Антропология свт. григория нисского: преодоление оригенизма

Содержание

Введение

I. Краткая характеристика св. Григория Нисского, как богослова-догматиста

II. Библиографический очерк творений св. Григория Нисского

III. Печатные издания творений св. Григория Нисского и опыты систематизации его догматического учения

Вступление в догматическую систему Св. Григория Нисского

2. Необходимость глубокого усвоения догматических истин человеческим сознанием. Православная постановка вопроса о раскрытии догматов

3. О руководительных принципах в деле православного раскрытия христианских догматов

4. План догматической системы св. Григория Нисского

Часть первая. Учение о Боге в Себе самом

I. Учение о бытии Бога

II. Учение о богопознании

III. Учение о свойствах Божиих

IV. Учение о Святой Троице

1. Общий очерк учения о Св. Троице до Григория Нисского

2. Учение Евномия о Сыне Божием и опровержение этого учения св. Григорием Нисским

3. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Сыне Божием в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия

4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Святом Духе в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и духоборцев

5. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о взаимоотношении единства сущности и троичности Лиц в Божестве

Часть вторая. Учение о Боге в его отношениях к миру и человеку

I. Учение св. Григория Нисского о мире духовном (об ангелах добрых)

II. Учение св. Григория Нисского о мире чувственном

III. Учение св. Григория Нисского о человеке

IV. Учение о происхождении и сущности зла в мире и человечестве

V. Учение о Лице Господа Спасителя

1. Общий взгляд на историю догмата до IV века

2. Христологические заблуждения IV века

3. Отношение христологии Аполлинария к древнему церковному учению о Лице Иисуса Христа и опровержение этой христологии св. Григорием Нисским

4. Раскрытие св. Григорием Нисским православного учения о Лице Иисуса Христа в связи с возражениями на это учение со стороны Евномия и Аполлинария

VI. Учение о спасении

1. Понятие о спасении и об образе совершения его Господом Спасителем

2. Учение о переходе спасительных заслуг Иисуса Христа на все человечество

3. Учение об усвоении каждым человеком спасительных заслуг Иисуса Христа

4. Человеческая сила и божественная благодать

VII. Учение о последних судьбах человечества

1. Краткая история учения о последних судьбах человечества

2. Смысл и значение человеческой смерти, по учению св. Григория Нисского

3. Учение св. Григория о всеобщем воскресении

4. Учение св. Григория о последнем суде и об очищении

5. Учение св. Григория о восстановлении всех в первобытное состояние и об откровении царства славы

Заключение

О книге

До сих пор кажется единственная серьезная монография на русском языке, посвященная свт. Григорию Нисскому – может быть, величайшему восточнохристианскому философу. Автор – В. Несмелов, сам выдающийся православный религиозный философ.

Относительно главного «спорного пункта» учения свт. Григория Нисского – учения о апокатастасисе, всеобщим спасении Несмелов пишет следующее (только добавим от себя: апокатастасис никогда не надо понимать как четкое догматическое утверждение, апокатастасис – мечта, цель; Бог безусловно хочет, чтобы спаслись все, а значит и Его Церковь хочет чтобы спаслись все):

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, Григорий Богослов отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

Происхождение зла и его действие в природе человека

Если для Плотина зло «зарождается на внешних границах бытия и является, таким образом, необходимым следствием распространения бытия», то свт. Григорий, продолжая раннехристианскую традицию учения о том, что зло есть порождение свободной воли, вносит особенно заметный вклад своим учением о зле, как не имеющем своего собственного бытия.

Наиболее полно такое понимание зла раскрыто святителем в Беседе 7 на Екклесиаста, где он говорит, что «вне Бога зло, которого свойство состоит не в том, что оно в бытии, но в том, что оно не в добре. По нашему положению, слово “зло” есть наименование того, что вне понятия о добре. Зло представляется столько же противоположным добру, сколько несуществующее противоположно существующему». При этом здесь же свт. Григорий связывает рассуждения о зле со свободным отпадением человека от добра, после которого в природе человеческой «осуществилось тогда неосуществленное естество зла, и дотоле пребудет, пока мы вне добра». Предельно важным является его утверждение о том, что «зло, вне произволения взятое, само по себе не существует».

Отдаляясь от представлений неоплатоников и отделяя понятие и зарождения зла не только от материи, но и от творения в целом, свт. Григорий разделяет понятия «небытия», как чистого «ничто», лишенного всяких качеств, от «небытия», называемого злом и действительно им становящегося в результате удаления от добра
. Это положение особенно раскрыто в главе б Огласительного слова: «Различие добродетели и порока представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений».

Некоторым образом творцом, создателем и изобретателем (
εὑρέτης) зла сделался, по мысли святителя, сам человек. Во всей природе существ не существует зла, «не зависящего от воли, имеющего свое самостоятельное бытие», но «всякое создание Божие добро и ничтоже отметно», «вся, елика сотвори Бог, добра зело» (Быт 1. 31).

Внешние предметы и тело являются только своеобразным «поводом» для греха. Так, именно чувства (τὰς αἰσθήσεις) Писание «назвало окнами (θυρίδας), которые пролагают путь для входа смерти». Чувственность вообще и чувство осязания особенно признаются свт. Григорием сродными бессловесной жизни. Да и само грехопадение человека признается как совершившееся через чувства.

В главе 14 О устроении человека свт. Григорий еще раз уточняет, что именно душа, «посредством чувств соединенная с естеством вещественным», является источником «одушевляющей силы», дающей доброе устроение и возрастание телесной природе человека. Последняя, если лишится «жизненной деятельности», получаемой от Бога посредством души, то непременно «кончит движение тлением».

Древо познания добра и зла

Древо познания добра и зла определяется свт. Григорием в главе 19 О устроении человека как дающее некий «слитный и смешанный плод, срастворенный из противоположных качеств». Ссылаясь на Св. Писание, святитель отождествляет по отношению к древу познания понятия «вожделения» (ἐπιθυμία) и «ведения» (γνῶσις): «Бывающее вожделение зла, как и добра, в Писании наименовано ведением добра и зла».

Понятия «ἐπιθυμία«, а также древа жизни и древа познания тесно связаны в богословских построениях свт. Григория. Так, «пожелание добра» есть одновременно «отчуждение зла», «найти прохладу под сенью древа жизни (ὑπὸ τὴν σκιὰν τοῦ ξύλου τῆς ζωῆς) можно лишь тогда, когда вожделение (ἐπιθυμία) приводит к тому душу». В отрицательном же смысле «похотение» (ἐπιθυμία) отождествляется со змеями, святитель говорит также об укусах похотения (τῆς ἐπιθυμίας τὰ δήγματα), проводя параллель с библейским змеем у древа познания. Говорится также и о «похотении плоти на дух».

В отрицательном смысле понимаемое вожделение также отождествляется с понятием чувственного греховного услаждения, которое вводит человека в заблуждение в рассуждении (познании) блага.

Сочетание терминов «противоположность» (ἐναντίον), «противоположный» (ἐναντίον) и «качество» (ποιότης) также часто встречается в трудах свт. Григория для описания разных объектов материального мира. Например, в Слове о Шестодневе святитель говорит об «изменении вещества пара в противоположное качество».

В отличие от простоты духовной природы, материальные объекты поддерживаются в гармонии «равносилием качества противоположностей». Здесь свт. Григорий явно продолжает традицию комментаторов Аристотеля. Сам Аристотель постоянно говорил об изменчивости от одного состояния к противоположному как об одном из основных свойств материи (как подлежащего для этих изменений). Приведенное же выше выражение о равновесии (ἰσοκρατία) противоположностей в объектах материального мира встречается у знаменитого комментатора Аристотеля – Александра Афродисийского.

Смешанный плод (σύμμικτον καρπὸς) древа познания, таким образом, отражает в себе, с одной стороны, свойства материи (двойственность), а с другой – раздвоенность чувственного познания мира после грехопадения Адама. Подлинно доброе «по природе своей просто и однолично», а также «чуждо всякой двойственности и сочетания с противоположным». Эти определения относятся, прежде всего, к Богу и употребляются свт. Григорием в рассуждениях о Нем в сочинении Опровержение Евномия в сочетании с еще одним определением, а именно – «ἀσύνθετος». Рассуждая далее о разнообразности и прикровенности зла (τὸ δὲ κακὸν ποικίλον τε καὶ κατεσχηματισμένον ἐστὶν), свт. Григорий имеет в виду зло нравственное, приобретаемое через человеческий опыт.

Мир материальный и предметы, его наполняющие, не являются, таким образом, источником зла, но состояние этого мира, вследствие грехопадения человека, стало своего рода олицетворением неверного аксиологического выбора и греха, лежащего в сфере умной природы и нравственности. Очарование человека внешней красотой плода запрещенного дерева и «чувственным удовольствием при вкушении» заменило духовное восхищение истинной красотой нетленного Бога. Контекст изложенной здесь мысли святителя подтверждает положение о. Г. Флоровского о том, что он не отрицал исторически-буквального толкования библейского повествования о рае. Текст о вкушении запретного плода содержит в том числе и вполне материалистический план, а значит, и не позволяет признать отождествление в системе святителя первобытного рая с чисто идеальным существованием на небесах.

Это нарушение иерархии ценностей повлекло за собой особое действие Промысла Божия по отношению к человеку, его телу и окружающему его материальному миру. В сокращенном виде это действие Промысла описано святителем в Слове об усопших как попущение «человеку остаться с тем, чего пожелал, чтобы, вкусив зла, которого вожделел, и, узнав опытом, что на что променял, снова добровольно сильным желанием востек к прежнему блаженству, отринув от своего естества все страстное и неразумное, как бы какое бремя, очистившись в настоящей жизни молитвою и любомудрием». Таким образом, по мысли свт. Григория, соблюден был дар свободы в человеческом естестве, и зло получило должный отпор.

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего Василия Великого) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого Григория Чудотворца.

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Биография

Родился 8 (21) января 1903 года на маленькой станции Новобелица недалеко от Гомеля Могилёвской губернии Российской империи в семье станционного фельдшера.

Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Р. Р. Фальк и А. Д. Древин. Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности — волейболу.

В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой. В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а также творчества А. А. Дейнеки и А. Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, дипломная работа — «Интернационал на „Жан Бар“. Восстание французских моряков в Одессе» (Третьяковская галерея), посвящённая черноморскому мятежу.

Конец 1930 и 1931 провел в ОКДВА, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.

Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве, прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933).
Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы — морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме («Цусима» А. С. Новикова-Прибоя, «Морская душа» Л. С. Соболева).

В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда («Белорусский пейзаж», 1947; «Февраль. Подмосковье», 1957). Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой-швертботом «Нерпа»), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.

Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), триптих «Порт на севере», (1956—1957).

Георгий Нисский считается одним из основателей сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.

Скончался 18 июня 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхней Масловке в Москве.

Учение

Библиологический словарь называет его «одним из самых глубоких философов среди св. отцов классической поры, равный в этом отношении только блж. Августину».

Один из виднейших представителей греческой патристики.

Развивал традиции христианского платонизма.

Как пишет В. Йегер, для Григория воспитание христианина «заключалось в одном беспрестанном… усилии… приблизиться, насколько это возможно для человека, к совершенству».

Концепция Троицы

Григорий, вслед за Василием Великим, определил Троицу как «единую сущность в трех лицах » — формула, принятая Константинопольским собором в 381 году. Подобно другим Каппадокийским отцам, он был гомоуссианцем и, выступая против Евномия, утверждал истину единосущия Троицы над аристотелевской верой Евномия в то, что субстанция отца неотчуждаема, тогда как субстанция сына порождена.

Епископское служение

С возведением Василия Великого на святительскую кафедру, он стал поставлять на епископские кафедры в своем диоцезе близких ему по духу, надежных людей. Отчасти это стремление было обусловлено обычными целями архиерейского служения: в этих людях он хотел иметь твёрдую опору. Но во многом такая практика была связана с развернутыми против него (как против ортодоксального, твёрдого в вере пастыря) хитрыми интригами. В то время ему противостоял епископ Анфим Тианский.

В 372 году святитель Василий поставил брата, Григория, епископом в Ниссу, маленький провинциальный городок. Нельзя сказать, что Григорий радовался этому посвящению: напротив, он бы с радостью от него отказался, но не желал идти против воли старшего брата-архиерея.

В правление императора Валента, сочувствовавшего арианам, многие православные епископы испытывали административное давление, некоторые преследовались.

В 375 году в Анкире был созван Собор. Участники этого Собора, арианские епископы, обвинили святого Григория в неканоническом рукоположении и растрате средств из церковной казны. По распоряжению местного правителя, Демосфена, покрывавшего ариан, святителя арестовали и отправили под конвоем в Анкиру, на суд.

Испытывая трудности, вызванные жестокостью охранников и приступом болезни, святитель Григорий решился на побег. Каким-то образом ему удалось усыпить бдительность стражников, и он убежал, после чего укрылся в тайном убежище.

Святитель Василий Великий, узнав о случившемся, направил правителю письмо, в котором, от своего имени и от имени подвластного духовенства, опровергал обвинения, выдвинутые против брата на Соборе. Но это вмешательство не имело эффекта.

В 376 году арианский Собор в Ниссе низложил святителя Григория, а на его место был назначен безвольный и продажный архиерей.

В течении двух или трех лет святитель Григорий вёл вынужденную скитальческую жизнь. Затем, по милости императора, он смог вернуться в Ниссу. По возвращении святителя верующие устроили ему торжественный приём.

После смерти Василия Великого, Григорий Нисский продолжил осуществлять его замыслы. К этому времени он стал одним из наиболее известных и авторитетных отцов Церкви.

В 379 году святой Григорий участвовал в деятельности Антиохийского Собора, настроенного на борьбу с арианством. Вскоре он получил весть о тяжелой болезни сестры, Макрины. Он отправился к ней, успел застать её в живых, побеседовать и проститься. После смерти он, вместе с другими верующими, захоронил её тело в семейной усыпальнице.

В 380 году Григорий Нисский, прибыл в Севастию для участия в избрании нового епископа. Собравшиеся избрали на должность Севастийского митрополита его самого, что вызвало недовольство со стороны оппозиционно настроенных партий. В дальнейшем на это место назначили Петра.

На II Вселенском Соборе, дополнившем Символ веры и утвердившем Православное учение о Святом Духе, святитель Григорий принимал деятельное участие. Отстаивая чистоту веры, он выступил с речью, имевшей успех.

По завершении работы Собора Григорий Нисский отправился в Аравию для устранения внутренних трудностей в тамошней Церкви. Император, снабдил его необходимыми материальными средствами.

По возвращении из Аравии святой Григорий посетил Иерусалим, где способствовал устранению разногласий между представителями духовенства

Посещая святые места, он обратил внимание на паломников. По его оценке, нравственное состояние многих из них не соответствовало святости мест

Считается, что последние годы своей жизни святитель провёл в Ниссе. В 394 году он вновь посетил Византийскую столицу, принял участие в Соборе, касавшемся Аравийской Церкви.

Полагают, что в том же, 394 году он почил о Господе. Точные обстоятельства его смерти сокрыты временем.

Творческое наследие

Как церковный писатель святитель Григорий был чрезвычайно плодовит. За исключением некоторых частных фрагментов (например, о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей) его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.

Условно его сочинения можно классифицировать как догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма.

К первой группе относятся: Большое огласительное слово, К Авлавию о том, что не «три Бога», Слово о Святом Духе против македонян духоборцев, О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной, Опровержение Евномия, Опровержение мнений Аполлинария (антиррик), Слово против Ария и Савеллия, Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому, Против учения о судьбе, О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию, Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Нисскаго к Литоию епископу Мелитинскому 372–394 гг. и др.

Во вторую группу входят: О Шестодневе, Об устроении человека, Беседы о молитве Господней, О жизни Моисея Законодателя, Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, Толкование на Псалом шестой, Изъяснение Песни песней Соломона, О надписании псалмов, О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию, О блаженствах и пр.

К третьей группе уместно причислить: О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве, Послание о жизни преподобной Макрины, О девстве, К Армонию о том, что значит звание «христианин», К Олимпию о совершенстве.

Четвертая группа объединяет: Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму, Слова на Святую Пасху, Похвальное слово святому первомученику Стефану, Похвальное слово святым сорока мученикам (первое), Похвальное слово святым сорока мученикам (второе), Слово о жизни святого Григория Чудотворца и др.

Пятая группа: Письма.

Обожение плоти и ее воскресение

Воскресение плоти и ее обожение признавалось свт. Григорием, таким образом, вовсе не «в угоду общепринятым церковным догматам», а в силу его верности библейской антропологии. Представления святителя о свойствах обоженного материального тела, хотя и кажутся подчас слишком спиритуализированными, но предполагают, при приобретении новых духовных свойств, сохранение материей своей онтологической природы. Например, свт. Григорий учил, что во Христе плоть, «оставаясь плотью по своему естеству (τῇ ἰδίᾳ φύσει), претворилась в море нетления».

Господь становится «перворожденным из мертвых», соделавшись «начатком умерших» (1Кор 15. 20), чтобы всякой плоти открыть «путь к воскресению» (ἵνα ὁδοποιήσῃ πάσῃ σαρκὶ τὴν ἀνάστασιν). Особенно ярко проявился отход свт. Григория от платонизирующей мысли Оригена в учении о евхаристическом теле Христа, которое становится, по учению святителя, своего рода эпицентром обновления человеческой природы, началом и источником ее одухотворения, освобождения от «кожаных риз», смерти и тления.

Изначальная «доброта» телесной природы человека

Изначально человек, «укрепленный Божиим благословением, велик был по достоинству, потому что поставлен был царствовать над землей и над всем, что на ней; имел прекрасный вид, потому что соделался образом красоты первообразной; бесстрастен был по естеству, потому что был подобием Бесстрастного; исполнен же дерзновения, лицом к лицу наслаждаясь самым богоявлением». Все человеческое естество наше «первоначально было доброе и изобиловало благами». Человек называется святителем «прекрасным Божиим делом».

По наилучшему промышлению (προμηθείᾳ δὲ κρείττονι) человек приведен в бытие так, что «с естеством чувственным бывает некое срастворение умственного, чтобы в твари, как говорит апостол, “ничтоже” было “отметно” (1Тим. 4:4) и лишено Божественного общения». Целью Творца было устроить мир таким образом, чтобы ни одно из существ не осталось без удела в наилучшем естестве.

Все негативные качества пришли в естество и жизнь человека либо ввиду предведения Богом грехопадения Адама, либо как результат самого грехопадения. Изначально же вся, в том числе и телесная, природа человека пребывала в гармонии и чистоте, полностью была исполнена добра. И, конечно же, в человеческой природе не было смерти.

Важно отметить, что, размышляя о «неподобном» Богу в естестве человеческом, свт. Григорий самый яркий признак этого «неподобия» относит не к собственно материально-телесной природе, а к телесному состоянию разделения человечества на мужской и женский пол

Последнее, по мысли святителя, «не имеет никакого отношения к божественному Первообразу», но свойственно «естеству бессловесному», а появилось в природе человека в силу предведения о грехопадении и Промысла Божия о спасении человека. Уже после устроения человека по образу Божию «Бог примышляет для твари различие в мужском и женском поле».

Жизнеописание

Вырос в христианской семье. Сестрой Григория была преподобная Макрина. Григорий получил образование в языческой школе в Кесарии Каппадокийской, куда переехала его семья после смерти отца в 341 г. Впоследствии полученные знания были дополнены занятиями с его братом Василием, получившим образование в Афинах. Григорий также самостоятельно занимался философией и стал ритором-учителем. Огромное влияние на Григория оказали труды Оригена, а также Филона. По мнению исследователей, Григорий Нисский был наиболее оригенствующим и наиболее смелым, до граней ереси, богословом.

Получив образование, Григорий женился на Феосевии, благочестие которой описано в письме Григория Богослова к Григорию Нисскому по поводу её смерти. Смерть жены, случившаяся около 365 года, изменила Григория, оставившего к тому времени обязанности чтеца и увлёкшегося изучением языческой литературы, он удаляется в понтийский монастырь своего брата Василия.

Епископство

Святитель Василий Великий, брат Григория Нисского. Фрагмент иконы деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Феофан Грек. 1405

Когда Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он не ранее Пасхи 372 года обратился к Григорию с просьбой стать епископом города Ниссы. Это предложение было сделано в рамках проводимой Василием борьбы с арианством в Каппадокии, для которой требовались верные ему хорепископы. Григорий после долгих убеждений согласился.

Пребывание Григория на Нисской кафедре сопровождалось нападками со стороны ариан: его обвинили в растрате церковных денег и поставили под сомнение законность его хиротонии. Григория подвергли аресту и под конвоем отправили в Анкиру. Сбежав из-под стражи, Григорий три года провёл в скитаниях и лишь после смерти Валента, императора-арианина, в 378 году с триумфом вернулся в Ниссу.

В 379 году скончался Василий Великий, на погребении брата Григорий произнёс похвальное слово в честь почившего. После этого он написал опровержение апологии Евномия, вышедшей уже после смерти Василия и содержавшей выпады против покойного святителя. Данное сочинение Григория является крупнейшим из противоарианских трудов, состоит из 12 книг.

Церковная деятельность

Второй Вселенский собор.(миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова)

В 379 году Григорий принимал участие в Антиохийском соборе, осудившем мелетианскую ересь. Против своего желания он был избран митрополитом Севастийским и был направлен синодом антиохийской церкви в Палестину и Аравию для борьбы с ересями.

Григорий участвовал во Втором Вселенском соборе (381 год) и был признан одним из авторитетов правоверия. Там он произнёс похвальные речи на избрание Григория Богослова архиепископом Константинополя и на погребение Мелетия Антиохийского (первый председательствующий на соборе).

В столице империи Григорий получил признание авторитетного богослова и проповедника. Императорским эдиктом 30 июля 381 года имя Григория было включено в список епископов, «общение с которыми обязательно для православных». После Собора он ещё несколько раз посещал Константинополь. Там он произнёс Слово «О Божестве Сына и Духа» и надгробные речи над умершей дочерью императора Феодосия Пульхерией и его женой Плакиллой (Флациллой). В столице империи он познакомился и с диакониссой Олимпиадой, почитательницей Иоанна Златоуста (бывшего тогда пресвитером в Антиохии), слава о богословских талантах которого достигла Константинополя.

О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. В 394 году он присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для рассмотрения спора двух аравийских епископов, претендовавших на одну и ту же кафедру в Босре Аравийской. Сообщение о его участии в работе этого собора является последним известием о жизни Григория.

Выводы

Проведенное исследование антропологии свт. Григория в аспекте его представлений о телесной природе человека позволяет сделать вывод о том, что, согласно его учению, задуманная как «икона иконы», материальная природа человека утратила свою первоначальную «иконичность» в силу человеческого греха

Как в первозданном человеке, так и в эсхатологическом обновленном состоянии человечества материя имеет свое важное положительное предназначение

В результате анализа употребления понятия «кожаные ризы» установлено, что оно включает все негативное и трудное для человека в его собственном теле и материи окружающего мира и есть, по мысли святителя, особое действие творца, который «содействовал» (ἔδοξεν) неразумному стремлению Адама и его потомков к наслаждению одним материальным.

Несмотря на многочисленные негативные эпитеты, используемые свт. Григорием для описания свойств человеческого тела, неверно было бы говорить о каком-либо изначальном онтологическом негативном качестве телесного состава в мировоззрении свт. Григория. Святитель прямо учит об участии плоти в воскресении и сохранении в ее одухотворенном состоянии ее базисных качеств.

Материальная природа человека только тогда бывает в гармонии и несет на себе «некий образ образа», когда управляется умом, и, наоборот, «разрушается же снова и распадается, когда разлучена с преобладающим и поддерживающим, и расторгнуто его единение с прекрасным». Разложение вещества имеет причиной «обращение естества к обратному порядку, когда пожелание склоняется не к прекрасному, а к тому, что само имеет нужду в украшающем». Через промыслительное отступление благодати стали выявляться онтологические свойства безобразности и неустроенности вещества, чтобы человек возвратил свой взор обратно к богу как Источнику гармонии и красоты.

Учение свт. Григория об эсхатологическом обожении плоти и ее воскресении ярко подчеркивает непричастность церковного иерарха к оригенизму, сохранившему характерное для платонизма негативное отношение к материи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector