Шемякин, михаил петрович
Содержание:
- Великая Отечественная война
- Личная жизнь
- Ребекка
- Награды
- Как художник исследует русский язык и зачем собирает загадки и создает букварь
- Зачем художникам профессиональное образование и как Шемякин обучает студентов в академии Штиглица
- Память
- Биография
- Научная деятельность
- Дружба с Высоцким
- Детство и юность
- Влади и Высоцкий
Великая Отечественная война
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года.
Приказом по Западному фронту №: 289 от: 14.11.1941 года командир 1-го особого кавалерийского полка майор М. П. Шемякин награждён орденом Красного Знамени.
Приказом ВС Западного фронта №: 1175 от: 30.10.1942 года командир 10-го гвардейского кавалерийского полка 3-й гвардейской кавалерийской дивизии гвардии подполковник Шемякин награждён орденом Красной Звезды за то, что с 8 по 12 августа 1942 года 10-й кавполк ведя наступательные бои захватил 2 населенных пункта, перерезал дорогу по которой производилась доставка вражеских солдат и боеприпасов в район Карманово, и отбивая контратаки противника, полк уничтожил 9 немецких средних танков,1 самолет Ю-88,4 станковых пулемета, до 600 солдат и 20 офицеров противника, и захватил 70 винтовок и военное снаряжение.
Указом Президиума ВС СССР от: 29.07.1944 года полковник Шемякин М. П. награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Указом Президиума ВС СССР от 3.11.1944 года награждён орденом Красного Знамени за выслугу лет.
С 29.11.1944 года по 10.06.1945 года-командир 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады9-го Берлинско-Бобруйского Краснознаменного Танкового корпуса.
Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 468/н от: 17.02.1945 года командир 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады 9-го Бобруйского Краснознаменного танкового корпуса полковник Шемякин награждён орденом Красного Знамени за овладением г.Радом во взаимодействии с 23-й ТБр;за то, что действуя в подвижном передовом отряде корпуса, его бригада выйдя к р.Варта, переправилась через неё по льду и ворвалась в г. Став, при этом уничтожив до 10 орудий противника, 5 бронетранспортеров, 150 автомашин, 100 повозок и до 500 солдат и офицеров противника; за овладение юго-восточной и восточной окраиной г. Калиш и взятие силами бригады г.Калиш 23 января 1945 года, уничтожив большое количество сил противника.
Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 629/н от: 08.06.1945 года командир 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады 9-го Бобруйского Краснознаменного корпуса полковник Шемякин награждён орденом Красного Знамени за умелое руководство бригадой, выражающееся в прорыве укрепленной обороны в р-не Гросс-Нойендорф-Кинитц, прохождении с боями 80 км за 6 дней и началом ожесточенных боевых действий 22 апреля 1945 года в пригородах Берлина.
Личная жизнь
Дважды был женат. Первая жена — Ревекка Борисовна Модлина (6 сентября 1934 — 2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. В 1950-е была женой художника Рихарда Васми, а в 1960-1962 гг. – была замужем за художником Александром Арефьевым. Шемякин и Модлина поженились в 1963 году. 9 мая 1964 года у них родилась дочь Доротея.
– Когда мы познакомились, она оформляла витрины, забросив скульптуру. В 1964 году родилась наша дочь Доротея. Мы жили в коммунальной квартире. Для отъезда за границу нам нужно было развестись. Оформили развод в 1970 голу. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатых женщин, а когда-то — девочка из Одессы. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось все его имущество, включая дома, – рассказывал Шемякин.
Летом 1971 года Ревекка Борисовна вместе с дочерью Доротеей эмигрировала во Францию и жила в Париже. В 1983-м переехала в Грецию. В последние годы жизни опять вернулась во Францию, жила в городе Лош.
Доротея Михайловна Шемякина — художница, живописец, книжный график. Умерла 20 января 2018 года во Франции в возрасте 53 лет.
Вторая жена — Сара де Кэй, американка. Художник рассказывал:
– С Сарой нас свел Высоцкий. Много в моей жизни мистического… Володя уже умер в то время. Американцы решили сделать о нем фильм. Искали людей, знакомых с Высоцким. Узнали, что в Нью-Йорке живу я и попросили Сару связаться со мной, взять интервью. Она была известной переводчицей, переводила интервью для фильма… Так мы подружились. Сара помогала мне учить английский язык, добровольно была моделью — я много ее рисовал. Потом поехала со мной в Италию, помогала делать мой двухтомник.
Его дом во Франции — это красивый старинный замок в деревне, недалеко от Парижа. Сам художник о нем говорил:
– Замок красивый. Но ничего особенного из себя не представляет. Оригинальное строение конца XVI века, достроенное в XIX веке. Там 44 года была школа, потом ее выставили на аукцион, и мы приобрели эту недвижимость. Все время перестраиваем. Четыре этажа. Рядом, в «Эрмитаже» (так французы называют здание бывшей конюшни), находятся научная библиотека, исследовательская лаборатория. графическая мастерская, где я работаю.
Шрамы Михаила Шемякина – производственные:
– Что касается шрамов… часть — это чисто производственные травмы. Если знают, что такое шрам от ножа, то заметят, что некоторые из моих — это ожог. Шрамов у меня много, но, к счастью, я не хожу, как господин Бренер голым по улице. Есть шрамы, заработанные в стычках — и парижских, и американских, но в основном — производственные. Например, при плавке отвалилась ещё горячая деталь от скульптуры, причём, — не моей и упала прямо на лицо.
Ребекка
Первая моя супруга, мать моей дочери Доротеи, была очень мужественным человеком. Можно сказать, соратницей. Художница, скульптор. В прошлом жена замечательного художника, с которым я дружил, — Рихарда Васми. В пору нашего знакомства они уже развелись.
Она оформляла витрины, забросив скульптуру, а я пахал такелажником в Эрмитаже с одной-единственной целью — иметь возможность копировать картины великих мастеров.
«Чадом мы повязаны с Ребеккой навсегда». С дочерью Доротеей
Ребекка завораживала меня — в ней чувствовалась древняя порода, её французские предки родом из Канады, а женщины с такими корнями всегда интересны. Мы поженились в 1964 году. В том же году родилась наша дочь.
Мы жили в коммунальной квартире на Загородном проспекте. Славное было время — чего мы только не творили, не устраивали в мастерской, которая была там же: безумные инсталляции, в которых участвовали и цилиндры, и мясные туши, и ещё бог знает что. А потом было понятно, что надо уезжать.
Для отъезда за границу нам пришлось развестись. Оформили развод в 1970 году. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатейших женщин. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось всё его имущество, включая дома.
Жена с дочерью почти год жили без меня в её замке, в Рамбуйе. А потом, когда я переехал в Париж, мы долгое время героически терпели все лишения, скитались по каким-то подвалам, где не было воды, туалета и кухни.
Были такие моменты, которые могли сломить кого угодно, только не Ребекку. Например, когда Верни выгнала нас на улицу в мороз. Другая могла бы заныть, сказать: «Зачем всё это?», но только не моя жена.
Ребекка Модлен, первая жена, и дочь Доротея
Почему мы расстались? А мы и не расставались. Просто когда Доротея заболела астмой, потребовалась перемена климата, и они уехали в Грецию. А я жил в Америке и ждал, когда они вернутся. И… просто для каждого из нас началась другая жизнь. Скорее так: обстоятельства развели.
Много позже, спустя годы, я перевёз Ребекку обратно во Францию, подарил старинный трёхэтажный дом, чтобы мы могли быть ближе и я мог ей помогать. Мы остались в прекрасных отношениях. Когда Ребекка уже была смертельно больна, мы приезжали с Сарой (вторая жена Шемякина. — Прим.авт.) и моей сестрой, устроили ей небольшой праздник в госпитале. Я заботился о ней всю жизнь…
Что есть любовь? В юности это романтика, вспышки ревности, желание обладать любимым человеком, и только потом, с годами, когда приходит мудрость, ты понимаешь, что любовь — прежде всего уважение, осознание, что перед тобой человек, который имеет душу, которого ты должен любить и уважать как личность.
Награды
- 1971 – Награжден медалью на конкурсе книги в Венеции за иллюстрации к сборнику «Классическая испанская эпиграмма»
- 1984 – Удостоен почетной докторской степени Университета Сан-Франциско
- 1987 – Почетная докторская степень Европейской академии искусств Франции
- 1989 – Почетная докторская степень Cedar Crest College, Аллентаун, шт. Пенсильвания
- 1993 – Государственная премия в области литературы и искусства Указом Президента России Б. Ельцина
- 1994 – Орден «Кавалер искусств и литературы» Министерства культуры Франции
- 1996 – Почетные докторские степени: Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ; Москва) и Университета Кабардино-Балкарской республики, Нальчик
- 1997 – Президентская премия
- 1998 – Золотая медаль «Достойному» Российской академии художеств
- 2001 – Премия «Золотой софит» — как лучший театральный художник 2001 года (Санкт-Петербург)
- 2001 – Премия «Петрополь» за уникальный вклад в культуру Санкт-Петербурга
- 2002 – Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (за спектакль «Щелкунчик» в Мариинском театре)
- 2002 – Специальный приз «Балтика» за лучшую авторскую работу в театре (Санкт-Петербург)
- 2009 – Орден Дружбы
- 2018 – Нагрудный знак Министерства культуры РФ «За вклад в Российскую культуру»
Как художник исследует русский язык и зачем собирает загадки и создает букварь
Словарь русских народных говоров — это 50 томов, с которыми я работаю уже несколько лет. Проект словаря начался в 1964 году тут, в нашем ЛГУ (ныне СПбГУ). На сегодняшний день они дошли до буквы «х». Я посетил их институт, познакомился с этими замечательными учеными. Они были в восторге, когда узнали, что я работаю с их томами. Я их спросил, когда дойдут до буквы «я». Мне ответили, что, по их подсчетам, еще 10 лет. Это громадный проект.
Мне удалось познакомиться и с Леонидом Леонидовичем Касаткиным, одним из интереснейших исследователей русских диалектов. Ему сейчас 90 с лишним лет, он в полном уме, но нехорошем здравии, потому что 3 года назад ему пришлось в экспедиции ночевать в неотопленной избе. Он простудил спину, и у него отказали почки. В таких жутких условиях он работал, собирая слова. У него очень много трудов, и он свыше 40 лет преподавал диалекты в МГУ.
Первым, кто обратил внимание на забытые слова, был Николай Васильевич Гоголь. Он составил словарь редких, странных слов
Интересовался этими словами и Лев Николаевич Толстой. В наше время Александр Исаевич Солженицын выпустил свой словарь забытых слов, которые, как он считал, могут снова войти в обиход. Я недавно говорил с Константином Эрнстом. Оказывается, он с юных лет собирает буквари: сейчас у него свыше 100.
Мое же исследование заключается в том, что я просматриваю словари и выбираю те слова, которые легко входят в сознание и легко запоминаются, и их иллюстрирую. Это те слова, которые могут быть обзывалками: например «охряпка» и «жвака». Когда дети услышат эти смешные слова и еще рисунки, будут запоминать. Одновременно я делаю букварь. Этот проект считаю очень важным.
Второй мой проект, связанный с русским языком, — это загадки. В 1972 году я купил книжку Садовникова (ее привез какой-то русский эмигрант, белый офицер) с русскими загадками. Из абсурдного текста я создаю абсурдный рисунок и таким образом окончательно запутываю читателя. В этом проекте я решил показать оригинальность мышления русского мужика, которого презирали, недолюбливали, которым брезговали. А это были гениальные люди, которые жили очень сложной жизнью, предельно реалистичной. С другой стороны, они отрывались в нескладухах и загадках.
Зачем художникам профессиональное образование и как Шемякин обучает студентов в академии Штиглица
В свое время один из кремлевских сотрудников попросил меня воспитать группу художников, которые смогут работать на международной арене. Я преподаю в Академии им. Штиглица в Петербурге. Студенты занимаются в Академии и ежегодно проходят спецобразование у меня во Франции. Ребята просматривают сложнейшие книги, очень сложные, необычные задания.
У меня готовится большая и очень сложная выставка в Москве. Она откроется 20 ноября в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре — это тысяча квадратных метров, 13 залов, там я буду показывать и работы своих студентов. На этой выставке я хочу показать, что такое метод «профессора Шемякина».
Когда я впервые произнес «профессор Шемякин», стало немножко смешно, но приятно. Профессор или нет — самое главное, что я могу чему-то научить, чему-то необычному. И понимаю, что такое искусство, линия, рисунок, композиция. Могу единственное сказать: я с юных лет прежде всего художник-профессионал и хочу воспитать из моих ребят настоящих профессиональных художников.
мои ученики прежде всего проходили психологический тест. Во-первых, они должны были написать, почему хотят заниматься у меня. Во-вторых — как относятся к карьере художника. Когда человек писал: «Я хочу выставляться, быть известным и прочее», я не рассматривал его кандидатуру — в отличие от тех ребят, которые написали, что просто не могут жить без того, чтобы рисовать.
Я говорю своим ученикам: вы избрали очень сложную профессию, которая отличается от профессии сапожника или портного. Чем лучше у сапожника кожа, чем лучше дизайнер, который делает ему колодки, тем больше у него успеха и денег, тем более он востребован.
Память
Маршал Георгий Жуков очень ценил Михаила Петровича, надпись на памятном фото гласит: «Михаилу Петровичу Шемякину на память о совместной борьбе с врагом Родины в годы Гражданской и Отечественной войны. Георгий Жуков».
Бюст Михаила Петровича Шемякина был впервые представлен широкой публике в экспозиции выставки «Герои Отечества», открытие которой было запланировано ко Дню Героев Отечества (9 декабря 2015 года) в Музее военной истории РВИО в Лаврушинском переулке.»Я рад, что бюст моего отца, который я сделал для себя много лет назад, займет достойное место в экспозиции
Сегодня это особенно важно, когда пытаются переписать историю, занизить решающую роль Советской армии в победе над Гитлером. Воспитание молодежи и восстановление исторической правды — на сегодняшний день одна из важнейших задач
Музей — одна из важных вех в сохранении истории, поэтому я всеми своими силами буду стараться поддерживать это благородное начинание», — подчеркнул скульптор.
Мемориальную доску в честь участника Гражданской и Великой Отечественной войн, орденоносца Михаила Петровича Шемякина торжественно открыли 13 ноября 2018 года в Краснодаре. Памятный знак установили на фасаде дома № 203 по ул. Коммунаров, где он жил вплоть до своей смерти в 1977 году.
Биография
Скульптурная композиция «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве на Болотной площади
Михаил Шемякин родился 4 мая 1943 года в Москве.
Его отец, Михаил Петрович Шемякин, родился в 1908 году во Владикавказе. Он рано осиротел и фамилию Шемякин получил от своего отчима, офицера Белой гвардии Шемякина. Приёмный отец впоследствии был расстрелян, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых. Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.
Мать — актриса Юлия Николаевна Предтеченская, в первом браке — Блинова, во втором — Шемякина (1916, Петроград — 1999, Клаверка, США). Дочь Николая Алексеевича Предтеченского, выпускника Морского инженерного училища императора Николая I в Кронштадте. Окончила Ленинградский театральный институт. Актриса Санкт-Петербургского театра комедии имени Н. П. Акимова. Снималась в кино («Друзья», 1938, режиссёр Лев Арнштам) . Жена, c 1933 г. до 1942 г. актёра Бориса Блинова. Во время войны в Москве, была актрисой Театра на Таганке. В 1945—1956 гг. жила в Германии, где служил её второй муж. В 1956 г. начала работу, как актриса театра кукол в кукольном театре Евг. Деммени), затем жила в Риге. В 1970- х гг. эмигрировала к сыну во Францию. В Париже создала кукольный театр Matriochka de Paris/«Матрёшка де Пари». Умерла в 1999 году в США, в Клавераке, в имении своего сына.
Писала стихи и воспоминания.
С 1945 по 1957 г. жил с родителями в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.
В 1957 г. был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год.
В 1961 г. был отчислен из СХШ.
С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.
В 1962 году в помещении редакции журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.
В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).
В 1971 г. эмигрировал. После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах в 1971 году власти выслали Шемякина, под угрозой уголовного преследования, из СССР во Францию. По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлся не КГБ СССР, а Союз художников СССР.
С 1971 года, с женой, Ривой (Ревеккой) Модлиной, и с дочерью Доротеей, жил в Париже. Устраивал выставки и публиковал работы своих коллег — российских художников и писателей-нонконформистов.
В 1981 году переехал в Нью-Йорк. Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).
В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002—2003 годах создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».
С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований. В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.
В 2014 году поддержал присоединение Крыма к России. Одновременно с этим, Шемякин высказал обеспокоенность относительно антизападных настроений в российском обществе.
Личная жизнь
Михаил Шемякин был дважды женат:
- Первая жена — Модлина, Ревекка Борисовна (6 сентября 1934—2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. Жена художника Рихарда Васми в 1950-е гг., художника Александра Арефьева в 1960—1962 гг., художника Михаила Шемякина с 1963 г. Летом 1971 г. вместе с дочерью Доротеей Шемякиной эмигрировала. Жила в Париже и с 1983 г. в Греции; в 2000-х гг. жила в округе Лош (Франция).
- Дочь — Доротея Михайловна Шемякина (1964—2018): художница, живописец, книжный график. С 1986 г. по 2018 г. жила в Афинах.
- Вторая жена — Сара де Кэй.
Научная деятельность
Основными объектами исследований академика Михаила Михайловича Шемякина были антибиотики, белки, пептиды, липиды, витамины и другие биологически активные соединения.
Примерно до 1950 года основным направлением его работы была разработка теории окислительно-гидролитических превращений органических веществ, нашедшей впоследствии применение при изучении сложных реакций многих природных веществ (патулина, тетрациклинов) и важных в технологическом отношении процессов (выцветание красителей). На основе представлений о механизме окислительно-гидролитических превращений он вместе с биохимиком А. Е. Браунштейном в 1952—1953 годах разработал общую теорию процессов переаминирования, являющихся основой обмена азота у живых организмов. В реакции переаминирования аминогруппы переносятся от аминокислот в органические кислоты, не содержащие азот, но имеющие в своём составе кетогруппу. Это открытие позволило объяснить, как в организме образуются азотосодержащие соединения, в том числе белки, а также позволили выяснить механизмы превращения ряда сложных антибиотиков. Также М. М. Шемякин внёс значительный вклад в изучение механизма и стереохимии реакции Виттига.
Шемякин был одним из первых, кто оценил большое теоретическое и практическое значение антибиотиков. Учёный был одним из авторов фундаментального труда «Химия антибиотикотических веществ», который стал незаменимым справочником химиков многих стран. При его участии была решена проблема получения оптически чистого изомера хлорамфеникола в промышленности (левомицетина), а также написана книга о лечебном применении левомицетина для внедрения его в медицинскую практику. В 1952 году группа советских учёных во главе с М. М. Шемякиным и М. Н. Колосовым осуществила полный синтез тетрациклина, открыв при этом ранее неизвестные реакции изомеризации антибиотиков. Также были достигнуты значительные успехи в изучении механизма действия тетрациклинов. В 1957—1959 годах М. М. Шемякин с сотрудниками опубликовали ряд работ по получению аналогов саркомицина.
Во время работы в Институте химии природных соединений АН СССР (ныне Институт биоорганической химии им. М. М Шемякина и Ю. А. Овчинникова) проводил исследования по химии депсипептидов. Были разработаны методы синтеза депсипептидов регулярного и нерегулярного строения. Эти исследования дали возможность получить целый ряд депсипептидов, предложить новые структурные формулы энниатинов и валиномицина, разработать общий принцип получения аналогов биологически активных депсипептидов и дало толчок к изучению связывания депсипептидов с катионами щелочных металлов. Работа была продолжена учениками: академиком Ю. А. Овчинниковым и член-корреспондентом АН СССР Т. В. Ивановым.
М. М. Шемякин является автором ряда новаторских идей в области синтеза и установления первичной структуры пептидов. В частности, в 1960-е годы им совместно с Ю. А. Овчинниковым, Н. С. Вульфсоном другими был разработан масс-спектрометрический метод определения аминокислотной последовательности в полипептидах и метод синтеза пептидов на полимерном носителе в растворе.
Дружба с Высоцким
Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин – рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти – создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.
Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались – и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать друг другу. Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.
Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.
Детство и юность
Родился Михаил Михайлович Шемякин в российской столице в мае 1943 года. У художника кабардинские корни: отец, рано осиротев, получил фамилию Шемякин от отчима. Его родной отец принадлежал к старинному кабардино-балкарскому роду Кардановых. У мамы художника – актрисы Юлии Предтеченской – дворянские корни. Дед Шемякина по матери – выпускник Морского инженерного училища в Кронштадте. По словам художника, его деды «были расстреляны и в вицмундирах похоронены».
Художник Михаил Шемякин
Юлия Николаевна, в годы войны переехавшая из родного Ленинграда в Москву и работавшая в Театре на Таганке, родила сына от второго мужа, полковника Шемякина. Вскоре после рождения первенца женщина перебралась к мужу, назначенному комендантом городов Восточной Германии. До 14 лет Михаил Шемякин рос в ГДР.
В 1957-м семья вернулась в Ленинград. Поселились в коммуналке из 38 комнат. Миша с мамой, отцом и тетей жили в одной из комнат. Отец, кадровый военный, мечтал для отпрыска той же судьбы, но Шемякин-младший бредил искусством, чему радовалась мама-актриса. В Германии подросток часами рассматривал альбомы с картинами Ван Гога, Иеронима Босха и Поля Гогена.
Михаил Шемякин в детстве
Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодарский край, а юного Михаила Шемякина, за ночь нарисовавшего иллюстрации к пушкинской сказке о царе Салтане, зачислили на 2-й курс средней художественной школы при Институте живописи им. И. Е. Репина.
Проучился Шемякин 4 года: студента отчислили за «эстетическое развращение сокурсников». Михаил щедро делился с коллегами знаниями о западном искусстве, почерпнутыми из запрещенных в Союзе книг. В 1961 году донос в КГБ поставил точку в образовании.
Михаил Шемякин в молодости
Последовала темная полоса биографии. Чтобы выжить, Михаил Шемякин брался за любую работу: трудился чернорабочим, почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. Ночью копировал полотна старинных мастеров, экспериментировал.
К бывшему однокурснику наведывались друзья, что не нравилось соседям по коммуналке. Последовавший очередной донос в КГБ и вызов «на разговор» окончился для Шемякина скверно: расспросив художника о боге и дьяволе, его отправили в психиатрическую клинику. В медицинской карте появился диагноз: «Вялотекущая шизофрения».
Михаил Шемякин
Полгода инъекций и таблеток едва не превратили художника в инвалида. Первая «выставка» работ состоялась в клинике: лечащий доктор Шемякина показал студентам-практикантам иллюстрации пациента к произведениям Мориса Дрюона. Таким образом психиатр «проиллюстрировал» течение шизофрении у подопечного.
Стараниями матери Михаил покинул стены клиники. После «лечения» у него появилась аллергия на краски, ночами мучили кошмарные сны. Два года художник возвращался к нормальной жизни в горах Абхазии.
Влади и Высоцкий
Володю и Марину я впервые увидел в старинном особняке Одиль Версуа, сестры Марины, где Высоцкий пел свои новые песни. Я сразу почувствовал, что между ними настоящая любовь. Тогда я ещё не знал, что этот человек станет моим другом на всю жизнь. Родство наших душ было налицо. Такое случается, но очень редко.
Я любил то, что создавал он, а он любил то, что делал я. Некоторым моим вещам Высоцкий посвятил песни, например, моей серии фотографий «Чрево Парижа». Этот район французской столицы, воспетый Эмилем Золя, должны были снести. Я провёл там много ночей, запечатлевая на плёнку краткие моменты его повседневной жизни — к примеру, как могучие парни-мясники таскают бычьи туши.
Приехав снова в Париж, Володя увидел эти снимки, и они стали для него мощным импульсом, он несколько часов зачитывал мне всё новые и новые строки. То же самое случалось со мной, когда я читал его поэзию. Благодаря знакомству с ним в моей графике появились новые мотивы, звучания, изменилась внутренняя темпоритмика, дыхание образов.
Сдали багаж, решили подождать, пока хмель выветрится, и зашли в русский кабак «Две гитары», который держал Жан Татлян. Там пел замечательный цыган, настоящий, прошу заметить, Володя Поляков. Они с Высоцким решили вместе спеть «На Большом Каретном», и на словах «Где твой чёрный пистолет?» я достал свой пистолет и с криком «Володя, вот он!» дважды пульнул в потолок. И кровинки не пролилось! Но, понятное дело, кто-то вызвал полицию. А разрешения на оружие у меня не было, так что мы спешно ретировались в другой, не менее известный русский ресторан — «Царевич».
И по следам этой страшной гулянки появилась песня. Володя её прямо на ходу сочинял, пил и пел. Из-за этой же песни у него с Мариной произошла серьёзная размолвка, уже в Москве, когда они встретились, он спел ей «Парижских бесов». Марина её выслушала от начала до конца, потом вдруг встала и с нехорошим таким лицом стала собирать чемодан. Володя спрашивает: «Что с тобой?» А она: «Я всё это время страдала, а обо мне в песне ни строчки». Ревнивая была жутко.
Было время, когда у нас с Мариной были натянутые отношения, она ревновала к нашей дружбе и считала, что в запоях Володи была и моя вина. В своей книге она писала обо мне много нелестного, моя первая жена Ребекка даже позвонила ей и сказала: «Марина, когда это ты таскала Мишу на руках пьяного? Это он всегда пас Володю, а ты пишешь о нём такие вещи в книге».
Но я её по-человечески понимаю. Обычно она мне звонила и говорила: «Володя пошёл». «Пошёл» — значит, опять ушёл в запой. Запой у Володи — дело основательное, дней на десять. А Марине надо уезжать в Рим или в Милан, на съёмки. Её вся эта ситуация с Володей очень тяготила — когда ни остаться, ни уйти. Это кого хочешь вымотает…
Мало кто понимает, сколько Марина сделала для Володи. Я считаю, ради него она пожертвовала всем. Двенадцать лет опекала его. Можно сказать, он и жил все эти годы благодаря ей. У него даже строки есть: «Двенадцать лет тобой и Господом храним…» Когда недавно Марина решила продать посмертную маску Володи, какие-то его письма и бумаги, в прессе развернулась целая кампания против неё, говорили, будто она предала память Высоцкого. Бред какой-то.
Она позвонила мне и сказала: «Почему они не могут оставить меня в покое? Я по-прежнему люблю Володю, кому какое дело?» Никто ведь не вспоминает, что в своё время она передала огромное количество документов из архива Высоцкого в его музей. Сразу после смерти Высоцкого так называемое его ближайшее окружение наговорило ей кучу гадостей — что он повенчался с какой-то Ксюшей и готовился развестись с нею.
Марина была в ярости, потеря Володи для неё была страшной трагедией, а то, что она услышала от этих мерзавчиков, её просто добило. Позже она вспоминала: «Я сижу, снимаю посмертную маску, мне хочется его целовать, и одновременно такая ярость, что хочется дать ему, уже мёртвому, пощёчину». Страшно. А эта маска, которую она сама делала, — она, конечно, осталась у неё.