Психология как наука

Содержание:

С чего начать и как продолжить

Кроме учебника Р.С. Немова есть и другие замечательные учебные пособия по общей психологии, с которых можно начинать изучение этой науки. Все учебники дают лишь базовые знания, но в них уже можно найти много интересного, нового, необычного, поражающего воображение и практически полезного.

Чтение учебника по психологии не только увлекательное, но и полезное занятие, это первый шаг на пути понимания себя, своих проблем и зон развития.

После изучения общей психологии, можно браться за другие ее разделы. Полезно изучить историю психологии и познакомиться с разными психологическими направлениями (психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психологи и так далее), в том числе почитать первоисточники и основополагающие труды выдающихся психологов.

Продолжить учебу стоит знакомством с отдельными отраслями: социальной психологией, семейной, возрастной, организационной, психологией личности, конфликтологией – смотря, что больше интересует.

Изучать психологию самостоятельно – вполне посильная задача. Но только нужно понимать, что полностью изучить науку за месяц или три нереально! Во–первых, потому, что знаний, накопленных за полтора века существования этой науки, более чем достаточно, а во-вторых, психология очень быстро развивается и расширяется, поэтому «Учиться, учиться и еще раз учиться!»

Получив базовые психологические знания, можно углубляться далее в науку и браться за узкие темы, более всего интересующие с практической точки зрения и актуальные, а именно читать психологическую литературу, насыщенную подробным описанием конкретной проблемы, практическими рекомендациями, упражнениями и начинать применять полученные знания «на себе».

Информацию о том, как выбрать хорошую книгу по психологии, а также список лучшей популярной психологической литературы за последнее время, вы найдете в статье https://ourmind.ru/kakie-knigi-po-psixologii-stoit-prochitat-kazhdomu.

Важно! Чтобы стать практическим психологом и начать применять психологические знания на практике с целью помогать другим людям, домашнего обучения недостаточно, нужно как минимум отучиться в ВУЗе по специальности «Психология». А вот помочь самому себе, взявшись за изучение психологии, не только можно, но и нужно!

А вот помочь самому себе, взявшись за изучение психологии, не только можно, но и нужно!

Некоторые учебники, с которых можно начать изучение психологии:

  1. Юлия Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»
  2. Анатолий Маклаков «Общая психология»
  3. Сергей Рубинштейн «Основы общей психологии»
  4. Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты»
  5. Александр Морозов «История психологии»
  6. Геннадий Старшенбаум «Энциклопедия начинающего психолога»
  7. Алла Болотова «Перспективные направления психологической науки»

Ждем Вашей оценки

Структура деятельности

Потребности— источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

— естественные (природные) и социальные (духовные);

— осознанные и неосоз­нанные.

Цель — то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив — это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение— это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

— непроизвольные и произвольные,

— врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

— предметные;

— умственные, волевые;

— действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).

Виды потребностей: — естественные (природные) и социальные (духовные); — осознанные и неосоз­нанные.

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Физиологическая теория.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик — сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик — сильный, неуравновешенный.

4. Меланхолик — слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов… 1. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

Общая психология. Предмет, структура

Общая психология — как и следует из ее названия — это наука, изучающая самые общие закономерности работы психики, объединяющая психологические знания, определяющая важнейшие понятия и методы исследования . Следовательно, предмет общей психологии — это психика , то есть способность мозга отражать явления и события внешнего мира. Причем нужно учитывать, что явления эти объективны, а отражение их, напротив, субъективно.

Казалось бы, как просто! Предмет науки обозначается предельно кратко, всего-то одним словом. Однако простота эта обманчива. Если полностью называть то, что изучает психология, понадобится не один абзац текста.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Психика проявляет себя в трех формах: психические процессы, состояния и свойства. Они перечислены по возрастанию устойчивости.

  • Процессы — самые динамичные явления психики. Они имеют начало, развиваются и заканчиваются, а проявляются в виде реакции.
  • Состояния более устойчивы. Это высокая или низкая активность психики в данный момент времени. Состоянием может быть сон или, наоборот, бодрствование, а также гипноз . Сюда же причислим сосредоточенность, рассеянность, апатичность, вдохновение и так далее.
  • Свойства стабильны. Эту группу составляют характер, темперамент, система мотиваций и так далее.

Психические процессы принято разделять на три сферы: познавательную, эмоциональную и волевую. К первой относятся, скажем, ощущение, восприятие , речь. Ко второй, конечно же, чувства и переживания. Наконец, третью составляют волевые усилия, исполнения решений.

Интересно, что это фундаментальное разделение на процессы, состояния и свойства психики может рассматриваться не только как предмет, но и как структура общей психологии. По такому принципу строятся и учебники по этой дисциплине. Сначала изучаются предмет и задачи общей психологии, затем — ее история, методы. А потом отдельно — разделы. Процессы и свойства при этом изучаются детально, а вот состояниям редко посвящаются самостоятельные главы.

Какие бывают психологи

Разновидностей этой профессии несколько. Специалисты в этой сфере занимаются самыми разными проблемами, задействуют соответствующие методики, подходящие для достижения определенных целей.

Детский 

Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.

В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.

Школьный

Как правило, он работает в образовательных учреждениях, где наблюдает за развитием, адаптацией и поведением своих подопечных. Квалифицированная психологическая помощь очень важна в этот период. Сами родители не в состоянии справиться с многочисленными трудностями, неизбежно возникающими в юном возрасте.

Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.

Военный

Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Это очень ответственная специализация. Отличительными чертами такого врача выступают сдержанность и умение хранить сведения. Ежедневно ему предстоит решать множество вопросов и задач, ведь в обязанности военного психотерапевта входит:

  • психологический отбор, желающих поступить на службу;
  • разработка методик, способствующих укреплению дисциплины, патриотизма;
  • адаптация и реабилитация солдат, вернувшихся из зоны боевых действий;
  • подготовка тех, кому только предстоит отправиться в горячие точки;
  • противостояние негативному влиянию со стороны, которому может подвергаться личный состав;
  • проведение консультаций для военных и их родных.

Клинический 

Данный профиль подразумевает наличие дополнительного медицинского образования. Оно необходимо для работы с психосоматикой и оказания помощи физически больным пациентам. Этот доктор подкован в области патопсихологии, способен диагностировать механические расстройства. В его обязанности входит:

  • осуществление работ, направленных на восстановление здоровья;
  • устранение отклонений, затруднений в развитии личности;
  • обучение медиков аспектам социальной психологии и деонтологии;
  • оценка состояния клиентов и эффективности задействованных лечебных мероприятий;
  • проведение психодиагностических исследований и наблюдение за больными, которые подвержены появлению различного рода расстройств.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3 стр., 1054 слов

Психика. Сознание и бессознательное

… Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения; Самоконтроля и самовоспитания Этап. Развитие социального поведения человека. Психика представлена человеку в нескольких формах Психические … реальности. Оно позволяет восстанавливать прошлое и предвосхищать будущее Психика Сознание Сознание также, как и психика реализует целый ряд функций. Функции: Познавательная; Отражательная; …

3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми(активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

1) антропопсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы,… 3)биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Роберт Чалдини «Психология влияния»

Источник фото: eksmo.ru

Роберт Чалдини — доктор психологии и маркетинга в университете Аризоны, преподает как приглашенный профессор в Стэнфорде и Калифорнийском университете. Докторскую диссертацию защитил в 1970 году в Колумбийском университете. Работал советником в избирательных штабах Барака Обамы (2012) и Хилари Клинтон (2016).

Прославился благодаря изучению поведенческой психологии. Первое издание книги «Психология влияния» разошлось тиражом более 2-х миллионов экземпляров. Она стала одной из самых продаваемых книг по психологии в мире.

В своем бестселлере Чалдини учит читателей распознавать психологические манипуляции, которые используют маркетологи для повышения уровня продаж. Автор исходит из того, что человеческие реакции стереотипны и часто доведены до автоматизма. Это, с одной стороны, помогает экономить энергию, а с другой — ведет к принятию необдуманных решений.

Так, Чалдини выделяет несколько принципов, которыми руководствуются люди в своих поступках:

  • Взаимного обмена. Получив что-то от человека, люди стремятся отблагодарить его. Поэтому, устроив бесплатную дегустацию, компания рассчитывает повысить продажи.
  • Последовательности. Для того чтобы доказать свою последовательность, люди готовы платить втридорога и выстаивать очереди за товаром, который они обещали купить детям.
  • Социального доказательства. Люди склонны реагировать так, как это делает большинство. Поэтому смех на заднем фоне увеличивает позитивную реакцию на телепередачу.
  • Привлекательности и сходства. Более симпатичные люди получают преимущества.
  • Дефицита. Люди стремятся получить тот товар, количество которого ограничено.

Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Структура самосознания:

1) Осознание своих целей и мотивов.

2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

3) Познавательные представления

4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания. Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение. Структура самосознания:

Специфика бессознательного, его структура.

Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность— это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

С чего начать изучение детской психологии. С чего начать изучение психологии: 5 советов

С чего начать изучение психологии: 5 советов начинающим + 5 книг, которые пригодятся по изучению психологии.

Прекрасным летним вечером я распивала традиционный коктейль с моей лучшей подругой Алисой. Алиска – невероятная личность. Она увлекается всем и вся. Каждую неделю у нее новая любовь, новая бизнес-идея и запись на очередные курсы.

В тот вечер я смотрела, как она феерично размахивает руками, рассказывая об очередном любовном увлечении. Затем, ее интонация изменилась. Алиса понизила голос и торжественно заявила: «А вообще, я наконец-то нашла себя».

«Ну, сейчас она объявит, что записалась на курсы макраме», — почти закатила глаза я.

Но подруга удивила: «Я хочу быть психологом . Как думаешь, с чего начать изучение психологии?».

Безусловно, психология сейчас пользуется все большей популярностью. Но никогда не думала, что «ты ж психолог» я буду называть свою Алиску!

Вразумительного ответа на вопрос: «Почему ты хочешь стать психологом?» от подружки я так и не услышала. Придется разбираться самой. И помогать.. куда же я денусь-то.

Так все же, почему так стремительно увеличился интерес к человеческому сознанию? И с чего начать изучение психологии ?

5 советов тем, кто начинает изучение психологии

После встречи с Алиской я была озадачена. Дома я, конечно же, потрясла мужа с вопросом «почему же так много людей хочет изучать психологию?». В итоге только испугала и его, и кота.

Заварив чашечку кофе, я углубилась в Интернет. Ночь предстояла бессонная, а предмет изучения – глубокий.

Чем я могу помочь моей горе-подружке? С чего каких шагов начать погружаться в пучины психологии?

Совет №1. Сформулируй цель изучения.

Первая истина, которую я усвоила, стара, как мир. Прежде чем начать изучать психологию, нужно четко определить: для чего тебе нужны эти знания?

Моя приятельница Лола пользуется огромной популярностью у мужчин. Она красива, умна и невероятно привлекательна. Но даже женщины очарованы ею и хотят вытащить на «еще одну» чашечку кофе! Секрета нет. Лола – профи в области психологии , и давно уже нашла ключик к человеческому сознанию.

Как-то она поведала мне, что каждый человек – это ребенок. Стоит найти ключ к внутреннему ребенку, и барьер между вами исчезнет. Для этого достаточно внимательно слушать и анализировать.

Мотивы для того, чтобы начать изучение психологии могут быть разными:

  • налаживание контакта с окружающими,
  • построение бизнес-отношений,
  • достойное воспитание ребенка,
  • улучшение качества брака и еще 100 и 1 причина.

Ведь наше поведение, образ нашего мышления, наши поступки – все это наша психология. Начать изучать эту науку – значит, начать погружение вглубь, в мотивы и следствия.

Сделав глоток кофе, я задумалась. Ведь вряд ли влиятельнейшие мира сего – специалисты только в одной «своей отрасли»? Не построив качественных отношений с окружающими людьми, не поднимешься слишком высоко.

Вывод делай сама.

Совет № 2. Начать наблюдение.

Второй шаг, который стоит сделать в начале пути по изучению психологии – наблюдать. Начать вникать в эту науку невозможно без наблюдения за поведением человека.

Следить можно за любимым, свекровью или друзьями. Коллеги – тоже очень интересные подопытные кролики. Хотя бы потому, что они представляют собой скооперированную группу людей, а там уже свои приколы и иерархии.

Приступить к изучению с интуитивного наблюдения – отличная идея.

Чтобы повысить эффективность этого совета, заведи отдельный дневник. Там ты будешь писать свои открытия о людях, которые сделала только с помощью наблюдения.

Воспользуемся советом Лолы: анализировать и наблюдать, стараться выстроить причинно-следственные связи, понять мотивы поступков. Задавать вопросы.

Таким образом, ты будешь для себя вести изучение людей с разных сторон. И когда в твои руки попадет первая книга по психологии, ты будешь интуитивно понимать, о чем идет речь.

совет № 3. книги по психологии.

Тонны литературы посвящены человеческому сознанию. И еще тонны – разбору этого сознания до мельчайших винтиков и шпунтиков.

Списочек книг, которые должны быть прочитаны на одном дыхании, ты найдешь ниже.

Совет № 4. Обучение.

Если твоей целью является помогать людям – этот совет для тебя.

Ведь естественно в этом случае стоит начать изучение науки с выбора подходящего учебного заведения.

Ну не верю я в специалистов—самоучек! Квалифицированные преподаватели, практика и многое другое сделают из тебя специалиста. При условии самостоятельной работы и влюбленности в предмет, который изучаешь, конечно.

Погуглив, я поняла, что психология охватывает практически все сферы жизни. Посмотри, разве не потрясающе?

Ты не имеешь права осуждать и давать оценочное суждение о человеке, его проблеме.

Почему психология важна. Зачем нужно изучать психологию?

Зачем нужно изучать психологию?

Если у него включился интерес к тому, что же можно сделать, чтобы изменить положение вещей, устранить проблемы и осуществить желание, то он начинает искать дополнительные источники информации, например, начинает смотреть тренинги по психологии

В любом случае, какой бы источник вы бы не выбрали, самое важное – это честное отношение к себе, готовность к изменениям и работе над собой. Если человек не готов меняться, брать ответственность за свою жизнь в свои руки, информация ляжет мертвым грузом, и он не сможет ей воспользоваться, просто потому что не захотел

При выборе материала перед тем, как начать серьезное изучение, желательно перепроверить источник информации: кто этот психолог или коуч, что проповедует и через призму каких убеждений смотрит на жизнь, потому что часто бывает так, что с экрана видео человек проповедует одно, а живет совсем по-другому.

Отдельное направление – это дистанционное обучение психологии, этот формат подходит все-таки только для тех, кто хочет в дальнейшем свою жизнь посвятить психологии, тут психология идет уже как призвание.

Вообще, психология — это довольно широкое понятие, важно понимать, что именно нужно конкретно вам, в зависимости от поставленных задач. Но есть ряд вещей, которые очень могут упросить жизнь любого человека, усилить его безопасность и умения

— Это познание себя, своей природы, что дает возможность разобраться с со своими сильными сторонами, научиться применять их так, чтобы они приносили максимум результата и со своими недостатками, которые нужно не прятать, а трансформировать в свои преимущества. Понимание собственной природы, своих моделей поведения и причин неудач в жизни дает возможность это исправить, а значит улучшить свое качество жизни или вообще изменить жизнь до неузнаваемости. Но начинать нужно всегда с анализа того, что есть на сейчас.

— Это понимание природы других людей. Почему они так поступают, что ими движет, как с ними нужно взаимодействовать. Ответы на эти вопросы дают возможности для улучшения отношений как в личной жизни (подробнее о том, как строить отношения мужчины и женщины …) , так и на работе (подробнее о проблемах коммуникации между людьми…).

Для того, чтобы получить более полное понимание того, как устроен сам человек, человеческая жизнь и каковы законы этого мира можно посмотреть семинары по психологии, посмотреть видео по психологии (смотреть…) , записаться на курсы, семинары, найти наставника, который мог научить жить по-другому и пр. Выбор соответствующего материала в интернете и СМИ достаточно большой, поэтому каждый может выбрать себе наиболее подходящий для него вариант.

Интересные факты в области психологии

Образованность в области человеческой психологии облегчает личностный рост, способствует налаживанию позитивных отношений с окружением, помогает достичь успеха в профессиональной деятельности. Научный прогресс в этой сфере открыл перед людьми новые, неизвестные ранее интересные факты о психологии человека, объяснил причины конкретных действий или их отсутствия.

Интересные факты в психологии, заставляющие взглянуть на душу человека с другой стороны:

Счастье заключается в постоянной занятости мозга. Отсутствие новой информации, возможности переключения мышления между отдельными темами действует удручающе.
Во время сна мозг сохраняет рабочую активность. В результате после пробуждения человек помнит только действительно важный факты.
Серое мозговое вещество — это «датчик» возможной опасности. Но большинство людей часто игнорируют посылаемые ним сигналы, полагаясь на счастье.
При начале новой деятельности человеку необходимо 2 месяца для привыкания. Спустя это время все инновации становятся автоматическими, не вызывают дискомфорта.
Людям, страдающим ночными кошмарами, обычно во сне холодно.
Лучший метод избавления от тревожности — книга. Чтение поможет переключить мышление быстрее и результативнее, чем музыка, спортивная деятельность, спиртное, просмотр телевизора.
Слишком большие ожидания = болезненное поражение. Чем более приземленные планы, тем тише реакция на неудачу.
Заметный факт интересной психологии: оказавшись в неизвестном месте, люди склонны придерживаться правой стороны. Поэтому очередь слева всегда короче очереди справа.
Склонность к нарушению порядка проявляется при наличии проявлений царящей анархии.
Мало кто желает спорить со спокойным человеком

Большинство людей отдают предпочтение эмоциональным оппонентам.
Чем дольше сон, тем ниже риск психического расстройства.
Для создания позитивных отношений важно назвать имя собеседника.
Способ быстрого засыпания: в положении на спине закройте глаза, закатите вверх зрачки. Это положение способствует сну.
Самый громкий оратор часто побеждает в дебатах

Хотя часто эмоционально выступающий человек оказывается неправ.
Интересный психологический факт — отсутствие способности оценить последствий ошибочных действий является причиной, почему некомпетентные люди часто достигают высот. Для них характерно упрямство, самоуверенность, обусловленная непрофессионализмом.
Внешняя красота реже встречается среди преступников. Красивые люди получают от жизни желаемое в любом случае: либо благодаря обаянию, либо за чужой счет.
Люди, сосредоточенные на решении проблемы, часто не замечают происходящего рядом с ними.
Несколько секундный взгляд характерен для обычных собеседников. Продолжительный взгляд указывает на физическое влечение или скрытую агрессию.

Важность уроков психологии

Знание психологии человека применимы практически во всех областях человеческой жизни

Иногда случаются ситуации, требующие от людей принятия важного решения, определения правильного подхода. Сделать безошибочный шаг помогают уроки психологии социального направления

Они будут полезны всем людям, желающих адаптироваться в социуме, достичь взаимного понимания с окружением, осознать причинные факторы происходящих событий, мотивы, движущие другими людьми. Психологические знания помогают в решении личных жизненных задач, противостоянии проблемам, сопровождающим человека в жизни. Кроме специализированной литературы по психологии для начинающих, обучиться этой науке можно с помощью экспертных рекомендаций.

Разработанные для обучения уроки психологии воплощают знания, взятые из различных теоретических материалов. Над ними работают профессиональные психологи, задача которых заключается не только в привнесении ряда научных выводов к учащимся, но и в их адаптации к практическому использованию. Каждый урок содержит полезные рекомендации, различные тематические советы.

Первый шаг в обучении — изучение личности человека. Исследование причинных факторов, воздействующих на поведение людей, требует определения причинных факторов, влияют на их психическое состояние. Практически психологическая теория применяться благодаря специальным методам. Изучив все о психологии, будущий специалист учится воздействовать на других людей, создавать с ними дружеские отношения.

В чем заключается преимущество специализированных уроков психологии перед самостоятельным обучением с помощью литературы? Обучающий курс специально создается для новичков в этой науке, желающих быстро обучиться пониманию людей. Опытный специалист наряду с теоретической информацией указывает на возможности их практического применения. Без этого обучение с помощью психологических книг может длиться годами без результата — человек не научится вести себя в конфликтной, сложной ситуации.

Кроме теоретического материала, специалист на занятиях применяет тематические игры, упражнения. Это способствует закреплению полученных знаний, улучшению понимания не только окружающих, но и самого себя. На уроках учащиеся могут участвовать в психологических тестах, просматривать тематическое видео.

Основы психологии кратко. Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью . Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика , – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте , мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения – душа . Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения – сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения – поведение . Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения – психика. Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Методика «Наконечник» разработанная В.А. Горбачёвым.

Эксперимент «Перенос кубиков» проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков).

Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд «сопротивления» воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником.

Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

Экспериментальная игра «Наконечник» имеет несколько вариантов. В первом — педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке… Второй вариант — проводится для изучения подвижности нервной системы.…

Опросник Айзенка по определению темперамента

Опросник Русаловой , Стреляу.

Леонгард- Шмишек (у детей).

Наблюдение за детьми 1-3 лет Лаврентьевой и Титаренко.

Эрих Фромм «Иметь или быть?»

Источник фото: mosk.philfak.ru

Эрих Фромм — один из выдающихся мыслителей ХХ века. Он изучал социальные науки в Гейдельбергском университете, затем 35 лет был практикующим психоаналитиком, преподавал психоанализ в американских и мексиканских университетах.

Фромм отказался от идеи Фрейда о том, что сексуальные инстинкты определяют поведение человека, и сосредоточился на изучении противоречивой человеческой натуры в современном мире.

В книге «Иметь или быть?» Фромм касается фундаментальных проблем человеческого общества. По мнению автора, потребительское общество подменило понятие, объявив удовлетворение потребностей синонимом счастья. Как результат социум состоит из хронически усталых и несчастных людей, склонных к саморазрушению.

Человек с ориентацией «иметь» настроен сделать весь мир своей собственностью. Например, студенты стремятся максимально подробно записать и вызубрить конспект вместо того, чтобы понять, о чем говорит преподаватель. Человек помнит факты, а не эмоции. От этого страдает память и умение анализировать информацию. В книге Фромм предлагает рецепт, как изменить сложившуюся ситуацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector