Мария лемешева (певица) — биография, информация, личная жизнь
Содержание:
Мария Сергеевна Лемешева
Мария Сергеевна Лемешева. Родилась 12 ноября 1944 года в Москве. Советская и российская оперная певица (сопрано). Заслуженная артистка РФ (1998). Народная артистка РФ (2007). Дочь оперного певца Сергея Лемешева.
Мария Лемешева родилась 12 ноября 1944 года в Москве.
Отец — Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977), советский оперный певец (лирический тенор), актер, режиссер, педагог, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии второй степени.
Мать — Ирина Ивановна Масленникова (1918-2013), советская оперная певица (колоратурное сопрано), педагог, профессор Московской консерватории, солистка Большого театра СССР в 1943-1960 годах, Народная артистка РСФСР.
Отчим — Борис Александрович Покровский (1912-2009), советский и российский оперный режиссер, педагог, публицист, Народный артист СССР, лауреат Ленинской, четырех Сталинских и двух государственных премий.
Мать Марии была четвертой женой Сергея Лемешева, легендарного исполнителя партии Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Ее родители поженились в 1943 году, а развелись в 1950-м.
Несмотря на развод родителей, Мария всегда сохраняла отношения с отцом. Она говорила: «Папа с мамой развелись, когда я еще не пошла в школу. Но я никогда не теряла связи с отцом. Он переехал в другую квартиру, появилась новая жена — Вера Николаевна Кудрявцева. Каждое воскресенье я приходила к ним по настоянию мамы. Она ничего мне не объясняла, просто говорила: «Иди навести отца!» И я шла. Нередко ночевала там, обедала, играла. Относились ко мне прекрасно. В общем, никакой травмы от развода родителей у меня не было».
Мария Лемешева в детстве с отцом Сергеем Лемешевым
Мать повторно вышла замуж за великого оперного режиссера Бориса Покровского. С отчимом у Марии сложились хорошие отношения, они сразу же подружились.
С ранних лет занималась музыкой и вокалом.
В 1968 году окончила ГИТИС им. Луначарского.
В 1968-1971 годах — солистка Воронежского театра оперы и балета.
В 1971-2014 годах работала в Камерном музыкальном театре имени Б.А. Покровского.
Партии Марии Лемешевой в театре Покровского:
Графиня Розина — «Свадьба Фигаро»;
Ливьетта — «Контракт для Пульчинеллы с оркестром, или Посторонним вход разрешен»;
Поппея — «Коронация Поппеи»;
Веспетта — «Пимпиноне»;
Первая дама, Папагена — «Волшебная флейта»;
Нелла — «Джанни Скикки»;
Донна Эльвира — «Дон Жуан, или Наказанный развратник»;
Луна — «Кровавая свадьба»;
Прасковья Осиповна, Мать, Приживалка — «Нос»;
Варвара Алексеевна Доброселова — «Бедные люди»;
Петя, Рассказчица — «Сергей Сергеевич Прокофьев — детям»;
Ярость, Архангел, Первая наложница — «Ростовское действо»;
Она — «Ожидание».
Оперная певица Мария Лемешева
Моноопера «Ожидание» Микаэла Таривердиева по поэме Роберта Рождественского «Ожидание (монолог женщины)» (1982) была написана специально для Камерного театра Бориса Покровского под исполнение Марии Лемешевой. Премьера состоялась в театре Покровского 26 октября 1985 года с Лемешевой в единственной роли. Она оставалась в этом театре ее единственной исполнительницей, в том числе и при возобновлении оперы 22 мая 2009 года.
Заслуженная артистка РФ (04.07.1998).
Народная артистка РФ (09.04.2007).
Личная жизнь Марии Лемешевой:
Муж — Владимир Агронский, дирижер театра Покровского.
Фильмография Марии Лемешевой:
1987 — Граф Калиостро (фильм-спектакль) — Прасковья Петровна
2006 — Как уходили кумиры. Сергей Лемешев (документальный)
Вокал Марии Лемешевой:
1984 — Три медведя (анимационный)
Личная жизнь
Личная жизнь певца была наполнена любовью. Мало того, что ни одна красавица не могла устоять перед его обаянием и чарующим голосом, так и сам Сергей Яковлевич был удивительно влюбчив. Влюблялся он быстро и страстно, с легкостью переходя от предыдущей пассии к новому идеалу красоты.
Его партнерши и жены (а женат был Сергей Лемешев целых пять раз) мирились с причудами супруга. Все женщины певца, как одна, были умницами, красавицами, потомственными интеллигентками и даже умудрялись дружить с его поклонницами.
Сергей Лемешев с женой Ириной Масленниковой
В юности Сергей влюблялся неоднократно и два раза даже собирался жениться: на односельчанке Грушеньке и на Галине Квашниной. Замужества не состоялись, но обе женщины до самой смерти любили Сергея.
Первой женой артиста стала Наталья Соколова, дочь его преподавателя. Вторая супруга Алиса Корнева-Багрин-Каменская ушла от него, не вынеся измен, как и третья спутница Лемешева, актриса Любовь Вазер.
Сергей Лемешев с женой Верой Кудрявцевой
В четвертом браке с Ириной Масленниковой у Сергея Яковлевича родилась единственная дочь Мария, впоследствии тоже ставшая певицей. Последний, пятый союз певца с оперной дивой Верой Кудрявцевой оказался самым счастливым и продлился 25 лет.
Репертуар
- Московская консерватория и Оперная студия Большого театра под руководством К. С. Станиславского (1921—1925), Свердловский театр оперы и балета (1926—1927), Русская опера при КВЖД в Харбине (1927—1929), Тифлисский театр оперы и балета (1929—1931)
- Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского)
- Лыков («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова) (1925)
- Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
- Царь Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова) (1925)
- Альфред («Травиата» Дж. Верди)
- Индийский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)
- Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина)
- Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского)
- Андрей Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского)
- Фауст («Фауст» Ш. Гуно)
- Леопольд («Дочь кардинала» Ф. Галеви)
- Люсьен («Жрица огня» В. П. Валентинова)
- Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
- Билли Бегот («Трильби» А. И. Юрасовского)
- Герцог («Риголетто» Дж. Верди)
- Рудольф («Богема» Дж. Пуччини)
- Джеральд («Лакме» Л. Делиба)
- Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе)
- Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини) (1929)
- Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна) (1930)
- Большой театр (1931—1957)
- 1931 — Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
- 1931 — Джеральд («Лакме» Л. Делиба)
- 1931 — Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
- 1931 — Герцог («Риголетто» Дж. Верди)
- 1931 — Билли Бегот («Трильби» А. П. Юрасовского)
- 1931 — Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
- 1932 — Звездочёт («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова)
- 1932 — Рудольф («Богема» Дж. Пуччини)
- 1933 — Филиппетто («Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари)
- 1933 — Индийский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова)
- 1933 — Фауст («Фауст» Ш. Гуно)
- 1933 — Альфред Жермон («Травиата» Дж. Верди)
- 1936 — Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина)
- 1938 — Дубровский («Дубровский» Э. Ф. Направника)
- 1941 — Ромео («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
- 1943 — Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна)
- 1947 — Джемал («Великая дружба» В. И. Мурадели)
- 1948 — Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
- 1948 — Левко («Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова)
- 1952 — Афанасий Иванович («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского)
- 1955 — Фра-Дьяволо («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера)
- 1955 — Син Би-у («Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского)
- 1957 — Вертер («Вертер» Ж. Массне, исполнитель заглавной партии и режиссёр-постановщик)
- Моцарт — «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова
- Де Грие — «Манон» Ж. Массне
Фильмография
Роли
- — Музыкальная история — таксист Петя Говорков
- — Киноконцерт 1941 года — герцог Мантуанский
- — Киноконцерт к 25-летию Красной Армии
- — Концерт мастеров искусств (фильм-концерт) — Герман (сцены из оперы «Пиковая дама»)
- — Демон — Синодал
- — Дубровский (фильм-опера) — Владимир Дубровский
- — Голубой огонёк 1963 года — песня «Снегурочка»
Вокал
- — Глинка — голос поющего М. И. Глинки (в одной из двух версий фильма)
- — Моцарт и Сальери (фильм-опера) — Моцарт (голос)
- 1966 — Лемешев С.Я. — Концерт в Московской Консерватории (концерт)
- 1971 — Сергей Лемешев — Концерт в Колонном Зале Дома Союзов (концерт)
- 1975 — Исторические концерты. Поет Сергей Лемешев (концерт) (Студия музыкальных программ ГТРК «Культура»)
- 2011 — Песни и романсы. И. Козловский, С. Лемешев (концертная программа) (Телеканал «Культура»)
Архивные кадры
- 1972 — Сергей Яковлевич Лемешев (документальный) (Главная редакция ЦТ СССР)
- 1972 — Сергей Лемешев — «Как песня жаворонка…» (документальный) (реж. Ольга Доброхотова)
- 1985 — Сергей Лемешев. Портрет (документальный) (реж. Ф. Слидовкер)
- — Сергей Лемешев (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- — Кумир (документальный)
- 2012 — Сергей Лемешев и Иван Козловский. Эхо великих голосов (документальный) (реж. Валерий Балаян)
- 2012 — Романтика романса. Сергею Лемешеву посвящается (музыкальный) (реж. Анастасия Синельникова, Сергей Злобин)
- 2013 — Музыкальная история Сергея Лемешева (документальный) (реж. Сергей Садовский)
Биография
Родился в Москве в 1952 году, третий сын в семье Лемешевых (отец, участник Великой Отечественной войны, родом из д. Старое, мать — из д. Парыкино, обе деревни — Егорьевского района Московской области).
Боксом начал заниматься в 14 лет под руководством тренера Льва Сегаловича, исповедовавшего философию довоенной школы бокса, которая шла вразрез с прививаемым тогда в Советском Союзе игровым стилем бокса, что в будущем в плане зрелищности выгодно отличало Лемешева от многих его товарищей по сборной.
В 1969 году стал победителем юношеского чемпионата СССР в 1-м полусреднем весе. Уже в юношеском возрасте Вячеслав был образцовым контратакующим нокаутёром.
В 1970 и 1972 годах был чемпионом Европы среди юниоров, причём оба раза он признавался лучшим боксёром турнира, став первым и вторым обладателем Кубка Эмиля Гремо (первого президента АИБА).
В 1970 году начал тренироваться под руководством серебряного призёра римской Олимпиады 1960 года, в то время главного тренера ЦСКА, немного позже ставшего и главным тренером национальной сборной СССР Юрия Радоняка. Однако Лемешев всегда говорил, что тренируется под руководством двух персональных тренеров. Благодаря такому благородству и признательности боксёра Л. М. Сегалович был удостоен звания заслуженного тренера СССР и премии, которая полагается за подготовку олимпийского чемпиона.
В 1972 году на чемпионате СССР даже не попал в число призёров (выиграл Руфат Рискиев). Однако после предолимпийского тренировочного сбора был внесён в олимпийскую заявку. Как показывали проведённые научно-исследовательской группой тесты, такой скорости рефлексов как у него, не было больше ни у одного из боксёров, привлекавшихся в те годы в сборные команды страны.
Чемпион ХХ Олимпийских игр в Мюнхене 1972 года во 2-м среднем весе, поставил своеобразный рекорд — в четырёх боях из пяти победил нокаутом; в финале также выиграл нокаутом через 2 минуты 17 секунд боя. Это была 50-я золотая медаль, полученная советской сборной на Олимпиаде 1972, в год 50-летнего юбилея СССР.
Является самым молодым олимпийским чемпионом СССР по боксу
В. Лемешев дважды выигрывал звание чемпиона Европы — в 1973 и 1975 годах, в 1974-м стал чемпионом страны (в полутяжёлом весе), а в следующие два года завоёвывал серебряную и бронзовую медали всесоюзных первенств.
Не был включён в состав сборной на Олимпийское игры 1976 года, уступив в отборе Р. Рискиеву и А. Климанову. После этого побед не добивался, начал злоупотреблять алкоголем.
Боевой стиль отличался высокой маневренностью, изначально сформировался как зрелищный боксёр контратакующего плана. Обладал феноменальной реакцией и чутьём для нанесения решающего удара. Часто после нанесения нокаутирующего удара сразу же поворачивался и шёл в нейтральный угол, зная, что соперник уже беспомощен и валится на пол. Однако полученная травма ударной руки при продолжающихся выступлениях со временем нивелировала это качество.
В 1980 году был отправлен работать тренером в дислоцированную в ГДР группу советских войск. Продолжая спарринговать подопечным, несколько своих последних боёв проиграл нокаутами, что подорвало его здоровье.
После возвращения из Германии работал в кооперативе в подмосковном Наро-Фоминске, машинистом насосной станции, вахтёром в кооперативе, рабочим-озеленителем на Востряковском кладбище. Через несколько лет был переведён на инвалидность (сначала получил вторую группу, а затем и первую). В 1995 году ему была сделана операция по трепанации черепа.
Скончался 27 января 1996 года на 44-м году жизни от прогрессирующей атрофии мозга. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Учёба и первые концерты
Иван Козловский. 1930-е. Фотография: Мультимедиа арт музей, Москва
Иван Козловский в роли Владимира Ленского в опере «Евгений Онегин». Фотография: 24smi.org
Иван Козловский. 1920-е. Москва. Фотография: Николай Свищов-Паола / Мультимедиа арт музей, Москва
Иван Козловский родился 24 марта 1900 года в украинском селе Марьяновка в крестьянской семье. С ранних лет будущий певец занимался с родителями музыкой: отец учил его играть на гармонике, а мать – петь.
Детство Козловского прошло в Киеве, где он учился в церковной школе. В семь лет будущего певца отдали в хор при Михайловском Златоверхом монастыре. Козловский пел и в школьном коллективе. Позднее исполнитель вспоминал: «В школе не только пел в хоре, но и получил право проводить занятия в одной из его групп». На одном из концертов Козловского заметил композитор Александр Кошица. По его предложению исполнитель стал выступать в хоре Троицкого народного дома в Киеве.
Родители Козловского хотели, чтобы после окончания школы он поступил в семинарию и стал священником. Однако вместо этого он по рекомендации Кошицы подал документы в Высший музыкально-драматический институт имени Н. Лысенко (сейчас – Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К. Карпенко-Карого). Певец стал студентом вокального класса Елены Муравьевой.
В 1920 году Козловский окончил музыкальный институт. Вскоре он записался добровольцем в Красную Армию. Служил певец в инженерной бригаде недалеко от Полтавы. Вместе с другими армейскими музыкантами Козловский участвовал в спектаклях Полтавского оперного театра, давал концерты на фабриках и в колониях для беспризорных. Выступал артист и на сцене Полтавского передвижного музыкально-драматического театра — пел в спектаклях «Наталка Полтавка» и «Вий». Кроме того, Козловский занимался верховой ездой. Его внучка Анна Козловская вспоминала: «Дед с детства любил лошадей. Он хорошо держался на лошадях, умело ими управлял и с удовольствием за ними ухаживал. Свою привязанность к лошадям он пронес через всю жизнь». Однажды артист даже выиграл заезд среди деятелей культуры.
Позднее в газете «Знамя перемен» он писал: «Помимо того, что я пел в опере, приезжал на спектакль верхом на лошади, я же играл и в драматических спектаклях — «Парижская коммуна», например». В Полтаве Козловский впервые исполнил партию Фауста из одноименной оперы Шарля Гуно. Руководство театра пригласило на главную роль начинающего артиста, потому что другие актеры заболели: в городе тогда началась эпидемия испанского гриппа. Спектакль прошел с успехом. Кроме Козловского, в нем играл известный тогда оперный певец Платон Цесевич. По его рекомендации артист получил еще одну крупную роль – Ленского в «Евгении Онегине».
В 1923 году Козловского пригласили в Русскую государственную оперу в Харьков, а еще через год он переехал в Свердловск (сейчас – Екатеринбург). Там он служил в Свердловском Государственном оперном театре имени А.В. Луначарского: исполнял главные партии в операх «Фауст», «Кармен» и «Травиата».
В 1924 году на гастроли в Свердловск приехала труппа Московского Художественного театра. Ее артисты часто бывали на спектаклях с участием Козловского и рассказали о нем Владимиру Немировичу-Данченко. Режиссер пригласил певца уехать с его театром на гастроли в Европу, но Козловский отказался – не хотел разрывать контракт со Свердловским оперным театром. Позднее он вспоминал: «Бывают моменты, когда понимаешь заманчивость предложения, но не можешь его принять».
Биография
Сергей Лемешев родился в селе Старое Князево (ныне в Калининском районе Тверской области) в бедной крестьянской семье. Рано потерял отца.
В 1914 году окончил церковно-приходскую школу, в зимнее время занимался сапожным делом в Санкт-Петербурге. Учился пению по граммофонным записям. Азы нотной грамоты и пения освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах. Во время учёбы на Тверских образцовых курсах комсостава РККА (1920) получил направление на учёбу в консерваторию.
В 1921—1925 годах учился в Московской консерватории в классе Н. Г. Райского.
С 1924 года пел в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где, среди других, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»). Именно эта роль, которую певец исполнил более 500 раз, принесла ему широкую известность и любовь зрителей. «Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил певец. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Пел эту партию всего 501 раз: 500-е исполнение прошло в 1965 году (после этого певец покинул оперную сцену), 501-е и последнее исполнение состоялось в Большом театре в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея певца.
В 1926 году дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета. В 1927—1929 годах — солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине, в 1929—1931 — Тифлисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили).
В 1931 году был приглашён в Большой театр (Москва), где дебютировал в партиях царя Берендея (Снегурочка), Джеральда («Лакме» Л. Делиба) и Ленского (Евгений Онегин). Вместе с И. С. Козловским был ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать в Большом театре до 1965 года. Исполнил множество партий.
В 1939 году единственный раз в своей карьере снялся в музыкальной комедии «Музыкальная история» в роли шофёра Пети Говоркова, который стал оперным певцом. Его партнёрами были З. А. Фёдорова, Э. П. Гарин, С. Н. Филиппов.
Во время войны выступал с фронтовыми бригадами. Во время одного из выступлений сильно простудился, и у него обострился туберкулёз лёгких. Оперативное лечение включало пневмоторакс правого лёгкого.
Певец собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство.
Кроме пения в оперных спектаклях, много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. С гордостью отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
Выступал как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М. И. Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Т. Н. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б. А. Мокроусова («Одинокая гармонь»), А. Г. Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н. В. Богословского («Письмо в Москву», «Алёнушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»).
Могила Лемешева на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1947 году гастролировал в Берлинской государственной опере (Ленский в опере «Евгений Онегин»).
В качестве оперного режиссёра дебютировал в 1951 году постановкой оперы «Травиата» Дж. Верди на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы Ж. Массне «Вертер» и исполнитель заглавной партии.
В 1951—1961 годах руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969—1971 — кафедрой сольного пения в Московской консерватории. В 1959—1962 годах руководил Оперной студией при Московской консерватории, где поставил несколько спектаклей.
Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.
Автор книги «Путь к искусству» ().
Член ВКП(б) с 1948 года
Сергей Яковлевич Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).
Личная жизнь
- Первая жена — Наталья Ивановна Соколова (1906—1964)
- Вторая жена — Алиса Михайловна Корнева-Багрин-Каменская (1897—1989)
- Третья жена — Любовь Арнольдовна Варзер
- Четвёртая жена — Ирина Ивановна Масленникова
дочь — Мария Сергеевна Лемешева (род. 1944), оперная певица.
(1918—2013), оперная певица.
- Пятая жена — Вера Николаевна Кудрявцева-Лемешева (1911—2009), оперная певица. Их брак продлился двадцать семь лет, вплоть до смерти певца.
Личная жизнь
Первой любовью артиста стала дочь Квашниных Галина. Но родители не дали разрешения на брак с юным исполнителем.
Впоследствии знаменитый тенор женился пять раз. Первой его избранницей стала дочь консерваторского куратора Наталья Соколова. Но они быстро разошлись, ведь Сергей Лемешев влюбился во вдову офицера Алису Багрин-Каменскую. В браке с ней прожил 11 лет.
Потом – роман с артисткой Норой Полонской. Она и познакомила певца с третьей женой – Любовью Варзер. Этот брак тоже долго не продлился. Четвертая супруга Лемешева – сопрано Ирина Масленникова – родила ему дочку Марию. Но и этот союз распался.
Последней официальной любовью выдающегося музыканта стала певица Вера Кудрявцева. Их свела судьба в Малом оперном театре (Ленинград) в 1948 году. Пара сохраняла любовь более 20 лет – до смерти актера.
Всем женам приходилось мириться с сонмом поклонниц знаменитого артиста, так называемых лемешисток. Они благоговейно обожали певца, и кое-кому тот отвечал взаимностью. А некоторые из фанаток даже дружили с супругами исполнителя.
Музыкальное образование
В 1925 году получил диплом выпускника столичной консерватории. За год до этого Сергей Лемешев начал выступать в оперной студии, организованной при Большом театре, которой руководил сам Станиславский. Славу ему принесла партия Ленского в классической опере Чайковского по одноименному роману Пушкина «Евгений Онегин».
В будущем она стала его коронной ролью, которую за свою карьеру он исполнил более пятисот раз. Партия Ленского в исполнении певца Сергея Лемешева стала легендарной. Он исполнил ее ровно 501 раз. В 1965 году после пятисотого исполнения он официально покинул оперную сцену. А в 1972 году на торжественном вечере, посвященном его 70-летию, спел ее в последний 501-й раз.
Переезд в Крым, зарубежные гастроли и звание народного артиста
«Давай, поговорим». Музыка Эдуарда Ханка. Слова Ильи Резника. Исполняет Юрий Богатиков. Фрагмент программы «Песня-74». Центральное телевидение СССР, Главная редакция музыкальных программ, 1975 год
В 1974 году Юрия Богатикова пригласили стать солистом Крымской государственной филармонии. Переехать уговаривал первый секретарь Крымского обкома партии Николай Кириченко: «Юра, жизнь человеку дается только один раз. И прожить ее надо в Крыму!». Певцу обещали сольные концерты, заграничные гастроли и трехкомнатную квартиру. Он согласился. Вскоре в репертуаре исполнителя появились новые хиты: «Сияет лампочка шахтера», «Через две зимы» и «Давай поговорим», которую Богатиков спел в финале фестиваля «Песня-74». В 1974 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Юрий Богатиков» с 10 знаменитыми композициями: «Идут батальоны», «Как поздно молодость пришла», «Река моя» и другие. Все мелодии тут же становились популярными.
Певец говорил: «Публика прощает тебе все, кроме высокомерия». Он никогда не пел под фонограмму и редко отказывал в концертах. Во время выступлений также читал стихотворения. Так, перед песней Вениамина Баснера «На безымянной высоте» он цитировал поэта Иосифа Уткина: «Если я не вернусь, дорогая, нежным письмам твоим не внемля, не подумай, что это — другая, это значит… сырая земля». Юрия Богатикова часто приглашали на телевизионные передачи.
В 1976 году он исполнил новую песню Владимира Мигули «Не остуди свое сердце, сынок» в финале «Песни-76», а в 1980 году — композицию Алексея Мажукова «Вспоминайте, люди». В 1981 году снова участвовал в концерте «Песня-81», и в эфире звучала песня Пахмутовой «Слушай, теща!».
Исполнитель давал концерты и за рубежом. Богатиков выступал в странах социалистического лагеря, в Латинской Америке, во Франции и на Кубе. Он вспоминал: «В советские годы получал хорошо: начинал от первой ставки в 5 рублей, а дошел до 202 за сольный концерт. Это была самая высокая ставка в стране. В высшей категории нас было всего 20 человек, в том числе Зыкина, Магомаев. Даже Иосиф Кобзон тогда не получал таких денег, а Ротару всего лишь 58 рублей имела за концерт».
В начале 1980-х годов певец решил получить высшее образование и поступил на исторический факультет Симферопольского университета, который окончил в 1984 году.
В 1985 году Юрий Богатиков получил звание народного артиста СССР. Он стал третьим эстрадным певцом, которого отметили высшей наградой: до этого подобным образом были удостоены только Клавдия Шульженко и Леонид Утесов.
Студент Московской консерватории и ученик Станиславского
Сергей Лемешев. Фотография: chtoby-pomnili.com
Сергей Лемешев. Фотография: chtoby-pomnili.com
Сергей Лемешев. Фотография: chtoby-pomnili.com
Через полтора года, в 1921 году, Лемешев поехал поступать в Московскую консерваторию. Молодому певцу удалось стать студентом, хотя конкурс был огромный — на 25 мест подали более 500 заявок. В консерватории Лемешев попал в класс Назария Райского, известного вокального педагога.
Сергей Лемешев не только занимался в классе Райского, который развивал его технику, но брал уроки у других педагогов — супругов Соколовых, Надежды Кардян, Людмилы Звягиной. Своим вторым университетом певец считал Большой театр. Там он услышал выступление Федора Шаляпина и Леонида Собинова, которого особенно любил: «У Леонида Витальевича Собинова была своеобразная, одному ему присущая манера образования звука. И это придавало особое очарование его пению».
Первый сольный концерт Сергея Лемешева прошел в 1924 году на сцене Российского института театрального искусства. За него певец получил внушительный по тому времени гонорар — 175 рублей, на который он построил для матери и брата новую избу.
В этом же году Лемешева приняли в оперную студию Константина Станиславского.