Чем левша отличается от правши: особенности, интересные факты, рекомендации
Содержание:
- Протестируйте своего малыша
- Наши представления о левшах изменятся?
- Левши в истории, имевшие важные роли
- Сочинение Описание Левши
- Особенности воспитания
- Как начать тренировку ориентации в пространстве?
- Особенности развития левшей
- Еще по теме «Левша или мир наоборот»:
- Происхождение леворукости
- Внешний облик Левши и его взаимоотношения с героями рассказа
- Не переучивать!
- Откуда берется леворукость?
- Как же они справляются с этими задачами?
Протестируйте своего малыша
- Какой рукой он рисует?
- Какой рукой держит зубную щетку?
- В какой руке держит ложку?
- Какой рукой расчёсывает волосы?
- Какой рукой раздаёт карточки при игре в лото?
- Какой рукой бросает камень, мяч?
- Какой рукой режет ножницами?
- Какой рукой бьёт молотком?
- Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?
- Какой рукой стирает ластиком?
Если ребёнок чаще или всегда выполняет 9-10 действий левой рукой, можно предположить леворукость. Если 4-5 — двурукость, примерно равное владение обеими руками (амбидекстрию). Конечно, это не все возможные тесты, пройти их полностью при необходимости можно у специалиста.
Наши представления о левшах изменятся?
Быть левшой непросто. «Во многих культурах левша считается злым человеком или неудачником, и это находит свое отражение в языке», — объясняет автор доклада, хирург, делающий операции на руках, профессор Доминик Фернисс.
Во французском языке слово «gauche» может означать одновременно «левый» и «неуклюжий». В английском языке слово «right» означает «правый» и «тот, кто прав».
Во многих европейских языках слово «право» не только является синонимом правильности, но также употребляется как «власть» и «правосудие», в большинстве славянских языков корень «прав» используется в словах, несущих значения правильности и правосудия.
«Наше исследование показывает, что быть левшой — значит всего лишь иметь определенное устройства мозга, ничего общего с удачей или злостью это не имеет», — добавляет Фернисс.
«Эта особенность обусловлена генетическими вариациями, которые мы выявили».
Левши в истории, имевшие важные роли
Практически все в школе читали про мастера, который подковал левшу и главной для него была левая рука. Для большинства людей в жизни все наоборот. Вообще в школе не делали акцент на то, кто из людей прошлого и какой рукой владел лучше. Список известных левшей в истории очень велик.
Взять хотя бы политиков в прошлом. Если, например, Цезарь был великим императором, но уже существовал в системе великого государства, то Александр Македонский создал невероятную страну и таким образом повлиял на историю всего древнего мира, который познакомился с эллинизмом (греческой культурой). Туда же можно отнести Черчелля, который имел важнейшее значение для победы во Второй мировой войне. Целая россыпь американских президентов была леворукими, особенно в последние 30 лет.
Немало ученых и представителей искусства были с лучше развитым правым полушарием мозга. Например революционное значение для мира науки и представления вселенной имели взгляды и вклад Эйнштейна. Его нестандартность имела большую роль. Перед ним подобные роли играли Тесла и Ньютон.
Немало и людей искусства лучше владели левой рукой. Нельзя не упомянуть да Винчи, которого, как только не называли и художником, и ученым, и даже предсказателем.
Среди мыслителей и поэтов также было много левшей. Взять только великих Аристотеля (он, кстати, обучал Македонского) и Ницше.
Сочинение Описание Левши
Сюжет рассказа Лескова раскрывается вокруг главного героя Левши, который был мастером родом из Тулы. Описание умельца появляется не сразу, примерно в середине рассказа. Герой – мастер-кузнец, он левша, патриот своей Родины, очень наивный, преданный царю Александру I и Платову. На его щеке есть родимое пятно, глаза косят, но несмотря на это, он превосходно справляется со своей работой.
Левше совместно с его товарищами Платонов дал поручение смастерить шедевр, но при этом используя стальную блоху. Таким образом он хотел доказать окружающим, что не только англичане способны изобретать нестандартные вещи. Долго «ломали голову» три мастера, что бы сделать такого, чтобы удивить народ и решили подковать миниатюрную блоху. Не имея специального оборудования и должных знаний, им все же это удалось. Это изобретение шокировало всех.
После изобретения гениального изделия, Левша отправляется в Англию, ни имея при себе никаких документов. Англичане предлагали юноше и обучение, и деньги, но он остался верным своей отчизне и от всего отказался. Левша мечтал поскорее попасть домой.
Чрезмерная скромность и погубила Левшу. Зимой он отказался от уютной каюты, потому что считал, что недостоин таких почестей. Поэтому всю дорогу провел на палубе и заболел.
По прибытию в Петербург, Левшу ограбили. Не имея при себе ни денег, ни документов, ни одна больница не хотела его принимать, только госпиталь для бедняков. Никто даже и не подумал, чтобы спасти великого мастера, кроме англичанина, который привел хорошего врача. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Скромно, никому неизвестным скончался Левша. Даже в последние минуты жизни мастер желает передать послание царю, что не следует чистить оружие кирпичом.
Особенности воспитания
Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:
Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом
Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения
Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.
Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:
- указаний на леворукость в негативном смысле;
- упреков в ленивости и медлительности;
- выражения гнева;
- крика, замечаний, наказаний, нотаций.
Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.
Как начать тренировку ориентации в пространстве?
Ориентацию в пространстве лучше начать с отработки представлений о правых и левых частях тела.
Показать, поднять правую руку, затем левую.
Показать предмет, взять предмет левой (правой) рукой
Важно научить различать не только руки, но и правый-левый глаз, ноги, брови, уши. Более сложное задание: показать правой рукой левое ухо и т.п
Определение пространственных отношений между двумя предметами: «Возьми левой рукой карандаш и положи возле левой руки, возьми правой ластик и положи возле правой руки. Где находится карандаш, справа или слева от ластика? Положи книгу перед собой, слева от неё положи ручку, а справа игрушку и т.п.»
«Что находится справа от меня?» Попросите ребенка, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого пусть он повернется направо и снова перечислит то, что теперь находится справа. Покрутите его и спросите: «Что теперь справа от меня?» Так же можно отработать и направления слева, спереди, сзади.
Можно поиграть в игру «Диспетчер и самолет» дома или на улице. Самолет летит и только по команде диспетчера поворачивает в нужную сторону. Можно меняться ролями. Лучше, если взрослый во время «полета» будет повторять вслух команды диспетчера: «слушаюсь, поворачиваю налево» и т.п.
Интересна работа с зеркалом или человеком, стоящим напротив, выполнение простых движений, смотря в зеркало (на человека напротив) и называя правые и левые части тела.
Полезными будут и графические диктанты, конструирование, копирование различных фигур.
Это лишь небольшая часть возможных способов работы с освоением пространства, можно найти много интересных игр и упражнений в книгах о левшах, которые в последнее время появляются в магазинах, или получить рекомендации у нейропсихолога.
Специалисты в области медицины, психологии и педагогики отмечают необходимость особенно бережного отношения к леворукому ребенку, так как в силу особенностей созревания и развития именно в детстве их психику отличает особая хрупкость и чувствительность. Не старайтесь их сравнивать с дргими детьми
Обратите внимание на его уникальные способности и свой собственный взгляд на мир. Вполне может оказаться, что быть родителями или воспитателями леворукого ребенка не только трудно, но и очень интересно
Лариса Вольберг,
детский психолог
Статья из газеты
Особенности развития левшей
Левши и правши настолько разные, что к ним применимы разные методы воспитания и развития. Всё-таки доминирующие полушария мозга у них разные. У правшей — левое (более рациональное и логическое), у левшей — правое (более творческое).
При освоении окружающего мира старайтесь, чтобы ребёнок задействовал по-максимуму органы чувств.
С точными науками у левшей часто бывают сложности, даже в начальной школе. Они лучше воспринимают образы и музыку, чем сухой текст. И, например, при обучении счёту будет лучше цифры заменить на предметы, а позже уже вводить цифры.
С чтением похожая ситуация. Слово они видят в виде набора знаков и запоминают его целиком. Поэтому для обучения чтению лучше выбирать методики, где учат зрительному запоминанию слов и словосочетаний.
С письмом проблем обычно нет, если ребёнок как и положено левше пишет левой рукой. Но если его успели переучить, то правой рукой для него писать будет трудно
Здесь важно не забывать про левую руку, её нужно будет также нагружать. Лучше всего подойдёт спорт, где задействованы все части тела, но при этом не используется никакого дополнительного, индивидуального инвентаря (клюшка, ракетка)
Дома также обязательно пусть ребёнок ест и левой, и правой рукой. Делает какие-то манипуляции левой рукой. Так развитие левши будет более полноценным.
При повреждении левого полушария, правое берёт на себя часть функций левого, и тем самым ребёнок может стать компенсаторным левшой. В таком случае также не редки проблемы с речью: они могут и плохо говорить, и им может быть тяжело понимать других людей.
Кроме этого, правое полушарие больше отвечает за творчество. Такие дети часто становятся музыкантами, художниками, танцорами, артистами. С самого детства родителям стоит больше внимания уделять знакомству ребёнка с разными видами искусства и наблюдать, к чему больше склонно чадо.
Дети-левши очень чувствительны к внешнему окружению: звуки, запахи, яркие цвета, ощущения — всё это они воспринимают постоянно. Иногда такой информации слишком много и они могут сильно переутомиться, а нервная система при этом перегрузиться
От этого очень страдает внимание и сосредоточенность, может появиться рассеянность и какая-то отстранённость. Но для левшей это нормальное поведение
Вот так.
А Вы левша или правша? Если левша, то были ли у Вас сложности в школе? Не пытались переучить?
Еще по теме «Левша или мир наоборот»:
И вопрос про левшей
Мне кажется, совсем необязательно, если человек левша или правша, то все будет делать одной рукой. Лучше мягко направлять, мир праворук. Точнее даже наоборот, берет левой, потом буквально секунда и перекладывает в правую.
О шариковых ручках (перед первым сентября:)) от маньяка.
Скажу сразу, ни экспертом, ни специалистом себя не считаю, на истину не претендую. Но так как: — являюсь мамой двух школьников, у которых проблемы с письмом были/есть…:( — являюсь организатором по канцелярке и ручек успела попробовать много:) — вопросы часто задают именно мне хочу попробовать сделать миниобзор и ответить на часто задаваемые вопросы. К сожалению, в наличии сейчас не все популярные/частозаказываемые ручки, пока о том что есть, позже — обещаю дополнить. Начну с НЕСТИРАЮЩИХСЯ…
Пишет справа налево
Левша пишет справа налево — это временно? Нужно настаивать, чтобы писала наоборот или достаточно просто говорить и само пройдет? угу, у меня постоянно пытается в эту сторону читать и буквы зеркалит. Левша 20.10.2008 23:14:58, Tyka.
Как научить писать левшу ?
Как научить писать левшу ? Нуждаюсь в совете Умных Людей :). Сыну 4.9 лет, левша. Читает нормально — слева направо. не задание, а для себя, то пишет вообще в любую стороны, куда захочет: может половинуслева направо, посреди строки может начать писать наоборот …
Канцтовары для леворуких деток — где?
Пишу по просьбе подруги. У нее сын левша. Она ему покупает спец.ручки и ножницы для левшей. Но 1 ручка стоит около 300 рублей. В Меге (Теплый Стан) в детском мире есть отдельный стенд.
Вынужденный левша
Вынужденный левша. Прочитала статью про левшей, о том какие неврологические проблемы бывают у переученных левшей .. У меня сын — вынужденый левша. Но только потому, что ему на правой руке была сделана операция, и она у него долго болела.Пишет левой рукой.
Элле о частичной леворукости
То, что он нарисовал замок для директора, а не самого директора, говорит о его недоверии к этому человеку (он непонятен мальчику, закрыт), или, наоборот, о таком восхищении, что он не решился изобразить своего кумира. А когда вообще определяется левша или пр >.
Мой ребенок — левша. Какие профессии, кр
Вот, например, у нас в больнице был зав. отделением генетики — левша. Президент Клинтон — левша. Ну, многое вы и сами знаете. Поэтому есть люди которые не подозревают, что левши являясь при этом правшами и наоборот. Моя дочь по утверждению психолога «скрытая левша «.
Происхождение леворукости
Как формируется леворукость? Ученые до сих пор не знают точного ответа на этот вопрос.
В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение праворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.
Еще популярнее была так называемая теория «щита и меча». Как известно, воины во время сражений закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой. Оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности. Правда, остается непонятным, почему большинство женщин — праворукие, ведь они никогда не пользовались ни щитом, ни мечом.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой «вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже «невынужденной» леворукости. Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Ведь ребенок, как правило, подражает взрослым или сверстникам. Так происходит «ненасильственное» переучивание.
Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и несколько концепций генетической обусловленности этого явления. Было доказано, что 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% — если один из родителей леворук, и 6,3% — если в семье нет леворукого.
Существует и еще один вариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.
Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левой рукой и ногой. Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария. Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.
Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.
Внешний облик Левши и его взаимоотношения с героями рассказа
В произведении оружейники предстают перед читателем спокойными и уверенными в себе мастерами, с уважением относящимися к царю и друг к другу. Фраза «слово царское ради нас в постыждении не будет» говорит о многом. Вроде звучит только «слово царское», но за этим выражением слышится «честь Родины», за которую мастера не говоря громких слов, готовы постоять.
Плохое отношение Платова к Левше изменилось только после того, как Левша объяснил, как нужно смотреть на блоху, чтобы увидеть и оценить мастерство тульских оружейников.
Посылая Левшу с гонцом в Англию, про то, что человек едет так далеко без документов, ни царь, ни Платов даже и не подумали. И выписать на всякий случай бумагу какую-нибудь Левше никто не позаботился. Главное – то, чтобы англичане поняли «что нам это не удивительно».
Пренебрежение к простым людям со стороны российских властей сквозит по всему рассказу. Левшу даже не удостоились накормить, так и послали в Англию голодным, только кафтан дали, чтобы «похоже было, будто и на нем какой-нибудь жалованный чин есть».
Не переучивать!
Интересные факты: |
---|
— В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей» — ген LRRTM1, который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. — Согласно археологическим данным, после первоначально одинакового использования обеих рук произошла асимметрия в сторону использования правой. — Единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости, нет. Французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя – так как сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары. |
Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей. В частности, дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер. При этом левши более непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда и произрастает склонность к плаксивости, капризы, вспышки ярости и гнева.
Такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины, у многих из них хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
Что касается минусов и сложностей, то многие левши начинают говорить позже, чем их сверстники, имеют трудности с произношением некоторых звуков, с письмом, чтением и математикой.
В любом случае, психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы.
В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.
Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.
Переучивание приводит к разнообразным неврозам, могут возникнуть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание.
Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.
Откуда берется леворукость?
Оказывается, дело здесь не в особенностях самой руки, а в особом устройстве мозга человека. Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Выяснилось, что правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое полушарие — правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является доминантным. Если более активно левое полушарие — человек становится правшой, если доминантное правое — левшой. Однако отличия не заканчиваются на том, что один человек пишет левой рукой, а другой — правой.
Наши полушария не только отвечают за противоположные стороны тела, но и отличаются по характеру деятельности.
Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, поступательно, перебирая все возможные варианты, логически, именно благодаря его работе мы понимаем смысл речи, абстрактные понятия, способны к классификации и анализу объектов окружающего мира.
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно-пространственные функции. Оно воспринимает интонационную сторону речи.
Конечно, функции полушарий гораздо шире, но из этой короткой характеристики заметна их противоположная специализация. Кстати, правое полушарие до сих пор менее изучено наукой и таит в себе еще немало неизвестного.
Как же они справляются с этими задачами?
Каждый ребенок изобретает свой способ ориентации, например, считать он может, «ощущая красоту математических символов, действий», то есть базой могут оказаться те процессы, которые не могут быть таковыми у праворукого ребенка. Позвольте ребенку найти свою стратегию, не требуйте от него стандартного подхода, он не вредничает, просто он не может иначе.
У леворуких детей пространственные функции необходимо специально развивать, и в этой области ему могут помочь специальные упражнения.
Взрослым необходимо сделать так, чтобы ребенок на собственном опыте убедился, что существует правая сторона и левая и они неизменны и постоянны. Так, например, можно нарисовать яркий значок, привязать ленточку или надеть часы на левую руку. Ребёнок определит для себя, что левая сторона — это «там, где ленточка». Такое обозначение на собственном теле послужит основой для ориентации в пространстве. Если ребёнок имеет постоянное рабочее место в классе или дома, можно также помочь ему внешними ориентирами, например, лево — это там где окно, а право — где дверь. Таким же образом проработать ориентацию: верх (голова, небо, потолок) — низ (ноги, пол, ботинки).
Наберитесь побольше терпения, потому что у левшей с большим трудом вырабатываются автоматизмы — способность выполнять действия не задумываясь. Каждый раз ребенок думает, где какая сторона, сегодня помнит и отвечает быстро, а на следующий день снова возникает пауза перед ответом. Некоторые левши оказываются медлительными, долго думают перед ответом, чем раздражают взрослых
Важно принять их темп работы, и постепенно с возрастом эти проявления станут мягче и незаметнее благодаря возрастающим способностям мозга
Если торопить левшу, качество работы может только ухудшиться. Помогите ребёнку освоить как можно больше автоматизмов, и ему станет гораздо легче.