Чем отличается народная сказка от литературной? сходства и отличия
Содержание:
- Краткое содержание «Сказки о попе и работнике его Балде»
- Ответы к стр. 48 – 49
- Чем отличаются народные сказки от авторских?
- Народные сказки
- Литературные сказки
- Общее. Фольклорные традиции
- Что пели прабабушки
- В чем проявляются народные традиции литературной сказки
- Сравнение
- Особенности жанра
- Любимый литературный жанр малышей
- Красота в деталях
- В чем сходство русской народной и литературной сказки
- Со всей Руси
- Что представляет собой литература?
- Заключение
Краткое содержание «Сказки о попе и работнике его Балде»
Рассмотрим одну из сказок Пушкина. Сущность этой сказки в сатире на служителей церкви, обманывающих народ. Высмеиваются также человеческие качества: глупость, жадность и лицемерие. Из жадности поп решается нанять за гроши слугу, который будет выполнять тяжелую работу. Глупость вынуждает его согласиться на предложение Балды. Но по мере приближения расплаты в попе просыпается коварство и злоба – он решается погубить работника.
Сказка не была опубликована в таком виде, цензоры заменили попа на Купца Остолопа. Но суть сказки осталась прежней – она продолжала высмеивать человеческие пороки.
В этой сказке, как и в других, Пушкин создает психологически совершенных персонажей. Каждого автор наделяет характером и личностными особенностями. А язык хоть и стихотворен, максимально приближен к народному. Пушкин всегда стремился уйти от вычурного литературного стиха к чему-то более легкому, гибкому, свободному. Все эти качества ему удалось найти в народном творчестве.
Таким образом, литературная сказка имеет богатую историю развития, является уникальным сплавом фольклора и авторского произведения и продолжает развиваться и по сей день.
Ответы к стр. 48 – 49
1. Сравни литературную сказку с народной. В чём их сходство и различие? Напиши.
Сходство: и в фольклорной или литературной сказке есть элементы вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл. Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).
Различие:
Народная сказка:
1. Автор – народ.
2. Существует в устной форме
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
4. Время создания определить невозможно.
5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:
– волшебная;
– бытовая;
– о животных.
Литературная сказка:
1. Автор – конкретное лицо.
2. Создаётся в письменной форме.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания сказки известно.
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
2. Допиши слова, пропущенные в названиях произведений, и укажи авторов.
3. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести?
Как аукнется, так и откликнется.
Ленивица
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Ленивица
Кто хвалится, тот с горы свалится
Лягушка-путешественница
4. В какой сборник входит сказка Д.Н. Мамина-Сибиряка о храбром Зайце? Запиши его название Знакомы ли тебе другие сказки из этого сборника? Какие? Напиши.
Эта сказка из сборника “Алёнушкины сказки”. Я ещё знаю сказки из этого сборника: “Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу —короткий хвост”, “Сказочка про Козявочку”, “Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу“
5. Какие качества можно отнести к лягушке-путешественнице? Отметь.
хитрая V находчиваяV смелая V любопытная скромная V решительнаяV болтливая V неунывающаяV хвастливая V изобретательная осторожная V сообразительная
6. Какие черты характера есть у всех отрицательных героев сказок? Напиши.
злость, коварство.
7. Напиши о любимой литературной сказке. Как она называется? Кто её написал? О чём она?
Сказочная повесть “Дядя Фёдор, пёс и кот”. Её написал Эдуард Николаевич Успенский. В этом произведении рассказывается о приключениях Дяди Фёдора, кота Матроскина и пса Шарика. Главный герой повести – шестилетний мальчик, получивший прозвище Дядя Фёдор. Ему пришлось уйти из дома, когда родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота. Тема и основная мысль сказки: ребёнок более приспособлен к жизни, чем часто считают его родители.
Чем отличаются народные сказки от авторских?
Самым главным отличием является авторство:
- Народные сказки сложил и передал народ;
- Авторские сказки имеют единственного автора, имеющего законные права на эти работы.
Различное описание происшествий, действий героев, их одежды:
- Народные сказки не имеют точных описаний мелких деталей.
- Авторская сказка передает красочно мельчайшие подробности всех событий, достоверно показывая читателю реалистичность происходящего.
Только в авторской сказке можно найти описание психологического состояния героя. До читателя доносятся переживания, ощущения персонажа в определенный момент.
Различие в характерах персонажей:
- Народные сказки показывают одинаковых, безликих не отличающихся между собой героев.
- Авторы передают индивидуальность каждого героя. Создавая продуманные образы, переносят читателей в совершенно новый незабываемый мир. Каждый персонаж показан, как живое, думающее и чувствующее существо.
Авторское отношение к персонажам. Читая произведение любого писателя, можно с точностью определить в считанные минуты, кто должен стать положительным героем. Кого хочет видеть автор добрым, отзывчивым существом, а кто неисправимый злодей. Чьи поступки должны вызывать восторг, а кто своим появлением должен навевать неосознанный страх и переживание за других персонажей.
Понимание и восприятие жизни:
Четкое разделение на положительных и отрицательных героев, понимание добра и зла. Рыцарь и дракон. Такой подход прослеживается в фольклорных рассказах.
Создавая своих персонажей, продумывая свою историю, автор пытается показать многогранность человеческого характера. Рассказывает не только о черном и белом, но и старается стереть четкую черту, пытаясь показать, что существует еще и серое.
Авторская сказка всегда несет в себе отголоски народных сказаний и легенд. Не стоит забывать, что даже Александр Сергеевич Пушкин написал свои незабвенные творения под впечатлением от рассказов нянюшки Арины Родионовны.
В классической литературе множество авторов писавших произведения, основанные на народных сказках услышанных еще в детстве. Но каждое из них несет в себе отголосок исторического прошлого. Прототипы героев, исполняющих (обладающих) присущими только им особенностями. Использование давно известной сюжетной линии. А также словесные обороты, пословицы, поговорки присущие только просторечью.
Очень часто можно встретить различные атрибуты, некие ритуалы или действия связанные с язычеством. Читая такую литературу, не всегда можно с уверенностью сказать были ли эти моменты позаимствованы или придуманы автором. Изучая классическую литературу, дети учатся понимать и различать авторскую и народную сказу. Развивая логику и мышление, тренируют навыки столь необходимые в дальнейшей жизни.
Народные сказки
Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка – это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:
- Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
- Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
- Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
- Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
- Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).
Отдельную нишу в представленной классификации занимают сказки, героями которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.
Литературные сказки
Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм – признанные классики жанра.
Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, О. Уайльда и Л. Кэрролла.
Общее. Фольклорные традиции
Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:
- Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
- По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
- В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, остров Буян и т. д.
- Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.
Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки
Что пели прабабушки
Песни, вошедшие в книгу, взяты из архива кафедры искусства народного пения Белгородского института искусств и культуры.
Все песни даны с партитурами, чтобы при желании читатель книги мог наиграть мелодию и напеть. Некоторые партитуры уже были написаны и хранились в архивах, некоторые расшифровывались специально для книги, так что это в некоторой степени эксклюзив.
Одна из особенностей этой книги – чёткая структура: сказка – пословицы – песня, объединённые единым смыслом. То есть если центральная тема сказки – дружба, то и пословицы, и песня будут об этом.
Не всегда подходящие по смыслу песни подбирались легко. Если, например, к сказке про царевну Несмеяну мгновенно нашлась хороводная песня из Введенской Готни «Ой, горе моё, гореванье», то к «Злой жене» песню долго подобрать не могли. В итоге остановились на плясовой песне из села Роговатое Старооскольского округа «Замесила Доня хлебы».
Наталья Станиславовна руководит фольклорным коллективом «Ладовицы» Белгородского музея народной культуры и как никто разбирается в нюансах народного костюма. Она отмечает, что одеты герои книги максимально по‑белгородски: никаких северных узоров или кокошников, всюду наши, местные сарафаны, рубахи и головные уборы сороки.
В чем проявляются народные традиции литературной сказки
Что такое литературная сказка? Это, как мы уже сказали, соединения литературного и фольклорного. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, определим, что же народного унаследовала литературная сказка.
Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например:
- волшебное происхождение или рождение главного героя;
- нелюбовь мачехи к своей падчерице;
- испытания героя обязательно несут нравственный характер;
- спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п.
Писатели также эксплуатируют сказочные образы-персонажи, наделенные определенными функциями. Например:
- Идеальный герой.
- Помощник идеального героя.
- Тот, кто отправляет в путь героя.
- Даритель волшебной вещи.
- Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение.
- Похищенный персонаж или вещь.
- Ложный герой – тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.
Пространство и время сказочного мира зачастую строятся по законам фольклорного. Это фантастическое неопределенное место, а время то замедляется, то убыстряется, оно тоже волшебное и не поддается законам реальности. Например: остров Буян; тридевятое царство, тридесятое государство; долго ли коротко ли; быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
Стараясь приблизить свои сказки к народным, писатели прибегают к использованию фольклорной поэтической речи: эпитеты, троекратные повторения, просторечия, пословицы, поговорки и т. п.
Обратившись к народным традициям, мы смогли ответить, что такое литературная сказка в ее связи с фольклором. Рассмотрим теперь другую составляющую нашей сказки – литературную, и попробуем понять, что отдаляет ее от народного наследия.
Сравнение
Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.
Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.
Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.
Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.
Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.
Особенности жанра
Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.
По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?
Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.
Любимый литературный жанр малышей
Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.
Русская литература известна своими выдающимися писателями и поэтами.
Особо богат на произведения Золотой и Серебряный век. Но чем именно отличается русская литература от зарубежной?
Какие черты ей присущи и что следует выделить?
Давайте рассмотрим этот вопрос более подробно
.
Судьба человека
Произведения великих зарубежных авторов чем-то похожи на наши. Но они рассматривают судьбу человека совершенно с иного ракурса. Взять хотя бы знаменитого Шекспира или Сервантеса. Во всех шедеврах они рассматривают судьбу человека под знаком вечности. К концу 20 века прослеживается скудность мысли. Авторы русской литературы, наоборот, всегда стремились доказать, что каждая личность обладает своим собственным призванием. И если оно не найдено, то его следует найти. Многие русские авторы подчеркивали, что счастье человека напрямую зависит от того, нашел он свое призвание в жизни или нет. Если нет – то он будет глубоко несчастным до конца своих дней. Русская литература всегда была основана на вопросах вечного бытия и человеческого духа. Многие авторы пытались сделать акцент именно на запросах человеческой души.
Добродетели
Писатели русской литературы всегда выделяли кротость и смирение как основные добродетели человека.
Эти черты особенно хорошо прослеживаются в произведении А.С. Пушкина «Золотая рыбка». Сколько лет жил старик со старухой! И за все это время он не слышал от нее ни одного доброго слова. Он не потакал ее капризам, а всего-навсего пытался сделать ее немного счастливее. Именно этим качествам, кротости и смирению, всегда учила человека Библия. Пушкин не сделал старика безвольным и малодушным. В глубине души старик верил, что она образумится. И ему удалось остаться таким, каким он есть на самом деле
Автор показывает, что важно сохранить баланс ума и сердца. И тогда человек выйдет духовным победителем, а не останется у разбитого корыта
Патриотизм
В произведениях русской литературы звучит высокопатриотический пафос и подчеркнута любовь к родине. Писатели верят в ее могущество. Многие из них осуждали крепостничество, другие воспринимали это как должное. В русской литературе очень много произведений, посвященных Великой Отечественной Войне 1812 года. Но они умело сочетали боевые действия и романтизм. Поэтому их произведения интересны широкому кругу читателей. Русские писатели и поэты – это истинные патриоты, которые всегда гордились славой своих предков
Где узнать о русской литературе больше
Если вы хотите узнать все о русской литературе, прозаиках, поэтах и их произведениях, посетите Архив Всеволода Сахарова archvs.org .
Здесь собрано множество материалов и статей, которые заинтересуют как простых любителей русской литературы, так и студентов, исследователей и литераторов. Мы постоянно пополняем список новыми обзорами и всегда готовы предложить что-то интересное и увлекательное.
Изучайте русскую литературу вместе с Архивом Всеволода Сахарова!
просмотров
Красота в деталях
Иллюстратор книги «Сказки, пословицы, песни Белгородской черты» – ростовский художник Олег Брауде – признаётся: изучению белгородского костюма уделил особое внимание, чтобы быть достоверным. Множество материалов предоставило издательство, но помог и Интернет
Иллюстраций в книге много, они есть на каждой странице, а порой занимают развороты, и их невероятно интересно рассматривать.
Несмотря на то что молодой художник ранее не имел опыта иллюстрирования народных сказок, рисунки получились в лучших традициях советской литературы, со знакомыми образами, интересными деталями. Олег Брауде признаётся, что в целом доволен своей работой, но есть среди проиллюстрированных сказок и любимчики.
В чем сходство русской народной и литературной сказки
Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:
- Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
- И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
- И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
- Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.
Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.
Со всей Руси
На строительство Белгородской черты съезжались люди из многих городов современных Брянской, Курской, Московской, Орловской, Рязанской, Тульской областей – да практически со всей Руси! Стрельцы, пушкари, казаки, драгуны везли с собой свой скромный скарб и, конечно, духовный багаж: сказки, пословицы, поговорки, песни родных мест. Всё это, безусловно, нашло отражение в устном народном творчестве.
Многие из представленных сказок знакомы нам с детства: «Вершки и корешки», «Котофей Иваныч», «Морозко», «Молодильные яблоки». Есть и менее известные, которые читал далеко не каждый взрослый. Над подбором сказок, характерных именно для нашей местности, трудился большой коллектив литературоведов.
Входящие в сборник пословицы нашлись в трудах Владимира Даля. А вот подбором песенного материала занимались исключительно белгородские специалисты.
Что представляет собой литература?
Литература – это искусство слова, потому данный термин используется для обозначения любых письменных произведений и обладающих общественным значением.
Литература бывает технической, научной, справочной, эпистолярной, публицистической. Однако, если ориентироваться на обычный и строгий смысл термина, литература должна включать в себя только художественные произведения.
Термин «литература» начал употребляться только в XVIII столетии, так как прежде люди говорили «изящная словесность», «поэзия», «поэтическое искусство». Активное развитие литературы началось в середине XV века, когда люди по достоинству оценили искусство слова.
Литература начинает свое развитие на основе устной народной словесности, приобретая постепенно формы, которые проявляются в XXI веке. Литература имеет отношение не только с творческим потенциалом людей, но и с периодом формирования государственного строя, ведь именно государство порождает развитую письменность.
Каждый период истории обладает уникальными литературными памятниками, позволяющими понять, по какому направлению развивалось человечество. В древнейших литературных памятниках, к которым традиционно относят «Повесть временных лет», Библию, Махабхарату, предполагается полноценное единение словесного искусства, мифологии и религии, основ естественных и исторических наук, моральных и практических указаний. Анализ ранних литературных произведений не может лишить труды эстетической ценности, ведь структура близка к художественным принципам и образует фундамент для дальнейшего развития литературы.
Заключение
Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.
Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.
Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.
Народные сказки
– древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.
Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.
Литературная сказка
возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.
В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.
Жанровая особенность литературной сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже повести. Примером могут служить произведения русских писателей А. Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда, С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.
«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл