8 звезд, которые всё свое время посвящают благотворительности

Дмитрий Бенардаки (1799-1870)

Промышленник Дмитрий Бенардаки вошел в историю российской промышленности в первую очередь как создатель Сормовского завода – одного из старейших судостроительных предприятий в России, но не меньше был известен как филантроп и меценат. Солидные доходы, которые он получал от своих судостроительных и золотодобывающих предприятий, позволяли ему тратить существенные суммы на благотворительность.

В частности, Дмитрий Бенардаки поддерживал Николая Гоголя, который в знак признательности увековечил своего покровителя в образах благодетельного капиталиста Костанжогло и благотворителя Афанасия Муразова во втором томе «Мертвых душ».

Промышленник профинансировал строительство в Петербурге Греческой посольской церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского – той самой, которой после ее уничтожения в 1962 году Нобелевский лауреат Иосиф Бродский посвятил строки «Так мало нынче греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь».

Кроме этого, Бенардаки основал фонды благотворительности нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов для детей, осужденных за мелкие преступления.

Мамы в театре

Благотворительный фонд «Берегиня»

«Мамы в театре» — проект реабилитации мам детей с онкозаболеваниями. Фонд «Берегиня» с 2014 года организует для мам фотосессии в театрах Перми. Снимок сделан в Пермском театре оперы и балета.

Драмы и трагедии разворачиваются не только на сцене. У каждой из мам-героинь снимка — своя история борьбы и победы.

До фотосессии. Мама Есении: «Я даже не думала, что такое заболевание может быть. Что такое на свете есть. Жить не хотелось

Просто хотелось проснуться, и чтобы на следующий день этого не было… Ты не понимаешь, что когда у тебя всё достаточно гладко, то обращаешь внимание на какие-то мелочи и ноешь ходишь. А когда у тебя какие-то глобальные проблемы, над которыми ты в принципе не властен, ты начинаешь ценить эти мелочи»

После фотосессии. Мама Сони: «Внутри бабочки летают. И что-то по-другому стало. Поняла: мы болеем, но еще есть дальше жизнь».

г. Пермь, Пермский театр оперы и балета, 25 ноября 2015 г. Автор фотографии: Павел Семянников

Благодарим «Форум доноров» за предоставленные фотографии!

Операция Улыбка

Банковская группа ЗЕНИТ

Первую операцию ребенку с врожденными расщелинами губы и нёба проводят уже в 3-6 месяцев. И если в этот момент заглянуть в операционную, то первое, что увидишь — это маленькие беззащитные ножки. Но они в надежных и добрых руках, которые подарят этому ребенку шанс на счастливую жизнь.

При поддержке Банковской группы ЗЕНИТ врачи-волонтеры благотворительной организации «Операция Улыбка» проводят бесплатные операции детям с челюстно-лицевыми дефектами

Если операцию не провести вовремя, ребенку с таким заболеванием будет трудно адаптироваться в обществе — речь останется непонятной, а внешний дефект будет всегда привлекать к себе внимание. К счастью, порок можно полностью устранить, хотя зачастую для этого требуется несколько этапов операций, работа опытных специалистов и огромное терпение родителей

Улан-Удэ, 17 августа 2015 г. Автор фото: Денис Слепцов

Династия Бахрушиных

Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848) –создатель товарищества мануфактур, фабрикант.

Активно вкладывал средства, в первую очередь, в медицину, культуру и социальное строительство Москвы. В конце каждого финансового года большую часть прибыли отчислял на благотворительность.

Бахрушины построили сначала первый корпус больницы для хронически больных (1887г.), которая была прекрасно оснащена оборудованием и техникой. Затем был построен второй корпус для неизлечимо больных. Были построены хирургический корпус, родовспомогательное отделение и амбулатория. На всё это было потрачено около 1 миллиона рублей.

Следующее, что было построено Бахрушиными, Сиротский приют. Там располагалось 5 домиков, где жили по 20-25 детей. Причем в домиках преимущественно жили не ровесники, а дети разных возрастов, чтобы старшие могли помогать и заботиться о младших. В этом приюте все мальчики получали профессиональное образование. Для этого на территории приюта был построен учебный корпус с ремесленными и слесарными мастерскими. Позже на территории приюта была построена церковь.

У Алексея Федоровича было три сына, которым он наказывал «не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее у других».

В 1895г. умер старший сын Петр. На помины его души был возведен Дом бесплатных квартир для барышень, которые приезжали в Москву получать высшее образование, и для бедных многодетных вдов. Там проживало более 400 человек. Для детей там все было бесплатно: пробивание, питание, все уровни образования, лечение и т.д.

В 1900г. братьям Бахрушиным Александру и Василию дали звание Почетного потомственного гражданина г.Москвы. 6 училищ, 8 церквей, 3 театра, всего более 100 зданий были построены Бахрушиными. Кроме того, они постоянно жертвовали деньги на Народные дома. Еще один пример благотворительной деятельности Бахрушиных — в 1914г. Василий Федорович перевел абсолютно все свои капиталы на нужды фронта.

В третьем поколении Бахрушиных прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович, которые оба были страстными коллекционерами и оставили потомкам непревзойденные собрания.

Старший брат Алексей Петрович (1853—1904) собирал очень ценные старинные вещи, такие как табакерки, миниатюры, гравюры, фарфоровую посуду, украшения, книги, украшения и многое другое. Все до последней вещи он завещал музеям Москвы.

Алексей Александрович (1865—1929) под влиянием двоюродного брата также стал коллекционером. Но он выбрал довольно оригинальное направление собирательства. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов, их костюмы- все это стало областью интересов Бахрушина. Он стал основателем Московского литературно-театрального музея. Вся эта коллекция была подарена Академии наук.

Без стандартов

Четкого стандарта, что должно скрываться под названием «благотворительный магазин», нет. Каждый из них особенный. Все магазины принимают у людей ненужные вещи и реализуют их. Дальнейшая схема — на усмотрение каждого отдельного владельца благотворительного магазина.

Goodwill Store, Калифорния. Фото: flickr.com /Mike Mozart

Например, американские магазины Goodwill, которых на территории США около 2 тыс., адресной раздачей вещей не занимается, цель — продать по максимуму. Основная идея Goodwill в том, чтобы создать наибольшее количество рабочих мест для людей из групп социального риска: бывших заключенных, людей с инвалидностью, матерей-одиночек. Деньги вообще не выходят за пределы организации, они идут на зарплату сотрудников, психологические тренинги, социализацию людей. Расходы магазина частично субсидирует государство, так как решается проблема занятости.

Goodwill Store, Калифорния. Фото: flickr.com / Mike Mozart

В Англии другая модель: благотворительный фонд имеет при себе несколько благотворительных магазинов и направляет доходы от них на свои проекты. Люди отдают ненужные вещи, магазин только продает их, никому не раздавая. Деньги после покрытия небольшого количества расходов идут в благотворительный фонд. Почему небольшие расходы? Там у таких магазинов есть масса льгот от государства — бесплатная аренда, работают волонтеры.

Каждый из благотворительных магазинов, которые есть в России, как и их зарубежные «собратья», живут по своим законам. Они разных масштабов, целей, устремлений, возможностей. У каждого свои перспективы и свои проблемы. Но при этом одни говорят, что занимаются больше благотворительностью, а другие – социальным предпринимательством, поскольку социальные проблемы решаются с использованием бизнес-схемы: такой подход не свойственен ни некоммерческим организациям, ни государству.

Бывает, что человек, получая помощь, не способен увидеть в ней проявление любви

Священник Кирилл Горбунов

Праздник Святейшего Сердца Иисуса появился в календаре Католической Церкви недавно — в середине XIX века. Тем не менее, в нем выражается та глубочайшая христианская вера, которая была сформулирована еще на Халкидонском Соборе 451 года – единство божественной и человеческой природы во Христе.

Сердце Христа – это именно образ соединения божественной и человеческой любви. Сердце – не как просто внутренний орган, но как образ личности, глубинной сущности человека. Сердце Христа является вместилищем той великой любви, о которой говорит евангелист Иоанн: «Бог есть любовь».

В молитве, которая читается за богослужением Сердцу Иисуса есть слова: «Иисусе, кроткий и смиренный сердцем, сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему». То есть, смысл этого праздника в том, что прославляя любовь Бога, мы просим одновременно нас приближать к этой любви, изменять наши сердца, делая их подобными Сердцу Христа. У этой любви, как известно, двоякое измерение: любовь к Богу, и – любовь к ближнему, которые невозможно разделить друг с другом. Как говорит Папа Бенедикт XVI в своей энциклике «О христианской любви»:

«Смысл любви заключается в том, чтобы вместе с Богом полюбить незнакомого или даже неприятного мне человека. И это может произойти лишь как следствие глубокой встречи с Богом, приведшей к общности воли и затронувшей чувства… Тогда за внешностью другого я вижу его страстную жажду любви, внимания, которое я оказываю ему не только при посредничестве предназначенных для этого организаций, которые порой воспринимают его лишь из-за политической необходимости».

Печально, что, как показывают результаты опроса, именно люди, которым, как представляется, должна быть в первую очередь направлена благотворительность, — малоимущие, незащищенные, — как раз меньше всего верят в ее целесообразность. И не только потому, что она до них не доходит. Нередко бывает, что человек, получая помощь, часто не способен увидеть в ней проявление любви, подозревая здесь некую корысть, политический расчет, очередной обман.

Общество находится в процессе распознания, что такое благотворительность. Не удивительно, что именно христиане чаще называют благотворительность полезной. Не потому, что лучше других видят ее эффективность, но просто понимают сердцем, что это – долг человека: позволить любви Бога действовать через тебя.

Важен и определенный культурный уровень, который отмечен в опросе: образованные люди способны оценить благотворительность, как нечто важное для жизни человека (и дающего, и получающего), для его морального совершенствования, а не просто средство решения тех или иных социальных проблем

Гаджи Тагиев (1823-1924)

В истории дореволюционного российского меценатства и благотворительства очень мало нерусских фамилий, и тем заметнее в ряду знаменитых покровителей науки и искусства имя азербайджанского промышленника и мецената Гаджи Тагиева.

Рано потерявший мать, он с 10 лет начал работать на стройке, к 15 годам освоил ремесло каменщика, а к 30 годам завел собственное дело – торговал мануфактурой. Но настоящее богатство ему принесла нефть, а позднее Гаджи Тагиев сумел войти в легкую и пищевую промышленность, что еще больше увеличило его капиталы.

Вот тогда-то Тагиев и нашел возможности тратить свои деньги на благотворительность

Основное внимание он уделял образованию, словно компенсируя собственную неграмотность. Тагиев стал почетным попечителем Бакинской Мариинской женской гимназии и почетным попечителем Бакинского низшего технического училища

Он построил в селе Мардакяны школу садоводства, ставшую первой мужской крестьянской школой-интернатом в Азербайджане. А также выделял стипендии для студентов-мусульман, позволявшие им учиться даже в Санкт-Петербурге.

Пожертвования крепостными душами и прото-эндаументы

П.П.Чистяков, «Нищие дети» (1861). Изображение с сайта wikipedia.org

Помещики жертвовали благотворительным организациям имения с крепостными душами. Купцы – свои лавки и другую недвижимость. Государство выделяло Ведомству учреждений Императрицы Марии доходы от продажи игральных карт и десятипроцентный сбор с билетов на увеселительные мероприятия и зрелища.

Для открытия нового благотворительного учреждения требовался капитал, чтобы процентов с него хватало на содержание подопечных. Иначе возникали ситуации, когда купец строил богадельню, а после его смерти кормить жильцов было не на что. «Неприкосновенный капитал» (то, что сейчас называется эндаументом, или целевым капиталом) вкладывался в ценные бумаги, которые в России обычно приносили годовой доход 4-5%.

Во второй половине XIX века благотворитель, желающий открыть новое заведение для бедных, должен был подать заявление в городскую или земскую управу и подробно описать свой «проект»: где будет строиться, допустим, больница, кто подрядчик, сколько будет коек, от каких болезней там будут лечить и т.д. Если пожертвование принималось, то разрабатывался устав будущего учреждения и отправлялся на утверждение в министерство внутренних дел. Этот порядок был упрощен в 1897 году, когда появился типовой «Примерный устав обществ пособия бедным».

Схема работы

Схема, по которой работают благотворительные магазины, позволяет приносить пользу сразу нескольким категориям участников, это:

  • непосредственно благополучатели магазина (т.е. те, на помощь кому идут средства — дети с проблемами здоровья, бездомные, брошенные животные и т. п.);
  • люди, которые приносят вещи в магазин, не только избавляются от старых вещей, но и получают возможность сделать свой вклад в поддержку благотворительного движения;
  • люди с низким доходом — у людей есть возможность приобрести необходимые вещи по стоимости от 3 до 20 раз ниже рыночной;
  • люди, которые хотели бы поучаствовать в благотворительном движении, — не только «передают» деньги нуждающимся, но и приобретают нужную вещь;
  • благотворительные магазины дружественны экологическому движению, пропагандируя идею повторного использования вещей и сокращения перепотребления.

Кроме того, использование бывших в употреблении предметов сокращает производство новых вещей для населения, а следовательно, и уменьшает количество потраченных на производство ресурсов.

Благотворительные магазины признаны очень эффективным социальным механизмом, потому что, в отличие от многих организаций, не призывают людей жертвовать деньги напрямую (что часто является психологически сложным действием), а предлагают, прежде всего, приобрести нужную вещь. К тому же, благотворительные магазины являются очень открытой структурой и всегда с легкостью предоставляют отчётность.

Вещи

Благотворительные магазины продают книги, небольшую мебель, одежду, обувь, украшения, сумки, в общем, абсолютно все, что люди могут принести и считают нужным продать.

В благотворительных магазинах можно найти немало новых вещей, — часто туда приносят вещи, которые не подошли по размеру, разонравились или были подарены.

Благотворительные магазины могут сотрудничать с брендовыми стоками и продавать вещи из прошлых коллекций.

Лиза Арзамасова: «Мне обидно за стариков»

Актриса, попечитель фонда «Старость в радость»

Лизе Арзамасовой было всего одиннадцать, когда ее впервые попросили принять участие в благотворительном мероприятии: «Это было больше эмоционально, чем осознанно. В более взрослом возрасте, где-то лет в 18, когда я подружилась с фондами, с их подопечными, стало осознанно».

Как благотворитель актриса приняла решение помогать именно пожилым людям. По ее мнению, они — наименее социально-защищённая категория населения. «За стариков мне всегда было как-то особенно обидно. Ты старый, ты болеешь, и вроде как ты никому не нужен. И ты борешься за себя изо всех сил. И вдруг оказывается, что ты борешься не один

Неважно, сколько у тебя времени впереди — год, три, пять лет, десять лет, а может быть, три дня. Старость должна быть достойной, ты имеешь право на то, чтобы прожить эти три дня счастливо»

Династия Морозовых

Тимофей Саввич(1823—1889) и его жена Мария Федоровна(1830—1911) Морозовы

Тимофей Саввич Морозов- мануфактур-советник, купец.

Именно с этих людей берет начало благотворительная деятельность семьи Морозовых. Первоначально она связана с благоустройством рабочих их мануфактур. При каждой мануфактуре были построены школы, училища, больницы, общежития для рабочих.

Накапливая свой капитал, эти благотворители охотно делились им с бедными и нищими, жертвовали большие суммы денег многим обществам и учреждениям. С их помощью, например, была построена самая крупная и известная в Москве психиатрическая больница — Алексеевская.

Мария Федоровна была известна своими благотворительными делами и в светском обществе и в религиозном мире. После смерти мужа построила в г.Орехово-Зуеве богадельню его имени, положив на её счет 500тыс.руб., на проценты от которых богадельня могла существовать. Благотворительница жертвовала деньги Московскому университету, Московскому техническому училищу, выделяла деньги на стипендии, лаборатории. На ее средства строились больницы, корпуса, биржи труда в Москве, несколько домов для бедных.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

С.Т.Морозов- русский благотворитель и меценат, сын Тимофея Саввича Морозова.

Оказал большое значение в развитие отечественной культуры. Наибольшая его заслуга заключается в помощи Московскому художественному театру. На учреждение театра требовались значительные средства. Не получив помощи от правительства, Станиславский и Немирович-Данченко стали обращаться к меценатам. Морозов взял всех расходы театра на себя.

Значительный вклад в дело благотворительности внесли Михаил Абрамович (1870-1903) и Иван Абрамович (1871-1921) Морозовы, помогая развитию медицины, культуры, науки.

В мире

Великобритания

В то время как для России этот механизм достаточно инновационен, благотворительные магазины уже на протяжении 50 лет успешно работают в Англии, США и Австралии. На сегодняшний день только в Великобритании около 7000 благотворительных магазинов, которые собирают средства для бездомных детей, больных раком, брошенных животных, бедных.

Во время Первой мировой войны подобные действия по сбору средств произошли, например, на рынке Степферд в Лондоне.

Было собрано 50 000 фунтов для Красного Креста.

Один из первых благотворительных магазинов Креста был открыт «Красным Крестом» на 17-й Олд Бонд стрит, в Лондоне уже в 1941-м году. Более чем двести постоянных и приблизительно 150 временных (на время войны) благотворительных магазинов были открыты Красным Крестом в 1941—1945-е годы. Условие торговой лицензии магазина, выданной Министерством торговли, заключалось в том, что все товары, предлагаемые для продажи, должны были быть подарками. Покупка для перепродажи была строго запрещена. Все доходы от продаж нужно было передать герцогу Gloucester в Красный Крест и Фонд Святого Джона. Большинство помещений были освобождены от арендной платы, но в некоторых случаях владельцы покрывали затраты на отопление и освещение.

Некоторые из первых благотворительных магазинов открыл Оксфордский комитет. Так, в декабре 1947-м году на Широкой улице в Оксфорде был открыт благотворительный магазин «секонд-хенд» Оксфордского комитета помощи голодающим. На сегодняшний день у Оксфордского комитета помощи голодающим наибольшее число благотворительных магазинов «секонд-хенд» в Великобритании — их более 700. Магазины Оксфордского комитета помощи голодающим также продают книги, и организация теперь управляет более чем 70 специализированными книжными магазинами. Оксфордский комитет помощи голодающим — крупнейший розничный продавец подержанных книг в Великобритании. У других филиалов Оксфордского комитета помощи голодающим также есть магазины в Германии, Ирландии, Нидерландах и Гонконге.
Другие благотворительные магазины тоже очень популярны — это британский «Сердечный Фонд», «Исследования рака Великобритания», «Беспокойство о возрасте», «Помощь пожилым», «Оксфордский комитет помощи голодающим», «Спасем детей». Многие детские приюты также управляют благотворительными магазинами «секонд-хенд», чтобы собрать средства.

В британских благотворительных магазинах «секонд-хенд» главным образом работают неоплаченные добровольцы. Товары для продажи на 93 % собраны с пожертвований. Обычно местные жители приносят в магазин одежду в больших пакетах. Если магазин располагается в престижном районе, то среди продаваемых вещей можно легко найти дизайнерскую одежду хорошего качества, и благотворительные магазины приобретают имидж модных экономичных стоков.

Австралия

В Австралии основные национальные сети магазина включают Общество Сен Винсена де Пола, Армию спасения, Красный Крест и Братство Святого Лоуренса. Кроме того, в стране много местных, религиозных и светских благотворительных организаций, которые управляют благотворительными магазинами. Типичными среди них стали магазины, собирающие средства на приюты для животных.

Россия

Примерно 5 % вещей раздаются знакомым, 5 % — отдаются нуждающимся, а 90 % — идут на помойку или хранятся дома[источник не указан 3100 дней].

Благотворительные магазины перерабатывают большую часть поступивших к ним ненужных вещей.

… в целом благотворительные магазины имеют возможность повторно использовать или перерабатывать более 90% пожертвованной одежды, более 90% пожертвованных книг и 85% всякой электроники.

В связи с ужесточением требований СЭС некоторое время назад было введено новое правило о невозможности сдачи ношеных вещей в детские дома[источник не указан 3100 дней].

В России крупнейший благотворительный магазин Charity Shop сотрудничает привлекает студентов к переработке ненужной одежды, сотрудничая с НИУ ВШЭ и организовывая совместные акции.

Терминология – луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель – человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат – это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор – вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела

Дмитрий Михайлович Голицын (1721—1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский офицер и дипломат, являлся одним из известнейших благотворителей. Был среди первых из числа русских, кто увлёкся коллекционированием картин. За время поездок по Европе ему удалось собрать потрясающую коллекцию, состоящую из 300 картин, многие из которых написаны известнейшими мастерами, такими как П.П. Рубенс, Рафаэль, Караваджо и многими другими художниками.

В память о жене (после её смерти в 1761г.) Дмитрий Михайлович занялся организацией лечебниц в Европе и России, жертвовал деньги на поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследований в области медицины .

Голицын завещал 850 тысяч рублей и свою картинную галерею на устройство и содержание Голицынской больницы, которая была открыта в Москве в 1802 г. как «больница для бедных». Сейчас это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Илья Репин. Портрет Саввы Мамонтова. 1880. Государственный театральный музей имени Бахрушина

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Фотография: aquauna.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: mkrf.ru

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня — Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Хулиганы штурмуют Владивосток!

Некоммерческое партнерство тренеров и консультантов «Девелопмент-групп» (подразделение D-Group Social)

С 2013 года D-Group.Social при поддержке компании Bayer организует проект «Большое путешествие «Сила мечты». Это тур по городам России с артистами «Упсала-Цирка» — детьми из групп социального риска, а также детьми с ограниченными возможностями здоровья. И тех, и других организаторы с любовью называют «хулиганами», ведь уже в аэропорту юные артисты не могут стоять на месте, настолько они полны задора и жизни! При помощи акробатики, жонглирования, паркура, брейкданса и пантомимы они способны устроить яркий праздник в любом месте.

В августе 2015 года проект добрался до Дальнего Востока. Цель путешествия, с одной стороны, познакомить жителей города с деятельностью местных некоммерческих организаций и собрать средства на реализацию их проектов, а с другой — изменить представление местных жителей о благотворительности.

Аэропорт Владивостока, 27 августа 2015 г. Автор фото: Александр Калашников

Мария Тенишева (1858–1928)

Соколов Александр. Портрет Марии Тенишевой. 1898. Государственный Исторический музей

Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске. Дореволюционная открытка. Фотография: russkiymir.ru

Академия художеств. Фотография: artsacademy.ru

Княгиня Мария Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла мастерские, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла. Вместе с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты: обжигали керамику тут под руководством Михаила Врубеля, вышивали узоры для костюмов по эскизам Валентина Серова и Константина Коровина.

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

Династия Строгановых

Строгановы- род русских купцов и промышленников, крупных землевладельцев и государственных деятелей.

Более предметно благотворительная помощь рода Строгановых прослеживается в XIX веке. За период с 1816 по 1830 год имеются архивные сведения по Павлу Александровичу(1774-1817г.) и Софье Владимировне(1775-1845г.) Строгановым. Их вклады на призрение и благотворительную помощь составляли от 1,8 до 6,4% от всех их расходов.

Павел Александрович жертвовал на пенсии бедным, содержание воспитанников в учебных заведениях, разные богоугодные пожертвования, единовременные пособия и другое.

Софья Владимировна делала пожертвования в Патриотическое женское общество, раздавала бедным подаяний, жертвовала на пенсии разным лицам, на содержание горнозаводской школы и больницы, и много другое.

В архивных документах Строгановых за 1 квартал 1866 года имеется запись: «на оказание помощи бедным» петербургской части города Санкт-Петербурга: приход — 745 рублей, расход — 738 рублей. Из них: квартирные раздачи — 360 рублей, единовременная помощь деньгами — 68 рублей, «на Рождество» — 59 рублей, «на хлеб дано одной старушке» — 1 рубль, в «патриотическую школу девочек» — 2 рубля.

В отчете за 2 квартал имеется запись, что на попечении Строгановых имелось 78 бедных семейств, из которых 15-ти семьям плата за квартиру составила по 26 рублей 50 копеек в месяц, что составляло 318 рублей. Кроме того, шести семьям квартиры оплачивались полностью.

К началу первой мировой войны был организован перевязочный пункт графа А.С. Строганова. Из пояснительной записки к расходам графа А.С.Строганова за 1905 — 1914 годы можно увидеть, что общая сумма выплат государству составила 8,1 миллиона рублей. Из них затрачено на пенсии и пособия — 210 178 рублей, на «покупку крейсера «Русь» — 1 677 115 рублей. От общей суммы его расходов это составило 23,1%.

Благотворительные традиции представителей династии Строгановых воспитывались и передавались из поколения в поколение. Они внесли большой патриотический вклад в поддержку государства, нравственное развитие и социальную помощь нуждающимся соотечественникам.

В заключении хотелось бы сказать, какими бы ни были мотивы русских благотворителей и меценатов, именно благодаря им в России в XVIII-XIXвв. произошли значительные положительные изменения во многих сферах жизни общества, таких как образование, медицина, культура, социальная сфера и др. В наши дни многие культурные, научные заведения не в состоянии полноценно выполнять свои функции в связи с недостаточным финансированием. Отсюда назревает потребность в возрождении в России меценатства и благотворительности как социальных явлений.

С позиции сегодняшнего дня деятельность меценатов XIX в. имеет широкое историческое значение. Они были и есть олицетворением лучших, светлых сторон человеческой личности, так как видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце

И важно не только достойно оценивать деятельность таких подвижников, но и осмысливать ее в контексте всего исторического развития

Михаил Фридман: не дать умереть

Совладелец LetterOne Holdings и «Альфа-Групп»Состояние: $15 100 млн

Михаил Фридман. Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Идея о создании благотворительного фонда, помогающего тяжелобольным детям, возникла после того, как Фридман пришел в больницу навестить своего знакомого. Один из врачей показал бизнесмену лечившихся там детей и сказал: «Если не найти деньги, вот этот умрет завтра, а этот – послезавтра».

За 14 лет работы фонд «Линия жизни» профинансировал лечение 9765 детей из различных регионов России. Фонд – один из главных социальных проектов «Альфа-банка». По словам первого зампреда совета директоров Альфа-банка Олег Сысуева, изначально доля акционеров составляла 90%, сейчас – 20%, нынешние ежегодные суммы сборов – $10-12 млн.

Фридман – соучредитель и благотворительного фонда Genesis Philanthropy Group, который занимается укреплением еврейского самосознания у русскоязычных евреев во всем мире. В частности, Genesis спонсировал создание фильма-трилогии Леонида Парфенова «Русские евреи».

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

В первой половине 1850-х г. унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин», в 1866 году – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры.

Занимаясь благотворительностью, братья Третьяковы выделяют средства г.Москве для строительства богаделен и больниц. Дают деньги на устройство Детской психиатрической больницы. Сотни молодых людей и девушек получают образование на средства Третьяковых. Среди других благотворительных дел Павла Сергеевича было то, что он оказал финансовую поддержку научно-исследовательской экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая.

В 1880-е годы Братья Третьяковы участвуют в собирании денег на строительство православного храма в Японии. Их круг благотворительных дел был чрезвычайно широк и разнообразен.

В 1860-е годы в г.Москве появляется первое специализированное училище для глухонемых детей. Павел Михайлович возглавляет его попечительский совет и спонсирует деятельность этого заведения. Начиная с 1863г. и вплоть до смерти Третьяков ежегодно финансировал не только деятельность этого училища, но и строительство новых зданий. Кроме того, он участвовал в жизни этого заведения, часто его посещал, принимал экзамены у учащихся, общался с детьми. Детям в училище бесплатно предоставляли кров, одежду, питание, учили элементарным навыкам общения, учили их говорить, обучали грамоте.

Главное дело жизни Павла Михайловича Третьякова было создание Национальной художественной галереи. Меценат начал собирать свою коллекцию в 1854г. Он начал коллекционировать в основном русскую живопись. Третьяков мечтал создать галерею, в которой были бы представлены произведения именно русских мастеров. С 1881г. его галерея стала общедоступной. Галерея Третьякова стала одной из достопримечательностей столицы.

В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в его коллекции насчитывалось множество картин и рисунков западноевропейской школы, живописных и графических произведений русской школы, несколько скульптур и коллекции икон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector