Скончалась балерина майя плисецкая
Содержание:
- Биография
- Майя и Пьер Карден
- Смерть
- Жена Родиона Щедрина
- Карьера в Большом театре
- Личная жизнь
- Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре
- Личная жизнь
- Ничего не забыла и не простила
- Родион Щедрин сейчас
- Майя Плисецкая. Биография
- Биография
- Прощание с Плисецкой состоится в Германии, а ее прах будет развеян над Россией
- Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото
Биография
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Майя Плисецкая | Глазами женщины
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда
В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Майя Плисецкая в юности | LiveInternet
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
Майя и Пьер Карден
Плисецкая – самая гламурная русская балерина. Она в любые, даже самые трудные времена, когда в стране практически невозможно было достать приличную вещь, умудрялась одеться с иголочки. При этом она оставалась долгое время невыездной, так что приобретать себе наряды там, за границей, возможности не имела
И все же ее наряды всегда обращали на себя внимание. Даже сам Хрущев отметил ее способность красиво одеваться, как будто она слишком богата
Никому на ум не приходило, что это вещи, за которые балерина платит спекулянтке тройную цену.
А тем более, когда она стала с театром выезжать на гастроли, на ней появились костюмы, мечтать о которых никто не мог в советское время. Они вызывали не меньший интерес и ажиотаж, чем ее легендарные роли.
Плисецкая стала музой для известных творцов. И среди них особое место занимает Пьер Карден. У них сложились с маэстро моды особые отношения. Их знакомство состоялось в 1971 году во Франции. И с тех пор она стала его музой. Более тридцати лет он создавал ей лучшие сценические костюмы и наряды. Его абсолютному вкусу балерина доверяла безоговорочно. «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» Майя Михайловна танцевала в нарядах Кардена. Однако, довольно долго на афишах Большого имя маэстро не упоминалось по прямому указанию Министерства культуры. Плисецкая в связи с этим испытывала неловкость за страну. Тем более что денег у нее он ни разу не попросил.
Они вместе даже создали шоу «Мода от 1950 годов до XXI века», настоящую феерию.
Смерть
Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины — 2 мая 2015 года. Она умерла в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.
Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC
Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.
Жена Родиона Щедрина
Женой Родиона Щедрина стала выдающаяся балерина, народная артистка нашей страны, Майя Михайловна Плисецкая (20.11.1925 г., Москва, Россия — 02.05.2015 г., Мюнхен, Германия) — хореограф-постановщик, а также балетмейстер и киноактриса. Выросшая в знаменитой театральной семье, она была яркой продолжательницей династии Мессерер—Плисецких. Герой соцтруда, она с 1948 по 1990, являлась прима-балериной Большого театра.
На фото: Родион Щедрин и Майя Плесецкая
Знакомство Майи Плисецкой и Родиона Щедрина состоялось в 1958, когда они были на встрече у Лили Брик, посвященной поэту-футуристу Владимиру Маяковскому. Композитор тогда работал над созданием музыки к пьесе «Они знали Маяковского». После окончания творческой встречи Щедрин отвез гостей по домам на своем автомобиле. В дороге они много говорили о музыке и Майя Михайловна попросила композитора дать ей ноты к музыке из кинофильма «Огни рампы».
Для Родиона это был шанс встретиться снова с танцовщицей из Большого театра. Следующая их встреча состоялась в театре, где Щедрин, написавший музыку к балету «Конёк-Горбунок», присутствовал на репетиции. Главную партию исполняла Майя Плисецкая. Совместное творчество сблизило талантливых артистов. Свой гражданский брак знаменитые артисты решили не регистрировать. Им было хорошо вместе, и они поехали отдыхать в Карелию.
Свое путешествие Родион и Майя продолжили, отправившись на автомобиле в Сочи, где и произошло знаковое событие, которое привело их в ЗАГС. Казус случился в гостинице, когда сотрудники не позволили влюбленным поселиться в одном номере, так как официально они не были зарегистрированы. Тогда Родион Щедрин сделал Майе Михайловне предложение. Случилось это в 1958. С тех пор супруги больше никогда не расставались.
Регистрация брака композитора и балерины состоялась по месту их жительства, в Москве, сразу же после возвращения из Сочи. Для Родиона Щедрина Майя стала единственной любовью всей его жизни. Вместе они прожили 57 лет. Личная жизнь двух выдающихся людей — образец для подражания: взаимная поддержка и творческое взаимодействие могут служить примером для многих поколений. Именно для Майи, вдохновленный ее талантом и неиссякаемым творческим потенциалом, создавал свою музыку Родион Щедрин.
Танцевальная карьера выдающейся балерины продлилась 57 лет. Она танцевала под музыку своего мужа и в 50, и в 60 лет. Уйти из театра Плесецкая вынуждена была в 65, из-за расхождения во взглядах с главным режиссером театра, которые преследовали ее на протяжении всей творческой карьеры. Детей у супругов не было, великая танцовщица не скрывала, что предпочла карьеру пеленкам: «Танцевать или детей нянчить — я выбрала 1-е». Ученики Майи Плисецкой относились к ней как к матери, с уважением и любовью.
В 2015 Плисецкая умерла, не дожив двух месяцев до своего девяностолетия. Причиной смерти великой танцовщицы стал инфаркт миокарда. Для Родиона Щедрина уход из жизни дорогого человека стал страшной трагедией, тем более что все случилось внезапно… Хотя причина смерти знаменитой балерины была вполне ожидаемой, Майя Плисецкая, благодаря стараниям немецких врачей, чувствовала себя нормально.
Карьера в Большом театре
Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев
В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую Галину Уланову.
Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:
- «Легенда о любви»;
- «Кармен-сюита»;
- «Каменном цветок»;
- «Раймонда»;
- «Конек-Горбунок»;
- «Ромео и Джульетта»;
- «Бахчисарайский фонтан» и другие.
Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.
Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета
Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Балеты
В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после — Испанского национального балета. Она сотрудничала с Рудольфом Нуриевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.
Майя Плисецкая | Brainspace
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа
Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года
После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Родион Щедрин в программе Владимира Познера
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Мария Шелл и Родион Щедрин
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре
Майя Плисецкая в партии Анны в балете «Анна Каренина». Фотография: Георгий Соловьев / bolshoi.ru
Майя Плисецкая. 1970-е. Мультимедиа арт музей, Москва
Майя Плисецкая в партии Кармен в балете «Кармен-сюита». Фотография из архива Майи Плисецкой / bolshoi.ru
Много лет Майе Плисецкой не повышали зарплату. Она часто гастролировала по СССР и за рубежом. В 1953 году вместе с другими артистами Большого театра артистку отправили в Индию. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, а за ней, как тогда было принято, следили сотрудники КГБ. Когда балерина вернулась в Москву, то поняла, что стала «невыездной»: ее не взяли на гастроли в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай и другие страны. Майя Плисецкая писала чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но так и не получила разрешение на выезд: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Позже Плисецкой рассказывали, что в 1958 году в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на разведку Великобритании.
В 1958 году, когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Майя Плисецкая осталась в Москве и решила поставить «Лебединое озеро». В этом спектакле она впервые была балетмейстером и хореографом одновременно. Все билеты на премьеру раскупили: «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса — описать невозможно. Шквал. Шторм. Извержение Везувия», — писала Плисецкая в своей автобиографии. Ее постановку посетили чиновники — на премьеру приехал председатель КГБ Иван Серов, а на следующие спектакли — Николай Булганин, Михаил Первухин, Никита Хрущев. Балерина вспоминала: «Спектакль… даже Хрущева расшевелил. Раскраснелся Никита Сергеевич, улыбается, из ложи не уходит, приветы на сцену шлет».
Плисецкую не выпускали из СССР до апреля 1959 года. Тогда Хрущев разрешил ей присоединиться к труппе Большого театра и поехать на гастроли в США. Американцы встретили знаменитую балерину с восторгом. Рецензия журналиста Джона Мартина в газете The New York Times заканчивалась так: «Спасибо, Никита Сергеевич!»
В апреле 1967 года кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина. Партии Майи Плисецкой были построены на новаторских приемах, и публика, которая привыкла к традиционной пышной хореографии этого спектакля, встретила его прохладно.
В 1970-е Плисецкая снова поставила в Большом театре спектакль, теперь это была «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. А в 1980 году здесь прошла премьера «Чайки» по пьесе Антона Чехова.
В 1980-х годах балерина много путешествовала и ездила с гастролями по всему миру — побывала во Франции, Испании и других странах. В 1983 году директор Римского театра оперы и балета пригласил Плисецкую занять пост художественного руководителя. Там балерина с собственной театральной труппой поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За спектакли в Римской опере Майя Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида, руководила труппой Национального балета Испании. Несмотря на это, Плисецкая говорила, что никогда не считала работу балетмейстера своим призванием.
Личная жизнь
Майя Плисецкая и Родион Щедрин, 2009 год.
- Отец — Михаил Эммануилович Плисецкий (1899—1938), хозяйственный деятель, дипломат.
- Мать — Рахиль Михайловна Мессерер (1902—1993), актриса немого кино.
- Брат — Александр (1931—1985), балетмейстер, солист балета Большого театра
- Брат — Азарий (род. 1937), артист балета, педагог и хореограф.
В своих мемуарах балерина писала о своих романах с солистами балета Вячеславом Голубиным (1923—1953) и Эсфендьяром Кашани.
В 1956 году вышла замуж за солиста балета Мариса Лиепу (1936—1989), однако через три месяца они развелись.
В 1958 году вышла замуж за композитора Родиона Щедрина (род. 1932). Детей у них не было.
В 1999 году Пресненский суд Москвы по иску М. Плисецкой к газете «Московский комсомолец» по поводу статьи «Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой» подтвердил, что дочери у балерины нет, в 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе.
Ничего не забыла и не простила
Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Счеты к советской власти у нее появились еще в детстве. В 1937 году арестовали ее отца, руководителя советской угольной концессии на норвежском острове Шпицберген, Михаила Эммануиловича. Его расстреляли якобы «за шпионаж и вредительство», а в 1956 году оправдали. Вслед за отцом весной 1938 года «как социально опасный элемент» забрали и мать Майи, Рахиль Михайловну Мессерер, вместе с грудным ребенком – младшим сыном Азарием. Майю приютила у себя родная сестра матери Суламифь. Чтобы племянницу не отправили в детдом, она ее удочерила. Еще одного брата, Александра, взял в семью дядя Асаф.
По счастью, Рахиль Мессерер не погибла в лагерях, ей удалось сохранить и ребенка. Более того, уже в начале 1941 года, благодаря хлопотам орденоносной сестры Суламифи, «мама Ра», как ее называли в семье, вернулась в Москву. Она прожила 90 лет, стала свидетельницей творческих удач своих сыновей, безмерно гордилась выдающимся талантом прославленной дочери.
Но, как свидетельствовал двоюродный брат Майи Азарий Эммануилович Мессерер, на всю жизнь «возненавидела сталинщину и привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам». И эту же бескомпромиссную позицию всю жизнь занимала Майя Плисецкая: «…Пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».
Родион Щедрин сейчас
В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.
Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».
Родион Щедрин в 2018 году
Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.
Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.
Майя Плисецкая. Биография
2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война, и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.
Уникальные данные юной балерины — большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке — были отмечены педагогами. 21 июня 1941 года Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.
Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса — номер, который она будет танцевать всю жизнь.
Постепенно Майе Плисецкой стали давать в Большом ведущие партии. Роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и др. Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»: движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой.
Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и др.
Майя Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» Глазунова.
Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен-сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая».
После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде.
С 1990 года Майя Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами мира, «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 92 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.
В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс «Майя», посвященный творчеству Плисецкой. В том же году вышла в свет книга ее мемуаров «Я, Майя Плисецкая…», вызвавшая огромный общественный резонанс в мире. А спустя тринадцать лет Майя Михайловна выпустила продолжение книги, которая так и называется — «Тринадцать лет спустя».
С 1995 года Майя Плисецкая является почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.
Заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом. В 1956 году ей присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м — народной артистки СССР, в 1985 году — звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, орденами «За заслуги перед Отечеством».
Лауреат Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой (1962, Париж), профессионального балетного приза «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009).
Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства и Почетного легиона, золотой медалью изящных искусств Испании, Большим крестом Командора ордена «За заслуги перед Литвой». Удостоена Международной Императорской премии Японии.
В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году — почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Биография
Маленькая Майя
Родилась в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля М. Э. Плисецкого и актрисы немого кино Р. М. Мессерер. Была старшей из троих детей.
С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», а впоследствии — генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 года был арестован, расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать была арестована в начале марта 1938 года, вместе с грудным Азарием выслана в Казахстан, в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы девочка не была отдана в детский дом для детей изменников Родины, Майю удочерила её тётя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, С. М. Мессерер (её брата Александра забрал к себе дядя, А. М. Мессерер).
С. М. Мессерер показала своей племяннице балет, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Когда Майя вернулась домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей — балет её заинтересовал. В хореографическое училище её также отвела тётя. Майе было 7 лет и 8 месяцев, когда стал проходить очередной набор. По существующим правилам, ребенку должно было быть хотя бы 8 лет для принятия в балетный класс. С. М. Мессерер смогла убедить членов комиссии позволить Майе учиться танцевать ввиду её таланта и природных данных.
С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография М. М. Фокина в редакции С. М. Мессерер) состоялось именно здесь. С. М. Мессерер старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук. Также тётя придумала выход балерины спиной к публике.
В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища (ныне Московская академия хореографии) (педагоги Е. П. Гердт и М. М. Леонтьева), была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
С большим успехом выступала в Англии (1950,1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и др.
В 1966 году подписала письмо 25 деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина.
В 1990 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, вместе с Е. Максимовой, В. Васильевым и некоторыми другими артистами была уволена из Большого театра Ю. Григоровичем, что вызвало большой общественный резонанс.
После распада СССР жила преимущественно в Мюнхене (Германия), время от времени вместе с мужем приезжала в Москву или Санкт-Петербург, также ездила в Литву, где у неё была дача неподалёку от Тракайского замка (имела литовское гражданство — она и Р. Щедрин первыми из россиян получили литовские паспорта).
Умерла 2 мая 2015 года в Мюнхене, на 90-м году жизни, от обширного инфаркта миокарда. Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Р. Щедрина после его смерти и развеян над Россией.
Прощание с Плисецкой состоится в Германии, а ее прах будет развеян над Россией
Архив EPA/BRITTA PEDERSEN
Прощание с Майей Плисецкой пройдет в Германии, а ее прах, по завещанию, будет развеян над Россией. Об этом сообщил в воскресенье ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин.
«Родион Константинович Щедрин ознакомил меня с той часть их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которая касается порядка прощания и ритуала захоронения, — рассказал Урин. — Последняя воля такова: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».
По его словам, прощание с Майей Плисецкой состоится в Германии в кругу только родных и близких.
Ранее в пресс-службе ГАБТа сообщили, что зрители и артисты Большого театра почтили память Плисецкой минутой молчания. Труппа ГАБТа готовила программу юбилейного вечера балерины, который должен был состояться в ноябре. Как ранее рассказал гендиректор Большого театра Владимир Урин, в ноябре пройдет вечер памяти Плисецкой. ГАБТ также намечает целую программу мероприятий, посвященных великой балерине.
«Остался ее Танец»
Политики и деятели искусства разных стран мира скорбят в связи со смертью Майи Плисецкой. В субботу президент России Владимир Путин выразил свои глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев написал на своей странице в Facebook, что Майя Плисецкая обладала редким сочетанием артистизма, красоты, благородства и достоинства. «Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец», — добавил премьер.
Соболезнования в связи со смертью балерины выразили президент Литвы Даля Грибаускайте и президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Танцор Михаил Барышников назвал Майю Плисецкую «одной из прекрасных и грациозных балерин нашего времени», отметив, что всегда будет помнить «ее потрясающего «Умирающего лебедя» 1959 и 1986 года. А прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Диана Вишнева считает, что с Плисецкой ушла эпоха «Большого балета».
Майя Плисецкая: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото
Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.
Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого.
По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру.
Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.
В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем — консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка».
По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению.
Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.
1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели.
Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.
Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше.
За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.
Балеты
В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после — Испанского национального балета. Она сотрудничала с Рудольфом Нуриевым и Роланом Пети, с Михаилом Барышниковым и Морисом Бежаром.
Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.