Писал ли ван гог картину «крик»? творчество ван гога. «крик»: описание, история. кто автор картины «крик»?

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего – автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» – Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек «взаимодействует» с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» – Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Влияние Достоевского

Мунк прочитал «Преступление и наказание» в 1883 году сразу,
как только вышел норвежский перевод романа. Моментально оценив масштаб гения писателя,
тогда еще юный Эдвард на всю жизнь остался пылким поклонником творчества Федора
Михайловича. Даже на свои работы он перенес почерк Достоевского – тягучую
тревожность, рваные движения, постоянные вибрации света, пафосные шляпы на
головах обывателей и нелепые яркие мелочи в траурных вздохах сюжетов.

Эдвард Мунк «Тревога» 1894
Эдвард Мунк «Отчаяние» 1894

В Достоевском Мунка привлекало то же, что и в другом его любимом писателе, Эдгаре По, то же, что всегда тревожило его самого – связь трансцендентного с реальным и борьба идеи с материей. Он всегда ощущал внутреннюю правду выше внешней. Чувствовал необходимость глубинной рефлексии и духовной работы.

Депрессивные бормотания Раскольникова, его бесцельные
скитания по улицам мрачного города, приступы тошноты и страха были похожи на
блуждания самого Мунка. Поиски самого себя в бесконечной тоске унылых
пространств.

В конце XIX
века Санкт-Петербург и Христиания были удивительно похожи – мрачные городские
ландшафты и нарастающая власть капитала. Набирающая темпы индустриализация
превращала людей в безропотных винтиков системы. Осознание тяжелой жизни
простых людей приводила к тягостным раздумьям людей творческих, чувствующих.
Русский писатель и норвежский художник, два гения, жили на одной волне. Им
обоим было доступно глубинное понимание тотальной неправды современного мира.
Они оба слышали крик.

В мунковском «Крике» кроме страшного вопля природы, изломанного и нестерпимого, слышен и крик, который почудился Родиону Раскольникову, после убийства старухи. Крик ужасный, похожий на вой и скрежет. Исступленный глас, указующий на зарождение нового существа – человекобога, вскормленного камланиями утонченных интеллигентов, типа Ставрогина и Кириллова. Крик, предваряющий сюрреалистические фантазмы и адские кошмары XX века.

Эдвард Мунк «Крик» 1893

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

Конфликт с Гогеном

Конфликт с Гогеном достиг апогея за неделю до Нового 1889 года. Ван Гог набросился на коллегу с бритвой, и только чудом Гогену удалось спастись.

До сих пор доподлинно неизвестны причины и обстоятельства того конфликта. Есть версия, что Ван Гог напал на Гогена, когда тот спал, последнего спасло только то, что он вовремя проснулся.

Достоверно известно лишь то, что после неудачного покушения Ван Гог отрезал себе мочку уха. Но и здесь нет единого мнения относительно того, зачем он это сделал. Одни считают, что это произошло в порыве раскаяния, другие полагают, что это было проявлением безумия, приступы которого все чаще посещали художника из-за регулярного употребления абсента.

На следующее утро Ван Гога увезли в психиатрическую клинику.

Переосмысления и использование образа в массовой культуре

Ко второй половине XX века «Крик» стал поистине «иконическим» образом и с тех пор неоднократно переосмыслялся и пародировался.
Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах. Другому представителю поп-арта, Эрро, принадлежат два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино. Знаменитая маска из фильма «Крик» была вдохновлена картиной с тем же названием. Внешний вид представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» также была навеяна персонажем с картины Мунка. Один из главных героев манги и аниме Another, Юя Мотидзуки, является большим поклонником Мунка и вдохновляется «Криком» для написания собственной картины. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп Morgen (Morgen, 1969), Red Lorry Yellow Lorry (This Today EP, 1984), Clair Obscur (La cassette noire, 1982) и других.

Приобщение к живописи

К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. В пейзажах, натюрмортах, портретах, художник искал свой цвет и свет. Он часто работал на природе – под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Состояние здоровья Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине.

Он яростно принимается за работу, изображая светлый и прекрасный мир («Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Долина Ла-Кро»). В периоды тоски и одиночества проявляется совсем другое настроение картин («У врат вечности», «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных»). Когда смотришь на эти полотна, создается ощущение, что в таком же состоянии была создана картина «Крик». Ван Гога часто считают автором этого шедевра. Верно ли это утверждение?

Его единственная продажа при жизни – картина «Красные виноградники в Арле». Оставаясь непонятым современниками, художник обдумывает самоубийство. 29 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Ван Гог всегда понимал, что его время ограничено. Он работал из последних сил, отдавая себя искусству. Музей в Амстердаме, посвященный творчеству безумного художника, ежегодно собирает толпы туристов и поклонников.

Осознавая свою гениальность, был ли счастлив в жизни Ван Гог? Картина «Крик» полна звенящего ужаса и безысходности. Но кто автор этого полотна?

«Ирисы» Ван Гога — описание картины

Данное полотно содержит в себе все черты, характерные стилистике живописца: быстрые, изогнутые мазки, придающие написанному иллюзию движения, жизни. Всем его пейзажам присуще ощущение легкого ветерка, колышущего деревья, траву и цветы. Так же и в «Ирисах» — они будто шевелятся, раскачиваемые порывами ветра. Присутствует и так любимое Ван Гогом смешение жанров японской гравюры и импрессионизма. Но есть нечто, что все-таки отличает картину от других: во-первых, это ракурс — художник будто лежит на земле, глядя на цветы прямо перед собой, даже слегка снизу вверх.

Горизонта не видно, и центр картины визуально смещается вправо — здесь букет ирисов наиболее четко и выразительно прописан, в то время как слева и в глубине цветы слегка размыты и отдалены. Скопление ирисов справа уравновешивается участком голой, оранжевого оттенка земли слева. Яркие, жизнерадостные ирисы, закрывающие горизонт, позволяют зрителю буквально погрузиться в цветник. Насыщенные пятна фиолетово-синих цветков изысканно сочетаются с длинными, изящными ярко-зелеными листьями (явная отсылка к декоративному японскому стилю).

Японская гравюра с изображением ирисов передает всю красоту этих цветов.

Джоконда XX века

«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.

«Крик», масло, 1893 год

В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.

Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:

«Йозефу К. снилось: стоял погожий день и К. захотел прогуляться. Но едва он ступил два шага, как уже был на кладбище. Там пролегали очень искусственные, до неудобного извилистые дорожки, однако он скользил по одной из таких дорожек, словно по бурной воде, в незыблемо парящей позе».

«Крик», 1910 год

На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.

Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».

Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.

Кроваво-красный ужас

Возможно, эти истории не более чем трагические совпадения. А тяжба между двумя родственниками по поводу миллионного наследства — обычное дело. И всё-таки «Крик» всегда вызывал у зрителей мистические чувства. Некоторым и вовсе мерещилось в картине нечто вроде страшного пророчества о конце света. На фоне красно-бурого неба с завихрениями из разноцветных облаков стоит некое насмерть перепуганное существо. Изначально Мунк назвал картину «Крик природы». По его воспоминаниям, записанным в дневнике, однажды он в реальности увидел подобный пейзаж. Свои впечатления художник запечатлел белым стихом: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». В результате Мунк создал целых четыре версии удивительной картины. Три из них сейчас находятся в музеях Осло, а четвёртая всегда была в частной коллекции Олсенов. Кстати, только на ней прямо на раме рукой автора записан вышеприведённый стих. На самом деле о том, что послужило действительным источником вдохновения для этой необычной картины, существует несколько версий. Фантасмагорически окрашенное небо, поразившее художника, не бред и не чудо: такой феномен мог стать отголоском извержения вулкана Кракатау в Индонезии, которое произошло в 1883 году. Тогда в течение ещё нескольких месяцев после катастрофы вулкан продолжал выбрасывать облака красной пыли, и они огибали всю планету, окрашивая небеса Европы в кровавый цвет. А кто-то считает, что образ кричащего существа создан под впечатлением от посещения выставки в Париже, где художник увидел перуанскую мумию. А специалисты, распознавшие в пейзаже Осло-фьорд, на берегах которого стоит норвежская столица, пришли к мысли, что свою роль сыграло именно местоположение: там неподалёку находились скотобойня и… психбольница, где в то время лечилась от маниакально-депрессивного психоза младшая сестра Мунка. Многие же считают, что «Крик» — плод больной фантазии автора, который сам страдал психическим расстройством. Правда, есть и сторонники уфологической версии: якобы художник, сам того не ведая, вошёл в контакт с инопланетянином, которого и запечатлел на своём полотне…

История создания

Сам художник отзывался об этой картине как о «громоотводе своей болезни», так как она была написана во время лечения в больнице при монастыре Сен-Реми де Прованс, «Ирисы» Ван Гога действительно положительно повлияли на общее психологическое состояние художника. Винсент страдал от биполярного расстройства личности, но лечение в Сен-Реми как будто и впрямь шло ему на пользу. В письмах к брату художник писал, что его вдохновляли деревенские пейзажи, юные жизнерадостные селянки и цветы, пышными клумбами раскинувшиеся по всей территории лечебницы. Современное фото больницы Сен-Реми де Прованс представлено ниже.

Также представляем вашему вниманию Сен-Реми де Прованс на картине Ван Гога. Эта работа стала достаточно знаменитой.

Во время написания «Ирисов» художник почувствовал, что может сдерживать приступы болезни во время работы. Это осознание, наверное, и придало картине такое непреодолимое ощущение жажды жизни и тяги к прекрасному. К сожалению, эта картина стала не отправной точкой, а завершающей — после нее сюжеты стали напряженнее и экспрессивнее, пока не достигли высшего накала в картине «Пшеничное поле с воронами», ставшей последней в жизни художника. «Ирисы» Ван Гог будто создал в последнем приступе жизнелюбивой гармонии, написав их за год до своей смерти.

Также мир увидел такое произведение, как «Пшеничное Поле с Воронами» (1890). Его вы можете увидеть ниже.

Где находится оригинал?

Полотно, которое искренне любил Ван Гог — «Ирисы», музей Гетти выставляет с 1990 года. Это одна из немногих картин художника, выставленная на показ при его жизни. Стараниями брата художника — Тео Ван Гога — картина была представлена в «Салоне независимых художников» в Париже, в сентябре 1889 года. Через год после смерти художника, в 1891 году, «Ирисы» приобрел Октав Мирбо — французский писатель и ценитель искусства. Фото его представлено ниже.

Он купил ее не одну, а вместе с другой известной картиной Ван Гога — «Подсолнухи». За две картины он заплатил 600 франков.

В 1987 году оригинал картины Ван Гога «Ирисы» был продан с аукциона за рекордную на тот момент сумму — 53,9 млн долларов. Покупателем был бизнесмен и криминальный авторитет Алан Бонд, однако у него неожиданно не хватило денег для завершения сделки. Картина была снята с торгов, и только в 1990 году «Ирисы» Ван Гога приобрел музей Гетти в Лос-Анджелесе.

Этот музей был основан нефтяным магнатом Жаном Полом Гетти и по сей день является самым крупным музеем искусств на всем западном побережье США. Оригинал «Ирисов» Ван Гога — единственное полотно этого художника, представленное в музее.

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

Новый Веймар. Поздний период творчества. Экспрессионизм

В начале ХХ века в творчестве Мунка происходят серьезные
метаморфозы. От символизма и загадочности среднего периода он переходит к более
простым и прямолинейным сюжетам. Витальность, яркий солнечный свет,
монументальные фигуры и экспрессивные пейзажи стали преобладать в его работах.
Плавные изгибы фона выпрямились и превратились в ровные движения кисти.

Мунк обратился к портретам и пейзажам, но уже в другом
ключе. В работах стали преобладать монументальность, мощная энергетика и чистые
цвета, что сильно контрастировало с его предыдущими мрачными и депрессивными
работами.

Эдвард Мунк «Косарь» 1916

Возможных причин для таких фундаментальных изменений в
творчестве могло быть несколько. Одной из них был сильнейший нервный срыв и
последующая госпитализация в психиатрическую лечебницу в 1908 году.

Другой причиной были новейшие тенденции в живописи, характерные
для того времени. Подражание Ван Гогу, Гогену и Матиссу дали начало новому
стилю – немецкому экспрессионизму. Входил в моду фовизм, использовавший яркие
цвета. Мунк вбирал в себя современные ему тренды и сам внес лепту в развитие
целых направлений.

Еще одной, более вероятной, причиной метаморфозы стало
сближение Мунка с веймарским кругом почитателей Фридриха Ницше.

С философией Ницше Мунк был знаком еще в конце XIX века, а в
начале XX века он вошел в тесное общение с сестрой философа, Элизабет Ферстер.
В 1906 году Мунк написал знаменитый портрет Ницше, где изобразил философа высоко
парящим над миром обыденной жизни. Философ стоит на импровизированном балконе,
между небом и землей, и размышляет над фундаментальными вопросами бытия.

Эдвард Мунк «Фридрих Ницше» 1906

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

4

«Дорога с кипарисом и звездой»

  1. «Хочу написать звездную ночь над кипарисами или спелыми хлебами — здесь очень красивые ночи. Все время работаю, как в лихорадке», — сообщал художник весной 1888-го, находясь в Арле. Через полгода он набросится с опасной бритвой на Гогена, а после в приступе белой горячки отсечет себе мочку уха. Его поместят в психиатрическую клинику.
  2. «Дорога с кипарисом и звездой» (май 1890 года) написана в лечебнице в Сен-Реми. Это вид из палаты. 27 июля 1890 Ван Гог уйдет рисовать в пшеничное поле и выстрелит себе в сердце из револьвера.
  3. У древних греков и римлян кипарис — символ печали и смерти. У современных христиан, наоборот, — дерево вечной жизни. «Кипарисы увлекают меня. По линиям и пропорциям они прекрасны, как египетский обелиск», — отмечал Ван Гог. Но впадая в депрессию, он называл их «кладбищенскими».
  4. Крупная звезда на картинах 1890 года — Венера. В тот год она сияла особенно ярко. И вдохновила на шедевр «Звездная ночь».
  5. Дорога, звезда, кипарис, путники — изображения отсылают к духовному поиску. «Пасторский Бог для меня мертв. Но раз мы живем, это само по себе чудо. Называй это Богом или человеческой природой, но существует нечто, что я не могу определить; оно и есть мой Бог».
  6. Винсент писал яростными мазками и яркими красками. Физик Хосе Луи Арагон исследовал полотна математически и установил: художник шестым чувством улавливал потоки воздуха, предвосхищая современную аэродинамику. Ван Гог работал в технике импасто — толстый слой краски, крупные мазки. Изображение становится объемным. Часто писал мастихином — мастерком для смешивания и удаления лишней краски. А на некоторых картинах делал жирные мазки пальцами.

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector