Статуя родина мать в волгограде. высота, сравнение с свободы, христа, будды. история и описание
Содержание:
- Лен Победы
- По страницам истории
- Построить всей страной
- Описание
- Техника создания плакатов в Советском Союзе
- История плаката «Родина-Мать зовет!»
- Прототип
- История строительства памятника «Родина-мать зовёт»
- Дочь дворянина
- Почему статую установили на Мамаевом Кургане?
- Исторические вехи
- Технические характеристики
- Технические данные
- История памятника
- После выставки во Франции от «Рабочего и колхозницы» остались только голова и рука
Лен Победы
Знаменитая панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», ныне расположенная напротив Дома Павлова, по начальному плану должна была разместиться также на Мамаевом кургане. Ведь именно с его вершины восемь художников студии имени Грекова делали эскизы для будущего полотна. Но в апреле 1964 года Совмин СССР исключил панораму из мемориального ансамбля. Новое место подыскивал уже Волгоградский облисполком.
«Родина» рассказывает историю создания Сталинградского мемориала
Как рассказали в музее-заповеднике «Сталинградская битва», до нынешнего варианта существовали и другие попытки передать память о грандиозном сражении средствами батальной живописи. В 1949 году была создана первая разборно-передвижная панорама «Героическая оборона Сталинграда», посвященная сентябрьским боям 1942 года. Год спустя появилась новая версия, рассказывающая о взятии нашими бойцами вершины Мамаева кургана в январе 1943 года. До 1952 года эту панораму демонстрировали в сталинградском кинотеатре «Победа».
То полотно, которое сегодня могут увидеть гости города, было представлено на суд публики в 1982 году. Эскиз панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» размером в треть натуральной величины подготовили двумя десятилетиями ранее, но до финального воплощения было еще далеко. Ведь еще предстояло построить здание музея.
Льняной холст, на котором изображено более 2700 фигур, весит 2,5 тонны. Его площадь составляет около 2000 квадратных метров. Грековцы расписывали его несколько месяцев и еще полгода занимались расстановкой предметов на переднем плане панорамы. Такое вот 3D, когда объемные вещи почти незаметно для зрителя переходят в плоское изображение.
Кстати
У подножия Мамаева кургана еще до открытия основного комплекса в 1965 году появился мемориальный парк. Тысячи горожан на площади 3,7 гектара высадили деревья и кустарники в память о своих погибших родственниках. Теперь планируется реконструкция сквера.
По информации пресс-службы администрации Волгоградской области, территорию разобьют на патриотическую, познавательную и зону отдыха. Для этого предстоит привезти туда военную технику, провести озеленение и установить фонтан. До 1 июля этого года концепцию вынесут на общественное обсуждение.
Справка «РГ»
Лысая гора — это традиционный для Поволжья топоним. Холм значительно выше знаменитого Мамаева кургана: 145,5 против 102 метров. Бои здесь шли с 8 сентября 1942 года по 22 января 1943-го. Военный рельеф — окопы и ходы сообщений — просматривается до сих пор. В братской могиле захоронено около двух тысяч человек.
По страницам истории
Если вы были внимательными на школьных уроках истории, вы наверняка помните, что Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Один из самых ожесточенных боев шел именно за этот курган. Он был ключевой позицией в обороне города, ведь с его вершины отлично просматривались и центр города, и его вокзалы, и порт, и промышленные районы. Вполне естественно, что удержание кургана для войск 62-й армии было самым настоящим вопросом жизни и смерти. Фашисты, в свою очередь, стремились завладеть этим участком земли, несмотря на все потери. Бои за «Высоту 102» продолжались целых 135 дней. Вершина не раз переходила из рук в руки.
27 сентября 1942 года противнику удалось закрепиться на западных склонах, а к середине октября – овладеть южными и северными. Круглые сутки напролет войска Гитлера обстреливали советские позиции из самых разных видов оружия, бомбили с воздуха, атаки начинались по 10 раз в сутки! Фашисты теряли и технику, и людей, но так и не смогли полностью овладеть Мамаевым курганом. На восточных склонах яростные атаки противника стойко и героически отбивали советские воины.
26 января 43-го 21-я армия соединилась с 62-й. Немцы были разделены на две части и ликвидированы. Именно так завершилось величайшее сражение, которое и стало переломным в ходе всей Второй мировой войны
Но победу эту сложно назвать радостной, ведь она досталась невероятно высокой ценой: город практически превратился в руины, погибло около 1,5 миллиона человек, которые отважно и стойко защищали Сталинград
После того как здесь стих свист пуль и снарядов, можно было заметить, что изменились сами очертания Мамаева кургана. Описание его болью отзывается в сердце: он был изрыт воронками от бомб и глубокими окопами, даже зимой он чернел на фоне снега, словно обугленный. После окончания всех боевых действий на кургане похоронили погибших со всего города. По приблизительным подсчетам это было более 34 тысяч человек. Именно тогда это место стало самым настоящим курганом, где были захоронения людей, огромной братской могилой. Весной сорок третьего на кургане не взошла трава, настолько земля была пропитана кровью и усеяна осколками снарядов и мин. В таком виде курган оставался до 1959 года.
Построить всей страной
Высота «Родины-матери» должна была составить тридцать шесть метров, но перед строителями поставили более амбициозную задачу: монумент обязан превзойти нью-йоркскую Статую Свободы, высота которой без учета пьедестала была 46 метров. Тогда рост советской статуи увеличили – причем до такой степени, что она не только обогнала заокеанскую «конкурентку», но и стала самой высокой в мире на ближайшие двадцать лет. Когда возведение монумента было завершено, его окончательные параметры выглядели следующим образом: высота над пьедесталом – 52 метра (а с учетом вытянутой руки и меча – 85 метров), вес – более восьми тысяч тонн.
Новаторский подход к созданию памятника выражался в необычном выборе материала. «Родина-мать» полностью выполнена из железобетона, а подавляющее большинство скульптур в мире делали из камня или бронзы. Тем не менее предложение Е.В. Вучетича нашло личное одобрение Н.С. Хрущева, а ведь в период, когда многие города еще не были полностью восстановлены после войны, железобетон являлся самым недорогим и практичным материалом. Правда, не обошлось без трудностей: каждый новый слой бетона следовало класть, пока не застыл старый, чтобы швы между ними были прочными. По воспоминаниям участников стройки, машины с бетоном двигались почти непрерывно, и на подмогу вызвали полк гражданской обороны, в котором служили солдаты со всего СССР.
Установка монумента
Инженерными работами руководил архитектор Николай Васильевич Никитин, спроектировавший конструкции Останкинской башни и Главного здания Московского университета. Он принял решение никак не закреплять «Родину-мать» на земле и позволить ей держаться за счет собственного веса. Единственное сооружение, которое делает статую более устойчивой, – это металлические канаты внутри каркаса. Сейчас там установлены специальные датчики, показывающие актуальное состояние конструкции.
Любопытно, что во время возведения монумента забыли проверить на прочность одну «маленькую» деталь – меч статуи (а весит он, между прочим, 14 тонн!). Весной 1967 года, за полгода до официального открытия монумента, главный инженер «Волгоградгидростроя» по пути на работу случайно услышал разговор компании ребят. Мальчишки увлеченно спорили, почему меч «Родины-матери» так сильно раскачивается на ветру. Вскоре истинная причина выяснилась: мало того, что меч был обшит титановыми пластинами, так еще и расположили его без учета наблюдений за направлением ветра на возвышенности. К счастью, в короткие сроки оплошность исправили, проделав в мече несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Через пять лет после открытия монумента тяжелый титановый клинок заменили на стальной, и проблема была окончательно решена. Между тем меч является важнейшим элементом статуи. «Родина-мать зовет!» – часть скульптурного триптиха, в который входят памятники «Тыл – фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Во всех монументах присутствует меч: его, выкованный на Урале, передает рабочий воину, его поднимает ввысь Родина-мать, зовущая на бой, и, наконец, его, опустив после победы, держит в руках солдат, спасший ребенка.
Плакат «Родина-мать зовет!». Художник Ираклий Тоидзе
Описание
Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане и… центральной частью триптиха — «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков — меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл — фронту» был завершён уже после его смерти.
Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента — предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?
Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:
… и вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.
Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:
Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:
Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал… со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.
Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.
Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.
А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.
Общая высота статуи — 85 метров, вес — больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента — 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии — 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.
Техника создания плакатов в Советском Союзе
Первые социальные плакаты берут начало в 1919 году, в годы Первой Мировой Войны. На технику исполнения оказали влияние экономическое и политическое состояние страны. В начале ВОВ появилась специальная форма таких плакатов, которая получила название «Окна ТАСС»-эта была линейка плакатов с агитационным подтекстом. Их авторами были известные художники, поэты, состоявшие в литературно-художественных отделах.
Технология производства данных плакатов имела ряд кропотливых действий:
- От руки рисовали один или два экземпляра, чаще нанесение было клеевой краской;
- Далее из картона или пластика вырезали по первоначальному рисунку трафарет и с его помощью создавались копии первых экземпляров, это было тогда самым быстрым способом изготовления больших партий. Поскольку в военное время типографии мало обеспечивали, такая техника позволяла экономить на материалах.
Основными цветами агитационных плакатов были красный, черный и серый, как на изображении «Родина-мать». Большинство плакатов изготавливалось в полевых условиях в военных машинах, и попутно распространялись по всей стране. За все годы Второй Мирровой было создано около 1300 разных работ. После каждого сообщения Совинформбюро мгновенно выпускалось по несколько плакатов, поэты сразу писали к ним лозунги и стихи, а художники набрасывали эскизы.
В каждом городе, из которого были выведены немецкие войска сразу на всех улицах появлялись «Окна ТАСС». Враги начали узнавать руку авторов плакатов, это было для них, как еще одно оружие.
История плаката «Родина-Мать зовет!»
Одним из самых значительных плакатов в период ВОВ, известным до сих пор, был «Родина-Мать зовет!». На нем черно-белое изображение женщины, облаченной в красную одежду, одна рука поднята вверх, в другой она держит лист бумаги «Военная присяга». Позади женщины торчат штыки. Значение штыков в огромной силе страны, а присягу должен был принять каждый, кто отправлялся на фронт. Главной функцией плаката был призыв к защите своей страны и поднятие боевого духа.
Художник, ставший автором самого известного постера, Ираклий Тоидзе. История плаката Родина-Мать началась в 1941 год. Сразу после услышанного сообщения от Совинформбюро, 22 июня художник приступил к его созданию. Уже к июлю каждый гражданин СССР мог увидеть изображение женщины, призывающей встать на защиту своей родины. Его популярность мгновенно охватила всю страну. Он побуждал добровольцев отправиться на войну и придавал им дополнительный стимул.
Очевидцы того времени сообщают, что данный плакат можно было встретить на вокзалах, на проходных заводов, на заборах, в военных частях, в колхозах, в госучреждениях. Это был образ Матери, в котором каждый видел родного для себя человека. Типографии стали даже выпускать марки, карточки, мини-плакаты с «Родиной-Матерью». У каждого солдата на фронте было это изображение, оно имело значение подобно иконе Божьей Матери.
В 1967 году в Волгограде был возведен самый большой в мире монумент «Родина-Мать». Он был посвящен солдатам Сталинградской битвы, и в основу его создания лег именно плакат Ираклия Тоидзе.
Слова «Родина-Мать зовет!» и текст присяги, которую женщина держит в руках, был переведен на все языки Советского Союза.
Позировала для создания Родины-Матери сама жена автора, Тамара Теодоровна. Это была не постановка, а настоящее выражение лица и эмоции жены художника. После услышанного сообщения, она вбежала в дом испуганная и с криком произнесла: «Война!». В этот момент Ираклий попросил супругу зафиксировать положение и не двигаться. Ее вид на тот момент, который говорил о том, что нужно что-то делать, спасать родных, куда-то бежать, вдохновило его на создание этого плаката. На момент его создания Тамаре было 37 лет, однако выглядела она гораздо моложе. Супруг изобразил жену более суровой и старше своих лет, для придания образу некой мощности и защищенности.
Кумиром художника был поэт Андрей Белов, именно его стихотворение вдохновило Ираклия на создание крылатой фразы.
Через сутки плакат был уже готов. История плаката Родина-Мать зовет, кратко взывающая к защите своей страны, началась 23 июня 1941 года. Первый тираж был более миллиона экземпляров, он разлетелся по стране с огромной скоростью.
В военное время заслуги победы были не только благодаря нашим солдатам, но и авторам агитационных плакатов. У Гитлера был черный список с именами некоторых художников, он считал их личными врагами.
Прототип
Многих посетителей комплекса интересует вопрос – кто же позировал для автора монумента? Увы, ответа на этот вопрос нет, есть только догадки и предположения. По одной из версий тело фигуры взято с советской спортсменки Нины Думбадзе, другие утверждают, что это была Екатерина Гребнева или Анастасия Пешкова. Предполагается, что лицо статуи Вучетич «позаимствовал» у своей жены.
Другие
историки уверены, что облик женщины взят из барельефа на Триумфальной арке –
«Марсельеза» или сделана по образу Ники Самофракийской.
С другой стороны, прообраз «Родина-мать» присутствует во многих агитационных плакатах, которые были изданы до возведения монумента. Больше всего схожести с изображением на плакате Ираклия Тоидзе, который изобразил на нем свою жену, в тот момент, когда она узнала о начале войны.
История строительства памятника «Родина-мать зовёт»
Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой позволила ей попасть в книгу рекордов Гиннеса, строилась практически всем Советским Союзом. В качестве примера можно привести воспоминания рабочего одного из уральских металлургических заводов» «Узнав, что наш металл пойдет на изготовление каркаса памятника, хотя для этого и потребуется работать в 2 смены, мы единодушно согласились».
Представленный пример не единичен. На этапе заливки фигуры, любой простой мог стать причиной схватывания бетона и образования между слоями микрозазора. Чтобы не допустить этого, автомобили, доставляющие материал помечались специальными лентами, позволяющими проезжать «на красный» свет светофора.
Возведение монумента было начато летом 1959 г. Длилось оно 8 лет и закончилось осенью 1967 г. За это было использовано большое количество строительного материала, в результате чего стены постамента толщиной 0,3 м. Фундамент, полностью врытый в землю у основания, углублён на 15 м. для чего был вырыт котлован более 8 м.
Всего было израсходовано:
- Бетона – 5500 т.
- Металлоконструкций и арматуры — 2 500 т.
Главными лицами, руководящими возведением были скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин, под руководством которых трудилось много других специалистов, задействованных в различных направлениях.
Например:
- Музыкальное сопровождение и озвучивание каждой скульптурной композиции ансамбля на Мамаевом Кургане – диктор А. И. Левитан, звукорежиссёр А. И. Гераськин, режиссёр В. К. Магатоев.
- Консультант по военной тематике маршал СССР, принимавший прямое участие в обороне Сталинграда – В. И. Чуйков.
Дочь дворянина
Ее отец не был благородных кровей. Дворянское звание Василий Исаевич получил за заслуги перед страной. Исследования главного врача Кронштадтского морского госпиталя, касающиеся распространения инфекций, помогли спасти тысячи жизней.
В 1911 году отец умер. Вместе с мамой и сестрой 13-летняя Вера переехала в Петербург. Она уже точно знала, чему посвятит жизнь. И в 1916 году поступила в Рисовальную школу общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. Долго учиться не пришлось. Умерла мать, сестру Лиду призвали на фронт как врача, и Вера отправилась вместе с ней на войну медсестрой…
Но вернувшись в 1920 году в Петроград, она упрямо поступила в Государственные художественно-промышленные мастерские (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Сестры остро нуждались в деньгах. Параллельно с учебой Вера оформляла детские книжки, писала стихи, рисовала календари, преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации безграмотности на Петроградской сторон, обучала беспризорников в Центральном карантинно-распределительном пункте на Каменноостровском проспекте…
В Петербурге положили начало новой экспозиции о блокаде Ленинграда
Образ Веры никак не вязался со стереотипами об изнеженных барышнях-дворянках. Коротко стригла волосы, носила мужскую одежду, была резка в выражениях.
Такими же резкими и порывистыми были ее работы.
В собраниях Русского музея и Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга сохранились сделанные ею в 1920-х годах фигурки беспризорников, легкомысленных нэпманов.
В 1935 году знаменитый скульптор Николай Томский зовет ее поучаствовать в создании памятника Ленину. Опыт удачен. Сразу после этого в составе бригады скульпторов она работает над памятником Кирову в Ленинграде — по сути переквалифицируется в монументалиста.
Но в творческие планы вновь вмешалась война — теперь Великая Отечественная.
Почему статую установили на Мамаевом Кургане?
Место, на котором воздвигнут величественный монумент, выбрано не случайно. В 200 метрах от статуи Родины Матери в Волгограде находится легендарная 102 высота, за которой в течение 140 дней шли кровавые бои во время Второй Мировой войны. Мамаев курган вызывает у приезжих туристов чувство гордости и боли, заставляя вспомнить жертвы, принесенные во имя Великой Победы, и все подвиги, совершенные простыми советскими людьми, которых нелегкое время заставило взять в руки оружие и встать на защиту родной земли. Атмосфера у ног величественной статуи Родины Матери неизменно заставляет окунуться в воспоминания, ведь каждый сантиметр этой земли пропитан кровью, пролитой доблестными солдатами, Защитниками Отечества. Именно поэтому местом для памятника советским солдатам был выбран Мамаев курган. Мемориал Родина-мать был отлит прямо здесь, лишь голова и меч были созданы отдельно и устанавливались с помощью вертолетов. Работа велась согласно уменьшенному в десятки раз макету, установленному рядом с будущим монументом. Строительство кипело и днем, и ночью: советские власти стремились как можно быстрее закончить постройку. В те времена Родина-мать была самой высокой в мире статуей и даже была занесена в книгу рекордов Гиннеса. С годами ее высоту обогнали другие статуи, на сегодняшний день она занимает лишь одиннадцатое место в списке.
Мало кому удалось побывать внутри статуи Родина Мать в Волгограде, лишь изредка здесь проводятся экскурсии для высокопоставленных особ. Здесь нет никаких смотровых площадок: лишь ученым, которым поручено следить за состоянием статуи «Родина Мать зовет», удается побывать на кончике меча, где они следят за показаниями установленных датчиков. Для выполнения этой работы ученым приходится подниматься пешком на самый верх скульптуры, ведь никаких лифтов здесь нет.
С недавних пор появились слухи о том, что статуя «Родина Мать зовет!» может упасть, но местные рабочие и ученые уверяют, что падение статуе не грозит. Во избежание этого по сей день у ее подножия существуют специальные ниши, предназначенные для установки домкратов, с помощью которых статуя будет вовремя закреплена и установлена на прежнее место. Эти ниши были спроектированы одновременно с постройкой самой статуи Родины Матери, и на сегодняшний день еще ни разу не были использованы по предназначению. Как известно, для строительства статуи использовались самые лучшие материалы, а изнутри статуя Родины Матери укреплена натянутыми металлическими тросами, которые по-прежнему надежно удерживают Родину Мать на ее исконном месте.
Статуя «Родина-Мать зовет» на Мамаевом Кургане остается главной достопримечательностью и гордостью города Волгограда и всей России в целом. Несмотря на то, что она уже не является самой высокой статуей в мире, для народа она не утратила своего величия. Еще не одно поколение россиян и гостей страны сможет прийти к статуе Родины Матери в Волгограде, чтобы выразить благодарность защитникам Отечества, в чью честь Родина-мать поднимает свой меч к небесам.
Исторические вехи
После
победы в Сталинградской битве, в Волгограде и всей стране начался переломный
период. В городе решили увековечить героический поступок военных и объявили
конкурс на создание монумента уже осенью 1944 года.
Это был
настоящий конкурс без границ. Предложения с эскизами поступали от советских
солдат, архитекторов и жителей Шанхая и Марокко. Кто-то видел на постаменте
Сталина, кто-то солдата.
Интересный факт, что в конкурсе участвовал архитектор, который в итоге и создал Родину-мать. Это был Евгений Вучетич. Некоторые историки уверены, что архитектор лично согласовывал проект со Сталиным.
После принятия решения был внесен ряд изменений. Вучетич предложил сделать композицию, где около фигуры женщины будет стоять на колене солдат, передающий меч. Проект даже утвердили, но Вучетич изменил его все равно. Аргументировал он это тем, что в стране, где не окончена война, военный не может никому передавать оружие.
Помимо
Вучетича, над проектом работали другие архитекторы, команду которых возглавлял
Белопольский Б.
Расчетами
занималась группа под руководством Никитина Н. (которая участвовала в проекте
Останкинской башни). Интересный факт, что памятник никак не закреплен. Он
просто установлен на грунт и удерживается за счет собственной массы.
Несмотря на то, что конкурс провели в 1944 году, приказ о возведении статуи издали только после смерти Сталина, в 1958 году, а само строительство началось еще через 1 год. На все работы ушло около 10 лет. Торжественное открытие состоялось в октябре 1967 года.
Первая проверка прочности конструкции была проведена в 1965 году. Комиссия из Госстроя рекомендовала укрепить конструкцию,так как в этом месте майкопская глина, которая стабильно сползала к берегу реки. В результате изготовили дополнительно бетонное основание.
«Родина-мать зовет!» — это первый железобетонный памятник на территории СССР. После войны, когда восстановление страны шло полным ходом, железобетон являлся самым дешевым строительным материалом. Но, уже в первые годы после открытия, на фигуре начали появляться трещинки. Поэтому ежегодно, самые уязвимые части статуи: руки и голову покрывают водоотталкивающим раствором.
Технические характеристики
Скульптура изготовлена из бетона и установлена на фундамент, уходящий вглубь земли на 16 метров. Холм, где находится памятник, сформировали искусственно, из земли, на что ушло около 150 тыс. тонн.
Толщина
стенок не превышает 30 см, а сама фигура полностью полая. Вся конструкция
держится на металлическом каркасе, вес которого 2400 тонн.
Внутри
конструкция стянута 99 тросами, которые не позволяют статуи прогнуться. Степень
натяжения тросов находится под постоянным контролем. Для этого используют
специальные датчики.
В 1966
году было установлено, что монумент отклоняется, но после расчётов установили,
что все сдвиги в пределах нормы.
Самое
большое постепенное отклонение от собственной оси на 16 мм зарегистрировали в
период с 2000 по 2008 год.
Технические данные
Строительство
Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника — 85 метров (сама скульптура) — 87 метров (скульптура с установочной плитой). Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры без меча — 52 метра. Масса памятника — свыше 8 тысяч тонн.
Статуя стоит на плите высотой 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй.
Скульптура полая. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек-камер, как комнаты в здании. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет 25—30 сантиметров. Жёсткость каркаса поддерживают 117 металлических тросов (с учетом двух шлейфов — по 4 троса в каждом, и камеры натяжения — 10 металлических тросов), постоянно находящихся в натянутом состоянии.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году клинок заменили на другой — целиком состоящий из стали,— а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.
Расчёты устойчивости конструкции выполнены Н. В. Никитиным.
В марте 1965 года Госстрой СССР выдал рекомендацию усилить стоящий на обводнённой толще майкопских глин фундамент скульптуры для предотвращения «сползания» в сторону Волги. В 2013 году архитектор Владимир Церковников направил министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с опасениями об сползании фундамента и возможном обрушении скульптуры. Директор музейного комплекса Александр Васин отверг эти опасения.
История памятника
Победа в Сталинградской битве стала ключевым и переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Именно в Сталинграде (нынешний Волгоград) велось сложнейшее и кровопролитное сражение Великой Отечественной войны. Оборона города заняла 200 дней. А победа над врагом в Сталинградской битве позволила Красной армии пойти в контрнаступление, когда казавшийся непобедимым враг начал постепенно сдавать позиции.
Конкурс на создание памятника героям и самому событию был объявлен еще до конца Второй мировой войны, в сентябре 1944 года. В нем приняли участие как известные архитекторы, так и простые солдаты и жители города. Люди присылали свои идеи и эскизы через военно-полевую почту. Также идеями делились и из других стран — например, из Китая и Марокко.
Igor Butyrskii
Например, архитектор Георгий Марцинкевич предложил установить здесь высокую колонну с фигурой Сталина, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков. Любопытно, что будущий создатель памятника Евгений Вучетич, участия в конкурсе не принимал.
Несмотря на то, что конкурс проходил в 1940-е годы, работы над памятником стартовали уже после смерти Сталина, в конце 1950-х. Приказ о строительстве был подписан Никитой Хрущевым в 1958 году. А открыли памятник лишь в октябре 1967 года, уже при Леониде Брежневе.
Изначально предполагалось, что рядом с женской фигурой будет установлена статуя солдата, стоящего на коленях и протягивающего Родине-матери меч. Однако Вучетич решил, что солдат не может никому передать свой меч. От плана двух статуй отказались.
А кем была прототип Родины-матери? Кто позировал создателю памятника, увы, доподлинно никто точно не знает. Лишь предполагают, что скульптор лепил ее с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе (есть также версии о том, что для скульптора позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова и Екатерина Гребнева), а лицо Вучетич «взял» у своей собственной жены Веры. Макет головы статуи можно увидеть в музее-усадьбе Вучетича в Москве.
Любопытно, что монумент «Родина-мать зовет!» никак не закреплен: он устойчив за счет своего собственного огромного веса.
Историки также пишут, что скульптор вдохновлялся барельефом «Марсельезы» на парижской Триумфальной арке, а также античной скульптурой Ники Самофракийской.
Сам же образ Родины-матери родился гораздо раньше появления памятника; ее можно было увидеть на плакатах СССР агитационного характера еще в 1941 году. Автором стал советский художник Ираклий Тоидзе. Прототипом Родины-матери стала его жена, которая, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз, вбежала в мастерскую художника, закричав: «Война!». Тоидзе был настолько испуган и потрясен выражением лица жены, что тут же сделал несколько набросков.
Если за облик Родины-матери отвечал Евгений Вучетич, то инженерные расчеты велись под руководством Николая Никитина, построившего Останкинскую телебашню.
После выставки во Франции от «Рабочего и колхозницы» остались только голова и рука
Где находится: Москва, пр. Мира, 123Б.
Прообразом советских символов труда стали работы античных скульпторов. Фото: globallookpress.com
В 1937 году в Париже организовали Всемирную выставку, где недавно народившийся СССР решил показать что-то такое, чтобы ахнули все. За монументальную композицию взялась Вера Мухина, которая усилиями четырех сотен рабочих создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» высотой 25,5 метра и весом … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.
Прообразом советских символов труда стали греки: античные скульпторы Критий и Несиот, создавшие «Тираноборцев», и Пифокрит с его «Никой Самофракийской». Правда, Гармодий и Аристогитон были обнажены, что никак не сочеталось с образом советского человека, да и тирания вроде как отсутствовала. Поэтому у греков Мухина позаимствовала пластику и постановочный рисунок, а от от богини Ники — развевающиеся элементы и абрис устремляющейся вперед женщины-воительницы.
Панорама международной выставки 1937 года в Париже, в правой части — павильон СССР с «Рабочим и колхозницей», напротив — павильон Германии с орлом на крыше, по центру — Эйфелева башня.Фото: commons.wikimedia.org
Через три месяца композицию рассовали по 28 вагонам и отправили в Париж. Стальной устремляющийся ввысь и бликующий на солнце постамент произвел на выставке такой фурор, что во Франции организовали сбор средств на выкуп «советского рабочего класса». Тем более что скульптура идеально вписывалась в панораму рядом с Эйфелевой башней. Однако советская делегация гордо от денег отказалась. Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не скажешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. В целости доехали лишь голова и рука скульптуры рабочего.
Вновь собрали композицию лишь к августу 1939 года, торопясь к открытию ВСХВ (нынешнего ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.
И только в 2009 году после масштабной реконструкции памятник вновь стал однородно-стальным.