Актеры фильма «ширли-мырли»: тогда и сейчас

Пара фраз

Ваша любимая цитата из фильма?

Владимир Грамматиков, режиссер:

– «Заключенный! Из трамвая! Я кому сказал: на выход, с вещами!» Сам я частенько ездил зайцем, но никогда не попадался контролерам, так как уже на входе умел быстро отличить их от пассажиров и, если что, ретироваться.

Михаил Кокшенов сыграл в фильме охранника посла № 2:

– «Ешкин, что делают. Все вывозят: лес, уголь, куриный помет — теперь за пословицы взялись» в исполнении великого Олега Павловича Табакова (дебошира Суходрищева).

Александр Панкратов-Черный сыграл в фильме охранника посла № 1:

– «Южноафриканские шахтеры поклялись не выходить на поверхность, пока не отыщут более крупный самородок». Сразу вспоминаю, как трудился с шести лет в родной деревне Конево Алтайского края, таская на коне копны сена и соломы.

Виктория Токарева, писательница:

– «Папа у него — голубь!» Вот, к сожалению, только эту цитату с ходу и назову, хотя Владимира Меньшова обожаю. Но, считаю, «Ширли-Мырли» не самая удачная его работа. То ли дело «Любовь и голуби»! Оттуда помню наизусть десятки фраз, ставших любимыми на годы.

Валерий Гаркалин (1954)

Фильм «Ширли-мырли»: актер Валерий Гаркалин в роли Кроликова, Шниперсона, Алмазова и Кроликоу — тогда и сейчас

Фильм «Формула любви»: актеры и судьба

Российский актер Валерий Гаркалин в фильме “Ширли-Мырли” сыграл сразу несколько ролей: Василий Кроликов, Иннокентий Шниперсон, Роман Алмазов и Патрик Кроликоу. Примечательно, что актер хотел отказаться от съемок, ведь считал, что Меньшов его невзлюбил. Режиссер практически никогда не хвалил Гаркалина и якобы смотрел на его работу с недовольным лицом, что и натолкнуло актера на такие размышления.

До съемок в “Ширли-Мырли” Валерий Гаркалин редко появлялся на экране, отдавая предпочтение театру, однако затем все изменилось. В его фильмографии появились картины “Ландыш серебристый”, “Моя прекрасная няня”, “Кто в доме хозяин?”, “Дом кувырком”, “Крыша”, “Сватьи” и др. В настоящее время Гаркалин продолжает играть в кино и театре, в 2018 году он снялся в картинах “Живи своей жизнью” и “Между нами девочками 2”.

Сюжет

В Якутии при разработке кимберлитовой трубки «Бесперспективная» был найден алмаз необычайных размеров, получивший название «Спаситель России». Величина его такова, что доход от его продажи может не только полностью снять проблему внешнего долга страны, но и обеспечить «всем жителям страны трёхлетний отдых на Канарских островах». Алмаз самолётом Ан-124 транспортируют в Москву, однако в результате он оказывается в руках переодетого главой ФСБ (или являющего им же «по совместительству») мафиозо и «крёстного отца» Козюльского. У того, в свою очередь, его буквально из-под носа похищает аферист Василий Кроликов.

Кроликова с алмазом параллельно ищут как государство (в лице следователя по особо важным делам капитана милиции Жан-Поля Николаевича Пискунова), так и русская мафия во главе с Козюльским и его помощниками. И те, и другие устраивают засаду на квартире мошенника, где живёт его мать Прасковья Алексеевна и часто появляется сосед.

Сорванная свадьба

Вскоре Пискунову и Козюльскому почти удаётся схватить Кроликова, но при задержании тот «проглатывает» огромный алмаз. Пискунов везет авантюриста в больницу, откуда Кроликов снова сбегает, угнав машину «Скорой помощи» и походя сняв часы с руки главврача. В ходе погони милиция по ошибке хватает знаменитого дирижёра Иннокентия Ивановича Шниперсона, который оказывается братом-близнецом Кроликова, разлучённым с ним в детстве и отданным в детский дом в Херсоне под фамилией отца — Шниперсон. Об этом ему рассказывает приёмная мать Прасковья Алексеевна Кроликова, оказавшаяся его родной тётей и назвавшая его Васей. Кроликов, давний антисемит, в шоке от новости, что он частично еврей и отец мечтал назвать его в честь деда, Израиля Лейбовича.

Иннокентия Шниперсона вскоре вынуждены отпустить после звонка президента России, который в ходе разговора ошибочно понизил «генерала» Пискунова в звании до полковника, чему тот очень обрадовался:

Дирижёр едет на свадьбу с американкой Кэрол Абзац, но прямо на венчании его похищают люди Козюльского. Они пытают Шниперсона, пока Кроликов за него дирижирует оркестром (в нём он исполняет «Цыганочку» и «Очи чёрные» вместо Генделя и «Реквиема») и празднует свадьбу. Освободившийся Шниперсон с Прасковьей Алексеевной едет на свадебный банкет, где застаёт жену в объятьях близнеца. Но радость встречи братьев заставляет их забыть обиды.

В это время в милицию за конфискованными Пискуновым правами является кандидат в депутаты и борец за права цыганского народа Роман Алмазов — по словам нетрезвой Прасковьи Алексеевны, третий близнец, отданный после рождения цыганам, и милиция хватает очередного «Кроликова». Когда это показывают по телевидению, в шок приходит ненавидящий цыган Шниперсон. Чтобы спасти брата, Шниперсон разыгрывает явку с повинной Кроликова, а сам Кроликов в это время обзванивает журналистов, которые поднимают скандал и освобождают Шниперсона, уже переодевшегося в свою одежду прямо в тюремной камере. Его отпускают, а Пискунова снова разжалуют, теперь уже в майоры.

Тем временем Роман подменяет дирижёра на свадьбе, из-за чего у него начинается разлад с женой Земфирой. Козюльский и товарищи пытаются схватить пианиста, но неудачно. В итоге трое братьев встречаются, и после долгого препирательства о национальном вопросе приходят к выводу, что национальности не важны, хотя все трое не любят негров. В это время на свадьбе завязывается бой с участием мафиози, милиции и охраны посла, и всех эвакуируют спецназовцы на вертолётах. В зале остаются только Пискунов и его помощник, которые, обмывая звёздочку майора, находят в ведре с квашеной капустой, которое принесла на свадьбу из дому Прасковья Алексеевна, искомый алмаз, якобы проглоченный Кроликовым. Обмытая майорская звездочка, разбухнув, превращается в маршальскую.

В финале все герои летят на Канарские острова на деньги от проданного алмаза. Кроликов сидит со своей женой Люсьеной. В салон входят чернокожие стюардесса Уитни и стюард Патрик, в котором Прасковья Алексевна с изумлением узнает ещё одного брата-близнеца — Патрика Кроликоу, которого она новорожденным отнесла в американское посольство. Численность братьев и сестёр разных национальностей остаётся загадкой, так как в конце фильма показана гипербола — Кроликовы по всей планете (в Сибири, Японии, США), и есть даже деревня Кроликово.

Двенадцать народных артистов

Роль капитана милиции Жан-Поля Пискунова сыграл Игорь Угольников. В то время его телешоу «Оба-на!» зрители смотрели, не отрываясь от экранов. Кстати, он тоже был одним из претендентов на главную роль. И когда пришел на съемочную площадку, удивился, увидев в гримерке милицейский костюм.

– Подумал, что, наверное, ошибся комнатой, — вспоминает Угольников. — Но мне сказали, что это все-таки мой костюм. Пошел к Владимиру Меньшову, чтобы прояснить ситуацию. На что он ответил, что я утвержден на роль Пискунова. Я надел костюм, потом появился мой напарник Сергей Баталов. Мы начали с ним импровизировать.

В последний съемочный день Угольников и Баталов воспользовались служебным положением. Актеры отправились в милицейской форме в местную ГАИ, чтобы восстановить права.

– Мы ногой открыли дверь отделения, — смеется Игорь Станиславович. — Милиционеры не обратили внимания на наши лица. Их больше взволновала форма моего героя. Ведь Пискунов тогда уже дослужился до маршала! В общем, они сразу же отбросили стулья и строевым шагом подошли ко мне. Быстро нарисовали права, и мы убежали.

Все опасные трюки актер делал сам. Например, в погоне на трамвае висел вниз головой, привязанный автомобильными тросами. Также вылезал на капот машины на опасном повороте.

– Когда жена узнала, что все трюки делал я, заявила, что больше не буду сниматься в кино, — добавляет Угольников.

Инна Чурикова долго сомневалась, когда ей предложили сыграть в фарсе с несерьезным названием «Ширли-мырли». Убеждала режиссера, что роль тети близнецов гораздо лучше исполнит Нонна Мордюкова. Даже признавалась, что сначала пожалела о съемках в этой картине. Спустя время все-таки признала работу.

Для съемок сцены в консерватории Меньшов искал танцоров, которые смогли бы исполнить степ. Но ни один не понравился. Тогда дочь Юлия посоветовала папе своих однокурсников — Ирину Апексимову и Валерия Николаева. На тот момент им были нужны деньги. Они воспитывали новорожденную малышку Дарью. К тому же театральной зарплаты едва хватало, чтобы прокормить семью. Поэтому пара с удовольствием согласилась принять участие в картине.

Кстати, зрители приняли фильм «Ширли-мырли» на ура, а критики отнеслись к нему очень холодно.

Присмотрелся на седьмой день

Главных героев — Кроликова, Шниперсона, Алмазова — сыграл один актер, Валерий Гаркалин. Хотя среди кандидатур были Никита Михалков и Александр Абдулов. Меньшов отметил, что у последнего были хорошие пробы. Но роль ему не доверил — из-за занятости и отсутствия должной дисциплины. Что касается Гаркалина, режиссера смущало то, что тот не был известным артистом (до этого снялся в «Белых одеждах» и «Катале». — Прим. «Антенны»). Поэтому долго раздумывал над его кандидатурой.

– Было много проб с разными актерами, но Владимира Валентиновича они не устраивали, — продолжает Литвинов. — Потом его ассистент посоветовала обратить внимание на молодого актера Театра сатиры Валерия Гаркалина. Есть такая информация, что якобы худсовет «Мосфильма» не утверждал артиста

Это неправда. Актеров отбирал только режиссер. Даже в частных беседах никто ничего не говорил против Гаркалина. Скажу одно: в начале работы над фильмом Валерий не очень нравился Меньшову. Только на седьмой съемочный день он к нему присмотрелся и понял, что сделал правильный выбор.

В чем смысл фильма Ширли-мырли

Яркая, искромётная буффонада комедии идеально отображает состояние России после перестройки. Создателю фильма Владимиру Меньшову удалось показать всё то, что замечал каждый житель страны, но боялся сказать даже самому себе.

Жизнь как зеркало

Фильм насыщен событиями. Всё происходит быстро, нет порядка, стройности. И это любопытное построение сюжета отражает реальность тех лет.

В стране действительно всё было сумбурно. Народ, не привыкший к новой реальности, не понимающий, что происходит, переживал весь хаос, творившийся после перестройки. Создатели фильма вынесли ситуацию на суд зрителя, придали ей лёгкости и комичности.

Новые порядки

В фильме просматривается акцент на печальный порядок в те времена. Милиция потеряла свой авторитет, и на смену стражам порядка, до этого пользующимся уважением, пришли бандиты, или так называемая мафия. Создатели фильма намеренно подчеркнули этот печальный факт. Мафия вдруг стала престижной в России.

Эта прослойка общества перетянула на себя обязанность милиции — защищать.

Все люди-братья

Основной идеей, которую хотел показать режиссёр в своей комедии, стали отношения между разными национальностями.

Он хотел показать всю важность понимания других наций, уважения к их обычаям и порядкам, их менталитету. Задумка создателю картины удалась, каждый задумался о том, сколько вокруг людей всех возможных наций, и у каждого свои мысли и чувства

Русская мечта

«Спаситель России» прекрасно отражает все состояние страны тех времён. Многие жили небогато, не знали, чем заняться в новых условиях. И тонкая сцена фильма, когда все летят на Канарские острова на три года показывает мечты людей — избавиться от беспорядка и чувства неопределённости, и улететь на райские острова, к красивой и спокойной жизни.

Американская мечта

С юмором показаны и отношения России и США тех времён. Помощь вроде бы все видели, но не было чувства, что относится Америка к нашей стране как к равной. Грустно всем от сцен в фильме, где Америка преподносится как высшее государство, где царит порядок и благосостояние.

Но создатели не собирались идеализировать Америку, они показали не только её недостатки, но и патриотизм русского народа.

Музыка перемен

Подчёркивает большие перемены в жизни страны после перестройки и музыка в фильме. На концерте, где Василий Кроликов вынужден был заменить своего брата, дирижёра Иннокентия Шниперсона, классический концерт превратился в весёлое представление с чисто русскими, давно забытыми мелодиями.

И серьёзно настроенный на строгую классическую музыку зал подхватил родные мотивы и развеселился.

Смысл финала

В конце фильма все улетают на Канарские острова. Все страсти утихли, все выглядят спокойными и умиротворёнными.

И в этом кроется особый пророческий смысл. Создатели фильма пытаются донести до зрителя чёткое осознание того, что хаос непременно закончится. Впереди людей ждёт спокойная жизнь. Бескрайние просторы, которые видят все из самолёта, подчёркивают общую картину умиротворения.

Внизу, среди лесов и юрт, глухих деревень и шумных городов счастливцев, улетающих на острова мечты, приветствуют люди разных национальностей. И все они похожи на Василия Кроликова. Эта сцена подчеркивает основную идею фильма о том, что все люди-братья. Кроме основной мысли о братстве народов режиссёр хочет сказать, что мечты должны сбываться, даже такие безумные, как путешествие на Канарские острова на три года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector