Топ 10 лучшие русские книги
Содержание:
- Мастера детективного жанра
- Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы
- Пушкин: Моцарт и русский фольклор
- Алоизий Могарыч — драматург Сергей Ермолинский
- Иван Тургенев. «Отцы и дети»
- Джейн Остин (1775—1817)
- Век 20-й
- 5. «Над пропастью во ржи». Д. Сэлинджер.
- Михаил Берлиоз — Демьян Бедный
- Декабристы Александра Дюма
- Николай Гоголь: Италия
- Достоевский: Глинка и Штраус
- Толстой: Шопен и Бетховен
Мастера детективного жанра
Женщины-писательницы детективов не редкость в нашем мире. Даже в нашей стране есть множество авторов, специализирующихся на этом литературном направлении. Это могут быть серьезные, приближенные к реальности книги, как у Александры Марининой, или же более легкое развлекательное чтиво, как у Дарьи Донцовой и Юлии Шиловой, или же с романтичной линией как у Татьяны Устиновой. Но в любом случае эти произведения нельзя назвать выдающимися. Да, эти русские женщины писательницы очень популярны, и книги их расходятся большим тиражом, но их труды, по мнению некоторых критиков, только обесценивают культурное достояние страны.
Среди зарубежных авторов можно выделить следующих авторов:
- Гиллиан Флинн (1971), автор детективов-триллеров «Исчезнувшая» и «Острые предметы».
- Тесс Геритсон (1953), автор серии детективов о Джейн Риццоли и множества триллеров.
- Донна Тартт (1963), прославилась романом «Щегол», позже написала детектив «Тайная история».
- Лиана Мориарти (1966), автор книги «Большая маленькая ложь».
Если же посмотреть на список лучших мастеров детективного жанра во всем мире, то в нем будет только одно женское имя – Агата Кристи (1890-1976 гг.). Великолепная и прекрасная, удивительная Агата Кристи! Литературная «мама» мисс Марпл и Эркюля Пуаро и других чуть менее известных книжных детективов. Произведения Агаты Кристи никогда не затрагивали тем откровенного насилия и сексуальных преступлений, и хотя порой в них поднимались разные социальные проблемы, в основном в ее повестях и рассказах герои решали классическую головоломку «Кто убийца?»
Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы
Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.
Льюис Кэролл (1832-1898)
Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана. Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.
Астрид Линдгрен (1907-2002)
Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.
Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.
Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.
Сельма Лагерлеф (1858-1940)
Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.
В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.
Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973)
Этого английского писателя нельзя назвать исключительно детским, поскольку его книгами с восторгом зачитываются и взрослые. Автор трилогии «Властелин колец», «Хоббит: путешествие туда и обратно», создатель удивительного мира Средиземья, по которому снимают невероятные фильмы, родился в Африке. Когда ему было три года, мать, рано овдовевшая, перевезла двоих детей в Англию. Мальчик увлекался живописью, ему легко давались иностранные языки, он даже увлекся изучением «мертвых» языков: англосаксонский, готский и другие. Во время войны Толкиен, отправившийся туда добровольцем, подхватывает сыпной тиф: именно в бреду он придумывает «эльфийский язык» ставший визитной карточкой многих его героев. Его произведения бессмертны, они пользуются огромной популярностью и в наше время.
Клайв Льюис (1898-1963)
Ирландский и английский писатель, богослов и ученый. Клайв Льюис и Джон Толкиен были друзьями, именно Льюис одним из первых услышал о мире Средиземья, а Толкиен – о прекрасной Нарнии. Клайв родился в Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии. Первые произведения он выпускает под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1950-1955 годах впервые опубликованы его «Хроники Нарнии», повествующие о приключении двух братьев и двух сестер в загадочной и волшебной стране. Клайв Льюис много путешествовал, писал стихи, любил дискутировать на различные темы и был всесторонне развитым человеком. Его произведения любимы взрослыми и детьми и по сей день.
Пушкин: Моцарт и русский фольклор
Иван Айвазовский, Илья Репин. Пушкин на берегу Черного моря (фрагмент). 1887. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Александр Пушкин начал увлекаться музыкой еще в лицее. Друг поэта Алексей Илличевский писал: «Песня и музыка — почти единственное удовольствие в жизни лицеистов». Там проводили музыкальные вечера, а лицеисты часто собирались, чтобы попеть «национальные песни»: импровизации на известные в то время мелодии. Позже Пушкин лично познакомился с композиторами-современниками, в том числе с Алексеем Верстовским, Александром Алябьевым и Михаилом Виельгорским.
Впоследствии Пушкин нередко упоминал в своих произведениях музыку. В отрывках из путешествия Онегина он назвал «упоительного Россини» — самого модного композитора эпохи. В том же «Евгении Онегине» соседка Ленского Дуня поет арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» Фердинанда Кауэра. А говоря о русском переводе письма Татьяны, автор сравнил его с «разыгранным Фрейшицем перстами робких учениц». Речь идет об опере Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» — по-немецки «Der Freischütz».
Пьеса «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» — центральное произведение Александра Пушкина о музыке и музыкантах. Поэт упоминает в ней плеяду композиторов XVIII столетия — Глюка, Пиччини, Гайдна. Реальные музыкальные произведения в трагедии — Моцарта, его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро». А вот «безделицу», о которой Моцарт рассказывает Сальери, Пушкин, скорее всего, придумал сам.
Интересовался поэт и народной музыкой: во время ссылки в селе Михайловском и в поездке по Оренбуржью он записал 60 народных песен. Некоторые из них он потом включил в свои произведения. Например, в драме «Русалка» хор исполняет подлинную свадебную песню «Сватушка». В трагедии «Борис Годунов» монах-бродяга Варлаам, по ремарке Пушкина, поет «Как во городе было во Казани». В 1869 году, работая над «Борис Годунов», Модест Мусоргский разыскивал эту песню и нашел текст о взятии Иваном Грозным Казани, который в переработанном виде и включил в оперу. Однако советский литературовед Григорий Винокур установил, что Пушкин имел в виду другую песню, рассказывающую о монахе.
Алоизий Могарыч — драматург Сергей Ермолинский
Алоизий Могарыч — второстепенный персонаж романа «Мастер и Маргарита», который написал донос на Мастера. Тот оказался в сумасшедшем доме, а Могарыч поселился в его подвале недалеко от Арбата.
Образ Алоизия Могарыча автор писал со сценариста и драматурга Сергея Ермолинского. В конце 1920-х годов Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской снял комнату в Мансуровском переулке: это место и стало впоследствии прообразом подвала, где жил Мастер. Ермолинский часто бывал в гостях у супругов, подружился с писателем. Но в конце 1930-х годов Булгаков начал подозревать, что драматург пишет на него доносы в НКВД.
Подозрения Булгакова не подтвердились. Сергея Ермолинского арестовали в декабре 1940 года и во время следствия не нашли никаких документов, которые он мог отправить в НКВД. Однако Михаил Булгаков об этом уже не узнал: он скончался за девять месяцев до ареста Ермолинского, в марте 1940 года.
Иван Тургенев. «Отцы и дети»
Иван Тургенев писал драматургу Константину Случевскому о замысле романа «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?»
Роман вышел в 1862 году, в разгар реформ Александра II, и сразу же приобрел огромную популярность. Главный герой произведения — революционер и нигилист Евгений Базаров — стал образцом для подражания у молодежи.
Джейн Остин (1775—1817)
Джейн Остин называют первой леди» английской литературы. Она родилась в семье священника Джорджа Остина, человека образованного и умного, который сам обучал своих детей и поощрял интеллектуальные развлечения в доме: любительские спектакли, совместное чтение романов, музыкальные концерты и тому подобное.
wikipedia.org
Уже в юном возрасте Джейн начала писать ироничные пародии на модные тогда литературные произведения о светских раутах и неправдоподобных романтических историях. Джейн невероятно остроумно высмеивала недалёкость и клишированность авторов того времени, а также устаревшие взгляды на общество.
«Джейн Остин», гл.роли: Энн Хэтэуэй, Джеймс МакЭвой. kinopoisk
Мягкий юмор и ирония сквозят и в ее более поздних, «взрослых» романах, которые стали классикой мировой литературы. Среди них «Гордость и предубеждение», Разум и Чувства», «Эмма». Главные героини её историй отличаются исключительной независимостью по меркам того времени и часто передают чувства и мысли самой Остин, которая умерла незамужней, что было редкостью для леди её положения.
«Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли. kinopoisk
Джейн Остин одна из первых писательниц, которая публиковалась под собственным именем и имела популярность у современников, а количество экранизаций её произведений и биографии — одно из самых высоких серди писателей в целом.
Мини-сериал «Эмма». kinopoisk
Век 20-й
В 1909 г. произошло знаменательное событие. Впервые Нобелевскую премию по литературе вручили женщине – Сельме Лагерлеф, отдавая дань ее творчеству.
С того времени женщины-писательницы 20 века награждались еще несколько раз:
- Грация Деледда в 1926 г. за поэтические произведения.
- Сигрид Уинсет в 1928 г. за описательные труды по скандинавским Средним векам.
- Перл Бак в 1938 г. за произведение, посвященное жизни китайских крестьян.
- Габриэла Мистраль в 1945 г. за поэтические сочинения.
- Нелли Закс в 1966 г. за труды, посвященные судьбе еврейского народа.
- Надин Гордимер в 1991 г. за оригинальный эпос.
- Вислава Шимборская в 1996 г. за поэзию.
В новейшее время награды вручали Эльфриде Елинек, Дорисс Лессинг, Грете Мюллер, Элис Монро и белорусской писательнице Светлане Алексевич.
Но вот что интересно: несмотря на огромный вклад перечисленных авторов в духовное развитие всего человечества, читатели больше помнят и ценят творчество совсем других авторов. И они предпочитают читать книги других женщин писательниц, а именно:
- Маргарет Митчелл (1900-1949 гг.) со свои самым знаменитым романом «Унесенные ветром» обходит по популярности «Властелина колец».
- Урсула Ле Гуин (1929-2018 гг.). Совсем недавно мир потерял одного из лучших авторов фэнтези. Ее лучшие работы – это серия «Земноморье» и Хайнский цикл.
- Вирджиния Вулф (1882-1941 гг.). Одна из лучших романисток своего времени. Наиболее популярные работы – «Миссис Дэллоуэй», «Орландо» и «Часы».
- Андрэ Нортон (1912-2005 гг.). Величайший автор фэнтези и классической научной фантастики.
- Астрид Линдгрен (1907-2002 гг.). Ее можно лишь бесконечно благодарить за счастливое детство в компании с Карлосоном, Пеппи Длинныйчулок, сорванцом Эмилем из Леннеберги, юным детективном Калле и братьями Львиное сердце.
- Харпер Ли (1926-2016). Автор романа «Убить пересмешника». И хотя писательница написала всего две книги, она достойна своего почетного места в зале славы.
5. «Над пропастью во ржи». Д. Сэлинджер.
Д. Сэлинджер (1919-2010)
Знаменитый роман «Над пропастью во ржи» американского писателя Джерома Сэлинджера был опубликован в 1951 году. История сбежавшего из частной школы 17-летнего подростка Холдена Колфилда настолько понравилась читателям, что сделала книгу настоящей легендой 20 века! И это при том, что по роману не было снято ни одной яркой экранизации. Зато убийца известного певца Джона Леннона, Марк Чепмен, прославил произведение лучше любого голливудского режиссёра – он признался, что в романе «Над пропастью во ржи» содержался тайный приказ убить великого музыканта, который он и исполнил.
Михаил Берлиоз — Демьян Бедный
Прообразом Михаила Берлиоза стал Демьян Бедный — советский поэт, автор множества антирелигиозных стихов. Об одном из таких произведений говорят Берлиоз и Иван Бездомный на Патриарших прудах, перед встречей с Воландом.
Берлиоз напоминает Демьяна Бедного и внешне: «Первый из них, приблизительно сорокалетний… был упитан и лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе». От себя автор добавил к портрету Бедного очки, а характерный головной убор превратил из зимнего в летний.
По сюжету романа Михаил Берлиоз был председателем вымышленной литературной организации МАССОЛИТ. Булгаков придумал ее как пародию на писательские союзы того времени: Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП) и Мастерскую коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ). Еще одним прототипом Берлиоза стал председатель РАППа Леопольд Авербах. В конце 1920-х годов он вместе с Владимиром Билль-Белоцерковским и Владимиром Киршоном участвовал в кампании против Булгакова, писал критические статьи о его произведениях.
Декабристы Александра Дюма
Петр Любаев. Иллюстрация к роману Александра Дюма «Учитель фехтования». Москва: Издательство «Нигма», 2019
Уильям Пауэлл. Портрет Александра Дюма. 1855. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон, США
Петр Любаев. Иллюстрация к роману Александра Дюма «Учитель фехтования». Москва: Издательство «Нигма», 2019
В 1840 году вышел один из первых романов французского писателя Александра Дюма — «Учитель фехтования», посвященный восстанию декабристов 1825 года и жизни его участников. Во время работы над произведением Дюма пользовался записками фехтовальщика Огюстена Гризье, который жил в России с 1819 года и занимался с декабристами Иваном Анненковым, Александром Муравьевым и Сергеем Трубецким. От его лица и написан роман. Кроме того, писатель опирался на заметки других французов, которые бывали в России в 1820-х, и был знаком с Иваном Муравьевым-Апостолом, отцом трех декабристов — Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов. Он пересказал писателю доклад Следственной комиссии по делу осужденных.
«Учителя фехтования» напечатали в журнале Revue de Paris («Парижское обозрение»). Французским критикам книга не понравилась из-за слабого сюжета и чрезмерных подробностей жизни российского общества. Дюма описал архитектуру Петербурга, его популярные заведения, даже цены в магазинах.
В России роман запретили вскоре после выхода. Однако в начале 1840-х копии «Учителя фехтования» привозили из Франции и распространяли нелегально. Ознакомились с ней и декабристы. Член «Северного общества» и друг Александра Пушкина Иван Пущин писал: «Матвей Муравьев читал эту книгу и говорит, что негодяй Гризье, которого я немного знал, представил эту уважительную женщину (мать Анненкова Анну Якоби. — Прим. ред.) не совсем в настоящем виде. Анненкова напишет к Александру Дюма и потребует, чтоб он ее письмо сделал так же гласным, как и тот вздор, к которому он решился приложить свое перо».
Впервые «Учителя фехтования» на русском языке опубликовали в 1924 году. Но и тогда издание было неполным и представляло собой пересказ оригинального текста. Литературовед Сергей Дурылин писал: «В романе Дюма рассыпано множество исторических несообразностей, фактических ошибок, романических измышлений, психологических несуразностей и политических нелепостей». В книге Дюма затронул отношения декабриста Ивана Анненкова с французской модисткой Полиной Гёбль (в книге — Луиза). Писатель несколько раз ошибался в именах и титулах, перепутал Читу и село Козлово, назвал Анненкова графом. Полина Гёбль в своих «Воспоминаниях» писала об одной из неточностей Дюма: «Вопреки уверениям А. Дюма, который в своем романе говорит, что целая стая волков сопровождала меня всю дорогу, я видела во все время моего пути в Сибирь только одного волка».
Целиком роман Александра Дюма «Учитель фехтования» в России напечатали только в 2004 году.
Николай Гоголь: Италия
Федор Моллер. Портрет Николая Гоголя (фрагмент). 1841. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Провал спектакля по комедии «Ревизор» Николай Гоголь счел «восстанием против него России». Потрясенный неудачей, в 1836 году он уехал в Европу «разгулять свою тоску». За границей писатель пробыл с перерывами около 10 лет. Он жил в Германии, Швейцарии, Франции, но больше всего ему полюбилась Италия. Здесь он изучал памятники архитектуры, посещал мастерские художников и картинные галереи, любовался народной жизнью и «угощал» Римом приезжих русских приятелей.
И все же Рим оставался для писателя реальным городом: с пыльными дорогами, съемными душными квартирами, шумными трактирами и при этом — с античными руинами на соседних улицах. Столица Италии, писал Гоголь, стала его второй родиной. Пребывание в «прекрасном далеке», как называл он город, приносило ему душевный покой и вдохновение: «Как будто с целью всемогущая рука Промысла бросила меня под сверкающее небо Италии, чтобы я забыл о горе, о людях, о всем и весь впился в ее роскошные красы. Она заменила мне все. Я весел».
В Риме писатель закончил «Мертвые души». Однако через несколько лет жизни за рубежом он решил, что писать о России нужно все-таки в России. В 1848 году Николай Гоголь отплыл в Палестину, оттуда — в Константинополь, а потом в Одессу. Он окончательно вернулся в Россию.
Достоевский: Глинка и Штраус
Илья Глазунов. Ночь. Триптих «Легенда о Великом инквизиторе». Иллюстрация к роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». 1986. Галерея Ильи Глазунова, Москва
Федор Достоевский был поклонником оперы и балета. В повести «Белые ночи» он упоминает балетную сцену из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо возлюбленному, перекликается со сценой из оперы Россини «Севильский цирюльник» — персонажи Достоевского распевают:
В 1840-е годы партию Розины пела знаменитая Полина Виардо. По отзывам современников, особенно искрометной в ее исполнении была как раз сцена с запиской.
Герой неоконченного романа «Неточка Незванова» — скрипач Ефимов, прототипом которого стал превратившийся к тому времени в мифическую фигуру скрипач-виртуоз Николо Паганини. Другой персонаж этого романа — любитель танцев Карл Федорович Мейер, «бесталанный фигурант, тщетно мечтающий попасть в балетную труппу».
Оказавшись на каторге в Сибири, Достоевский записывал фольклор заключенных. Многое из этого вошло в «Записки из мертвого дома». Рассказывая в «Записках», как тюремный оркестр исполнял народную Камаринскую, Достоевский восклицал: «Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее у нас в остроге». Писатель и композитор были лично знакомы, а «Руслан и Людмила» Глинки была любимой оперой Достоевского.
В XIX веке петербуржцы часто отдыхали в Павловске, где проводились летние концерты для отдыхающих. В 1856–1866 годах бессменным дирижером павловских концертов был Иоганн Штраус. В повести «Дядюшкин сон» Достоевский упоминает «упоительные звуки Штрауса»:
Толстой: Шопен и Бетховен
Михаил Нестеров. Портрет Льва Толстого (фрагмент). 1918. Сумский художественный музей им. Никанора Онацкого, Сумы, Украина
В доме Льва Толстого часто собирались профессиональные музыканты, звучали произведения , Гайдна, Моцарта, Глюка, Глинки. Особенно Лев Николаевич любил Шопена, он говорил: «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии».
Однажды директор Московской консерватории Николай Рубинштейн устроил для писателя музыкальный вечер. «Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал присутствовавший на концерте Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, залился слезами». Чайковский включил в Первый квартет народную мелодию «Сидел Ваня на диване». Толстой чрезвычайно ценил фольклор, а после того концерта подарил Чайковскому сборник народных песен.
Толстой немало внимания уделял музыке в своих произведениях, через нее он раскрывал характер персонажей. Одна из сцен с участием Наташи Ростовой в «Войне и мире» — русская пляска:
Писатель философски смотрел на музыку. В повести «Крейцерова соната», которая открывала изнанку несчастного брака, герой восклицал: «Вообще, страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?»
Название для произведения подсказал Николай Рубинштейн. Толстой однажды спросил его, какое произведение для скрипки и фортепиано тот считает самым значительным. Рубинштейн назвал «Крейцерову сонату» Бетховена. И вот герой Толстого слушает ее: «Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне… тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки».