Продолжение каких советских мультиков мы увидим скоро на экране

Оксана Мороз, культуролог, доцент РАНХиГС

Прежде всего, надо посмотреть на тот дисклеймер, который предлагает компания Disney. Речь идет о том, что эти продукты построены на неких культурных стереотипах, в данном случае построенных на видах дискриминации, в современном обществе очертываемых если не как человеконенавистические, то как нарушающие права людей.

И тогда можно предположить, что компания Disney имела в виду некоторые расовые, этнические, сексистские, гомофобные и так далее стереотипы.

Если же попытаться поговорить о культурных продуктах, которые лежат в других национальных традициях, например, о мультфильме «Ну, погоди!», то здесь возникает гораздо больше вопросов.

Может быть, потому что в отличие от ряда европейских культур или американской повестки, где постоянно происходит переосмысление прежнего культурного опыта и дискуссий по этому поводу и соответственно конкуренция повесток, в России все-таки усвоение/присвоение и деконструкция советского опыта и соответственно каких-то культурных особенностей и культурных клише, которые были связаны с советским, происходит очень медленно, если вообще осуществляется.

В современных мировозренческих практиках, в подходах к современности у нас плохо осуществлен переход от советского к постсоветскому, плохо отрегулировано наследие советского, по большому счету не очень хорошо функционирует отношение к советскому как к прошлому, а к постсоветскому как к настоящему. И такой отчетливый менеджериальный подход — это было в прошлом, это было неправильно, сейчас мы живем в настоящем и постараемся все это исправить или по крайней мере указать на то, что в прошлом было неправильно — не очень, как кажется, функционален.

«Ну, погоди!» и как ответ «Тому и Джерри», и как в принципе национальный культурный продукт определенного времени, модерна, прежде всего, так и ли иначе включен в международный культурный контекст. И мы можем обнаружить в этом мультфильме демонстрацию культуры силы, демонстрацию культуры насилия, демонстрацию сексизма, эйджизма и, если угодно, ксенофобии — у животных ксенофобию сложно обнаруживать, но какая-то видовая дискриминация, конечно же, имеет место.

И вообще наличие довольно большого количества дискриминирующих нарративов, которые переведены в статус юмористических высказываний, довольно велико.

Но мы понимаем, что это мультфильм, который создавался в брежневскую эпоху, эпоху застоя, и если возвращаться к вопросу об этических и культурных нормах, стоит задаться вопросом, насколько эти нормы сейчас воспринимаются как некорректные, неправильные или ложные для человека, живущего в современной России, готов ли он дистанцироваться от того, что происходило с конца 60-х и далее.

И это не просто разговор о том, как чувствуют себя граждане или — если пользоваться таким плохим словом — обыватели, но и разговор о том, как этот обывательский гражданский опыт трансформируется в головах, в переживаниях самих менеджеров и шоураннеров, которые ответственны за обновление производства мультфильмов. Потому что есть интуитивные и повседневные ощущения, что мы живем в ситуации ностальгии и, если угодно, некоторой ретромании или ретроутопии.

Отношение к ЗайцуПравить

Волк по-своему изобретателен и хитёр: каждый раз он придумывает новые способы поймать Зайца, что, впрочем, ему никогда не удаётся до конца. Возможно, ему нравится сам процесс взаимодействия с Зайцем, а не то, ради чего Волк его ловит. Всякий раз, замышляя козни против Зайца, Волк попадает в глупое и смешное положение.

В отличие от образа злого Волка-убийцы русских народных сказок, фигура Волка Русакова и Котёночкина прорисована в доброжелательном, юмористическом ключе. Злодейства Волка ненастоящие, Волк не кровожаден и не страшен, он смешон, очень обаятелен и симпатичен. Волк очень ловок, исполняет различные акробатические трюки, однако все его усилия вызывают только смех зрителя.

ЛичностьПравить

Волк — редкий для советской мультипликации типаж стильного и сильного злодея. Основное занятие — охота за вечно ускользающим из лап Зайцем. Причём охота эта, судя по всему, исключительно из любви к искусству. Со стильностью не расстаётся даже тогда, когда благодаря собственной незадачливости («глупости» тут не скажешь — уж больно блистателен Волк) в очередной раз замыслив какую-нибудь пакость против Зайца, неизменно попадает впросак, оставшись в одних трусах (или лишенным всякого транспорта). Похож на заокеанского Тома, но не отличается садизмом, зато куда более наглый и брутальный (во многом благодаря озвучке Анатолия Папанова).Надо ли говорить, что, вопреки своей «отрицательности», именно Волк снискал сочувствие и признание публики.
Несмотря на грубость, способен проявлять цивилизованность, вежливость и какую никакую, а культуру.
Волк не желает скорейшей смерти Зайцу, а скорее даже наоборот, часто выручает его из беды или собственной ловушки.

ТалантыПравить

Волк умеет играть на гитаре (а также на гуслях, хотя и во сне) и петь хриплым голосом в манере Высоцкого. Недурно танцует. Грамотно катается на лыжах и коньках. Плохо водит машину и мотоцикл, гораздо лучше управляется с автокраном, комбайном и другими подобными механизмами. Имеет артистические задатки, умеет показывать фокусы.

Судя по стилю жизни Волка (его одежде, обстановке в его комнате и др.), постоянной работы он не имеет, но периодически хорошо зарабатывает на «шабашке», поэтому может позволить себе довольно дорогие по тем временам вещи (красивый новый мотоцикл «Ява»), хотя случаются и безденежные периоды. Например, в 10-ой серии он подрабатывал на стройке.

ОдеждаПравить

Непременный элемент одежды Волка — матросские брюки-клёши. В 7-й серии (где действие происходит на корабле) Волк полностью одет в форму моряка. В 4-й серии Волк ходит в спортивном костюме, а в предыстории к 8-й — в лыжном, подчёркивающих небольшой выступающий живот. Тонкие руки и животик Волка говорят об отсутствии регулярных занятий спортом, что в 1970-е годы указывало на праздный образ жизни. Образ Волка ассоциируется с негативным образом стиляги, за счёт безвкусной розовой рубашки, зелёной шапочки в полоску (обыгрываемой в 5-й серии в эпизоде с арбузами) и жёлтого галстука в горошину, присутствующих на нём в отдельных эпизодах.

В ряде серий (3-я, 4-я, 8-я) на протяжении всего фильма постепенно утрачивает всю одежду (что символизирует сопутствующее этому процессу разоблачение принятой им на себя фальшивой роли: крутого байкера, спортсмена-чемпиона, Снегурочки), оставаясь в семейных трусах в крупный цветочек с дыркой для хвоста. Наконец, в 6-й серии теряет и трусы…

«Ну, погоди!»

Фото: «Союзмультфильм»

Новые серии, то есть продолжение того самого «Ну, погоди!» (1969) Вячеслава Котеночкина, обещают представить в этом году. Анимационный сериал исполнят в формате квази-3D (персонажей отрисовали объемными), и в нем тоже появятся новые герои. Они станут маскотами, то есть талисманами, горнолыжного курорта «Роза Хутор». Их будет трое. Ботаник и хакер — ежик Шу, отвечает за высокие технологии. Спортсмен — барсук Тим, олицетворяет традиции, надежность и безопасность. Красивая и энергичная косуля Уля в модных рваных джинсах и изумрудной олимпийке излучает позитив и эмоции. В условиях горнолыжного курорта новые персонажи будут гонять на сноубордах и горных лыжах, популяризируя зимние виды спорта. Первый сезон включит 26 серий по 7 минут.

Обновятся и образы главных персонажей — Волка и Зайца. По поводу второго создатели все еще молчат, а вот эскизы внешнего вида первого уже представлены. Новый Волк выглядит как модный герой, одетый то ли в куртку-бомбер, то ли в гавайку, джинсы-дудочки, которые оголяют щиколотки, и белые кроссовки. Словом, все, как сейчас молодежь носит. С прической еще не определились — мультипликаторы сделали порядка полусотни рисунков, из которых выбирают финальный вариант. Несмотря на продвинутый вид, Волк по-прежнему будет символизировать плохое начало — об этом говорят его сдвинутые брови.

Мелкий пакостник, которому все равно на перемирие

Хорошие друзья?

В седьмом выпуске вообще происходит натуральный дебош. Всё начиналось вполне обыденно, звери забрались на борт корабля, отправляясь на круизное путешествие. Волк влекомый желание поймать Зайку, пускается в погоню, как водится в дикой природе съесть. Парочка добирается до трюма, в котором в погоне делают пробоину. Закончилось все по-хорошему, смогли спасти корабль от потопления.

Ой!

Заяц и Волк подружились, устроив перемирие. Прогуливаясь вместе по палубе, довольные и счастливые, случается непредвиденное. Зайка рвет случайно штанину Волка. Заяц растерялся, Волк удивлен, но, они продолжают свои прогулки. Вторая штанина, уже целенаправленно подвергается нападению со стороны лапы Зайца, который коварным образом, подстраивался под шаги серого друга.

Момент до…

Иван Давыдов, публицист, главный редактор проекта «Новая Этика»

За решением компании Disney предупреждать пользователей стримингового сервиса Disney+ о том, что некоторые классические мультфильмы могут «содержать некорректные культурные образы», то есть, выражаясь проще, расистские намеки, — более серьезная мировоззренческая проблема, чем на первый взгляд может показаться.

Мы ведь и сами не замечаем, как сильно новая цифровая среда, внутри которой нам повезло жить, меняет и наши бытовые привычки, и наши взгляды на мир.

Меняются представления о должном, допустимом и недопустимом, о добре и зле, и взаимоотношения человека со временем тоже меняются. Дистанция между сегодня и сколь угодно далеким прошлым размывается. Раньше наличие этой дистанции не проблематизировалось. А теперь любое прошлое — в паре щелчков компьютерной мышью.

Дистанции нет, и тянет не только оценивать грехи отцов с высоты нынешних наших знаний о том, как правильно жить, но еще и вносить исправления там, где это возможно (а возможно почти везде). Ну, или заставить современников отвечать за проступки тридцатилетней давности, которые на момент своего совершения проступками не считались.

Новый цифровой мир превратил всю историю в одно сплошное сегодня, и как с этим жить — пока не очень ясно.

С одной стороны, новые ценности важны. Человечество долго шло к осознанию мыслей, которые нынче кажутся простыми: люди равны, сегрегация по любому признаку недопустима, человек, который на меня не похож — не плохой, не злой, не враг и не преступник. Он просто другой. Дорога к этим мыслям отмыта кровью, а главное — мир действительно стал гуманнее, добрее, удобнее.

С другой — совершенно при этом непонятно, как примирить неизбежную, видимо, для обитателя нового мира тягу к исправлению прошлого с мировой культурой. Ее создавали сексисты, расисты, жестокие и неприятные по нашим нынешним меркам люди. Для радикального сторонника новой этики это все — хлам, который надо сбросить с корабля современности (а впрочем, в таких порывах как раз новости нет). Но большинству-то культура — может, просто по привычке, — все еще кажется штукой ценной.

Одна прогрессивная молодая мать жаловалась при мне, что не может читать детям «Сказку о мертвой царевне» Пушкина, поскольку развлечения богатырей из сказки политкорректными не назовешь. Братья там с утра выезжают «погулять, серых уток пострелять», —

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

Действительно ведь, жестковатый текст. В современной России автора уже судили бы. В чистом виде 282-я статья УК. Диснеевская классика все же помягче, хотя по нашим современным представлениям — тоже не без греха.

А в России собираются доснять 26 серий «Ну, погоди!» В старых выпусках — бездны насилия и жестокости. Помню, как переживал ребенком за волка, попавшего в водопроводную трубу: я понял, что выжить он не мог, и эта мысль долго меня мучила. Но нам, с учетом курса на возвращение в счастливое прошлое, которого придерживается государство, бояться политкорректной ретро-цензуры не стоит. Скорее уж волк окажется членом нежелательной, а то и запрещенной на территории РФ организации, и будет мешать зайцу, волонтеру «Путин тим» и члену «Юнармии», отдыхать в Крыму.

Вполне ведь реалистичная перспектива, отлично, кстати, показывающая, насколько все-таки новый мир добрее и уютнее, чем старый.

Культура насилия/Жестокость

Прежде всего, стоит отметить, что мультфильм оказался неожиданно жестоким. Волка избивают, бьют током и даже закатывают в каток, и все это позиционируется как норма, зрителям предлагается смеяться.

Да и сама конструкция сюжета с современной точки зрения выглядит весьма странно. Да, волк хочет съесть зайца, но в этом есть биологическая обусловленность, ему же надо что-то есть. При этом он не проявляет никакой дополнительной жестокости. А вот про зайца этого сказать нельзя. Защищаясь, он откровенно издевается над волком, обрекая его на разнообразные страдания.

Image caption

Что делает заяц в этот момент? Хихикает и машет лапкой!

Получается, волк не виноват, что он отрицательный персонаж, он рождён хищником, но в рамках мультфильма этого достаточно, чтобы объяснить, почему его «нормально» отпускать прямиком к проводам под напряжением (Гарри Поттера между прочим и за меньшее чуть не выгнали из Хогвартса).

Image caption

А так с волком поступают всего лишь за попытку пройти через служебный вход

Зайцу во всех этих случаях волка совершенно не жалко — и зрителю вроде бы тоже не должно быть.

Волк и табакокурениеПравить

Иногда Волк курит, но вряд ли его можно назвать заядлым курильщиком: в 5 сериях, а именно 4-й, 10-й, 11-й, 16-й и 17-й, он ни разу не показан курящим, в 6 сериях (3-й, 5-й, 6-й, 9-й, 12-й, 14-й) Волк показан курящим только в прологе, но не в основной части серии, ещё в 7 сериях (1-й, 2-й, 7-й, 8-й, 13-й, 15-й, 18-й) он показан курящим в отдельных эпизодах основной части серии, но курение Волка занимает меньше половины экранного времени. Нет ни одной серии (кроме «0-й»), где бы он постоянно, на всём протяжении серии, курил. Создаётся впечатление, что ИКЧ у Волка невысокий. Наконец, в 20-й серии Волк окончательно бросает курить. Спит Волк полдня, не хочет каждое утро и каждый вечер чистить зубы.

Вероятно, именно курение Волка является причиной присвоения мультфильму нелепого рейтинга «16+» по Возрастной классификации информационной продукции в России, принятой в сентябре 2012 года.

Новое «Простоквашино»

Кадр из мультфильма «Простоквашино»

Продолжение мультипликационной саги «Трое из Простоквашино» (1978) Владимира Попова вышло в 2018 году. Новый мультсериал назвали просто «Простоквашино» — героев слегка перерисовали, придав им современный облик, а озвучили их Иван Охлобыстин (почтальон Печкин), Гарик Сукачев и Павел Деревянко (оба — пес Шарик), Антон Табаков (кот Матроскин), Леша Онежен (Дядя Федор) и другие артисты. Поскольку киностудия отрисовала целых 32 шестиминутные серии, в них, разумеется, начали вводить и новых героев. Некоторых — на постоянной основе, некоторых — разово.

Так появилась Вера Павловна (Беата Сухова) — сестра Дяди Федора. Да, именно сестра. Скорее всего, сценаристы зачитывались в школе Чернышевским, у которого в романе «Что делать?» фигурировала Вера Павловна Розальская со своими снами. Только так можно объяснить, почему папу «Павловны» зовут Дмитрием. В книге Успенского родители Дяди Федора — Римма и Дмитрий Свекольниковы. К брату в Простоквашино Вера Павловна прибыла в посылке — сбежала от родителей, как Дядя Федор в свое время.

У девочки есть маленький друг, неговорящий грызун Тама-Тама. Непонятного генезиса зверек похож то ли на белку, то ли на лису, он появился из забытой печки в доме Дяди Федора. В хозяйстве Тама-Тама проявила способности Леонардо Да Винчи: собрала солярий, летающее кресло, пояс для похудения Матроскину и блинницу.

А еще для пятерки главных героев папа и мама наняли домоуправительницу. Няня Маргарита Егоровна (Татьяна Васильева) раньше пела в Доме культуры и почти сразу очаровала почтальона Печкина. Он называет зазнобу Марго, а дети — Маргарита Мегеровна.

Веяния времени не могли обойти Простоквашино. Так в доме появилась умная колонка Анфиса (Юлия Яблонская) — розовый прибор читает стихи, считает расходы на электричество и работает голосовым помощником, даже когда никто не просит о помощи. В одной из серий появляется забытый Слон (Александр Плющев) — он сидит в поле, поскольку цирк, где он работал, уехал, а его оставили. Главные герои помогли найти ему потерянный бивень, после чего довольный слон показал цирковую программу.

Посмотреть новые серии мультфильмов «Простоквашино» и «Умка на льдине» можно на официальном канале «Союзмультфильма» в YouTube. Скоро там же — продолжение «Ну, погоди!».

На подходе мощный локомотив из новых серий нашей анимационной классики со свежими героями и современной подачей. «Телепрограмма» рассказывает о трех проектах, которые уже перезагружены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector