый муж, стараясь ни на минуту не выпускать Лилю из поля зрения — следил, поджидал у подъезда, ругался и умолял, но Лиля настаивала на свободных отношениях. Для Маяковского такая жизнь была невыносимой — он требовал Лилю целиком.
Осенью 1921 года женщина уехала в Ригу по издательским делам. “Напиши честно. Тебе не легче живется иногда без меня? Ты никогда не бываешь рад, что я уехала? Никто не мучает, не капризничает, не треплет твои и без того трепатые нервы», — пишет Маяковскому Лиля. И получает ответ: «Честно сообщаю тебе, что ни на одну секунду не чувствовал я себе без тебя лучше, чем с тобой. Ни одну секунду я не радовался, что ты уехала, ежедневно ужаснейше горевал об этом. К сожалению никто не капризничает. Ради христа приезжай поскорей, покапризничай».
В это время до Лили доходят нелицеприятные слухи о том, что происходит с Маяковским пока она в отъезде. Якобы поэт ведет разгульную жизнь и волочится за барышнями. «Через две недели я буду в Москве и сделаю по отношению к тебе вид, что я ни о чем не знаю. Но требую: чтобы все, что мне может не понравиться, было абсолютно ликвидировано», — пишет ему Лиля. «…Конечно, я не буду хвастаться, что живу, как затворник. Хожу и в гости и в театры и гуляю и провожаю, но у меня нет никакого романа. Никакие мои отношения не выходят из пределов балдежа…».
У самой Лили в тот период был роман с работником наркомата иностранных дел Михаилом Альтером. Она ненавидела условности и привычки и считала, что можно любить кого угодно, когда и где угодно. «Я была Володиной женой — изменяла ему также, как он изменял мне», — позже напишет Лиля.
Ты
Пришла —
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.
(«Люблю»).
Ошибки молодости
Маленькая Лили родилась 30 октября 1891 года в семье адвоката Урия Кагана. Мать, не успевшая окончить Московскую консерваторию, всю нерастраченную любовь к искусству передавала дочерям, Лили и младшей, которую теперь мир знает как лауреата Гонкуровской премии, писательницу и переводчицу Эльзу Триоле.
Уже в раннем возрасте дети свободно разговаривали на идише, русском и немецком языках, а благодаря работе гувернантки – и на французском.
В 13 лет не очень яркая, но удивительно обаятельная Лили начала проявлять не соответствующую годам сексуальность. До поры до времени родителям удавалось следить за дочерью, но когда руки 17-летней Лили начал добиваться ее родной дядя, им пришлось спрятать девушку у бабушки.
Чтобы она не проводила время бесцельно, для Лили наняли учителя, который должен был учить ее игре на фортепиано. Но она от него забеременела. Ей пришлось сделать нелегальный аборт, который навсегда лишил ее возможности иметь детей.
Последние статьи
-
Как в разных странах одеваются ученики и какие изменения претерпела советско-российская школьная форма сегодня, 15:56 -
Почему первый муж Ольги Кабо запрещал ей сниматься в кино, а второй ушёл, узнав о беременности сегодня, 12:44 -
Какие русские бренды известны во всём мире: Тамбовский окорок, вологодское масло и др сегодня, 10:25 -
Как сложилась судьба звезды фильма «Не может быть!» за океаном: Американская мечта Ларисы Ереминой сегодня, 09:20 -
Странные картины символиста Кнопфа: Одержимость кругами, городом детства и собственной сестрой 14.08.2020, 21:47 -
Чем закончились самые известные мирные протесты Новейшего времени 14.08.2020, 20:24 -
Как Шекспир во время чумы написал одни из лучших своих произведений 14.08.2020, 19:37 -
Зачем на Кольском полуострове пробурили самую глубокую в мире скважину, и Какие силы не позволили достичь роковой отметки «13 км» 14.08.2020, 17:53 -
10 мотивирующих фильмов о превращении «гадкого утёнка» в настоящую красавицу 14.08.2020, 15:34 -
Как 1000-летний артефакт стал мистическим символом нацистов: Хофбургское копье 14.08.2020, 13:12
Все статьи
Половое любопытство
Многие недоумевают: как Осип пошел на брак с женщиной, видавшей виды?.. Б. Янгфельдт полагает: «Свободное отношение Лили к сексу не беспокоило Осипа по той простой причине, что сам он не связывал любовь с эротикой. «Мы никогда с ним не спали в одной постели, он этого не умел, не любил. Он говорил, что тогда он не отдыхает», — рассказывала Лили.
Она… с самого начала семейной жизни крутила романы на стороне, но без утайки рассказывала о них мужу. Осип… посещал вместе с ней публичные дома. Интерес к проституткам у теоретика ЛЕФа был, видно, не физиологический. Еще гимназистом он вместе с товарищами наведывался к падшим созданиям в качестве юриста и «соцработника». Одной из них он даже купил швейную машинку… «Ночные бабочки» называли его «бл***им папашей».
…Лиля пишет: «Прошел год, мы уже не жили друг с другом, но были в дружбе, может быть, еще более тесной. Тут в нашей жизни появился Маяковский». И, отвечая на роившиеся досужие слухи, подчеркивает: «Мы с Осей больше никогда не были близки физически, так что все сплетни о «треугольнике», «любви втроем» и т.п. совершенно не похожи на то, что было».
При этом как мужчина Маяковский Лилю не очень-то и привлекал. «Я сразу поняла, что Володя — гениальный поэт, но он мне не нравился… Мне не нравилось, что он такого большого роста, что на него оборачиваются на улице, не нравилось, что он слушает свой собственный голос, не нравилось даже, что фамилия его — Маяковский — такая звучная и похожа на псевдоним, причем на пошлый псевдоним».
Она сняла с него желтую кофту, заказала ему новую одежду, галстук, английское пальто, заставила постричься и повела к дантисту — все зубы у Маяковского были гнилые.
Василий Катанян ради Лили ушёл из семьи. Фото: wikipedia.org
Подпольный аборт
Лиля Брик прожила долгую жизнь. Она родилась на излете столетия, о котором Александр Блок в поэме «Возмездие» писал:
Твой лифчик -Счастливчик!
Это двустишие поэт-футурист Семен Кирсанов якобы посвятил Лиле Брик. А кому еще? …королева советских будуаров… модница, покровительница талантов, секс-символ и муза русского авангарда. Образ Лили Брик в представлениях современников и потомков раскалывается надвое. Одни зовут ее второй Беатриче, родной душой Маяковского. Другие — корыстной ведьмой… присосавшейся к несчастному гению… доведшей его до самоубийства. Одни мемуаристы считают ее красавицей, другие — дурнушкой.
С фотокарточек тех лет глядит совершенно обыкновенная девушка с пухловато-округлым лицом, пытливыми и озорными, но не такими уж и выразительными глазами. Большая голова, маленький рост, нескладные плечи, да и челюсть тяжелая. Совершенно не красавица! Катанян-младший (пасынок Лили Брик. — Ред.), однако же, настаивает, что окружающих кавалеров сражала именно рыжеволосая красота, а также «живой, общительный, но независимый характер и сексапил, который она излучала помимо своей воли».
Девичий дневник Лили Каган (девичья фамилия Брик. — Ред.) пестрит именами поклонников. Б. Янгфельдт (шведский литературовед-русист. — Ред.) пишет: «Однажды Крейн (композитор, скрипач. — Ред.) лишил Лили невинности — пока другая его подруга мыла посуду в соседней комнате… По другим свидетельствам, посуду мыла крейнова сестра. Сестра героя романа вышла на кухню мыть посуду, и, пока там журчала вода, в столовой на диване это все и произошло.
Респектабельный внешний вид глашатая революции — заслуга его возлюбленной. Когда в Москве установили памятник поэту, она возмущалась: «Зачем его изобразили в мятых штанах?». Фото: «ИТАР-ТАСС»
Вскоре Лиля поняла, что беременна, и тут же рассказала все Осипу (Брик. — Ред.)… Осип… мгновенно предложил выйти за него замуж, но Лиля посчитала, что он делает это из жалости, и… отказала.
Вместо этого она уговорила мать уехать с ней… в Армавир, к тетушке Иде, маминой сестре. Ей казалось, что уравновешенная тетушка успокаивающе подействует на маму, когда та узнает, что дочь в положении. Лиля хотела сохранить ребенка, но впавшие в панику мама и тетушка нашли врача… Честь девочки следовало спасти.
«Когда, — пишет Б. Янгфельдт, — врач предложил потом восстановить девственность, Лили резко возразила. Однако мать умоляла, уверяя, что когда-нибудь Лили влюбится и захочет скрыть свой позор от будущего супруга.
Операцию сделали. Лили отреагировала с привычной независимостью: после того как врач через два дня снял швы, она сразу бросилась в туалет, где снова лишила себя девственности, на этот раз пальцем».
…Нелегальный аборт имел последствия — говорят, именно поэтому у Лили не было детей. И кто знает, не послужила ли ее бездетность стимулом к окончательному раскрепощению сексуальности? Теперь она могла бросаться в приключения с головой, не страшась последствий в виде беременности.
Секс-символ русского авангарда
Неожиданное наследство
К 1930 году литературный салон Бриков остался единственным в Москве, значительная часть его посетителей являлись штатными или внештатными сотрудниками ОГПУ. В годы перестройки выяснилось, что Брики также были чекистами. Осипу Максимовичу принадлежало удостоверение ГПУ № 24541, а Лиле — № 15073. Некоторые исследователи жизни Лили Брик утверждают, что это была вынужденная мера и желание сохранить имеющиеся привилегии. Но факт остается фактом.
По-видимому, связи с ОГПУ помогли Лиле добиться, чтобы ее признали женой великого поэта и передали 50 % прав на его наследие (остальные передали матери и сестрам Маяковского). При этом актриса Вероника Полонская, сожительствовавшая с поэтом в течение последнего года, вообще оказалась как бы ни при чем.
Лиле Брик удалось стать полноправной владелицей всего архива поэта, а также получить права на его жилплощадь в Москве. Она стала директором его дома-музея, а также долгие годы получала отчисления от публикаций произведений Маяковского. Но главное, ей передали кольцо поэта с выгравированными на нем буквами Л.Ю.Б., на котором можно было отчетливо прочитать слово «ЛЮБЛЮ».
Детство и юность
Лиля Брик родилась 11 ноября 1891 года в обосновавшейся в Москве благополучной еврейской семье. Глава семьи Урий Александрович Каган работал юристом, а в свободное время читал книги и посещал литературно-художественные кружки. Мать Елена Юльевна (в девичестве Берман), окончившая Московскую консерваторию, воспитывала детей и поддерживала в доме культ музыки и поэзии.
Лиля Брик и ее младшая сестра Эльза
Лиля и ее младшая сестра Эльза с детства свободно разговаривали на немецком и французском языках, играли на рояле и получили образование в частной гимназии. Из биографии звезды авангарда известно, что учеба будущей музе Маяковского давалась тяжело. После выпуска в 1908 году из гимназии Лиля решила стать математиком и целый год проучилась на высших женских курсах. Затем последовали институты архитектуры и живописи, а также Мюнхенский университет.
Алексей Ржевский: Смолянки
Дмитрий Левицкий. Портрет Екатерины Нелидовой. 1773. ГРМ
Дмитрий Левицкий. Портрет Глафиры Алымовой. 1776. ГРМ
Дмитрий Левицкий. Портрет Натальи Борщовой. 1776. ГРМ
Вельможа екатерининского времени поэт Алексей Ржевский был вице-директором Академии наук, президентом Медицинской коллегии и одним из виднейших масонов. Юные девушки Борщова и Нелидова, ученицы Смольного института благородных девиц, вдохновили его на стихотворения, воспевающие их таланты в театральном и вокальном мастерстве. Характерно, что поэт обращается к ним по фамилиям — так, как это было принято в стенах института.
Портреты Борщовой и Нелидовой (будущей фаворитки Павла I) в столь восхитивших Ржевского ролях написаны Дмитрием Левицким и входят в его знаменитую серию «смолянок».
В этом же цикле — портрет девушки с арфой — Глафиры Алымовой, с которой Ржевский позже венчался. История их женитьбы полна драматизма: Глафире покровительствовал могущественный, но старый Иван Бецкой. Он представляя дело как отеческое покровительство, поселил юную красавицу в своем доме, отваживал от нее всех поклонников и исподволь добивался взаимности. Когда Алымова все-таки решила выйти замуж за молодого Ржевского, то Бецкой уговаривал ее сказать «нет» прямо перед алтарем. Под его нажимом молодожены поселились в петербургском доме Бецкого, но в итоге от «заботливого внимания» старика сбежали в провинциальную Москву.