Джим джармуш

Мертвец

Dead Man | 1995 год

Очень интересный и немного странный фильм в жанре вестерн с Джонни Деппом в главной роли и мощным философским посылом.

Потеряв родителей, молодой и неудачливый бухгалтер Уильям Блейк приезжает на Дикий Запад в надежде найти здесь работу. Не успел он освоиться, как вдруг оказался в трудном и опасном положении – на героя объявили охоту, обещая 500 долларов за его голову.

Столкнувшись со смертью лицом к лицу, Блейк перерождается и сам превращается в жестокого и хладнокровного убийцу. Теперь его голова стоит еще дороже, а поймать его еще сложнее, ведь за собой он оставляет горы трупов всех, кто попытался к нему приблизиться.

«Токийская история» (Ясудзиро Одзу, 1953)


Мне нравится японское кино, я несколько раз был в Японии и привез оттуда кучу видеокассет с фильмами Судзуки, Одзу, Осимы, Куросавы и других, менее известных режиссеров. Я смотрел эти фильмы уже дома. Они без субтитров, так что я понятия не имею, о чем они там говорят, но удивительная вещь: я мог следить за сюжетом. Конечно, я упускаю какие-то детали, понятные только носителю языка, но прекрасно понимаю, что чувствуют герои, какие эмоции хотят выразить, — даже не зная, о чем они говорят. Если вы посмотрите фильм Одзу без субтитров, то, поверьте, вы поймете, что чувствуют герои. Речь очень важна, но это не единственный способ понять чувства. Актеры очень многое выражают незначительными жестами, взглядами — в общем, не только словами.

Биография

Джим Джармуш родился 22 января 1953 года в городе Акрон, штат Огайо. По окончании школы в 1971 году он в течение года обучается журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, затем меняет свою специализацию на английскую литературу и отправляется продолжать учёбу в Париж. Находясь в Париже, он активно посещает
Французскую синематеку и буквально влюбляется во французское кино.

Проведя год за границей, Джармуш возвращается на родину. Он переводится в Колумбийский университет, где получает степень бакалавра по английской литературе в 1975 году. Любовь к кино, приобретённая во Франции, приводит Джармуша в киношколу Нью-Йоркского университета (New York University’s school of film). В Нью-Йорке он находит работу ассистента у знаменитого режиссёра Николаса Рэя, с которым поддерживает близкие отношения до смерти Рэя от рака в 1979 году.

Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съёмках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» (Lightning Over Water, ). Документальная лента фиксирует мучительный процесс ухода Рэя из жизни. Параллельно Джармуш начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, картина выходит в 1980 году и получает высокие оценки критиков.

Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю» () появляется после того, как он доснимает два эпизода к своей дипломной работе — тридцатиминутной короткометражке о венгерских эмигрантах «Новый мир» (New World). Этот факт и безусловные художественные достоинства картины позволяют ей получить приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Несомненно, что «Более странно, чем в раю» — одна из важнейших (и, возможно, лучших) лент американского независимого кино. В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» () и «Загадочный поезд» (). В результате получается своеобразная трилогия; ленты, её составляющие, дают неожиданный взгляд на Америку глазами иностранца.

В 1986 году появляется шестиминутный фильм «Кофе и сигареты», в нём Роберто Бениньи и Стивен Райт потребляют означенные продукты и решают, кому из них стоит идти к зубному врачу. Так стартует самый необычный проект Джармуша, завершившийся в 2003 году выходом полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых любимые актёры и музыканты режиссёра курят, пьют кофе и ведут забавные диалоги друг с другом.

Джармуш известен любовью составлять свои картины из нескольких историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединённых общей темой — город, ночь, такси. «Ночь на Земле» — это пять городов мира, пять случайных встреч и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша.

Мистический вестерн «Мертвец» () был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах.

Картина «Пёс-призрак: Путь самурая» () пародирует популярный в недавнем прошлом голливудский жанр гангстерского фильма. Одновременно эта лента предвосхищает возникшую в начале XXI века моду на Японию в творчестве американских режиссёров. София Коппола, Квентин Тарантино, Эдвард Цвик и Роб Маршалл снимут свои «японские» фильмы уже после Джармуша. Этот факт ещё раз свидетельствует о том, что именно независимые режиссёры зачастую прокладывают тот путь, по которому затем движется Голливуд.

Фильм Джармуша «Сломанные цветы» () кажется шагом режиссёра в сторону мейнстрима. Вместо привычных маргиналов главным героем картины становится преуспевающий компьютерщик в исполнении Билла Мюррея, отправляющийся в путешествие по следам своих былых любовных приключений. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 2006 году снимает клип для группы The Raconteurs на песню «Steady, As She Goes».

В 2009 году Джармуш выпускает фильм-притчу «Пределы контроля» под эгидой Focus Features, который получает смешанные отзывы от кинокритиков.

В 2012 году Джим совместно с голландским лютнистом Йозефом ван Виссемом выпустил два минималистических музыкальных альбома: Concerning the Entrance into Eternity и The Mystery of Heaven.

В 2013 году Джармуш снимает фильм «Выживут только любовники», который сам описывает как «криптовампирскую любовную историю».

Джармушу плевать на социальные проблемы.

Его последний на сегодняшний день фильм «Патерсон» — пик возмутительной асоциальности. Главный герой Патерсон — водитель автобуса. Так ведь нет, чтобы про профсоюзы и борьбу за достойную жизнь! Напротив, Джармуш гнет свою линию, делает водилу поэтом-любителем и блещет эрудицией, выбирая местом действия родину поэта-классика Уильяма Карлоса Уильямса и проводя высоколобые параллели с художником Жаном Дюбюффе, работавшим метеорологом на Эйфелевой башне. Где настоящая, с грязью и кровавым потом, жизнь? Что за травоядные персонажи? И ведь таких Джармуш отстаивает с самого начала карьеры.

По поводу не менее пассивного героя «Вечных каникул» журналисты интересовались, мол, где конфликт с враждебной средой — как принято у других. А Джармуш в ответ: «В фильмах, о которых вы говорите, всегда присутствуют насилие и жестокость, и герои, выброшенные в этот опасный мир, сами становятся безжалостными. У меня ничего этого нет. Не потому, что я против насилия в кино. Просто я хочу, чтобы зрителю ничто не мешало наблюдать за внутренней жизнью героя, жизнью в духовной сфере». Прелестно.

Предел контроля

The Limits of Control | 2008 год

Флегматичный, размеренный и безумно интригующий триллер, основной посыл которого становится понятным только в самом конце. Всё вполне в духе Джима Джармуша, не желающего снимать «традиционное» и удобоваримое кино и всё время ищущего новые формы.

В центре сюжета чернокожий профессионал с непроницаемым лицом и без имени. Он оказался на незнакомой ему земле – в Испании, и методично движется к своей цели, смысл которой зрителю не раскрывается. На протяжении всего пути ему встречаются разные эксцентричные персонажи, с которыми он обменивается несколькими туманными репликами и спичечными коробками.

Длинные кадры

Сцена из фильма «Бесконечные каникулы» (1980)

Еще одна характерная черта для фильмов Джармуша, особенно ранних, — длинные кадры. Например, в «Таинственном поезде» средняя длинна кадра составляет 24,1 секунды, во «Вне закона» — 51,6 секунд, а в «Белее странно, чем в раю» — рекордные 77,7 секунд. В последних картинах режиссера этот показатель колеблется в районе 8-9 секунд, что все равно больше, чем общепринято в современном кино. Следуя стилю своих любимых авторов, Ясудзиро Одзу и Робера Брессона, режиссер часто использует технику «план-эпизод», когда часть сцены, а то и сцена целиком снимается одним кадром на общем или среднем плане. Камера при этом может быть статичной или плавно панорамировать. 

Излюбленный формат движения у Джармуша — боковой тревеллинг, когда камера сопровождает идущего героя, находясь сбоку от него. В целом длиннокадровое решение привносит определенную размеренность, плавность и созерцательность в повествование, а также метафизическую значимость, о которой часто говорят в связи с картинами Джармуша кинокритики. Впрочем, причина для такого решения есть и не только эстетическая, но вполне банальная. Сам Джармуш признается, что снимает так лишь потому, что никогда не умел толком монтировать. 

Джармуш — медленный.

Его фильмы лишены намека на суету; разве что в двух неортодоксальных роуд-муви — «Сломанных цветах» и «Пределе контроля» — Джармуш позволяет намек на какую-то динамику, в остальных же работах ну никуда не торопится. Это, понятное дело, тоже часть фирменной крутости, но неподготовленный народ зевает (а сам-то, а сам-то никогда свое кино не пересматривает!). Бескомпромиссным образом неприязнь к Джармушу сформулировала драматург Нина Беленицкая в пьесе «Я умер в прошлом году»:

«Коля выходит. В комнате несколько парочек танцуют медленный танец. Он садится на диван. Там уже сидит девушка — Таня. Коля на нее не смотрит. В комнате темно.

Таня. Похоже на сцену из этого, Джармуша.

Коля. «Более странно, чем в раю».

Таня. Точно, блин. Ненавижу Джармуша.

Коля. Правда? Я тоже.

Таня. Он вы********* (выпендривается), а я должна типа вставать на цыпочки, чтоб понять. А я и так умная.

Коля. Вот, кстати, совершенно согласен. Просто в яблочко.

Таня. Ну, круто, чувак! А давай назовем по пять фильмов, ну, самых-пресамых вообще, которые типа, ну, вскрыли мозг и все такое, и это будет как бы шкалой совпадений. В случае трех из пяти я тебя засосу».

С унынием в лице (1995) (Blue In The Face)

Зарубежный фильм, Комедия

tagHD 720

Режиссеры: Пол Остер, Уэйн Ван

В ролях: Харви Кейтель, Лу Рид, Майкл Дж. Фокс

Мы видим Огги, философа по мироощушению, торгующего табаком. Он все там же и, наверняка все также снимает угол улиц, где находится его магазинчик. На этот раз вереница персонажей, проходящих через это место, многочисленней и разнообразней. Многие из них говорят о себе и о Бруклине прямо в камеру. Других мы узнаем по их диалогам, поступкам, рассказам, снятым достаточно документально. Нужно очень любить этот город, чтобы снять такое кино, не связанное сюжетом. Это картинки, сценки, кусочки из жизни — маленькие осколки мозаики, из которых наше воображение складывает общую картину, а память позволяет как будто увидеть эту картину издалека.

Джим Джармуш сейчас

Режиссер выбирает актеров с нетипичной внешностью, долго присматриваясь к ним на фото и на экране во время кастинга. Так были выбраны Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани, исполнители главных ролей для последнего проекта Джима Джармуша — драмы «Патерсон» о жизни поэта, который в обычной жизни вынужден работать водителем автобуса. Премьера кинокартины состоялась на Каннском кинофестивале 2016 года, где была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».

Сейчас Джим Джармуш планирует создание продолжения фильма «Пес-призрак: путь самурая», принесшего в конце 90-х режиссеру мировую популярность.

Джармуш — пижон.

Никакой неряшливой помятости — ни в личном имидже, ни в фильмах. Его работы всегда невозмутимы, остроумны, ироничны, каждый кадр — «с иголочки». Это видно даже по ранним, снятым за три копейки «Вечным каникулам» и черно-белому «Страннее рая». (Кстати, для «Рая» пленку подкинул Вим Вендерс — это были остатки, не использованные на съемках «Положения вещей». Джармуш всегда умел заводить полезные знакомства с великими — от Николаса Рея, у которого работал ассистентом, до легенд вроде Игги Попа).

Конечно, можно сказать, что это постарался начинающий оператор Том ДиЧилло, но Джармуш его слил уже на своем третьем фильме «Вне закона» (Down by Law) и стал работать с великим немцем Робби Мюллером. ДиЧилло не обиделся и в своей первой режиссерской работе «Джонни Замша» даже придал легкое внешнее сходство с Джармушем Брэду Питту, который сыграл главную роль. И это тоже может раздражать: других режиссеров красавчик Питт не имитировал, только Джиму повезло.

Мультикультурализм

Кадр из фильма «Пес-призрак» (1999)
В жилах Джармуша течет десяток кровей: немецкая, французская, ирландская, чешская, венгерская. Возможно поэтому режиссер предельно открыт любым веяниям, культурам, идеям и меньшинствам. Его картины — это удивительный сплав самых разных, порой, казалось бы, несовместимых вещей. В них японцы восхищаются Элвисом Пресли, а индейцы — Уильямом Блейком, афро-американцы становятся самураями, а вампиры — рок-музыкантами. То же выражается и на уровне режиссерского стиля Джармуша. Например, вестерн он снимает, пользуясь приемами классиков «медленного» кино и получая в итоге антивестерн («Мертвец»). Из роуд-муви режиссер убирает ключевой компонент — цель путешествия («Более странно, чем в раю», «Ночь на Земле»). Ромком он превращает в экзистенциальную драму об одиночестве («Сломанные цветы»). А вампирский хоррор-мотив служит у него поводом для любовной мелодрамы («Выживут только любовники»). «Правил не существует, — утверждает Джармуш. — А способов сделать кино есть ровно столько, сколько существует кинематографистов». 

Почему мы креативны? (2018) (Why Are We Creative: The Centipede’s Dilemma)

Документальный, Зарубежный фильм

Режиссер: Герман Васке

В ролях: Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг

На протяжении долгих 30-ти лет автор собирал уникальные интервью с различными мировыми звёздами и великими мыслителями современной жизни. Ему удалось пообщаться со многими известными и популярными актёрами, политиками, лауреатами Нобелевской премии, звёздами музыки и другими не менее известными людьми. В своих интервью он спрашивал о многих вещах, в частности, как им удалось добиться мирового признания, через что они прошли и так далее. У каждого героя своя уникальная история. События, через которые им пришлось пройти, сделали их сильнее и умнее. Каждое интервью по-своему уникально, но во всех автор всегда задавал один и тот же вопрос: «Почему вы креативны?»

Фильмография

Режиссёрские работы

Год Русское название Оригинальное название Роль
ф Отпуск без конца Permanent Vacation режиссёр, продюсер, сценарист
ф Более странно, чем в раю Stranger Than Paradise режиссёр, сценарист
кор Кофе и сигареты Coffee and Cigarettes режиссёр, сценарист
ф Вне закона Down By Law режиссёр, сценарист
кор Кофе и сигареты, мемфисская версия Coffee and Cigarettes, Memphis Version режиссёр, сценарист
ф Таинственный поезд Mystery Train режиссёр, сценарист
ф Ночь на Земле Night on Earth режиссёр, продюсер, сценарист
док Ленты Гаража The Garage Tapes режиссёр
кор Кофе и сигареты: Где-то в Калифорнии Coffee and Cigarettes: Somewhere in California режиссёр, сценарист
ф Мертвец Dead Man режиссёр, сценарист
док Год лошади Year of the Horse: Neil Young and Crazy Horse Live режиссёр, оператор
ф Пёс-призрак: путь самурая Ghost Dog: The Way of the Samurai режиссёр, продюсер, сценарист
ф Ten Minutes Older: The Trumpet режиссёр, сценарист
ф Кофе и сигареты Coffee and Cigarettes режиссёр, сценарист
ф Сломанные цветы Broken Flowers режиссёр, сценарист
ф Пределы контроля The Limits of Control режиссёр, сценарист
ф Выживут только любовники Only Lovers Left Alive режиссёр, сценарист
док Gimme Danger. История Игги и The Stooges Gimme Danger режиссёр, сценарист
ф Патерсон Paterson режиссёр, сценарист

Роли в кино

Год Русское название Оригинальное название Роль
ф Фрейлин Берлин Fräulein Berlin
ф Американский автобан American Autobahn Продюсер
ф Прямо в ад Straight to Hell Амос Дэйд
ф Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет Helsinki-Naples All Night Long Бармен №2
ф Леденцовая гора Candy Mountain
ф Ленинградские ковбои едут в Америку Leningrad Cowboys Go America Торговец машинами в Нью Йорке
ф Золотая лодка The Golden Boat Незнакомец
ф В супе In the Soup Монти
ф Железные всадники Iron Horsemen Серебряный всадник
ф С унынием в лице Blue in the Face Боб
ф Отточенное лезвие Sling Blade Мальчик мороженое
ф Человек Канн Cannes Man Камео
док Год лошади Year of the Horse Джим Джармуш
ф Ви-ай-пи V.I.P.
док Угол зрения: История панк-рока Punk: Attitude
ф Джо Страммер: Будущее – как чистый лист Joe Strummer: The Future Is Unwritten
с Смертельно скучающий Bored to Death Джим Джармуш

«Чужеземец» (Амос По, 1978)

Я отлично помню, что на «Вечных каникулах» снял только один дубль одного длинного эпизода, поскольку у меня не было возможности снять второй и потом выбрать. Изначально я избрал такой стиль именно из финансовых соображений. А еще я тогда находился под сильным впечатлением от фильма Амоса По «Чужеземец». Это был своего рода панк-фильм; Амос снял его в семьдесят седьмом или семьдесят восьмом году за пять тысяч долларов или около того. По и его друг Эрик Митчелл, мои хорошие приятели, постоянно говорили мне: «Давай, Джим, ты тоже можешь снять фильм». Они были для меня источником вдохновения, снимали похожим образом, и тоже из финансовых соображений.

Акустика кадра

Джармуш исключительное значение придает звуковому пространству своих картин. Вот что по этому поводу говорит сам режиссер: «Звук на пятьдесят процентов составляет содержание моего фильма. Я не пренебрегаю подробностями — любыми — и не терплю никакой приблизительности». Джармуш использует звук как инструмент создания атмосферы и формирования смыслов. Часто шумов не так много, но оттого их значение только возрастает. Вспомним выстрел из «Мистического поезда» — звуча рефреном, он усиливает во всем фильме мотив таинственности. Авторы ролика выше сделали попытку собрать в рамках небольшого видео общую палитру звуков, которые регулярно использует Джармуш.

Биография

Джим Джармуш – яркая звезда, представляющая независимый кинематограф Америки. Фильмы «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Мертвец» стали классикой андеграундного кино.

Джармуш родился в январе 1953 года в штате Огайо, в городке Акрон. Отец работал в автомобильной сфере, в компании B.F. Goodrich Company по изготовлению шин. Мать мальчика получила диплом журналистки, освещала новости шоу-бизнеса и кино.

Актер Джим Джармуш

Еще в школьные годы наметилась склонность юноши к гуманитарным наукам. Поэтому в 1971 году Джим поступил в Чикагский Северо-Западный университет, где выбрал журналистику. Но уже через год понял, что литература влечет его больше всего. Поэтому молодой человек меняет специализацию на углубленное изучение английской литературы и уезжает в Париж.

В Париже Джима Джармуша настигло новое увлечение: кинематограф. Отправной точкой стало посещение Французской синематики. Просмотр десятков французских фильмов оказывает сильнейшее впечатление на молодого литератора. После возвращения на родину Джим получает степень бакалавра по литературе, но кинематограф становится приоритетом.

Джим Джармуш

Любовь к кино привела Джима Джармуша в Нью-Йоркский университет, где находится знаменитая киношкола.

Дискография

Студийные альбомы

  • Concerning the Entrance into Eternity (Important Records, 2012) с Йозеф ван Виссем
  • The Mystery of Heaven (Sacred Bones Records, 2012) с Йозеф ван Виссем
  • EP #1 (ATP Recordings, 2013) с группой Sqürl
  • EP #2 (ATP Recordings, 2013) с группой Sqürl
  • EP #3 (ATP Recordings, 2014) с группой Sqürl
  • EP #260 (Sacred Bones Records, 2017) с группой Sqürl — анонсирован выход 27 июля 2017

SQÜRL Live at Third Man Records (12″ vinyl, A Third Man Records, 2016) (as Sqürl)

Гостевое участие

  • Jozef van Wissem – песня «Concerning the Beautiful Human Form After Death» с альбома The Joy That Never Ends (2011)
  • Fucked Up – «Year of the Tiger» (2012)

Джармуш — сноб.

Никто не позволял себе такого высокомерия по отношению к обывателям, как он в вампирской сказке «Выживут только любовники». Это надо же — сделать романтическими героями вечно живых эстетов-кровососов и противопоставить их простым смертным, которых в фильме называют «зомби» (и это сравнение не в пользу людей). Нет, Джармуш может иногда польстить рабочему классу, но с такими оговорками, что лучше бы и не пытался. Как в интервью критику Джонатану Розенбауму: «Однажды в Риме мы с Роберто Бениньи зашли пообедать в дешевую столовую. Сели за длинный стол, рядом — дорожные рабочие в синих комбинезонах, и Роберто завел с ними разговор — о Данте, Ариосто и итальянских поэтах ХХ века. Знаете, если вы приедете в какой-нибудь сраный Вайоминг, зайдете в бар и у вас случайно вырвется слово «поэзия» — сразу получите пулю в задницу. Такова Америка. Даже не знаю, стоит ли мне сейчас лицемерно заявлять: «но встречаются редкие исключения, на которые мы и должны равняться».

Выживут только любовники

Only Lovers Left Alive | 2013 год

Фильм с невероятной, неповторимой атмосферой, который рекомендуется к просмотру темным осенним вечером под бокал красного вина. Немного мрачноватый, тянучий и обволакивающий, он заставит с головой погрузиться в размеренную жизнь Адама и Евы – двух вампиров, живущих на Земле уже не одну сотню лет.

Адам живет в Детройте, занимается музыкой и мечтает о смерти. Ева живет в другом городе и отправляется к любимому, чтобы вытянуть его из депрессии. Встретившись, они наслаждаются друг другом, но идиллию нарушает внезапное появление младшей сестры Евы, которое станет поводом для новых проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector