Люблю (маяковский)

Библиография

Книги

  • Triolet Elsa. Écrits intimes 1912—1939 / Édition établie, préfacée et annotée par Marie-Thérèse Eychart. — Paris, 1998.
  • Аксёнкин А. ТАТА (Татьяна Яковлева). ТАТА (Tatyana Yakovleva): Каталог / Вступ. ст. С. Стрижнёвой; На русском и английском языках. — М.: Государственный музей В. В. Маяковского, 2003. — С. 216. — ISBN 5-09-009338-3.
  • Francine du Plessix Gray. Them: A Memoir of Parents. — New York: The Penguin Press, 2005. — 530 p. — ISBN 1-59420-049-1.
  • Тюрин Юрий. Татьяна. Русская муза Парижа. — М.: Гелеос, 2006. — 232 с. — ISBN 5-8189-0734-1.
  • Коваленко С. А. «Звёздная дань». Женщины в судьбе Маяковского. — М.: Эллис Лак 2000, 2006. — 592 с. — 5000 экз. — ISBN 5-902152-13-5.
  • Plessix Gray Francine du. Majakowskis letzte Liebe. — Berenberg Verlag, 2008. — ISBN 978-3-937834-27-6.
  • Янгфельдт Бенгт. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг = Med livet som insats: Berättelsen om Vladimir Majakovskij och hans krets / Пер. со швед. Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. — М.: КоЛибри, 2009. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-398-00417-7.

Статьи

  • Якобсон Р. Неизвестные стихи Маяковского:  // Новоселье (Нью-Йорк). — 1942. — № 2. — С. 57—62.
  • Реформатская Н. Неизвестное стихотворение Маяковского : (К выходу нового Полного собрания сочинений поэта) // Новый мир. — 1956. — № 4. — С. 59—62.
  • Якобсон Р. Новые строки Маяковского: I. …Примечания : 1. Письмо Татьяне Яковлевой; 2. Сопроводительные стихи при посылке цветов ; 3. Надписи на книгах Маяковского, ; II. Комментарий к поздней лирике Маяковского // Русский литературный архив. — Нью-Йорк: Гарвардский университет, 1956. — С. 176—178, 179, 180—206.
  • Струве Г.  // Новый журнал. — 1957. — Т. 48. — С. 256, 259—262.
  • Оксман Ю., Черёмин Г. Нью-Йоркский сборник материалов по истории русской литературы:  // Вопросы литературы. — 1957. — № 8. — С. 243, 248—254.
  • Щербина В. Фальшивый комментарий:  // Литературная газета. — 6 февраля 1958 года.
  • Воронцов В., Колосков А. Любовь поэта // Огонёк. — 1968. — № 16.
  • Плесси Грей Фрэнсин дю. «…Одна из муз Маяковского» // Советская культура. — 8 декабря 1988 года.
  • Катанян В. В. У Тани Яковлевой // Литературная газета. — 19 мая 1993 года.
  • Савин О. Последняя любовь Владимира Маяковского // Сура. — 1993. — № 6.
  •  (недоступная ссылка)

Анализ стихотворения «Ты» Маяковского

В первый же год поэма «Люблю» Владимира Владимировича Маяковского выдержала несколько переизданий. Адресат стихотворения «Ты» — Лиля Юрьевна Брик.

Стихотворение написано в 1922 году. Оно – часть поэмы «Люблю». Его автору в эту пору исполнилось 29 лет, он регулярно выступает для публики с чтением стихов и докладов, громит поэтов, которые не успевают идти в ногу с революционным маршем, занимается изданием своих книг, путешествует по Европе. Уже несколько лет его Музой является Л. Брик. У нее с мужем запутанная семейная ситуация, она считает себя свободной от всех обязательств. Тепло принятый в их доме, В. Маяковский без памяти влюбился в хозяйку дома. По жанру – любовная лирика, по размеру – акцентный стих. Традиционная для него форма расположения строк в виде «лесенки». Рифмы свободные, сложные, местами неточные. Диссонанс, типичный для поэзии В. Маяковского, присутствует и в «Ты». Лирических героев два: сам автор и его любимая женщина. Лексика просторечная, интонация напористая. «За ростом, за рыком», за вечной папироской героиня сумела разглядеть «мальчика» с ранимым сердцем. К тому времени он уже пережил болезненный разрыв отношений с Софьей Шамардиной.

Местоимение «ты» есть только в названии, дальше образ героини раскрыт через ее действия: пришла, разглядела, взяла. А главное – «отобрала сердце». Затем начинается игра этим послушным сердцем. Здесь стоит сравнение: как девочка мячиком. В этой строке минимум три слоя смыслов: во-первых, за ее внешностью взрослой, самоуверенной женщины также скрыт ребенок. Это сходство – залог большой любви. Во-вторых, в игре героини сердцем героя нет холодного расчета, злого умысла. Напротив, поэт рад непосредственности их отношений. В-третьих, уменьшительный суффикс «мячиком» — еще один знак, что поэту не больно, а «весело и легко». Далее следует антитеза: такого любить? Дамы-охотницы в сомнениях. Добыча кажется опасной, по плечу только опытной «укротительнице». Однако сам поэт смеется над ними, скачет «от радости»: нет его – ига! Он нашел свою единственную, других не надо. «А я ликую»: ликование – высшая степень радости. «Индейцем свадебным»: должно быть, поэт имеет в виду брачные танцы индейцев. Неуклюжий неологизм: вкопалась. Повторы: должно. Сравнение: чудо будто видится. Метафора: отобрала сердце. Фразеологический оборот: себя не помня. Прямая речь дам и девиц, сдобренная восклицательными и вопросительными знаками.

В. Маяковский был убежден, что любовь – движущая сила жизни. Стихотворение «Ты» — манифест влюбленного поэта, часть его автобиографической поэмы «Люблю».

«Лучший поэт советской эпохи»

Владимир Маяковский. Фотография: goteatr.com

Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фотография: mayakovskij.ru

Владимир Маяковский. Фотография: piter.my

В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.

Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили — до 1953 года.

Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.

В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.

Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».

После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.

Анализ стихотворения «Прощанье» Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский был одним из немногих поэтов, которому можно было делать выезды за пределы СССР. Советские чиновники ни на йоту не сомневались в преданности «железного поэта» к своей Родине, поэтому пропуском за границу послужили его стихи, пьесы и поэмы с патриотическим посылом. Первое путешествие за рубеж состоялось в 1924 году во Францию. Эта романтическая страна настолько сильно впечатлила поэта, что он посвятил её столице целый цикл произведений под названием «Разговорчики с Эйфелевой башней»

В Париже поэт побывал со своей вечной музой Лилей Брик. В этом городе произошло их примирение, ведь Брик до этого увлеклась другим мужчиной, что сильно влияло на моральное состояние Маяковского, ибо он не мог понять, как близкий человек может так жестоко предать и изменить. Со временем он всё же смог отпустить обиду, а Париж лишь укрепил его уверенность в том, что он до сих пор счастлив вместе с этой женщиной.

Стихотворение «Прощание» Владимир Маяковский написал в 1925 году, а его центральным образом безусловно стал Париж. Поэт восхищался этим великолепным городом, воспевал его красоту. Каждая строчка была пропитана ноткой сентиментальности, каждое слово отображало нежелание уезжать оттуда. Поэт пишет, что за окнами авто город «бежит, провожая меня, во всей невозможной красе». Есть чувство горечи из-за расставания с полюбившимся городом, которое заставило подступить к глазам «разлуки жижу». Основная тема стихотворения заключается непосредственно в самом названии. В Париже Маяковский был безгранично счастлив, он укрепил свои чувства, и вновь поверил в любовь, поэтому прощание со столицей Франции даётся ему настолько мучительно.

Следующая тема, которая поднимается в «Прощании» — это патриотизм. Автор всем сердцем любил свою страну и верил, что её ждёт светлое будущее. Поэт был предан отчизне и никогда бы не отказался от неё, ведь он яро пропагандировал самоотречение во имя социализма и призывал народ объединяться ради целей. Он мог не ладить с государственными служащими, провоцировать всех стихотворением «Вам!», но он готов был костьми лечь, чтобы защитить свою Родину, которую любил с тем же фанатическим направлением, как и Лилю.

«Прощание» заканчивается строчкой: «Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли — Москва». Да, он хотел бы до конца жизни жить в Париже, наслаждаться хрустящей выпечкой, пить изысканные вина, но есть родная земля, которая влечёт, и на которой он был похоронен через 5 лет.

«Этот вечер решал — не в любовники выйти ль нам?»

(«Отношение к барышне», 1920 г.)

Елизавета Лавинская. Изображение: eg.ru

Во время работы в «Окнах РОСТА» в 1920 году Маяковский познакомился с художницей Елизаветой Лавинской. Она была замужем за скульптором Антоном Лавинским, который через десять лет, после самоубийства поэта, сделал для его похорон футуристический железный гроб. Причем Лавинский, видимо, знал о близких отношениях Маяковского и своей жены, но родившегося в 1921 году мальчика записал под своей фамилией. Правда, об имени супруги так и не договорились. История эта не была общеизвестна, хотя многие отмечали сходство Глеба-Никиты Лавинского с Маяковским. Сам он пошел по стопам приемного отца, после войны окончил Суриковский институт и никогда не козырял родством со знаменитым поэтом. Полностью все это стало известно после выхода документального фильма «Третий лишний», который Первый канал снял к 120-летию Маяковского.

Татьяна Яковлева. «Ты одна мне ростом вровень»

Татьяна Яковлева. Фотография: marimeri.ru

Татьяна Яковлева. Фотография: marimeri.ru

Татьяна Яковлева. Фотография: marimeri.ru

Татьяна Яковлева эмигрировала в Париж в 1925 году. Она работала манекенщицей в доме моды Кристиана Диора и снималась для рекламных плакатов. Когда в 1928 году в столицу Франции приехал Владимир Маяковский, то сестра Лили Брик, Эльза Триоле, познакомила его с Яковлевой. В первый же вечер знакомства Маяковский провожал ее до дома. Когда в холодном такси она начала кашлять, поэт снял свое пальто и укрыл ее. Яковлева писала об этом вечере: «С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно».

Они гуляли каждый день. Художник Василий Шухаев вспоминал, что Яковлева и Маяковский были «замечательной парой», на них часто засматривались прохожие. Она стала лирической героиней двух стихотворений — «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Татьяне Яковлевой». Последнее он прочитал на своем поэтическом вечере.

Яковлевой не понравилась подобная огласка их отношений, публиковать произведение она не позволила. Перед отъездом в Москву Маяковский сделал ей предложение — выйти за него замуж, вместе вернуться в СССР. Но девушка не согласилась, и поэт уехал один. Перед отъездом он заключил контракт с парижской цветочной фирмой, и Татьяна Яковлева долгие годы получала по воскресеньям букеты цветов.

Анализ стихотворения «Я счастлив!» Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский не только великий и выдающийся поэт ХХ века, но так же и родоначальник рекламы в далёкие советские времена. Он является автором самых первых произведений, которые заключали в себе социальный характер. Руке «железного» поэта принадлежит большое количество карикатур, которые были опубликованы в различных журналах и газетах. Маяковский с самого раннего детства очень любил рисовать, он даже окончил пару курсов художественного училища, что ему очень пригодилось в тот момент, когда юное советское население требовало различных агитационных плакатов. Но, не смотря на свой талант и колоссальные успехи в рисовании, Владимир Владимирович всё же предпочёл зарабатывать себе на жизнь именно литературой. Он никогда не скрывал от общественности, что часто получает всевозможные заказы от людей, которые желают красиво выразить в стихотворениях какие-то знаменательные моменты и даты, которые имеют большую ценность для заказчика.

Примерно в конце 20-х годов ознаменовался культ спортивных достижений. Благодаря такому культу, много выходцев из сельской местности, которые не имели элементарного начального образования, вдруг становились истинными героями. Однако советское правительство хорошо понимало, что физическое здоровье нации стоит под угрозой из-за курения и алкоголизма, которому поддавались мужчины и женщины всех возрастов, и, как бы сложно не было представить, но даже дети злоупотребляли этими пагубными зависимостями.

В итоге в 1929 году Владимир Маяковский пишет своё рекламное стихотворение с громким названием «Я счастлив!». В этом произведении автор старается убедить читателей на собственном примере, какие преимущества имеются в здоровом образе жизни. Он даже проводил на себе эксперимент и в категорической форме отказался от табака на несколько дней, чтобы уловить те ощущения, какие испытывает зависимый от курения человек, который бросил «дыметь». Поэт отмечал в свойственной ему манере, что «голова чиста», ибо не отравлена никотином, поэтому воздух для него теперь наполнился ароматом роз, а во рту ощущается «феерический вкус», значительно повысилась работоспособность, а ночи проходят без единого кашля и плевка. Разумеется, что Маяковского не хватило на долго, как утверждали очевидцы этого, и вскоре он заявил, что папиросы помогают ему привести мысли в порядок.

Александр Пушкин и Анна Оленина

О любвеобильности Пушкина ходили легенды. Супругу Наталью Гончарову он называл своей 113-й любовью, и это не совсем фигура речи: поэт действительно вел донжуанский список. Одно из имен, упомянутых в нем, — Анна Алексеевна Оленина.

Ее отец Алексей Николаевич служил директором Императорской публичной библиотеки и был знаком со многими литераторами. В его доме бывали Василий Жуковский, Иван Крылов, Николай Карамзин и многие другие. Несколько раз салон Олениных посетил и Александр Сергеевич.

Анна Алексеевна впервые встретила Пушкина в 1819 году. Тогда ни о какой любви не шло и речи, ведь ей было 12 лет. Следующая встреча состоялась в 1827-м, когда поэт только вернулся из ссылки, на балу графини Елизаветы Михайловны Хитрово. Оленина первой пригласила Пушкина на танец. Он согласился, а потом и сам подошел к девушке с предложением потанцевать.

Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался Пушкин Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

В конце 1828 года Александр Сергеевич решился сделать предложение Анне, но получил отказ. Существует несколько версий, почему это произошло. По одной из них, сначала Анна и ее семья приняли предложение поэта, но затем Пушкин не приехал на обед в честь помолвки, чем оскорбил отца несостоявшейся невесты. По другой версии, родители Анны Алексеевны изначально были против идеи породниться с поэтом: Алексей Николаевич как государственный служащий знал, что Пушкин за свои произведения был объявлен неблагонадежным и за ним велась негласная слежка.

Перед тем как навсегда проститься с Анной Алексеевной, Пушкин написал ей в альбом стихотворение, которое сегодня знает, наверное, каждый:

Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.

Мучиться из-за неудачной помолвки поэту долго не пришлось. Всего через несколько месяцев после разрыва с Олениной он встретил Наталью Николаевну Гончарову, а в апреле 1829 года просил ее руки.

Анна Алексеевна вышла замуж только после смерти Пушкина — в 1840 году. Ее избранником стал французский дворянин Федор Андро, ради женитьбы принявший русское подданство. Позже он был назначен чиновником особых поручений при польском наместнике. С 1847 по 1862 год Андро был президентом Варшавы. Супруги прожили в браке 45 лет. После смерти мужа Анна Алексеевна стала монахиней в Корецком Свято-Троицком женском монастыре.

«Пошли швырять в московские тюрьмы». Молодость за решеткой

Владимир Маяковский широко известен как один из главных революционных поэтов. И действительно, судьба столкнула его с социалистическими идеями очень рано — в 1905 году, на рубеже 12-летия, уроженца Кутаиси, по его собственным словам, «ввели в марксистский кружок». В 1908-м же дело приняло более серьёзный оборот. Тогда Маяковского исключили из гимназии — потерявшая отца и переехавшая из Кутаиси в Москву семья жила очень бедно и не могла оплачивать обучение.

Владимир Маяковский (внизу в центре) в кругу семьи в 1905 году. Сверху справа отец, умерший в феврале 1906-го. Фото — Википедия

Предоставленный сам себе, бывший гимназист познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП (партию — предшественницу КПСС). Был пропагандистом в торгово-промышленном подрайоне и по ходу 1908—1909 годов трижды арестовывался: по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов и по подозрению в пособничестве побегу.

Про первый арест Маяковский позднее писал: «Ел блокнот. С адресами и в переплёте. Пресненская часть. Охранка. Сущёвская часть. Следователь Вольтановский (очевидно, считал себя хитрым) заставил писать под диктовку: меня обвинили в писании прокламации. Я безнадёжно перевирал диктант. Писал: «социяльдимократическая». Возможно, провёл. Выпустили на поруки».

Маяковский на учётной карточке Московского охранного отделения. Фото — ormvd.ru

Второй раз юноше также удалось отделаться «малой кровью»: «Взяли револьвер. Махмудбеков, друг отца, тогда помощник начальника Крестов, арестованный у меня случайно в засаде, заявил, что револьвер его, и меня выпустили».

А вот третий арест, связанный с беспрецедентным побегом 13 заключённых из Московской женской каторжной тюрьмы 1 июля 1909 г., имел более серьёзные последствия — юноше пришлось 11 месяцев провести в заключении, последние 6 — в одиночной камере Бутырской тюрьмы.

Обо всём этом поэт впоследствии написал:

«Юношеству занятий масса.Грамматикам учим дурней и дур мы.Меня жиз 5-го вышибли класса.Пошли швырять в московские тюрьмы».

Бутырская тюрьма, современный облик. Фото — Википедия

Судя по автобиографии, Маяковский реально был связан с подготовкой побега: «Живущие у нас (Коридзе (нелегальн. Морчадзе), Герулайтис и др.) ведут подкоп под Таганку. Освобождать женщин-каторжан. Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы». Тем не менее, через 11 месяцев его отпустили за недостатком улик.

Позднее революционер Исидор Морчадзе вспоминал довольно смелое поведение юноши на дознании:

«Во время составления протокола, когда Владимиру Маяковскому пристав задал вопрос, кто он такой и почему пришёл сюда, Маяковский ответил каламбуром: «Я, Владимир Маяковский, пришёл сюда по рисовальной части, отчего я, пристав Мещанской части, нахожу, что Вл. Маяковский виноват отчасти, а посему надо разорвать его на части»».

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского

«Облако в штанах» — одно из наиболее известных и популярных произведений Маяковского, дающее представление об отличительных особенностях его таланта и мировоззрения. Поэт работал над ним около полутора лет и впервые представил публике в 1915 г. При авторском чтении присутствовала Л. Брик, которая произвела на Маяковского неизгладимое впечатление. Он посвятил ей свою поэму. Это стало началом долгого мучительного романа.

Первоначально стихотворение называлось «Тринадцать апостолов» и была значительно больше по объему. Из-за слишком острых высказываний в адрес церкви произведение было запрещено цензурой и подверглось значительной авторской переработке.

Стих относится к любовной лирике, так как в основе сюжета лежит ожидание лирического героя своей возлюбленной. Это мучительное ожидание переходит в ненависть, когда герой узнает, что любимая собирается выйти замуж. Оставшаяся часть поэмы – философское размышление автора, описание переполняющих его чувств.

«Облако в штанах» в максимальной степени дает представление о тех выразительных приемах, которые использовал Маяковский: нестандартный размер, обильное употребление неологизмов и искаженных слов, неточная и рваная рифма, оригинальные метафоры и сравнения.

Долгое ожидание Марии превращается для поэта в настоящую пытку. За лаконичным описанием течения времени («Восемь. Девять. Десять.») скрывается с трудом подавляемый гнев и нетерпение. Известие о предстоящем браке Марии лирический герой встречает внешне спокойно, но из его души «вырывается упрямо» гигантское чувство злобы и ненависти к окружающему миру.

Это чувство Маяковский выплескивает против пошлости и мерзости буржуазного общества. Если раньше творческий процесс представлялся ему относительно простым делом, то теперь, глядя на отвратительную действительность, он не может выразить свои ощущения. Все яркие слова погибли, остались лишь «сволочь и… кажется, «борщ»». Это утверждение поэта очень существенно. Он никогда не испытывал недостатка в словах и в любое время создавал новые.

Злость приводит поэта к мысли о беспощадной расправе с несовершенным обществом. Он призывает взяться за оружие и серые будничные дни «окрасить кровью в праздники».

Маяковский на протяжении всей поэмы выдвигает на первый план значимость своего «Я». Это не только проявление эгоизма, но и утверждение приоритета отдельной личности над интересами и мнением инертной толпы. Апофеозом этой мысли является признание автором себя «тринадцатым апостолом» и приближение к Иисусу Христу.

В финале поэмы автор вновь обращается к Марии с униженной грубой мольбой. Он откровенно просит женщину отдать свое тело. Отказ приводит к новой вспышке ярости. Неудовлетворенный поэт с нетерпением ждет своей смерти в предвкушении разговора с Богом. Он обвиняет создателя в бессилии и грозится уничтожить весь рай. Эта угроза в максимальной степени передает настроение поэта и подчеркивает его непримиримый характер.

Провинциалка: Софья Шамардина

Она была первой любовью Владимира Маяковского. Молодые люди встретились, когда ей было 17, ему – 20. Соня приехала учиться в Петербург из Минска. По воспоминаниям современников, Шамардина была очень красивой девушкой.

У них был бурный роман с публичными признаниями в любви и милыми скандалами. Романтика продолжалась около года, а потом Соня забеременела. Говорят, что сделать аборт подтолкнул ее Корней Чуковский, который сообщил, что Маяковский – сифилитик.

Шамардина уехала в Минск и вскоре вышла замуж за председателя Совнаркома БССР Язэпа Адамовича. Позднее пара переехала в Москву. Софья Адамович поддерживала поэта до самого конца. Муж Сони в 37-м покончил с собой, чтобы избежать ареста и пыток. Бывшая возлюбленная поэта в этом же году была арестована, сидела в лагерях 17 лет. Свой остаток жизни провела в родном Минске и скончалась в 1980 году.

«Прежде чем идти к невесте, побывай в Резинотресте!» Гений рекламы

Впрочем, Маяковский жил далеко не только идеями. Поговаривают, что даже свой фирменный стихотворный размер — лесенку — поэт придумал потому, что в издательствах платили за количество строк:«У нас пустили твердую деньгу́. Про эти деньги и объяснять нечего. Все, что надо для удобства человечьего. Трёшница как трёшница, серебро как серебро. Хочешь — позванивай, хочешь — ставь на ребро».

Владимир Маяковский в 1914 году. Фото — Википедия

Также Маяковский известен рекламной деятельностью. Особенно прославились плакаты, где его стихи работали в унисон с новаторской по тем временам изобразительной манерой петербургского художника Александра Родченко.

При этом сам Родченко подводил под эту деятельность именно идеологическую базу:

«Я голодал. Но я презирал буржуазию… Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей. Мы не на вкус буржуазии работали. Мы возмущали их вкусы. Нас не понимали и не покупали…

И пришел 1917 год. Нам нечего было терять, а приобрести мы могли весь Союз. И мы его приобрели. Мы пришли к большевикам… Мы делали плакаты, писали лозунги. Мы установили существующий до сих пор шрифт для лозунгов…

Работали с огромным подъемом. Это был ажиотаж и не из-за денег, а чтобы продвинуть новую рекламу всюду. Вся Москва украсилась нашей продукцией».

Александр Родченко. Фото — Википедия

А вот Маяковский отзывался об этом деле более прагматично: «Ни одно, даже верное дело не движется без рекламы. Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдёт. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи… Думайте о рекламе… Здесь мы ещё щенки. Надо поучиться… Надо звать, надо рекламировать, чтоб калеки немедленно исцелялись и бежали покупать, торговать, смотреть!».

Особенно плодотворным получилось сотрудничество тандема с Государственным трестом резиновой промышленности — или Резинотрестом. Для этой компании был выпущен плакат, рекламирующий детские соски. Впрочем изображение и текст там настолько многогранны, что могут вызывать ассоциации как с самыми пошлыми вещами, так и с возвышенно-потусторонними.

Помимо «Готов сосать до старых лет» Маяковский написал и ещё одну двусмысленную речёвку: «Прежде чем идти к невесте, побывай в Резинотресте!». Впрочем, производство презервативов тогда находилось в зачаточном состоянии, так что не исключено, что поэт безо всякой задней мысли писал про обычные галоши.

Анализ стихотворения «Отношение к барышне» Маяковского

Стихотворение «Отношение к барышне» Владимира Владимировича Маяковского – беглая зарисовка одного летнего вечера.

Стихотворение написано летом 1920 года. Его автору исполнилось в эту пору 27 лет, он регулярно выступает перед публикой с чтением стихов и докладов, пишет пьесы. По приглашению приятеля лето проводит на даче под Москвой, в поселке Акулова Гора, ныне несуществующем. Впрочем, поэт чуть ли не ежедневно ездил в Москву, привозя с собой порцию слоганов и идей по их художественному обрамлению. По жанру – любовная лирика, по размеру – акцентный стих со сложной рифмовкой. Лирический герой – сам автор. Ирония сквозит уже в названии. Старомодное обращение «барышня» в революционной среде было не в чести. Однако поэт церемонен с восторженной поклонницей, как настоящий джентльмен. Он как бы напрашивается на похвалы за свое почти безупречное «отношение». Интонация светская, снисходительная, чуть насмешливая, ее разбавляет один животрепещущий вопрос: не в любовники выйти ль нам? Обстановка самая располагающая: темно, никто не увидит. В воздухе витает предчувствие необременительного дачного романа. Герой склоняется к героине, но вовсе не для поцелуя, а для совета от «доброго родителя» (это еще и сравнение): будьте добры, отойдите. Обескураженная барышня, пристыженная произошедшим, наверняка скрылась под покровом темноты. Поэт в те годы по-прежнему был влюблен в чужую жену Л. Брик. Она сохраняла свой брак, он, видимо, не всегда хранил ей верность. Впрочем, в данной истории он оказался на высоте положения. Тема уже кажется непривычной для поэзии В. Маяковского тех лет. Возвышенная лексика перемешана с просторечной. Отеческая интонация принадлежит человеку 27 лет от роду. Но, видимо, героиня приключения была заметно младше. Каждая строка дробится, высвечивая нужный оттенок смысла. Эпифоры: действительно. Лексические повторы: наклонясь, наклонился. Присутствует прямая речь. Дважды повторяется вежливая формула: будьте добры. Очевидно, что он умышленно обращается к девушке на «вы». Герой дает ей понять, что ситуация ему немного смешна и он не готов ее развивать дальше. Может быть, ему чуть жаль героиню. Речь его дидактична и метафорична: страсти крут обрыв. Герой проявляет похвальную настойчивость: отойдите (также 2 раза). Здесь обыгрываются два значения этого выражения. В первом случае он рекомендует героине отойти от края обрыва, во втором – отойти от него лично. Эпитет: добрый. Олицетворение: вечер решал.

В любовной лирике В. Маяковского есть место повседневности и иронии.

«Барышня и хулиган». От мата до киноаппарата

Бывали в творчестве Маяковского не только двусмысленные, но и вполне себе откровенно-нецензурные стихи:

«Все люди бл…ди,Весь мир бардак!Один мой дядя И тот муд…к».

Порой фривольное содержание поэт сочетал с прославлением коммунистического строя. Было ли это иронией или проявлением безудержной любви к идеям Ленина — неизвестно:

«Надо мной луна,Подо мной жена,Одеяло прилипло к ж…пе,А мы всё куём и куём детей,Назло буржуазной Европе».

Ну а полёт мысли одарённейшего поэта оставался грандиозным при любой лексике:

«Не голова у тебя, а седалище.В твоих жилах моча, а не кровь.Посадить бы тебя во влагалищеИ начать переделывать вновь!»

Масштаб таланта Маяковского позволял его творчеству проявляться в самых неожиданных местах. Так, строчки из стихотворения «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», звучащие — «Ясно даже и ежу — этот Петя был буржуй» — дали нам крылатое выражение, которое многие считают пришедшим из древности: «И ежу понятно».

Маяковский не ограничивался литературой и рекламой — областью приложения его усилий был также кинематограф. Причём, литератор не только писал сценарии. Он режиссировал и, что самое интересное, сыграл в 5 фильмах. Не все из них сохранились до наших дней, но всё же желающие могут оценить актёрские способности прославленного поэта.

Владимир Маяковский в фильме «Барышня и хулиган»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector