Смысл книги великий гэтсби

Смысл названия книги Великий Гэтсби

Если рассматривать название романа Ф. С. Фицджеральда, то его можно разделить на две части:

  1. «Гэтсби» — имя главного героя произведения.
  2. Эпитет «великий», который можно понимать с двух точек зрения.

Во-первых, Гэтсби является богачом, но репутация его достижения этого богатства таинственна. Все свои празднества герой устраивает для одной единственной девушки – Дэзи

Он старается таким образом привлечь ее внимание. С этой точки зрения, Фицджеральд показывают свое ироническое отношение к главному герою

Автор выступает здесь в роли моралиста.

Во-вторых, Гэтсби можно считать великим из-за его предубеждений:

  • Чувства героя по-настоящему сильны;
  • Он предан своей мечте;
  • Гэтсби щедр;

В другом мире, реальности все эти черты сделали бы главного героя романа «Великий Гэтсби» положительным персонажем. Все эти черты открываются в тот момент, когда Дэзи отвергает его. Герой перестает чувствовать влечение к своему богатству, он не видит в этом никакого смысла.

Суть

Сам автор говорил, что основная мысль произведения – это показать всю несправедливость судьбы бедного юноши, который не может жениться на той девушке, о которой мечтает. Фицджеральд утверждал, что подобная тема постоянно крутится в его голове, так как он сам был в таком положении.

Когда-то молодой, никому не известный честолюбивый юноша дерзнул просить руки дочери крупного дельца и владельца приличного состояния. Разумеется, сама девушка со смехом отказала, ведь она вращалась в светских кругах, где жизненно необходимо быть богачом. Но она оставила издевательскую надежду: жених должен был заработать миллион, и тогда она сможет стать его женой. И тогда Фицджеральд стал писать. Его работы сначала не имели успеха, но один роман перевернул его судьбу: популярность принесла ему богатство. Зельде, возлюбленной Скотта, пришлось уступить, да сама она уже этого хотела. Ее знакомый стал знаменитостью, был вхож в лучшие дома искушенных буржуа. Так, писатель добился своей цели, но всегда помнил, какой ценой.

Идея

Каждый персонаж романа по мере развития событий сначала помогает читателю обзавестись симпатией лично к нему (даже Том Бьюкенен может обрести поклонников, особенно среди спортсменов), а затем все они жестоко обличаются. Ник тоже оказывается в удивительно глупом положении. Ведь он именно что восхищался Джэем Гэтсби, столь бездарно посвятившим свое существование попытке вернуть прошлое

А мог бы прожить счастливую жизнь, не гонясь за любовью и вниманием столь пустой особы как Дэзи. Наступая на грабли Гэтсби, Ник влюбляется в абсолютно циничную и меркантильную Джордан

Финал их взаимоотношений – настоящий синоним термину фарс. Может показаться, что Фицджеральд создавал карикатуру на общество тех лет, но самое печальное заключается в том, что это была скорее калька реального положения дел.

Ярчайшее социальное расслоение 1920-х прослеживалось не только среди бедных и богатых. Даже самые состоятельные люди страны делились на две категории: знатные богачи и так называемые “новые” богачи. Первые были рождены в достатке, а вторые добились всего сами. В романе они даже живут в разных районах Лонг-Айленда: Уэст-Эгг и Ист-Эгг. Но и те и другие отличались крайней пустотой сознания: бездушные создания, прожигающие жизнь впустую. Долларовые излишки развратили их сущности, превратив в фиктивных властителей жизни. Их мнение о себе сильно разнится с реальной значимостью для общества.

Показателен в этом отношении образ Тома Бьюкенена, старающегося выказывать из себя альфа-самца, мускулистого эрудита, берущегося размышлять о политике и экономике. Радикализм в поведении само собой находит отражение в радикализме мнений. Но за стеной этой мускулинности прячется неуверенный в себе и глупый человек, чьи суждения об общественно-политической обстановке зиждутся на принципах пещерного расизма и следования сплетням и слухам. Требуя верности от жены, он не считает нужным сохранять преданность супруге сам; получая укол от более подкованного интеллектом субъекта он считает нужным ответить подлостью; и в центре всего этого стоит неподдельный эгоцентризм и самолюбие, которые оказываются важнее того, что он сам невольно для себя считал любовью.

“Великолепная книга, ее каждый должен прочесть. Там проводится такая идея: если мы не будем настороже, белая раса… ну, словом, ее поглотят цветные. Это не пустяки, там все научно доказано.” Том Бьюкенен

Дэзи – невероятно точный пример легкомысленной и глупой красавицы, которая удручена недостойным поведением своего мужа, хотя годами ранее была влюблена в него по уши. Всю ее показную гордыню и достоинство рушит появление бывшего возлюбленного. Но нахлынувшее сомнение улетучивается, когда влияние Гэтсби ослабевает. Это выдает в ней натуру подконтрольную, слабовольную, которую сможет заполучить даже тот, кто строит из себя альфа-самца, но на самом деле таким не являющийся.

Джордан Бейкер в отличие от Дэзи представляет собой более умную, независимую и целеустремленную натуру. Гордая и подкованная интеллектуально, она при этом не теряет всех слабостей своего сословия, ограничиваясь силой характера. Долгое время Ник Каррауэй был убежден во взаимности своих нежных чувств к Джордан, но реальность оказалась куда более прозаичной, подстать меркантильности личности Джордан, которая успела обручиться за период короткой легкой размолвки с Ником.

Ник, являясь наравне с Гэтсби главным протагонистом романа, оказывается восхищен личностью своего нового друга, для него он имел статус великого, но так ли это на самом деле? Джэй, вырвавшись из оков бедности, со дна общества ворвался в элиту, став настоящей легендой Нью-Йорка. Этот статус мог бы помочь ему достичь небывалых высот не только для себя лично, но и для окружения. Он же решил положить все на кон ради любви легкомысленной девушки, в которую он был влюблен когда-то, но которую совершенно не успел узнать изнутри. Разве это достойная цель для растранжиривания состояния? Романтичная, но глупая идея фикс. А тут еще намеки на статус бутлеггера, которые вполне себе могут быть правдой, потому что альтернативной реалистичной истории обретения богатства мы так и не получаем.

Саркастическое прилагательное «Великий», обращенное к личности Гэтсби, было проверено временем и делом, когда на похороны Джэя так никто и не пришел. Доказательство того, какую пустую жизнь прожил этот действительно ярчайший персонаж. Насколько сильно он запутался и подчинился собственным мечтам, хотя достаточно было жить и наслаждаться каждым днем. Для этого у него было все, о чем другие могли бы только мечтать.

Слева самая первая обложка романа. Справа обложка адаптации произведения в качестве графического романа

Сюжет

Повествование ведет Ник Каррауэй, который делится своими переживаниями от необходимости сменить свой уклад и отправиться жить на восточное побережье, в предместье Нью-Йорка. Новый дом, новая работа, но старые знакомые. Удивительно, но оказавшись в столице мира он регулярно встречает друзей и родственников. Нью-Йорк – “большое яблоко”, куда стекаются жители всей провинциальной Америки, и все как будто знакомы друг с другом.

Дэзи Бьюкенен, троюродная сестра Ника, и ее муж Том Бьюкенен становятся постоянными спутниками повествователя. Они вольно и невольно демонстрируют Нику особенности существования ленивой богатой публики, которая не тратит много времени на общение и воспитание детей, но всегда готова погрузиться в водоворот гуляний в любое время суток. В то же время Ник знакомится с подругой Дэзи по имени Джордан Бейкер, в которую со временем влюбляется.

Покой каждого из вышеупомянутых персонажей нарушается после более тесного знакомства этой компании с загадочным соседом Ника, в величественном и богатом особняке которого каждый вечер проходят шумные приемы до самого утра. Музыка, алкоголь, женщины – весь бомонд не только Нью-Йорка, но и всего восточного побережья являются завсегдатаями Джея Гэтсби. Так зовут хозяина особняка. Никто не знает, как он появился в Уэст-Эгге на Лонг-Айленде, чем занимается и чем зарабатывает, более того – никто не в курсе, как вообще выглядит Гэтсби, но все отчаянно бросают дела и семьи, лишь бы развлечься на всю катушку и совершенно бесплатно.

Ник в виду особенности своего характера оказывается единственным человеком, заинтересовавшимся именно личностью Гэтсби, а не его состоятельностью. Знакомство не заставило себя ждать. В удивительно короткий период времени Ник становится закадычным другом Гэтсби и поверенным всех его секретов, в том числе своего печального детства, службы в армии, обретения богатства и самой главной тайны – Гэтсби и Дэзи в свое время были влюблены друг в друга.

С этого момента развитие сюжета начинает резко набирать обороты, достигая удивительной скорости: волнительное свидание Гэтсби и Дэзи, обличение Тома Бьюкенена в измене жене, раскрытие карт Гэтсби, признавшегося, что специально купил дом напротив поместья Бьюкененов, и трагическая развязка.

Описание фильма «Великий Гэтсби»

За основу фильма взят одноимённый роман Ф. Скота Фицджеральда.

Главный герой картины – Ник Кэррауэй лечится в санатории от алкогольной зависимости. Однажды он рассказывает о своём старом знакомом по имени Гэтсби. Видя как Нику тяжело говорить об этом, лечащий врач предлагает ему изложить свою историю в письменном виде.

Записи Кэррауэйя начинаются с его переезда в 1922 году в Нью-Йорк. Ник часто гостит в богатом имение у троюродной сестры Дейзи и её мужа Тома Бьюкена. Дейзи представляет Ника своей подруге Джордан Бейкер.

Том изменяет жене. Он тайно встречается с замужней Миртл Уилсон в арендованной им квартире. На эту встречу Том приглашает Ника, где тот знакомится с сестрой Миртл, Кэтрин, и их друзьями. Встреча заканчивается бурной попойкой.

На следующее утро Кэррауэй проснулся на веранде своего дома. Днём ему принесли от Гэтсби формальное приглашение на вечеринку.

Мистер Джей Гэтсби был соседом Ника по дому. Он знаменит тем, что проводит шумные вечеринки в своём роскошном поместье каждую субботу. Не смотря на то, что вечеринки посещают сотни людей, практически никто не знает, как он выглядит. Ник первый кто получил от него личное приглашение.

Ник Кэррауэй приходит на вечеринку и заводит беседу с неизвестным человеком, которым оказывается хозяин поместья – мистер Гэтсби.

Гэтсби нравится Нику, между ними завязывается дружба. Джей рассказывает историю своей жизни и о том, как он стал богатым.

Ник понимает, что Гэтсби чего-то от него скрывает. Тем времен джей знакомит его со своим компаньоном Мейером Вулфшимом. По уходу Мейера, Гэтсби собирается рассказать Ник свой секрет, но появление Тома Бьюкена вынуждает его уйти.

Ник встречается с Джордан в ресторане. Она рассказывает ему о Гэтсби. Оказывается, он встречался с Дейзи, но пять лет назад был вынужден уйти на фронт. После фронта Джей исчез, заявив о себе лишь в день свадьбы Дейзи, чуть не сорвав её. Гэтсби приобрёл поместье напротив дома Бьюкенов. Вечеринки он проводит в надежде на то, что встретится с Дейзи.

Гэтсби просит Ника организовать встречу с Дейзи. Кэррауэй обещает сделать это. Встреча происходит, в результате которой раскрываются подробности жизни миллионера, родившегося и провёдшего детство в нищете.

С этих пор Дейзи часто приходит к Джею

Вечеринки стали тихими и немногочисленными, чтобы не привлекать внимание

Вскоре Гэтсби вместе с Ником и Джордан заглядывают в гости к Бьюкененам. Том приглашает всех ехать в город. Разгорается конфликт. Обратно Дэйзи и Гэтсби едут в его машине, а Ник, Том и Джордан – в другой. Кстати, тогда еще не знали про такую полезную вещь, как внешний аккумулятор, а ведь это могло им помочь в одной ситуации в фильме.

Джордж Уилсон ругается со своей женой, догадавшись в её измене. Она выбегает на дорогу и её насмерть сбивает машина Гэтсби, которая уезжает. За рулём сидела Дейзи. Ехавшие позади Джордан, Ник и Том видят преступление. Том узнает погибшую.

Джордж Уилсон узнаёт, что его жена была сбита машиной Гэтсби. Он приходит к Гэтсби и убивает в его бассейне, а затем совершает самоубийство. Никто не приходит на похороны Джея Гэтсби.

Ник заканчивает свои записи словами «Великий Гэтсби».

Смысл финала фильма «Великий Гэтсби»

После безудержного блеска начала и кульминации картины, к её концу атмосфера становится мрачной и драматичной, краски блекнут. Внезапная гибель Миртл заставляет Тома и Дэйзи поступить так, как они привыкли поступать в сложных ситуациях – прятаться за деньгами и бежать, но бедный Джей этого не узнает. Пуля Уилсона застаёт его в момент, когда он полностью уверен в том, что Дэйзи выберет его, поэтому красивая мечта Гэтсби остаётся с ним даже в смерти – это один из смыслов финала, но другой заключается в сцене похорон главного героя.

Щедрость Джея привлекала на его вечеринки сотни ньюйоркцев, и все сильные мира сего искали его расположения и дружбы, но со смертью хозяина его замок опустел. Ник Каррауей был единственным, кто проводил Гэтсби в последний путь, и это оказало на рассказчика огромное влияние, ведь он понял, что окружающие нуждались в Джее только тогда, когда могли пользоваться его щедростью. В этом эпизоде раскрывается глубинная зацикленность общества на материальных ценностях и его испорченность.

Исторический и культурный фон событий фильма и романа «Великий Гэтсби»

Америка двадцатых годов. Только что — в 1918 году — закончилась Первая мировая война, и вчерашние молодые бойцы сегодня ищут своё место в бурной жизни мегаполисов. От довоенной эпохи это поколение унаследовало понятие «американской мечты» — мечты о личном счастье и успехе, богатстве и процветании. Но если раньше успех неразрывно связывался с работой, усилиями, то сейчас американская мечта приобрела совсем другой оттенок.

После введения Сухого закона появился новый способ зарабатывать деньги — подпольная торговля (именно на ней сколотил своё состояние Джей Гэтсби). Такого рода новые богачи — так или иначе связанные с криминалом — в послевоенные годы соревнуются с аристократами вроде четы Бьюкенен в способах потратить деньги. Двадцатые годы — это настоящий бум потребления, время, когда огромные суммы денег спускались на совершенно ненужные вещи и развлечения.

В фильме мы видим, что и Бьюкенены, и Гэтсби, и все прочие состоятельные обитатели Нью-Йорка тратят свои состояния кто во что горазд.

Замок, в котором обитает Джей Гэтсби, свидетельствует об отсутствии у последнего чувства меры

Значимая деталь в романе и в фильме — место, где живут герои. Ист-Эгг, в котором находится особняк Бьюкененов, — это приют аристократии, богатых знатных семейств. Эти люди гордятся не только своим состоянием, но и происхождением. В противоположность им, обитатели Уэст-Эгга — это те, кто молниеносно разбогател после войны, такие люди, как Гэтсби и его собратья. Если сравнивать обстановку в доме Бьюкененов и замке Гэтсби, то становится очевидно, что представителям родовой знати присущ вкус: интерьер, одежда, украшения, сад — всё, что принадлежит Бьюкененам, изысканно, изящно.

Напротив, Джей Гэтсби порой не знает чувства меры — он закатывает невероятные по своему расточительству вечеринки, покупает гору дорогой одежды, заказывает автомобиль кричащего цвета, для свидания с Дэйзи усыпает весь дом Ника живыми цветами. У аристократии тонкий вкус; у Гэтсби его нет — таков вывод, но здесь есть и другое противопоставление: у Гэтсби большое сердце, аристократы же бессердечны. Джей проводит ночь под окном Дэйзи, готовый защищать её от Тома; волнуется, как школьник, в её присутствии; готов принести всё своё богатство и успех в жертву её счастью. Дэйзи же даже не удосуживается прийти на его похороны.

Смысл фильма «Великий Гэтсби»

Как и одноимённый роман Ф.С.Фицджеральда, его современная экранизация повествует о мечте – чистой и непорочной, которая заставляет зрителя сопереживать мечтателю и сочувствовать его цели. Таким прекрасным мечтателем выступает Джей Гэтсби – человек, который так одержим стремлением вернуть любимую женщину, что прикладывает для этого воистину титанические усилия. Сын нищего фермера, за короткое время он превращается в настоящего джентльмена, героя войны и создаёт себе имя. Джей становится хозяином роскошного замка и владельцем огромного состояния, но не из желания обогатиться, ведь он не алчен. Каждая из его шумных вечеринок стоит целого капитала, но он продолжает закатывать их лишь с одной целью – чтобы однажды встретить там любимую Дэйзи.

Хоть Гэтсби сколотил состояние не вполне законно и стыдливо скрывает убожество своего происхождения за выдуманной легендой, его душа чиста, а мечта – прекрасна. В фильме эта трогательная непорочность противостоит другой мечте, которую воплощают собой Дэйзи и её муж Том – «американской» мечте в худшем смысле этого понятия, со слепым стремлением к богатству, престижу и высокому статусу. Эти двое с детства имели всё самое лучшее, они не хотят другой жизни. Запертые в своём уютном денежном мирке, супруги Бьюкенен так боятся утратить стабильность и место в высшем обществе, что готовы прощать друг другу измены и бесконечно начинать всё сначала.

Том – джентльмен по праву рождения, но он не гнушается обманывать жену с многочисленными любовницами, не стыдится врать и взваливать свою вину на невиновных людей. Его неисчислимым мерзостям противопоставляется чистое сердце Джея, который сделал себя сам, но так предан и трогательно наивен, что не замечает того, что его возлюбленная Дэйзи – обыкновенная пустышка. Именно эта наивность делает Гэтсби «Великим». Именно это противостояние душевной чистоты и злого умысла, искренней слепой любви и мимолётной влюблённости, разворачивающееся на фоне безумия и блеска послевоенного мира, который захлебнулся в деньгах и возможностях, является главным смыслом фильма.

История создания романа

20-е годы XX века для Соединенных Штатов были особенно веселыми и удачными. Разрушения Первой мировой войны не коснулись отдаленного материка, зато государство замечательно обогатилось за счёт поставки оружия и продовольствия на европейский континент. Старая добрая Европа оказалась далеко позади, а на горизонте возник новый «Царь и Бог» – Америка.

Молодые американцы в «ревущие двадцатые» развлекались на полную катушку. «Сухой закон» предоставил многим бутлегерам возможность заработать миллионы и даже миллиарды. В этот период писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд создал один из самых лучших своих романов. Его опубликовали в 1925 г. Так на свет появился «Великий Гэтсби».

Дейзи Бьюкенен, Джей Гэтсби, Ник Кэррауэй – всё это главные герои повествования. Фицджеральд начал писать свой «хит» в Нью-Йорке, поэтому вполне логично, что действие книги происходит в окрестностях этого города. В центре сюжета – жизнь богатых и успешных людей, миллионеров, которые день и ночь веселятся. Но среди этого шума и легкомыслия, оказывается, есть место для настоящей любви и самопожертвования.

Образ Дэйзи и американская мечта в фильме «Великий Гэтсби»

Вернёмся к теме американской мечты — это одна из главных составляющих смысла «Великого Гэтсби». Итак, люди больше не стремятся к личному успеху; теперь они хотят только зарабатывать деньги, тратить их и потреблять. Но, как выясняется, это не делает их счастливыми. У главных героев фильма — кроме рассказчика, Ника Каррауэя, — есть всё, что входит в понятие американской мечты. У Тома есть жена неземной красоты, богатство и благородное происхождение. Но счастлив, доволен ли он? Нет; ему мало одной Дэйзи, и, хотя он наслаждается её обществом на людях и испытывает к ней сильные собственнические чувства, гораздо ближе ему компания представительницы социальных низов Миртл Уилсон. Дэйзи в самом начале фильма признаётся Нику, что её жизнь скучна и безрадостна: муж её не любит, она прекрасно знает о его любовнице, воспитание собственной дочери ей неинтересно — но внешне все атрибуты обладательницы американской мечты налицо: богатый муж, красивый дом, роскошные наряды. Наконец, Гэтсби — он всего добился сам, в его распоряжении целый замок, он устраивает вечеринки для всего Нью-Йорка. Но для полного счастья ему не хватает Дэйзи, и он тоже несчастен, как и она, как и Том Бьюкенен.

Для Гэтсби воплощение американской мечты — Дэйзи Бьюкенен. Для Тома Бьюкенена — безумные попойки с его дамой сердца — Миртл

Но стоит подробнее рассмотреть чувства Джея Гэтсби к Дэйзи Бьюкенен. Почему он так упорно добивается воссоединения с ней? Поначалу характер Дэйзи для зрителя неясен; воображение Гэтсби рисует её как самую прекрасную, самую безупречную девушку. Однако, чем ближе к развязке, тем явственнее тот факт, что Дэйзи вовсе не заслуживает такой характеристики. Она пуста, безрассудна, её страсть к Гэтсби уже давно отжила, и теперь питается лишь скукой её нынешнего замужества. Но для Гэтсби она сама — живое воплощение американской мечты. В то время как кто-то гонится за богатством ради потребления, Гэтсби зарабатывает деньги ради Дэйзи. Все свои сокровища он жаждет положить к её ногам — только так её можно завоевать. Но, узнав о его происхождении, Дэйзи начинает колебаться, и ей не хватает смелости оставить Тома. Дэйзи — девушка мечты — оказывается слишком пустой и мелочной для человека такой широкой души, как Гэтсби. И в то же время Америка, страна мечты, не оправдывает ожидания тех, кто гнался за американской мечтой. Так в трагедии Джея Гэтсби отражается разочарование целого поколения американцев.

Анализ романа

Трагедия жизни Гэтсби — и смысл «американской трагедии», по Фицджералду, — состоит в том, что герой оказался во власти иллюзий, крах которых был неминуем. Он был совершенно чужд тому классу, к которому с юности мечтал приобщиться. Герой не просто обречен на одиночество, он обречен на гибель (как и его литературный предшественник Мартин Иден Д. Лондона), и его «величие» оказывается эфемерным, ибо по сути фальшиво. Гэтсби — своего рода «герой нашего времени» — герой так называемого «века джаза», веселой, но недолгой поры послевоенного процветания. Центральный персонаж романа является воплощением духа Америки, олицетворением романтического идеализма бедных провинциалов, терпящего крах после столкновения с жестокой социальной реальностью.

Антиподом Джея Гэтсби в романе выступает чета Бьюкененов, прежде всего Том — богатый аристократ, выпускник престижного Йельского университета, циничный и расчетливый «новый американец» XX века, начисто лишенный наивного идеализма Гэтсби. Под стать ему и его супруга Дэзи, лицемерная, холодноватая и самодовольная красотка. Таким, как Бьюкенены, принадлежит будущее Америки, они — хозяева новой культуры, где нет места «старомодному» романтизму Гэтсби.

Обреченность трагичной судьбы Гэтсби высвечивается в кульминационном эпизоде романа: Дэзи, сидя за рулем автомобиля Гэтсби, сбивает насмерть Миртл Уилсон, любовницу своего мужа. Гэтсби, спасая возлюбленную, берет на себя вину и вскоре получает смертельную пулю от мистера Уилсона.

Повествователь Ник Каррауэй (как и Джейк Барнс в романе Э. Хемингуэя «Фиеста») — alter ego автора, который дает нравственный комментарий персонажам и их поступкам, — один из первых в американской прозе XX века героев, проходящих путь от «невинности к опыту». Ник Каррауэй постигает скрытые нравственные устои и социальные пружины современного общества и способен проанализировать и оценить происходящее. Линия Ника Каррауэя — осколок структуры «романа воспитания». Становясь свидетелем и хроникером жизненной трагедии Джея Гэтсби, Ник усваивает урок, который не суждено было постичь Гэтсби: он познает пустоту существования господствующего класса и тщету иллюзий Гэтсби, а вместе с тем и собственного такого же, как у Гэтсби — юношеского идеализма и веры в «американскую мечту». Апофеозом тоскливого прощания с идеологическими мифами ушедшей эпохи становится знаменитый монолог Ника Каррауэя в финале книги: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое…».

Роман был трижды экранизирован — в 1926,1949 и 1974 г. (заглавную роль в последней экранизации исполнил Р. Редфорд).

Дейзи Бьюкенен: актриса Кэри Маллиган

Кэри Маллиган родом из Великобритании. Она начала свою карьеру в экранизации романа «Гордость и предубеждение», которая была снята в 2005 году. Тогда Кэри сыграла Китти Беннет и в кадре блистала вместе с Кирой Найтли и Мэттью Макфэдьеном. Затем Маллиган два года активно снималась на телевидении: в этот период она засветилась в проектах «Холодный дом», «Суд и возмездие», а также «Доктор Кто».

В 2009 году в карьере Кэри произошёл определенный прорыв: она сыграла в картине «Джонни Д.» вместе с Джонни Деппом, Кристианом Бэйлом и Марион Котийяр. Затем была главная роль в мелодраме «Воспитание чувств» режиссёра Лоне Шерфиг. В драме «Братья» Кэри сыграла Кэсси Уиллис, а центральные роли в проекте достались Натали Портман, Тоби Магуайру и Джейку Джилленхолу.

С Пирсом Броснаном и Сьюзен Сарандон Маллиган познакомилась на съёмочной площадке драмы «Самый лучший». Затем был кинохит с Майклом Дугласом «Уолл-стрит: Деньги не спят» и антиутопия «Не отпуская меня». После сотрудничества со столькими звёздами кинематографа не было сомнения, что Кэри справится с образом «золотой девушки» Дейзи Бьюкенен.

Фильм

В общем-то режиссер справился хорошо. Пусть сюжет в мелочах и подправлен, а подача информации сильно перетасована, однако первоисточнику Лурман следует четко, приправляя действо своим фирменным визуальным стилем, который очень хорош и отточен. Пожалуй, даже чересчур хорош и чересчур отточен. Фильм получился красивее, чем он, по идее, должен быть. Задачей Лурмана было показать общество, которое красиво внешне, но давно сгнило изнутри, однако такого впечатления кино вовсе не производит. Может быть изредка, в некоторых сценах… под занавес. Но большей частью Нью-Йорк двадцатых годов показан с изрядной долей романтизма, сияющий безупречной красотой и лоском.

Впрочем, не мне судить стилистику фильма – не хочу этого делать по многим причинам.

Во-первых, выглядит «Гэтсби» просто безупречно – кино сплошь состоит из фантастически красивых, вкусных кадров, которые поставлены на запредельно высоком уровне. В фасад фильма вложено больше ста миллионов долларов, и каждый гребанный цент виден на экране. Саундтрек подобран с большим вкусом, и драйв размашистых американских вечеринок просто не может не увлечь за собой. Первая вечеринка Джея Гэтсби, которую нам показывают в фильме – это почти что шок. Это настолько красиво и шикарно насколько вы можете себе представить. Визуальный ряд фильма прекрасен. Как я уже сказал – даже чересчур прекрасен.

Ну и вторая причина, по которой мне не хочется критиковать визуальное решение Лурмана, – каждый имеет право на мнение. При чтении я нарисовал себе в голове одно кино, а Лурман – другое.

Но если бы дело было только в этом…

Настоящая проблема «Великого Гэтсби» в том, что фильм вовсе не вызывает таких же чувств, что вызывала книга. В нём отсутствует источник энергии, питавший книгу. В концовке доходит до того, что кино озвучивает точку зрения, прямо противоположную той, что звучала в книге. В фильме и близко  нет той горечи, нет того надлома. Такое ощущение, что Лурман просто постеснялся вывалить на зрителя ту жестокую правду, которую обрушил Фицджеральд на своих читателей.

Данное мнение, конечно, строго субъективное, не отрицаю. Возможно, только мне одному показалось, что кино недостаточно честное и излишне романтизированное. Однако разгромная западная критика (на западе роман Фицджеральда является культовой классикой) на фоне строго положительной отечественной (у нас этот роман почти неизвестен) намекает, что я на верном пути.

В «Великом Гэтсби» чего-то не хватает, чего-то неуловимого. Построенные на одном и том же сюжете, фильм и книга просто несравнимы в плане энергетики, убедительности, драматизма… Они как машины с одним и тем же кузовом, но разными моторами. И если устроить между ними гонку, то фильму Лурмана останется лишь глотать пыль. Увлекшись внешней красотой своего детища, режиссер и не заметил, что его история несколько противоречит всей этой красоте. И если роман Фицджеральда – горькая, очень горькая конфетка, то фильм Лурмана – лишь обертка из-под неё.

Смысл

Идея произведения состоит в том, что жизнь – это не сказка, а трагедия, даже если вокруг звучит музыка и слышится рыбий плеск ладоней. На твою долю может выпасть огромное количество испытаний и, к сожалению, это не значит, что в конце тебе повезет, и все вдруг станет оправдано. Джэй Гэтсби прожил тяжелую жизнь, он был немного скрытен, но хранил в сердце любовь и надежду, что рано или поздно будет счастлив с Дейзи. Но, как мы можем заметить, все иначе. Она побоялась уйти от мужа и ребенка ради старой любви. Гэтсби умирает в полном одиночестве. Дейзи даже не пришла на его похороны. Значит, даже когда тебе кажется, что ты заслужил счастье, пережив множество трудностей, это вовсе не означает, что какая-то эфемерная сила вроде справедливости должна принести в зубах награду. Удача также капризна и непредсказуема как любовь: героиня выбрала порочного и грубого мужчину, а не преданного и любящего.

Также автор хотел показать личную жизнь своей страны, то, как складываются близкие отношения людей в эпоху разгулявшегося капитализма. Через драму главного героя мы видим, как человек становится всего лишь производителем материальных ценностей и владельцем всяческих благ. Его оценивают в денежном эквиваленте, поэтому он вынужден гнаться за финансовой состоятельностью, не щадя себя. Так проходит его время. Так упустил свое счастье Гэтсби, думая, что еще успеет заработать и предстать королем, но, увы, течение жизни равнодушно к людям и их стараниям. К мужчине пришел успех, но и он не помог ему повернуть время вспять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector